Шелковый путь:
Бухара, Нурата, Шахризабс,
Самарканд,
Ташкент.
Весна 2003 года.
Почему Узбекистан?
Потому что это одно из самых древних мест в мире. Возраст большинства городов более 2500 лет. Натуральная экзотика не придуманная специально, а живая среда. Все говорят и понимают по-русски. Относятся дружелюбно. Не требуется виза. Предложений-аналогов фактически нет , а то, что как-то похоже - Ливан,
Иордания, - стало появляться только недавно, и это совсем другие страны со своей спецификой.
С кем ехать?
Фирм, отправляющих в Узбекистан, очень мало. Одна из них - «В мире фантазий», которую я с удовольствием могу рекомендовать.(ул.Коптевская д.26,к.2 , т.450–05-71 , 450-07-28).
Сколько стоит? Это не дешевый тур. Неделя обойдется не меньше 1000 долл. на человека. Но поездка стоит того. И потом, это вариант индивидуального туризма, когда «все включено». Внутри страны деньги тратить особенно не на что. Например, в нашем варианте за все платил гид, он же шофер. Мы лишь купили несколько сувениров по смешным ценам. Например: я купил узбекский халат ручной работы за 8 долл, а за 80 долл, если поторговаться, можно было купить осла, только его в
Москву не привезешь. А так, представляете - этот, скажем, на Лексусе R300, - так их в Москве валом, а Вы, например, на Ослике. Согласитесь – стильно.
Прибывали в аэропорт Бухары. Местная таможня – сущие феодалы. Я так удивился, когда наш багаж начали досматривать. Не на вылете, заметьте, а на прилете. «Подарки везете?" - спросил важный таможенник. "Нет, - отвечаем, - мы тут сами за подарками прилетели". Он поскучнел и поставил закорюку на декларации. А что они со своими узбеками делают! Теми, что из Москвы со строительных заработков возвращаются! Боже, они их трясут как грушу. Фактически каждый оставлял на таможне от пачки до блока сигарет. Это «добровольно». Ну а кому не везло, там уж, как говорится, другие были подарки. Кстати, забегая вперед, скажу, что работать на государство, например в милиции, в Узбекистане очень престижно. А уж в таможне и говорить нечего. Это постоянный заработок, уважение соседей. Милиционеры, например, ходят в красивой форме и кажется, что никогда ее не снимают.
Встречал нас гид–шофер Абдулла. Замечательный человек, образованный и интеллигентный. Туризм - это его сезонный приработок. А так он бухгалтер–аудитор. Жена у него – Лиличка, русская. Мы потом познакомились. Замечательные люди.
Машина: ДЕУ–Нексия, с кондиционером, оказалась довольно удобной. Мы на ней не одну сотню км проехали. Для Узбекистана Нексия - это почти верх. Население там живет очень бедно.
Бухара - компактный, небольшой город в Среднеазиатском средневековом стиле. Мечети, характерные орнаменты, рынок, - очень красиво. На центральной площади, рядом с памятником Ходже Насреддину во всю шел концерт художественной самодеятельности. Дети в ярких национальных халатах танцевали и пели что-то задорными голосами. Наверное, «как хорошо в стране советской жить». Так мы попали в гущу событий.
Отдыхали мы в небольшой, довольно приличной частной гостинице, оборудованной в восточном стиле. Дальше везде, где нам приходилось ночевать, мы жили в небольших частных гостиницах, очень приличных, оборудованных в национальном стиле(исключая ночевку в пустыне).
Еда – пловы и шашлыки я поел там в достаточных количествах. В нашем понимании еда очень дешева. Ну как, например, в ресторан рублей на 100 сходить. Таких цен в Москве нет даже в студенческой столовой МГУ, ну может что-то приближенное у депутатов в Госдуме. Денег мы не видели и ни за что не платили. Заказываешь, что хочешь, и ешь, сколько хочешь, пока сил хватит. Потом Абдулла расплачивался. Из известных напитков там только чай, пива нет и вина своего, по сути, тоже нет. Правда, у нас была на маршруте дегустация каких-то сладких, ликерных вин. Но запивать ими еду не будешь. Тут надо оговориться. Чай-то он чай, но ведь заваривают его в воду. А с водой там накладка. Местное население привычно. А вот мой желудок дал сбой. Трагедия медвежьей болезни преследовала меня всю поездку. Я вез с собой водку (надо брать побольше), отечественную, хорошего качества. Ей и спасался. Так сказать, на завтрак рюмочку, на обед стаканчик и на ужин чекушку. И ничего, знаете ли. Фактически пил больше для профилактики. Ну, еще уголь глотал пачками. Это моя заботливая женушка вывезла аптеку лекарств. Вроде, уголек запьешь водочкой, шашлычку навернешь, оно и нормально, а как только чаю снова выпьешь - так по новой. Моя бедная жена как увидела такое, объявила голодовку. «Ничего, - говорит, - я на диете посижу». Абдулла был в ужасе. Еды валом + восточное гостеприимство, а дамочка не ест ничего. «Купите мне, - говорит, - Абдулла, крекеров в супермаркете, чтоб только в промышленной упаковке были". А он ей отвечает: «А у нас нет супермаркетов». Такие вот дела.
Общее ощущение от путешествия, как будто ты vip–интурист попал в СССР 80-х. Одно дело, страна по определению другая, но другое дело все жутко знакомо. «Кирпичей» для нас не существовало. Абдулла заезжал, даже не куда мы хотели (мы скромные люди), а куда он хотел. Надпись –«ИНТУРИСТ» (вот прикол-то, это мы - интуристы) была приклеена на стекле авто. Когда шли куда-то, Абдулла рядом, высокий, в темных очках, - что твой телохранитель. Это не потому что опасно, вовсе нет, а для понта. И ему приятно, и нам.
Помните, я писал про покупку халата? Дело в том, что Абдулла завез нас на восточный настоящий базар, где только местные. Ну, в начале пришлось купить тюбетейку. А когда уж халат примерять начал, так народ набежал, кричали «мулла, мулла», фотографировались со мной (зачем? эти фото ведь у меня остались). После халата я начал осла торговать, но пришлось остановиться, т.к в Нексию он все равно бы не влез, а привязать его и тащить за собой - потеряли бы много времени. Я потом, кстати, в этом халате и тюбетейке на работу приперся. Интересное дело, охранник отлично знает, кто я, тем не менее, когда увидел, спросил на полном серьезе, когда у нас Рамадан.
НУРАТА – это пустыня. По дороге нам все время попадались черепашки, которые грелись на асфальте. Приходилось маневрировать, чтобы не наехать и не раздавить. Пустыня не песчаная, а покрыта еще редкой травкой и какой-то растительностью. Несколько юрт, верблюды и суслики. В одной из юрт у нас был «ханский» ужин и ночлег. Без привычки заснуть было не просто. Все время преследовали какие-то удивительные запахи и звуки. Ну, когда кто-то стрекочет, ладно, цикады все слышали. А вот когда громко вздыхают у тебя под ухом и чавкают, не сразу догадываешься, что это верблюд. На ум приходят восточные сказания «Рустам и Сухраб», демоны и все такое. В общем, романтика.
Утром 10–километровый переход на верблюдах. На лошади ездили? С непривычки ноги в икрах побаливают. Но там хоть седло есть и спина круглая. А тут попона и хребет посередине, который позиционирует себя точно по копчику. Не всякий выдержит, между прочим. Ну, а что делать? Раз играем в кочевников, то уж до конца.
После пустыни была поездка в горы. Вы видели когда–нибудь наскальную живопись древних людей? Чтоб не фотографии в музее и не каляки–маляки, типа то ли собачка, то ли кошечка. А что б олени, люди, охота и все это видно абсолютно четко (у меня есть фотографии). Пересмотрите «Властелин Колец», серию, когда Логоваз и др. идут в пещеру брать в союзники «мертвое войско». Когда они в эту пещеру входят, камера на секунду останавливается на петроглифах. Я думал, что это в Узбекистане снимали, а говорят, что в Новой Зеландии.
Потом мы совершили хадж. Не Мекка конечно, но, как рассказывали, третье по значению место. Любопытно, что там рядом развалины греческой крепости. Это туда Александр Македонский с войском доходил. Вообще для людей с христианской традицией знакомство с мусульманским миром оказалось очень полезным и интересным. Пришлось отказаться от некоторых предрассудков.
ШАХРИЗАБС – это родина Тимура. Ему там установлен гигантский памятник (привет Церетели). И конечно много мечетей. Крепостей, как в Европе, мало. Они их в ходе междоусобных войн сравнивали с землей. Потом отстраивали, а затем снова разрушали, так что к нашему времени мало что сохранилось. А вот мечетям повезло больше. Посетили гробницу – место захоронения Тимура. Легенду помните – если гробницу вскрыть, мир ждет несчастье. Ее как раз вскрывали накануне второй мировой войны, хотели проверить, правда ли, что он хромал и отчего он умер.
Ну и великий САМАРКАНД. Чтобы его описать, надо быть поэтом, причем слагать исключительно в восточном стиле. Понятно, что в Самарканде была экскурсия по городу, по музеям, восточному базару, и еда - много, много еды.
Улетали мы из Ташкента. Это единственный, по настоящему современный город, который нам удалось увидеть. Если в Бухаре, Нурате, даже Самарканде и других местах, которые мы проезжали, многие люди ходят в национальных одеждах, то в Ташкенте все по другому, по-европейски. Правда, мы видели этот город лишь обзорно, из окна автомобиля, т.к уже опаздывали в аэропорт. В Ташкентском аэропорту никаких проблем не было, и мы благополучно отбыли на Родину.