Предисловие
Вам нравится путешествовать, и вы любите Европу? Вы хотите за один выезд побывать в нескольких европейских городах? Вам не составит труда проводить на ногах по двенадцать часов в сутки, ночевать сидя в автобусе на кресле и гулять при пятнадцатиградусном морозе? Если вы не настолько авантюрны, то тогда я могу вас понять и дать только один совет, не теряйте времени и попробуйте другой способ "отдыха". Пусть и с физической стороны он не на столько привлекателен как очередной
Тунис или
Кипр, зато уж с точки зрения впечатлений он не должен никому проиграть. Если вам предоставляется шанс увидеть 5 столиц Европы за восемь дней, то не обращайте внимание на такие мелочи, как двухзвёздочные гостиницы. Европа этого стоит. Обещаю, её культура, жизнь, архитектура и история не оставит вас равнодушным, как не оставила и меня. Этой зимой, в пору студенческих каникул я и мой брат сели в поезд
Москва – Петербург 24 января, чтобы 25 числа того же месяца оказаться в первом пункте нашего путешествия – городке под названием
Хельсинки.
Часть 1. Хельсинки
День 1. 9:00
Потратив примерно около целых суток на путь из столицы нашей Родины до
Финляндии, мы (я и мой брат) наконец-таки оказались в Хельсинки. Первые ощущения, которые я испытала, выходя из автобуса, были сродни пробуждению в ночи в зимнюю пору. Холод, сон, озноб... Поверить в то, что я приехала в другую страну, было довольно трудно, но после осмотрения и оценивания центральной площади столицы Финляндии (а именно на Сенатской площади наша экскурсия сделала первую остановку) я поняла, наше путешествие давно взяло отсчёт и мы уже в "Европе".
В своей пока незначительной жизни мне довелось побывать в трёх европейских странах, хотя в
Италии я была всего часов шесть (недолгое посещение
достопримечательностей Венеции),
Хорватию отнести к "Европе" можно с большой натяжкой, а
Испания... Испания – это моя отдушина, моя любимая страна в Европе, моё увлечение, если хотите, и трезвая оценка здесь была бы просто не уместна. Поэтому говорить в целом о моём объективном отношении к европейской жизни бессмысленно. До сего дня я знала о ней только из телевизора, книжек и многочисленных рассказов моих знакомых.
День 1. 9:30
Замёрзшие от финского зимнего ветра мы вошли в автобус и двинулись к другим
достопримечательностям Хельсинки. Говоря о городе в целом, хочется заметить особую его схожесть с нашей Северной столицей. Как ни как, а Хельсинки в былое время ходил под флагом Российской Империи, и памятник Александру II на Сенатской площади, и архитектура веет напоминаниями о совсем близком расположении города на Неве. Однако есть в этом городке нечто другое, отличающего его от нашей Родины и говорящее о нём, как о частичке "Европы". Возможно, это люди, хотя говорить о них мне сложно, за один день пребывания тяжело ощутить дух городского населения и городской жизни Хельсинки. Возможно, это атмосфера "европейской жизни", которая выражается в неторопливости, размеренности и самолюбии (чего всегда так не хватает
России), в простом уважении к самим себе. Достаточно просто пройтись по улицам зимнего Хельсинки и первое, что бросится в глаза – глупая, но для русского человека весьма важная особенность. На обледеневшие дороги городские служащие сыпят маленькие камешки, а не соль и не химикаты, как это принято в России. Смешно такое замечать, да? А теперь подумайте, сколько раз за зимний период вы чистите свою обувь от соляных разводов и сколько пар испорченных ботинок вы готовы выбросить после очередной суровой и долгой поры.
День 1. 11:30
Свободное время. После посещения Сенатской площади, памятника Сибелиусу, протестантской церкви в скале и обзорной экскурсии по городу в целом, нам предоставили три часа для пеших прогулок и покупок сувениров. Это время предоставило шанс узнать Хельсинки поближе, увидеть "подноготную" города и ощутить себя одним их жителей столицы. Думаю, у нас это получилось. Мы неспешно прошлись по главным улочкам городка, зашли в самый известный и крупный магазин "Стокманн", вышли на центральную площадь, зашли в парк, засыпанный утренним снегом, и возвратились к площади у вокзала, на которой нас должен был ждать автобус.
Зайдя в него, я услышала от наших спутников много отзывов о Хельсинки. К сожалению, большинство из них не носило восторженного характера, что меня разочаровало. Хотя с некоторыми из них я бы, пожалуй, согласилась. Да, на первый взгляд, город Хельсинки – это "деревня", и москвичу столицей назвать его достаточно сложно, но в этом есть и своя прелесть. Это умеренный, тихий и спокойный городок. И, конечно же, летом он намного красивее и живее, и у него есть свои особенности, свой шарм, просто по сравнению с другими "монстрами Европы" он кажется немного затерянным, но это только кажется, потому что побывав там, вы непременно ощутите "европейскую жизнь" и "европейское время", отстающее от московского ровно на один час...
Часть 2.
СтокгольмДень 1. 14:00
Мы покинули Хельсинки и направились в Турку, самый старый город Финляндии и первую столицу страны. Перед посадкой на паром, который должен был перевезти нас в другую страну
Скандинавии, мы немножко погуляли по портовому городку, зашли в один из соборов и попрощались с такой замечательной страной как Финляндия ровно на неделю.
Напоследок мне бы хотелось отметить ещё одну характерную европейскую черту Хельсинки и Турку - это велосипеды, непременные спутники граждан. Правда, такой вид транспорта встречается не во всей Европе, но в маленьких, по-настоящему "европейских городках", это большая ценность и гордость.
День 1. 18:30
С палуб большого парома с символичным названием "Europe" мы попрощались с заснеженной и тихой Финляндией и отправились в более солидную, но такую же по скандинавски холодную
Швецию. Впереди нас ждал порт Капельшер и Стокгольм, город, стоявший на 14 островах, и, несомненно, являющийся одним из самых красивых столиц Европы.
День 2. 9:00
Вначале был переезд Капельшер-Стокгольм, потом был просто Стокгольм, просто очень красивый город. Я не знаю, какой можно увидеть столицу Швеции летом, не знаю, насколько она утопает в зелени и как грациозно смотрится на фоне Балтийского моря, но я точно знаю, что даже зимой этот город не оставит вас равнодушным. Меня сразу поразила архитектура Стокгольма, его "пряничные домики", их солидность и величественность и улочки, по-настоящему узкие "европейские" улочки. После небольшой обзорной экскурсии с посещением главных достопримечательностей города и смотровой площадки, с которой можно было увидеть весь город, укутанный в белое покрывало скандинавской зимы, мы подъехали к старой части города, или Гамла Стан, как называют её шведские жители.
Здесь, пожалуй, можно было насладиться "сказочными домиками" вплотную. Наш экскурсовод и по совместительству гид рассказывал много интересных историй, связанных с улицами Гамла Стан. Так, например, мне запомнился один интересный факт того, как в давнее время необразованные жители Стокгольма могли находить аптеки. Будучи неучами, они не могли прочитать надписи, поэтому ориентировались по другим приметам, коими оказывались изображения зверей или других символических предметов (например, короны) в виде маленьких фигурок, подвешенных над входом, и если жителю необходимо было найти аптеку под названием "Сова", то он просто искал фигуру этого животного на здании. Таких занятных историй наш гид рассказывала довольно большое количество, однако, говоря по правде, многие из них так и остались в пределах столицы Швеции вследствие жуткого холода, царившего на протяжении всей нашей прогулки (температура достигала -15).
День 2. 14:00
После нескольких часов, проведённых на скандинавском холоде, мы зашли обратно в автобус и отправились в следующий пункт назначения, город Треллеборг. Свободное время в Стокгольме у нас было на обратной дороге. А пока впереди 9 часов пути по Швеции, однообразные снежные пейзажи за окном и очередной фильм 2000 года. Такова зима, таковы скандинавские дороги. По дороге к южному городку этой дивной страны мы сделали остановку у одного из самых больших озёр Швеции – Веттерн. Это место не оставило меня равнодушной вследствие многих причин. Одна из них – плохая погода, туман и сумерки, окутывавшие озеро и близь лежащую возвышенность и превратившие Веттерн в мираж моря. Это на обратной дороге мы увидели озеро целиком, с его отдалёнными берегами и тихой водой, а тогда, стоя на снежном берегу, мне казалось, что я снова вижу море, только не то, что мне довелось повидать в Испании или в Хорватии, а другое, холодное море... Захватывающее впечатление ужаса.
Часть 3.
АмстердамДень 2. 22:45
Не выходя из автобуса, мы заехали на паром, который переправил нас в третью страну. Это была
Германия, порт Росток. Но не он и не вся страна в целом были нашей задачей на тот день. Германия оставалась на десерт, впереди же было главное блюдо – три столицы, три (выражаясь по футбольному) Гранда "Европы": Амстердам,
Брюссель и, конечно же,
Париж. Начиналась, пожалуй, самая приятная часть нашего путешествия, самая тёплая и самая интересная.
День 3. 16:00
Мы в Амстердаме. Да... Мы в Амстердаме... Боже, мы в самом удивительном городе! Я знаю, что Париж – это романтично, знаю, что Брюссель – это строго и деловито, я не знаю, что такое
Мадрид. Но я точно знаю, что Амстердам – это город абсурда! Нет, ничего плохого в этом понятии я не имею в виду, наоборот, им я хочу выразить чувство, испытанное мной при гулянии по его улицам и при виде его жизни. Это "чумовой" город, и это "Европа"!!! Если у вас когда-нибудь появится желание посетить столь удивительное место, то обязательно проведите там неделю и желательно не в одиночестве, а с компанией хороших друзей. Это – город молодёжи. Там "нас" много, "мы" ходим и группами, и по одному, там "мы" европейцы, "мы" американцы, "мы" китайцы, куда же без них. Это город веселья и он никогда не спит. Я и мой брат гуляли по нему до 8 часов вечера и, честно сказать, за эти малых, дождливых 4 часа я влюбилась в Амстердам и в ночной, и в дневной.
Перед нашим путешествием по Европе, перед нашим "Блицкригом", я имела достаточно стереотипное представление о столице Нидерландов. Амстердам – это бесконечные каналы, мостики, жилые баржи, маленькие домики, сумасшедшие велосипедисты, многочисленные "Кофе-шопы", улица "Красных фонарей", "Sex-шопы", и присущие всему этому свобода и разврат. Надеюсь, у вас Амстердам не характеризуется только последними пунктами, потому что без "европейской архитектуры и стиля" Амстердам никогда не был бы Амстердамом, так же, как Нидерланды не были бы Нидерландами без заливных лугов и ветреных мельниц. Эта гармоничность существования старой и новой Европы одна из самых привлекательных черт Амстердама, и она может выражаться в чём угодно, например, в соседском расположении "Sex-шопа" и кондитерской. Да, это город свободы, город сумбура – это "чумовой" город! Единственный во всём мире, самый яркий город веселья... "Европейский город" с молодежью со всего мира... Таков Амстердам и присущие ему стереотипы выстроились в моём сознании в полную картину. Честно сказать, сформировать своё мнение об этой столице по рассказам невозможно, не старайтесь, в Амстердаме надо обязательно быть. Я там была, я видела Амстердам, и я поняла – это один из самых удивительных городов мира.
День 3. 20:00
Всего каких-то 8 часов и мы покинули Амстердам. Да, этого мало, очень мало. Небольшая прогулка по центру города, ознакомление с достопримечательностями столицы Нидерландов, с площадью. Дам и фабрикой алмазов, улицей "Красных фонарей", потом прогулка на катере по узким каналам и свободное время – таков неутешительный итог. Да, этого мало для полного ощущения себя частичкой Амстердама, но этого вполне достаточно для понимания такого странного для русского человека города, и этого было вполне достаточно, чтобы я поняла, что в этот город я обязательно вернусь!
Часть 4. Брюссель
День 4. 9:00
Амстердам остался в прошлом, или в туманном будущем, существенной разницы в этом нет, так как в тот день мы были уже в Брюсселе, совершенно другом городе и другой стране. После ночи в одном из отелей (очень уютном отеле) в
Антверпене мы за час оказались в "центре" Европы, в её мозгу, ибо здесь расположены Европарламент, Еврокомиссия и штаб-квартира НАТО. Могу признаться, что после открытости и "бешености" Амстердама Брюссель встретил нас своей холодностью, строгостью и спокойностью. Сразу стало ясно, почему именно он оказался столицей "Европы". Брюссель – это деловой город, и после города-веселья он подействовал на нас как холодный душ, тем самым так и не сумев очаровать большую часть наших спутников, а жаль... Мне он показался очень интересным, по-своему привлекательным городом. Честно сказать, это один из городов, где бы мне хотелось жить. Спокойность, размеренность, солидность, аккуратность, а что ещё нужно для повседневной жизни? Мечта, одним словом, да ещё и не мало важен тот факт, что зима достаточно снисходительно относится к Брюсселю. За этот холодный период, к примеру, в столице
Бельгии ни разу не выпал снег. Я до сих пор удивляюсь, почему это так расстраивало нашего бельгийского гида. Неужели снег – это действительно здорово? Наверное, понять это сложно, когда каждый день в течение 5 месяцев он постоянно находится у тебя перед глазами.
День 4. 15:00
Мы уехали из Брюсселя. Пол дня, проведённые на улицах столицы Бельгии остались уже в прошлом. Сидя в автобусе, я думала о том, что же особенного мне запомнилось в этой европейской столице? Первое, что мне пришло в голову – это моё любимое слово "Европа", пожалуй, её отражение в окнах брюссельских домиков было наибольшем, хотя я бы и не стала так говорить об окраинах столицы Бельгии, но центр... Это центр. Двухэтажные домики, маленькие садики, аккуратно выстриженные газоны с зелёненькой травкой (она для меня была особой радостью, так как вследствие сурового российского климата, я не видела её уже довольно давно), узенькие улочки... Всё это было бельгийским и поистине европейским. В течение обзорной экскурсии мы немного познакомились с культурой и образом жизни бельгийцев, посетили такие достопримечательности, как Атомиум (знаменитая модель атома, построенная к одной выставке и символизирующая собой познание человеком строения атома), всемирно известная статуя писающего мальчика – "Маннекен-писа", Королевская резиденция, дворец Испанских королей. Также мы прогулялись по центральной площади старого города – Гранд Пляс, где купили много всяких сувениров, среди которых был вымпел Реала (уж простите, такое не упомянуть я не могла) и покушали греческой еды. Так был пройден очередной город Европы. Город спокойный, деловитый, строгий, но довольно тёплый, тёплый как по погоде, так и по моему восприятию. Брюссельская холодность превратилась в теплоту моих воспоминаний о "европейской частичке".
Часть 5. Париж
День 4. 20:00
"Увидеть Париж и умереть!", - а было ли это? Не знаю, сейчас, честно сказать, мне тяжело разобраться в моих чувствах к этому городу, в моих ощущениях к столице мировой моды. Может быть, мы приехали в неподходящее время (зима не предусматривает утопающий в зелени город), может быть, начало нашего путешествия по столице
Франции было омрачено ужасным дождём и огромной пробкой, может быть... Но всё-таки Париж – это Париж, и надо отдать должное этому городу! Учите господа французский, столица Франции вас обворожит, не сомневайтесь, только вот умирать после одного лишь взгляда на неё не стоит, там надо обязательно пожить, слиться с городской жизни, понять нутро Франции, тогда вам откроется тайна такого восклицания, как "Viva Paris!"...
День 4. 21:00
Монтмартр. Холодный, вечерний, дождливый Монтмартр. Думала ли я, когда читала программу экскурсий по Парижу, что именно этот район станет самым любимым местом в столице... Наверное, нет... Монтмартр, самая высокая точка Парижа с самым красивым собором Базилика Сакре-Кер, Монтмартр, самая романтичная частичка Парижа, самая живая и самая очаровательная. Было бы у меня в запасе чуть больше времени, чем два часа, я обязательно бы уделила этому району большее внимание, нежели вечерняя экскурсия и дневная мимолётная пробежка...
У меня в комнате висит картина с изображением вида на собор Сакре-Кер. Её когда-то давно из Парижа мне привезла бабушка. Я никогда не задумывалась до своего посещения столицы Франции, почему она не привезла мне картины с видом на
Эйфелеву башню, на
Елисейские поля... или
Лувр... Почему именно Монтмартр? Видимо, он действительно обладает огромной притягательной силой. Ведь не зря этот район считается центром художественного вдохновения в Париже, и не зря он стал неким местом зарождения самого чувственного, самого яркого и "живого" течения в живописи – импрессионизма...
День 5. 9:00
Доброе утро, Париж!!! "Этот день я отдаю полностью тебе",- с такими словами я встала с кровати. И с такими словами вышла на улицу. Эх, тот замечательный день, тот весенний день по середине зимы, проведённый в обществе весёлой компании, гуляющий по центру Парижа. Что может быть прекраснее... Но всё это тогда было ещё впереди. Для начала нас ждала обзорная экскурсия по дневному Парижу. Мы, уже привыкшие к "галоповским" методам познания культуры и истории городов, без особых проблем впитывали в себя всё новые и новые знания о Париже и о его достопримечательностях. Со стороны мы увидели, пожалуй, всё то, что и должны были увидеть. Эйфелева башня, Лувр, Триумфальная арка, Дворец Инвалидов, наконец, Нотр-Дам, - всё это нами было заснято и увековечено на фотографиях. Вот он, Париж... Столица... Европа... Во всех своих подробностях, он открывался в тот день перед нами. И сегодня я могу сказать одно, это действительно самый исторический город (ну, за исключением Москвы, пожалуй) из всех мной увиденных. Не зря же выпеть чашечку кофе на веранде одного из парижских кафе стоит дороже, чем заказать такую же, но только внутри ресторанчика. Парижане уважают свою историю и говорят, что человек должен обязательно доплачивать за то, что удосуживается видом "истории" Парижа. Это немного забавно, но, пробыв там три дня, понемногу начинаешь их понимать. В Париже каждый камушек, каждая улочка и каждый скверик отражает в себе дух и историю буржуазной столицы.
День 5. 14:00
С двух часов дня нам предоставлялось свободное время. У нас в распоряжении были день и вся ночь в Париже. Вполне достаточное время, чтобы "почувствовать город с помощью своих ног". В начале мы решили пойти к Лувру, затем, по Елисейским полям подойти к Триумфальной арке, откуда, свернув налево, могли бы попасть к одной из самых главных
достопримечательностей Парижа – Эйфелевой башне. Так мы и сделали. Неспешным шагом, по дороге от Лувра до Эйфелевой башни мы гуляли по просыпающемуся от зимы Парижу. Хорошо, когда в конце января на улицах уже нет снега, когда в парках уже зеленеет трава, а вечнозелёные деревья ярко и по-летнему свежо выглядят на фоне окружающих их голых веток. Вот за это я люблю Европу, за их чертовски привлекательный климат!
Елисейские поля, воспетые некогда Джо Дассеном во всемирно известной песнe, оказались именно такими, какими я себе их и представляла. Магазины, магазины, и ещё раз магазины, выстроенные вдоль широкой дороги. Кстати, распродажи в тамошних магазинах (посмею себе это заметить) действительно оправдывают своё название. Скидки в пол цены – это обычное дело для парижского января. Елисейские поля могут, конечно, невольно напомнить Новый Арбат в Москве. Но это на первый взгляд, поверьте, ничего общего московские бетонные здания с европейскими домиками центрального Парижа не имеют. Это только кажется. Я думаю, правы французы тем, что гордятся такой длинной улицей. Всегда приятно, когда в городе есть места, где можно просто погулять.
Триумфальная арка, находящаяся на полу-ремонте в момент нашего пребывания, очередные парижские улочки и, наконец, она – Эйфелева башня! Честно сказать, на первый взгляд мне она показалась несколько меньшей в своих размерах, нежели я себе её представляла. Странно, но это ощущение меня не покидает до сих пор. Она действительно кажется большей, чем есть на самом деле, особенно, когда смотришь на неё с низу. Одно могу точно сказать, с московской телебашней ей точно не сравниться. Но это только по высоте, по внешней оригинальности ей точно нет равных в мире. Итак, благодаря столь необычному и столь известному сооружению мы смогли увидеть Париж, лежавший у наших ног во второй раз (первый был на холме у Базилики Сакре-Кер). Большое спасибо погоде, сыгравшей в тот день огромную роль тем, что дождливая европейская зима, сопровождающая нас ещё с Германии, наконец-то сменилась весенним парижским солнцем, и мы смогли увидеть Париж не в глубоком тумане, а лишь в небольшой дымке, которая не смогла испортить общего впечатления. После проведённого времени на смотровой площадке я, едва не сдутая с неё ветром, пожалуй, всё-таки согласилась с ходящим мнением, что не побывать на Эйфелевой башни, значит не увидеть Париж. Эйфелева башня, ещё несколько десятилетий назад практически решённая демонтироваться, сейчас занимает огромное место в экскурсионных программах и в умах путешественников, и с этим трудно не согласиться.
День 5. 21:00
Вечером нас ждал вечерний Париж, город, погружённый в свет фонарей, рекламных вывесок и неспящей жизни. Чем отличается ночной город от дневного, думаю понятно даже и ребёнку. Днём – светло, ночью – темно, однако, всё не настолько прозаично, как кажется. Ночной Париж, а тем более ещё и в субботу кардинально не похож на дневной. Во-первых, на дорогах стоят большие, "густые" пробки. Парижане любят отдохнуть субботним вечером, и ни стоящий в тот вечер дождь, ни тяжёлый путь до места назначения не мешали жителям такого чудесного города садиться за руль своих автомобилей. Во-вторых, практически все существующие ресторанчики в Париже заполнены до отказа. Поверьте, пока мы курсировали на нашем автобусе по узеньким улочкам, нам попалось свыше двадцати ресторанов разных категорий и ни в одном из них (подчёркиваю, ни в одном) не было свободного места! Для Москвы, с её "кусающими" ценами, это кажется не просто нереальным, а волшебным! Одной из остановок в нашей экскурсии по ночному Парижу был район Ла Дефанс, так называемый "парижский Манхэттен". Пускай он и уступает оригиналу в высоте своих небоскребов и в их количестве, но ощущение "маленького человека" среди "огромных зданий" вполне производит. Действительно деловой центр, с присущей ему "деловой" и "строгой" жизнью.
День 6. 10:00
В этот день нас ожидал Лувр, Нотр-Дам и... собственно говоря, весь Париж. Это был наш последний день в таком замечательном городе. Хватило ли нам трёх неполных суток, чтобы познать столицу Франции? Не знаю, но исходили мы этот город порядком, и, думаю, почувствовать его жизнь нам вполне удалось. Но утром того дня я ещё не задумывалась о том, что нас ждёт завтра. Для начала надо было достойно завершить познание Парижа.
Лувр – крупнейший музей мира, хранитель великого произведения Леонардо да Винчи – "Мона Лиза". Что ещё надо, чтобы заинтриговать путешественников, даже не особо разбирающихся в живописи. Поэтому, думаю, там будет всем интересно, ну а уж у любителей всевозможных произведений искусства Лувр может отнять целый день. Во всяком случае, для полного его ознакомления со всеми залами парижской достопримечательности 3-х часов не хватит. Хотя нам хватило, правда, целью нашей самовольной экскурсии по старому дворцу было не охватить весь музей, а увидеть своими глазами самую главную картину и произведения Брейгеля (одного из моих любимых живописцев). Это и было сделано. Еле-еле протиснувшись сквозь толпы китайских и японских поклонников творчества Леонардо да Винчи, я смогла увидеть воочию ту самую улыбку. Посмотрела, оценила, вот, собственно говоря, и всё, ничего чудесного не случилось. Но сам факт того, что я когда-то стояла рядом с таким великим произведением искусства останется на всю жизнь. После того, как мы выбрались из этой ужасной "восточной" давки, нашей целью было добраться до хоть какого-нибудь произведения Питера Брейгеля Старшего. Искали, честно сказать очень долго, но всё-таки нашли.
День 6. 13:00
Таким в нашей памяти остался Лувр, с его длинными залами, картинами разных эпох и разных писателей, с величественным шармом, присущем как ему, так и, пожалуй, всему Парижу. Мы вышли из центрального входа/выхода, маленькой стеклянной пирамиды, ужасно уставшими, а ведь нам предстоял ещё целый день хождений по столице. Поэтому могу посоветовать тем, кто когда-нибудь захочет посетить один из самых известных музеев мира, оставить на это занятие целый день. Поверьте, Лувр отнимает у вас все силы. Но мы, молодые, жаждущие приключений, и нам усталость не помеха. Впереди у нас была экскурсия по "чреву Парижа", и мы исполнили наш долг путешественников. Мы прошлись по самым старым улочкам Парижа, увидели настоящих французских клашаров (кстати, выглядели они как большая часть толпы в московской электрички), застали небольшую демонстрацию, очередной раз выступающую с каким-нибудь антиправительским лозунгом, побывали в самом "арт-хаусном" районе с музеем современного искусства Центр Жоржа Помпиду и, наконец, были в самом сердце Парижа, в Нотр-Даме на острове Сите. Честно признаться, ничего особенного в этом Соборе нет. Правда, в Испании, да и в самой Франции зданий похожей архитектуры предостаточно. Но что же тогда так привлекает туристов со всего мира в Нотр-Даме? И почему именно эта достопримечательность является самой популярной в Париже, обходя и Эйфелеву башню, и Триумфальную арку, и Лувр?.. Гюго, ответите вы мне. Да-да, тот самый Виктор Гюго, чьё произведение спасло и вовеки прославило красивое сооружение. Именно ему обязан Париж за процветание, да и чего лукавить, просто за существование Собора Парижской Богоматери. Он его, конечно, не построил, но порой сохранить оказывается куда более значимым, чем сотворить.
День 6. 15:00
Ну вот и всё, нам оставалось провести последние часы в Париже. От Нотр-Дама мы отправились на мой любимый Монтмартр, где смогли дёшево, но довольно сытно перекусить. Стоит сказать, что в этот день мы впервые прокатились во французском метро. Любопытным оказалось то, что, во-первых, двери вагонов открывают сами пассажиры и, во-вторых, в парижском метро не объявляют станции. Так что нам пришлось высчитывать, на какой остановке сойти, а не вслушиваться во французскую речь, объявляющую станции метрополитена. Мы сосчитали правильно, и добрались таким вот образом до Монтмартра. После того, как мы перекусили, нами было принято решение прогуляться пешком до места, где нас должен был забрать автобус (это было около Оперы Гарнье) и наиболее короткий путь лежал через бульвар Де Клиши. Так мы и договорились идти, но на наше удивление, этот бульвар оказался совсем не таким, каким мы его представляли. Во всяком случае, я не думала, что выбрав такой путь, мы попадём на парижскую "улицу красных фонарей". Однако именно такое нашему взору и представилось. Вначале, это немного удивляет: одно дело, когда ты видишь "Sex-шопы" на каждом шагу в Амстердаме, и совсем другое дело – в Париже. Но потом и это становится нормальным, особенно когда понимаешь, что в конце этого длинного бульвара стоит ещё одна большая достопримечательность гламурного Парижа –
Мулен Руж. Что ж поделать, таков ночной Париж, во всей своей буржуазной открытости.
День 6. 21:00
Au revoir, Paris! Вот и с тобой мы попрощались. Впереди нас ждала ночь долгого переезда по оставшимся просторам Франции, по Бельгии и уже изрядно похолодевшей территории Германии. Тогда это было впереди. Новый город, новые познания, новые впечатления... Но в тот вечер, сидя в автобусе, этот дальнейший план казался невыполняемым. Мои мысли, моя жизнь и практически все мои силы оставались в Париже. Я сидела и смотрела в окно автобуса, как мы медленно отъезжаем от Оперы Гарнье, как стоим в небольшой пробке среди старинных "европейских домиков", как постепенно проезжаем центр города, подъезжаем к кольцевой, и на одной из сторон шоссе виднеется красавец стадион Stade de France, потом спальные припарижские районы сменяются полями, лесами и дорогой, уже укутанной в темноту зимней ночи. Под тихий шум дороги меня сразу же потянуло ко сну, и уже осознавая то, что мы покинули столицу Франции, я погрузилась в сновидения, наполненные массой впечатлений, какие только может получить человек, побывая в одном из своих любимых городов целых три дня...
Часть 6.
ГамбургДень 7. 10:00
Ровно по расписанию, как и полагается, мы прибыли в портовый городок Германии. Гамбург расположен на реке Эльбе, и вследствие своего благоприятнейшего расположения является одним из самых крупных речных городов-портов Германии. Честно признаться, после Парижа Гамбург производит впечатление некой деревни, провинции. Однако будет несправедливо говорить о нём, как о незначительном пункте нашего путешествия. Всё-таки у него есть свои достопримечательности и своя история. Так, на обзорной экскурсии мы побывали у церкви Святого Михеля, являющейся символом Гамбурга, прошлись по нескольким из многочисленных мостиков и увидели небольшую часть старого города, сохранившуюся после большого пожара. Она предстала перед нами теми самыми "европейскими домиками", которые так невольно напомнили об Амстердаме. Честно признаюсь, ничто меня так не привлекает в европейской архитектуре, как эти двух и трёхэтажные кирпичные здания, чем-то напоминающие "пряничные домики" из различных сказок.
Таким привычным для нас галопом мы пробежались по основным
достопримечательностям Гамбурга. Потом было свободное время, в которое мы очень усердно пытались найти хоть один магазинчик с сувенирами, и снова в путь. Уже обратный, теперь только шведское свободное время значилось в нашем плане. Только Стокгольм. При помощи уже знакомого нам парома мы переправились на Скандинавский полуостров, откуда целенаправленно направились к музеям Стокгольма.
Заключение
Ну вот, собственно и всё. Из оставшейся дороги домой можно упомянуть только свободное время в Стокгольме, потраченное на экскурсию по музею "Васа", центральной экспозицией которого был настоящий королевский корабль XVII века, затонувший в 1628 году; бесполезная погоня за скидками в магазинах столицы Швеции; ещё один паром, вернувший нас на земли Финляндии и близость России, увеличивающаяся с каждым часом, минутой и секундой. Вот мы проехали стороной Хельсинки, вот мы уже подъехали к границе, вот и Выборг, и Петербург... Здравствуй, Россия. Как и положено, ты встретила нас сильнейшим снегопадом и морозами. Где вы, зелёные луга Нидерландов, тёплое солнце Парижа? Вы остались за горизонтом, здесь же бушует настоящая зима.
Постскриптум, или для тех, кто всё же решился
Если после прочтения этого отзыва вы ещё сомневаетесь о том, "ввязываться" ли вам в такое путешествие, могу точно сказать, если откажитесь, потеряете многое. Человек в своей жизни больше сожалеет об упущенных возможностях, нежели о неудачах. Так что "Go forward", Европа ждёт вас! И ещё напоследок парочку практических советов для тех, кто соберётся ехать таким же маршрутом, как и мы.
Во-первых, не берите с собой слишком много еды, в Европейских городах можно вполне сытно поесть и за 5, и за 10 евро. Мне, во всяком случае, многое из "маминых запасов" пришлось выбросить из-за их проф. непригодности.
Во-вторых, постарайтесь предоставленное вам свободное время тратить с умом. Для этого лучше заранее выбирать маршрут пеших гуляний, уточняя их с предстоящими организованными экскурсиями, чтобы не ходить по одному и тому же месту дважды.
В-третьих, уже касаясь самих городов, в свободное время советую:
в Хельсинки пройтись по прилегающим к Сенатской площади улочкам и обязательно зайти в парк, также можно посетить Стокманн, хотя этот магазин есть и в Москве, в нём, кстати, покупку сувениров делать не советую (выбор там мне не понравился, и цены, на мой взгляд, оказались высокими);
в Стокгольме также можно пройтись по центральным улочкам, вдоль которых выстроены многочисленные магазины, в них есть большой выбор одежды, хотя моих любимых марок я там не нашла, может, правда, просто плохо искала, кстати, обязательно посетите музей "Васа" и музей Астрид Линдгрен (Юнибаккен), в него мы, к сожалению, попасть не успели;
в Амстердаме лучше всего самим пройтись по "улице Красных фонарей", погулять вдоль узких каналов и, вернувшись на площадь Дам, запастись сувенирами, среди которых обязательно должны оказаться ветреные мельницы, листики марихуаны (лучше ненастоящие) и... ну и остальные привлекательные вещицы;
в Брюсселе обязательно попробуйте бельгийского пива и побывайте на "морском" рынке, поесть лучше всего в одном из греческих ресторанчиков, расположенных на одной из улочек, вблизи центральной площади;
в Париже непременно прогуляйтесь по Елисейским полям (только не в воскресенье, в этот день они все магазины закрыты), заберитесь на Эйфелеву башню и уделите внимание Лувру, район Ла Дефанс можно будет посетить в процессе экскурсии "Ночной Париж";
в Гамбурге будет очень сложно найти магазин с сувенирами, поэтому лучше всего приобрести их на вокзале, около которого вас должен будет ожидать автобус.