Поездка из Санкт-Петербурга в Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу

Александр Симо Страна:Турция
Город: Стамбул
Время отдыха: Дата вылета июнь 1999

Дата25.08.99 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели16936

Нас было трое: Симо Саша и Таня, Казаченко Лена.

Ехали на машине FORD Scorpio 2.0i. GL. Всего проехали 14 836 км с 31.07.99 по 27.08.99.

Потреблено 1250 литров бензина. За него заплачено 860$. Всего потрачено 2600$ на троих.

1 день. 31 июля 1999 года. Суббота.

Выехали в 11 часов из Вырицы. Это 60 км южнее Петербурга. Настроение тяжелое. Собираемся доехать до Ирана и Индийского океана. Впереди такое количество неизвестного и опасного. Не верится, что удастся успешно вернуться. Денег, к тому же, мало. Для начала едем забирать Лену в Пушкин. Выясняем, что едем, не зная ее адреса. Долго ищем, но находим. Прямо в машине решаем, что едем не через Европу, а на пароме через Сочи.

В 12.30 отъезжаем и берем путь на Москву. Заправляемся у поворота на Колпино. Настроение по-прежнему злобное. После Новгорода ловит ГАЙ за обгон на 50 р. Решили с горя поесть. Дальше без остановки двигаемся до Твери. Находим там кафешку. При ближайшем рассмотрении это оказался стриптиз-бар, но поесть удалось вполне прилично.

Москву решили не объезжать и ради хохмы проехали через самый центр мимо Кремля. Я давно не был в Москве и хотел посмотреть, что там Лужков понастроил. Потом мы не поняли друг друга и перепутали Варшавское и Каширское шоссе, потом настала темнота и уже где-то в районе Домодедова мы долго плутали по каким-то диким дорогам сначала в поисках Каширского шоссе, а потом и стоянки. Шел дождь. В итоге мы встали рядом с какой-то дорогой в грязи. 55°16.738' 37°52.453' Вскоре нас ждали сюрпризы: Над нами взлетают самолеты из Домодедова, За кустами железная дорога, мимо нас ездят машины к каким-то домам. Пятница, как-никак - народ за город едет. Засыпаем, даже не поев.

2 день. 1 августа 1999 года. Воскресенье.

Утром выяснилось, что мы встали на дороге, по которой гоняют скот на водопой, посреди неимоверной грязи. Потом подъехал мужик на машине и стал нас будить и спрашивать как проехать к Комсомольской правде. Пришлось экстренно собираться и ехать. На улице начался злобный дождь. Доехали до Ступино. Лена звонила домой. Жратвы так и не нашли и еще долго ехали, прежде, чем сдались и съели в придорожной забегаловке пельменей по 2 р. за штуку. Дождь лил без перерыва и кончился к вечеру, когда мы доехали до Воронежа. Погуляли по городу. Уже чувствуется что мы проехали на юг. Нашли столовку, без перемен сохранившуюся со времен совка, где наконец и наелись. Стоянку начали искать заранее. Напуганные слухами о бандитах нашли укромное место на берегу р. Дон. Повернули направо перед Верхнем Маноном и проехали 5 км. 50°32.208' 40°00.594'. Берега собственно за кустами не было видно, зато рядом было озеро в котором мы брали воду и купались. Хорошо провели вечер: поели, выпили, поговорили.

3 день. 2 августа 1999 года. Понедельник.

С утра позавтракали и поехали дальше к Ростову-на-Дону. При въезде меня поймал ГАЙ за скорость, пытался отнять 3 МРОТ, но радар показать не смог. Обошлось опять полтинником. Ростов объехали по объездной, но с нас все равно потребовали за пользование мостами и шлюзами Ростова 10 рублей. За малостью суммы мы отдали. Сразу после моста через Дон очень сытно и дешево поели в маленькой забегаловке. На повороте с М29 на А149 на знаке подписано "к морю". У нас поднялся боевой дух. В Краснодарский край въехали без остановки и поборов. Пост там очень злобный. Не всякая европейская страна такую границу имеет. Интересно смотреть на краснодарское море. Дорога идет по дамбе.

После Горячего Ключа, очередной пост. Пытаются снять 120р. за экологию. Меряют СО. У нас все ОК, но деньги требуют. Мы поднимаем скандал, записываем номера удостоверений и приказов. Через 10 минут борьбы победа за нами. Разозленный мент по рации передает (или делает вид), что бы нас ловили на каждом посту, но мы смело прем вперед. За нами прорывается толпа последователей окрыленных нашей победой. Едем осторожно, не обгоняя и не превышая скорость. Вокруг уже горы, но дорога еще не горная. К Джубге подъехали уже после заката. Пошли купаться. Я не был на море 9 лет.

Точной информации о пароме у нас нет. Мы считаем, что он ходит от Лазаревского. Хочется доехать до цели, и мы пытаемся это сделать, но за день проехали уже 900 км, темно и горная дорога. Машина тарахтит как танк. Видимо опять штаны отвалились от выпускного коллектора. С моим Фордом это часто бывает и победить это никто не может. Все говорят "Это мы щас, кто те козлы кто до нас привинчивал ", но результат един. Гайки откручиваются. В районе Джубги были кемпинги прямо на берегу и мы надеялись, что так и дальше будет, но дорога ушла в горы и мест для стоянки не найти. С трудом нашли съезд с дороги за Шепси и встали на небольшой полянке. Место плохое, грязное 44°01.956' 39°09.394' Сразу легли спать.

4 день. 3 августа 1999 года. Вторник.

Проснулись и ужаснулись загаженностью нашей стоянки. Один сплошной сортир. Как мы только палатку на кучу не поставили. Занялся прикручиванием штанов к коллектору. Интересно, но с тех пор я проехал 30000 км и гайки на месте. Быстро смотали и поехали в Лазаревскую.

В Лазаревском о пароме ничего не слышно. Едем в Сочи.

Перед въездом опять требуют новую экологию - 40 р за 3 дня. Настроение у нас хорошее и ругаться не хочется. Платим. В Сочи паром есть, идет завтра, места есть, но цена 560$. Лучше бы мы через Европу поехали. Вздохнув, решаем плыть. Договорились заплатить завтра и на ночевку собрались в Красную Поляну. Перед этим купались в Адлере. Чуть не уехали в Абхазию. Дорога в Красную Поляну мне понравилась. Очень красивая дорога пробитая в скале. В пропасти видны упавшие машины. Все по-нашему, по-советски. Стоит знак -движение автобусов запрещено, рядом стоит мент и собирает деньги. Мы проезжаем без проблем. Дорогу спрямляют. Роют огромные туннели. Боюсь, правда, что после того, как ее окончательно спрямят ездить в Красную поляну будет не зачем. Собственно там есть подъемник на 200 метров, ресторанчик, где можно сачком поймать для себя рыбу и больше ничего. Узнав, что подъемник за 80р. и поднимет не на кавказские вершины, а совсем немного, идем в ресторан, а после него едем дальше по дороге. Проезд закрыт, стоит шлагбаум. Говорят, что за 50р пускают. У шлагбаума никого нет, а Форд низкий. Вот я под шлагбаум и подъехал. Но подвеска у Форда тоже низкая. Далеко подвинуться не удалось и мы встали на первом удобном месте. 43°40.296' 40°17.793' Вымылись, постирались. По берегам речки много ежевики. Вечером долго жгли костер. В лесу было много светлячков.

5 день. 4 августа 1999 года. Среда.

Утром вымыл машину. Торопиться нам было некуда. Посмотрели как группа водников сплавлялась по Мзымте. В основном они правда шли по берегу. Вернувшись с Сочи сходили в дендрарий. Было жарко и мокро. У всех тяжелое предчувствие. Ведь впереди +50, а здесь +35, и уже тяжело. К 17 часам подтянулись к парому. В этот день была регата и паром не мог войти в порт и сильно опаздывал. Началось длинное ожидание в порту. Мы еще успели сходить покупаться. Прямо у причала пляжи платные 80 и 60 р. Пришлось пройти с километр. Потом опять долго ждали. Потом потерялась Лена. Потом выяснилось, что она уже на корабле. Мы долго толкались у таможни. Таможенники выговаривали местному мужику, пригнавшему ворованную машину, что он сделал кривые документы, и требовали переделать к следующей неделе. Кроме нас ехало еще 3 машины. Англичанин - путешественник, на микроавтобусе с командой из 10 человек направлялись в Грузию и Армению, инспектор ГАИ из Томска с женой грузинкой ехал к ее родителям в Грузию транзитом через Турцию на Волге. Кстати сам он ехал на DODGE, но сломалась коробка и он добыл Волгу. Год назад он хотел объехать Черное море, но в Болгарии у него украли машину. Бедный инспектор ГАИ расстроился и купил новый DODGE, и поехал на нем. Еще ехал сириец, живущий постоянно в Сирии, к себе в Латакью. На паром грузились еще 10 турецких фур. Уже в темноте мы наконец начали грузиться. Таможенник начал рыться и увидел котел. Котел пережил не один десяток походов. Он был черный и мятый. По нему ходило целое стадо слонопотамов. Увидев это таможенник улыбнулся и досмотр прекратил, намекнув, что с той стороны котлы произведут куда большее впечатление. Отношение таможни было вообще очень доброжелательное. На лице была готовность договориться о перевозке чего угодно, хоть фуры с героином. Я въехал в трюм и поднялся наверх к оставшемуся народу. Вот я уже и не в России. Паром турецкий, называется "Карден". Приписан к Стамбулу.

На верхней палубе тепло. Играет турецкая музыка. Банка пива продается за 2$. Несмотря на цену, мы выпили. При покупке билетов мы договорились, что билеты мы покупаем на общие места, но нам дадут 4 местную каюту. Так оно и вышло. Туалет и душ в коридоре, но туалет вечно закрыт, а душ очень не удобный. Легли спать пораньше. Только уснули, как вдруг слышим. Машина "Стоп", "Шлюпки на воду", действительно шлюпки спускают и экипаж покидает корабль. Да, приплыли. "Титаник", в общем. Оказалось правда, что это одна девица напилась и прыгнула за борт, вот ее и ловили. Прыгнув в водичку, она быстро очухалась и начала громко кричать. Ее все-таки выловили, несмотря на шторм. Потом она долго рыдала в коридоре и ругала команду, за то, что ее так долго ловили.

6 день. 5 августа 1999 года. Четверг.

Утром за бортом шторм и проливной дождь. Сильный ветер. На палубе уже не посидеть. Народ обсуждает ночную ловлю девицы. Берега все нет, но спутниковый навигатор показывает скорость 21 км/час и расстояние 40 км до Трабзона и не ошибается - в расчетный момент появляется берег турецкий. Высокие горы с множеством домов. Входим в гавань, отделенную большим молом. Быстро пристаем и выезжаем. Вот мы и за границей. Сначала надо купить марку за 10$. Потом наклеить ее, пройти паспортный и таможенный контроль. Дальше обойти несколько кабинетов. Как выяснилось, даже уже здесь русского не знают, но по-английски объясниться можно. Задают кучу вопросов и заполняют бланки. Интересно, что все делается вручную, никаких компьютеров. В каждом кабинете встречают, как лучшего друга. Чувствуется, что каждый чиновник горд тем, что он помогает людям. Сразу видно, что это уже не Россия. Доходит очередь до досмотра машины. Делать это им лениво, но закон есть закон. Открывают багажник и видят все те же котлы. Тут я вспомнил усмешки нашего таможенника и "кусты для бани" Задорнова. После долгой беседы о котлах, больше вопросов не было. Плачу 30$ за машину (выгоднее платить в Турецких лирах, но здесь их не купить). Мне выдают синюю наклейку на стекло и открывают шлагбаум. Впереди узкая забитая припаркованными машинами улочка со сплошными знаками "остановка запрещена". Не очень здесь чтят правила. Места приткнуться не найти, но вот, вроде, и знака нет и свободно. Выходим поесть и узнать про Иранское консульство в Трабзоне. Есть наводка. Находим местную русскую тетку, задаем вопрос. Она говорит, что визу не получить, но на всякий случай звонит в консульство. Ответ категоричный. Нет, ни за какие деньги. Обидно. Кстати местный Иранский консул родился в СССР а Азербайджане и знает русский. Расстроенные выходим на улицу, но нас уже ждут. Слух об машине из Питера уже пошел далеко. Местные мужики на чистейшем русском языке начинают предлагать поесть, заправиться, показать город, жилье, обменять деньги, предупреждают, что здесь стоять нельзя и могут эвакуировать. Вокруг много вывесок на русском. От наших благодетелей не отбиться. Настойчивые, как наперсточники. Чувствую недоброе. Обменяли 100$. Все без подвоха, но они не отстают. Остается быстро прыгнуть в машину и ехать куда глаза. Мы знали, что турки знают русский, но не до такой же степени. Пытаемся оторваться от потенциальных бандюгов. Едим по шоссе в сторону Самсуна. Ехать не трудней чем в Питере, но все вокруг гудят и моргают фарами. Пытаюсь понять, что я делаю не так, но потом замечаю, что они все всем гудят. Погода серенькая, накрапывает дождь. На море шторм. Трабзон кончился. Города идут один за другим. В очередном встаем и идем на поиск пищи. Долго ходим и ничего не можем найти, всюду кола и чай. Наконец находим пищу и просим дать по-русски. Не понимают совсем, по английский тоже. К такому мы были не готовы. Ведь всего в 10 км, все говорили по-русски. Кое как объясняемся языком обезьян. Цены большие. Мы еще не привыкли к ним. Скромно едим на 1 500 000 лир, пытаемся торговаться и даже успешно. Хорошо, что хоть цифры почти у всех народов одинаковые. Вскоре начинает темнеть. Мы хотим встать на берегу моря, но берега скалистые и по самому берегу идет автодорога. Кемпингов тоже не видно, во всяком случае мы их не видим. Есть роскошные коттеджи, но мы даже боимся спрашивать сколько они стоят. На улице уже совсем темно. Настроение нервное, но вот нам повезло. Видим съезд к морю. На улице дождь и всюду грязь. Страшно съезжать. Боюсь, что не выехать. В итоге припарковался прямо на пляже в 2 метрах от моря. Никого вокруг. Машина не видна. Все в порядке. 40°57.461' 38°36.322' Место для палатки правда плохое, в зарослях ежевики, да и помойка вокруг. Вообще в Турции грязи и помоек по обочинам дорог побольше нашего. Ободравшись и насажав заноз об ежевику, встали. Костер разводить уже не стали, зато пошли купаться. На море шторм. В итоге только я и залез. Заснули мгновенно.

7 день. 6 августа 1999 года. Пятница.

Утром проснулся. На улице дождь и холодно. Вот тебе и Турция. Погода как в Питере. Болит живот, чувствую температуру. Бегу в кусты. Кусты колючие и мокрые. Чувствую сильную кишечную инфекцию. Приехали в общем. Страховки здоровья нет, таблеток правда много, и мы готовились к худшему. Вести машину я в таком состоянии не могу. За руль садится Лена. Я лежу на заднем сидении. За окном высокие горы обрушивающиеся в море, но не такие как в Крыму. Скал мало, а если попадаются, то здоровые губчатые куски застывшей лавы. Пытаемся найти кипятильник для машины, но местный народ о таком и не слышал. Все ссылаются на Фордовскую станцию, но и там об кипятильнике никто не слышал. В ходе разговора выяснилось, что Форд Scorpio они видят впервые. Новый он очень дорог для Турции, а старые машины возить не принято. Объясняться правда приходится на турецком. Русский не знает никто, в лучшем случае отдельные слова по-английски. Погода улучшается, выглядывает солнце, становится жарко. В районе дельты р. Ешильырмак горы уходят и вокруг начинается идеально ровная распаханная равнина. Появляется идущая рядом железная дорога. Приехали в Самсун. В Самсуне мне опять пришлось садиться за руль. Лена испугалась стартовать на крутых склонах. У нее в вольве коробка автомат. Ехать по городу злобно. Дороги узкие, да и лошади всюду ходят. Место приткнуться с трудом нашли. Пошли искать путеводители и разговорник. Придется срочно осваивать турецкий. Стало жарко. Я себя чувствую плохо. Еле иду. Есть не отважился. Разговорник мы нашли, а путеводителей нет. Говорят раньше Анкары не найдем. Впереди древняя столица хеттов, но мы не знаем где. В Самсуне смотреть нечего. Новый современный город. Ожидал красивый подъем в гору, но ничего интересного. Равнина с небольшими холмами пошла вверх, и мы поехали по равнине , но уже почти на километровой высоте. Вокруг все распахано. Движение оживленное. Народ едет примерно 100-110. Для острастки стоят макеты полицейских машин. Изредка попадаются и настоящие. Встречные машины мигают, но они любят мигать и гудеть, поэтому трудно понять, что в этот раз предупреждают о ментах, а вернее о Traffic police. Дорога на редкость однообразная. Пытаемся искать столицу Хеттов, но ничего похожего нет. В итоге попадаем в какую-то деревеньку рядом с г. Аладжа с музеем за 1500000 лир. По дороге ходят коровы. Покупаем арбуз. После покупки разговорника дела пошли лучше, особенно у Лены. Нашли стоянку на берегу водохранилища в искусственном сосновом лесу.

40°13.845' 34°47.467' Лесу мало, сушь страшная, но стоять с палаткой и машиной, жечь костер можно. Это мы и делаем. К вечеру я оклемался. В желудке все еще плохо, но в голове прояснилось. Разожгли костер, распили бутылку, сварили суп. В общем было хорошо. Над нами уже южное небо. Южная Корона, Телескоп, Жертвенник. Рядом проезжает машина. Останавливается около нас. Из нее выходит мужик в камуфляже с автоматом и передергивает затвор. Начинает много и быстро говорить по Турецки. На мужике написано Jandarmia. Пытаемся заговорить по-английски. На удивление мужик знает английский достаточно хорошо. Это не Россия, где армия самый не образованный слой общества. Когда, наконец, он понимает, что мы не дурачимся и серьезно из России, и он видит наш паспорт, глаза его расплываются в улыбке, он начинает жать руки, извиняться. Называет "аркадашем", т.е. товарищем. Дальше он тихо сматывает. Настроение правда после этого у народа нервное.

8 день. 7 августа 1999 года. Суббота.

Наконец мы выспались в сласть. Живот правда еще не вылечился, но уже много лучше. Едем в Анкару. Машин все больше, появляются многоуровневые развязки. Интуитивно ищу центр. В меру сил его находим. Опять проблемы с парковкой. Забрался на узкую крутую улочку около Цитадели Анкара. Первым делом выбежал местный лавочник повозмущаться и хотя бы что-нибудь продать. Я сослался, что не на долго и он отстал. Прошлись по ближайшим магазинам. Это мелкие лавочки с полукустарными изделиями. Довольно колоритные магазинчики с кальянами, керамикой, бисером. Ювелирные магазины на одно лицо - вылизанные и скучные. Танька добралась до восточных сластей. Пытаемся искать Иранское посольство и магазины с картами и путеводителями. Народ говорит, что самое магазинное место Кызылай и надо ехать далеко. Пытаемся отъехать, но улица оказывается совершенно занята. Впереди пробка, сзади лошадь. Сильный уклон ~30% вперед. Местные доброжелатели шумно, размахивая руками пытаются разогнать пробку. Нашелся даже один мужик, который говорил по-русски. (Первый и единственный в Анкаре). Ух тяжело это. Стоящая сзади лошадь в гору задним ходом ехать не может. В итоге я протискиваясь между мерсюком и лошадью, чуток ее придавил. Без последствий правда. Наверно минут через 10 вырвались на свободу. Едем, спрашивая у соседей на каждом перекрестке Кызылай. Доехали быстро и успешно. Запарковался на тротуаре под знаком "остановка запрещена". Другие вроде так стоят, авось и мне сойдет. Рядом книжный развал и много кафешек. Прямо перед носом даже Интернет кафе. Памятник мужику, который бьет стекло. Лена пошла звонить, а мы написали открытку. Позвонить в Турции просто. Почти в каждом магазине есть телефон, с цифровым индикатором. После любого звонка на нем загорается сумма, на которую наговорили. Это заметно дешевле, чем пойти на специальный переговорный пункт. Телеграф есть, но им не пользуются. Еще хуже дело обстоит с почтой. Даже в крупных городах, надо объяснять, что такое Posti Carti. Предлагают всевозможные таксофонные карты. Как в последствии выяснилось открытка из Анкары шла 3 недели. В Анкаре мы заполучили открытку довольно быстро. Купили путеводитель, правда на голландском. Карты Анкары не нашли. Теперь наша цель посольство Ирана. Ориентир - Корум, большое круглое здание и магазин. Там же отель Хилтон. Корум мы нашли быстро, но посольство искали долго. Очень много улочек - кривых, коротких и без названий. Адрес там и не нужен. Корум, Иранское посольство и все. Посольство довольно большое. Открыто окно, через которое можно поговорить. Работник посольства говорит по-английски, вежлив и не враждебен. Объясняем заученную сказку "- нам нужна транзитная виза в Туркмению". Мужик требует Туркменскую визу. Мы настаиваем на том, что нам как гражданам СНГ она не нужна. (как в последующем выяснилось гады туркмены визу ввели) Мужик обещает поговорить с начальством, и выдает нам анкеты, которые надо принести с фотографиями завтра. Срок рассмотрения - 5 дней. Следует отметить, что посольство работает ежедневно. Мы радостно идем фотографироваться и делать ксерокопии паспорта. Проблем с этим нет. Уже близится ранний южный вечер. В 19.30 полная тьма. Самая дешевая из попавшихся гостиниц - 50$ с троих. Надо искать на окраинах, но мы решаем отъехать от города подальше и заночевать в национальном парке севернее Анкары.. Дорога отличная. Еду быстро под 200. Это дорога параллельная автостраде на Стамбул. Едем до г. Кызылджахамам. Потом поворачиваем налево и встаем на берегу небольшой речки Коча.

40°23.961' 32°37.625' Над нами опять взлетают самолеты. На этот раз из аэропорта Анкары. Развели большой костер. Ночь была на удивление холодной, примерно 15 градусов. Сидели грелись у костра и обсуждали перспективы поездки по Ирану. Получалось, что мы не укладываемся по времени.

9 день. 8 августа 1999 года. Воскресенье.

Утром помыли головы и машину. Сразу поехали к Иранскому посольству. Охранник посмотрел бумаги и позвонил консулу и дал мне с ним поговорить. Он еще раз потребовал Туркменскую визу, а если ее нет - рекомендации Российского посольства. Если они будут он разрешит выдачу виз. У меня сразу упал боевой дух. От Российского посольства я ничего хорошего не ждал. Тем не менее мы поехали в него. Посольство занимает целый квартал и напоминает осажденную крепость. Не то, чтобы забор очень высокий, но уж больно много колючей проволоки. В отличие от Иранского посольства говорить не с кем, есть только кнопка домофона. Жму ее. Следует незамедлительный ответ "-Чо надо?". Интонация сразу напомнила большой дом в доперестроечные времена. Тот же наглый тон гебиста. Объясняю проблему. Говорит, что прием консульского отдела по понедельникам, средам и пятницам, а сейчас ничего не знаю и вешает трубку. Перспектива ждать в скучной Анкаре до понедельника, а потом потратить еще несколько дней на общение российскими чиновниками не радует. Со временем и так плохо. Пытаемся болтаться у посольства и найти кого-нибудь неформально пообщаться, но никто не входит и не выходит. Не для этого мы поехали в отпуск. Иран с самого начала был программой максимум и в целом мы не были к нему готовы. Принимаем решение в Иран мы не едем. Есть еще одна идея податься в Сирию. Мужик с которым мы ехали на пароме сказал, что для нас въезд в Сирию безвизовый. Надо бы это проверить, но искать еще одно посольство нет сил. Решили попробовать на границе на удачу. Едем осматривать цитадель Анкара. Я уже неплохо ориентируюсь. Два дня и я помню основные дороги Анкары. Лена уже говорит длинные фразы по-турецки. Пытаемся залезть в гору. Очень жарко. Полдень. Мы еще сильно одеты - в соответствии мусульманскими порядками. Я в брюках, в рубашке с длинным рукавом. Готовился к посещению Иранского посольства. Когда мы наконец вошли внутрь крепостной стены, то обнаружили там жилой квартал. Небольшие доисторические домики и куча детей пускающих змеев на улицах. Увидели тощую кошку и поняли, что это первая кошка в Турции. Не любят они домашних животных. Кошек мало и все они не обласканные и тощие. Собаки ходят как тени и даже голос подать не смеют. Если турок ведет собаку, то вполне может взять пистолет и пристрелить. У них вообще свободно с оружием. Отсюда наверно и преступности нет. Увидели небольшой музей. Билет 2 000 000 лир. Жалко. Больно он маленький. Спускаемся вниз и едем в Кызылай. Там усиленно ходим по магазинам. В Анкаре оказывается есть метро. Я спустился посмотреть и увидел много лестниц без эскалаторов и туннелей. До поезда надо 5 минут пройти пешком. Выпили чаю в каком-то фирменном заведении. Чай был такой крепкий и такой перекипяченный, что я с трудом смог заставить себя его выпить, после чего меня стало страшно тошнить. В Анкаре нам больше делать нечего. Едим на юг к озеру Туз. С облегчением вздыхаю при выезде из Анкары. Ездить по Анкаре сложно. Движение быстрое, плотное, по горам, правила не соблюдаются. Одно удивляет - битых машин нет. Сразу по выезду из Анкара озеро с двумя большими фонтанами на манер Женевского. Дорога идет на юг. Местный народ ездит по ней отдыхать на море. Движение очень плотное. Вдруг, перед нами в лоб вылетает машина и идет в лобовуху. Обгонять она кого-то собралась. За рулем сидела Лена. Она резко тормознула. Шедший сзади мерсюк выехал на встречную полосу. Мы выехали на обочину. Мерсюк разминулся с обгонявшим по встречным полосам, а обгоняемый проехал по обочине. Все обошлось. Мерсюк, только долго на Лену ругался. А Лене после этого поплохело и она пустила меня за руль. Надо было подкрепиться и мы остановились у роскошной заправки. В ней было все. Пруд с золотыми рыбками, туалет с ИК датчиками автослива, ресторан, столовая, супермаркет, гостиница, ретранслятор GSM и т.д. Оазис в пустыне. Мы пообедали от пуза и поехали искать ночевку. Впереди показалась соляная пустыня. Плавно переходящая в озеро Туз. Собственно Туз по-турецки - соль. Озеро Туз соленое и летом практически пересыхающее. Дно озера состоит из белых как снег кристаллов соли. Их толщина - несколько метров. Вода - концентрированный рассол. Соленость в 10 раз больше мирового океана, в 30 раз Черного моря. Как мертвое море. В поисках стоянки мы решили стать прямо на соляном дне озера.

39°03.818' 33°25.341' Оригинальная стоянка получилась. Быстро стемнело. Костра мы не разводили, т.к. ночь была теплой, а ели мы недавно. Когда лагерь был готов я пошел купаться. Пошел босиком. Идти страшновато. Говорят на пересохшем соляном озере можно провалиться в грязь и утонуть. Сначала дно очень прочное. Я даже пожалел, что не въехал на машине. Интересно было бы покататься по дну соляной пустыни. Изредка попадались места, где корка высохшей соли проваливалась, но не намного, не больше сантиметра. Была черная южная ночь. Идеально виден млечный путь и его самая яркая часть в созвездии Стрельца. У горизонта мерцали огни мелких поселков и проезжающих машин. Я был абсолютно счастлив, думал как прекрасен этот мир. Когда я подошел к воде выяснилось, что кристаллы соли стали очень острыми и чем дальше, тем острее. Я представил себя йогом. Очень уж хотелось искупаться. На краю воды разделся и пошел, держа курс по звездам. Каждый шаг сопровождался героическими усилиями, но у меня было сильное желание. В итоге я добрался до места, где глубина 10 см. и поплыл. Утонуть в такой соленой воде невозможно. Снаружи не меньше трети тела. Центр тяжести почти на уровне воды, поэтому очень легко перевернуться со спины на живот. Поплавав полчаса, пошел в обратный путь. Энтузиазма уже нет и я понял, что идти просто невозможно больно. Пробую на четвереньках, но ногам больно также, но в добавок больно и рукам. Это было ужасно, но метр, за метром я выбрался. Ноги болят, так, что и по обычной земле идти больно. Одежду нашел на удивление быстро. Я отходил от нее на 500 метров, и еще плавал, а темнота кромешная, в 20 метрах не видно.

10 день. 9 августа 1999 года. Понедельник.

Утром проснулись совсем рано. Рядом ездили большие машины и сильно жужжали. Солнце только вставало из-за гор. Озеро и соль, освещались красным утренним солнцем. Душа трепетала от счастья. Хоть, что-то интересное, чего я не видел. Пошли еще раз купаться. Теперь уже всей толпой. Я пошел в резиновых сапогах, Лена в шлепанцах. Таня пыталась пройти босиком, но это ей не удалось. Купались и фотографировались. На обратном пути нашли несколько крупных кристаллов соли. Если травинка, веточка или другой посторонний предмет попадет в воду, то на нем кристаллизуется соль при испарении воды и образуется кристалл. Обычно он намертво прикреплен ко дну, но некоторые удалось отломать и привезти домой, не -смотря на недоуменные взгляды таможенников. После купания кожа покрылась толстым белым слоем соли и не дышала. Слиплись все волоски и было чувство, что за них непрерывно дергают. Ничего правда с этим не поделать. Пресной воды в округе не предвидится. Повернули назад, а потом на восток. Дома за окном приобрели типичный ближневосточный вид. Небольшие, глиняные, с окнами во двор. Проехали мимо водохранилища Хирфанлы. Очень хочется искупаться, но дорога идет по горам и до воды далеко. Место пересечения дороги с рекой является плотиной водохранилища и усиленно охраняется, тоже не подойти. На улице становится жарко. Остановились на обед. Лена сходила в женскую баню и выяснилось, что в Турции в бане надо мыться в одежде. Наконец Турция начинает оправдывать наши опасения по жаре. Пришлось еще проехать сотню километров, прежде, чем дорога не подошла к р. Кызылырмак. Полдень. Солнце почти в зените. До реки шли по скошенному полю. Белая пересохшая солома слепит глаза. Реке оказалась мутной и быстрой. Видны следы водопоя. Несмотря на грязь все же влезаем в нее и смываем остатки соли озера Туз. Полегчало. Следующей нашей целью является Кападокия. Это район около вулкана Эрджияз. Последний раз он извергался в 1 веке. Около вулкана обширная область засыпана пеплом многими слоями. Слои отличаются плотностью и цветом. Пепел слежался и стал туфом. В долинах рек водная и воздушная эрозия создали фантастический пейзаж. Столбы очень похожие по форме и цвету на весенний гриб сморчок. Туф легко поддается обработке и местное население пробивало в нем жилища. В этих местах раньше жили армяне и построили огромный город на несколько десятков тысяч человек с монастырями и церквями. Турки их всех перерезали и роспись попортили, но ограничились в основном лицами, т.к. это противоречило исламу. Первым нам попался город Аванос. Там одна из пещер переделана в ресторан. Смешно смотреть как у входа в пещеру висит спутниковая тарелка и кондиционеры. Купили и съели дыню. Дальше едим в Гюреми. Дорога идет в гору и неожиданно мы попадем в сказочный пейзаж. Грибы стоят в нескольких десятках метров друг от друга. Внизу растет виноград. Вылезаем и видим вокруг много туристов. Туф очень белый. Кажется, что это снег. Таньке начинает плохеть от жары. У нас даже нет шапок. Рядом видим туристический центр с магазинами и закупаем шляпу и кепку. Вокруг продается куча сувениров: модели гор, шары и всевозможные зверюшки из оникса, местное виноградное вино "Cappadocia". Вкусное кстати. Есть даже бутылки в форме типичной местной горы. Мы купили несколько бутылок и путеводитель по Турции на русском. Пошли лазать по пещерам. В отличие от наших музеев, где не пускают при малейшем подозрении на опасность, здесь залезай, куда хочешь. Всюду подставлены хлипкие лестницы. Народ лазает на многометровой высоте без перил. Мне это понравилось. Облазил все, что мог. Местный турок начал приставать к Лене и предлагать деньги. Испугавшись Лена купила платочек и превратилась в турчанку. Женщина, путешествующая без мужчины, для турков - нонсенс, поэтому периодически приходится объявлять, что у меня две жены. Тогда вопросов нет, несмотря, на то, что в Турции многоженство запрещено. Нас с Танькой почему-то принимают за американцев. Значит мы еще неплохо выглядим. (Через 7 дней нас станут принимать за арабов, а еще через 8 - за жертв землетрясения). Разных туристов вокруг много: французы, японцы, американцы. Многие из них приехали смотреть затмение, что следует из привешенных бейджей. Город огромный. Вход в большую его часть платный. Все облазить просто невозможно. Я старался как мог, но тоже выматался. Танька сидела внизу пришибленная. Несмотря на жару она еще простудилась и ходила с замотанным горлом. Вечером мы приехали в г. Гореми. Город туристский. Даже интернет кафе есть. Но самое главное - впервые мы увидели настоящий турецкий кофе. С радостью заказали и стали ждать. Ждали пол часа и уже начали ругаться. Как на варку 3 маленьких чашечек кофе можно потратить столько времени. Наконец нам вынесли большой поднос. На нем лежало что-то большое с салатом. Это была кофте - котлета в булке, помазанная и посыпанная всем, чем можно. Мы сделали вытянутое лицо. Я пальцем показал в меню соответствующий пункт. Местный мужик был удивлен столь экзотическому выбору, но наконец выдал нам долгожданные 3 чашечки кофе. Прямо поперек улицы висел плакат "Last solar eclipse in millenium". Уже заходило солнце и мы поехали искать ночевку. Дорога слаломом шла между торчащих из земли каменных грибов, освещенных красным заходящим солнцем. Неземная картинка. Встали мы на берегу водохранилища, заехав по очень крутой горной тропинке.

38°32.958' 34°55.636' У меня возникли большие сомнения, насчет завтрашнего выезда своими силами. Проехали проломанную колючую проволоку, поэтому еще боялись, что нас арестуют за въезд в запретную зону, но все обошлось. Тишь да гладь. В водохранилище плещется рыба. Добыли много дров. Развели большой костер. После жары, похолодало и стало очень приятно. Мы всласть покупались и окончательно отмылись от соли, помылись. Вечером стали слушать радио. Доносились обрывки какого-то радио на русском. "Степашина сняли", "Доллар растет", "доллар должен стабилизироваться на отметке 30". Дальше тишина. Все приплыли, но в душе странное чувство - это все там. Здесь это нас не касается. Наш зеленый бакс в кармане, по прежнему зеленый. Остаток вечера провели в рассуждениях, о том, как нас угораздило родиться в такой стране и так привязаться к ней, что уезжать не хочется.

11 день. 10 августа 1999 года. Вторник.

Утром сварили завтрак и на удивление без проблем выехали со стоянки. Уклон был не меньше 20 градусов. Заправились водой. Поехали назад смотреть армянский пещерный монастырь. Вход полтора миллиона лир, в внутри еще берут 3 миллиона. Надираловка в общем. Церкви надо заметить сохранились лучше. Роспись восстанавливают. Даже по-русски написано: "Все разрушения будут восстановлены". Внутри запрещено снимать фотоаппаратом, но и на камеру мне тоже пытались мешать, но я снимал. Лучше всех сохранилась "черная церковь", именно в нее вход 3 миллиона. Я прорвался без билета и успел все заснять. Интересно, но по турецкой трактовке, вырезание армян звучит примерно так. "Армении, как независимого государства, никогда не существовало, следовательно, и культуры у них не было. А то, что нарисовано - это отдельные племена, которых кое-кто называет армянами, но они не совсем армяне. Некоторое время кое - кто из них случайно были христианами, но потом увидев свет ислама все обратились в ислам и начали уничтожать свои церкви, и уничтожили бы совсем, если турки их не остановили. Потом они куда-то делись." Находившись по дырам в скалах по жаре, мы уже видеть не могли очередной дырки. Поехали смотреть вулкан Эрджияс. По дороге Dortyol, Develi, Kayseri. Между Develi и Kayseri дорога поднимается на высоту почти 3 км. Там находится горнолыжный курорт. Летом там снега конечно нет, но кемпинги и туристы в палатках есть. На перевале холодно - 18 градусов и бегают суслики, или кто-то в этом роде, с зоологией у нас плохо. Перебегают дорогу прямо перед машиной. Становятся на задние лапки и смотрят. Спускаемся с гор в Кайсери. Становится очень жарко. Город осматривать нет времени. Там говорят много достойного, но лазанье по пещерам нас утомило, тем более, что город огромный, население более миллиона. Завтра затмение, а нам еще ехать почти тысячу километров. Заблудились и уехали не туда. Попали в местный университет. С горя купили арбуз и съели вместе с сухим пайком. Вокруг опять ровные распаханные горы. Кое-где, прямо среди такой степи стоит квартал 16 этажных домов. Непонятно, кто в них живет и что делает. После Pinarbasi. Дорога уходит в горы и начинается серпантин. С перевалами по 2 км и долинами на километр ниже. У нас кончается бензин, но вот уже 100 км вокруг скалы и не малейших признаков заправки. В городе Gurun, мы, наконец, заправились, поели, отправили открытку в Питер, а Лена позвонила. Открытка пришла в начале октября. Дальше опять дорога уходит в горы, а в горах собирается гроза. Молнии бьют в вершины. Сети дождя повисли из темных облаков. Переживаю, что портится погода. Неужели завтра в это время тоже будет так. Мы, правда, будем существенно восточней, а там вероятность дождя меньше. В сильный ливень мы так и не попали. Похоже, дождь высох раньше, чем долетел до земли. Когда мы преодолели перевал и спустились в огромную долину Евфрата к г. Malatya на нас обрушилась невиданная нами жара и влажность. На улице уже вечер, но 38 градусов и почти туман. Танька застонала, что она сейчас помрет. Я стал замечать, что невнимательно веду машину, а город не маленький, и машин много, зазеваешься и будет плохо. Ночевка запланирована на берегу Евфрата. Великую реку, которая с детства в памяти сидит как нечто недостижимое, почти как Марс, мы увидели почти в темноте. Берега сплошь заселены. Места для стоянки не найти. Танька стонет, что сейчас помрет. В результате встали прямо на площадке для парковки машин рядом с дорогой.

38°25.596' 38°48.126' В ста метрах над нами стоит дом крестьянина, или фермера. Как его назвать в Турции? Бегает стая собак, да и Курдистан рядом. Растут колючки типа чертополоха, но такие прочные, что к ним можно привязывать палатку. Танька почти без сознания. Мне тоже плохо с сердцем. Настроение скверное, вся поездка под угрозой срыв


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Турции

Кушадасы
Кушадасы - турецкий курортный город на берегу Эгейского моря. Регион имеет общую границу с Грецией - сухопутную и морскую. Относительно других курортов Турции Кушадасы самый северный. Эгейское море на несколько градусов всегда прохладнее Средиземного...
Читать далее

Дата 08.08.23 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели1292

Когда максимально выгодно покупать тур в Турцию
Айда.ру  Айда.ру   Турция   Дата вылета  апрель 2024
Для максимально выгодной покупки тура в Турцию рекомендуется бронировать заранее, примерно за 2-4 месяца до предполагаемой даты вылета. Вот несколько советов по выбору оптимального времени бронирования.Раннее бронирование (за 4-6 месяцев)Бронируя тур...
Читать далее

Дата 28.04.24 Хороший отзыв2 Ответов0 Просмотрели1145

Морское приключение
Дмитрий  Дмитрий   Турция   Дата вылета  август 2024
Мой отдых с #kaif_yachting - это мой первый опыт путешествия на яхте!⛵️Было супер, классно, вау🔥🔥🔥Впечатлений и эмоций море, что и словами не передать🤗Солнце ☀️☀️☀️ Море: и синее, и бирюзовое, и голубое, разное...🌊 Закаты, рассветы, звёзды и всё это ...
Читать далее

Дата 22.08.24 Хороший отзыв1 Ответов0 Просмотрели418

Отзывы туристов