Вид тура: экскурсионный, ж/д + автобус
Маршрут:
Москва - Брест -
Прага -
Франкфурт-на-Майне -
Люксембург - Реймс -
Париж -
Брюссель -
Антверпен -
Амстердам -
Берлин -
Варшава - Брест - Москва
Продолжительность - 12 дней
Время поездки - 19-31 августа 1999 года
Туроператор - туристическая компания "Интерс"
Введение
Несомненным достоинством автобусных (или "автобус + ж/д") туров является относительно невысокая их стоимость (за счет отсутствия авиаперелета) и очень насыщенная экскурсионная программа. В то же самое время эти достоинства являются и их же недостатками. Как бы ни был хорош автобус, длительные переезды в нем утомляют и отбирают время у экскурсионной программы, которая при этом очень сильно уплотняется. Прежде, чем вы попадете в первый город, обозначенный в программе вашего тура, пройдет достаточно много времени. Мы отправились из Москвы около 15 часов, прибыли же в Прагу лишь поздно вечером на следующий день. При этом первую часть пути ехали на поезде (до Бреста), далее - 820 км. на автобусе.
Автобус
Автобусы, которыми балуют российских туристов российские же турфирмы, - безусловно, не последние модели, хотя и вполне добротные, производства известных на этом рынке фирм, с необходимыми в таких поездках удобствами (телевизор, биотуалет, кипятильник, кондиционер, откидывающиеся и выдвигающиеся кресла, столики и т.п.). Мы совершали наш вояж на автобусе NEOPLAN, который до нас уже лет десять трудился на ниве туристического бизнеса.
Таможня
Белорусско-польская таможня, скажу я вам, - это нечто. Выглядело все так - нас буквально на лету сняли с только что прибывшего в Брест поезда (а поезд прибыл около шести утра) и посадили в автобус, даже не успев толком пересчитать. Как я понял, главное в этот момент не потеряться и не отстать - все происходит очень стремительно, а своей группы ты еще толком не знаешь. Оказывается, спешка эта нужна, чтобы приехать к границе как можно быстрее, опередив другие туристические группы, приехавшие тем же поездом. Автобус приезжает на таможню, встает в очередь. К этому моменту мы уже немного пришли в себя, гид рассказала, как заполнять таможенную декларацию, после чего наступил момент ожидания. В этот момент можно выйти из автобуса, посетить duty-free и туалет. Остальное время (а его много) занимает разглядывание автомобилей, выезжающих из Белоруссии в
Польшу. Как правило, это полуразвалившиеся авто практически всех европейских марок, выпущенные лет 20-30 назад. Я не преувеличиваю - такое впечатление, что вся территория просто кишит автомобилями, найденными на какой-то одной большой европейской помойке. В Москве таких развалюх я даже и не встречаю в последнее время. Часа через полтора процедура началась. Автобус проходит таможню отдельно, пассажиры вместе со своим багажом отдельно. Таможенники задают обычные вопросы: не везете ли чего лишнего, куда едете, сколько денег везете (видимо, чтобы ответ сошелся с той цифрой, которую вы только что написали в декларации). Дальше все зависит от настроения - у некоторых перетряхивают содержимое сумок (сам видел), меня же попросили предъявить (и даже пересчитали) все деньги. У кого денег было больше, чем можно было вывозить (на тот момент - 500 долларов
США), просили предъявить справки - разрешения на вывоз валюты. В общем, процедура достаточно унизительная. С польской стороны было уже значительно легче - всего лишь паспортный контроль: сравнение лица реального и лица в паспорте и дополнительный штампик в паспорте. Следующий пункт - это уже граница
Чехии с первой на нашем пути страной Шенгенского соглашения -
Германией. В основном все сводится все к тому же паспортному контролю и сверкой каких-то данных по компьютеру. Не могу сказать, что длится долго, но все же какое-то время занимает. Зато потом - неделя полного кайфа: пять границ и ни единой остановки на них. Выглядит примерно так - гид объявляет: "Только что мы проехали границу
Франции с
Бельгией". Как будто бы едешь по одному государству и просто въезжаешь в разные его области. Но одна проблема все равно остается - это деньги.
Деньги
До появления EURO у каждого государства свои деньги. За 12 дней в моих руках побывало девять валют - российские рубли, белорусские "зайчики", польские злотые, чешские кроны, немецкие марки, люксембургские франки, французские франки, бельгийские франки, голландские гульдены. Ну и, конечно же, американские доллары, которые все российские туристы привыкли брать в такие поездки. Все это достаточно неудобно, потому что возникает много проблем. По приезде в каждую страну нужно иметь деньги в местной валюте, чтобы поесть и попить, что-то купить (сувениры, еда-питье в автобус). Соответственно, посещение любой страны начинается с обменника, причем расположенного, как правило, в местах, где по определению не может быть слишком выгодных условий обмена. Причем даже если курс выглядит выгодным, при обмене с вас сдерут такую комиссию, что получится еще хуже, чем обменнике, где курс казался гораздо хуже.
Поэтому, видимо, Валютой стран, где вы точно будете находиться дольше всего, лучше запастись еще в Москве. Я, например, купил в Москве французские франки и немецкие марки; Лучше иметь доллары достаточно мелкими купюрами (10-20), чтобы не возникало дополнительных проблем со сдачей;Власть доллара кончается где-то в районе Польши. То есть если в Польше вы в крайнем случае можете расплатиться и долларами, то в Европе доллары особо не любят: поменять - пожалуйста, а вот платить ими - это вряд ли. Гораздо более привлекательно с точки зрения европейцев выглядят немецкие марки (DM). Их принимают, естественно, в Германии, но и в Люксембурге, Бельгии и
Голландии тоже. Кроме того, до въезда в другую страну необходимо отделаться от всей мелочи в карманах - в соседней стране она никому не нужна, а вот кока-кола или пиво (пусть даже в запас) в дороге всегда пригодится. Мы даже придумали специальный термин для этого процесса - "слив денег". Еще одна проблема с деньгами, которую тоже хотелось бы затронуть - обменники работают далеко не всегда. Например, в центре Парижа мы с очень большим трудом нашли обменник, совершенно случайно не закрывшийся в 6 вечера. А вот в Берлине, куда мы приехали в воскресенье, работали только банкоматы - можно было снять деньги с пластиковых карточек. Ни одного обменника, работающего и готового обменять наличные доллары на марки, мы не нашли. У нас-то были еще "московские" марки, но вот людей, которые не могли по этой причине даже мороженого себе купить, было очень жалко. ДорогиЕвропейские дороги, конечно, не сравнить с нашими. Причем, как платные, так и бесплатные, достаточно хорошего качества. Единственное, в Польше мы ехали по шоссе, которое состояло из трех полос (одна в одну сторону, другая - в обратную, а третья чередовалась). Это достаточно неудобно, даже несмотря на присутствующую там водительскую этику. В шенгенской же Европе самым обидным было то, что мы ехали по таким великолепным дорогам с максимальной скоростью 80 км/час. Такое ограничение существует для экскурсионных автобусов из соображений безопасности туристов. Автобусам со специальным разрешением (которого у нас не было) можно развивать скорость до 100 км/час. И это при том, что автомобилям разрешено ехать все 130. Конечно, все это несколько затягивает и без того небыстрые переезды. ПереездыУ нас был тур без ночных переездов, спали мы в отелях, а все необходимые перемещения по Европе совершали днем. В этом есть свои недостатки - расстояния все равно преодолевать надо, поэтому делалось это не во время сна в автобусе, а за счет экскурсий, что в общем-то жалко. То есть, как правило, полдня экскурсия и свободное время, остальные же полдня занимает дорога. Но в этом есть и свое преимущество - программа довольно напряженная, впечатлений много, и хочется хотя бы нормально выспаться, по-человечески принять душ, взбодриться перед очередным напряженным днем. По дороге автобус каждый три часа делает остановку на 15-20 минут, в основном, на заправочных станциях, которые одновременно являются и местом отдыха водителей. Как правило, это маленькое кафе, небольшой супермаркет, где можно купить в дорогу все необходимое, а также туалет. Что самое поразительное - когда высаживается достаточно много народу (автобус - примерно 50 человек), это не приводит к какому-то параличу всех упомянутых заведений и никаких безумных очередей не образуется. В Польше с этим хуже - там все по-нашему (по крайней мере, в местах, где мы останавливались). Если туалет - то с одним "посадочным местом", к тому же платный, если магазин - то уж точно не самообслуживание, а продавец и кассир един в одном лице, но сейчас и он вышел. ОтелиОтели были очень даже неплохие. Как правило, это отели 2-3*, но специальные номера, которые специально предназначены для размещения только на ночь. В номерах - душ (как правило, с финской или немецкой сантехникой), туалет, ТВ, иногда - фен и климат-контроль. В
отеле в Чехии душ и туалет были на две комнаты. В Париже (там мы жили дольше всего - четыре ночи и три дня) отель был несколько хуже - да, там были все перечисленные услуги, но номер был настолько маленьким, а сам отель такой древней постройки, что как-то все это портило впечатление. Правда, отель был расположен недалеко от станции метро, что является плюсом, хотя и не столь большим. Что самое интересное, у нас было две ночевки не в крупных городах-столицах, а в каких-то небольших отелях по пути (первый - под
Ганновером, второй - в Польше, в каком-то небольшом городишке, я бы даже сказал, деревеньке). И тем удивительнее было то, что оба эти отеля были не хуже, а может даже и лучше "столичных". ЕдаВ оплаченную путевку входили лишь завтраки (как правило, шведский стол, а в Париже - так называемый континентальный завтрак: булочка с джемом и сок). Поэтому проблема питания стояла достаточно остро. Ну, во-первых, во время длительных экскурсий экскурсовод сам приводил всех в какой-то ресторан, где можно было быстро и относительно недорого поесть (в пределах 10 долларов). Во-вторых, когда давалось свободное время на осмотр достопримечательностей, считалось, что за это время нужно успеть еще и поесть. В "традиционные" рестораны лучше даже не соваться - нет времени ждать, когда тебя обслужат. Времени итак в обрез. Поэтому выход - это либо рестораны самообслуживания (где просто на поднос набираешь себе блюда и потом подходишь к кассе), либо пресловутый fast-food (типа McDonald's, Quick, Pizza Hut и пр.) В последних можно поесть достаточно дешево (5-6 долларов) и быстро, а при необходимости взять с собой и доесть в автобусе или по дороге. Конечно, это не "вкусная и здоровая пища", но в данных условиях самый пригодный вариант. Ну и еще вариант - на тех заправках, где останавливается автобус, продается достаточно много самых разных полуфабрикатов (бутербродов, салатов, консервов и т.п.), которые тоже не дадут умереть с голоду, а иногда бывают очень даже и вкусными. Вместо заключенияОчень советую. Впечатлений будет очень много, отснятых фотопленок - тоже (кстати, пленкой лучше запастись в Москве - тут она значительно дешевле; и не думайте, что берете слишком много - все равно придется докупать). Не знаю, есть ли смысл ехать в слишком короткие
автобусные туры (например, одна Прага) - полтора дня туда, полтора дня - обратно. Три дня провести в дороге и увидеть всего один город? Интересных туров много - ищите себе компанию и собирайтесь в дорогу… Какие могут быть проблемы с турфирмамиКак я уже сказал, интересных туров много, но не на каждый набирается достаточное количество желающих, чтобы тур состоялся. Поэтому заключение договора (покупка путевки) - это еще не факт, что ваше путешествие состоится. Если необходимого количества страждущих поехать по одному с вами маршруту не наберется, турфирма может перенести срок выезда (например, присоединить вас к следующей группе, осуществляющей путешествие по тому же маршруту, а это может быть и через две недели). Может объединить вас с туристами других турфирм, также не набравших необходимый минимум на аналогичный маршрут (именно аналогичный - то есть вы поедете уже в другой тур, пусть не сильно, но все же отличающийся). Или за пару дней до поездки, когда вы уже сидите на чемоданах, просто вернуть вам деньги. В нашем случае был один из тех самых случаев. Мы покупали тур в туристической фирме "Вавилон" и планировали посетить кроме Парижа, Люксембурга, Брюсселя, Амстердама, Антверпена, Берлина еще и Кельн,
Брюгге и
Дрезден. За несколько дней до выезда нам сообщили, что в связи с недобором туристов, несколько изменяется наша программа, а нас присоединяют к группе туристической компании "Интерс". Кроме нас, к "Интерсу" присоединили также и туристов компании DSBW-tours. В результате мы вместо Кельна, Брюгге и Дрездена получили Прагу и Варшаву, туристы DSBW-tours не попали в Трир, который им тоже заменили. Кроме того, естественно, мы не попали на выбранные нами места в автобусе, и нас "поселили" на галерку - самые последние места. И самое главное - доказать что-то в таких условиях практически невозможно. Стандартный Договор составлен так, что требовать соблюдения его условий - себе же боком выйдет. Так что при заключении договора необходимо четко прописать в нем все существенные для вас условия (их будет достаточно много - потому что предусмотреть все ситуации очень сложно). Нужно описать тип автобуса (что это не рейсовый Лиаз, а туристический автобус определенного класса (звездности), чтобы все системы в нем работали, а не только имелись - какой вам толк от неработающего кондиционера), расписать, на какие места в автобусе вы согласны, а на какие - нет. Указать параметры отелей, в которых вы будете останавливаться, гарантированный тип размещения (если двухместный - значит, двухместный и никаких вариантов). Указать о какой-то материальной компенсации в случае замены тура (например, за каждый непосещенный город, входящий в программу, скидка - 10%) и т.д. и т.п. Как правило, все эти вопросы вас и так интересуют, и какие-то ответы на них вы получаете от сотрудников туристических фирм. Однако чаще всего вам это рассказывают в устной форме (или даже показывают на картинках, рекламных проспектах или каталогах). Но все вышеперечисленное не является юридическими документами, а потому требуйте, чтобы вся важная для вас информация была занесена в договор. Иначе вы не сможете предъявить фирме НИКАКИХ претензий. Мне кажется, что только так мы научим туристические фирмы по крайней мере уважительно относиться к нам - людям, которые приносят им самое дорогое, что у них есть - деньги и желание их потратить так, как хочется им самим, а не как сложатся дела у конкретной фирмы.
Дороги
Европейские дороги, конечно, не сравнить с нашими. Причем, как платные, так и бесплатные, достаточно хорошего качества. Единственное, в Польше мы ехали по шоссе, которое состояло из трех полос (одна в одну сторону, другая - в обратную, а третья чередовалась). Это достаточно неудобно, даже несмотря на присутствующую там водительскую этику. В шенгенской же Европе самым обидным было то, что мы ехали по таким великолепным дорогам с максимальной скоростью 80 км/час. Такое ограничение существует для экскурсионных автобусов из соображений безопасности туристов. Автобусам со специальным разрешением (которого у нас не было) можно развивать скорость до 100 км/час. И это при том, что автомобилям разрешено ехать все 130. Конечно, все это несколько затягивает и без того небыстрые переезды.
ПереездыУ нас был тур без ночных переездов, спали мы в отелях, а все необходимые перемещения по Европе совершали днем. В этом есть свои недостатки - расстояния все равно преодолевать надо, поэтому делалось это не во время сна в автобусе, а за счет экскурсий, что в общем-то жалко. То есть, как правило, полдня экскурсия и свободное время, остальные же полдня занимает дорога. Но в этом есть и свое преимущество - программа довольно напряженная, впечатлений много, и хочется хотя бы нормально выспаться, по-человечески принять душ, взбодриться перед очередным напряженным днем. По дороге автобус каждый три часа делает остановку на 15-20 минут, в основном, на заправочных станциях, которые одновременно являются и местом отдыха водителей. Как правило, это маленькое кафе, небольшой супермаркет, где можно купить в дорогу все необходимое, а также туалет. Что самое поразительное - когда высаживается достаточно много народу (автобус - примерно 50 человек), это не приводит к какому-то параличу всех упомянутых заведений и никаких безумных очередей не образуется. В Польше с этим хуже - там все по-нашему (по крайней мере, в местах, где мы останавливались). Если туалет - то с одним "посадочным местом", к тому же платный, если магазин - то уж точно не самообслуживание, а продавец и кассир един в одном лице, но сейчас и он вышел.
Отели
Отели были очень даже неплохие. Как правило, это отели 2-3*, но специальные номера, которые специально предназначены для размещения только на ночь. В номерах - душ (как правило, с финской или немецкой сантехникой), туалет, ТВ, иногда - фен и климат-контроль. В отеле в Чехии душ и туалет были на две комнаты. В Париже (там мы жили дольше всего - четыре ночи и три дня) отель был несколько хуже - да, там были все перечисленные услуги, но номер был настолько маленьким, а сам отель такой древней постройки, что как-то все это портило впечатление. Правда, отель был расположен недалеко от станции метро, что является плюсом, хотя и не столь большим. Что самое интересное, у нас было две ночевки не в крупных городах-столицах, а в каких-то небольших отелях по пути (первый - под Ганновером, второй - в Польше, в каком-то небольшом городишке, я бы даже сказал, деревеньке). И тем удивительнее было то, что оба эти отеля были не хуже, а может даже и лучше "столичных".
Еда
В оплаченную путевку входили лишь завтраки (как правило, шведский стол, а в Париже - так называемый континентальный завтрак: булочка с джемом и сок). Поэтому проблема питания стояла достаточно остро. Ну, во-первых, во время длительных экскурсий экскурсовод сам приводил всех в какой-то ресторан, где можно было быстро и относительно недорого поесть (в пределах 10 долларов). Во-вторых, когда давалось свободное время на осмотр достопримечательностей, считалось, что за это время нужно успеть еще и поесть. В "традиционные" рестораны лучше даже не соваться - нет времени ждать, когда тебя обслужат. Времени итак в обрез. Поэтому выход - это либо рестораны самообслуживания (где просто на поднос набираешь себе блюда и потом подходишь к кассе), либо пресловутый fast-food (типа McDonald's, Quick, Pizza Hut и пр.) В последних можно поесть достаточно дешево (5-6 долларов) и быстро, а при необходимости взять с собой и доесть в автобусе или по дороге. Конечно, это не "вкусная и здоровая пища", но в данных условиях самый пригодный вариант. Ну и еще вариант - на тех заправках, где останавливается автобус, продается достаточно много самых разных полуфабрикатов (бутербродов, салатов, консервов и т.п.), которые тоже не дадут умереть с голоду, а иногда бывают очень даже и вкусными.
Вместо заключения
Очень советую. Впечатлений будет очень много, отснятых фотопленок - тоже (кстати, пленкой лучше запастись в Москве - тут она значительно дешевле; и не думайте, что берете слишком много - все равно придется докупать). Не знаю, есть ли смысл ехать в слишком короткие автобусные туры (например, одна Прага) - полтора дня туда, полтора дня - обратно. Три дня провести в дороге и увидеть всего один город? Интересных туров много - ищите себе компанию и собирайтесь в дорогу…
Какие могут быть проблемы с турфирмамиКак я уже сказал, интересных туров много, но не на каждый набирается достаточное количество желающих, чтобы тур состоялся. Поэтому заключение договора (покупка путевки) - это еще не факт, что ваше путешествие состоится. Если необходимого количества страждущих поехать по одному с вами маршруту не наберется, турфирма может перенести срок выезда (например, присоединить вас к следующей группе, осуществляющей путешествие по тому же маршруту, а это может быть и через две недели). Может объединить вас с туристами других турфирм, также не набравших необходимый минимум на аналогичный маршрут (именно аналогичный - то есть вы поедете уже в другой тур, пусть не сильно, но все же отличающийся). Или за пару дней до поездки, когда вы уже сидите на чемоданах, просто вернуть вам деньги. В нашем случае был один из тех самых случаев. Мы покупали тур в туристической фирме "Вавилон" и планировали посетить кроме Парижа, Люксембурга, Брюсселя, Амстердама, Антверпена, Берлина еще и Кельн, Брюгге и Дрезден. За несколько дней до выезда нам сообщили, что в связи с недобором туристов, несколько изменяется наша программа, а нас присоединяют к группе туристической компании "Интерс". Кроме нас, к "Интерсу" присоединили также и туристов компании DSBW-tours. В результате мы вместо Кельна, Брюгге и Дрездена получили Прагу и Варшаву, туристы DSBW-tours не попали в Трир, который им тоже заменили. Кроме того, естественно, мы не попали на выбранные нами места в автобусе, и нас "поселили" на галерку - самые последние места. И самое главное - доказать что-то в таких условиях практически невозможно. Стандартный Договор составлен так, что требовать соблюдения его условий - себе же боком выйдет. Так что при заключении договора необходимо четко прописать в нем все существенные для вас условия (их будет достаточно много - потому что предусмотреть все ситуации очень сложно). Нужно описать тип автобуса (что это не рейсовый Лиаз, а туристический автобус определенного класса (звездности), чтобы все системы в нем работали, а не только имелись - какой вам толк от неработающего кондиционера), расписать, на какие места в автобусе вы согласны, а на какие - нет. Указать параметры отелей, в которых вы будете останавливаться, гарантированный тип размещения (если двухместный - значит, двухместный и никаких вариантов). Указать о какой-то материальной компенсации в случае замены тура (например, за каждый непосещенный город, входящий в программу, скидка - 10%) и т.д. и т.п. Как правило, все эти вопросы вас и так интересуют, и какие-то ответы на них вы получаете от сотрудников туристических фирм. Однако чаще всего вам это рассказывают в устной форме (или даже показывают на картинках, рекламных проспектах или каталогах). Но все вышеперечисленное не является юридическими документами, а потому требуйте, чтобы вся важная для вас информация была занесена в договор. Иначе вы не сможете предъявить фирме НИКАКИХ претензий. Мне кажется, что только так мы научим туристические фирмы по крайней мере уважительно относиться к нам - людям, которые приносят им самое дорогое, что у них есть - деньги и желание их потратить так, как хочется им самим, а не как сложатся дела у конкретной фирмы