Bonjour, дорогой читатель!
Перефразируя одно из самых знаменитых изречениий, когда-либо произнесенных на русском языке "Каждый год 31 декабря мы с друзьями идем в баню..." я могу сказать, что каждые полгода я отправляюсь в большое путешествие, а после этого пишу большой рассказ по итогам поездки. Причем периодичность моих больших путешествий по Западной Европе действительно составляет раз в 6 месяцев в последнее время: 14-21 апреля 2002 -
Англия, 15-21 октября 2002 -
Италия, 5-13 апреля 2003 -
Франция.
По итогам каждой из предыдущих путешествий были подготовлены объемные рассказы - отчеты с подробной информацией о посещенных городах и странах, достопримечательностях и людях, об истории, географии, культуре, архитектуре, транспорте и многом другом. Не стала исключением и мое французское путешествие - перед Вами мой рассказ о Франции,
Париже, Нанте, Ле Круазике, Атлантическом океане, о французах, конференции, моем докладе, снова Париже, соборе Парижской Богоматери,
Эйфелевой башне,
Лувре, Сене и многом-многом другом.
Географическая информация о Франции. Население: около 59.8 миллионов человек. Национальный состав: французы (94%), португальцы, алжирцы, итальянцы, марокканцы, турки, баски, русские и др.
Государственный язык - французский. Используется множество диалектов: бретонский - в Бретани, баскский и каталонский - в Пиренеях, провансальский - в Провансе, фламандский - во Фландрии (в районе Дюнкерка), а также немецкие (в Эльзасе и Лотарингии) и итальянские (южный берег Корсики) диалекты. Религии во Франции: католики (90%), протестанты (2%), мусульмане (2%), иудеи (1%) и др.
Территория: 547 026 квадратных километров (с Корсикой, но без учета заморских департаментов). Общая площадь страны (с островами) составляет 551 600 кв. км. Франция - самая большая страна Западной Европы.
На северо-востоке граничит с
Бельгией,
Люксембургом и
Германией, на востоке - с Германией и
Швейцарией, на юго-востоке - с Монако и Италией, на юго-западе - с
Испанией и
Андоррой. Морские берега, протянувшиеся на 3120 километров, омываются Северным и Средиземным морями, проливами Па-де-Кале, Ла-Манш и Бискайским заливом. Западный и северный районы Франции равнинные, в центре и на востоке - средневысотные горы Центрального Французского массива, Вогезов и Юры. Юго-западную границу образуют высокие Пиренеи, а на юго-востоке - Альпы, самые высокие горы Западной Европы.
Официальное название государства: Французская Республика. Конституционный строй: республика с президентской формой правления. Глава государства - президент. Глава правительства - премьер-министр. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (Сенат и Национальная Ассамблея).
Административно - территориальное деление: в состав Французской Республики входят 22 региона (Бретань, Бургундия, Прованс и др.) и 96 департаментов, 4 заморских департамента, 4 заморские территории, а также территориальные образования с особым статусом. В состав Франции входят следующие заморские департаменты - Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта, Сен-Пьер и Микелон, Новая Каледония, Французская Полинезия и несколько архипелагов в Тихом океане.
Климат во Франции - умеренный морской, на востоке переходный к континентальному, на Средиземноморье - субтропический. Лето достаточно жаркое (в июле-августе от +20 С до +25 С), зима мягкая (в январе от 0 С до +3 С) и довольно сырая, снег идет редко. Наиболее благоприятное время для посещения Парижа - май и сентябрь-октябрь, Ривьеры - сентябрь. Зимы достаточно холодные (от +6 до 14 С в долинах и до -6 С в горах), на горных склонах снег лежит до июня. Очень велико влияние ветров, каждый из которых имеет свое название - "либеккио", "мистраль" (северные и западные), "сирокко" (юго-западный), "леванте" (восточный), "грекале" (северо-восточный) и "трамонтане" (северный) и по-своему влияет на погоду. Время - среднеевропейское (cet), отстает от московского на 2, от киевского - на 1 час.
Общая информация
Во Франции сосредоточено огромное количество культурных ценностей, практически каждый город, а иногда и небольшие деревеньки, представляют собой настоящие музеи истории и культуры. Кроме бесчисленных памятников культуры и древних цивилизаций, страна обладает прекрасными природными условиями - белоснежными склонами альпийских гор, прекрасными пляжами атлантического и средиземноморского побережий, средневековыми замками, обширными виноградниками и очаровательными старыми винокурнями, а также множеством мест, связанных с жизнью и деятельностью различных исторических деятелей.
Культурным центром страны, безусловно, является прекрасный и величественный, шумный и веселый Париж - столица Франции с Х века, буквально наводненный миллионами туристов со всего мира.
Достопримечательности в Париже встречаются на каждом шагу.
История Франции. Специально подготовленный экскурс по истории Франции находится по адресу:
http://nav.to/Andrianov/Countries/France/history.html. Также как и прошлогодняя поездка в Англию, французское путешествие состояло из двух частей: официальной конференционной в небольшом городе (Кембридж - Ле Круазик) и туристической каникулярной в великой и прекрасной столице (
Лондон - Париж).
Моей поездке предшествовали: работа по теме "Hydroelasticity of Quarter-Infinite Plate on Water of Finite Depth" (Гидроупругость четверть-бесконечной пластины на воде конечной глубины) в августе 2002 - январе 2003 гг., подготовка абстракта для конференции (декабрь 2002), численных результатов (январь 2003), текста доклада (март-апрель 2003), его "тестирование" на кафедральном коллоквиуме (2 апреля) с научной стороны; планирование маршрута, чтение информации о Франции, покупка путеводителя в
Москве и билетов на поезд в Париж, подготовка к поездке (конец марта - 5 апреля).
5 - 13 апреля 2003 года Делфт - Роттердам - Париж - Нант - Ле Круазик - Сент-Назар - Бриер - Ле Круазик - Париж - Роттердам - Делфт
5 апреля 2003, суббота Делфт - Роттердам - Париж - Нант
В чем безусловное преимущество путешествия из отправной точки в место назначения на поезде - не нужно вставать ни свет ни заря, как это обычно приходится делать перед полетом. Да и спится спокойнее в ночь перед выездом. Все-таки железнодорожный транспорт - самыйй железнодорожный, то есть самый безопасный вид транспорта.
Итак, день начала путешествия - 5 апреля наступил. По всем вышеописанным причинам, активная часть 5 апреля началась для меня в 8.16. После последних сборов и дел, я отправился на вокзал Делфта, с которого и выехал в 10.14 в Роттердам. В 11.00 выехал из Роттердама в Париж на скоростном поезде Thalys (
Амстердам - Париж). Наряду с внутренним французским TGV, Thalys является самым быстрым поездом в мире. На территории Франции они разгоняются до 325 км/ч (китайцы вместе с немцами строят сейчас скоростную дорогу из аэропорта
Шанхая в центр города, расстояние 40 км, но поезда будут успевать разогнаться до 400 км/ч). На участке от Амстердама до
Брюсселя почвы довольно мягкие и остановок много, поэтому "Талис" едет не очень быстро. Зато уже из Брюсселя до Парижа он мчит изо всех своих сил, так что машины на скоростных шоссе кажутся еле движущимися - поезд намного превосходит их в скорости.
Не считая чтения путеводителя по Франции и собственного доклад, все время смотрел из поезда по сторонам. Первые впечатления от Франции (прошлым летом я дважды был в аэропорту Руасси и соответственно четырежды осматривал Париж с высоты полета "Боинга", но это вряд ли можно назвать посещением страны известных футболистов и мушкетеров): очень холмистые зеленые пейзажи, большая территория страны, заметно больше расстояния между населенными пунктами по сравнению с другими странами Западной Европы.
Всего через 3 часа после отправления, проехав по территории
Голландии, Бельгии, французских регионов Север - Па-де-Кале, Пикардия и Иль-де-Франс (центром этого региона является Париж) поезд подъехал к столице Франции. Подъехал со стороны пригорода Сен-Дени, так что в окно я смог увидеть знаменитый стадион "Стад де Франс" (Стадион Франции), на котором в 1998 году Франция стала чемпионом Мира по футболу, победив бразильцев 3:0, а уже в следующем году здесь же французы не смогли справиться с
Украиной - 0:0, а затем и вовсе проиграли
России 2:3. В финале же ЧМ-98 победу Франции обеспечил Зинедин Зидан двумя голами головой. С этим финалом у меня связаны приятные воспоминания не только потому что я болел за французов. Но это совсем другая история, а я отвлекся...
По расписанию из Роттердама в Париж "Талис" доезжает за 3 часа 10 минут. Не отстал от графика и мой поезд, так что около 14.10 я прибыл на Gare du Nord - Северный вокзал Парижа. Париж встретил меня очень теплой солнечной погодой.
ПАРИЖ
Ступил на парижскую землю. Честно говоря, это был асфальт и тротуарная плитка, но это было в Париже! Вышел на площадь перед Северным вокзалом. Первые впечатления от города: очень много гостиниц, а окна всех домов с внешней стороны украшены узорчатой чугунной решеткой (если не всех, то 90 процентов).
Первым приобретением в Париже стала, по традиции (не именно в Париже, а в новых городах), большая карта города с нанесенными на ней достопримечательностями и различными схемами. Изучив карту спустился к станции метро Gare du Nord. Она находится прямо под вокзалом, а длинные очереди в кассы и к билетному автомату, как и обещал путеводитель, присутствовали. На других станциях очереди если и бывают, то небольшие. Вообще очередей в Париже, как оказалось, достаточно много - в магазинах, театрах и кинотеатрах, метро, кафе и кассах, а самая длинная, что и следовало доказать, у входов в Эйфелеву башню.
Возвращаюсь к парижскому метро. Метрополитен в Париже был основан в 1900 году. Сейчас общая длина подземных путей составляет более 200 километров. Метро состоит из 16 линий, которые неразрывно связаны теперь с 5 линиями скоростных электричек RER. Метрополитен Парижа самый большой в мире по количеству станций - 297! Еще 9 новых станций строится в данный момент. Проезд в метро, автобусах, электричках и трамваях Парижа стоит 1.30 евро, поэтому выгоднее покупать билет, скажем, на неделю.
Приехал на станцию метро Montparnasse-Bienvenue (Бьенвеню - основатель парижского метро). Выйдя из метро, совершил небольшую прогулку к бульвару Монпарнас и вернулся к вокзалу и расположенной рядом с ним Башне Монпарнас.
Tour Montparnasse Это самое высокое здание в центре Парижа высотой 210 метров. Здание отведено под офисы, а на верхних (с 56-го по 59-й) этажах располагается музей башни и обзорная площадка. Я купил билет и подошел к скоростному лифту, который подымается на 56-й этаж (185 метров) менее чем за 30 секунд. Так как небоскреб расположен почти в центре города, то с него открывается замечательный вид на весь город. По лестнице можно подняться на самый верх здания - обзорную и вертолетную площадки. Что, естественно, я и сделал и оказался на высоте 210 метров. Tour Montparnasse стал самым высоким зданием, на которое я подымался когда-либо. Красивейшая круговая панорама Парижа. Отлично видны Эйфелева башня, Лувр, Дом инвалидов, Собор Парижской Богоматери, Пантеон, холм
Монмартр и другие парижские достопримечательности. Фотоаппарат постоянно щелкал, запечатлевая виды Парижа с высоты 210 метров. Это очень подзодящее место для того, чтобы рассмотреть город и план его застройки и, конечно, Эйфелеву башню (когда смотришь на нее снизу она выглядит совсем по другому). Весь город на ладони, вот как это называется. Париж свысока выглядит очень красиво и светло, кажется, что у города нет границ, он расползается во все стороны. Плотность застройки очень велика, и только кое-где просматриваются вкрапления парков и набережных Сены. Вдоволь налюбовавшись Парижем, я спустился вниз и отправился на вокзал Gare Montparnasse (с него уходят поезда на запад и юго-запад Франции, в Испанию).
В 17.30 я выехал на TGV в Нант. Поезд едет ровно 2 часа 1 минуту. Выехав из Парижа и миновав множество туннелей, поезд следует по долине Луаре - очень красивому, холмистому и зеленому региону. Долину Луары за обилие королевских замков и дворцов часто называют "Долиной Замков". Здесь высятся мрачные цитадели Ланже и Шенона, а также ренессансные дворцы Азе-ле-Ридо и Шенонсо. Здесь же расположены увенчаный десятками башенок ренессансный Шамбор, классический Вилландри, в котором находится один из лучших английских парков страны, а также величественные Блуа и Шеверни. Конечно, на скорости более 300 км/ч не так-то легко осматривать окрестности, но все же кое-что я увидел. В 19.31 я прибыл в Нант.
Нант (Nantes) - столица департамента Атлантическая Луара, центр региона Западная Луара. Население около 500 тысяч жителей. В Средние века Нант был столицей Бретани. Долгое время он оставался крупнейшим портом Франции (хотя и находится в 60 км от побережья Атлантического океана - выход в океан по реке Луара - самой длинной во Франции). С именем Нанта связан эдикт Генриха IV 1598 года о веротерпимости, прекративший религиозные войны между католиками и гугенотами во Франции.
Первым делом в Нанте я встретился с Женей Булдаковым - русским постдоком из Оксфорда. С ним мы познакомились на воркшопе год назад. Вместе вышли на одну из центральных улиц города перед вокзалом - Бульвар Сталинград, между прочим, и отправились в красивый парк. В Нанте весна уже вовсю, все цветы в парке уже распустились. Разоваривая, совершили прогулку по парку, после чего разошлись каждый в своем направлении.
Моим направлением была гостиница, располагающаяся в 500 метрах от вокзала, рядом с центром города. Быстро зарегистрировавшись и расположившись в номере 500, из окна которого замечательны видны крепость и собор, я отправился осматривать Нант. Главными достопримечательностями Нанта являются расположенные рядом замок Герцогов Бретонских и собор Святого Петра, к которому я и направился.
Собор Святого Петра (Cathedrale de Saint-Pierre) расположен на одноименной площади. Нынешнее здание собора в готическом стиле - уже третье по счету, строилось около 4-х веков и было достроено в 1891 году. Своды собора поддерживаются литыми 40-метровыми опорами.
Рядом с собором очень большое пространство, занятое в этот вечер передвижными аттракционами и местной публикой. Прошулялся по спокойным тихим вечерним улицам Нанта, вернулся в центр города, наводненный местным и приезжим людом. Вообще людей, даже для субботнего вечера было слишком много, поэтому я решил разобраться в чем собственно дело. Оказалось, что в этот вечер (с 22.00 до 2.00) - вечер 5 апреля проводился карнавал.
Нантский карнавал Должен сказать, что мне очень повезло. Я имею в виду, очень повезло, что я попал на Нантский карнавал, потому что такого веселого и шумного карнавала я еще не видел. Народ начал собираться на улицах - по маршруту шествия карнавальной колонны загодя и, по моим оценкам, пришли посмотреть и поучаствовать не менее половины нантцев. Колонна долго выстраивалась у собора Святого Петра, кто-то репетировал свои номера, кто-то загружал конфетти и конфеты в машины с открытыми плафтормами, кто-то продавал сладости, конфетти и специальную пенку (чтобы обрызгивать друг друга), кто-то все это покупал. Карнавальное шествие началось около 22.00, одновременно с ним началось и всеобщее "побоище" - все закидывали друг друга конфетти и забрызгивали зеленой пеной (с одежды она снимается без следов). Через какое-то время необходимость покупать конфетти отпала, посколько все улицы по маршруту следования колонны были засыпаны конфетти, можно было его собирать и забрасывать идущих ряженых, танцоров, музыкантов. Они отвечали тем же. В первых рядах шествия прошагала группа "ходоков" на ходулях. Это выглядит очень эффектно - по старинным улицам вышагивают "ходоки" в красивых черно-красных нарядах на желто-красных ходулях. Пешеходную группу сменяла машина с открытой платформой, на которой располагались большие яркие фигуры французских героев, пиратов, героев сказок, других знаменитостей, затем снова двигалась пешая группа и так далее. Очень много музыки, шума и веселья, карнавал, наверное, похож на бразильский: каждый старается участвовать и производить как можно больше шума. Закидывать друг друга конфетти никто не уставал, в том числе и я. Музыкальные, маскарадные колонны вышагивали по улицам Нанта, приветствуемые жителями и туристами. Специально приглашенные группы из других регионов Франции, Германии, других стран и, конечно,
Бразилии - они произвели настоящий фурор своими зажигательными танцами. Веселье продолжалось допоздна. Когда карнавальные группы прошли улицу, на которой находился я, то снова пошло побоище конфетти. Вернувшись около полуночи в гостиницу, я снял куртку и из меня во все стороны полетели маленькие бумажные кружочки, целые россыпи оказались за шиворотом и в карманах. Нантский карнавал - замечательный и веселый праздник! Можно по-хорошему завидовать жителям Нанта, где устраиваются такие грандиозные торжества.
6 апреля 2003, воскресенье Нант - Ле Круазик - Атлантический океан
На следующее утро я встал пораньше и около 7.45 уже вышел на свежие совершенно пустые улицы Нанта. Улицы уже убраны и помыты, от карнавала следов почти не осталось, и совершенно пусты, такими они оставались до 11 часов - все отсыпались после вчерашнего.
Нант достаточно небольшой город, по крайней мере по площади своего центра, поэтому 2 с половиной часов, которые были у меня на прогулку, вполне хватило для осмотра центральной части города. Первым делом я направился к замку Герцогов Брабантских. Замок построен в XII-XV вв. представляет собою массивное сооружение с внушительными башнями, стенами и донжоном. Эта настоящая крепость и по сей день выглядит грозно и мощно.
От замка я двинулся к кафедральному собору Нанта. Безусловный плюс ранней прогулки в воскресенье (особенно после карнавала) - совершенно пустые улицы города. Нант славится своим музеем изобразительных искусств, в котором проходит специальная выставка Матисса, но музей был закрыт из-за карнавала. Также в Нанте есть музеи церковного и декоративного искусств, морской музей и музей Жюля Верна, так как Нант - родина Верна. Мастер научной фантастики XIX века родился в Нанте в 1828 году.
Я же вышел на центральную площадь города с колонной Луи IV, затем отправился гулять по небольшим спокойным улочкам Нанта. Интересная церковь Сен-Круа (Святого Креста), городская ратуша (построена в XVII в.). В старинные кварталах Нанта до сих пор много средневековых зданий, мощенных булыжгиком улиц. Много небольших парков. Вышел на берег Луары, красивые набережные Фосс, Франсуа Миттерана, гулял по ним. Университет Нанта расположен недалеко от Луары.
Мне уже пора было закругляться с осмотром спокойного и старинного провинциального Нанта, поскольку опаздывать к началу конферении не хотелось. Вернулся в гостиницу, собрался и отправился на вокзал, где среди прочего запасся открытками Нанта.
В 11.12 на очередном сверхскоростном TGV я выехал из Нанта в Ле Круазик - небольшой городок, расположенный на самом берегу Атлантического океана, где и должен был состояться воркшоп по волнам на воде. Так что место по всем параметрам было выбрано организаторами очень удачно. Поезд идет ровно час, во время которого я успел познакомиться с прибрежной Францией из окна и одним участником конференции - Дэвидом Фурманом, американским аспирантом из
Дании. В окне же в основном передавали солнце, зелень и "соляные поля" - специально разгороженные площадки, слегка залитые водой, с которых местное население на протяжении многих веков собирает соль.
В 12.12 поезд прибыл в Ле Круазик. Очень солнечная погода, очень свежий воздух с привкусом океанской соли, небольшой вокзал, на котором я встретился с проф. Кеном Такаги из
Японии (который тоже занимается плавающими платформами), Рено Гере (который был аспирантом Аада Херманса до января 2003, т.е. на протяжении 2-х лет мы были коллегами и аспирантами у одного руководителя) и другими участниками конференции из Франции, России,
Норвегии и других стран. Вся прибывшая этим поездом группа погрузилась в машины и мы отправились в путь, я в это время обменивался последними новостями с Кеном и Рено. Въехали в центральную часть - длинную набережную городка Ле Круазик.
ЛЕ КРУАЗИК Название этого крохотного городка (около 4 тысяч жителей, по моим оценкам) происходит от бретонского "кроазиг" - крестик. Сегодня это бальнеологический курорт и порт яхт и прогулочных судов. Местный рыболовный порт существует со времен древней Галлии, а набережные датируются XIII в. Большой Океанарий. Ле Круазик (Le Croisic) расположен на самом побережье Атлантического океана, на северном пределе Бискайского залива, месте, которое называется Берегом Любви (Cote d'Amour).
У набережной пришвартованы множества яхт и прогулочных судов, вкупе с океаном и солнечной погодой нашим глазам предстала общая для атлантического и средиземноморского побережий Франции картина. Хотя конечно побережья разные, атлантический берег не так сверхпопулярен как, скажем,
Ницца и
Лазурный берег, но на отсутствие туристов и отдыхающих пожаловаться, по-моему, не может.
За разговорами и разглядыванием берега и океана время прошло незаметно и вот мы уже подъехали к Port aux Rocs (Порт в скалах,
http://www.portauxrocs.com) - гостинично-курортному комплексу, расположенному прямо на берегу океана и в котором через час с небольшим началась конференция. Регистрация участников конференции. Сразу после регистрации, мы с Рено побежали на берег океана.
Атлантический океан. На побережье океана я был впервые. Океан поражает бескрайностью своих просторов, но главное отличие от морей конечно же в солености воды. Попробовав океанскую воду, я решил на всякий случай и умыться ее, чтобы прикосновение к океану могло быть зачислено по всем показателям. Позже эта соль очень хорошо чувствовалась на лице. Берег в этм районе получается смешанный. Часть побережья скалистая, с резкими, невысокими скалами, о которые красиво и мощно разбиваются волны. Другая часть - песчаные пляжи, спускающиеся к воде, летом наверняка заполненные любителями погреться на солнышке. Кое-где песок и крупные камни, выходящие в океан образуют еще один вид побережья. Разница уровней воды при приливе и отливе ощутима, но не очень велика. Так как от двери моего номера до океана было не больше 50 метров, то, естественно, эта прогулка по берегу океана не стала последней.
18 IWWWFB Конференция 18th International Workshop on Water Waves and Floating Bodies (http://www.ec-nantes.fr/18WWWFB) началась в 14.00 6-го апреля, после "вступительного" обеда, строго по расписанию. Конферения проходила с 6 по 9 апреля, состояла из 10 сессий и включила в себя 47 докладов.
Во время первого доклада слушатели были поражены особыми звуковыми эффектами, который использовал выступающий. Однако, оказалось, что это чайки, обитающие на побережье, таким образом поддерживали выступающих. Сам зал для конференции был просторным, участники, вооруженные сборником докладов и программой, сидели за столами с зелеными скатертями, на чаек никто не жаловался, а минеральной воды было достаточно, так что все были довольны и 10 лекций первого отсидели полностью почти все. Отличительные черты воркшопа - детальное обсуждение докладов и небольшое количество участников (в этот раз около 80), что очень хорошо по многим параметрам.
После окончания последней из лекций появилось время толком расположиться, распаковаться и совершить прогулку к берегу океана. Опять-таки строго по расписанию, в 19.30 - торжественный ужин по случаю открытия конференции. Я попал за "французский" стол. Впрочем, это не мудрено, французы ведь "играли" на своем поле, поэтому из участников конференции чуть ли не четверть была французами.
Красивейший закат, океан предстает в разных оттенках голубого, синего и зеленого цветов, а небо окрашивается в багряные тона на голубом фоне. Такое зрелище можно наблюдать часами, но и после заката находиться на берегу океана очень интересно, шумит прибой, появляются первые звезды, небо очень темное, поэтому луна и звезды очень яркие, а с океана дует легкий приятный соленый ветерок. Определенно океан прекрасен в любое время суток. Правда, не все пассажиры "Титаника" согласятся с такой формулировкой. Да, он прекасен в любое время, но еще, в зависимости от обстоятельств, могуч, грозен, опасен, ласков, игрив. Вот так я бы сказал про Атлантический океан.
7 апреля 2003, понедельник Ле Круазик
Конференция продолжается. Нельзя сказать, что я долго разлеживался в это утро, так как первые лекции начинались в 8.15, а завтрак в 7.30. В первй половине дня 9 лекций, с кофе-брейком между двумя сессиями. На каждую лекцию по традиции было отведено 25 минут, из них около 18-20 на доклад и оставшееся время на вопросы и обсуждение. Как я уже сообщал, самой многочисленной "делегацией" на конференции была французская, многочисленными (то есть больше одного участника) группами были англичане, голландцы, россияне, японцы, итальянцы, американцы (хотя их было не так много как в прошлом году, возможно сказались политические противоречия между Францией и
США), норвежцы, китайцы, индийцы.
После первой половины рабочего дня - обед, про который, вернее про кухню Port Aux Rocs в частности и про всю французскую кухню нужно сказать отдельно. "Чего-то особенного" эта французская кухня, со множеством своих деликатесов, хрустящим свежим хлебом, знаменитыми винами и сырами. Особенно это ощущаешь, если попадаешь во Францию из такой недоразвитой в продуктовом смысле страны как Голландия, помидоры у них не расти. Но к теме французской кухни я еще вернусь, "такие вопросы с кондачка не решаются", тут нужно будет подробно остановиться и рассказать обо всем по порядку.
Ле Круазик. В этом абзаце будет сперва чистосердечное признание, а затем рассказ про прогулку по берегу океана в Ле Круазик. Не появился я на послеобеденной сессии, и ничего тут не исправишь. Это факт. И как-то даже сейчас не чувствую угрызений совести совсем. Расписание конференции было составлено очень плотно, поэтому для длительной прогулки днем и посещения Ле Круазика пришлось пожертвовать пятью докладами. Ну, потом я конечно удостоверился, что на здоровье этих докладчиков это никак не отразилось. Выдался очень солнечный день. От курортного комплекса по дороге, идущей вдоль берега, я зашагал с Евгением и Татьяной, представителями русской "делегации". С океана дул уже почти летний ветер, распустились многие цветы. Обзорная площадка на небольшом холме, с которого видны океан и окрестности. Если у маленьких городков бывают пригороды, то мы их прошли и оказались на центральной набережной Ле Круазика. Не могу сказать, что прогулка по городку отняло много сил, настолько он невелик. Из культурных сооружений в Ле Круазике есть две церкви и библиотека. Самое интересное место, пожалуй, набережная. Здесь пришвартовано множество яхт и катеров, портовые сооружения, здесь же сувенирные магазинчики и кафе. По дороге назад уже не так строго придерживались дороги, частично прошли по пляжу, насобирав океанских ракушек.
В Port Aux Rocs вернулись задолго до начала последней в этот день, всего 6-й по счету сессии. Я свободное время использовал для "контрольной" подготовки к своему докладу, который был первым на следующее утро. 5 докладов сессии, этот день получился самым насыщенным - 19 лекций. После этого ужин и общение с участниками конференции. Позже я отправился на берег океана, наслаждаться его шумом и звездным небом. Меняется все вокруг, но как и много веков назад, у человека есть возможность прийти на берег океана и вдохнуть запах его бескрайних вод.
8 апреля 2003, вторник. Ле Круазик. Мой доклад.
В этот день я проснулся даже раньше, чем в предыдущий день, что неудивительно - хотел еще раз проверить свою готовность к докладу. Что и было проделано после завтрака.
Первая сессия 8 апреля началась. Председатель сессии профессор Тувиа Милох во вступлении назвал меня доктором, что, по крайней мере, несколько преждевременно, но вдаваться в подробности я не стал и ровно в 8.15 начал свой доклад. Тема: Hydroelasticity of Quarter-Infinite Plate on Water of Finite Depth. Для доклада я использовал файл Pdf, текст доклада не был заготовлен в жестких рамках, немного "импровизировал" по ходу. Доложился хорошо, тема и сами результаты были встречены с интересом. Отклики были доброжелательные, обсуждение получилось интересным. Уже после конференции подготовил письменные ответы на вопросы для Discussion Book. Таким образом, рабочая часть поездки для меня почти закончилась (оставались еще, конечно, лекции, но слушать их гораздо приятнее когда уже сам "отстрелялся").
После моего доклада в 7-й сессии были еще 4 доклада, посвященные плавающим платформам. Третьим был доклад моего руководителя, профессора Аада Херманса. Он выступал в свой день рождения, так что во время кофе-брейка Аад получил в подарок от меня книгу Достоевского, которая заблаговременно была приобретена в московском "Библио-Глобусе".
Восьмая сессия после кофе-брейка. Также интересные доклады о плавающих объектах и ледяных полях. После утренних сессий по протоколу следовал обед. Никто, разумеется, с протоколом не спорил - все с аппетитом жевали блюда французской кухни, обсуждая прошедшие доклады и предстоящую поездку. На вторую половину 8 апреля была запланирована экскурсия на верфи в Сен-Назер и в национальный парк Бриер. Особенность французских обедов - вино, вернее то, что его пьют во время обеда, даже во время конференции или там обычных рабочих дней. И вообще я бы сказал так: по количеству выпиваемых алкогольных напитков французы нисколько не отстают от русских, только пьют преимущественно вино. После обеда участники конференции погрузились в автобусы и поехали в Сен-Назер, сначала по побережью, рассматривая скалы и деревушки, затем удаляясь от океана вдоль французских лесов, полей и рек.
Сен-Назер (Saint-Nazaire) издавна знаменит своими судостроительными верфями, на которых и по сей день строятся одни из самых лучших и больших судов. Еще при подъезде к городу виден длинный, высокий и извивающийся мост. Поскольку город и верфи находятся на некотором расстоянии от побережья, и суда из верфи выплывают в океан по Луаре, то высота главного пролета моста - 60 метров, длина всего моста - около 3.5 километров. Кроме верфей и моста, Сен-Назер также знаменит своими портом, причалами, ангарами подводных лодок и длинными полосками пляжей.
Главная достопримечательность города и верфей сейчас строящийся гигантский лайнер Queen Mary 2 (Королева Мэри 2), названный по имени своего не менее огромного предшественника. Наши автобусы въехали на территорию верфи, в автобус сел ее служащий, веселый и жизнерадостный француз (как, впрочем, подавляющее большинство), который стал нашем гидом на время поездки по судостроительной территории, на которой нам сразу же запретили делать фотографии. По словам специалиста, на верфи работает, в зависимости от колическва заказов, от 10 до 14 тысяч человек. Автобус медленно ехал по территории верфи, а мы узнавали все новые и новые секреты кораблестроения. Но главным пунктом нашей программы безусловно была "Королева Мэри номер два".
Queen Mary 2 К моменту нашего посещения готовность судна оценивалась как 75 процентов. Корпус и все палубы и надстройки готовы и собраны, идет "внутренняя" работа. Строящаяся "Королева" станет одним из самых больших пассажирских кораблей в мире. По типу Queen Mary 2 - очень длинный круизный лайнер, его длина 345 м, ширина 39 м, высота 59 м, водоизмещение 70000 тонн. Если "Королеву Мэри 2" сравнивать с "Титаником", то она на 76 метров длиннее, на 10 метров шире и на 6 метров шире, а водоищмещение больше на 4000 тонн. Стоимость корабля, как рассказал нам экскурсовод, более 1 миллиарда евро. Он же, при дружном одобрении экскурсантов, сообщил, что со спасательными средствами дело обстоит гораздо лучше, чем на самом знаменитом (после Ноева ковчега) корабле. Хотя, я и допускаю, что на просторах СНГ самым известным кораблем является крейскр "Аврора", которому, как пелось в известной песне, что-то снится когда утро встает над Невой, при этом ее знаменитая пушка, которая может быть и не стреляла в октябре 1917, на всякий случай забита деревом. Но опять я отвлекся. "Королева" сейчас стоит на стапелях и сотни людей занимаются ее отделкой, покраской, установкой аппаратуры и так далее. Корабль выглядит очень внушительно и грациозно. Автобус объехал лайнер со всех сторон, так что мы получили полное представление об его наружном устройстве.
Кроме этого корабля мы осмотрели несколько других, почти достроенных, но гораздо меньших по размеру (и стоимости, как сказал гид) кораблей. Океанский лайнер среднего класса стоит около 250 миллионов, то есть, к примеру, в 10 раз больше новых "Боингов". Также были осмотрены строящиеся кормы, носы, рубки, судостроительные цеха, краны, сухие и "мокрые" доки, портовые сооружения, раскинувшиеся на многие километры. После верфи мы отправились в...
Природный парк Бриер Бриер (Briere) - региональный природный парк, где гнездятся более 200 видов птиц, а небо отражается в каналах и озерах, по которым мы отправились в плавание на 2 больших моторных лодках. Впрочем, моторы используются только в крайних случаях, лодка обычно движется только с помощью специального весла гребца (он же по совместительству и экскурсовод).
Этот экскурсовод вдохновенно сказал нам так: "В это время года в Бриере обитает свыше 200 видов птиц, а парк служит местом отдыха для многих птиц при перелете из Северной Европы в Северную Африку и обратно". Правда, ни одной птицы мы так и не увидели, экскурсовод объснил это тем, что в дневное время они разлетаются по окрестностям в поисках пищи.
Так как народ откровенно заскучал без птиц и фотокамеры простаивали, я сообщил соседям по лодке про день рождения Аада. Тут-то и началось самое интересное: в природной тиши заповедника многоголосый хор грянул "Happy birthday, dear Aad", а вторая лодка подплыла к нашей с резонным вопросом "А что, собственно, происходит? В чем дело, граждане?". Кроме пения, нами были осмотрены действительно красивая зеленая территория Бриера. Кстати, разница уровней воды весной и летом - 6 метров, так что в тех местах, где мы плавали на лодках, в августе можно ходить пешком.
Немного прогулявшись пешком по лесу, участники конференции погрузились в автобусы и отбыли в Ле Круазик, проезжаю старинные французские деревеньки с соломенными крышами, развалины замков, леса, холмы, снова деревушки и, конечно же, соляные поля.
Соляные поля. Не менее трети свободной земли в этой части провенции Западная Луара отведена под так называемые "соляные поля". Это множество площадок, слегка покрытых водой, размером что-то около 40 на 20 метров и разделенные земляными валами. Со временем вода, испаряясь, уходит и можно собирать соль. С одной площадки можно насобирать, по словам водителя нашего автобуса, местного жителя (переводил французский специалист по кораблям), до 300 кг соли в месяц.
Поскольку соляных полей очень много, то, мне кажется, что французы от нехватки соли не страдают. Местные жители уверяют, что именно они первыми открыли секрет длительного хранения рыбы и мяса с помощью соли: обильно посоленные вышеперечисленные продукты могли долго храниться в подвалах домов. Используют ли эту технологию после изобретения холодильников? Не знаю, но и сегодня соль для западного побережья Франции играет важную роль.
Вскоре после соляных полей мы вновь выехали на побережье, проехали несколько населенных пунктов и несколько укрепленных пунктов - береговая линия обороны немецкой армии во время второй мировой войны.
Так прошла наша экскурсия по восточной части Бретани. Кстати, о Бретани. Бретань окружена с трех сторон морем и опоясана многочисленными бухтами, мысами и островами (3700 км береговой линии вместе с островами). Бретань - это бескрайние панорамы сильно изрезанного рельефа, напоминающие ландшафты, обычно называемые шотландскими. Влияние человека здесь настолько преобразило местность, что бретонские ландшафты, представляющие собой чередование небольших полей и лугов с лесными и кустарниковыми полосами, получили даже собственное имя - бокаж.
Вечером - очередная прогулка по берегу океана. Позже торжественный ужин, посвященный закрытию конференции. Местный шеф-повар, представленный широкой публике, превхошел сам себя. Ужин полностью состоял из морских продуктов (крабов всевозможных размеров, креветок, устриц, рыба, запеченная в песке и т.д.). Все это очень вкусно, но за нашим столом оказалось только 2 специалиста по разделыванию крабов, американец и японец Кен