Первоначальный план путешествия из
Москвы в Саратов двух взрослых с 6-месячным ребёнком был изящен и прост. Никаких автомобилей! Перелёт сравнительно дешёвым самолётом до
Самары, знакомство с красивым городом, а затем – пароходом Волжского речного пароходства до Саратова. И там уже – по островам, дачам и турбазам. Обратный путь сулил неспешную поездку на поезде №17 Москва – Саратов, в вагоне СВ.
Суда по Волге отправляются регулярно через день, даже из самой столицы. Хотя тут и Волги-то нет. Но есть речной порт (метро Речной Вокзал) и система каналов. Билет лучше брать в точке посадки, т.е. в Самаре. На этом настаивала по телефону Самарская кассирша речвокзала. Забронировать нельзя, «только лично». 17 часов в пути, одна остановка, неспешно проплывающие береговые пейзажи, сытые чайки и многопалубный променад. Вот так должно было быть.
Однако жизнь внесла свои коррективы. Как говорит народная мудрость в лице бабушки Шуры, «загад не бывает богат.» Вдруг мне пришлось срочно ехать в командировку, как раз в Саратов. Утром я попрощался с грустной женой, чтобы уйти на службу, а оттуда уехать на вечернем поезде Москва - Саратов. В обед она позвонила и попросилась составить мне компанию. Почему бы и нет? Разве что по причине отсутствия в продаже ж/д билетов и нехватки времени на сборы полугодовалого ребёнка. Это надуманные причины - сообщила мне жена.
Долго ли, коротко ли, Ольга вернулась с лесной прогулки, покидала вещички в рюкзак, взяла коляску с ребёнком, загрузилась в такси и приехала к Павелецкому вокзалу. Любезная проводница определила нас всех троих на моё место. Коляску с грехом пополам запихали в хозяйственный шкаф в тамбуре. Переезд Москва – Саратов занимает 17 часов – с восьми вечера до часу дня. Ходят глухонемые с книжками, тётки продают пирожки на станциях, дружелюбные пассажиры обсуждают с нами проблемы детства и материнства, предлагают поменяться местами в одно купе. Им и в голову не приходило, что у ребёнка с мамой элементарно нет места ни в каком другом купе. Наконец, около полуночи свободная шконка чудесным образом нашлась. Так и доехали.
Саратов – сити.
Разобравшись с делами, мы определились к родственникам. Они сразу поехали показывать нам город – столицу Поволжья, речку и всё такое. Дороги там узкие с неправдоподобно разбитым покрытием. Дома стоят кучно, есть частный сектор со всеми вытекающими. «Похоже на страну третьего мира» - заключила жена, проезжая центр города Энгельса, спутника Саратова. Позже я вспоминал эти слова и мне становилось даже неловко. За третий мир. Там, где я был, например в
Шри-Ланке,
Иордании,
Египте и
Турции, дороги может и уже, но покрытие лучше, дома опрятнее, люди гораздо доброжелательнее и не видно бомжей. Но Волга всё расставила по местам. Слов нету – река просто огромная и красивая, хороши и набережная, и дачные окрестности. Новый мост в районе Курдюма длинный, однако невыдающийся. Пишу вот и даже толком вспомнить его не могу. Старый же мост Саратов – Энгельс и вовсе вызывает ностальгию по шестидесятым, поскольку шириною он немногим больше типичного съезда с МКАДа, одна сторона сейчас аварийная, а по другой идут потоком полуголые пляжники. Идут они на остров-пляж, что посерёд реки под мостом. Девушек много – заглядишься. Длина же моста около трёх километров, причём это узкое место на Волге! Его конструкция с точки зрения пропускной способности была устаревшей почти со времени постройки (60-е годы). По крайней мере, Бруклинский мост через Ист-ривер в
Нью-Йорке,построенный в 80-х годах аж XIX века, при схожей длине имеет гораздо больше полос движения в каждую сторону. Как так?
Исторический центр города оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, есть где погулять – пошляться от набережной через улицу Волжскую и по пешеходной Немецкой (бывшей Кирова). Всё мило, чисто, много симпатичных людей, и в целом приятней московского Арбата. Менее попсово-сувенирно. Лавочки есть, деревья. Все родственники и друзья живут практически в этих пределах, всё рядом. Но, с другой стороны, архитектура не поражает ни оригинальностью, ни добротностью. Многие постройки обшарпаны или аляповато покрашены с тщетной претензией на реставрацию.
Вот мой архитектурный топ-лист города:
· многоярусная набережная,
· новая католическая церковь на Волжской,
· дореволюционный университетский кампус на Московской,
· главный корпус военного училища в сталинском стиле с елями, монументальными красноармейцами в будённовках и каменным лозунгом про «сделать жизнь с товарища Дзержинского», там же на Московской, через дорогу,
· анфилада чисто питерских проходных дворов с внезапной панорамой в конце, по адресу Советская 4/6,
· непмановский барельеф про Новый Быт с запоминающимся кабриолетом над магазином недалеко от главпочтамта,
· помпезно подсвеченные имперские львы на правительственном особняке напротив Радищевского музея,
· стендовый макет «Саратов вчера и сегодня» на площади у стадиона Динамо.
С архитектурой связан казус, который нам рассказал дизайнер Б. про памятник Федину на набережной. Однажды заслуженному скульптору советское руководство дало ответственное поручение – изготовить памятник писателю Федину (на пересечении набережной Космонавтов и ул. Волжской). Заказ был сдан в срок, но приёмная комиссия единодушно признала в памятнике писателя... Паустовского. Какой конфуз! Пришлось снести голову и пристроить сидящему писателю новую.
Ребёнок поездку переносил естественно, не имея другого выбора. Прикорм мы захватили с собою, а подгузники покупали в сетевых супермаркетах. Капризничать не было повода и смысла.
Буквально в первые дни во время прогулки случился сильный ливень. В городе практически нет ливневой канализации и бурлящие потоки мутной жижи парализовали общественную жизнь. Городской транспорт встал, редкие машины «не ловились», ручьи прямо хлестали по ногам. Зонты мало помогали, ибо вода была выше щиколотки. Хорошо, что наша девочка передвигается в коляске. Местные стоически парировали, что такие дожди бывают не часто, и они, дескать, привыкли.
Вообще, экологическая обстановка в Саратове оставляет желать лучшего. Город окружён холмами с трёх сторон и когда въезжаешь в него с четвёртой - со стороны Волги – виден парящий смог. Да и дышится там труднее, чем, скажем, на западе Москвы. Парков и лесов почти нет, много пыли, в домах живут комары. Летом душно и везде шумно.
Дорожная обстановка тоже хуже, чем в столице. Разметки на улицах практически нет, все едут в полтора ряда в каждую сторону. Это значит, машина сначала высовывается на середину дороги, а потом подаёт вправо, когда навстречу едет такая же в полуторном ряду. Пешеходов не пропускают из принципа. Типа, пешком только лохи ходят. Это ещё пол-беды. Не пропускают и других водителей! Простое перестроение принимает черты опасного манёвра. Если прибавить ещё ямы на улицах и отсутствие светофоров на многих перекрёстках, то становится понятно, почему вождение по Саратову более хаотичное и нервное занятие, чем драйвинг по Москве. Я постоянно нервничал даже на пассажирском сиденье.
Ещё нам не понравилось просто обилие объявлений об эскорт-услугах. Буквально кругом такая голимая бездуховность. А понравился магазин уценённых журналов возле вокзала (ул. Немецкая)– прошлые номера глянцевых журналов задёшево!
Остальные товары, в-основном, дороже, чем в столице. Или их нет. Задумали вот купить родственникам энергосберегающие лампочки в люстру. Темно в комнате, и хотели подсветить. Обычные лампочки трубочкой, у самих дома и на работе такие. Нашли лишь в четвёртом по счёту магазине электротоваров, на улице Вавилова. 300р за штуку! Опыреть можно. В московском магазине такие стоят 199р за 3 (три) штуки. Почувствуйте разницу – более чем в 4 раза! В том же Египте такие лампы вкручены в каждом магазине или офисе. А тут такое сопротивление прогрессу. Типа замкнутый круг – дорого и редко, потому что спроса нет, а кто ж купит мало понятный товар по цене целой настольной лампы. Ещё искали и не нашли флэшки памяти для фотокамеры Sony. Из принципа обошёл больше полудюжины магазинов в центре. В продаже не бывает! Никому не надо, что ли? Нет и банкоматов иностранных банков.
Зато необычный сервис доступен в ж/д кассе предварительной продажи на проспекте Ленина – Немецкой. Средь бела дня предлагают доплатить к цене билетов ещё 200р с человека «за сервис». Последняя услуга не раскрывается и словами не описывается. Та же очередь к окошку, что и на самом вокзале, ни кондиционера, ни дивана. Если сесть в маршрутку за 5р и доехать оттуда за 20 мин до ж/д вокзала, то вы сэкономите на «сервисе» и возьмёте билеты по номиналу. А так 200р с рыла и получай «сервис». Оригинальный маркетинговый ход сами кассиры объяснить не могут.
Саратовцы очень консервативны. Одеваются хорошо, но однообразно. Общественной жизнью не увлекаются. Ещё наглядный пример. Практически не встретили дорогих праворульных японских автомобилей, как это входит в моду в столице. Наверное из-за отсутствия консерватизма больших успехов добиваются приезжие – от министра до бизнесмена и врача.
Несмотря на местечковые порядки, начала развиваться организованная торговля. Типа супермаркетов для пешеходов. Почему для пешеходов - парковаться у магазинов крайне сложно. Нас вот нагло оштрафовали на углу Московской и Вольской. Пишу «нагло», поскольку поганый мент видел с самого начала как мы парковались в ряду других автомашин, не заметив запрещающий знак. Так называемый блюститель не провёл среди нас профилактической работы, не назвал своего непосредственного начальника, а на вопрос о других нарушителях просто и доходчиво объяснил типа «это нога – у кого надо нога». Вот такое вошедшее в обиход в последнее время избирательное и жестокое применение закона! А парковок у магазинов почти нигде нет вообще.
Зато в городе много одиозных людей: так называемые серферы, ди-джеи, живущие богатой духовной жизнью креативщики, мой друг Михаил С., ежедневно часами играющий на ионике свои произведения в пустой однокомнатной квартире.
Волга.
Через несколько дней нас отправили из города на дачу, в деревню Елшанку на речке, 60 км от города. Это было испытание отдыхом, но мы выдержали.
В принципе, очень клёвое место, песчаный пляж в двух шагах от домика, полный сад фруктов и овощей, солнце, резиновая лодка. Звучит заманчиво, да? Сначала вычтите отсюда много злых комаров, постоянно там проживающих и пытащихся вытеснить нас за пределы своего ареала обитания. Комары ночью и днём. Роятся в саду, у рукомойника, в туалете, у калитки, на веранде. Шарахаются по дому в поисках свежей крови, пищат у самого уха.
Потом вычтите жуткую духоту. Сквозь маленькие форточки с дырявой сеткой плывёт тяжёлый горячий воздух вместе с новыми стаями кровососущих, сквозь символические шторы с шести утра жарят прямые лучи солнца. Лежишь невыспавшийся, весь в липком поту, с зудящим телом и думаешь с тоской, что подошли к концу съестные припасы и памперсы.
Ещё бывают грозы с дождями на весь день, когда капает с каждого листочка по пути в туалет типа сортир, а по ногам хлещет мокрая трава.
Вода в речке мутная, но тёплая. Говорят, ловится мелкая рыбка. Катались на лодке прямо перед грозой. Ребёнок купался на наших руках и нырял, затаив дыхание. Мы делали заплывы и загорали, даже читать пробовали. Хорошо!
Турбаза.
А потом нас пригласили друзья провести несколько дней на турбазе Нива под городом Марксом. Супер! Номер из двух комнат с холлом и столовой, кожаная мебель,
сплит-системы, все дела. Чисто везде, персонал искренне здоровается, у спасателя под грибком – работающий телефон, ворота на въезде открываются дистанционно, кормят вкусно.
Там мы почувствовали себя в полной мере отдыхающими. Просыпались в прохладе на белых простынях, завтракали, купались, тусовались с друзьями, налаживали сиесту, опять купались, клали ребёнка в переноску от коляски и допоздна резались в русский бильярд. Таков, наверное, отпуск в многозвёздном отеле.
В столовую мы ходили все вместе и кормили там девочку хлебом и детским питанием. В отличие от наших друзей, которые ходили по очереди, оставляя одного из родителей с их ребёнком в номере.
Также мы и купались - по принципу приоритета взрослых. Оставляли пристёгнутую девочку в коляске на пляже и уплывали, позволяя ей радоваться за нас с берега. Она особо не возражала, понимая, что самостоятельно выбраться не может.
Авторитетные люди считают Ниву лучшей турбазой Саратовской области. Немного далековато возвращаться в Саратов – 170 км, через Энгельс с пробками и духотой. Но того стоит.
Ещё пару дней в Саратове и мы возвращаемся втроём в купе повышенной комфортности назад в Москву. Маленькая девочка перенесла поездку легко и просто. Жена немного помаялась на даче, но турбаза всё компенсировала. Отдохнули.
В
России большинство городов похожи на смесь села с промзоной. Саратов выделяется Волгой и красивыми девушками. За последние 15 лет он мало изменился.