Командировка в
Москву с лирическими отступлениями
День рождения в Москве с демагогическими отступлениями
Вступление
Под самый мой День рождения, в один из поразительно теплых дней второй декады января, мой сон был нарушен необычно ранним звонком мобильного телефона. С трудом узнаваемый женский голос сообщил, что компания выбрала мою кандидатуру и сегодня вечером я лечу в командировку в Москву. Не до конца еще отойдя от сна, пытаюсь вспомнить, о какой именно компании идет речь, ибо разного рода собеседований за последний месяц было не много не мало - восемнадцать. Ага, это крупнейший в Екатеринбурге автомобильный монстр, планирующий открытие в городе офиса известной международной компании.
К обеду получаю из рук потенциального руководителя
авиабилеты в Москву. Что греха таить – особенного энтузиазма от работы в данной фирме я не испытывал изначально. Никогда не имел рвения оказаться на службе тех, чьими методами работы еще совсем недавно были беспредел и насилие. Как показывал мой опыт, самые шикарные условия, обещанные подобным работодателем, чаще всего оборачивались крайне мрачными последствиями.
С утра я отправлялся на учебу в автомобильный центр компании на Можайском шоссе, сразу за МКАДом, где с умным видом конспектировал получаемую информацию. Собственно говоря, единственное, что от меня требовалось на данном этапе – при каждом удобном случае внушать им мысль, что я умный и деятельный человек. Это была не самая простая задача, ибо умникам меня можно назвать лишь с большой натяжкой. С учетом того, что в моем лице они искали бессловесного исполнителя, схема действовала безотказно. Как в том анекдоте – “…Они еще не знали, что мы уже все знаем”.
За два года работы на ниве российского бизнеса и жизни в
России в целом, я пришел к выводу, что умный и деятельный человек вызывает у некоторых работодателей панический ужас. Это легко объяснимо. Те, кто заработали свои средства на волне перестройки, левой приватизации и откровенного криминала – не способны в один момент переключиться на новые формы ведения дел. Их пугают люди, кто хотя бы гипотетически могут оказаться лучше их самих. Этим бизнесменам не позавидуешь. С одной стороны они озабочены поиском реальных специалистов, с другой – их же опасаются.
Особенно меня интересовала система внутренней безопасности в крупных холдингах и “сообществах”. Эти берут на службу исключительно тех сотрудников, которых в случае чего легко можно прижать к ногтю, прижать, припугнуть. Наличие своей квартиры – плюс, родственники – чудесно, семья – супер бонус ! Ведь все они в случае чего, в той, или иной степени станут заложниками ваших отношений с “товариществом”.
В этом разительный контраст российского бизнеса от бизнеса Западного, где руководство ищет именно инициативности и деловых качеств. Там меньше всего интересуются, как работника можно будет “прижать” и где живет его семья, им такое и в голову не придет. Да и зачем ?
Забегая вперед добавлю, что проведя замечательную неделю в Москве, я так и не был принят на работу в эту фирму. Почему ? Да потому, видимо, что нежелание работать с ними и сильные внутренние противоречия ярко выражались на моей физиономии, что, в свою очередь не могло не быть замеченным этими людьми.
Москва
Меня определили в гостиницу “
Украина”, что в самом центре столицы. Окна выходили на набережную и “Белый Дом”, а справа шумел Кутузовский проспект. Честно говоря, объездив порядка 50 стран мира, я впервые в жизни жил в столь центрально-расположенном и массивном отеле. Не в роскоши дело (роскошью в “Украине” и не пахло, об этом чуть позже), а в том, что вне зависимости от собственных доходов, я имел твердую установку останавливаться в простых, желательно весело-тусовочных хостелях и пансионах, по типу тех, что существуют на греческих островах, в египетском
Дахабе, в
Амстердаме и
Бангкоке. Массивные отели-гиганты с длинными коридорами и вычурными фойе, всегда навевали на меня тоску.
Москва – хороша. Настоящий, солидный европейский город, но при этом выражение “Москва - не Россия” сильно как никогда. Сюда стекаются все те деньги России, что еще не утекли за границу, а это немало. С другой стороны не стоит утрировать, ибо если Москву можно сравнить с
Парижем, или
Лондоном, то…Воронеж, Челябинск и Вологду отнюдь не сравнишь с
Манчестером,
Марселем и
Детройтом. В этом суть проблемы. Островок благополучия посреди моря бедности, алкоголизма и отчаяния, царящих в провинции.
Где еще вы столкнетесь с маниакальным желанием миллионов перебраться в столицу ? А где еще вы увидите заборы, столбы, доски объявлений и двери в метро, усеянные объявлениями об услугах по предоставлению московской прописки ? А толпы сотрудников милиции, обирающих приезжих ?
Если мы называем Москву городом Европейским, то хотелось бы узнать, где еще в Европе вас может задержать полиция, затребовать прописку, а напоследок отобрать часы, бумажник и продержать сутки за решеткой в случае выражения недовольства ? В схожую ситуацию я попал в
Египте, но там вопрос был несколько в другом (www.sela-v.com/ru/sinai2002.html). Последний теракт в московском метро лишний раз показал низкую эффективность служб правопорядка. Похоже, что все запланированные акции террористов достигают своих целей, в том время, как милиция усиленно “стрижет” стольники у гостей столицы. В этой связи вспоминается
Израиль, где нейтрализуются до 90% всех готовящихся вылазок террористов, а эффективность спецслужб является одной из высочайших в мире.
Пару лет назад, мой приятель, англичанин Села, путешествуя по России (см.
www.sela-v.com/ru/spb2002.html), был задержан милицией на станции метро “Кутузовская”. Парень шел в военный музей на Поклонной горе, как вдруг путь ему преградила троица ментов и стала требовать паспорт и регистрацию. Мало того, что те не знали ни слова по-английски, так и Села не имел при себе паспорт, ибо не имел привычки таскать все деньги и документы с собой, особенно если в отеле есть сейф. Он предъявил им свои английские водительские права. Тем не менее, они повели его в свою коморку на станции, говорили с ним по-русски (парень не знал ни слова на русском), потом стали записывать что-то и потребовали расписаться. Тот отказался, шестым чувством понимая, что это ловушка, а в ответ предложил позвонить в отель, либо в посольство
Великобритании. Спустя какое-то время его отпустили.
С этого дня парень явно потерял покой. Прозрев, он стал замечать то, на что не обращал внимание раньше – огромные скопления милиции на вокзалах и в метро. Интереса ради он иногда останавливался и со стороны наблюдал за действиями сотрудников милиции. В один из дней мы простояли таким вот образом не менее получаса на станции метро Новослободская. За это время пара милиционеров, ставшая объектом нашего наблюдения, остановила ровно двадцать шесть человек, из которых пятеро, на наших глазах, заплатили им наличными “штрафы” и продолжили свой путь далее. Примечательно, что ни у одного из задержанных милиция не попыталась даже проверить сумки…
Я долго пытался объяснить Cеле, что любой приезжий считается в российской столице нежелательной персоной, а десятки законов и поправок к законам целенаправленно возводят любого приезжего в разряд нарушителей. Он искренне не понимал, с какой целью в столице государства терроризируют своих же сограждан из других городов и иностранных туристов. Его не убедили мои пояснения, что подобный беспредел приносит сотни миллионов долларов в карманы городских чиновников в виде взяток, поборов. Парень все вопрошал: “- Алекс, ну ты можешь представить себе, что бы того же российского туриста без конца дергала полиция в Париже,
Риме,
Каире или Бангкоке?!”. Что ему ответить? Нет, представить подобного я не могу…
Некоторое время спустя мы, гуляя по центру Москвы, оказались напротив посольства
США, где как всегда толпился народ. Села спросил, с какой целью эти людщи толпятся возле посольства. Я объяснил, что в надежде получить визу в Америку, на что тот высказал примечательную мысль :
“Правильно делает большинство стран мира, что вводит визы для россиян. Нельзя строить доверительные отношения со страной, которая не может навести порядок даже у себя дома.”
В баре гостиницы, забросив ногу на ногу, восседают жрицы любви. Их отработанные филейные места, светятся колоритными подтяжками. В первый день, ночью, когда я, ленясь идти искать круглосуточный магазин, спустился в бар выпить стакан минералки, ко мне подсела одна из тех дам. Она обратилась ко мне по-английски, что ничуть не смутило, ибо меня всегда и везде в России принимают за иностранца. Она, театрально закурила сигарету и поведала, что эта зима в Москве чертовски теплая. Впрочем, ее больше интересовала информация обо мне, например цель моего приезда в Москву. Я рассказал ей какую-то ерунду, на ходу выдуманную, про концерн…”Индесит” (на ум пришло название своей стиральной машины), про расширение рынка в России, про тяжелую работу и про совещания в совете директоров. Та кокетливо кладет руку мне на колено и замечает, что сразу определила во мне итальянца (вот бы посмеялась моя еврейская бабушка!).
А потом меня утомило общение с женщиной и я, откланявшись, отправился спать.
Ночь. Настойчиво звонит телефон. Нетвердой рукой беру трубку и слышу: “Здравствуйте, с девушкой не желаете отдохнуть ?”. В злости швыряю трубку, пытаюсь заснуть. Снова звонок, на этот раз мне предлагается мужчина. Встаю, выдергиваю телефонный шнур из розетки, ложусь спать. Засыпаю. Настойчивый стук в дверь. Не хочу в это верить, что за черт ?! Мне вставать в половине седьмого утра ! В дверях усталого вида небритый мужик, представляющийся техником, по его словам у меня в номере нарушилась телефонная связь. Объясняю, что специально отключил телефон, что бы шлюхи не будили звонками. Тот возражает, что, мол, не имею я права самолично отключать телефон. В ответ откровенно посылаю его на три буквы алфавита и закрываю дверь. С трудом засыпаю под утро.
Кстати, а в курсе ли вы, что в России совсем не просто взять в прокат автомобиль ? Не надейтесь, что прилетев в Шереметьево и обратившись к стойке Герца, Эвиса, или Еврокара, вы вскоре получите машину. Вам однозначно откажут, если вы гражданин России, но без московской прописки, вам опять же откажут, если вы иностранец, рожденный в России. Прокатная фирма будет вас проверять по своим каналам в МВД и это может занять от нескольких часов до нескольких дней. Условием для выдачи вам автомобиля, будет являться получение о вас информации об отсутствии судимостей, о месте постоянной прописки, о вашем семейном положении. Если же все эти данные получены не будут – вам откажут, даже, если у вас на руках оплаченный ваучер. Возможно, иностранец скажет – абсурд. Но дело состоит в том, что в России прокатные фирмы жутко боятся угонов, а страховые компании отказываются страховать подобные случаи. А вот казус состоит как раз в том, что в большинстве случаев угоны совершались лицами как раз таки с московской пропиской.
Вечера я проводил в компании друзей; начиная с восьми вечера и до полуночи, мы перемещались из одного клуба в другой. Впечатления самые положительные, особенно в сравнении с провинцией. В Москве выбор огромен, и всегда можно найти именно то, что вы ищите, как по уровню цен, музыки, так и по контингенту посетителей. Ранее же, я, в очередной раз, ощутив вакуум общения и приятной обстановки, отправлялся в Таллинн.
Увы, в других городах, все совсем иначе. В том же Екатеринбурге вы можете выбирать либо среди нескольких безумно дорогих заведений, где рядом с вами окажутся жлобоватые господа в малиновых пиджаках, либо в фаст-фуде, где возле вас будут визжать детишки, либо в мрачноватой столовой. Хотя, мнение мое весьма субъективно.
Alexander Lapshin Россия, Москва март, 2004 год,
[email protected]