Галопом по Украине, или декабрьское путешествие в страну сала и горилки

Алишер Страна:Крым
Время отдыха: Дата вылета ноябрь 2003

Дата12.01.04 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели11284

Часть первая. ИЗ ТАШКЕНТА ЧЕРЕЗ МОСКВКУ НА УКРАИНУ: БЕЗ ПРОБЛЕМ ПОРОЙ НЕ ОБОЙТИСЬ

Приглашение. Из Польского отделения Хельсинского фонда по правам человека пришло письмо, что очередная сессия Высшего курса для правозащитников из стран СНГ пройдет 3-17 декабря 2003 года на Украине, в городе Немиров, который расположен в Винницкой области. Такое же сообщение получил мой коллега Ильдар.

Подумав, мы решили искать самый краткий путь до Страны сала и горилки, а также знойных хохлушек. Просмотрев расписание международный рейсов авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари", заметили, что из Ташкента в Киев летает Боинг, но... всего лишь один раз неделю - по понедельникам. Не очень удобно, особенно учитывая, что прилетать нужно раньше срока и улетать - позже (а никто платить за проживание лишних дней не собирается). Пришлось обращаться к зарубежным авиаперевозчикам. Таким оказался "Аэрофлот". - М-м-м, - сомнительно промычал Ильдар. - "Аэрофлот"? Противная еда, плохое обслуживание на борту... Знаю я эту компанию... - Зато дешевый билет и хорошая стыковка, - отбросил я его сомнения. Хотя, как оказалось, в словах Ильдара крылась истина. Итак, было решено купить билеты по маршруту Ташкент-Москва-Киев и через две недели - обратно. В агентстве по продаже и бронированию "Элан-экспресс" симпатичная и приятная сотрудница Лариса нам быстро все оформила.

Предполетные хлопоты. Вылетать нам предстояло 3 декабря в 5.40 часов. Согласно принятому у Узбекистану правилу, на регистрацию международных рейсов необходимо являться за три часа до отлета. Нас сопровождал в путешествие еще один товарищ - Анвар, любитель высокоскоростного пилотирования по городским автодорогам, иногда, причем, с мигалкой. На автомашине "Доган" мы втроем примчались к двум часам ночи в аэропорт "Ташкент", а поскольку было еще свободное время, то сидели в салоне, вели светские беседы и принимали дозу "успокоительного" в виде двух бутылок "Восточной" (это водка). На закуску пошли самса, которую продавали на автостоянке местные коробейники, и колбаса, купленная нами предварительно на ночном базаре. Смотря на туман, который застилал город, у меня возникали смутные подозрения, что наше турне может и сорваться.

Да, предчувствие - все-таки это что-то из потустороннего, иначе откуда бы взяться таким нехорошим мыслям, которые исполнялись. К половине пятого решили все-таки зарегистрироваться на рейс. Кряхтя-пыхтя, вылезли из машины, еле загрузились вещами (аж сто килограммов - везли много подарков друзьям по учебе) и поперли к зданию. Каково же было наше удивление, когда бравые охранники у входа, посмотрев наши билеты и паспорта, заявили:

- На Москву?.. Рейс отменяется!
- Как отменяется? - возмутился я. - У нас же стыковка со следующим рейсом - на Киев!
- Это не наши проблемы, - пожали плечами охранники. Действительно, а что с них взять-то? Они выполняют свою миссию - не пропускают террористов, провожающих и прочих подозрительных личностей, а за полеты иностранных авиакомпаний ответственности не несут. Но мы решили настоять на своем:
- Тогда хотим выяснить, в чем дело и когда вылет!

Нас пропустили. Аэропорт был малолюдным, видимо, отменили не только наш рейс. У стоек никого не было. Тогда обратились представителю "Аэрофлота", чей кабинет располагался на втором ярусе.

Молоденькая девушка в красном, сидевшая у компьютера, была сильно уставшая, видимо, не одним нам ей приходилось объяснять, что из-за тумана рейс отменили до 12.20 часов. На наши возгласы, а как быть со стыковкой, она пояснила, что билеты не сгорят, их просто перебьют на другой рейс. Сотрудница даже сделает специальное сообщение на счет этого головной компании.

Мы-то оказались смирными и спокойными пассажирами. А вот были и буяны, которые визжали, мол, им нужно срочно быть сегодня в Москве и "Аэрофлот" поплатиться за свои действия. Мы не стали смотреть на этот "спектакль" и спустились вниз.

- Так куда теперь? - спросил нас Анвар.
- Поехали ко мне, - сказал Ильдар. - Я живу недалеко - в массиве Сергели, там отоспимся, а утром к десяти поедем в аэропорт. Идея пришлась по душе, и мы отправились отсыпаться.

Утром туман рассеялся. Ровно в десять влезли в "Доган" и рванули к аэропорту. И все-таки неприятности не приходят в единственном числе, не зря потусторонний мир подавал сигналы в мой мозг. При повороте с малой кольцевой дороги на мост, который ведет к аэропорту, машину тормознули милиционеры.

- Туда нельзя! - рявкнули стражи правопорядка, которых я чаще всего именую как каратели-репрессители.
- Нам в аэропорт, самолет уже на взлете! - пытались возразить мы, но это не было убедительным для носителей погон, фуражки, пистолета и рации.
- Поворачивай-поворачивай! - махая полосатыми жезлами, разгоняли они всех, кто пытался свернуть на другую дорогу. Пришлось и нам крутить баранку. Анвар решил ехать между домами и выехать на мост.

Так и поступили. Пропетляв немного по улочкам, наконец-то выехали к мосту. Но пришлось давить на тормоз. Впереди стояли менты, среди которых я узрел автоматчиков в маскхалатах, которые бросали на прохожих и автомобили подозрительные взгляды. А транспорта на улочке становилось все больше и больше, видимо, не мы одни считали себя умными.

- Нельзя! - услышали мы знакомую команду от милиционеров.

Чертыхнувшись, Ильдар вылез из авто, чтобы выяснить причину задержки. Оказывается, вся дорога была закрыта из-за того, что наш президент Ислам Каримов собирался куда-то лететь (но не в тартарары, конечно). И в целях безопасности никакому транспорту не разрешалось проникать на близлежащую с аэропортом территорию.

- А мы тут причем? - пытались возразить. - Мы-то летим с ним в разных самолетах и разных авиакомпаний. У него свой "Боинг", а у нас
- "Тушка".

Подобные выходки нашего царька приходилось испытывать и раньше: стоит вспомнить, как надолго перекрываются дороги перед его проездом (не только машинам, и пешеходом запрещается ходить и тем более смотреть в сторону проезжающих бронелимузинов). Но удивляло другое: правительственный аэропорт располагался несколько в иной стороне, чем здании международных и внутренних линий. К месту, откуда отправлялись правительственные делегации и где принимались гости, вела отдельная дорога. А зачем перекрывать всю магистраль? Чванством это назвать можно в лучшем случае.

- Что же нам делать? - растерялся Анвар.

Мент с жезлом посоветовало подождать, мол, скоро царек наш проедет. Видя, сколько машин позади нас и обратно выехать будет сложней, мы согласились. И зря. Потому что уже через час стали волноваться не на шутку. Дорога была закрыта, президент так и не проехал, а мы не могли попасть в аэропорт. Боясь опоздать на рейс, мы стали искать другие подъезды к зданию международных линий. Решили попробовать еще через дорогу, которая шла к аэропорту от транспортного института. Не знаю, каким чудом мы вырулили из улочки, плотно забитой автотранспортом. Но и та дорога оказалась тупиковой. Море машин - и менты, которые никого не пропускают. Пришлось доставать вещи и тащить все самим почти два километра. Русская литература не знает тех выражений, которые мы сочиняли на ходу в адрес властей. В данный момент любителям народной словестности стоило бы бежать рядом с нами с блокнотом и карандашом - вряд ли потом мы могли вспомнить свои "изобретения". Запыхавшись, мы добрались до аэропорта. В регистрационной стойке нам сделали замечание, мол, почему опаздываем. На наши сбивчивые оправдания услышали:

- Это ваши проблемы, авиакомпанию не интересуют причины, из-за которых вы опаздываете или не являетесь.

Все правильно, им-то что - не их ноги проделали двухкилометровый марафон со 100 кг вещей. Вот уж за это нам стоило присудить золотые медали олимпийцев. Да, я еще не сказал: мой коллега инвалид - протез вместо левой ноги (он подорвался на мине, когда воевал в Афганистане). Согласитесь, ему было сложнее всех проделать пешком этот путь.

Самое обидное, зря торопились. Потому что улетели мы через полтора-два часа. Уже взлетел самолет в Пекин, еще куда-то, и лишь затем загрузили нас в самолет. Наверное, пока Ислам Каримов не отправился в турне, никого не выпускали в полет.

ПОЛЕТ. Судно, на который нас посадили, был, наверное, ровесником самолета братьев Райт. "Ту-154" не первой свежести, скорее всего, его эксплуатировали по полной программе (не сомневаюсь, что он побывал в Афганистане, Боснии и Герцеговине или Ираке на боевых вылетах). Поднимаясь на борт, мы видели вмятины и царапины на борту, сероватой краской хотели скрыть несвежесть машины. У меня почему-то екнуло сердце: а может не стоит лететь? Пересилил себя и поднялся на борт.

Командир по внутренней связи извинился за опоздание, сообщив, что это произошло из-за нелетной погоды, мол, Ташкент не принимал (странно, а мы видели взлетающие самолеты под утро). Кстати, уже в Москве, перебивая билеты в кассе "Аэрофлота", сотрудница обронила: "А-а-, это потому что у экипажа нет допуска полета в тумане, поэтому и была задержка рейса".

Когда я пишу эти строки, то вспоминаю недавнюю трагедию: 13 января 2004 года узбекский ЯК-40 потерпел катастрофу под Ташкентом. Говорят, пилот из-за тумана не рассчитал расстояние и уже сажал машину в середине полосы, включил реверс, и каких-то секунд не хватило для набора высоты, чтобы пойти на второй круг. Погибло 37 человек. Поэтому я согласен предосторожностям "Аэрофлота": лучше переждать, чтобы не попасть на тот свет преждевременно.

Время полета от Ташкента до Москвы - три с половиной часа. Все это время было скучно на борту: это и понятно, нет видика, газеты достались немногим, а музыке приходилось только мечтать. Зато еда, как всегда, оказалась отвратительной. Невкусный салат, горячее. Пива не предложили, а вино - не мой интерес. Пришлось доставать запасы - казахстанскую водку "Парламент". Ее, родненькую, откупорили и с Ильдаром употребили по назначению. Впрочем, я это делал в компанию, а не из-за любви к крепким напиткам. У меня сложилось впечатление, что стюардессы у "Аэрофлота" глухие (может, специально набирают?). Их часами нужно вызывать. А когда подходят, то на лице мина, мол, чего звал? После этого просить стакан минералки даже не хочется.

Слава богу, прилетели. В Москве было холодно. Отсиживались в "Шереметьево-1", откуда через несколько часов лететь следовало на Киев. Там же встретили и других коллег из СНГ. У нас был один общий рейс.

Правда, был один момент, который потом отозвался в дальнейшем на нашем путешествии. Уже при регистрации на Киев я попросил сотрудницу проверить доставку нашего багажа.

- У меня нет времени на это! - грубо ответила та. Я пожал плечами: видимо, с этикетом у дамы не все в порядке. А зря не настоял, потому что затем уже в Киеве чесал репу от свалившейся проблемы.

Полет до Киева не занял много времени - часа полтора-два. Зато он прошел более веселей. Веселили, конечно, нас не стюардессы, а мы сами себя. Благо у некоторых был запас уже русских горячительных напитков. Я же отпивался пивом "Балтика".

Посадка прошла успешно. С иллюминатора самолета мы увидели горящие в темноте надписи "Киiв", "Бориспiль". Наш лiтака (то бишь самолет по-украински) доставил наши бренные тела в Страну сала и горилки. Наконец-то! Здоровенько булы, Украина!

Багажные проблемы. Нас "обрадовало" то, что багаж так и не прибыл вслед за нами. Ну уж точно день был идиотским: начинался он хренова-то и заканчивался тоже не с пряниками.

Постояв у транспортера и не обнаружив вещей, мы направились в кабинет, над которым было написано "Розшук багажу". Там нас встретила девушка:

- Чем могу помочь?
- Поиском багажа, - ответил я.

А дальше пошла бюрократия. Мы заполняли какие-то бумажки, декларацию, указывали на чемоданы, которые были на фотографиях и чем-то напоминали наши (уж, как фоторобот преступников), отдали багажные талоны, а взамен получили бумагу на украинском, из которого ничего не поняли. Девушка терпеливо объяснила, мол, это эквивалент бирок.

Она не могла сказать, где в настоящее время находится багаж, но обещала сообщить, как только он прибудет.

- Куда сообщить, в Немиров? - удивились мы. - А кто их привезет нам?
- Вы сами, - ответила девушка. - В наши обязанности не входит доставка утерянного багажа.

Нас это не устраивало. Потребовали представителя. Вскоре тот появился. Молодой человек в форме "Аэрофлота" назвался Алексеем. Он нас выслушал и заявил, что поиск займет время и поэтому нам следует остаться в Киеве.

- А кто оплатит проживание в гостинице? - подозрительно спросил Ильдар.

Алексей смутился, а потом сказал, что, возможно, компания. Однако, он не решает финансовые вопросы, и поэтому не в его компетенции давать какие-либо рекомендации. Мы его послушались, хотя поведение "Аэрофлота" нам не понравилось. Ильдар смотрел на меня, как тигр на кролика, мол, ты выбрал этого перевозчика, вот теперь и отдувайся. Впрочем, благодаря его юридической практике, нам удалось поставить на место Алексея, который сваливал вину на нас.

Мы решили остаться в Киеве до того, как наш багаж будет найден. Остальные уедут в Немиров. И всей толпой ринулись из здания аэропорта.


Часть вторая. ХАЙ ЖИВЕ ВИЛЬНА УКРАИНА, ИЛИ ЧЕМ НАС УДИВИТЕ?

Киев. Украина встретила нас холодом. Может, здешний господь решил, что южане должны сами себя согревать, а местным такая погода нипочем... Мы влезли в микроавтобус, в котором нас поджидали коллеги, приехавшие сюда с других рейсов. Оказывается, некоторым пришлось вертеться в районе аэропорта "Борисполь" не менее семи-восьми часов, пока не прибудут остальные. Этим же транспортом нас хотели отправить в Немиров - это не менее пяти часов езды.

По вполне понятным причинам наша с Ильдаром поездка в этот край отменялась на неопределенное время. Владимир - встречающий и наш сокурсник решил вначале нас закинуть в гостиницу "Борисполь", которая располагалась в сотне метров от аэропорта. Как я и подозревал, цены в ней оказались такими же высотными, малодосягаемыми для нас.

- Вы бронировали номер? - спросила над дежурная в "ресепшн".
- Нет, - улыбнулся я. - Мы никак не думали, что потеряется наш багаж, чтобы заранее заказать у вас номер. Но в следующий раз, когда будем лететь сюда, учтем и прямо из Ташкента забронируем на крайний случай.
- Тогда я могу предложить вам номера в стоимостью... - тут дежурная назвала сумму в гривнах, которая по курсу в долларах переваливало за семьдесят "зеленых".
- А дешевле есть? - со слабой надеждой спросил я.
- Дешевле только улица!

Резонно. Но дороговато. Мы решили ехать в столицу и там найти ночлег. Ехали минут тридцать-сорок. Пересекли реку, наверное, Днепр. Ночью Киев красив. Огни освещают здания и архитектурные сооружения. Например, мы видели статую матери-героине - что-то подобие статуи независимости в Нью-Йорке по размеру и по символичности. Яркая иллюминация, огни светофоров, горящие холодным светом витрины. Ну, как в западном городе!

Поплутав по городу, мы остановились у какого-то многоэтажного здания. Это была гостиница "Турист". Нас устроил более дешевый двухместный номер (в пятьдесят долларов) и то, что рядом располагалось метро. Попрощавшись с друзьями (мы им пожелали счастливой дороги, а в ответ услышали, мол, быстрее разберитесь с багажом), мы пошли к себе. Хотелось спать - уже шел второй час. Нам достался двадцать второй этаж. Пока ждали лифт - прошло не менее пятнадцати минут. М-да, как же тут успевают на разные там дела, если подъемно-спускающие механизмы двигаются со скоростью дохлой крысы? Взяли ключи у дежурной и пошли искать свою комнату. Эх, номер тянул в лучшем случае на двадцать долларов, не понимаю, почему такие цены в Киеве... Клетушка, маленький телевизор, в ванной комнате плохо работающий душ. Нельзя сказать, что тепло, хотя и не прохладно как в Антарктиде.

- Не весело, - подвел итог Ильдар. Спорить не хотелось. А вот глаза закрывались вне зависимости от нашей силы воли.

Утром пошли завтракать. Сидевший у входа в ресторан взял наши карточки, внес данные в компьютер, после чего разрешил сесть за стол. Еда была на редкость невкусной. Не буду утомлять перечисленными блюдами (которые и блюдами назвать трудно), однако скажу, что мы решили лучше питаться на улице. Следует сказать, что рядом с гостиницей были кибитки, в которых готовили шаурму, вот мы ее и покупали, запивая горилкой.

Вначале решили посетить представительство "Аэрофлота", которое располагалось на Саксаганской улице, 112. Дежурная в "ресепшн" нам сказала, что это улица длинная, и нам нужно выходить или на станции метро "Льва Толстого", или "Крещатник".

Вначале поменяли баксы на гривны. Курс - один "зеленный" на пять гривен. Значит, твердая валюта на Украине. В Узбекистане, к примеру, за американскую валютную единицу отваливают 980 сумов.

Затем купили жетоны. Вошли на открытый перрон. Оказывается, часть линии проходит на поверхности, а часть - под землей. Вообще-то ездить по открытой части интереснее - видишь реку, дома, деревья, чем смотреть на туннель.

Вскоре объявили нашу останову - "Крещатник". Выползли. Вокруг - массивные здания, подавляющая часть серо-коричневого цвета. Пошли искать представительство. Шли долго, что лучше было взять такси или проехаться на троллейбусе.

В представительстве нас встретили не очень вежливо. Какой-то молодой парень в летной форме сразу нам заявил:

- Все претензии - в претензионный отдел компании, который расположен в Москве!

Это здорово вывело нас из равновесия. Мой коллега - профессиональный адвокат и в прошлом прокурорский следователь сумел юридическим образом пояснить типчику "Аэрофлота", насколько нелепо его фраза. "А с вашей компанией я могу судиться и в Ташкенте, благо у нас есть ваше представительство", - сказал он, будучи уверенным, что сумеет выиграть дело. И Ильдар потребовал встречи с генеральным представителем.

Генеральный на "бой" с нами не вышел, зато к нам подошел его помощник. Мы не сразу в нем узнали Алексея, с которым имели беседу в "Борисполе". Он огорошил нас, сказав, мол, оплатить можем только за гостинцу и то за сутки пребывания.

- Багаж считается пропавшим по истечению двадцати одного дня, - заявил он, - не можем мы же финансировать ваше проживание все это время в Киеве.
- А терять наши вещи - это вам не накладно? - сквозь зубы процедили мы. - Мы из-за вас опоздали на учебу, а вы нам тут еще проблемы создаете. Мы в Киеве остались по вашей халатности и небрежности, и теперь должны думать, а где взять деньги на проживание, смену белья, еду...

Алексей смягчился и обещал помочь. Он вернулся к своему шефу, с которым, наверно, обсуждал нашу ситуацию. Пока шла беседа, я переговорил с одной пассажиркой, которой авиакомпания тоже создала проблемы. Она грозила судом. И типчик, который нам нагрубил, молча вернул ей стоимость билета.

Вскоре появился Алексей и сообщил:

- Вы можете купить себе косметические принадлежности и кое-что из нижнего белья - мы это оплатим. Только нам необходимы чеки.

Оказалось, что сразу с бухты-барахты не так легко найти магазин, в котором выдают кассовые чеки. Рядом с представительством находился супермаркет "Украина". Но он состоял из бутиков, в котором цены были на уровне Швейцарии или Германии. В подземных переходах продавалось то, в чем мы нуждались, но без чеков. Мы облазили всю местность вокруг, доползли до железнодорожной станции, но и там все без чеков. Пришлось покупать кое-что просто так, не надеясь на возмещение затрат со стороны "Аэрофлота". И на все это "приключение" у нас ушло не менее шести часов!

Киев огромен, и путешествовать на нем рекомендую на транспорте. Ильдар здорово устал. Пришлось возвращаться домой, то есть в гостиницу. И выйдя из метрополитена, мы увидели магазинчики. Заглянули. Там продавались косметические средства - бритвенные станки, зубные щетки и пасты, крем, помазок. Купили, получили чеки.

- Надо знать хорошо город, чтобы делать покупки, - сокрушались мы. Потом зашли в соседние магазинчики, купили шаурмы, горилки.

Этого хватило нам скоротать вечер. Кстати, в Киеве в декабре рано темнело - уже в четыре часа включались уличные фонари. У меня в Киеве были знакомые и друзья, но их телефоны остались в багаже. Так я с ними и не свиделся. Жаль, конечно. На следующий день позвонили в аэропорт. Девушка из отдела "Розшук багажу" обрадовала нас: "Ваши вещи прибыли".

- Когда?
- Еще вчера, часов в четыре.

Странно, почему нас не проинформировали в "Аэрофлоте", ведь там знали наше местопребывания. А ведь мы еще вчера могли умотать в Немиров. "Ладно, разберемся потом", - сказал Ильдар.

Позавтракать в гостинице нам не дали: мол, вчера завтракали. Платить за дерьмо не хотелось. Мы вновь купили шаурмы, слопали их, запивая "Пепси-колой", и поехали на железнодорожный вокзал, откуда отходили "маршрутки" до аэропорта. Но Ильдар предложил ехать на такси. У меня возникли сомнения, что "Аэрофлот" оплатит такую поездку. Впрочем, так оно и оказалось.

Зато на такси мы быстро доехали, получили багаж. Таможенница проверила наши документы, декларацию, после чего выпустила из помещения. И она отметила, что претензий к "Аэрофлоту" у многих пассажиров, мы не одни такие.

В представительстве вдруг сказали, что подозрительно все это: мы прилетели 3-го числа, а чеки на гостиницу - 4-го и 5-го декабря. "Вы где-то сутки болтались, а мы должны платить?" - спросил типчик, который ранее посылал нас в Москву с нашими претензиями.

- Слушайте, - вскипел я. - Мы прилетели по вашей милости в 23.50, пока проходили паспортный контроль, таможню, оформляли пропажу багажа, затем искали гостиницу - прошло больше трех часов. Естественно, был уже четвертое декабря.

У меня сложилось впечатление, что нормальный язык в "Аэрофлоте" не понимают. У Ильдара возникло желание сразу по приезду домой подать иск в суд. Он опять перешел на понятный ему язык юриспруденции, в котором, судя по всему, типчик не очень разбирался. Тут вышел Алексей, он выслушал нас, принял чеки. За еду платить отказался, а за гостинцу и косметику деньги вернул.

- Я в последний раз пользуюсь услугами "Аэрофлота", - заявил Ильдар, когда мы вышли из здания с номером 112. - В следующий раз полечу другой компанией.

А я знал, что мой товарищ слова на ветер не бросает. Так что у клиентов "Аэрофлота" стало чуть меньше. Хотя на это российской компании, скорее всего, начихать. Хотя кто его знает... с мира по нитке - компания и голой может остаться...

Мы доползли до вокзала, взяли в кассе билеты до Винницы. Свободные места были на ближайшем по расписанию поезде, идущем в Одессу, и то - плацкарт. Но поскольку нам требовалось трястись по "железке" всего три часа, то согласились. Хотя можно было подождать еще два часа и поехать в купейном.

На вокзале поели. Еда, как и полагается в таких местах, особым вкусом не отличалась. Казалось, что котлета по-киевски была приготовлена со времен Киевской Руси. Зато местное пиво - о-о-о! - отменное. Не помню название, но украинское пиво - оч-чень вкусное! Вот ее мы-то отхлебнули порядочно, аж настроение поднялось.

А потом довольные дождались своего состава, влезли в последний 13 вагон, и три часа пролетели незаметно. В Виннице нас ждал товарищ, который и довез на своей машине до Немирова.

Что я могу рекомендовать посмотреть в Киеве? Практически весь город - это синтез современности и древности. Посетите майдан Незалежности, то есть площадь Независимости. Там много фонтанов, памятников, например, богатырям, какому-то герою с конем. Везде стелы, зеркальные стекла, старинные уличные фонари, готель "Украина". Народ шатается туда-сюда.

Стоит также заглянуть в храм, который расположен возле Министерства иностранных дел. Видит бог, я забыл название этого священного места. А вообще-то в Киеве много религиозных объектов, и каждый из них красив. Вообще-то здания в столице красивые, какие-то массивные, таких в Узбекистане не строят и не строили в прошлом (может быть, из-за сейсмоопасности). Проходя по улочкам, я заметил интересный памятник: парень, присевший на колено перед барышней, оба в одеяниях начало прошлого века. Чему скульптура посвящена, мне никто не объяснил, зато потом я увидел ее как вставку к фильму по типу рабочего и колхозницы на "Мосфильме". Наверное, тоже какая-то литературная достопримечательность.

Да, еще одна достопримечательность - фуникулер (что-то между лифтом и метрополитеном), который перевозит людей от водной глади возвышенности города. Я на ней разок прокатился. Интересно. Жаль, что путь короткий. Зато гулять вечером по пристани - сплошное удовольствие (правда, в это время года несколько холодновато).

Немиров. Это городок и районный центр. Можно сказать, что в нем нет ничего особенного. Но даже у серой мышки бывает пушистых хвост с ярким бантиком. В Немирове расположенный известный на всю Украину и СНГ (и даже в дальнем зарубежье) ликероводочный завод "Немиров". Его продукция - горилка в разных соусах, вкусах, цветах, таре пользуется популярностью у всех, кто не равнодушен к спиртному (речь идет не только о заядлых пьяницах, сколько о тех, кто использует сей продукт на праздниках и торжествах).

Поэтому со всех краев Украины и зарубежья стекаются к заводу менеджеры с целью заключения контракта на покупку горячительного. Нужно сказать, что и я приобрел пару литров немировской жидкости, в частности "Перцовку медовую", "Клюкву", "Немирова светлого" (можно было и больше взять, да существует таможенный лимит на их ввоз в Узбекистан). М-м-м, вообще-то ассортимент у завода большой, в этом можно убедиться, едва заглянешь в фирменный магазин, который расположен в центре города. И цены здесь ниже, чем в соседних магазинах, не говоря уж о находящихся в иных землях и поселках. Например, "Перцовку" я видел в одном из супермаркетов Алматы, и там она стоила почти в 2 раза дороже, чем в Немирове. Вот что делает расстояние в несколько тысяч километров и таможенные (и прочие) накрутки!

В Немирове также сохранился памятник Владимиру Ленину, вождю мирового пролетариата, руководителю советского правительства. Не знаю, что он делал на Украине почти сто лет назад, но память о нем, судя по всему, осталась хорошая. В Ташкенте, например, бронзовую статую революционера мирового масштаба на площади его же имени свергли в первые часы независимости. Теперь его даже считают врагом узбекского народа, и клянут его бывшие коммунисты, а теперь именуемые как демократы у власти. Так же круто поступили со всеми изделиями, на которых изображен основатель Великого Октября.

Нужно заметить, что памятник Ленину расположен напротив церкви - и в этом есть своеобразная метафора: человек отделил религию от государства, и эта дистанция определена обычной асфальтовой дорогой.

В городе также есть еще одна достопримечательность - каменный танк. Да-да, бывает и такая боевая техника. Находится у входа в райвоенкомат. Я сам вначале не понял, как смогли танк загнать к зданию, ничего не повредив. Подошел поближе и потрогал руками: вместо гусениц и остова - обычные камни, а вот башня с пушкой - металлическая. Правда, не знаю, настоящая ли это башня, и можно ли из такого орудия пальнуть. Зато любителей пофотографироваться - уйма.

И среди них - клиенты санатория "Авангард". Не понятно, к чему это название, ничего авангардного увидеть не пришлось, поскольку санаторий расположился на месте усадьбы XIX века. Это место известно и как памятник садопаркового мастерства: один старинных дендропарков Украины разместился на площади более чем 86 га. В 1921 году здесь было организована здравница и, согласно статистике, она обслужила за эти годы почти 2 млн. человек.

Санаторий состоит из жилых и лечебных корпусов, кинотеатра на 600 мест, библиотеки, танцевальной и спортивной площадок, картинной галереи. Есть номера люкс, а есть обычные - двухместные, но ванная и унитаз - на два номера. В комнатах скромно - бра, стол, радиоприемник, кресло, стулья. На стене - изделия местных мастеров-ремесленников.

О лечебных корпусах ничего не скажу - услугами врачей не пользовался. Но мои коллеги прогуливали занятия, посещая различные процедуры. С их слов, сервис на неплохом уровне. Оно-то и понятно, потому что здесь отдыхают и лечатся как дети, так и взрослые, в том числе участники ликвидации Чернобыльской катастрофы.

Отдельно скажу о питании. Кормили нас неплохо. Утром - молочно-мясные продукты, много салатов из свежих и маринованных овощей, дают йогурты и сок. В обед - обязательно борщ (без мяса, почему-то) или на выбор другой суп, второе блюдо (картофельное пюре с мясом или котлетой), опять салаты, селедку или сало, чай. На ужин - тоже, что и на обед, только плюс сладкое. Честно говоря, салаты мне уже претили, их один вид вызывал судорожные спазмы в желудке. С другой стороны, от обилия пищи я заметно расплылся в объеме. Видимо, я привык к восточной кухне и было нелегко перестраиваться.

Нам предлагали делать заказы. Список блюд был расписан на украинском, но их название нам ничего не говорило, потому что я не особенно представлял себе местную национальную кухню. Поэтому редко кто из нас делал пометки на заказах, большинство предпочитало брать то, что видело на тележке официантки. А те, кто рисковал, иногда удивлялся тому, что приносили в качестве пищи. Ладно, продолжу свои наблюдения: сам Немиров - город небольшой. Дома одно-, двухэтажные, в основном, постройки послевоенные. Особой бурлящей жизни я здесь не приметил. Хотя народ топает на дискотеку в местный клуб. Танцы под украинские, русские и зарубежные мелодии. Я один раз тяпнул несколько рюмок местного самогона (угощал нас украинский собрат по учебе) и задергал ногами на танцплощадку. Делал различные "па" и под Верку Сердючку, и под какие-то другие песни, смысл которых было трудно уловить из-за моего полного незнания украинского языка.

Да, в санатории с нами сотрудники разговаривали исключительно на украинском. Мы спрашивали на русском - ответы получали на местном государственном языке. Один раз мы тоже пытались перейти на свои национальные языки (в качестве шутки - и не более), например, я - на узбекский, коллеги из Грузии - на грузинский, из Таджикистана - на таджикский. Реакция: удивленные глаза, хлопающие ресницы и говор: "Ни, чоловик, нема не бачив!" Оказывается "чоловик" - это мужчина. Аж приятно стало, что мужчина олицетворяют человечество на Украине.

Жинка - женщина, дружина - супруга, дивчина - девушка, гарний хлопец - чувак, цигарка - сигарета, батькивщина - отчизна. Этот необходимый словарный запас я быстро выучил. Да в украинском языке есть и тюркские слова, например, майдан - площадь. Правда, слово "ковун" у узбеков означает дыня, а у хохлов - арбуз. Наверное, у них арбузы пропорциями как дыня... В письменности используются латиница и кириллица, но иногда буквы читаются по-другому, скажем, "и" - как "ы".

Впрочем, никто из нас не обижался на местный персонал, потому что нас старались обслужить изо всех сил. Да и слушать украинский было приятно и интересно. Если бы я хотя бы год пожил здесь, то обязательно бы выучил этот красивый и мягкий язык. Да, к русскоязычным иногда употребляют термин "москаль", чаще всего в западной части страны. В свой адрес эту фразу я не услышал. А вот по отношению моего коллеги из Кыргызстана проскользнул шовинизм: в местном Интернет-кафе один субчик сказал: "Понаехали негры..." Хорошо, что никто больше это не услышал, иначе бы межнационального конфликта не миновать. Но это меня неприятно поразило. Уж не ожидал от местных жителей такой негативной реакции к гостям.

Что еще сказать о Немирове? Ах, да, есть также ресторан "Украина", рядом бар. Гм, долго мы с друзьями там не просиживали, потому что некоторые гарний хлопцы, набравшись горилки до поросячьего визга, искали приключения на свою и чужую задницы. Не желая портить себе настроение, мы уходили от греха подальше, хотя и среди нас были любители почесать кулаки. Но зачем?

Говорят, что здесь расположен музей Марка Вовчика "Лiтературна Немирiвщина". К сожалению, я не успел туда заглянуть - уж больно сжат был график учебы.

Винница. Это областной центр. Но тоже провинция. Но если честно, то смотреть здесь особенно не на что. Может, особую атмосферу создала зима: голые деревья, покрытые снегом дороги, прогнившие трубы, треснувшие стены привносили ощущение, что никому нет дела до благоустройства. По большей части Винница - это смесь современных панельных многоэтажек и одноэтажных кирпичных домов частного сектора. Хотя есть трамвай, троллейбус, автобус, которые движутся по полуразбитым дорогам, - атрибутика развитости городской коммуникации и не очень хорошего финансирования строительных работ. Из достопримечательностей - церковь, магазины и кафе. Но мои ожидания - увидеть национальные особенности не оправдались. Поясню: в Ташкенте сохраняются (правда, не всегда) восточные черты в постройках и архитектуре, поведении жителей, одежде. На Украине это малозаметно. Дома советской постройки, ничем не отличающиеся, скажем, от российских. Не ощущается украинский колорит, если, конечно, не считать надписи и таблички на украинском.

По области мы покатались, когда представился один свободный от учебы день. Для этого санаторий выделил свой транспорт. Правда, в этот холодно-солнечное время желающих оказалось не столь много (были любители поспать подольше), что пришлось поменять огромный "ЛАЗ" на микроавтобус для семерых человек.

Зато поездка была интересной. За двенадцать часов мы посетили несколько поселков и исторических объектов, даже сделали покупки. Но вначале о достопримечательностях. Недалеко от города Винница есть усадьба знаменитого русского врача Михаила Пирогова (о нем я помню из кинофильма 50-х годов). Мы посетили ее, прослушали во время экскурсии по зданию историю жизни и деятельности этого великого человека, внесшего большой вклад в развитие медицины, фармацевтики, санитарного образования, организатора военно-медицинской службы. Да, он стоял и у истоков создания международного общества Красного Креста (кстати, его фотографию мы видели в Женеве).

Сам же Пирогов не был похоронен после смерти. Дело в том, что его вторая супруга решила оставить тело для потомков. Сейчас оно находится в мавзолее, который расположен на некотором расстоянии от усадьбы (супруга боялась, что потомки могут продать усадьбу Пирогова и поэтому выкупила другой участок). Там находится часовня и склеп, в котором в стеклянной емкости покоится забальзамированное тело великого врача в мундире Тайного советника (звание генерал-лейтенанта!). Оно прекрасно сохранилось в течение многих десятков лет. Даже фашисты не тронули останки. Как нам рассказала экскурсовод, через определенное время учеными проводятся специальные процедуры, чтобы сохранять тело в таком состоянии. Однако это не дешевое мероприятие.

Путешествуя по области, мы посетили Свято Троицкий православный женский монастырь в поселке Браилов. Вначале нас огорошили такими словами: "Вход сюда - только православным". Что интересно, среди нас были представители иных религиозных конфессий. Я нахмурился и сказал:

- Знаете, церковь - это дом бога, и мне казалось, что сюда может входить любой, кто хочет выразить свою веру. В Узбекистане в мечеть, синагогу или церковь могут входить все - и мусульмане, и иудеи, и христиане, никто их не останавливает, и не спрашивает, какой он веры. Жаль, что у вас другие порядки.

Молодой девушке в черном одеянии нечего было возразить. Но мой коллега Владимир из Луганска фыркнул и побежал искать настоятельницу. Вскоре он вышел с другой женщиной, которая любезно разрешила нам войти в помещение. Она же рассказала нам историю создания монастыря, как он переходил в разные руки. Оказывается, в свое время он считался католическим, потом перешел в собственность православной церкви. Но в Советское время в монастыре был склад, училище, и лишь после независимости Украины здание вернули прежнему владельцу.

В монастыре в настоящее время живут семьдесят монахинь, н не все из них прошли обряд пострига. Как пояснила нам "экскурсовод", многие женщины приходят в трудные времена своей жизни (у кого-то семья разрушилась, у кого-то - личное горе, а кто-то просто нуждается в вере), но есть и такие, кто хочет испытать себя в новом качестве. "Чаще всего они хотят ввергнуть в шок окружающих, мол, решила отказаться от мирской жизни, начать монашескую, - сказала монахиня. - Но их хватает не надолго, через год многие из них ломаются и в


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Крыму

Часть 9. Трансфер. Аэропорт - Феодосия
Бюджетно - это не трудно. Это  интересно и весело. Из предыдущего поста вы уже поняли, что я летела с пересадкой. Выбрала такой способ перелета по двум причинам. Во-первых, самолёты данной авиакомпании летают четко по расписанию. Во - ...
Читать далее

Дата 22.06.21 Хороший отзыв13 Ответов1 Просмотрели1159

Часть 10. Про отдельную базу Феодосии
Продолжаю рассказывать о культурном центре Восточного Крыма. Отдых в Феодосии. Отдельная база. Хотела рассказать об отдельной базе..и передумала, поняв, что меня затянет. В Феодосии, как и во всех курортных городах, поискав, можно найт...
Читать далее

Дата 22.06.21 Хороший отзыв18 Ответов1 Просмотрели1413

Отзывы туристов