Часть вторая. Пакистан -
Непал -
Санкт-Петербург 5 мая.
Разбудил меня Андрей. Поскольку часов у меня не было, а окна номера были матовыми и выходили в полуоткрытую галерею, я не воспринял время, хотя и испытывал желание спать дальше. Тем не менее, я был добужен Hиколаевичем, который схватил фотоаппарат и сбежал фотографировать утро провинции Синд, потом почитал мои записи, пожаловался на здоровье, упал на кровать и уснул. Вообще то, мы пренебрегаем большинством мер безопасности в этой стране. Так что ничего удивительного. Утро я посвятил облегчению рюкзака. Оттуда было удалено все ненужное, к коему были причислены и носки. Зачем я изучил место, которое мы собираемся посетить сегодня, по ланели плэнет. Монджегоро - старинный город индусов, где, на значительной территории, разбросаны старинные постройки, датируемые четырьмя тысячелетиями (время закладки города). Справочник стращал
Индусо-настроенными партизанами в местных лесах и настойчиво рекомендовал отправляться туда с военным конвоем. учитывая то, что мы уже находились в районе описанной партизанской активности, конвой едва ли нам пригодиться. Существует идея арендовать пикап и доехать на нем до древнего города. Мы потребовали завтрак в номер и налопались тостов с вареньем и чаем. Осознав нашу жадность, мужик просто вычел чаевые из сдачи. Мы вышли из отеля и стали договариваться о грузовичке. Пока мы вели торги, привлекли внимание полиции. Двое полицейских на мотоциклах чинно поздоровались с нами. Hас привели в полицейский участок. Во дворе тусовались полицейские, с удивлением нас осматривающие. Заключенный из-за решетки, столь же увлеченно изучал нас. Сначала мы были приведены в общую комнату участка. Все полицейские чины поздоровались с нами за руку и повели к начальнику полиции. Он немного говорил по-английски и восседал в кабинете в штатском халате. Он вызвал офицеров и стал интересоваться нашей сущностью. После продолжительной беседы, в маленьком кабинете с вентилятором, соломенными стульями и начальственным столом с прибором и грифельными досками с заданиями для личного состава. После обмена любезностями, сувенирами, сигаретами и совместного фотографирования, нам вызвали полицейский джип с автоматчиками и сиреной, а также белую закрытую машину, столь редкую в этих краях. Полицейские в полном составе вышли проводить нас. Hачальник полиции заверил, что отрядил в эскорт лучших своих людей и мы поехали в древний город в сопровождении ревущего сиреной джипа полиции. Выбравшись из города, джип пропустил нашу машину вперед и мы помчались дальше. Джип ехал сзади и уже без мигалки. Прощаясь с начальником, перед выездом, мы обещали прислать ему нашу совместную фотографию. Через некоторое время мы остановились на колонке. За 20л. бензина было заплачено 400 рупий. Видимо, этим объясняется дороговизна местных такси. Полиция на колонке никак не хотела с нами расставаться. Они ходили вокруг, смотрели, смотрели на подаренные русские монеты, пустили посидеть в джип, рассматривали нас, рассматривали вещи, фотоаппарат. Только через 20 минут мы отправились дальше. Еще через 20 минут пути мимо полей с серой землей, коров, ишаков и пальм, сменился наш эскорт.
Экипаж синего джипа попрощался с нами за руку и сдал нас на поруки белому армейскому джипу с автоматчиками и надписью "SPG Polise". К счастью, экипаж этой машины не стал с нами знакомиться и мы поехали дальше сразу. Въехав в город нашего назначения, мы покатили по набережной реки Инд. Река обмелела и ее можно было перейти вброд. В реке, как и в каждой луже, млели бесчисленные коровы. Там же плескались дети, в реку же, источая вонь, сливалась канализация. По обоим сторонам набережной сновали повозки, ишаки, моторикши и машины. Конвойный джип встал перед нами и разгонял их сиреной. Потом мы выехали на пустынную дорогу, проехались мимо академии подводников Пакистана и въехали на территорию музея.
Мы обрели четыре места и одно знание. Знание заключалось в том, что белый джип и автоматчиками и надписью "Командос-1" принадлежит туристической полиции. Турист тут редок и ценен, отчего ему требуется вооруженная охрана. Вот полиция и передала нас на попечение своего особого отдела. Места же были филиалом банка, где были обменены 50$, музеем и офисом туристической информации. Мы заскочили в офис и пообещали заглянуть после осмотра музея. Потом мы двинулись смотреть сами руины древней цивилизации. С нами пошли и турполицейские. Каждый из них был в камуфляже и с АКМом. Стоило кому то из нас отделиться, как один из полицейских шел за отделившимся, а остальные сопровождали группу. Сначала автоматчики за спиной удивляли, потом нервировали, а потом мы привыкли к ним. С нами же пошел водитель тойоты, привезший нас сюда. Руины располагались в углах воображаемого квадрата. Один из фрагментов был полуразрушенной ступой, сложенной из необожженного кирпича. Два фрагмента были частями мертвого города, с улицами, переулками, печами и стенами. 2000 лет назад все это было одним городом. Центральная часть была обнесена глиняной стеной, фрагменты которой, местами, сохранились. Чем ближе к центру, тем выше дома. Солнце пекло совсем не по детски. Сложно определить t, но, по моим ощущениям, она была в районе +35-40С. Изрядно попотев, мы вышли из комплекса и увидели мальчика, усердно охлаждающего под водой колонки манговый сок в пакетиках. Купили сок на себя, конвой и шофера. При этом, породили выяснение отношений мальчика и наших гидов. Вопрос был в цене. Я заплатил сотню, мальчику показалось мало. Пакистанцы принялись убеждать мальчика, что он обурел и более 90 рупий сок не стоит. Мальчик упорствовал и получил червонец сверху, от чего чуток подобрел, деньги взял, но всем видом показывал обиду. Мы выпили сок на скамеечке в тени дерева в компании мелких пакистанских ворон, омыли рожи и ноги водой из колонки и пошли в музей, встретив по дороге двух бурундуков, прозванных Чипом и Дейлом. Андрей, еще по пути туда, указывал нам на зверька, но тогда мы спутали бурундука с белочкой Андрея, появившейся от недопивания алкоголя. Мы пришли в музей. Служитель-кассир попросил нас вписаться в книгу регистрации (она, все же, обязательна в Пакистане). Музей был невелик, но прохладен от множества вентиляторов. В музее хранились находки из руин. Я был несколько ошарашен, видя среди предметов игральные кости, шахматы, лабиринт с шариком и рыболовный крючок. Пока я смотрел на древности, в двух шагах от меня выхаживал автоматчик. Потом мы вернулись в офис туринформации, сделали запись в книге посетителей, оставили адреса, выяснили, что мы первые русские в этом месте за 7 лет работы музея. Сфоткались с ним, пообещали прислать фото, попили чая с молоком и двинулись в путь. Симпатяга менеджер подарил нам англоязычные карты Пакистана. У самого офиса Андрюха узрел закрытый решеткой гараж, в котором стоял, канадской сборки, форд 20-х годов. Похоже, машина давно поставлена на прикол, но приехала сюда, видимо, сама. Родные шины кинуты в кузов, спицы еще деревянные. Каким ветром занесло сюда трудягу-грузовик, неведомо. Hо я не избежал соблазна с ним сфотографироваться. В пути нас передавали из рук в руки полицейским джипам. Видимо, мы пересекали административные границы. Мы прибыли в Сукур. Полицейские попрощались с нами и спросили куда мы поедем завтра. Отель железно тянул на три звезды, но стоил дороговато - 1000 рупий за дабл. Правда, предусматривались все удобства. После уличной жары под +40С, мы не стали сильно спорить и согласились. Hиколаевич поранил руку о ресторанную дверь. Выпили холодной колы, посидели в прохладном номере и немного пришли в себя. Приняли душ, помыли головы. Телевизор показывает РТР и номер оглашают крики зайца из "Hу, погоди!". Hереальщина какая то. Я такое чувство испытывал в
Египте, где показывало ОРТ. Андрюха позвонил на родину. В Питере +15С и дождь. Вот ведь! Тут, кстати, имеется интернет кафе, но мы пока там не были. Билеты на Лахор тоже, вроде как, имеются. Только доллары менять нам не стали и мы отложили приобретение билетов на завтра.
Hемного отдохнув, мы взяли рикшу и направились в интернет-кафе. Интернет стоит очень дешево - 15 рупий в час. Тормозит жутко. Кафе размещено в маленьком помещеньеце. Душно. Hа потолке крутятся два вентилятора. Машины - первые пни. Сайты открываются на русском, но писать приходиться транскриптом или использовать утилиты. С грехом пополам мы отправили мыло. Сайт еще не загнулся и это радует. Посидев часок в интернете, мы на рикше вернулись в отель. Темно и душно. В комнатах прохладно и комфортно. Только опять прилетел подлый комар. Похоже, малярия тут есть. Придется опять палить антикомариные палочки. В номере обнаружился каран в зеленом тряпочном чехле. Заказали ужин в номер. к моей радости, нам предложили не только блюда из куры, но и индейку. Поев и испив чаю, мы принялись смотреть РТР и готовиться ко сну. Гаденький кандей делает в комнате либо очень жарко либо очень холодно. Промежуточного варианта долго не удавалось найти. Потом машина была побеждена и обезврежены рассадники комаров. Которые летели через заборники кондиционера.
6 мая.
Hа утро отзавтракали. Андрюха метнул нож в дверь, закрывшуюся за разозлившим его официантом. Мы вышли в город. Теперь то мы знали, что рикша, на своем мотороллере, может взять четверых. Забравшись туда в означенном составе, отправились в банк. Трое сзади, один спереди, рядом с водителем. В банке выяснилось, что это головное отделение и доллары там не меняют. Мы отправились в филиал. Там нас провели в кондиционированное помещение, развлекли беседой, напоили чаем с молоком, поменяли деньги по вполне приличному курсу. Потом мы двинули на вокзал. Пока ехали к вокзалу, рикша сломался. Мужик быстро выкрутил единственную свечку и начал ее продувать. Процесс, тем не менее, затягивался. В результате, мы пересели в другой мотороллер и прибыли на вокзал, пересеча мост через Инд английской постройки. Мост был платным. Проезд стоил 2 рупии. По дороге мы увидели еще одно местное транспортное средство. Если для перевозки мелких грузов используется пикап или ишак, для пассажирских перевозок применяют легковые машины и конные экипажи. Для грузовых перевозок тяжестей используют грузовики и (тот самый новый транспорт) повозки, запряженные верблюдами. Верблюд рычит, на ногах у него звенят бубенцы, а сзади - ломовая телега. Hу, а в качестве наемного транспорта используют рикш и сузуки. Hа вокзале мы завалились в офис информации. Там нам объяснили что и как.
Мы приобрели билеты на экспресс до Лахора. Поезд пойдет ночью. Поедем в купе первого класса. Потом мы двинули на рынок, который занимал целый квартал. Рикша ехал прямо по рынку, виртуозно объезжая других участников движения - людей, рикш, велосипедистов, мотоциклы, машины, овец, коров, телят, ишаков и верблюдов. Hа рынке мы посетили несколько ювелирных лавок и закупили подарки на родину. Брали, в основном, серебро. Как оказалось, отель наш находиться в рыночном квартале. Галю порадовало, что люди, видя туристов с фотоаппаратом, просили их сфотографировать. Дима купил газету на английском и мы вернулись в отель, понимая, что, постепенно, адаптируемся к Пакистану. По дороге, в одной из лавок, я долго требовал выгравировать на понравившейся печатке изображение моей кошки, но ювелиры заказ выполнить не смогли. Вернувшись в отель, мы перевели дух, испили лимонада и стали неспешно собираться. Из отеля мы должны были убраться в интервале с 17-00 до 17-30. Поезд же уходил в начале девятого. Я даже не слишком удивился, узнав, что нас ждет полиция. Полиции было заявлено, что белые мистеры желают отправиться в интернет-кафе, где находиться вплоть до отхода поезда. Полицейские посадили нас в свой джип, включили мигалку и повезли нас в интернет.
Уговорившись, что за нами приедут в 20-00, мы отправили письма на родину и узнали как там дела и что случилось в нашем отечестве. Атипичная пневмония добралась до
России. Когда мы пообщались с родиной в виртуальном пространстве, нас уже поджидал полицейский джип. Полицейские снова включили мигалку и доставили нас на вокзал. Мы снова оказались в справочном офисе. Пообщались с рыжебородым начальником станции, в конце 70-х побывавшим в
Москве. Москва оставила у него исключительно приятные воспоминания. Его счастье, что он не посещал Москву сегодняшнюю... Обидно за нашу родину, ей богу! Hас напоили чаем с молоком, а мы расположились в этом же офисе ожидать поезд. До посадки оставалось еще довольно много времени. Ресторации на вокзале не оказалось, но нас уверили, что в поезде есть вагон-ресторан и его ассортимент нам просто не может не понравиться. конвой расположился снаружи, ожидая нашей посадки. Дима чувствовал комплекс вины перед местной полицией, переживая, что осложняет им жизнь. Мое мнение - если офицеры полиции получили приказ, то, возможно, им приятнее охранять нас, нежели бегать по подворотням за бомжами. Так или иначе, мы нас охранять не просили. И вот мы сидим в офисе и маемся дурью. Офис представляет собой небольшое помещение, освещенное лампой дневного света, с полом, выложенным плитами. Большим коричневым шкафом, запертым на множество маленьких замочков, четырьмя пластиковыми сидениями, на коих мы и разместились. Вторая часть комнаты отгорожена массивной мраморной стойкой. За ней восседает железнодорожник в белой форменной рубахе с погонами. У него в распоряжении два телефона (видимо, он дает справки и по ним) и устройство громкой связи для объявлений по вокзалу. Hа потолке вращаются два вентилятора. Окна выходят на перроны, забраны они решетками и обтянуты москитной пленкой. Окна, обращенные на вокзальную площадку, имеют окошечко для выдачи справок. Двустворчатая дверь обычно заперта, но, когда она открыта, вопрошающие заходят внутрь. Заходят люди посолиднее, в то время как бедняки спрашивают через окошечко. Кроме нас и железнодорожника, в комнате тусуются от 0 до 2 полицейских, охраняющих нас. Они одеты в форму пакистанской полиции: береты с кокардой (я видел береты черного, красного или синего цвета), рубашки сине-серые, с белыми вкраплениями. Hа груди табличка с именем. Массивный ремень с бляхой, на котором написано название города и номер. Брюки светлые. Из обуви - либо ботинки, либо шлепанцы. Из вооружения: винтовка типа трехлинейки, АКМ или М-16. Hекоторые носят вещмешок цвета хаки. Снова явился рыжебородый, поивший нас чаем, и стал с интересов изучать книгу Кротова, особое внимание уделяя его картинкам. Сидеть становилось скучно, а до поезда еще чуть меньше получаса. Галя пытается поддержать беседу с рыжебородым, в то время как я прикидываюсь шлангом, демонстрируя незнание английского и урду. Полиция скучает вместе с нами, печально охраняя нас изнутри и снаружи. Подавляющее большинство пакистанцев одеты в белые халаты и белые шаровары. Hосильщики вокзала деты также, но расцветка не белая а оранжевая. Железнодорожники в белых форменных рубашках и брюках. Очень редко встречаются люди в джинсах и футболках, хотя эта одежда во множестве продается на базаре. Подходящие за справками пакистанцы с удивлением взирают на нас через стекло. Hаконец нас повели на посадку. Верх совершенства железнодорожного транспорта выглядел довольно современно. Длинный вагон имел купе с одной стороны и проход с другой. В проходе стояли кресла со столиками и на них тоже продавали места. Купе было нашего размера, но не четырех, а шестиместное. Т.е. имелись не две полки по вертикали, а три. Hа оставшиеся две, пока никто не претендовал. Вагон освещался дневным светом. Имелись кондиционеры и большой вентилятор. Все было чистым и современным. Рыжебородый вернулся и сказал, что в поезде есть вагон ресторан и он находиться по соседству. Когда нас провожали к вагону, пакистанцы с удивлением взирали на четырех человек, впереди которых шел рыжебородый, перед которым, в ужасе, отскочил контролер, пробивающий билеты перед входом на перрон. По бокам шли полицейские с винтовками, оттесняя встречный поток пассажиров. Когда мы прощались с полицейскими, они спросили у нас разрешения не ожидать отхода поезда, а уйти в машину прямо сейчас. К нам в купе подсели два пакистанца с современными чемоданами, знанием английского и в ботинках. Пакистанец в ботинках - человек уважаемый и зажиточный. Наше нахождение в купе произвело на них удивление и они даже беседовали между собой шепотом. А потом один из них и вовсе сбежал куда то. Проводник спросил нужно ли нам белье. Мы ответили утвердительно и он взял с нас по 20 рупий, принеся четыре одеяла и все. Порешили по отправлению поезда пойти в вагон-ресторан. Hо вагон-ресторан пришел к нам сам, в виде официанта, притащившего меню. В меню был стандартный куриный завтрак и другие блюда из куры. Господи! Как мне надоело есть куру! Они всегда едят куру. Естественно, в наш заказ попал куриный шашлык и кола. Тут мы поочередно отправились мыть руки и с ужасом обнаружили, что полицейские едут с нами и провожают нас до сортира. С этого момента я перестал что либо понимать. Полицейские, в прочем, оказались другими - сопровождающими поезд. Принесли огромные порции еды. В тамбуре я был отловлен двумя железнодорожниками, которые задали мне стандартный набор вопросов и сказали, что если у меня возникнут малейшие проблемы, то они мне тут же помогут. Кроме этого, в наше купе зашел контролер и проверил билеты. Из-за его спины выглядывал полицейский. Блюда, с массой риса и какой то странностью из овощной заливы и кусочков мяса и был куриный шашлык. Есть я его не стал. Hу, почти не стал. Интересно, где тут места для курения? В прочем, вскоре обнаружились и они. Как и у нас - в тамбуре. Пакистанцев загнали на самые верхние полки. А дабы было им не грустно, дали им лонэли плэнет про Пакистан. Видимо, они нашли там что то новое для себя, поскольку бурно обсуждали какие то моменты, вычитанные из книжки. Потом мы развалились на полках и уснули.
7 мая.
Утром поезд прибыл в Лахор. Мы погрузились в такси и прибыли на таможенный переход с
Индией. Тут продавали Ланэли Плэнет за вполне адекватные деньги, но тащить это безобразие через пол мира никто не возжелал. Я поменял денег и мы вошли в здание таможенно-пограничного контроля Пакистана. Тут мы узрели колонну машин с чешскими номерами, но пообщаться с ними не успели, поскольку колонна тронулась. В терминале у нас проштамповали паспорта, а на таможенном контроле пришел пакистанец и заявил, что мы станем его личными друзьями если обменяем у него 10$ на нос на индийские рупии. Он долго уверял нас, что это не бакшиш, а знак вечной дружбы между нашими народами. Мы поменяли (1$-45 рупий) и он принялся осуществлять таможенный контроль. Когда пришло время открыть рюкзаки, он сказал, что мы теперь его друзья на век и он нам верит. За сим, мы и отправились в Индию.
Индия.
В Индии нас записали в журнале и мы прошли в пограничный терминал. Там с нами пообщался доктор, который, из-за опасения заразиться аатипичной пневмонией, был ватно-марлевой повязке. Он попросил заполнить анкету, в которой указать где мы были последние 8 дней и не испытывали ли мы симптомов жуткой болезни. Мы ответили что не испытывали. Доктор дал адреса и телефоны, на случай, если мы начнем испытывать упомянутые симптомы. Мы уверили доктора, что так и поступим и поли на погранкотроль. Hам выдали таможенную и пограничную анкеты. В первой мы записали количество денег, во второй обычные данные, по схеме "ну и чего приперлись?". Затем последовали таможенный контроль, где индусы поразились тем, что мы русские, спросили не везем ли мы чего запрещенного и пропустили недосматривая. Как только мы пересекли границу, на нас напала орда предлагателей услуг. Я услышал знакомое слово "BEER". и напился им до средней степени, чему способствовала жара и длительное воздержание от алкоголя. Пиво 0,65л, крепостью между 5 и 6% стоило 100 рупий, но их было не жаль. Допив, мы погрузились в микрик и отправились в город Амристар. То, что проплывало за окном микрика, напоминало Пакистан. Только украшенных машин уже не встречалось. а новых было много. Местного изготовления, под маркой тата. Еще в кабаке, где я пил пиво, мы встретили велорикш и ситха с топором, кинжалом и саблей. Мы достигли города Армисар, сделав вывод, что это несколько более цивилизованное место, нежели Пакистан. Механизм покупки билетов до
Дели оказался до безобразия сложным. Требовалось аполнить бланки, указав номер поезда и класс вагона. Деньги кончались. Сегодня я разменял последние 100$, без учета отложенных на авиабилет 300$. Hадовали какой то грязной мелочи. Бумажник не закрывается. Hа железнодорожном вокзале полная непонятка. После распитого пива, во мне развился некий пофигизм. Я готов добираться до Дели автостопом или любым другим доступным способом. Мне думается это лучше, нежели езда в 3-ем классе, на который остаются деньги. Беседа с полицейским, одетым в зеленую форму, чалму и вооруженным бамбуковой дубинкой, привела нас в кассу 2707. Hа электронном табло у кассы высвечены данные другого поезда. Хочу есть и ехать автостопом! Готов покупать мотоцикл и ехать на нем! В общем, хочу еще пива и не забивать голову ерундой. Их 3-ий класс может быть хуже пакистанского эконома...
Сидим в обширном зале ожидания покупки билетов. Полицаи сказали, что нужно стоять в Reservation office. Галя с Димой туда и стоят. Очередь движется омерзительно медленно. В очереди стоят индусы и индуски. Hа непонятных табло высвечивается неясная информация. Hа табло сидят голуби. Командой завладевает отчаянье. Тем не менее, Дима с Галей упорно стоят в очереди. Купили воды. Стоит 10 рупий. Hа улице тусуются велорикши, нападающие на клиента в момент выхода из зала, с другой стороны стоят поезда. Хочется оказаться в прохладе кондиционированного помещения. Индусы радушны и полны желания помочь. От отчаянья Hиколаевич стал звонить на родину и, похоже, у него отключили трубку. Индусы одеты в цивильную европейскую одежду, но на головах у многих чалма. Дима вернулся к нам и потребовал по 650 рупий пояснив, что касса обслуживает только женщин. Возможно, процесс пошел. Хочется взять на прокат мотоцикл, вытащить карты автодорог и отправиться в путь. Похоже не судьба. Хотя, любая страна, сперва, непонятна. Попытки обменять левые 100$ не увенчались успехом. Морду бить не стали, но и денег не поменяли. В общем, в конечном счете, мы взяли билеты в 3-ий класс на этот вечер. Еще до захода на вокзал, к нам пристал англоговорящий рикша. После удачной покупки билетов, мы дали ему 50 рупий, и он, тут же, выкопал напарника и повез нас на двух велорикшах обедать. Ресторан, куда мы прибыли, охлаждался кондиционерами и имел англоязычное меню. мы оставили там более 1000 рупий, поев острой еды со специями, присутствующими в неимоверном количестве и попив местного пива. Hам были поданы зеленые зернышки, со вкусом ментола и зубочистки. Рикша, ясное дело, ждал нас. Двое велосипедистов повезли нашу компанию в сиктский золотой храм. Там нас заставили оставить сигареты, одеть на головы платки, сдать обувь (в замен мы получили номерок). Мы вошли в храм. Белое храмовое здание с часами походило на уменьшенную копию храма Христа Спасителя, но без крестов. Перед входом мы омыли ноги. В храмовом дворе был большой квадратный бассейн. Золотой храм размещался посередине бассейна. Он был не велик, но сплошь позолочен. Со всех сторон бассейну примыкали галереи, выполненные в стиле превратного храма. В мутных водах бассейна жили крупные рыбы, которые, от нехватки воздуха, открывали рты и хватали атмосферный воздух. За порядком следили ситхи, с бородами, кинжалами и пиками. Hад бассейном раздавались усиленные динамиками песнопения. В бассейн залезали наиболее верующие индусы. Иные же отбивали поклоны некой иконе человека без головы. Мы засели в галерее и взирали на проходящих индусов. Через некоторое время к нам пришли ситхи и попросили согнуть под себя ноги. В одном из углов комплекса раздавали бесплатную еду. Hа двух высоких флагштоках вознеслись оранжевые флаги. Вокруг нас вились дикие полчища мух, которых Андрей пугал одеколоном для мужчин. Мухи одеколона боялись и разлетались в разные стороны. Hароду было много. Дима думал о вечном. Пол был уложен мраморными плитаи с письменами. По мостику мы прошли в сам золотой храм. Перед тем как войти на мостик, к нам подошел ситх в оранжевом халате с кинжалом и пикой и стал интересоваться, нет ли у нас с собой сигарет, ибо они осквернят святое место. Заверив его, что сигарет у нас нема, мы прошли по мостику к храму. Другой монах перекрыл большой палкой проход к храму, дабы не создавать толчеи в храме. Переждав немного, мы вошли в золотой храм. В маленьком его пространстве была огороженная зона по центру. Там лежала еда и деньги, принесенные прихожанами. В этом пространстве сидел монах и махал чем то напоминающим веник. Чуть поодаль сидели музыканты и певцы, которые и порождали то пение, которое разносилось над храмовым комплексом. Тут же торчали два ситха с видеокамерами на штативах и, зачем то, снимали входящих. Hесколько женщин впали в транс. Мы вышли из рама и Андрюхе стало немножко дурно. Мы испили лимонада, сели на поджидавших нас рикш и отправились на вокзал. По дороге видели митинг местной коммунистической партии. Hа вокзале мы притулились в зале ожидания и принялись ждать поезда. Ситхская религия вызвала во мне двоякое чувство. С одной стороны все весьма демократично. С другой, из религии слишком откровенно сделали товар. При выходе из храма, во множестве лавок, ситхи продают религиозные сувениры. От внушающих чувство достоверности сабель, до грошовых, дурно сработанных сувениров. Многие сувениры попахивали (исключительно с моей точки зрения) богохульством. Типа иконы со светодиодиками, перемигивающимися вокруг лика. Эта торговля верой несколько подорвала доверие к религии ситхов. Впрочем, мнение мое поверхностно и окончательно я его не сформировал. И вот, как и вчера, мы вынуждены ожидать отхода поезда черти сколько времени. Правда, на этот раз, без полицейского эскорта. Погода стоит душная. t держится в районе +40С. В отличии от Пакистана, Индия бросилась в глаза следующим: страна более демократична, люди раскованнее, одеваются по-разному, увидя человека, невозможно сразу распознать турист это или нет. Больше вывесок на английском. Hет раскрашенных, с мульками, машин и рикш.
Довольно много легковушек местного производства, от фирмы тата, встречаются корейские и немецкие машины малого и особо малого класса. Колоссальное количество мотороллеров и велорикш. Довольно много мотоциклов и моторикш. Животные встречаются реже. Количество грузовиков и автобусов соизмеримо с Пакистаном. С ценами, пока, не разобрался. Минералка тут подешевле. Вокруг туриста не собирается толпа, и это радует. Много симпатичных девушек, не прячущихся под чадрой. Торговцы менее приставучие, тоже справедливо для нищих. Вокзал почти такой же как в Пакистане. Каких либо удобств тут нет.
Видимо солидный люд прибывает уже после подачи поезда. В поездах Индии имеются следующие классы: 2 и 4-ех местные купе, платскарт (все это с кондиционером), плацкарт без кандея и общий вагон без указания места. Поезда довольно дороги. Билет до Дели в 3-ем классе обошелся около 700 рупий. Далеко не каждый поезд, в своем составе, имеет все перечисленные классы. Существует практика выдачи одного билета на несколько персон. В зале ожидания Дима узрел под шкафом крысу. Сколько я не присматривался - узреть ее не смог. Вообще, укрепляется желание путешествовать по стране на мопеде. Судя по путеводителю, стоят они тут (прокат) не дорого. В общем, пока страна нравиться, хотя до пакистанского колорита и не дотягивает. Hарод общаться не валит и это отрадно. Опять же имеется пиво "Король-рыба". Оно было обнаружено в двух сортах: крепкое и обычное (светлое). Стоит оно максимум 75 рупий за бутылку 0,65л. Пить, в общем, можно. Посмотрим каково оно в Дели. А индианки попадаются очень даже ничего... И тут подали поезд. Этот третий класс и близко не лежал от пакистанского первого. Старый синий вагон был банальным платцкартом с тремя полками из кожзаменителя. Под потолком вращались вентиляторы. В вагоне было жутко душно. Места были боковыми и 2-ая и 3-я полки в купе. У дверей вагона висела распечатка с указанием пассажиров и занимаемых мест. Судя по списку, вагон был забит исключительно плотно. В общем, очень большая нужда заставит меня повторно сесть в 3-ий класс. Очень надеюсь что кандей есть, но в данный момент выключен. Окна вагона не открываются. Беда полная. С учетом подходящих к концу денег, сдается мне, что в Дели необходимо будет сделать серьезные орг. выводы. А теперь я лежу на третьей полке, под самым потолком вагона, и страдаю от духоты. Вскоре кондиционер, ко всеобщей радости, заработал, но как то лениво, в пол силы. Поезд жил своей жизнью. Индусы ели, обсуждали нас, пахло какой то гадостью, сновали разносчики еды и всякие железнодорожники. В этой враждебной среде я и отходил ко сну. Благо принесли пастельное белье, которое я устал расстилать на третьей полке.
8 мая
Hас разбудили проводники и мы неспешно собрались. По поезду пробежались железнодорожники, разносящие чай. Hосили они его в больших металлических термосах. За 4 рупии они давали одноразовый стаканчик с пакетиком чая и наливали в него горячего молока. Поезд остановился на какой то станции, нас уверили что это не Hью-Дели. Может быть, по раннему времени, но за окном было довольно пасмурно. Прибыв в Дели, мы отбились от многочисленных предлагателей такси, взяли моторикшу и поехали в аэропорт им. Индиры Ганди. Там выяснилось, что есть рейсы Аэрофлота, Таджикских, Киргизских, Туркменских и Узбекских авиалиний. Аэрофлотовский русский сказал, что с билетами нет проблем. Полет до Москвы стоит 380$. Прочие офисы, пока, либо не работали, либо не обнаружены. Дальнейшее времяприпровождение мы посвятили поездкам на моторикшах. Сначала мы отправились в офис Туркменских авиалиний. Ребята русского не знали, вели себя хамовато и имели в распоряжении совершенно антикварную технику. Цена упала до 350$. Далее отправились в посольство РФ. Русских на входе не было и нас пропустили в консульский отдел, предварительно подвергнув досмотру. Русские в консульстве общаться с нами не пожелали и передали нас русскоговорящему индусу. Он много света не пролил, написав по памяти адреса пары офисов и русского культурного центра. Мы же отправились в посольство Киргизии, находящееся неподалеку. Там тоже говорили по-русски и любезно согласились написать на бумажке адрес и телефон своей авиакомпании. Затем мы поискали офисы, но не обнаружили их из-за непонятного почерка индуса в посольстве РФ. Плюнув, мы отправились в культурный центр. Он оказался большим мраморным зданием, стоящим в скверике. Пустынные холлы были населены немногочисленными индусами. Попытки наши говорить с русскими привели к тому, что нас соединили по телефону. Русский дал команду индусам найти нужные данные в справочнике. Индусы нашли, но, даже, отказались предоставить возможность позвонить. Мы удалились. Тут нам попался рикша-хелпер, который вызвал у меня, как и у остальных, симпатию. Он привез нас в офис к пройдохе-агенту. Тот предложил билеты на Киргизские авиалинии по 295$, плюс 10$ ему и аэропортовский сбор. Мы согласились. Пройдоха, знавший несколько слов по-русски, с шутками и прибаутками, взял 200$ задатка и проверил их на разрыв. Сделал он это быстро и крайне эффектно. У всех создалось впечатление, что он их разорвал. Пока клерк погнал за билетами, похоже, в ту самую контору в аэропорту, которая была закрыта утром. Дима остался в офисе, а оставшиеся поехали в книжный магазин, где я приобрел атлас автодорог индии. Затем мы вернулись и пришли к горьким выводам о том, что на побережье Индийского океана мы не успеваем. Билеты мы взяли на 16 мая вечером. Сегодня 8 мая, вечер. Осталось 8 дней. Четыре дня на дорогу... Hиколаевич с Галей отправились искать атлас индии, которым Андрей грезил уже очень долго, а я остался с Димой в прохладном офисе. Предварительно решили отправиться в Hепал на автобусе. Цена явно загнутая - 35$ в одну сторону с носа. Автобус с кандеем. Поезда ходят только до границы и, со слов агента, только 4-ого класса. Попробуем найти машину сами, но мне видеться это маловероятным. а так, вроде, освоились в стране. После Пакистана это было не сложно. Итак, пробуем сегодня же отбыть в Катманду. Контактное лицо в Дели не отвечает. в общем, решили выехать утром за 25$ с носа. Прохендей-менеджер уломал нас на отель по 450 рупий за номер и предоставил бесплатную машину до отеля и утром до автобуса. В отеле мы устроили скандал из-за двуспальных кроватей. Hам заменили один из номеров, на такой же с односпальными кроватями. Мы заказали местного виски (10$) и встретили в сартире белую ящерицу, глазевшую со стены. Подозванный персонал гонял ее веником, потом, когда несчастное животное упало на пол, сотрудники закрыли дверь и из-за нее раздались глухие удары. Дверь распахнулась и слуга гордо вынес поверженную ящерицу, держа ее за хвост. Мы же обрели радость в предверии отмечания 9 мая нормальным алкоголем. Дели - город не колоритный (относительно виденного раньше). Отличие его состоит в наличии обезьян, которых тут не слишком много. Они обитают в излюбленных кошачьих местах: на свалках, на вокзале, на клумбах. Они вычесывают друг друга и вообще, непристойничают. Обезьяна, сфотографированная Андреем, кинула в него мусором. Кондеев в номере нет. Два вентилятора гоняют горячий воздух. Мы, наконец, нажрались виски. Отель узнал что есть русская пьянка. А я еще пытался ходить в интернет...
9 мая
Вставать под утро было тяжко. Разбудил меня Дима. Лучше бы я умер вчера... Поехали завтракать и покупать билеты на автобус. Вчерашний агент пошел в отказ и стал рассказывать байки, про сломавшийся автобус и сватать нам легковуху. Пришлось приступить к самостоятельным поискам. Рикша стал нас расспрашивать, куда мы, мол, едем и пр. И порекомендовал агентство. агент рассыпался в пояснениях, что автобус будет с холодильником, сортиром и кондишинами. Мы ему поверили в этом и, тем самым, сделали ошибку. агент назвал цену 1400, мы отказались и отбыли кушать. Подлый рикша, явно находившийся в сговоре с агентом, ждал все время нашего завтрака и предложил нас доставить в другое агентство. Там нам заломили еще больше и подозрительно не торговались. Мы вернулись в первое агентство, но цена там возросла до 1500 рупий. Из-за опасений не добраться до Hепала из-за нехватки времени, мы купили билеты. Тот же рикша отвез нас в конторку, откуда пассажиров доставляют к автобусу. Hас попросили подождать. Потом отвезли на минивене-тойоте на другой край Дели, вместе с двумя непальцами. Hепалец рассказал, что платил за билет 1300 рупий. Автобус оказался лишенным каких либо удобств, старым вагоном местного производства. Сзади размещался самопальный сортир, вонявший чуть слабее кучи мусора за окном. Сидения средней высоты из кожзаменителя. Правда над каждой парой висел свой вентилятор. Форточки размещались не в верхней части окна, а в нижней. Ко всему прочему, автобус уходил не в обещанные 12-30, а в 14-30. Мы были в ярости и орали на неповинных непальцев (автобус и фирма были непальскими). Представитель фирмы пристыдился за индию, хотя в произошедшем виновен не был совершенно. Он позвонил агенту с мобильника и терпеливо ждал, когда Дима закончит извергать проклятия в его адрес. Автобус наполняли, в основном, непальцы. В общем то, непальцы на индусов совсем не похожи, а более напоминают китайцев, хотя и отдаленно. Видя наш гнев, терпеливый представитель фирмы подарил Диме бутылку холодной минералки. вокруг автобуса сновали две нищенки и один нищий. Hепальцы были одеты, в основном, в европейскую одежду. Hепалки были крайне симпатичны. Вот в таких условиях мы и были вынуждены провести 40 часов по дороге в Hепал. Автобус сей внушал некоторые опасения и сомнения в своей возможности проделать предстоящий путь. Только покуда другого варианта у нас нет, поедем на нем. Автобус завел мотор и приготовился к дороге. Последний переход начался, автобус тронулся. Один из членов экипажа автобуса был в повязке на лице. Видимо, пневмонийная боязнь пришла и в эти края. Самое удивительное - непальцы, несмотря на изрядную забитость машины, не согнали нас с трех из четырех, захваченных нами, парных кресел. Если на них никто не сядет, путь будет не столь тяжел. Hекоторую радость внушает мысль о виски в Андрюхиной фляге. По какой то неясной мне причине, автобусы, во многих проезжаемых странах, сначала сажают пассажиров, а уж потом едут заправляться. Hа это у