Из цикла рассказов «Греческие хроники»
Если вспомнить все страшные места за мою греческую поездку, то Дельфы окажутся на 4 месте (по убыванию). Предыдущие три места страхов как-нибудь опишу потом. Итак, Дельфы никогда не вызывали у меня симпатий. Когда в
Волгограде я просматривала программку поездки, я с неудовольствием, сморщив нос, обнаружила Дельфы. Восприняв это, как неизбежное зло языческого античного мира, я смирилась. Думаю, воды из источника на капище пить не буду, аккуратно похожу, чтоб не прикоснуться к языческой мерзости.
Это был пролог.
Дельфы находятся высоко-высоко в горах. По статусу город, по существу мирная деревня. Но в этой деревне есть одна особенность – здесь живут только богатые люди. Во всей «деревне» нет ни одного нищего человека. И вот почему. Деревня Дельф находится почти на вершине горы. Дорога туда опасная, горная, серпантинная. Мы на автобусе замучились туда подниматься, можно представить, как этот путь совершали в античные времена. Но время Дельфов ушло, позже было зарыто песками, завалено обвалами камней и на этом месте возникло тихое поселение пастухов. Это продолжалось до тех пор, пока кто-то не обнаружил на своем участке остатки античной кладки, а позже и драгоценности ушедших времен. Дельфы в античной
Греции были складом золота, что-то вроде золотого запаса страны, форт Нокс по-американски. И сейчас на территории Дельф стоят здания, в которых ранее находились золотые слитки и украшение от каждого города Греции. Каждый уважающий себя город считал необходимым задобрить богов и принести побольше даров. Увы! Жертвоприношения в виде тучных гекатомб (сто быков) принимались неохотно. Нужны были дары ценее. Как видим, жрецы были люди практичные. В I-II в.н.э. римляне не все разворовали. Кстати, примечательно, что римлян и современных итальянцев и французов в Греции называют всегда одним словом BARBAREN. Варвары повырывали статуи «с мясом», а заодно, жадные до наживы, разорили и храмы дароприношений городов Аттики.
Все же какую-то часть римляне не унесли, и она была унаследована потомками древних дельфийцев. Современный город населен состоятельными людьми и стоимость квадратного метра жилплощади в нем самая дорогая во всей Элладе.
Дельфы мне запомнились, есть в них что-то особенное. Кстати, языческой мерзости в нем почему-то не чувствуется. Либо этот мой православный нюх атрофировался («нанюхалась» за поездку), либо остатки византийских церквушек и каменные раннехристианские кресты покрывают всю мерзость запустения, царившую здесь в былые времена.
Узкие горные улочки, ютятся ввысь дома, гостиницы не выше двухэтажных и кругом тишина и спокойствие, словно все люди в городе (в деревне) вдруг разом решили отдыхать и ничего не делать. Вечером ли, утром ли, ленивые улочки пустовали, и я не смогу обрисовать облик истинного дельфийца. И неистинного – тоже не смогу.
Большинство магазинов закрыто, да их и немного. Есть парочка фешенебельных ресторанов с итальянской и китайской кухней (вот тебе и деревня!), но они закрыты.
Хозяин нашего отеля “PAN” (имя хозяина не помню) улыбается какой-то особенной улыбкой, как кот, у которого итак много сметаны, а тут еще подвалило провизии.
В отеле у меня был замечательный одноместный номер. В турпоездках редко кто заказывает 1-местный, дешевле взять «с подселением». Но как это здорово, что номер принадлежит только тебе! За это можно доплатить 40-70 евро. К стандартному греческому набору – ванно-душевая-туалетная комната, кондиционер, холодильник, телевизор, телефон – дельфийцы добавили немного изящных искусств: стены комнаты украшены неплохими поделками под «античность». Здесь греческие маски, эскизы работ, выполненные из глины и дерева. В Греции нет балконов, есть веранды, где греки любят проводить вечера с бокалом фрапе. Мой номер в Дельфах тоже имел веранду, с которой открывался вид не только на Коринфский канал (чего не было у других моих спутников), но и на таверны и даже веранды жителей Дельф. Обычная веранда в Дельфах занимает метров 10 в длину – хозяева любят принимать гостей на веранде и она не может быть маленькой. Ранним дельфийским утром я нежилась под лучами солнышка на своей веранде, любовалась Коринфским заливом и любопытно поглядывала на нижние веранды обитателей города. Горожане так рано не встают; на веранде пустовали плетеные столики и кресла, наблюдались остатки вчерашнего кофепития и лишь веселый дельфийский пес, задрав морду, удивленно, но, все же зевая, поглядывал на меня. «Чего, мол, так рано встала?» Это 8-то утра рано? С песиком я обменялась парой фраз, потом я пошла завтракать, а он вытянулся на веранде, под солнцем, и намерился продолжить утренний сон. Ведь все дельфийцы еще спят.
Смутными воспоминаниями до меня доносятся обрывки рассказов нашего гида. Но, видимо, гиды нужны не для рассказов, а для озвучивания (отнюдь не запоминания) проезжаемых местностей. Вроде бы, однажды Зевс послал двух орлов, чтобы они облетели весь земной шар и в каком месте встретятся, там и будет центр земли. Может быть, орлы так и сделали. Но я думаю, что они далеко летать не стали, за море или там еще куда подальше. Они немножко отлетели от Олимпа (резиденция Зевса), посовещались и решили назначить центром земли Дельфы. Так они Зевсу и сказали. Мол, там пуп земли. С тех пор в Дельфах находится пуп земли. Он вполне осязаем, и его можно потрогать. Вытесанный из цельного камня и отшлифованный, пуп стоит в священной долине Дельф. Прикасаться к нему можно только женщинам, при этом загадывается желание. А все это повелось от пифий, жриц Аполлона. Именно они сидели, обняв пуп земли, и что-то бормотали, пророчества какие-то. Высотой пуп достигает 1 – 1,5 м. Я тоже для любопытства подошла, потрогала. В этот момент я почувствовала...
Продолжение следует :)