В
Литву попасть теперь непросто. Нужно получить визу в посольстве, забронировать гостиницу. Из
Москвы ходят в ночь поезда до
Вильнюса и Каунаса.
Я ездил в Вильнюс с мамой посмотреть, как изменился город за 11 лет, что я там не был. Остановились у друзей. Наше пребывание состояло из прогулок по улицам и скверам, неспешных бесед, посещений магазинов, кладбищ и церквей. Обычное путешествие.
Город светлый чистый, красивый.В первый день, субботу, мне показалось, что кругом просто еропейское благосостояние. И так же абсолютно пустые чистые улицы ибо все уехали к морю или за город. На следующий день я понял причину моей эйфории – на улицах очень мало российских машин. А иномарки как бы облагораживают пейзаж. В рабочие дни появился народ на улицах, но не много. Благосостояние же как было всегда выше среднероссийского, так и осталось. Хотя и не намного. Среди машин на удивление много Honda Civic не новее года девяностого выпуска. То есть что важно для туриста – цены на сувениры и услуги невысокие. Ближе к среднероссийским, чем к европейским.
Обменник хороший – у вокзала, латышский Parex Bank. Там же видел единственную за 8 дней машину с российскими номерами.
Вильнюс – абсолютно не туристический город. Все указатели и надписи исключительно на литовском, в центре нет информационного пункта с бесплатной картой, не предлагаются туры по городу. Путеводители продаются, и на русском тоже, но я не встречал известных изданий – ни Lonely Planet, ни Eyewitness, ни нашей Афиши. Всё больше от местных издательств.
Местные понимают проблемы с туризмом и пытаются шутить: продают футболки с надписью “Lithuania, but where is it?” («Литва, но где это?»). Немногочисленные туристы платят взаимностью. Дама с детьми при мне говорила кассирше в обменнике, протягивая российские рубли: «Поменяйте на Вашу валюту, ну что у вас тут в ходу – евро, доллары, литы?»
Музей в знаменитой Башне Гедиминаса, символе города, стал явно беднее. Половины прежней композиции просто нет. Правда отстроили надворные стрения. То что мы в детстве считали крепостной тюрьмой и где облазили каждый камень в камерах, теперь имеет крышу и недоступно для туристов. Вокруг Башни по-прежнему раскинулся живописный Молодёжный Парк. Хотя название, возможно, поменяли. В центре много кафе и баров, не только McDonald’s. Много деревьев, прямо как где-нибудь в Нью-Йоркском Квинсе, только без баскетбольных площадок. На территорию старинного Вильнюсского университета нас не пустили, поросив какие-то немеряные деньги (типа около двух долларов с носа) всего то за вход на открытый университетский двор. Это даже не кампус в привычном понимании слова, просто несколько средневековых фасадов, красивых, но не более. Вежливого охранника нисколько не впечатлил тот факт, что моя мама училась в этом самом университете на филологическом факультете. Сто пудов, сейчас там нет русского отделения. А в 50-е годы конкурс был просто бешеный, ГИТИС отдыхал. Приём был маленький, а русскоязычной интеллигенции хватало.
Все выходные проходил фестиваль «баллонов» - воздушных шаров. Прямо с набережной реки Нерис стартовали громадные артефакты. Мне почему-то запомнился плывущий над крышами шар с надписью ТНК. Кстати, мост им. Дзержинского в самом центре хватило ума оставить в первозданном виде. Литые рабочие и колхозницы с четырёх краёв его напоминают о былом величии Империи и её форпоста на Западных рубежах. А вот расположенный за мостом Детский Мир закрыт, там вокруг строится нечто вроде технопарка.
Из трёх Балтийских республик в
России рекламируются короткие
туры в Ригу, реже – в
Таллин. Практически нет
туров в Вильнюс. Хотя, казалось бы, чем это
Рига интереснее Вильнюса? Понятно, продаётся то, что продают. В Литве, похоже, нет установки на развитие туризма. Визы вот в московском посольстве выдавали далеко не всем. Не знаю, чем вызваны отказы, но в очереди на получение визы было много истерик, причём и на литовском языке тоже. И всё по-взрослому – 5 рабочих дней, личная явка, цена в 20 евро.
Этим летом единственной мировой новостью из столицы Литвы было убийство там французской актрисы Трентиньян, совершённое на съёмках её бойфрендом. Кстати, многие кино-группы снимают костёл Св.Анны – красивый готический собор у реки, недалеко от Башни. Помнится ещё Наполеон Бонапарт во время восточного похода восторгался этой жемчужиной, мол, перенёс бы к себе в
Париж, да руки коротки.
Что касается отношения к русским, то оно вполне корректное. В отличие от той же
Латвии, нацвопрос в своё время был решён по демократичному «нулевому» варианту – гражданство дали всем, кто проживал на момент отсоединения Литвы от СССР. Этим летом по городу были расклеены афиши гастролей Петра Мамонова (Звуки Му), в маршрутках играло Русское Радио, на крышках канализационных люков красовалось литьё «Литовская ССР». Хотя, говорят, пресловутый проспект им. Дудаева так и не переименовали. С другой стороны, а где к русским относятся тепло и дружелюбно? Кроме Шри-Ланки и
США, я вот не припомню таких стран. Если в
Скандинавии ,
Англии и
Канаде к нам относятся, скажем так, прохладно, то в
Польше и континентальной Западной Европе – откровенно без симпатий. А в Вильнюсе, как сказал мне один клиент компьютерной фирмы, «кругом российские товары – заправки Лукойл и машины на автовозах, едущие в Россию.» Ещё на афишах наша Лика (или Линда?) призывает к чему-то местную молодёжь на местном языке. В телефонной справочной телефонная девушка с трудом объясняла адрес на литовском и с радостью перешла на русский, как только мама, поняв её проблему, заговорила по-нашему.
Кстати, Лукойл продаёт в Литве евробензин, который здесь нам не продаёт.
На здании бывшего КГБ на бывшей площади Ленина выбиты фамилии всех «жертв сопротивления оккупационному режиму». Из разговоров же с немолодыми литовцами чувствуется уже отход от такого мракобесия – с вешанием ярлыков «оккупантам» и надежд на процветание при «независимости». Литва теперь свободна и по большому счёту мало кому интересна. Кроме таких энтузиастов, как, например, читатели этого репортажа.
Моей маме больше всего понравилось обилие цветов в горшках – почти на каждом подоконнике или балконе. Реально красиво. Мы купили семена.
А мне понравилось расписание движения городского транспорта. На каждой остановке - листовки с остановками под стеклом – как бы охватывают столб и надо крутить их, чтобы найти свой троллейбус. Так и крутишь от других пассажиров. Так вот, там обозначено время остановки каждого маршрута в течении всей недели. ...10.20, 10. 28, 10.36, 10.46....Самое смешное, что они именно в это время приезжают и останавливаются. Хотя что тут смешного. Это американцы над такой пунктуальностью смеялись, рассказывая мне о
Германии. Нам это просто противопоказано.
На тротуарах установлены щиты сити-формата, агитирующие, что быть в НАТО, типа, неплохо. Военные ходят в НАТОвской форме и ездят в Ленд-Роверах и американских Фордах. При этом на ремонтируемом здании военного училища связи красуется основополагающее высказывание В.И.Ленина. А через квартал, некогда занятый этим училищем, проложили улицу для удобства окрестных жителей – не нужно теперь такое большое милитаристское заведение.
Былые времена товарного изобилия прошли. На барахолке продаётся в палатках местный и польский ширпотреб. Автомобильный бизнес после ввода новых пошлин в России и затем Казахстане верно идёт ко дну. В книжных, правда, есть неплохие отделы литературы на русском. В центре много мини-маркетов Minima, в пригороде есть гипермаркет Maxima. Из сувениров можно приобрести изделия из янтаря, льняные платья или антиквариат для бедных. Мне вот запомнились стеклянная мухоловка, напоминающая перевёрнутую лампу, и русская монография по пчеловодству 1878 года издания.
Старый Город действительно оставляет ощущение старинной Европы. Победнее, чем
Краков и не такой древний, как
Стамбул, но красивый и уютный. Не такой скучный и новый как
Хельсинки, и не такой суетной, как
Рим. При этом недорогой. Обязательно посетите улицу Тилто, это между Оперным театром и Кафедральным собором.
Некогда «новые районы» - Ладзинай, Каролинишкес, Шишкене – теперь не кажутся такими уж современными и модными. Мне они напомнили подмосковный
Калининград.
Формат жизни приближается к европейскому. Нету нашего размаха, масштаба, и не надо. В квартирах установлены счётчики газа и воды, горячей и холодной. Отопление в домах включают, когда за это проголосует бОльшая часть жильцов. Но воду не отключают и мусор регулярно вывозят. Народ вежлив и сдержан. Автомобили ездят по правилам, пешеходов пропускают. В телевизоре - MTV Polska и НТВ Мир. Средняя пенсия 300 литов = 3000 рублей = 100 наших долларов. Местные ездят на заработки в другие страны, во многие – без виз.
Очень много церквей. И православные, и католические, и нехристианские. Православные приходы выглядят ухоженными, при этом в них привычно свободнее, чем в наших ортодоксальных церквях Центральной России – есть лавки для сидения, алтарь открыт для доступа вне службы. Мне понравилась знаменитая икона Польской Богоматери – практически символ города, Дева Мария.
В итоге, рекомендую Вильнюс для желающих мирно побродить по почти-Европе с доступными ценами и почти русскоязычным населением, а также в качестве иллюстрации альтернативной модели развития бывшего СССР. Для поездок к Балтийскому морю или в Тракай можно взять в прокат машину, например, в офисе Hertz, что за речкой напротив модной гостиницы Holiday Inn. Знакомый перегонщик уверял, что таратайку типа Corsa брали за совсем смешные деньги, даже приводить здесь не буду.
На обратном пути видел государственную границу между Литвой и Белоруссией. Вот как это выглядит. В Литве стоит вышка на пригорке, рядом гуляют селяне, стоят хуторские постройки. Потом сразу стоб полосатый, перепаханная контрольно-следовая полоса, столб с белорусской стороны. Там уже идёт зона отчуждения, стены из колючей проволоки, долго никто не гуляет и дорог-то нет.