После первой части рассказа, опубликованной в прошлом году, была масса вопросов, на которые, в меру сил, я отвечаю до сих пор.
Однако накопилось еще немного материалов для рассказа + я хочу ответить на наиболее частые вопросы.
Еще раз про
Эстонию. Не буду повторять первую часть про Таллинн. Хотя и там- туристов становится все больше, цены немного поползли вверх.
Безумно интересно на островах ( Муху, Саарема) , интересно в Пярну. Но это летний отдых. Вообще, если устали от жары в
Москве летом, от людей на работе- то милости просим в Пярну. Пляжи, на мой взгляд, самые благоустроенные в Прибалтике, народу никого. В Пярну рекомендую маленькие отельчики Лотос, Везироуз, Меритим ( только называется так громко, а на самом деле – одноэтажный домик). Есть еще СПА- Тервис, но это санаторий с кашей по утрам, номера- просто больничные палаты, у меня вообще кислородная подводка была и стойка для капельницы , правда номера с телевизорами, чистенькие и т.д. Зато процедуры стоят копейки и очень качественные.
Очень советую сьездить на Саарема, в Куресааре. Там еще тише, покой. Замечательный отель Мери- тоже СПА, но как то менее лечебный, более похож на дом отдыха, с бассейном и т.д. Прямо напротив- прекрасно отреставрированный епископский замок, действительно великолепно, очень качественно реконструированный. Возьмите обзорную экскурсию по острову, там интересный кратер упавшего метеорита, неплохая природа – на полдня можно развлечься. Раньше Саарема назывался остров Эзель ("козел" по немецки) и в начале войны здесь был аэродром, с которого наши летчики летали бомбить
Берлин. На поле до сих пор лежат металлические покрытия взлетной полосы. На остров можно попасть только на пароме- идет , по-моему, минут 20 – кофе успеете попить. В выходные и праздники огромная очередь из машин туда и обратно, порой на километр, если не больше. Но автобусы и такси тур фирм пропускают без очереди. Вообще в Эстонии неплохое автобусное сообщение и очень недорогое.
На Муху есть интересный замок – гостиница – замок Падасте . Я не был сам, но возможность пожить за вполне умеренную плату в замке достаточно интересна.
Еще несколько слов по
Праге. В ней была масса народу и достаточно много написано. Я был в Праге в 1998 , а потом два раза в 2002- до и после наводнения. Если честно, то раньше было лучше. Это не ностальгия по детству или отрочеству. Было чище, причем значительно, не было исписано пол города "графитти" Было меньше хамства.
Огромный 4* отель в центре. Вопрос на ресепшн:
- Дайте дополнительную подушку, а то в номере одна и маленькая. - Подушек нет - А номера свободные есть???- Да, но подушек нет. Номеров в гостинице штук 200
Часов в 6 вечера собрались поужинать. Команда такая – 2 португальца , финн и я. Т.е. на русских не похожи! Столик не заказывали – вроде время еще не позднее. Заходим, в самом центре пива попить в дорогое , серьезное место , на входе мужик:
- Поужинать можно???- Проходите!- А где можно сесть ?- Где хотите...- Но ведь половина столиков зарезервирована. - Сядьте где хотите- двое там, один здесь, один - на втором этаже.
На следующий вечер берем коллегу – чеха , бронируем столик , короче готовимся серьезно. Приходим минута в минуту.
- Мы бронировали столик- Щас узнаю…….За вашим столиком еще едят!- Ну и что делать?????? Когда освободится??? - А как поедят , хотите ждите, хотите нет...
И это все на чешском, т.е. такое отношение в принципе ко всем. Правда надо отдать должное, ресторанов в Праге масса и такая ситуация либо в самом центре, либо в очень популярных местах. Но все же хамство поражает. Или может быть это просто усталость от бесконечного потока туристов. Кстати и обманывать стали внаглую. Не стесняйтесь проверить счет. Причем мне вообще в две кружки пива на Старомеской площади вписали чуть ли не все горячие блюда в ресторане за весь день. Так что смело зовите администратора и ругайтесь. Как правило, разница процентов 30-40 от оригинала.
Таксисты – отдельная песня. Счетчика или нет или он мигает. А если мигает- значит в режиме установки и ваш милый "драйвер" при переключении передачи тихонечко жмет пальцем на счетчик и добавляет каждый раз по 50 крон. Я одного просто поймал за руку- "Не тыкай или поедем на одной передаче". Обозлился, но не тыкал. Причем разница нехилая- можно переехать мост за 100 крон, а можно с тыканьем за 500.
Экскурсии тоже – забронировал для родителей обзорную по городу на русском , специально за 3 дня бронировал. Подают автобус.
- Русского гида нет, хотите на английском?- Хотим!Поехали с немецким гидом.
Машина в аренду: бронировал за неделю из Москвы. Прихожу, машина есть, но грязная, других нет. Хорошо, возьму грязную. Возвращаю через день. - С вас 30$(!) за мойку. Хорошо, я вписал в заказ, что машина была грязная. Кстати, берите обычную Фелицию. Я не знаю почему, но у них пробег оказывается меньше, состояние лучше(данные мая- сентября 2002 года), чем у Фабии или Октавии.
Хотя, конечно , Прага осталась Прагой. Просто есть с чем сравнить. Прага насытилась туристами и устала от них. Но осталась такой же замечательной, и из нее не хочется уезжать в который раз.
Дороги по
Чехии получше , чем у нас на периферии, но далеко не немецкие.
Если будете в районе Карловых Вар, обязательно сьездите в маленький городок Локет, с чудным замком, да и весь городок какой-то уютно кукольный. Чем-то напоминает средневековый Роттенбург на Таубер в
Германии.
Вопросы про аренду машины. Я лично люблю Sixt, просто на мой взгляд при относительно невысоких ценах всегда очень качественные машины любых марок ( в зависимости от страны) , большое количество станций, удобный сайт. Наиболее дешевым иногда оказывается Alamo и National Car Rental , к тому же он не требует карточки при бронировании через интернет ( но карточка естественно нужна при аренде!). Это на случай, если вы не хотите указывать номер карточки в Интернете. Хотя в National и станций поменьше и машинки пожиже, но тоже все новые и с маленьким пробегом.
Однако, исходя из моей практики, машину по и-нету можно и не заказывать, если только вы не собираетесь брать ее в первый же час в аэропорту или не надеетесь на и-нетовские скидки. Просто прилетев, тут же в аэропорту и забронируйте в нужном вам городе .
Единственная тонкость- легко забронировать машину в одной стране, но прилетев, например, в
Дюссельдорф , в аэропорту машину в
Голландии вы не забронируете. Мне пришлось звонить из аэропорта в немецкий центр по международному бронированию и там уже бронировать по телефону. Так что, если с английским/немецким /французским у вас не очень, то все же лучше Интернет. Спокойнее, по крайней мере.
Да, учтите- возврат машины в другом городе, но в рамках одной страны, как правило бесплатный. Но только в одной стране. Иначе- дополнительные расходы, причем зачастую соизмеримые с недельной арендой машины. Так что взяв машину в Германии и сдайте ее в Гармише, а не в
Инсбруке, хотя расстояние между ними- полчаса езды.
Если берете машину в Голландии, удобно сдать ее в Маастрихте, от которого рукой подать и до
Брюсселя и до Кельна.
Да, кстати, тоже верно и с авиабилетами. Прилетев в Дюссельдорф , вы можете спокойно вернуться из Франкфурта или
Мюнхена. Естественно в рамках одной авиакомпании. Кстати, всегда отслеживаете спец.предложения-
Аэрофлот давно перестал быть самым дешевым перевозчиком.
Указатели. Самые плохие , на мой взгляд, в Голландии, особенно в
Амстердаме. Там их просто почти нет или они маленькие, зеленые на стене дома при вьезде на улицу. Т.е. как у Жванецкого, когда уже "проехали".
К тому же , там куча велосипедистов, по-моему, больше чем в
Китае, половина из которых , обкуренная марихуаной, просто бросается на капот. Поверьте- в
Париже ездить гораздо проще и приятнее. Там круговой бульвар- Переферик , как наше садовое кольцо, с него выедете в любом направлении. Единственно- у французов почти нет указателей со стрелками. Они просто пишут , причем по-французски– "первый поворот налево" . Так что очень советую выучить – как будет налево, а как направо. Еще совет- поначалу, если плохо знаете страну или город, старайтесь брать и сдавать машину на окраине- там и движение попроще и улиц меньше, сложнее запутаться. Если сдаете машину в другом, незнакомом городе-посмотрите по и-нету адрес, можно найти даже карту, например на
www.maporama.com. Все это касается аренды в основной массе стран и не на курортах. На курортах, в
Испании например, в гостинице или даже в городе дадут машину без карточки, с залогом 100-200 долларов. В Испании, кстати, очень милые указатели, я считаю лучшие по Европе. Зачастую просто написано от руки на сарае "
Барселона 50 км" и стрелка, но зато стрелка на каждом углу и туда куда надо.
Мой совет- возьмите страховку на машину, причем полную. Спокойнее будет за рулем.
Выбор машины- зависит, естественно, от того, сколько вас и куда вы собираетесь. В горы , например, возьмите машину серьезнее. Очень рекомендую дизель ( противники- попробуйте , уверяю не пожалеете.). Сам час ругался в
Австрии, когда мне первый раз дизель давали, обьяснял что в горы еду и т.д. Попробуйте- экономия на топливе более чем существенная, машина тяговитее. Гольф дизель с тремя пассажирами и чемоданами спокойно идет 210 по автобану. Да, ограничения скорости нет только в Германии, да и то далеко не везде. В остальных странах везде ограничение. В городах по Европе- 50 км/час, за городом до 120-130.
Четко проясните , в какие страны вам нельзя выезжать.
Пробег за день: я твердо убежден, что если вы хотите что- то посмотреть по дороге, а не просто перегоняете машину из города в город, то 1000 км в день это недостижимый абсолютный максимум. Я наезжал 3200 за два дня на ниссане микра ( при сдаче машины все высыпали на меня посмотреть), но поверьте – кайфа никакого. Вспомните, что вы в отпуске и отдыхаете, а не обкатываете машину.
Лимитированный пробег: иногда дают машину с лимитированным пробегом ( как правило 500, 250 или даже 150 км (В Голландии, например)). Если вы предполагаете небольшие пробеги или берете машину на 1-2 дня, то это не сильно чувствительно для кошелька, а иначе попробуйте, например, взять машину в
Бельгии, где дают с нелимитированным пробегом, а не в Голландии.
Маршруты : в последнее время на автобанах ( в Германии прежде всего) появляются нешуточные пробки из-за ремонта, или в выходные . Поэтому очень рекомендую выходить на более мелкие трассы. Они же и живописнее. Исключение – горы. Если не хотите лезть через перевал, то выбирайте "толстые" дороги.
Да, в ряде стран,
Франции,
Италии, например, автобаны платные. Причем цены , зачастую, не смешные. Проехав из Парижа на Орлеан километров 80 заплатите 15 Евро. При этом скорость на автобане 100-120-французы сильно не гоняют, а на обычной дороге- 90-100. Так что ничего не потеряете.
Интересный сайт
www.maporama.com. работающий даже на русском поможет найти и маршрут и адрес. Как правило , импортные путеводители оказываются качественнее отечественных или даже переведенных. Например в путеводителе по Германии написано , что к Рейнским водопадам можно подьехать с территории Германии, хотя они и в
Швейцарии. Неправда это -нельзя к ним подьехать, если у вас швейцарской визы нет! Тоже касается и голландского Kinderdijk, где 18 старинных мельниц. Мельницы расположены на острове, куда ходит паром, причем не сильно часто. Так что, то, что туда можно проехать напрямую на машине не верно.
Бенилюкс. Я не знаю, кто догадался обьединить три совершенно разные страны под одно название. Голландия, как мне кажется, вообще очень отличается от всей Европы, как , например, и
Финляндия. Страна сыра, мельниц и воды, крутых лестниц в домах и шокирующего разгула Амстердама. Но побывать стоит. Кстати по Амстердаму можно судить о всей Голландии, с тем же приближением, как и по Москве о всей
России. Обязательно прокатитесь по Голландии на машине или поезде. Там совершенно другая Голландия. Кстати, можно посмотреть и просто пригороды Амстердама- можно и без машины, там неплохое автобусное сообщение. У меня , например, впечатления от самого Амстердама гораздо спокойнее, чем от пригородов.
Бельгия. Брюссель- великолепный. Компактный, какой-то аккуратный, маленький Париж. Я хуже знаю Бельгию, но мне кажется, она стоит отдельной поездки. И не только из-за пива, которое, правда, выше всяких похвал. Да, еще шоколад!!!! Худеть будете дома.
Кстати , Бельгию удобно сочетать с
Лондоном, при наличие у вас визы, естественно. Можно поездом под Ла-Маншем, можно , что гораздо дешевле- так называемыми, дисконтными перевозчиками, типа
RyanAir, EasyJet…
Многие спрашивали про железнодорожное сообщение.
Вкратце несколько советов. На
www.travel.ru есть расписания практически всех стран Европы. Единственно- иногда бывают некоторые отличия реального расписания- так что всегда перепроверяйте на вокзале. Да, не всегда в кассах дают распечатку вашего маршрута со станциями пересадок. Особенно, если у вас пересадки в другой стране – там уже другие железные дороги. А на билете, как правило, пишут только конечные пункты. Так что заранее по и-нету , проверьте полный маршрут и все пересадки.
Да, очень часто бывает, что не все вагоны поезда идут в одном направлении до конца- часть отцепляют и они идут по другому маршруту. Так что садитесь в свой вагон. Это особо касается скоростных поездов , курсирующих между странами.
Кстати, билеты бывают с местом и без. На дальние расстояния советую брать с местом, а то можете простоять несколько часов в тамбуре. В таком случае рекомендую оккупировать буфет- возьмите кофе, никто вас не прогонит.
Классификация поездов- в каждой стране своя, хотя и похожая. Самая запутанная, по-моему, в Германии. Учтите, что самые дорогие, как правило, ночные поезда, потом идут скоростные и т.д.
Ночные вообще очень дороги , соизмеримы с ценой недешевой гостиницы. Их имеет смысл брать, если нет возможности долететь самолетом или жалко времени на дневной переезд. Кстати, они не всегда скоростные!!!! Есть отдельные сайты , посвященные ночным поездам. Купе как правило, на 2/3/4/6 человек, достаточно чисто, но цена, зачастую ,не очень приятная. Самые комфортабельные – поезда серии CityNightLine, с душем в купе, но они и самые дорогие.