“В этом году не случилось у меня времени и средств на достойный отдых”, - думал я. “Наводнения в Европе…”, – продолжал я размышлять, приобретая в турфирме
Турцию. До этого мне приходилось бывать в
Стамбуле. Интересно, конечно, но… Кроме того, у меня сложилось негативное отношение к
Анталье, где успела перебывать вся
Россия.
Крым и Кавказ не брались во внимание вовсе, поскольку цены там как в Европе, а сами они по уровню сервиса знаете где. Пример – день пребывания в рядовом пансионате б. СССР с питанием типа “борщ-котлета-компот” стоит от $20 и выше. Мне жаль этих денег для соотечественников.
Порывшись в Интернете, решил конец лета провести в
Мармарисе. Во-первых, я нащупал там интересное побережье, к тому же курорт заявлен рангом выше всех турецких и цена приемлемая. Питание предполагается по системе all inclusive, то есть всё включено.
Восемь часов на поезде до
Москвы. Затем три часа лёта строго на юг, в том числе и над Курском (честное слово – видел проспект Кулакова, намазывая бутерброд), над Крымом (в кармане фига) и над Анкарой, разворот над Средиземным морем и посадка в аэропорту Даламана. Плюс полтора часа по горам. Столько же времени добираются до
Ялты.
Итак, по цене и времени Ялта и Мармарис эквивалентны. На этом их сходство кончается.
Мармарис с первых мгновений захватил автобус в водоворот праздной жизни. Водитель утверждает, что это самый красивый город на Юго-западном побережье страны, а потом предлагает купить баночку кока-колы. “Cold cola, my friend! One dollar, my friend!”
Мармарис раскинулся на плоском лукоморье закрытой островами бухты размером 5 на 7 километров. Между островами проглядывает открытое море. А со всех сторон город окружён крутыми горами, поросшими соснами. Западная окраина Мармариса расположена на полуострове, который разделяет Эгейское и Средиземное моря. Красивый Мармарис именуют Ривьерой Турции.
Три звезды в турецком исполнении - это небольшой номер с балконом, холодильником, кондиционером, феном, телевизором. Надо сказать, что в испанских трёх звёздах из приведенного списка присутствовал только балкон. (
Испания и Турция ведут десятилетнюю борьбу за российские кошельки.) Бассейн при гостинице, как и полагается. Вокруг бассейна – бар. До моря пять минут ходьбы. (Ноль минут ходьбы добавляют к стоимости путёвки $100). Питание в ресторане такое: завтрак, обед и ужин. На раздаче стоит по 20-30 наименований блюд. Естественно, в неограниченных количествах. В пять вечера подают чай с бисквитами. А с полудня в баре жарят картофель-фри и гамбургеры. В том же баре пиво, сухое белое и красное, votka (мерзкая), бренди, джин, пепси-кола. Сколько отпускной душе угодно! Я попросил налить мне не половину стакана вина, а полный, чтобы не подходить два раза. Бармен посоветовался с менеджером бара и тот распорядился налить два по полстакана. Полный бардак оказался недостижимым. Бардаком в Турции именуют стакан. Если съедать и выпивать строго по графику, то времени на море и экскурсии не останется. Часть соотечественников выбрала такой вариант. Лежат себе россияне на краю бассейна и плавают к барной стойке время от времени. А ещё говорят, что в Турции не был только ленивый! Вечером вокруг бара танцуют и выпивают бардак за бардаком. Кроме тех, кто часто плавал днём. Причём заводить публику, для которой танцы – дело второе, начинает персонал отеля. Турецкая музыка так въелась в мои уши, что я приобрёл кассету с их песнями. Слушаю иногда теперь, солнышко вспоминаю, бардаки их маленькие...
В отличие от Крыма в Мармарисе с теплом полный порядок - всегда солнечно и в кранах есть горячая вода. В отличие от других трецких городов весь центр Мармариса застроен отелями. Город-отдых, город-променад, город-откормсовхоз. Конечно, как и везде на Востоке, это город-базар. Город у моря с песнями и танцами. А ещё с запахами турецкой кухни и вкусом пересоленного моря. Местные знают от ста русских слов и выше. Кривая надпись маркером на картонке “криветки”. Оттого и “криветки”! Каждый турок – артист. Но утомляет излишняя навязчивость уличных и лавочных торговцев. Центр кожи. “My friend, эта куртка стоит 220, вот ценник, но тебе продадим за 165. Какой вы отель?…Тогда 140! Стой! А сколька дащ?” Центр золота. “My friend, 15 долларов за грамм – это даром! Ручная работа…” Кондитерская фабрика из трёх комнат. “My friends, I am Mister Lukum! Where are you from? Тагда всево два доллар за коробка. Можьна два евро…” Supermarket на двадцати квадратных метрах. “Welcome, my friend! Yugoslavian? Russian!!! OK!…Што хочыш?” В любом месте можно торговаться с легко достижимым результатом.
Доброжелательная гигантомания, стало быть, начинается ещё при ценообразовании. Открытка с картой мира и стрелкой “I am here!” Очень много Ататюрка. На деньгах, в парках и на площадях. Портреты и статуи президента, при котором Турция стала светской страной. Турки в шутку называют Мустафу Кемаля местным дедушкой Лениным. А без шуток Ататюрком, т. е. отцом турок. Его мавзолей в столице. Очень большие деньги. За доллар дают миллион шестьсот лир. “Заходи к нам, золото купи!” Да не за золотом я пожаловал к подножию древних гор! За солнцем и морем. Ну, можно феску купить в крайнем случае. Перемерял десяток. Все оказались малы. “Завтра будет феска для тебя! Тридцать пять миллионов.” – “Так эта стоит всего пять!” - “Tomorrow тридцать пять, my friend!”
Завтра у нас поездка по бухтам на яхте. Целый день с нырянием, танцами на борту, обедом в открытом море. Капитан даёт крутить штурвал каждому. Матрос отплясывает с ирландцами. После пива толстые ирландцы прыгают с верхней палубы в море. Получается цунами. Капитан беспрестанно и мультиязычно шутит, поёт, купается вместе со всеми. Не капитан, а добрый клоун. “Как дела, my friend?”. Повар уронил какие-то документы в море. Яхта пытается их догнать. Матрос прыгает за борт и приносит в зубах…Экскурсия обошлась в 220 рублей. Средиземноморская вода просто кишит яхтами, катерами, парашютами в синем небе, водными лыжами между небом и водой. Курорт, в общем-то!
Послезавтра опять не до фески. День посвящается велосипеду. Хотел взять машину ($25), да некуда ехать. Мармарис – это райский тупик.
В таком ключе у вашего френда прошли все дни. В конце концов приехали в аэропорт, на крыше буквы DALAMAN HAVALIMANI. Короче, схавали наши мани, но их совсем не жалко!
Денег стало жалко в длинном здании под названием АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО. Кусочек пиццы за 179 рублей. “Братан, до Москвы за штуку поедешь?” – “Нет, май френд, я на долмуше,… как это будет по-вашему? Вспомнил, на маршрутке! За тридцатку.”
В общем, два мира, но одна система. Август успешно завершён. Тэшэккюрлэр, Тюркие!
Viktor PLATONOV Kurskaliyiz