Эта поездка не стала эталоном организованности. Мы, разумеется, попали под весенние каникулы и взрывы в
Испании. И пока, в течении трех дней мы рыскали в поисках дешевых билетов, почти все аэробусы с русскими туристами, грузно взлетев, покинули родные пенаты. В какой то момент я решил, что всe пропало… Потом мы плюнули и купили билеты на рейс СПб-
Стамбул. Билеты покупались в последний момент и были жутко дороги (270$ за каждый).
21 марта
Поздним и промозглым вечером мы прибыли в Пулково-2, отдали на досмотре почтенный штопор, проехавший со мной пол мира и, без особых приключений, погрузились на ненавистный мне ИЛ-86. Самолет оторвался от земли, унося нас в проклятый генералом Чернотой город. Нас трое: Андрюха, частенько составлявший мне компанию в путешествиях, и Наташка, никогда за границей не бывавшая и несколько волнующаяся по этому поводу. Самолет потряхивало, что, все же, не помешало ему успешно приземлиться в Стамбуле, предварительно показав нам чудные виды ночного города. Итак, посадка принесла две неожиданности: виза стоила 20$ и давалась на неограниченное число посещений в течение двух месяцев, вместо однократной на месяц, а очередь на таможню была более чем велика – стояли около часа. Русские туристы, окружавшие нас в большом множестве, нажрались и пели песни про русские березы.
Выйдя из здания, аэровокзала, мы обсудили нашу дальнейшую судьбу с представителем турфирмы “Reka Volga”, который за 40$ довез нас на минивэне до отеля Yuksel ** Aksaray Cad. Ceylan Sok. #17 laleli Istambul. 10$ стоил трансфер, остальное проживание. Мы получили два номера (оба двухместные) с обычными для этой категории условиями. Правда, могли бы с успехом разместиться и в одном, покуда в одной из комнат имели место двуспальная и односпальная кровати. Мы отметили перелет и легли спать.
22 марта
Разбудил нас Hиколаевич. Мы сдали номера и вышли в город. В стране шли выборы, по улицам бегали агитавтомобили и все свободные поверхности были покрыты листовками и флажками. На площадях стояли экраны и транслировали ролики кандидатов. Наиболее часто встречался мужик с эмблемой в виде электрической лампочки (прозванный нами турецким Чубайсом) и дама в очках (прозванная Матвиенко). Мы взяли такси и прибыли на вокзал Гайдарпаша в азиатской части. Таксист вез по счетчику и взял около 21 миллиона (курс 1$ = 1.325.000 лир) + 2,5 миллиона за проезд по платному мосту через Золотой рог. На вокзале, после некоторых непоняток с кассиром, мы взяли билет до Аданы за 27 миллионов. Отправление – без десяти полночь. Вокзал представляет собой старое здание, размещающееся на черноморском мысе. Помимо стоянок маршруток и такси есть два причала рейсовых катеров. Мы вернулись в город, поменяли деньги, перекусили местным аналогом шавермы и отправились на катере в европейскую часть. Катер ходит раз в полчаса. Билеты покупаются заранее за 900 тыс. На входе, под бдительным оком служащего, пассажиры засовывают билетики в некое устройство, похожее на уничтожитель для бумаг. Большой двупалубный катер с едальней делает короткие остановки и приходит на пристань Эмениню. Высадившись, мы отправились вдоль моря в сторону Софии, где меня и поразил приступ язвы :( Мы нашли прелестный сад рядом с цитаделью (дворец Топкалы). Доступ внутрь закрыт, но место тихое и очень приятное для отдыха и времяпрепровождения. Мы лениво нежились на солнышке и перемещались от скамейки к скамейке меняя виды. Напало умиротворение и покой. Постепенно мы вышли к Софии, которая, оказалась, закрыта по позднему времени. Зато мы посетили Голубую мечеть. Вход бесплатный, но, при желании, можно пожертвовать 500 тыс. на восстановление памятников (вручается квитанция). Мечеть поражает массивностью колонн. По дороге мы общались с турецкими кошками и котами. Наташка покормила хлебом голубей, а когда он закончился – колбасой. Голуби от нее отказались, а вот чайки орали от восторга. Потом мы видели собаку на крыше и несколько колоритных бомжей. Нагулявшись всласть, мы допросили официанта об обратной дороге (заодно испив в кафе пивка), потом продолжили допрос двух солдат, охранявших Софию и сели на трамвай. На каждой остановке имеется перрон с навесом и билетер, продающий жетоны по лимону. Перед перроном турникет, куда жетоны и кидаются. Трамвай большой и длинный больше походит на поезд метро. Мы доехали на нем до причала и пересели на катер, идущий к вокзалу. До поезда оставалось четыре часа. В Стамбуле прохладно. На город спускалась ночь, и лунный серп сверкал над серпами минаретов. Мы засели в вокзальном ресторане, поели и выпили пива. Немножко прогулялись и пошли искать поезд, поскольку всем жутко хотелось выспаться. После опроса местного населения выяснилось, что поезд уже подан под посадку, не смотря на два часа до отхода. Поезда в
Турции короткие – около десяти вагонов. Все стоявшие у вокзала поезда имели сидячие вагоны-пульманы и один купейный, повышенной комфортности. Разумеется, был вагон-ресторан. Андрей поубивался из-за того, что не сможет поспать в столь естественном человеку лежачем положении. Мы забились в темный вагон и уснули сном младенцев. Вагоны у турок местного производства, новые и удобные. Проводников в каждом вагоне нет, сидения стоят по три в ряд и расстояние между ними очень достойное. Двери в тамбуре и между вагонами открываются автоматически.
23 марта
И вот мы покатились среди невысоких гор и маленьких деревенек. А вот курить, не смотря на пепельницы, приходилось в тамбуре – нам достался вагон для некурящих. Вообще, поезд очень чистенький. Да и турки не слишком свинячат. Поезд шел довольно неторопливо, останавливаясь на маленьких станциях и разъездах, надолго, правда, нигде не задерживаясь. Виды за окном были довольно обычны: поля, на которых только-только начинала пробиваться молодая зелень, горы со снежными вершинами, поднимающиеся, временами, у горизонта, маленькие деревеньки и городки с одним – двумя минаретами. Пару раз по составу прошел контролер, проколов компостером наши билеты. Один раз, на разъезде, попался странный поезд: он вез 2-3 пульмана и несколько товарных вагонов. В пассажирских ехали люди. Видимо, какое то локальное сообщение. В общем, подтвердил я свое мнение о том, что хуже поезда только автобус. Едем. Делать нечего. Туннельчик какой то одолели. А в остальном – тоска. Время идет медленно. Потом нам стало чуть веселее, за счет того, что поезд въехал в горную местность. То слева, то справа открывались роскошные виды. Все чаще стали встречаться туннели. Многие из них были очень длинны. А иные начинались через несколько секунд после окончания предшествующего. В Адану мы прибыли затемно. Долго бродили в поисках отеля и выяснили страшное – гостиницы тут очень дороги. С трудом нам удалось вселиться в маленький двухместный номер втроем за 30$. К концу вечера мы выпили последнюю бутылку портвейна.
24 марта
Утром мы купили мелких полезностей и отправились автобусом в Антакию. Проезд – 22 миллиона за троих. Автобус – маленький исузу. Колесили мы на этом автобусе до Эскандеруна. Там из него вылезли все пассажиры и нас пересадили в другой автобус – форд-транзит. В автобусах угощают водичкой. И вот мы добрались до Антакии. Не уходя с автовокзала, пересели на сирийский автобус до Алепо. Когда нам выписывали билеты, посетовали на тему “problem viza”, но на автобус посадили. 40 км. До границы мы ехали в нервном напряжении. Турков прошли быстро, а с сирийцами вышла заминка. В таможенно - пограничном терминале было множество окошек. В одном из них ставили визы. Мужик из автобуса привел нас к нему. Пограничник осмотрел наши паспорта и излюбленным сирийским жестом отшвырнул от себя. Нас повели к старшему, сидящему в отдельном кабинете. Он немного говорил по-английски и допросил меня на предмет “А какого хрена мы явились на границу без виз?” На что я объяснил ему, что наш друг так уже делал, заверил, что мы не будем пытаться работать в
Сирии, продемонстрировал авиабилет Пулковских авиалиний и разжалобил усатого генерала. Далее процесс проистекал так – мы пошли в банк, поменяли по 20$, пошли обратно к генералу, он написал какую-то бумагу, пошли покупать марки на визу, получили визу, были занесены в компьютер, где нас спросили о профессии, были записаны в книгу, где нас спросили имена отца и матери. Все это делалось в разных окошках и очень неспешно. Стоит ли говорить, что автобус нас не дождался. Мы вышли в Сирию и тупо начали поиски транспорта, покуда нам не помог пограничник и не отыскал машину, похожую на катафалк. Мужик спросил 10$. По дороге он взял еще одного попутчика. Тот знал английский и был фанатом шахмат. Всю дорогу мы слушали его рассказы о достижениях Крамника, Карпова и Каспарова, а также перечисление советских генсеков и президентов. В общем, побеседовали довольно мило. Я попросил отвезти нас в дешевый отель, что и было сделано. Одна звезда. Довольно просторный номер. Три кровати, душ, но без туалета. Милое местечко за 10$ за номер. Передохнув, мы выползли в город. Курс фунта 53=1$. Купили копченую курицу, лимонад, восточных сладостей. Сходили в интернет. Много народу понимает по-русски. В интернет-кафе попадались и сами русские. Вечером попьянствовали и легли спать под мерное гудение потолочного вентилятора.
25 марта
Встали не свет ни заря. По улице носились машинки и будили нас гудками. Мы собрались и, в начале восьмого, выдвинулись на автовокзал. У нас дважды проверили паспорта, даже написали на билетах некую резолюцию о наших добрых намерениях, и, все же, посадили в автобус на Хомс (билеты 255 фунтов на троих). Автобус с мощным кондеем и телевизором. Демонстрировали нам фильм про тибетских монахов. Ровно через два часа, одновременно с окончанием фильма, автобус прибыл в Хомс. Там на нас навалились беснующиеся толпы таксистов. Цена за поездку в Крак-де-Шевалье упала до 10$, а таксисты начали бой за почетное право нас везти. Счастливец заплатил остальным отступные и долго уговаривал подождать нас и отвезти обратно. Мы отказались и желтая дачия румынского производства весело побежала сначала по автобану, а потом по крутому серпантину к замку. Замок и вправду поражает своими размерами. Вход платный – 150 фунтов. Бродили долго, попадая в темные туннели, временами, пользуясь фонариком. Более красноречиво о визите расскажут фотки. Напоследок посетили ресторацию при замке. Пиво – 2$ (местное), комплексный обед – 4$. Вопрос с дальнейшей дорогой решился сам собой – мы договорились с микриком о довозе нас в Тартус за 10$. Водитель довез нас до окраины города и бросил. Несколько километров мы прошли пешком от хорошего настроения, а потом взяли такси. Окрестности города изобилуют мраморными коттеджами, в которых никто не живет. Далее нас ожидало шоу: Николаевич втолковывал таксисту, что нас нужно отвезти в отель с пляжем. Через 20-30 минут поисков, на том же такси, за 20$ мы покинули Тартус и направились в Латакию. По дороге наблюдали исключительно толстого дядьку на маленьком скутере. Впереди дядьки сидел ребенок, судя по комплекции, в папу. Таксист доставил нас в курортное предместье Латакии, в пятизвездочный отель на берегу моря. Мы, конечно, поинтересовались, для общего развития, сколько это стоит. На троих попросили 95$. Мы отказались и сняли трехкомнатные апартаменты в коттедже, расположенном в 150 м. от пляжа. Две спальни на двух и трех человек, гостиная с телевизором и спутником, кухня с плитой, холодильником и набором посуды. Туалет с ванной и горячей водой. Милое местечко! 40$ в день за все. Надо отметить, что в Латакии продают алкоголь. Цены следующие: виноградная водка – арака – 75 фунтов за 375 мл., пиво немецкое – 100 фунтов за банку. Ассортимент довольно велик – виски, водка, коктейли… Сходили на пляж. Местечко расположено в бухточке с песочком. Николаевич искупался. Проделанная дорога утомила нас и мы решили провести в апартаментах весь следующий день. Спать легли довольно рано.
26 марта
У нас уже появилась привычка к ранним подъемам. Это утро преподнесло нам облачную погоду. День, тем не менее, мы объявили выходным. Выехали в центр города. Разумеется, не учли, что попали прямиком на пятницу и большая часть лавок оказалась закрыта. Побродив по городу, мы наткнулись на единственную достопримечательность – портик времен Римской империи. Потом Наташка купила арабское платье, Николаевич – арафатку, а я – халат. За сим и вернулись домой. Потом ходили к морю. Купаться рискнул только Андрюха, а мы ограничились катанием на водном велосипеде. Потом погуляли по курортному кварталу, потом сидели и выпивали, придаваясь разговорам. Спать легли довольно поздно…
27 марта
…что не помешало рано встать. Мы неторопливо собрались и двинули на ветхом мерседесе 50-х годов к турецкой границе. Там, быстро и без осложнений пройдя границу, на маршрутке добрались до Антакии и сразу пересели на автобус до Аданы. За проезд в Адану с нас содрали 30 лимонов, что было явно больше, чем по дороге в ту сторону. Автобус перся омерзительно медленно. Прибыв в Адану, мы сели в такси, сразу оговорив цену. По дороге таксист убедил нас в том, что последний поезд на Стамбул ушел, но можно поехать на автовокзал. По приезду, он стал цинично выпрашивать 20$. Когда я выходил, оторвал таксисту дверную ручку (кстати, без всякой левой мысли). Гнусный таксист догнал нас и стал требовать замены купюры, ибо она была чуть надорвана. Понял он только посыл по известному, в основном, только русским, адресу. Таксист испортил нам настроение. Мы взяли билеты до Стамбула (около 70$ на троих). Автобусом, по Турции, путешествовать лучше, чем поездом. Теперь стало понятно, почему от полного вагона поезда на Адану, к конечной остановке, остались мы да еще один турок. Автобус идет в 1,5 раза быстрее, в поездке о пассажирах заботятся, кормят, поят, показывают кино, прыскают освежителем. Автобусы, почти все, 403-ие мерседесы. Даже с моим ростом там удается спокойно вытягивать ноги. Раз в несколько часов автобус делает остановку у кафе. Дорога, вместе с остановками, заняла менее 13 часов (950км).
28 марта
Стамбул встретил нас ветром. Появившееся сперва солнышко скоро скрылась за тучами. Стало прохладно. Из-за выходных большинство лавок и два рынка были закрыты. Мы прошлись по центру, пересеча Золотой рог на пароме, сходили в интернет, поели, купили декоративный фонарик на кухню и сладостей и посетили уже знакомый нам парк. К вечеру солнце совсем исчезло за тучами, и закапал мелкий дождик, быстро усилившийся до омерзительно-противного. Мы изучили карту города и доехали до ближайшего по расстоянию места к аэропорту на трамвае. Там взяли такси за 10 миллионов и прибыли в международный аэропорт им. Ататюрка. Там нам и предстояло провести несколько часов до отбытия рейса. Аэровокзал был очень скучным. Значительное время мы цинично проспали на скамейках. Постепенно зал наполнялся русскими челноками. Они тащили огромные баулы, матерились и кричали. В зале вылета, где нельзя было курить кроме как в кафе, меня с Наташкой оттуда попросили, ибо мы не хотели ничего покупать, а желали только покурить. Самая дешевая позиция в этом кафе, к слову сказать, минеральная вода – около 1,5$ за стакан. Обратно летели на 154-ом. Челноки, чуть не до драки, ругались из-за вещей на багажных полках. Омерзительно! И вот, ранним и морозным утром мы прибыли в Питер. Рысцой добежали до ожидавшего нас опеля и таращились на снег, вспоминая Сирийские апельсины.