Предварительная история о венгерской коррупции
Хочу поделиться опытом с теми, кто собрался в
Венгрию. Ничего не имею против этой страны и её народа в целом, но её официальные лица могут быть весьма неблагоприятно настроены к Вам, как к пассажиру. По крайней мере, проезжая на поезде через Венгрию, у меня создалось крайне неприятное впечатление о венгерских таможенниках, пограничниках и особенно железнодорожных контролёрах-кондукторах.
Не вдаваясь в подробности, так как это заняло бы слишком много места, расскажу, что мы ехали из
Москвы в Загреб через
Будапешт и везли с собой два велосипеда, эти велосипеды никому не мешали и стояли в нашем купе. На них был даже куплен специальный билет. Нигде, ни на российской, ни на украинской границе нам никто ни слова ни сказал и вообще всё было нормально. Но в Венгрии всё было иначе. Уже подъезжая к венгерской границе мы почувствовали, как в вагоне возникает некоторая тревожность. О наглости и взяточничестве венгров многие знают не понаслышке.
Так и произошло, венгерский контролёр стал требовать оплатить наши велосипеды плюс штраф за их провоз. От пассажиров я слышал, что небольшая сумма денег может их успокоить. Но не тут то было. От моих 10 долларов он поморщился. Ему надо было 80 евро. Говорить он мог только на своём венгерском, вёл себя довольно нагло, напористо требуя своего. В общем, понять, чего он хочет, было довольно легко, так как какие-то слова по-русски он произнести всё же мог и показывал на калькулятор, на котором были изображены цифры. Действовал он экспансивно, с профессиональной нахрапистостью, много слов на тарабарском языке и угрожающее поведение. Когда я дал ему понять, что платить не намерен, он демонстративно разворачивался и уходил – страху нагонял. Объяснятся с ним было бесполезно. Он ничего не понимал и хотел только денег. Денег я ему не дал и более того, когда он уже меня сильно достал, я показал ему большой российский кукиш, назвал его вором и взяточником, после чего он стал орать, что он «Нащальник», а я – «Маленький щеловек» и что он вызовет полицию. Всё было очень нервно, потому что ехали мы первый раз и было очень рано (поезд в Чоп приходит где-то в 3 или 4 часа утра). Так вот это венгерское мурло трепало нам нервы до самого Будапешта, постоянно угрожая высадить нас с полицией. Полиция так и не появилась.
На обратном пути произошло нечто до боли напоминавшее предыдущую ситуацию. Контролёр был другой, но как брат-близнец напоминал первого – тёмноволосый и темноглазый, крепко сбитый и невысокий, с круглым неприятным лицом. Когда мы отказались платить и на этот раз (у нас на руках были билеты до Москвы, в Загребе нам сказали, что они дают право на провоз велосипедов, если они не занимают специального места). Опять придрались к велосипедам, которые стояли в нашем купе, причём так, что их вообще реально не было видно и тем более они никому не мешали. Их вес вместе с весом нашего багажа не превышал разрешённого веса, указанного в правилах, поэтому я (уже закалённый первой стычкой) наотрез отказался платить.
Но тут действительно пришла полиция. Очевидно, это была транспортная полиция. К счастью, мы могли вести с ними диалог, так как полицейская говорила по-английски. Я сказал, что платить не буду, так как у меня есть билет и мой багаж в норме. Я пытался призвать их к общечеловеческим ценностям и напомнил об вступлении Венгрии в ЕС. Слово ЕС мне по-английски пришлось сказать ей трижды, прежде чем, как показалось, она поняла, о чём идёт речь. Но это не произвело на полицию впечатления и она сказала, что нам придётся высаживаться, если мы не заплатим. Тогда я сказал, что в таком случае мне нужно, чтобы был составлен протокол и чтобы все они (двое полицейских и контролёр) сообщили мне свои имена.
Удача! Они не захотели сообщать мне своих имён и вдруг всё изменилось. Мы уже не должны были высаживаться и могли не платить – сейчас. «Вам пришлют счёт по почте» - сказала она и они с умным видом начали списывать данные с наших паспортов. Я понял, что их игра проиграна и что нас оставили в покое.
Вывод или что делать, если вдруг у тебя вымогают деньги венгерские «нащальники»
Итак, Вы – пассажир и собрались в Венгрию. Едете поездом или чем-то ещё. При условии, что Вы уверены в своей правоте и знаете, что и Ваш багаж не весит больше, чем нужно, и что у Вас вообще всё в порядке, смело отказывайте любым требованиям венгров заплатить. Есть такое в венгерском языке слово: «Nem». Оно означает «Нет». Его можно в этой ситуации легко употреблять часто и не без основания. Скорее всего, с Вами не будут говорить на русском. Это в свободной и демократической Венгрии уже не принято. Но слово Nem легко запомнить и его Вам должно хватить.
Резюме 1: «Nem» и всё тут.
Если этого окажется мало, потребуйте переводчика и объясняйтесь на том языке, которым владеете. Если у них нет переводчика или они не владеют русским, это ИХ проблема, а не Ваша. Попытайтесь выяснить их имена – этого они не любят и в этой ситуации скорее всего захотят остаться инкогнито. Это немного отрезвит их южный темперамент.
Резюме 2: Потребуйте переводчика и попытайтесь выяснить их имена.
Уже остепенившиеся и понявшие, что с Вами не так всё просто, как со многими другими Вашими соотечественниками, которых они привыкли стричь, как баранов, «нащальники», скорее всего, будут уже чуть более вежливыми с Вами и если и будут продолжать настаивать на своём, то уже без внутренней убеждённости в своей правоте. Чего Вам и нужно. Сохраняйте уверенность и наступательный пыл. Вы – правы, Вы – решаете, как развиваться событиям и не желаете уступать зарвавшимся венгерским взяточникам. Однако, могут быть ситуации, когда Вас просто силой вынуждают заплатить (например, перед Вами полицейский наряд с пистолетом на поясе, как это было в описанном выше случае со мной). Тогда требуйте составить протокол, твёрдо скажите, что будете жаловаться и не оставите этого. Будьте уверены в себе, держитесь твёрдо. Скорее всего, от Вас отстанут. Если, конечно, у Вас действительно нет серьёзных нарушений.
Резюме 3: Потребуйте от полиции и т.п. составить протокол и заявите, что будете жаловаться. Говорите твёрдо, держитесь уверенно, сохраняйте (хотя бы внешне) спокойствие. Они должны понять, что не на того нарвались.