Пиршество ярчайших красок, причудливых форм и уникальных ароматов - таким запомнится израильтянам и гостям нашей страны фестиваль цветов, состоявшийся в иерусалимском ботаническом саду
- Ой, мам, смотри, какие клоуны!
У входа в ботанический сад посетителей встречает белокрылая девушка-«птица». Высокая - передвигается на ходулях! На лужайке у старого пруда музыканты самозабвенно наигрывают джазовую мелодию. А в пруду позируют фотографам гуси-лебеди, явно почуявшие, что настал их звездный час: такое столпотворение в этом заповедном уголке – большая редкость.
- Простите, как пройти в европейский павильон? - обращаюсь я к человеку, с лица которого не сходит по-детски счастливая улыбка.
- Откуда вы приехали? - спрашивает он.
- Из
Тель-Авива.
- Очень приятно! А я - генеральный директор ботанического сада.
Через пару секунд Ицхак Аялон уже дает блиц-интервью нашему изданию.
- По специальности я - экономист, выпускник факультета сельского хозяйства Еврейского университета, девять лет возглавляю иерусалимский ботанический сад, занимающий солидную площадь - 200 дунамов. Выставки цветов проходят у нас ежегодно, но нынешняя прецедентов не имеет: международный фестиваль приурочен к 50-летию ботанического сада.
Этот уникальный заповедник был основан в 1953 году по инициативе профессора Михаэля Зоари.
- Сегодня ботанический сад кажется райским уголком, - говорит Ицхак Аялон, - а пятьдесят лет назад на том месте, где он стоит, не было ни деревца, ни цветка - лишь сухая каменистая почва. Постепенно ученые-ботаники стали привозить сюда со всего мира диковинные экзотические растения. Высаживали и любовно выхаживали, чтобы прижились в нашей капризной, неплодородной почве.
Организован сад таким образом, что на разных его участках воспроизведена флора разных стран и континентов - Азии, Северной Америки, Европы. Каждый уголок носит имя той страны, природный мир которой здесь воспроизведен:
Австралия,
Япония, Южная Африка... На участке Центральной Азии цветут растения, привезенные из Узбекистана, Казахстана, Ирана,
Турции. Альпийский эдельвейс сосуществует со стройными елями - типичными обитательницами северных краев, а кактусы мирно уживаются с березами... Европейская часть ботанического сада украшена черешневыми деревьями, а североамериканская - кленами. Феноменальна тропическая теплица: от разнообразия красок и форм голова идет кругом.
Ежегодно 60.000 учеников столичных школ проводят несколько уроков в ботаническом саду. Здесь же создан и действует колледж, в котором 500 учащихся осваивают искусство цветоводства. Продолжительность курса обучения колеблется в зависимости от программы: самый короткий длится неделю, самый основательный - два года.
- Прежде ботанический сад принадлежал Еврейскому университету, - вспоминает генеральный директор. Ицхак Аялон в то время работал в Беэр-Шеве, в университете имени Бен-Гуриона, занимался проектами развития сельского хозяйства в условиях пустыни. Сотрудничал с ЮНЕСКО, внедрял свои разработки в
США,
Аргентине,
Египте Марокко,
Китае, Узбекистане.
- И какой же проект вы предложили властям Узбекистана?
- Стратегически важный для этой страны: возрождение Аральского моря, - говорит Аялон. – В море впадают две реки, однако в течение семидесяти лет из этого водоема черпали воду и он почти полностью высох. Вот и пришлось разработать комплексную программу восстановления жизни на всей территории, прилегающей к Аральскому морю. Правда, средств на ее реализацию власти Узбекистана пока не изыскали.
На северо-западе Китая, на берегу Желтой реки, израильтянин Аялон внедрил проект искусственного орошения, благодаря которому этот пустынный уголок превратился в цветущий оазис. В Египте под присмотром Аялона были созданы теплицы и разведены цветы, а в Марокко Ицхак прожил три года и по сей день восторгается этой гостеприимной страной...
Девять лет назад было решено «отлучить» ботанический сад от Еврейского университета. Командовать приватизацией назначили Аялона. Всего три года потребовалось руководству ботанического сада, чтобы полностью перейти на самоокупаемость.
- Правда, если прежде вход был бесплатным, то после приватизации приходится продавать билеты, - констатирует Аялон. – Зато посетителям сейчас гораздо удобнее: мы делаем все для того, чтобы семьи могли провести на лоне природы замечательный, незабываемый день...
Международный фестиваль цветов продлился две недели. Часть павильонов оформил Вилл Сондерс - чемпион мира по экибане, прибывший из
Голландии. Своеобразно украшены павильоны Японии,
Италии и многих других стран. А израильский интерьер «изобрел» Бенци Гиль - международно признанный дизайнер цветов. Ему помогала Тали Азария, ставшая в праздник Тубишват чемпионкой
Израиля.
- В последние годы в Израиле все больше интересуются искусством экибаны, - говорит Ицхак Аялон. – Характерная особенность японского стиля - минимализм, он не соответствует темпераменту наших соотечественников. Израильская ментальность сродни итальянской: нам необходимо буйство красок, причем чем ярче, тем лучше.
Прощаюсь со своим собеседником и продолжаю прогулку по саду. Карликовые деревья перемежаются экзотическими цветами, в живописных гротах струится вода, на пригорках зеленеют удивительной красоты кусты. Ощущение такое, что ты попал в сказку и можешь притронуться рукой к описанным в ней чудесам.
- А сейчас, милые дамы и господа, мы приступаем к главной части мероприятия: полднику на траве! - провозглашает жизнерадостный отец многодетного семейства.
Заботливая мамаша раскладывает под навесом пакеты с бутербродами, извлекает из сумки бутылки с прохладительными напитками.
Весна идет, весне дорогу!