Единственный вид информации, который невозможно исказитьв путеводителях – географический.
Это все подтвердилось: «
Гонконг - это небольшая территория площадью 1000 кв.км, расположенная на побережье Южно-китайского моря у устья реки Дунцзян (в переводе - "жемчужная река"). Со стороны азиатского материка страна граничит с Китайской Народной Республикой (КНР). Территория Гонконга включает в себя полуостров и прилежащий архипелаг, состоящий из 235 островов. Основной промышленный и деловой центр находится на наиболее выступающей южной части полуострова - микрорайоне Коулун. Напротив Коулуна, на противоположной стороне бухты Виктория, расположен остров Гонконг, где тоже находятся главные административные и деловые районы страны. Таким образом, столица разделена бухтой на две части: одна - на материке (Коулун), другая - на острове Гонконг». Такие вещи меняются только под воздействием глобальных катаклизмов – землетрясений, революций и эпидемий атипичной пневмонии. Кстати, я там была как раз в феврале, когда появились первые слухи об этой жуткой болезни, но масок марлевых еще не носили и жизнь кипела во всех местах, включая злачные.
Этот город прекрасно приспособлен для жизни, работы и отдыха. Разумеется, попадаются и нищие, но после
Таиланда, например, все выглядит образцово чистым и никак не укладывается в голове, что именно отсюда расползлась зараза. Сам остров – идеальное место для прогулок. Заблудиться, в принципе, невозможно, поскольку это остров, где несколько улиц окольцовывают горы, самая высокая из которых – Пик Виктория – местная туристическая достопримечательность. Я ее открыла для себя в самый романтичный день, а точнее вечер года – День Святого Валентина 14 февраля воспользовавшись замечательным трамвайчиком, который карабкается на вершину быстро и недорого. Еще интереснее было спускаться по старой дороге, проложенной еще в начале прошлого века: безлюдной, но при этом хорошо освещенной. Спуск очень крутой и дорога извивается между деревьями, зарослями бамбука и неопознанных белых цветов, похожих на лилии. Это похоже на сон – в самом центре многомиллионного муравейника (а ведь китайцы действительно очень похожи на муравьев – дисциплинированные и работящие) темный лес, одуряющий запахом мха, хвои, листвы, цветов, кваканьем лягушек и криками ночных птиц.
К природе относятся очень бережно. То, что уничтожалось десятилетиями, теперь пытаются если не восстановить, то хотя бы сохранить. Местность - гористая и холмы пытаются закреплять специальными каркасами и раствором, замешанном на каменной крошке. Получается вполне эстетично, поскольку растительность быстро затягивает такую поверхность, придавая ей вполне натуральный вид. Дороги поддерживаются в идеальном состоянии и в русской голове не укладывается, откуда берется столько рабочих! Движение там, разумеется, левостороннее, как в бывшей британской колонии. Общественный транспорт – еще один повод поговорить о разнице «нашего»и «ненашего» менталитетов. Во-первых, он организован, на удивление, логично и добраться до любого места на карте города не составляет труда. Во-вторых, проехать не оплатив проезд, рука не поднимается, да и возможности такой, как выяснилось, не представляется. Первое время кажется, что местное население крайне сознательное, поскольку, заходя исключительно в заднюю дверь двухэтажного трамвайчика, люди выходят исключительно в переднюю, предъявляя при этом документы (пенсионеры и дети ездят бесплатно) или бросая монетку в ящик. Разумеется, первой мыслю было, а не выйти ли через заднюю дверь. Но при внимательном изучении процесса выяснилось, что задняя дверь оснащена турникетом, который блокируется водителем при попытке зайца спастись бегством.
Водитель контролирует пассажиров посредством видеокамеры. Подобное разочарование подстерегает и в метро, где автомат выдает пластиковую карточку на одну поездку до станции, указанной вашим пальцем на электронной карте. О чем думает наш человек, отмечая разницу цен на проезд в зависимости от дальности поездки? Ну, конечно, а не указать ли пальцем на следующую станцию, а самому поехать к черту на куличики, что в 10 раз дороже. Учтите, что карточку придется опустить в контрольный автомат еще раз - на выходе и в случае несоответствия указанных пунктов реальным остается только стоять и ждать офицера. Хотя перепрыгнуть через турникет, в принципе можно, что и было нами проделано успешно. Один раз. Причем, по причине утери карточки во время поездки, а не из злого умысла.
Удобно пользоваться и автобусами, где, кстати, заходят, напротив, в переднюю дверь и послушно отдают денежки водителю, чего я объяснить не смогу, поскольку открываются все остальные двери тоже – для выходящих граждан. Гонгконг – остров, поэтому паромы (включая тот самый Стар Ферри) самый удобный вид транспорта для поездок к другим островам архипелага или на материк. Я дважды взбиралась на это двухэтажное корытце – для поездки на остров Лантау и Ламма-остров. Монастырь острова Лантау привлекает прежде всего красотой окружающей его природы и гигантским изображением Будды – самым большим в мире. Статуя расположена на вершине холма, куда ведет длинная лестница. В ее основании заключен выставочный зал, экспозиция которого повествует о жизненном пути Будды, а в следующем этаже – вегетарианский ресторанчик, в котором готовят монахи. Лама-остров славится своими ресторанами, где подается лучшая «морская еда». Да, попробовав здесь свежайщих креветок и омаров, салат из крабовых палочек уже не захочешь, как и из кальмаров не первой свежести, обитающих в наших отечественных магазинах.
К хорошему вообще привыкаешь быстро – к корректному сервису, к улыбкам и к желанию безвозмездно помочь в затруднении. Шок будет поджидать вас где-нибудь в Шереметьево-2, где не сразу удается переключиться на суровую правду жизни – запертые двери, мрачные лица и хищных таксистов. Не говоря уже о погоде, которая почему-то всегда портится именно к вашему возвращению. В Гонконге февраль – настоящая зима. Местные ходят, кутаясь в шали и меховые куртки, но при этом – на босу ногу. Для нас 18-20 градусов – хорошее петербургское лето. В то же время поражает количество цветов – они повсюду – на газонах, в вазонах, горшках и горшочках. Цветочный рынок может просто свести с ума. Охапки цветов, которым и названия-то в русском языке нет! Орхидеи и пионы узнать можно, но вот остальное…Самое популярное растение – мандариновое деревце – символ удачи и богатства. Другой символ Гонконга – кошечка, качающая лапкой с пожеланием удачи – их делают и из фарфора, и из золота, и из банальной пластмассы, но их иконография прописана раз и навсегда и все мордашки улыбаются одинаково: “Good luck”.
Для любителей прекрасного город предлагает антикварные развалы и ювелирные магазины. Трудно поверить в подлинность тарелки династии Мин, но все может быть… Золото расходуется в изделиях просто по-варварски, металл не очень хорошей пробы, любимый прием – совмещение фактур – гладкой полированной и шероховатой. Любимый камень – нефрит или жадеит. Не обойти вниманием и необъятные уличные рынки, где умение торговаться и острый глаз обязательно вас наградят – без покупки оттуда не уйдете. Даже если ничего и не было нужно. Ну, хотя бы золотых рыбок – штук десять в полиэтиленовом мешочке. Про одежду или чемодан и говорить не приходится! Кстати, администрация гонконгского аэропорта возмещает причиненный ущерб – взамен порванной при разгрузке багажа сумки вам торжественно вручат новую, прямо в гостиницу принесут. Аэропорт – то, что ты видишь в новой стране в первый и последний день, так что впечатления от него – немаловажная часть общей картины. Несмотря на недостаток площадей (говорят, часть Коулуна, занимаемая аэропортом, попросту - насыпной остров), все более, чем комфортно. Даже задержка рейса или вынужденный ночлег не приводят в ужас. Так что, если есть желание посмотреть на этот британский
Китай, не откладывайте! Помните, что уже несколько лет Гонгконг-Сянган – часть коммунистического Китая и неизвестно, что может с ним случиться. А пока там еще царит особый статус и собственная валюта – гонконгский доллар. Торопитесь!