Вот она Египетская сторона границы, все основательно, капитальное здание. После Ливии здесь все должно казаться Европой. Все приличные люди и даже чиновники должны знать английский, миллионы туристов, должны снести все таможенные дурости.
Это все должно быть, а вот что мы видим: веселые погранцы, если бы это было в России то я уверенно сказал - пьяные, но после Ливии такое богохульство так и хочется прогнать из головы. Welcome to Egypt! Поздравляют с новым годом, добрым утром, а какое там утро - уже темнеет. Нет все таки пьяные и сильно. За въезд надо заплатить 34 фунта - 7.4$. Как здорово, это просто копейки.
Увы, радовались мы не долго. Египет, научился делать приятное внешнее лицо, а вот сущность:
Фунтов у нас нет, поэтому, оставляю народ, паспорта и еду дальше, вход в обменник по ту сторону таможни. Не беда, оказывается, нет проблем пройти таможню, без паспорта, но через металлоискатель. У меня перочинный ножик. Чуть не отобрали. Только большой начальник дал добро. Из обменника меня выперли, сказав, что вход в окно, а что там никого нет, так это временно. Проходим таможню в обратную строну. Жду. Телефон не работает, сетки нет. Обменник ожил, меняю деньги. Курс - 1 US$ - 4.55 египетского фунта. Еду назад, забираю оставшихся.
Подъезжаем на таможню. Сумки заставляют тащить на металлоискатель и рентген. Машина остается по другую сторону. Теперь я опять возвращаюсь назад к ней через все тот же металлоискатель. На звон от моего ножика уже никто не обращает внимания. Все понимают так надо.
Сначала кажется все стандартно, вот военный контроль. Мужик демонстративно порылся и спросил, нет ли у нас бомб, потом гонят в транспортную инспекцию. Уже чувствуется перебор. Все номера, кузовов копируют на бумажку, долго и тщательно. С бумажкой опять на таможню, там оглашают сумму 500 фунтов. Это почти 110 долларов. Вот это да. Гонят в страховую компанию, там говорят 800, а вернее не говорят, а пишут на бумажке, т.к. по-английски говорить не обучены. Мы кричим, что на таможне сказали 500, он говорит, что таможня ему не указ. Ведем страховщика на таможню, тут выясняется, что 500 таможне, 800 мужику за страховку, 200 в транспортную инспекцию за номера, права на арабском, но и это еще не все. Страховка страховкой, но мужик на территорию Египта нас не выпустит без сопровождающего, т.к. боится, что мы продадим машину, а сопровождающему тоже надо платить 300, итого 1800, или 400 долларов. У нас налом просто столько нет. Вот это да, вот это цивилизованная туристическая страна. На! чался торг. Шайка во главе инспектора таможни Махмуда Камиля, и представителя независимой частной фирмы ведет себя как наперсточники на рынке. Я, мол, ни в чем не виноват, а частная фирма вольна делать все, что заблагорассудится. Те же трагические пассажи, те же невиданные предложения. Записали имена и телефоны всей шайки, обещали жаловаться, жить здесь месяц и портить им жизнь. У нас виза 3 дня, и они намекают, что мы уже в Египте и через 3 дня они нас могут арестовать и депортировать. Наш ответ, оставим машину, уедем в Каир, продлим визу, пойдем жаловаться по начальникам. Похоже, взяло. Главарь шайки Махмуд Камель, выхватил нашу записную книжку и вырвал страничку со своим телефоном. Ага, значит, сделал ляпу, можно жать. Жаль, трубка не работает. Видимо это не зря. Хочешь позвонить, купи карточку на 100 минут за 30$, купил, молодец, только телефон-автомат не работает, света нет, и до завтра не будет.
Четыре часа переговоров кончились 100 фунтов таможня, 650 страховка, 70 транспортники, 200 сопровождающий итого 1200 - 264$. Ай да Махмуд, больше 100$ хотел себе в карман положить. Сумма большая, скажем прямо не приемлемая. Можно ехать ругаться в Каир, но 6 часов в Египте, отбили у нас желание путешествовать по этой стране. Смотреть чужую страну, можно только с любовью и интересом. Увы, общение с бандитами, сделало эту любовь сомнительной. Надо мотать в Иорданию, тем более, что новый год здесь будут праздновать еще долго, почти как у нас. Стемнело Махмуд, сказал, что он кончил рабочий день, едет домой, а кроме него никто по-английски ничего не знает. Мы остались ночевать в машине. Переговоры зашли в тупик на сопровождающем. Мы говорим, что он неприемлем, нам говорят, что у нас нет выбора. Как вариант предлагают заплатить 10 000$ депозит.
Спим ночь в машине вчетвером.(31о34.280'N 25о05.238'E h=190) Настроение убойное, ругаемся, друг с другом, что надо было умнее и быстрее вести переговоры. Телефон не работает, а так тоскливо, так хочется SMSку послать. Изредка сигнал появляется, но связи нет. Пошел, как лозоискатель с телефоном искать место, где сигнал мощнее. Вскорости это удалось. Встав на цыпочки и подняв руку вполне стабильно удается слать SMS.
Чуть веселее, но у нас на сегодня были совсем другие планы.
Увы, делать нечего. Виноваты даже не эти проходимцы на таможне, виновато государство. Оно ввело пошлину на ввоз иномарки в размере 10000$. Мол, защитим свой рынок, обберем богатых. Оно допустило то, что любой чиновник покупается. Любой таможенник, за долю пропустит машину без бумаг, любой ГАИшник ее зарегистрирует. Здесь все так продажно, а учет так плохо поставлен, что все можно. Если мы ввезем нашего заслуженного форда и продадим за 10000$, а после поделимся тысячей другой на выезде, все сойдет с рук. Таможне конкуренты не нужны, и она без огромной дани никого не пропустит. Верить людям здесь не принято. Может, за 5000, нас бы пустили на все четыре стороны.
Еще поучительно, то, что пошлина в десять тысяч не спасла местный автопром. Ездят все равно на иномарках, наша шестерка стоит 12000$, а Тольятинский завод продвигает прожекты наладить выпуск шестерок в Египте.
Утром мы в 7 утра подняли на ноги всех участников бандитского вымогательства. Конечно, приятно сделать пакость, но нам от этого не легче. Теперь все сонные слоняются в поисках главаря. Махмуд приехал в 11 утра. Новый часовой раунд переговоров. Соглашение достигнуто. Гадкий мужик из страховой фирмы едет с нами на заднем сидении. Мы должны приехать в Нувейбу завтра вечером. Начинаем хождение с бумажками. Я уже знаю всех начальников, был во всех кабинетах. Мы уже ходим через все таможенные заборы и двери с надписью вход воспрещен, металлоискатель по-прежнему ругается на мой перочинный ножик. Все знают, так и надо. Проверенные сумки мы протащили назад в машину. Бардак полнейший. Все это пустая видимость охраны границы.
Дали потрепанные египетские номера на арабском. Пластиковые права на арабском, в замен международных. Это притом, что, Египет подписал соглашение о взаимном признании прав. Денег при выезде за их возврат никто выдавать не собирается. В отличие от Ливии все цифры истинно арабские, поэтому на выданных квитанциях разобрать что-либо совсем трудно. Скажу сразу, там есть все, кроме тех сумм, которые с нас брали. Еще скажу, что не поленюсь отправить все это в египетское правительство, пусть разбираются. Иллюзий я, конечно, не строю, жизнь в России многому научила. Зло останется безнаказанным, но конкретным исполнителям достанется.
Около двух часов дня все готово. С презрительным видом, мы гоним сопровождающего с переднего на заднее сидение. Первые километры по египетской земле. Мужик сидит, и командует. Из английского он знает 5 слов. Особенно нам понравилось "relax". Что это значит? Никогда не догадаетесь, оказывается "внимание!" Он это говорит перед каждым ухабом. Машина, всем своим нутром воспротивилась против нового ездока. При въезде в первый город Эс-Салум, потек бензин. Теперь он хлещет рекой. Лезу смотреть. Прорвало сразу два бензошланга, в том числе один высокого давления. С ним мне не справиться. Я его обрезал, а вот опресовать не в силах. Ладно раз в городе, значит поехали в сервис.
Вот это да! Сервис без подъемника. Чумазые туземцы лезут под машину, даже ее не поддомкратив. Разобрали бензошланги. Не успел я глазом моргнуть, как они для пущей герметичности подварили патрубок шланга к бензонасосу. Сволочи, да, что же вы делаете. Наш сопровождающий многозначительно советует молиться богу. Пытаются шланг натянуть плоскогубцами. Пластик не поддается, но весь шланг, они изуродовали. Это я и сам мог сделать, но уже поздно. Бензин орошал их с ног до головы, они орудовали своими зверскими клещами. К счастью им все удалось заткнуть. Бедная моя "белая верблюдица". Мне еще повезло. У соседней машины автогеном приваривали радиатор к кузову. Ладно бог их покарает, да уже покарал. Всю жизнь они проведут, пресмыкаясь в грязи под машиной, без подъемника, в захолустной деревушке, в этой подлой стране. Требуют 13$ за ремонт. Говорят, большую работу сделали. Сторговались на 9$.
Машина поехала, целых 100 км проехала. Бензин рванул с новой силой. Все. Теперь рассчитываю только на свои силы. Переодеваюсь в грязную одежду, поднимаю машину и лезу опять под бензиновый душ. За час все удалось привести в относительный порядок, вот только шланг высокого давления не опресовать. Держится на соплях.
На улице уже темнеет, и если прорвет еще раз, в темноте чиниться будет совсем сложно.
Продолжаем ехать. Дорога, отмеченная магистралью на самом деле - обычное двухполосное шоссе. Движение не сильное. Всюду посты полиции. Все при автоматах, ни улыбки, ни интереса. Даже в России менты более приветливы. Требуют все документы. Даже наш сопровождающий их боится, заигрывает, лебезит.
В результате всех протечек у нас уже кончается бензин. Едем на заправку. В жлобском Египте есть два сорта бензина 80 без свинца - 0.9 фунта (0.2$) за литр, и 90 со свинцом -1 фунт (0.22$) за литр. Вот вам и выбор. Что лить в мою любимую машину с катализатором, рассчитанную на 98 - 95 бензин. Еще никогда она не видела 80, читай 76 бензина. Лью его. На душе тяжелое чувство - что сейчас произойдет? Ничего, тарахтит, но работает. Едем дальше, но на душе гадко и тревожно.
Все указатели дублированы на латинский алфавит. Их достаточное количество, проблем с навигацией нет. Мужик пытается нас развернуть в Каир, но у нас совсем другие планы. Мы собираемся ночевать в Александрии и едем туда. Он пытается, сопротивляться, но мы говорим, что это его проблемы и он может немедленно убираться вон. Увы, он ничего не понимает. Тем временем мы отошли от утренних переживаний. Вокруг нас черная египетская ночь. В магнитофоне играет моя детская кассета с Джо Дассеном, и другой приятной западной музыкой. Разве мог я подумать в те далекие годы, что через 20 лет я буду ее слушать в своей машине по дороге из Ливии в Александрию. Ведь, несмотря на мужика мир прекрасен. Я ведь мог по прежнему сидеть в своем институте серой мышью.
При приближении к Александрии местность преобразилась. Дорога действительно стала магистралью, пошла вдоль берега, на котором рядами стоят многочисленные туристические отели. Огромные кварталы за забором. Все пустые. Здесь сейчас не сезон. Это на красном море зимой хорошо, а здесь вода ледяная.
Александрия - огромный город, с пригородами, начинающимися за десятки километров от центра. Уже на окраинах мирное деревенское движение преображается. Появляются лихачи, несущиеся на скорости 120-140 в городской черте. Дороги вокруг хорошие и по большому счету помех они не создают. Сам я еду тихо, по правилам, помню предупреждение ливийских полицаев.
Куча развязок и туннелей, но у нас есть карта. Без ошибок мы быстро и точно выезжаем на центральную набережную. Здесь машинам уже тесно, но в целом ехать приятно. Если тебе надо, то уступят, пропустят, предупредят.
Дешевые отели в центре, на набережной. Мы встали в первом попавшемся, с названием "Дервиш". (31о13.007'N 29о55.427'E) Взяли два номера, в сумме за 18$. Есть теплая вода. Я, наконец, дорвался до душа. Вот уже 4 дня я весь в грязи и бензине. Прорвался в душ первым и правильно сделал. Теплая вода вскоре кончилась. Я вымыл голову раз десять, но волосы все равно не те, слипаются в комок. Главное лучше, чем было. Мужик попросился спать в машине. Ладно, хрен с ним. Надо конечно было его на коврик выгнать.
Вымывшись, мы пошли гулять по вечернему городу. Народ совсем европейский. Парочки вольно гуляют, взявшись за ручки. В мусульманских странах это верх неприличия. В кафешках народ мирно жует свой ужин. Кофе по 2 фунта (0.43$). Люди как люди. Вся эта государственная дурь их видимо не касается. Съели булочку, запили чаем. Народ приветливый, жить можно.
Море разбушевалось. Огромные валы с шумом обрушиваются на бетон набережной, полная луна сияет почти в зените. Жаль, что мы не можем здесь остаться на неделю другую. Нет визы, денег, времени. У меня на Египет было предусмотрено потратить 10 дней. Придется приезжать еще раз. Ладно, может по пути в Судан.
Спать нам удалось только 4 часа. Раз уж нам положены только 48 часов, то мы их используем на все 100%.
С утра едем в сторону Каира. На выезде из города огромная заправка Mobil, вывеска замена масла. Вот где продают масло для несчастной коробки. Масло из нее уже не течет. Может конечно присохло, но скорее всего просто вытекло. Вот и 5 передача начала подвывать.
Спрашиваю масло, говорят есть, заезжай, мы тебе нальем. Отлично, давайте. Чистенький мужик в перчатках и форме лезет в яму с ключиком, потом с другим. Подходит хозяин, начинается разговор, о том, как нас сюда занесло. Пока болтали мужик вылезает из под машины и говорит: "Масло ОК, доливать не надо, давай 1 фунт и езжай дальше". Эх, жаль я этого сам не увидел, но все прилично, станция красивая, марка Mobil, внушает уважение.
Поверил, а зря. Спустя 4000 км коробка сдохла. Вскрытие показало, что пробку измерения не откручивали, а масло вытекло. Я, конечно, напишу в Mobil, но горбатого могила исправит. В Египте обманут всюду, где только можно, обманут и представителей Mobil, чью марку они порочат.
До Каира два шоссе, мы едем по "Dessert highway". Оно прямое, скоростное и платное - 2 фунта. На въезде дают квиточек. Его надо сохранить, в противном случае при проверке на выезде, с Вас не забудут взять плату вторично. Можно еще ехать по берегу Нила, но это будет очень долго. Идет шоссе прямо к пирамидам. Это очень впечатляющее зрелище, когда вдруг из-за небольших холмиков показываются их огромные контуры. Вопли мужика, что нам не туда, вызвали злорадную улыбку. Теперь птичка мы тебе покажем. Оставляем машину и идем смотреть пирамиды. Вход 20 фунтов. Он остается за решеткой. Не будет же он платить двадцатник.
Первое впечатление - это сфинкс. Он оказывается такой маленький. Не ждал такого разочарования. За 20 фунтов можно войти к подножью пирамид, и в несколько незначительных гробниц. В каждой из них Вас поджидает служитель, со словом бакшиш. No бакшиш, нет проблем, замолкает, уходит. На пирамиды восходить запрещено, стоят десятки полицейских на страже, но это все покупается. Я давно мечтал залезть на пирамиду, но мне стало так противно кормить этих вымогателей, что я передумал. Может когда ни будь потом, в Египте случится гражданская война, фундаменталисты выгонят всех туристов. Я прокрадусь под видом транзита и залезу, на дикую и свободную пирамиду. Думаете, мой прогноз слишком мрачен, может быть, но всегда, когда я думаю, что бог справедлив, я с ужасом думаю о судьбе своей страны, а теперь и о судьбе Египта.
Наш провожатый тем временем прорвался через ограждение и теперь бегает вокруг нас с возгласами "О, мистер Александр, О, мадам Елена, го то Нувейба". Для пущей издевки мы по команде разбежались в четыре стороны. "Ну побегай за нами."
Кроме стандартной программы за отдельные 20 фунтов можно залезть в каждую из пирамид. Известно, что там ничего нет, и подтверждать это за свои кровные остатки денег мы не стали.
Пирамиды это еще не весь облом, который ждал нашего мужика. Насладившись, чудом света, мы сели в такси, помахав ему ручкой, мол, вечером вернемся, и уехали в центр Каира. Мужик стерпел это молча.
Мы были много наслышаны, про лихую езду каирских таксистов, и приготовились снять кино, а вернее фильм ужасов. Увы, едут они конечно умело и быстро, но ничего особенного. Город как город. Очень много такси, пробки только в самом центре. В городе проложено много широких дорог с развязками. Ехать можно и даже приятно. На большинстве перекрестков регулировщики. От пирамид до центра минут 15-20 езды и 15 фунтов за такси.
У нас совсем кончились наличные деньги. Надо срочно искать банкомат. Как ни странно, это оказалось не просто. Похоже на весь город их всего несколько штук, вернее они есть в каждом банке, но только для своих египетских карточек. Сорок минут мы ходили из банка в банк, прежде чем не нашли это волшебное устройство. Нажимаем на кнопочки и 1000 фунтов в кармане. Теперь можно жить. Во-первых, поесть. По Lonely Planet нашли забегаловку с кошерной пищей. Очень все приятно, всего по 1.5 фунта, но этого нами мало. Пошли обедать второй раз. На этот раз вышло много дороже, но зато сытно. Пока ждали заказанной пищи, разослали всем SMSки. В Египте есть две GSM сетки. EGY MisrFone Telecomunication (EGY CLICK GSM, CC602 NC 02) и EGY MobiNiL (CC602 NC 01). Сетки обоих операторов покрывают большинство обитаемых территорий. Цена отправки SMS, для роумеров 0.20 и 0.06 $ соответственно, разговоры тоже дешевле с NiL, но MisrFone есть преимущество: платежи от нее идут 5-6 дней. Если Вы решили окон! чательно опустить своего домашнего оператора, то можно спокойно говорить почти неделю.
Египетские телефоны арабофицированы - на экране только арабские буквы и цифры, даже клавиатуры иногда только с арабскими закорючками.
Времени гулять у нас немного, и мы разделились на кучки: Лена с Машей пошли осматривать мусульманские кварталы, ну а мы с Таней Египетский музей.
Расположен он на берегу Нила, в центре города. Двухэтажное каменное здание. На входе дважды надо пройти через металлоискатель и рентген. Вход 20 фунтов, за фотоаппарат и видеокамеру надо платить отдельно. За камеру 100 фунтов. Разрешены фотоаппараты без вспышек. Если платить не хочется, то можно сдать в бесплатную камеру хранения.
Здание двухэтажное. Экспозиция первого этажа разделена на царства. Второй этаж это Тутанхамон, комната мумий и все прочее.
На то, чтобы просто пройти медленным шагом все комнаты потребуется несколько часов, и их надо выделить, лучше не ходить во все оставшиеся музеи. Не буду пытаться написать путеводитель по музею, скажу лишь то, что запомнилось.
Весь музей набит саркофагами, а вернее такими фигуристыми футлярами для мумий. Это же сколько надо было гробниц раскопать, там их тысячи. Интересно, а все золото куда делось? Если крышки сохранились, значит, все это откопали недавно.
Нам с Таней очень понравилось, что фараоны, сидят в обнимочку со своими фараонихами. Дети изображены меньшего роста и где-то там в стороне.
Лица фараонов первых династий, совсем другие, чем на последующих. Ранние египтяне были круглолицыми и скуластыми. Поздние выглядят так, как мы привыкли их видеть на античных рисунках. Сейчас таких людей в Египте не встретить.
В комнату мумий надо покупать отдельный билет за 40 фунтов. Снимать в ней категорически запрещено, и это не удивительно. Если, кто увидит, что там всего 11 мумий, что все так не интересно, то желающих платить сороковник резко поубавится. За большие деньги, правда, исключения делают. В старые времена туда пустили советское телевидение.
Мумии лежат обернутые в тряпку, из-под которой в лучшем случае высовывается голова и кисти рук. Кожа вся черная и не по тому, что они негры. Это просто засушенный труп кожа на костях. Чучело Ленина сохранилось много лучше. Есть мумия Рамсеса и еще несколько знакомых имен. Мой совет - посмотрите мумию в Питере в Эрмитаже, если она там еще сохранилась, и используйте денежку на более интересное дело.
Тутанхамон, со всем хозяйством занимает много комнат, но в гробнице, был, запихнут в совсем маленькую комнатку. Все известные экспонаты лежали буквально друг на друге. Это самая золотая часть экспозиции.
Мы потратили на музей два часа, и очень жалеем, что не больше. Музей очень приятный и интересный. Вот только туалет, как бы бесплатный, но на выходе требуют деньги, будьте осторожны.
Теперь про Каир. Это очень большой город, народ свободный и терпимый, одет по-европейски, можно ходить в мини-юбках, обниматься, целоваться. Всем на это наплевать. Улицы в основном широкие и только в мусульманской части, где сосредоточены мечети, все похоже на типичный арабский город с узкими улочками и непрерывным базаром. Нил - совсем не широкий, и течет медленно. Выглядит примерно как Нева.
Расслабляться, правда не стоит. Это Египет, здесь водятся карманники, здесь, Вам не дадут сдачу целиком, если Вы дали лишние купюры, их наверняка прикарманят, здесь в любой момент, может проявиться злобная египетская сущность. Впервые, за все путешествия, у нас не сошелся баланс по деньгам. В неизвестном направлении исчезли 150 фунтов. Деньги были у меня и у Лены, а мы наученные торговлей на барахолках, так просто деньги не упустим. Есть такой народный обычай, если Вы отдали деньги из рук, то никто и никогда их не вернет. Не давайте крупных купюр на улице, готовьтесь в любой момент Вас могут обобрать. Если Вас обворуют, в полицию можно не обращаться, они если станут искать вора, то только для того, чтобы поделить его добычу.
Когда мы вернулись к машине, выражение у мужика было страдальческим. Припарковальсь мы на стоянке парфюмерного магазина, и теперь нас насильно туда затащили. Жаль, что мы сдались. Сколько мы не сопротивлялись, сколько ни говорили, что вообще не употребляем косметики, а пришлось купить бутылочку духов. Хозяин магазина говорил по-английски, и наконец наш мужик смог высказать наболевшее, которое сводилось к тому, что страховка на 48 часов, и если мы не успеем в Нувейбу за 7 часов, то придется ему доплатить кучу денег. Хе-хе, как же, ждите больше.
Не будучи уверенным в машине, я хотел как можно скорее покинуть столь не дружественную страну. Очевидно, что сравнительно небольшая поломка здесь приведет к потере машины. После Каира мы решили ехать почти без остановки до Нувейбы.
Сначала выехали на кольцевую вокруг Каира. Вот это дорога - иногда по 8-10 полос в одну сторону. Все очень свободно, болтаюсь на 2-4 ряде слева. Особенно никто не гонится, все мирно спокойно. Переезжаем Нил. По берегам банановые плантации. После Каира едем по шоссе на Суэц. Не доезжая 20 километров надо развернуться и повернуть по указателю на туннель. Это единственный туннель под Суэцким каналом, проезд платный - 2 фунта. На въезде очередная проверка документов. Собственно канала не видно, видны только контуры кораблей возвышающиеся над пустыней. Туннель кажется совсем не длинным. Вот и самая нижняя точка. Миг и мы уже не в Африке. Синайский полуостров считается Азией. Не только Россия лежит на двух континентах. Да и не только Египет, мы насчитали еще 4 страны. Сразу после туннеля видны многочисленные следы войны. В семидесятые Синай был под контролем Израиля. Вокруг пустыня, плавно переходящая в горы. Быстро темнеет. Похоже, оставшиеся три сотни километров придется ехатьп! о горам и в темноте.
Взошла почти полная луна, осветив плоскогорье, на которое мы выехали. Сначала дорога идет в сторону Эйлата. Израильских машин не видно, зато много всевозможных военных и полицейских. Посты идут один за другим. Периодически проверяют документы. В Основном их интересуют паспорта, но иногда спрашивают выданную мне египетскую пластиковую карточку на арабском. Называют ее "триптик". Ближе к границе появляются посты ООН. До Нувейбы есть дорога идущая через горы и выходящая прямо к Нувейбе. По ней мы и поехали. На большинстве карт она показана горной тропой. Дорога очень красивая, это видно даже при лунном свете. Ехать только приходится очень медленно. У нас вдруг перестало отжиматься сцепление. Только этого не хватало.
На очередном посту, на "лежачем полицейском", от глушителя отвалился кусок и стал бренчать по асфальту. Пришлось его отломать и выкинуть. Заглянул под машину, опять течет бензин. Осталось несколько километров, дотяну. Припарковались у порта, но еще не въехав в таможню. Мужик потерял к машине интерес и пошел спать. Интересно, что теперь мешает нам продать машину. Смеюсь над ним, но он ничего не понимает. Местный таможенник ему переводит. Все смеются. Так все-таки зачем он с нами ехал? А может все круче. Они сейчас договорятся и выпустят нашу машину без отметки на таможне, а наше исчезновение представят как страховой случай, опустив Кувейтскую страховую фирму на 10000$. Россия, так далеко от Египта, что нас просто будет не найти. Надо эту идейку в Египетскую прокуратуру заслать, пусть проверят.
Самостоятельно, мы, пожалуй, на машине по Египту уже не поедем, кто его знает, как нас на постах проверять будут, да и машина ломается на глазах. Но программа еще не закончена. В 120 км от нас гора Синай где Моисей получил от бога 10 заповедей. По-арабски она называется гора Муссы (Гебель Мусса). На ней положено встречать рассвет. Тем, что его там встретит, прощаются все грехи. Я конечно в это не верю, да и понятие грех не свойственно моему восприятию мира. Да и вообще, говорят, что Моисей все перепутал, а заповедь была всего одна: "глаголы и частица не - пишутся раздельно". Все может быть, но побывать в этом историческом месте хочется, в конце концов, мы встречали рассвет на многих горах и вулканах и высшая точка Синайского полуострова вполне достойное место. У нас как раз есть время на это.
Вокруг вьются таксисты, навязчиво предлагая услуги. Их много, мы одни. С начальных 200 мы опустили цену до 140 фунтов (30$). Это дорога в оба конца. Пока мы будем гулять, водитель будет спать в своей машине. Выбрали самого дешевого. Советует нам немедленно отправляться в путь, ехать далеко, дорога горная, потом 4 часа пешком. Мы, конечно читали, что ехать и подниматься в сумме три часа, но к чему местному таксисту врать. Сказано сейчас - едем сейчас. Спрашиваем, какая там, на горе температура, говорит тепло. Странно 2200 и тепло, в феврале, не может быть. Там должен быть мороз. Вот тут мы не поверим, запас теплой одежды берем.
Срываемся с места. Вскоре полицейский пост. Полная проверка документов. Дальше просто комедия. Нам решили показать кино про крутых таксистов. Двое напарников изображают гонки по горной дороге, периодически обгоняя друг друга. Интересно, это для кого? Ведь большинство туристов сами умеют водить и отлично видят всю фальш. Особенно очевидно, потому, что едут они совсем медленно и осторожно, я просто чувствую, что эти повороты можно проходить на 20-30 км быстрее, ведь я только что ехал по этим горам сотни километров. Бог с ними, может они стараются для нас, сделать так, что бы нам понравилось. Может туристы с пляжа только и ждут, чтобы их обманули.
Рядом с горой Синай туристический городок. За въезд берут 10$ с машины, а может и не берут. Как понятно 10 фунтов с нас. Как проверить. Полицаи по-английски ни слова сказать не могут, да и вовсе не желают раскрывать возможный совместный бизнес.
Мужик остается спать, а мы идем в гору. Не вздумайте давать ему деньги, после дороги туда, не вводите его в соблазн.
Вокруг толпа извозчиков на верблюдах. "Камиль гуд, ферблють хороший". Русских тут много бывает, но пока вокруг никого не видно. Лена с Машей пошли на добычу, ну а мы с Таней пошли пешком. Ноги надо тренировать. Если Вы никогда не ездили на верблюде, то самая пора это сделать. Цена торгуема до 30 фунтов (6.6$). За меньшие деньги верблюд арендуется только совсем в диких местах, где организованный турист появиться не может в принципе. По словам Лоренца Аравийского Синайские верблюды не умеют ходить ровно, но где взять других. На эти деньги Вас поднимут в гору примерно на половину перепада высот. Дальше дорога становится каменистой и верблюд, со своими нежными лапами ее не осилит.
Сначала дорога очень пологая, приходится все время ее спрямлять, а то можно умереть с тоски петляя туда-сюда. Вокруг скалистые горы, залитые лунным светом. Внизу в расщелине виднеются огоньки монастыря святой Катерины. Пейзаж фантастический. Мы очень правильно сделали, что пошли сюда. Миллионы людей сейчас спят в своих кроватях и не знают, что здесь такая красота. Теперь, когда у меня будет бессонница, я буду вспоминать, что где-то там далеко, люди и верблюды идут в гору.
Среди камней построены небольшие сарайчики, в которых продается кофе, чай, лимонад, булочки. Освещены они газовыми горелками. Их теплые огоньки уютно вписываются в окружающую картинку. Цены конечно немаленькие, почти доллар за единицу пищевого продукта. Мы зашли в оду из таких кафешек выпить чаю. Там сидели французские девицы с привязавшимся к ним арабом. Интересно, русские девушки в ужасе шарахаются от таких ухаживаний, а эти ничего, кокетничают и принимают комплементы, шутливо, с издевкой говорят об огромной любви.
Пообщались с ними. Завидуют, что мы так свободно передвигаемся по миру.
По мере набора высоты начинает холодать. Этого и следовало ожидать. Здесь положено лежать снегу, но климат на Синае очень сухой, и годовая норма осадков - несколько сантиметров, поэтому снега нет, но от этого не теплее. Пока лезешь в гору хорошо, но стоит только встать, как начинаешь мерзнуть, все таки зима. Еще раз заходим за кофе, спать хочется страшно. За последние 4 дня мы в общей сложности спали часов 10 и вот еще одна ночь без сна. Перед вершиной широченная дорога кончается, и делится на несколько тропинок. Можно даже не туда пойти. Вокруг нас по камням в разные стороны ползут испанские девицы, ищут дорогу. Со скал раздаются возгласы "Puraki Maria!", лезь, ко мне, у меня лучше!
Конечно, дорогу находят все, подъем вообще не труден, можно одолеть на одном дыхании. Любой забраться сможет, особенно с верблюдом. Вот и вершина. (28о32.317'N 33о58.517'E h=2176) Здесь стоит закрытая на замок постройка церковного вида, несколько кафе, с большими скамейками для скучающих туристов.
Только тут, становится явным коварство таксиста. Холод страшный, а до рассвета еще 3 часа. Мы с Танькой было, устроились на ночлег в небольшой расщелине, спрятавшись от ветра, но все равно очень холодно. Пришлось искать убежище в кафкешке. Здесь теплее, и дают теплый чай, и еще дают за 5 фунтов одеяло. Вот она ловушка, вот почему нас пытались выпихнуть на гору без теплой одежды.
Одеяло нам не потребовалось, мы тихо уснули в темном уголке. Проснулись от ввалившейся толпы русских туристов. Орут, ругаются. Какой кошмар. Я давно не видел таких бескультурных людей. Послушаешь разговор - уши от тоски вянут. Месяц мы не видели наших сограждан и теперь нам просто за них стыдно. Хочется перейти на английский, и не выдавать себя. А еще говорят Россия славна духовностью - черта-с два. Горды собой, круты, выдержали испытание, а смотреть здесь нечего. Дурная попалась турфирма, на гору загнала. Надо было на ужин оставаться.
Настроение они нам испортили. Но солнце начало постепенно всходить, освещая скалы причудливой формы. Туман переливался через хребет. Моисей, если он конечно вообще существовал и был здесь - выбрал правильное место. А собственно, какая разница, был он в реальности или нет. Достоверно известно, что авторы монотеистической религии, выбрали это место символом, и во вкусе им не откажешь. А как их звали и при каких обстоятельствах это произошло, не имеет значения, как не имеет значение, что христиане и мусульмане выделились в отдельные организации.
Увы, Бог может здесь появлялся, но сейчас от такой толпы явно сбежал. Сидеть и медитировать под базарные вопли руссо туристо не получится. Хорошо западникам, они этого перевести не могут.
Солнце поднялось и пора назад, нас ждет паром в Иорданию. Надеюсь там, мы найдем более добрую страну и приветливую встречу. Наш водила, спит в машине, будим его. Машина еле заводится, но едет. К десяти часам мы на причале. Покупаем билеты на паром. Машина и 4 человека - 230$. Берут исключительно доллары. Завтракаем на последние деньги в местной забегаловке. Объявляется наш провожатый и сдает нас пограничным властям. Теперь мы опять бегаем с бумажками по всем кабинетам. Хорошо на этот раз нам достался хороший помощник с таможни. Он провел нас по всем инстанциям практически за ручку. Не обошлось без поборов - с нас сняли 30 фунтов, я так и не понял за что. Паром Иорданский, называется Святая Катерина. Граница двух государств, следовательно, это въездной трап. При его пересечении последний египетский ухаб, а я просто уверен, что именно египетский оторвал очередной бензошланг. Бензин потек рекой. Пришлось опять лезть под струю бензина и затыкать пробоину, но об этом уже в главе ! про Иорданию.
Миллионы туристов бывали в Египте за стенами многозвездочных отелей. Там создан кусочек привычного цивилизованного мира, а вокруг куча декораций, создающих вид мирной и красивой страны, но все это кино. Стоит приглядеться и наружу вылезает весьма неприглядная картина. Египет напоминает мне пирата Глота из мультика про Алису и тайну Третьей планеты.
Это страна, где военно-полевые суды приговаривают к расстрелу, без лишних церемоний и соблюдения прав человека. Борьба с терроризмом и весь разговор. Это страна, где коррупция и вымогательство, давно стали сущностью государства. Так может жить только народ, который не уважает себя, и как следствие своих гостей. Туристов здесь презирают в глубине души. Улыбаются, прислуживают, но держат фигу в кармане. Конечно, можно не обращать на это внимания, не думать об этом, но я так не могу. Более того, для любителей комфорта, есть, например Иордания. Может чуть дороже, зато там спокойно можно выходить за забор.
Прощай Египет. Древняя страна фараонов и последнего живого чуда света. Страна тайн раскрываемых отважными египтологами. Жаль, что мы не смогли понять и соответственно простить весь тот произвол и безобразие воцарившиеся здесь. Может, мы еще раз попытаемся взглянуть на Египет свежим взглядом, но пока как-то не хочется. Должно пройти несколько лет, десятков лет, прежде, чем при упоминания слова Египет, а по-арабски Мисра, у меня появятся другие ассоциации.