Как это, вероятно, ни удивительно со стороны, но
Израиль жив, и экономика наша пошла на поправку, в том числе, и индустрия туризма. По крайней мере, так свидетельствует официальная статистика. Причем существенную роль сыграли в этом подъеме именно российские туристы. То ли наши бывшие соотечественники самые бесшабашные, то ли настолько биты-перебиты жизнью последних десятилетий, что и терять стало нечего, то ли уровень пофигизма у россиян на самой высшей отметке в цивильном мире, но факт – едут к нам из
России полюбоваться на Святую Землю, подышать ее воздухом, окунуться в ее уникальную ауру.
Да и то сказать, разве можно сравнить ушедший 2004-й с 2001-м, когда обмотанное неопрятными тряпками небритое шайтаново отродье испортило всему христианскому миру Миллениум? Не ждать же теперь следующего случая целую тыщу лет!..
И среди множества достопримечательной нашей малюсенькой, но весьма разнообразной страны особо выделяется Мертвое море. Самое-самое...
Оно лежит в самой глубой яме посреди всей земной суши.
В нем самая высокая концентрация всевозможных солей.
Оно самое мертвое в мире, ибо в этой концентрации ничто не приживается, даже никакая зараза. Помните сказочные сосуды с живой и мертвой водой? Вот та самая, мертвая вода, заживляющая раны, безусловно, зачерпнута в Мертвом море...
Мы живем довольно близко к нему. Если взять по прямой, то, километров 20-25. С верхних этажей нашего дома, на крайнем северо-востоке
Иерусалима, в ясную погоду, когда солнце откатывается на запад, можно даже разглядеть водную поверхность. В субботу, когда дороги свободны, машина или микроавтобус спускаются к берегу примерно за полчаса. А это-таки перепад высоты, километр с четвертью: с +800 м иерусалимских до –400 м мертвоморских!
Впервые я попал на Мертвое море в начале июля 94-го, будучи туристом. Для нас, потенциальных репатриантов, Еврейским агентством «Сохнут» была устроена сравнительно недорогая ознакомительная экскурсия по Израилю, с минимум бытовых удобств, но зато - с чудным экскурсоводом, красноречием своим возмещавшим нам, впрочем, еще по-совковому неприхотливым, их недостаток. Мы проехали тогда все побережье Мертвого моря с юга на север, остановились на пляже в Эйн-Геди, поднялись там до одноименного кибуца, зеленеющего в растворе горного ущелья. Затем у нас было восхождение (на подъемнике, но для желающих энтузиастов пешком) на развалины древней крепости Масада, нависавшей над Мертвым морем, построенной царем Иродом Великим для контроля караванных путей и ставшей впоследствии одним из последних и мощнейших оплотов еврейского сопротивления римлянам во время Иудейской войны (I в. н.э.).
Потрясенные рассказом нашего гида о тех героических и страшных событиях мы как-то размякли и, попав затем из безумной жары в прохладный магазин косметической фабрики «Ахава» («Любовь»), сдались на милость победоносных продавщиц и консультанток... Да, на Мертвом море все туристские маршруты ведут в «Ахаву»! Впрочем, как показывает опыт жителей Израиля, там действительно можно подобрать целебные кремы, мази и прочую косметику, изготовленную с применением морских солей, относительно дешево. Дешевле и, главное, свежее, чем в городе. А уж действие этих всех снадобий без преувеличения - уникальное. Стоит тех денег!
Недалеко от северной оконечности Мертвого моря в предгорье Иудейских гор находится еще один мировой туристский объект – Кумран. Это место знаменито тем, что в конце 40-х годов ушедшего века, посреди войны Израиля за независимость, в тамошних пещерах бедуинским пастушками случайно были найдены сосуды с древними рукописями. В последующие годы в Кумране работало множество археологических экспедиций, нашедших огромное количество предметов быта и, главное, свитков, относящихся ко II в. до н.э - II в. н.э. На сегодняшний день значительная часть этих свитков изучена. Они хранятся в Музее Свитков в Иерусалиме, часть – в Национальном Археологическом музее
Иордании в Аммане, часть – в
США, Великобритани. Большинство ученых - археологов и историков - придерживается господствующей точки зрения, что в этом месте на стыке старой и новой эр проживала иудейская община сектантов-ессеев, своими верованиями и образом жизни предвосхитившая ранние христианские общины. Некоторые полагают вполне реальной возможность, что на определенном этапе сектой руководил Иоанн, названный христианами Предтечей или Крестителем, и что его двоюродный брат Иошуа из Назарета мог какое-то время жить среди ессеев... Правда, существуют и другие точки зрения по поводу древних обитателей Кумрана.
В общем, место – любопытное и для христиан, и для иудеев.
Мне довелось читать о нем еще в 60-х годах в популярной книжке Г. Штолля «Пещера у Мертвого моря» и в научном исследовании питерского профессора И.Д. Амусина «Рукописи Мертвого моря». А вот попал я в Кумран лишь в 96-м. Впечатление было неизгладимое. Всем рекомендую.
Чуть севернее моря находится арабский город Йерихо, по русской традиции – Иерихон, кажется самый древний из известных городов планеты. Археологические раскопки показали, что ему более 8000 лет.
Но вернемся к собственно морю. На самом деле, это – бессточное озеро, коих немало на земле. Но его главная особенность в том, что оно располагается в самой глубокой на земле яме – нижняя точка водной глади сегодня находится на 420 метров ниже уровня мирового океана! Эта яма возникла в результате столкновения материковых плит Азии и Африки, отчего образовался так назыаемый Сирийско-Африканский разлом. Впрочем, весь Израиль расположен на этом разломе, и Мертвое море – нижняя его точка. Основными источниками воды для бессточного озера служат река Ярден (Иордан) и зимние дождевые потоки с Иудейских гор.
Геологически Эрец Исраэль (Земля Израиля) устроена так, что основная масса дождевых облаков, этой самой булгаковской «тьмы, пришедшей со Средиземного моря», опорожняется над Приморской равниной и на западных склонах Иудейских гор и, лишь отчасти, на их верхотуре. Но часть потоков с гор все же скатывается на восток и попадает в море. В основном, это происходит в зимний период. До западного же, израильского, побережья моря, дождевая влага облаками уже практически не доносится, а уж на восточном, иорданском берегу дождь вообще становится историческим событием.
Скатываясь с гор, дождевые потоки размывают породы и приносят в море огромное количество минеральных веществ. Случается иногда, что эти потоки заливают прибрежные пространства, смывают шоссе, и на несколько дней в тех краях устанавливается, выражаясь языком простого израильтянина, «балаган». Но ничего страшного! Спасатели в Израиле свое дело знают. И вертолеты у них есть! (Ладно уж! До вертолетов дело доходит раз в несколько лет!).
Термальные воды, поднимаются из недр, достигая земной поверхности, сохраняют свою температуру, образуют горячие ключи и источники впадающие в Мертвое море и несущие ему воду и растворенные в ней минеральные вещества. Это природные горячие сернистые источники Мазор в Эйн-Геди и Зоар в Сдоме.
Море состоит из двух частей. Северная более глубоководна, глубина ее достигает десятков метров, а южная – совсем мелкая – до нескольких метров. Последние годы 90-е годы 20 века и первые – 21-го были сравнительно маловодны, и между половинами моря образовался перешеек, в котором прорыли канал для переброски воды из северной части в южную. На наших глазах, за последние 10 лет уровень водной глади опустился на несколько метров, а берега ушли на десятки и сотни. Но дождливая весна 2003-го и обильный на осадки 2004-й показывали, что это явление периодическое – море начало возвращаться к прежнему уровню.
Почти тропическое израильское солнышко со страшной силой испаряет воду Мертвого моря и концентрация солей там возрастает, особенно в летнее время, когда дождей нет, и пресноводный Иордан тоже практически иссякает. Потому концентрация солей в морской воде превышает 40% - самый высокий показатель в мире.
Около полувека назад на южной оконечности моря организовали предприятие «Мифалей Ям а-мелах» («Заводы Мертвого моря») по добыче химических веществ и элементов из морской воды. Предприятие это благополучно действует и сейчас, снабжая Израиль и многие страны химическими удобрениями и разнообразными экзотическими веществами и химическими элементами.
В Израиле работают несколько медико-косметических фирм, выпускающих целебную косметику. Пионер в этой области – упомянутая выше «Ахава».
Разумеется, что в таком уникальном климате, в таком уникальном месте развита бальнеология. В Израиле она проходит под древнеримским лозунгом «Santum Per Aqua- Здоровье через воду», сокращенно – SPA. Примитивнейшая SPA – это просто залезть в Мертвое море и, если удастся, поплавать в нем, намазаться черной грязью его берегов. Такую «СПУ» я получил при самой первой поездке на пляже в Эйн-Геди. Воздух был градусов 40, на камни, на землю не ступить, вода в море была просто горячая, маслянистая наощупь, вроде глицерина, а из за ее тяжести без навыка сложно удержаться в нужном положении, хотя утонуть тоже невозможно – выталкивает. И не дай Бог, бултыхаться! Если брызги попадут в рот или, еще хуже, глаза, жжет очень сильно, необходимо быстро промыть пресной. А ты на ноги встать не можешь, переворачивает!
Я потому старался потихоньку войти в воду по пояс и лечь на спину, раскинув руки, и для перемещения чуть-чуть подгребая ладонями. А для того, чтобы выйти, плыл таким образом до берега, пока ноги не упирались в грунт. Тогда еще можно встать более-менее спокойно... Ну а грязь? Вымазались, как черти, пофотографировались, и минут через 10, максимум 20 необходимо грязь смыть.
И так вот, фактически 10 лет обходились мы такой простонародной СПОй. Наладились ездить на море разок-другой в год, обычно в октябре-ноябре, а то, и в декабре, когда не так жарко, а то - и вообще не жарко. Ну а летом, разве что гостей каких-нибудь дорогих развлечь... В Иерусалиме есть транспортники, в том числе, русскоговорящие, которые возят отдыхать на Мертвое море. Обычно они собирают пассажиров по городу и везут на ближайший к Иерусалиму пляж на северном конце моря. Там есть собственно пляж и парк «Аттракция» с разными водными развлечениями: бассейнами, горками и т.п. Мы обычно ездили только на пляж, ибо у нас в семье установилось мнение, что посещение Мертвого моря – чистейшей воды бальнеология. Действительно, даже эта примитивная СПА на несколько месяцев утихомиривала боли в суставах, воспаления кожи и т.п. малоприятные явления. Ну а удовольствие поплавать? Это не там. Для этого у нас есть Средиземное и Красное моря и озеро Кинерет!
Нас обычно привозили на пляж к открытию, к 10 часам, а в полпервого – час дня мы уже возвращались в Иерусалим. Хорошего, как говорится, понемножку! Любопытно, что израильтяне местного розлива только к 12 начинают собираться на пляж, к самой жаре. Приезжают семьями, достают из машин провизию, складные столы, стулья, мангалы и начинается обжираловка – национальный вид спорта! Неужто для пикника нельзя найти место поприятнее? Не знаю, сколько лет мне надо еще прожить в стране, чтобы понять это!..
Но в этом году надумали мы попробовать отдохнуть с комфортом и заказали четыре дня, три ночи в отеле «Краун Плаза» в поселке Эйн-Бокек на южной половине моря, примерно в сотне километров от дома. Подвозку в гостиницу и обратно давала турфирма, у которой был сделан заказ.
Почему именно, в «Краун Плазу»?
Несколько лет назад, от фирмы, где я трудился, нас возили в «Краун Плазу» на ночной тиюль (экскурсию), и мне там понравилось. В Израиле ночные тиюли для трудящихся за счет фирмы в ночь с йом-хамиши на йом-шиши (с четверга на пятницу, наш конец рабочей недели) - вещь сравнительно распространенная из-за образа жизни религиозных сотрудников, а у нас в фирме их было, наверно, процентов 50. Ездить на тиюли в выходной-шабат они не могут, в будние дни - некогда. А вот, в ночь перед шабатом после последнего рабочего дня - у них нет проблем!
Нас тогда забрали из нашего Технопарка часов в 7 вечера и повезли для начала на Масаду смотреть тамошнее «светопредставление» на историческую тему, наподобие того, что в каирской Гизе на пирамидах. Но из-за дорожных пробок мы опоздали к началу, и пришлось довольствоваться зрелищем издали. А потом автобус спустился к морю, к этой самой "Краун Плазе", а там, во дворе, возле бассейна для нас был приготовлен заказанный фирмой ужин - всевозможные шипудим (мясо на огне) - от котлет до настоящих шашлыков и бараньих ребрышек... Ну, а нажравшись, полезли в бассейн. Он там огромный (по крайней мере, тогда так показалось), в виде удлиненного бублика с циркулирующей водой. Причем, скорость ее в разных местах разная: где очень медленно, а где - несет, как в горной реке! И так - в цикле...
А уже после полуночи полезли и в море. Гостиница - прямо на берегу, и там хороший пляж, гораздо лучше, чем тот, куда мы обычно ездили.
Часа в два ночи двинулись из «Краун Плазы» дальше на юг и через час у южной оконечности моря повернули направо, в пустыню. А там сделали часовой пеший поход под полной луной по совершенно лунному пейзажу в Меорат а-кемах, Мучную пещеру.
Помню, как гуськом, с фонариками пробирались по подземному лабиринту шириной где-то в полметра, и, наконец, проникли в саму пещеру. А там - в потолке - дырища, и через нее проникает лунный свет. И вся пещера изнутри
призрачно-белая...
А к 6 утра вернулись в Иерусалим...
И вот тогда мы и положили глаз на «Краун Плазу»...
... На этот раз мы отдыхали в «Краун Плазе» в середине января. 4 дня и 3 ночи, включая доставку экскурсионным автобусом с гидом, обошлись нам примерно в 1800 шекелей на двоих (примерно $400).
По дороге, естественно, заехали на «Ахаву», естественно, накупили там косметики. Впрочем, как впоследствии выяснилось, и в поселке Эйн-Бокек есть магазины «Ахавы» и других подобных фирм, так что можно и повыбирать.
В гостинице нам дали номер на 11-м этаже с прекрасным видом на море. Впрочем, в этой гостинице, стоящей прямо на берегу, все номера обращены к морю. Рядом стоят гостиницы постарее, попроще и, соответственно, подешевле: «Лот», «Цель Арим». Есть еще несколько гостиниц разного уровня, но все они отстоят от берега. Фотографии, сделанные мною в Эйн-Бокек, можно посмотреть на
http://photofile.ru/default/uswa?login=yehuda.
В Эйн-Бокек есть туристский торговый центр, приспособленный, в частности, для русскоговорящих туристов: вывески, ценники на русском языке. В магазинах и ресторанах работают многие жители города Арада, репатрианты из бывшего СССР.
Предоставленный нам номер по размерам, удобству и обслуживанию соответсвовал пятизвездочному стандарту. В стоимость проживания входили завтрак и ужин - шведский стол. (По израильски – это ого-го!). Из SPA без дополнительной оплаты: пляж, тот самый понравившийся ночью бассейн-бублик, внутренний бассейн с морской водой, джакузи и сауна.
За дополнительную плату можно получить разные виды массажей и серные ванны.
Вечерами работают рестораны с развлекательными программами.
Мы с женой, люди в возрасте и усталые, честно говоря, приехали просто физически отдохнуть и отмочить в СПЕ старые болячки. Когда мы ехали из Иерусалима, Рина, наша экскурсоводша, не уставала рассказывать об облаке бромовых солей над морем и все время восклицала: «Дышите бромом! Это успокаивает!». И правда, возможно, надышавшись бромом, мы рано уходили спать. И еще днем спали между сеансами SPA. А поспав, надевали белые махровые халаты, снова шли в SPA... Глагол «спать» потому предстал у нас в двух ипостасях. ОтоSPAлись вдоволь...
Сдается, что и большинство обитателей гостиницы вели подобный образ жизни. Во всяком случае, в коридорах и холлах на глаза попадались, в основном, отдыхающие, одетые в белые махровые халаты. Так и вспоминалась советская песня: «Люди в белых халатах, люди в белых халатах...». Отдыхали, большей частью, группами: работники какого-то госучреждения, по видимому, под соусом «повышения квалификации» (бывает такое в нашей стране чудес); туристы из России; туристы из
Франции; американцы; старики, похоже из богатого дома престарелых... Молодежи видно было немного, возможно, от того, что мы отдыхали среди недели.
В море почти никто не купался, январь, все-таки, тем более, что в здании – бассейн, и там таже самая вода, но подогретая. Поэтому мы обычно делали круг-другой-третий в «бублике», а потом уже переходили в здание – сначала в мертвоморский бассейн, а затем – в джакузи, где мощными струями массировали тело.
Отдых был скучноват, но физически полезен!
Что было здорово, так это – многообразие видов одного и того же пейзажа с нашего балкона. Надо сказать, что в день приезда наверху, в Иерусалиме, шел дождь, а здесь – никаких осадков, лишь переменная облачность. И к вечеру, облака, подсвеченные уходящим за Иудейские горы солнцем, и красные горы Эдома на противоположном берегу, симметрично отобразились на поверхности моря. А в последующие дни облачность уменьшилась, но разнообразие цветов пейзажа в течение дня было поразительным и каждый день новым. Видимо, это из-за насыщенности воздуха солями. Днем над морем стояла дымка, закрывавшая от глаз Иорданию. Я снял десятки кадров, избранные можно увидеть на упомянутом выше сайте.
В общем, что сказать?
ОтоSPAлись вдоволь и получили заряд бодрости, надеюсь, на несколько месяцев. Кстати, сонливость уже через пару дней прошла. Мало, видать, брома в иерусалимском воздухе!
Приезжайте к нам в Израиль!
Посетите Мертвое море!