Добраться из
Москвы до Карфагена (а ныне это государство
Тунис) не просто, а очень просто. Визу оформлять не нужно, поэтому схема «сегодня задумал – завтра улетел», вполне реальна.
Огромный аэробус летает два раза в неделю и места всегда есть.
Через 4 часа приземляемся под гром аплодисментов в аэропорту
Махдия. Так пассажиры благодарят экипаж. Эта простота перемещения на материк АФРИКА расслабляет соотечественников, и они начинают быстро по-русски заполнять въездную карту. Но не тут-то было. Заполнить ее нужно по-английски, что повергает многих в недоумение. Знатоки английского нарасхват. По-русски в Тунисе не говорят ни слова. Обслуживающий персонал говорит по- французски, по-английски, по-итальянски, по-арабски. Последний язык - государственный.
Все эти языки дети учат в школе. И не в какой-то специализированной для избранных, а в каждой школе, будь она в городе или деревне.
Слово КАРФАГЕН завораживало меня с детства. Из уроков истории кто-то, наверное, помнит, что государство КАРФАГЕН более 100 лет противостояло Римской империи и три войны
РИМА с КАРФАГЕНОМ, получившие название Пунических, происходили до нашей эры в 264 –146 гг. Карфагеняне во главе со своим полководцем ГАННИБАЛОМ нанесли римлянам ряд сокрушительных поражений во 2-ой Пунической войне (218 – 202 гг.до н.э.). В битве при
КАННАХ, где сейчас проходит знаменитый кинофестиваль, ГАННИБАЛ разгромил римскую армию, вдвое превосходившую его силы. Это ж надо, через Средиземное море со слонами переправиться и развернуть боевые действия в тылу противника!
Не удивительно, что римский полководец и государственный деятель КАТОН СТАРШИЙ каждую свою речь в сенате заканчивал фразой «Карфаген должен быть разрушен!». И выражение это стало употребляться как настойчиво повторяемый призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.
В 3-ей Пунической войне (149 – 146 гг.) этот город-государство в течение 3-х лет выдерживал осаду римлян и все-таки был полностью уничтожен.
Сейчас это дорогой пригород столицы государства ТУНИС, которая тоже называется ТУНИС. Дорогие виллы наступают на исторические реликвии и норовят уничтожить то, что не уничтожила война 2000 лет тому назад.
Победители-римляне построили свой КАРФАГЕН. Но и он оказался не вечен. Величественные развалины остались от знаменитых терм Антония, где заседал Государственный Совет и принимались важные политические решения.
Как протекала повседневная жизнь римлян 2000 лет назад, как они выглядели, чем занимались, какие животные и растения их окружали? Все это римляне запечатлели на своих мозаиках. Музей МАНРО представляет насколько сотен таких мозаик – это самая большая коллекция в мире. От великолепия дворца, который стал музеем в 1888г., и красоты огромных мозаик дух захватывает. Особенно, когда представишь, что всему этому 2000 лет!
В Тунисе живет около 7 млн. человек (меньше чем в Москве). После освобождения от колониальной зависимости в 1957г. страной 30 лет правил президент, убрать которого удалось только путем конституционного переворота. Колонизаторы-французы построили много великолепных вилл, украшающих города Туниса, с которыми им в добровольно-принудительном порядке пришлось расстаться. Разумеется, вся политическая и культурная элита ТУНИСА училась во
Франции.
Экономика Туниса стоит на трех китах: НЕФТЬ, ФОСФАТЫ, ТУРИЗМ. Отели тянутся вдоль всего побережья Средиземного моря. Главное условие – они не должны быть выше кипариса, дерева священного. Высотное строительство запрещено.
Новый президент, получивший власть 7 ноября 1987г. проводит политику «дозированной демократии». В Тунисе все носит имя или первого Президента, или 7-го ноября. Сидеть нынешний президент будет, видимо, как и его предшественник, до нового переворота. По крайней мере, в 2004году его выбрали в 4-ый раз, а конституцию слегка подправили, поскольку она разрешала это делать не более 3-х раз.
В Тунисе частные сельхозпроизводители продают всю свою продукцию государству по фиксированной цене. Хозяева магазинчиков могут ее купить только у государства. Напрямую – ни в коем случае. Финики и оливковое масло – фирменный товар. Ажурные изделия из серебра, керамика и ковры – отменного качества. Ковры по узору очень напоминают туркменское творчество. Каждый город специализируется на своем промысле. Ездить из города в город можно на автобусе, вот только места остановки автобусов никак не обозначены и расписание неизвестно. Видимо местные и так знают, а гости пусть ездят на такси, которые шмыгают повсюду, правда, такси совсем недорогое, почти как в Академгородке.
Тунис – страна жесткого ислама. Поэтому то, что женщине запрещено, для мужчин хороший бизнес. Секс вам предложат официанты, охранники, бармены, служащие на регистрации и таксисты. Кажется, никого не забыла из этих тружеников туристического труда. Но, честно говоря, мне их жаль. Они с такой тоской смотрят в сторону острова
СИЦИЛИЯ, до которого всего 160 км, почти как до нашей базы отдыха на ГЛУХОЙ, и говорят, что если бы давали визы, в Тунисе мало бы кто остался. А мы на ГЛУХУЮ без всяких виз!
В Тунисе не пьют и не курят. Спиртное продают в единственном магазине в столице государства. Но ехать за бутылкой водки через всю страну желающих, видимо, мало. С сигаретой можно увидеть только иностранцев, да и те как-то стараются делать это реже, стесняются что ли? Курят кальян, который можно иметь дома или покурить в кафе.
Впечатляет самый большой восточный базар Северной Африки. Заблудиться здесь и пропасть, особенно если не знаешь английского языка, плевое дело. Или ходи по компасу. По крайней мере, спасением российского подростка, отставшего от своей группы, пришлось заниматься несколько часов. Он чудом услышал русскую речь и нашел помощь взрослых. Становится понятно, почему «восточный базар» - синоним хаоса для людей не восточных.
На базаре за любую вещь с вас запросят цену раз в 10 – 15 превышающую ее реальную стоимость. Увидев ваши округлившиеся глаза, тут же разъяснят, что эта цена для американцев. А для русских она будет в два раза ниже. Когда они видели на своем базаре американцев, не понятно. Но, видимо, это единственный способ продемонстрировать свою к ним, мягко выражаясь, не любовь.
Любопытно, что за десять дней пребывания в этой стране я не увидела ни одного термометра, который бы оповещал, какова температура воздуха или воды в море. Видимо, их просто не измеряют и за этим не следят. А зачем, если человеку просто хорошо!
Писать про Тунис можно долго, потому что еще есть пустыня САХАРА и люди-траглодиты, которые живут в домах наподобие нор, вырытых по склонам огромного оврага правильной круглой формы. Они когда-то ушли в пустыню от насильственной исламизации, и так там и живут по сей день, хотя уже давно исповедуют ислам и смотрят спутниковое телевидение. Написать про Северную Африку лучше, чем это сделал Майкл Онтандже в своей книге «АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ» или показано в одноименном фильме, мне не удастся. Книга в свое время получила премию Букера, а фильм взял Оскара в нескольких номинациях. Так что тем, кто заинтересовался, очень рекомендую.
Мои впечатления о стране за 10 дней пребывания очень фрагментарны, но хочется вернуться и продолжить складывать мозаику жизни под названием Тунис-Карфаген.