...Осень стремительно вступала в свои права. Небо все чаще заволакивало тучами, несколько раз прошли дожди. Все меньше купающихся можно было встретить на пляжах - ноябрь однако ! В это самое время я решил посетить Северную Пальмиру. Лететь практичнее было до
Москвы, так как разница в цене между прямыми рейсами в Москву и в Питер составляла порядка 200 долларов.
Самолет благополучно совершил посадку в Шерементьево-II, затем был на удивление недолгий паспортный контроль без лишних вопросов и придирок и вот уже я еду в переполненной "Газели" из аэропорта в Москву, до станции метро "Речной вокзал". Вот я уже на Ленинградском вокзале. Покупаю билет на вечерний поезд в Москву. До отправления остается около трех часов. За это время я успеваю оставить рюкзак в камере хранения, слетать на метро до станции "Красногвардейская", навестить родственников. И буквально в последнюю минуту заскакиваю в отъезжающий поезд ! Места у нас были сидячие, эдакий купейный вагон, без верхних полок, люди сидят по-трое. Крайне неудобно. Ни подлокотников, ни нормальной спинки. Спина постоянно немеет и приходится выходить в коридор и делать некое подобие зарядки.
...Ксюша встречала меня на перроне. Обнялись, расцеловались. Она живет недалеко от Московского вокзала. В самом центре. Хорошенько отоспавшись я проснулся ближе к полудню. Ксюша ушла на урок вождения. Я был один дома. Умылся, съел бутерброд с чаем. Заглянул в интернет, где посмотрел статистику посещение на своем детище, сайте путевых заметок (
www.sela-v.com/ru )Потом вышел на Невский. Зашел в "Пиццу Хат".
Пока ожидал я пиццы с грибами, полистал туристический вестник
Санкт-Петербурга, забытый кем-то на столике. Особенно меня заинтриговали десятки предложений однодневных
туров в Финляндию за...8 долларов !!! В
Финляндии я еще не бывал и по идее ехать туда специально не планировал, но однодневный тур по такой смешной цене - почему бы и нет в конце-концов ?
Уже вернувшись домой я, лежа в горячей ванне, позвонил в несколько фирм, предлагавших подобные туры. Да, подобное действительно существовало. Мало того, автобусы отправлялись ежедневно в 21:00 от гостиницы "Октябрьская", что напротив Ленинградского вокзала. Итак, на часах 18:00. Я лежу в ванной с газетой в одной руке и телефоном в другой. Ксения еще не вернулась.
План действий созрел моментально. До прихода Ксении я сделал бутерброды с сыром, сбегал купил йогурты, бутылку "Спрайта" и час спустя встретил Ксюшку в дверях словами: "Не раздевайся, мы едем в
Хельсинки". Немая сцена. В конце-концов, будучи девушкой легкой на подьем, Ксюша бодро шагала вместе со мной к гостинице "Октябрьская" !
...Как выяснилось, оттуда отправлялся отнюдь не один автобус, а штук пять или шесть. Второе откровение это то, что попали отнюдь не на экскурсионную программу, а в шоптур ! С нами ехали челноки, для которых подобные "экскурсии" были обыденностью. Мы чувствовали себя белыми воронами в компании этих людей. Было ясно, что никакой культурной программы не будет, а народ были озабочен совсем иного рода вопросами, а именно - успеем ли мы на обратном пути из Хельсинки заехать в какой-то там торговый центр, или не успеем.
Мы выехали с большим опозданием, около одиннадцати вечера, впрочем, на автостраде Санкт-Петербург - Выборг, водитель старался наверстать упущенное время и уже в половине первого ночи мы проехали Выборг. Сразу на выезде из города мы остановились на армейском КПП. Измученного вида ефрейтор прошел по салону и проверил наши документы. Километров через десять нас вновь задержали на КПП. На этот раз милиция. Двое милиционеров прошли через салон и вновь, уже по второму кругу, проверили документы пассажиров.
Мы с Ксюшей решили не повторять нашей ошибки на первом КПП, когда дали солдатику наши российские загранпаспорта. Он долго искал финскую визу, а потом мы объясняли ему, что у нас двойное гражданство и нам не требуется
виза в Финляндию. Солдат глядел на нас сонными глазами и мне было крайне неловко "загружать" беднягу всякими ненужными обьяснениями. На втором КПП мы сразу протянули наши канадский и израильский паспорта и тем самым избежали лишних вопросов со стороны стражей порядка. Когда мы остановились на третьем пропускном пункте, я понял, что совковый маразм отнюдь не умер. Та же показуха, тот же подход к делу. Жив, жив курилка !
Границу пересекали в районе Торфяновка / Vaalimaa.К пропускному пункту подьехали примерно в пол-второго ночи. И тут я понял, что то, что было до этого - то были цветочки, по сравнению с тем, что нам пришлось пережить позднее. Мы были первые. Подрулив к шлагбауму автобус остановился, а предусмотрительный и умудренный опытом водитель врубил посильнее обогрев, а сам вышел на перекур. Уже четверть часа спустя позади нас выстроилась очередь их автобусов, легковушек, грузовиков. Прошло еще полчаса. Часть пассажиров дремала, часть ворочилась на своих сидениях, пытаясь найти более удобное положение для тела. Я вышел на улицу. Холодно, слякотно, порывистый ветер.
Более трех часов простояли мы на российской стороне границы, прежде чем из будки появился прапорщик и не говоря ни слова поднял шлагбаум и пропустил нас в пограничную зону. На этом однако муки наши отнюдь не закончились. Следующий шлагбаум преградил нам путь полкилометра спустя. После еще часа стояния мы наконец подъехали к зданию пограничного терминала. Из четырех будок паспортного контроля, действовала лишь одна. Мужские туалеты были закрыты и все устремились в женские.
Пока я ждал Ксюшу, ко мне подошел неизвестно откуда вынырнувший таможенник и спросил с лакейским видом, не желаю ли что-нибудь задекларировать. Я с вежливой улыбкой отказался от его услуг. Он тут-же исчез за казенной дверьи с надписью "Посторонним вход воспрещен". Тут ко мне подошла средних лет дамочка из нашего автобуса и затеяла следующий диалог :
"- Что, декларацию спрашивал ?"- кивнула она в сторону казенной двери.
"-Что то типа такого", - отпарировал я.
"-Неужто так много всего везете ?".
"-Да нет, вот только бутерброды", - ответил я.
"-Хи-хи ! Вы так ему и ответили ? Круто !
А так, что, сигареты наверное везете ?",- наседала она.
Я посмотрел в упор на надоедливую особу : "-Да ничего мы
не везем. А в чем проблема собственно говоря ?".
В двух словах она уговорила меня провезти два блока сигарет и бутылку водки, а в замен оплатила наши с Ксенией билеты. Так, совершенно неожиданно мы можно сказать съездили в Финляндию бесплатно ! На паспортном контроле вышла некоторая заминка с нашими паспортами. Пограничница тщетно искала финские визы в наших серпасто-молоткастых, но естественно не нашла. Пришлось ей показывать вторые паспорта, которые она долго и тщательно изучала, переворачивала странички, задавала много нужныи и полезных вопросов, как-то: "Говорю ли я по русски с акцентом, или без ?", или, например "Зачем еду в Финляндию ?". На первый вопрос я ответил что-то типа "Не мне судить, девушка", на второй - "Знакомиться с финскими женщинами во имя любви и деторождения !".
Как ни странно, но мои ответы ее полностью удовлетворили и уже пять минут спустя мы вернулись в автобус. Финскую границу проходили значительно быстрее, хотя и там меня не оставляло ощущение того, что всем на всех глубоко наплевать. Не менее часа мы стояли перед финским терминалом, пока они не соизволили выйти из будки со стаканами кофе в одной руке и булочками в другой и сделали нам знак "проезжайте". В здании финского терминала два белобрысых парня в зеленой униформе неторопливо проштамповывали паспорта. По ходу дела выяснилось, что надо было заполнить "U" карточки, которые все кроме нас уже давно заполнили.
К счастью это не заняло много времени. Карточки в обилии лежали на столиках. Финский пограничник долго разглядывл мой проштампованный из конца в конец израильский паспорт. Он даже поинтересовался, какой стране пренадлежит огромный размазанный штамп на одной из страниц. Я перегнулся через тумбу : "-This is an Indian visa".
Финн проникся ко мне нескрываемым уважением и пропустил меня без вопросов, даже не проштамповав
паспорт. Ксению он спросил, в какой город мы едем и она ответила в Хельсинки.
...Вот, наконец, в шесть утра мы покидаем пограничный переход, выезжаем на приморскую автостраду и берем курс на Хельсинки !
Cонные и измученные мы сошли с автобуса в центре Хельсинки. На часах - восемь утра. В час дня ровно автобус выезжает назад в Питер. В нашем распоряжении всего пять часов.
Быстро соорентировавшись по приобретенной еще в Питере карте, мы не спеша прошлись по Проспекту Манегейма, мимо Железнодорожного вокзала, до Площади Каупаттори, или по-русски Торговой Площади. Впрочем торговля тут отнюдь не бойкая. С десяток аккуратненьких лавочек, торгующих в основном цветами и всякими безделушками. Ближе к причалу торговали свежей рыбой. К слову сказать, именно от Торговой площади отправляются катера к Суоменлинне, морскому бастиону в десяти километрах к югу от города.
На Торговой же площади расположен Президентский дворец, а чуть в стороне, за старинными домами возвышается символ Хельсинки - его Кафедральный Собор. Перед собором, на площади Сенаатори (Сенатская Площадь) расположен памятник Александру II, возведенный тут еще в 1894 году.
По идее, для составления более - менее общего представления о финской столице, достаточно нескольких часов. С другой стороны мы при этом не успели посетить Национальный Музей, который вполне заслуживает внимания, мы не успели в Суоменлинну. Но Хельсинки - это конечно далеко не
Париж и даже не
Прага.
Перед самым отъездом мы пообедали в Мак'Доналдсе, прошлись по улицам города и ровно в час дня выехали назад, в Санкт-Петербург.
Весь следующий день я посвятил прогулкам по Питеру, его улицам, каналам и музеям. Вечером мы с Ксенией сходили в театр Ленкома на "Сильвию". Позже посидели в кафе, прошлись по Набережной, возвращались домой через
Марсово Поле.
На следующий день меня вновь охватила жажда странствий ! Зайдя ненадолго в Дом книги на Невском, я приобрел путеводитель по
Польше и загорелся идеей туда съездить в этот раз неприменно. Прохаживаясь меж стендами Музея Арктики и Антарктики, что на улице Марата, я обдумывал маршрут.
Чуть позже я навестил Дашеньку, мою многоюродную, но ничуть не менее любимую от этого сестричку. Она живет в самом центре, буквально в пяти минутах ходьбы от того дома, где остановился я.
Сегодня Даша улетала на какой-то экономический симфозиум в Париже..! Вот молодец девушка ! Дома, ее мама, Алла Борисовна, накормила меня обедом, совершенно великолепным куринным бульоном и курицей в гриле. Выходили из квартиры мы все вместе - Дашу провожали в аэропорт.
Через неделю у Ксении должен был быть экзамен по вождению и это нас сильно ограничивало во времени. С учетом потери как минимум двух суток на поездки в поездах туда и обратно, я решил ограничить наше путешествие в Польшу посещением Гданьска и его окрестностей.
В этот же день я подьехал на Варшавский вокзал и выяснил, что поездов на Гданьск нет вообще, а тот, что на
Варшаву стоил довольно прилично - более $100 на человека в обе стороны, плюс транзит через Белоруссию, через которую я ни разу еще без проблем не проезжал. Впрочем, это уже тема отдельного рассказа !
Прямо на ходу у меня созрел иной план. Не худший вариант был доехать до
Калининграда, а оттуда уже найти местный транспорт до Польши. Так и поступил. Приобрел два плацкартных билета на завтрашний поезд до Калининграда, заплатив в общей сложности около 900 рублей за двоих (примерно30 долларов по курсу осени '2000 года). Поезд шел транзитом через
Латвию и
Литву, но как мне объяснили в кассах, для едущих в Калининград никаких транзитных виз не требуется.
Действительно, на протяжении всего пути следования по территории Прибалтийских республик, их пограничники так ни разу и не вошли в вагон. Зато вместо этого мы час стояли на российской пограничной с Латвией станции Пыталово и по стандартной схеме следовала проверка документов и таможенный контроль.
То-же повторилось после пересечения литовско-российской границы на станиции Нестеров Калининградской области. После этого народ начал спешно собираться - уже через два часа мы прибыли в Калининград.
Первое, что мы сделали, сойдя с поезда - направились в билетные кассы, дабы выяснить, есть ли местные поезда из Калиниграда в Польшу. Оказалось что, есть ! Мало того, поезд направлялся прямо в Гданьск, да еще и отправлялся в 15:55, то есть через три часа ! Мы купили билеты (205 рублей за место) пообедали, прогулялись по центру города, посидели в парке перед Кафедральным Собором, одним из немногоих сохранившихся памятников древнего Кенигсберга.
Пришли за четверть часа до отправления и заняли места. Собственно говоря то был мягко говоря, не пассажирский поезд, а обычный дизель с маленькими вагончиками и сидячими местами. В первых четырех вагонах свободных мест не оказалось и мы волей - не волей прошли через весь состав. Основную часть пассажиров составляли ярко-выраженные челноки. Здоровенные баулы, сумки, рюкзаки. В последнем же вагоне, где нам посчастливилось найти два свободных места, ехал совершенно иной контингент. Напротив нас сидел пожилой немец, позади нас - веселая компания польской молодежи, по правую сторону от нас интеллегентного вида мужики с газетами в руках.
Поезд тронулся точно в указанное время и уже через час мы остановились на пограничной станции Мамоново. Да, кстати, незадолго до прибытия на границу мы познакомились с теми мужиками, что сидели справа от нас. Один из них, огромный толстый поляк по имени Роман (или пан-Роман, как в шутку звали его приятели) поинтересовался откуда мы. Я ответил, что из
Израиля. Он пожал мне руку и обьяснил, что сам он капитан торгового судна, в Израиле бывает не реже, чем раз в месяц, а возят они транзитную российскую древесину через Клайпеду, что в Литве.
Двое его приятелей оказались россиянами, из Калиниграда. Тоже моряки и очень приятные ребята. Они рассказали, что переход границы - это своего рода цирк. Когда я поинтересовался, что наш ждет, они только рассмеялись. Мы вышли в корридор на перекур, и тут увидели, что женщины в соседнем вагоне все как по приказу задрали свитера и майки, обнажив свои светлые животы и туго обтянутые бюстгальтерами груди и...принялись обматывать себя наклеянными на лейкопластырь пачками сигарет !!! Я так и разинул рот. А мужики давились со смеху и только спрашивали, где еще, как не в
России можно увидеть такую комедию ?! Одна из женщин, поймав на себе наши взгляды, лишь показала нам язык и как ни в чем ни бывало продолжала свои скорбный труд.
Меж тем, какие-то цыганского вида мужики принялись запихивать в систему обогрева, что под сидениями, бутылки водки и блоки сигарет. Нас даже попросили встать на минутку.
В это время ко мне подошел парнишка лет двадцати пяти и попросил одолжить ему сто долларов, "Для поляков". Он стоял ко мне лицом, а к нашим новым знакомым спиной. Пан-Роман, поймав мой взгляд, отрицательно покачал головой, кивнув на парня. Я ответил, что ста долларов у меня нет, так-как я пользуюсь кредитной карточкой. Парень прошел в следующий вагон. Мужики объяснили мне, что сто долларов требуют прядьявить поляки, якобы для того, чтобы удостовериться, что турист сможет обеспечить себя во время пребывания в Польше. Еще, для въезда в Польшу требуется ваучер. Теоретически ваучер это - подтверждение брони в польской гостинице, а практически это - ничего не значащая липовая бумажка, которую можно купить как в большинстве турфирм России, так и непосредственно на границе. Стоит ваучер 10-15 долларов.
Прямо на пограничной станции торговали этими ваучерами и оптом и в розницу. Мы ваучеры покупать не стали, логично рассудив, что если мы дадим полякам наши вторые паспорта, то вопросов не возникнет и так.
Как ни странно, проблемы из-за ваучеров возникли у нас именно с российскими пограничниками. Толстая и вредная пограничница с сержантскими погонами, пролистала наши российские паспорта и потребовала ваучер. Я ей объяснил, что нам ваучер не нужен. Объяснил вежливо, спокойно и доходчиво.
"-Ваучер, или я вас ссаживаю с поезда !" - был мне ответ.
Я вновь попытался объяснить в чем дело, она меня прервала словами :
"- Я еще не совсем оглохла, я ваши объяснения слушать не желаю ! Ваучер, или на выход !"
Далее наш диалог более напоминал монолог, в котором я пытался убедить ее в том, что ваучер нам не нужен, а она, все больше сверепея твердила, что без ваучера она нас не пропустит. Под конец, я сам начиная злиться бросил ей что-то типа "-Вы прекрасно знаете, что ваучер это липовая бумаженка и я не желаю платить свои кровные в карман местных жуликов !!! ".
Ксения с силой пихнула меня локтем и я замолк, но слишком поздно. В вагоне наступило гробовое молчание. Пограничница со словами "-Ах вот вы как !", достала рацию и вызвала начальника смены. Появился усталого вида бородатый майор. Я вышел с ним на платформу. Да, видно мне, дураку такому, очень и очень повезло.
Он оказался действительно нормальный человек. Он взял мой паспорт, усмехнулся.
"-Дружок, ты не в Израиле !"- сказал он,- "Не пытайся качать права, а прикуси язык, если не хочешь найти осложнений на свою голову". Сказав это он развернулся и ушел, перед этим сделав пограничнице, стоявшей чуть в стороне и наблюдавшей за нашим разговором, неопределенный знак рукой. Она подошла ко мне, молча поставила штамп в паспорт и также молча поднялась назад в вагон и продолжила проверку документов. Этот случай послужил для меня хорошим уроком на будующее. Вернувшись в вагон я получил нагоняй от Ксении и поделом. Моя склонность к правдоисканию могла обернуться большими неприятностями.
Далее наш поезд дрогнул и медленно двинулся вперед. Граница представляет собой несколько рядов колючей проволоки, тянущихся параллельно друг-другу. Когда поезд проезжает первый ряд и останавливается перед вторым - пограничники закрывают ворота первого ряда и только после этого открывают ворота второго. К польской пограничной станиции Браниево (Braniewo) мы подьехали минут через пятнадцать.
И тут начался обещанный нам цирк ! Пассажиров выпускали только через задние двери последнего вагона, а так как ехали мы в первом, то оказались в самом конце искусственно созданной очереди. На платформе дежурили полицейские, целью которых было не дать счастливым пассажирам поезда расходиться по станции. Паспортный и таможенный контроль происходили в здании вокзала.
Народ устремился вперед, толкая и пихая друг-друга. Когда мы наконец добрались до здания вокзала, впереди нас уже стояло порядка сотни человек ! Тут происходило невероятное. Шум, крики, мат ! Простояв в этой толпе полчаса, мы поняли, что дело плохо.
Прикол было в том, что ровно через 50 минут после прибытия а Браниево, нам предстояло поменять поезд и продолжить путь уже на польской электричке до Гданьска. А меж тем, польские таможенники с остервенением "разгружали" челноков, отбирая у них заветные сигареты и водку и небрежно швыряя их в большие картонные ящики. Все это было бы комично, если бы не было так грустно !
В конце-концов таможенники просто напросто отбирали у несчастных людей их хлеб, их последнюю возможность выжить в это нелегкое время. За десять минут до отправления поезда, когда мы с Ксюшей уже потеряли всякую надежду успеть и даже всерьез думали, как нам придется ночью добираться до Гданьска, либо искать ночлег в самом Браниево, неожиданно провидение повернулось к нам лицом и озарило нас улыбкой, материализовавшейся в виде полицейского, который обошел толпу сзади и начал высматривать кого-то среди пассажиров.
Спустя минуту он указал пальцем на пожилого немца, которого затолкали до такой сепени, что тот просто сел на свой чемодан и в отчаянии уставился в пол. Потом был вызван я, Ксения, компания поляков, что соседствовала с нами в поезде и какие-то англичане. Всех нас он повел на паспортный контроль в обход очереди. За нами устремились также Пан-Роман и двое его приятелей.
Нас провели безо всяких проверок через таможню, затем паспортный контроль и вот мы уже в поезде !
Вероятно дело заключалось в том, что поляки, зная, что подобное свинское отношение по отношению к туристам из Западных стран, наверняка повлечет за собой их возмущение и жалобы в адрес более высокого начальства. Но, зная, что за россиян не заступится никто, в том числе их собственное государство, поляки творили все, что им заблагорассудится!
...В Гданьск прибыли около девяти вечера. Незадолго до того мы подробно распросили наших новых знакомых о том, как где и что в Гданьске. Пан-Роман сам был из Гдыни, крупнейшего морского порта Польши, что в десяти километрах севернее Гданьска. Он с радостью написал нам адреса недорогих гостиниц, рассказал, где лучше поменять деньги и так далее. Так что сойдя на перрон мы уже в общих чертах представляли себе наш дальнейший план действий. Пройдя по тоннелю под путями мы оказались в небольшом, но очень аккуратном зале Гданьского железнодорожного вокзала.
Перво-наперво мы поменяли доллары на злотые в обменнике, затем поужинали в Мак'Доналдсе, после чего остановились перед туристической картой города, что висела возле уже закрывшегося справочного бюро. Рядом располагался информационный стенд гостиниц города. Порядка десяти самых известных гостиниц были представлены на нем, включая фотографии, услуги, адреса и цены. Самое дешевое, что мы нашли, был девятиэтажный отель на южной окраине Гданьска, по цене 30 долларов на двоих. Это было в принципе приемлемо, но нас смутила удаленность этого отеля от исторического центра. Я достал записку от Пана-Романа с гостиницами. Из перечисленного нам понравилось общежитие на улице Кортужка, 42. Телефона мы не знали и пошли туда ориентируясь по карте города, купленной в ларьке на вокзале. Несмотря на поздний час, на улицах города немало народа. Улицу мы отыскали без проблем. Это оказалось несколько дальше, чем нам показалось изначально, примерно четверть часа ходу от вокзала. Общежитие старомодное, в советском стиле.
Пятиэтажное серое здание с длинными коридорами и общими удобствами на каждом этаже. Впрочем, стоимость проживания компенсировала отсутствие комфорта. Мы заплатили 40 злотых (8 долларов) за двухместную комнату на втором этаже. Поднялись в номер. Обстановка спартанская - две кровати, покосившийся шкаф, облезлый столик посреди комнаты. Я вытянулся на постели. Все проблемы были позади, мы были свободны от всего и могли спокойно прогуляться по ночному Гданьску и лечь спать. Ксюшу же обстановка несколько покоробила. Она ждала большего. Но, выбирать не приходилось и мы начали располагаться. На ночную прогулку мы так и невыбрались, зато прекрасно провели время и отлично выспались. Следующий день мы посвятили целиком Гданьску. Город совершенно потрясный. Сравнительно малоизвестный среди организованных туристических групп, он тем не менее представляет несомненный интерес.
Гданьск, собственно говоря, давно уже слился со своими пригородами-спутниками, Гдыней и Сопотом. Этот единый мегаполис поляки называют Тшимясто, или Три-город. Гданьск - самый древний и самый красивый из всех трех. Впервые город был упомянут в летописях во времена миссионерского похода Святого Войцеха к языческим племенам пруссов. в 1997 году Гданьск торжественно отметил свое тысячелетие. В годы Второй Мировой войны город сильно пострадал от бомбежек немецкой авиации и семидневной осады в сентябре 1939 года, когда гарнизон Гданьска и его жители семь дней держали оборону своего города от немецких войск. Позднее в Гданьске родилось движение "Солидарность", возникшее в 1980 году, в знак протеста против тогдашнего коммунистического режима Ярузельского. Здесь, на судоверфи работал будующий президент Польши, Лех Валенса. Старинный Гданьск тщательно отреставрирован и принял первоначальный свой облик. Сложно сказать, что конкретно стоит увидеть в Старом Гданьске. Он красив и гармоничен весь. Но если говорить о конкретных исторических и архитектурных памятниках, то стоит выделить улицу Старувку, что-то типа московского Арбата, обязательно пройдите по Королевской дороге, сложенной из улиц Длуга и Длугий Тарг. Можно подняться на Ратушную башню и полюбоваться панорамой города. Свернув с Длуга на Калетничу, вы выйдете прямо к громадному костелу Девы Марии. Отсюда во все стороны расходятся старинные улочки, сохранившие свой средневековый шарм. Пройдите по Маръяцкой улице, застроенной домами XVII века, - одной из самых живописных улиц города. Погуляв до обеда, мы решили покушать в каком-нибудь небольшом ресторанчике, но гуляя, набрели на киоск, где торговали курицей в гриле, или по польски - "корчаками". Вообще, корчаков в Польше продают по-всюду. Это что-то типа шоармы на арабском востоке и шашлыков на Кавказе. Корчаки чертовски вкусные, особенно с пивом. Выбор пива в Польше огромен. Я каждый раз брал разное, но так и не определился, какое-же мне понравилось больше ! Прямо за железнодорожным вокзалом и над автовокзалом возвышается Цитадель, информацио о которой мне не удалось найти ни в одном путеводителе. Мы с Ксюшкой забрались на гору и с аппетитом умяли целую курицу с пивом, любуясь на великолепную панораму города.
...На следующий день мы поехали в Мальборк, громадный замок крестоносцев на берегу реки Ногат. Замок находиться на окраине одноименного городка, в 50 километрах южнее Гданьска. С Гданьского автобусного терминала, что у подножия Цитадели, отправляются порядка 10 автобусов в день, которые либо едут в Мальборк, либо проезжают его транзитом. Можно воспользоваться и электричкой. Все электрички идущее в Эльблаг, Ольштын и Калининград делают остановку в Мальборке. Стоимость проезда на автобусе составляет 7 злотых ($1,50). На электричке чуть дороже. Автобус идет через городок Тчев, затем переезжает через Вислу и через 10-15 минут вы, подьезжая к Мальборку уже увидите величественные очертания замка на противоположном берегу Ногата. Мы вышли на первой-же остановке, ближайшей к замку. Отсюда до замка не более пяти минут ходу. Вход в замок стоил 10 злотых, для студентов - 8 злотых. Замок потрясает своими размерами и величием. Городок Мальоборк как-то несмело притулился к замку, как бы подчеркивая его массивность. Впрочем замок - это и есть город, который на протяжении десятилетий являлся столицей Тевтонского монашеского ордена.
Мальборкский замок в его сегодняшнем виде возник в XIV веке, после того, как в него переместилась резеденция Великого Магистра. В последующие столетия замок разрастался и укреплялся.
Во время Второй Мировой войны Мальборк сильно пострадал от бомбежек, но в шестидесятых годах был полностью восстановлен.
Когда мы покинули замок, время было уже к вечеру. Поужинали в маленькой забегаловке и направились в сторону железнодорожной станции. На вокзали нас ждал своего рода казус. Подойдя к кассе мы блеснули нашим неизменным "Прошэ мэ два билета до Гданьска". Мы попросили билеты на ближайший поезд. Кассирша билетной кассы приняла у меня деньги, отпечатала билеты. Но, получив сдачу мы обнаружили, что стоимость проезда на электричке оказалась вдвое дороже автобуса, то есть на двоих нам обошелся билет на электричке до Гданьска в 30 злотых, при том, что на автобусе мы заплатили только 14. Тщетно пытались мы выяснить, чем вызвана такая более, чем существенная разница в цене. Нас хронически не понимали. Кассирша лишь повторяла "Резервация, резервация". Мы направились к окошечку с надписью "Informatzija". Но и там нам не смогли дать вразумительного ответа !
Судя по всему, нам оформили нечто типа резервирования мест на проезжающий поезд. В конце-концов мы вышли на платформу. Наш поезд отправлялся в 18:08, то есть в запасе у нас оставалось еще около сорока минут ожидания. К нашему величайшему удивлению, поезд на Гданьск уже стоял на платформе. Мало того, народ торопливо поднимался в вагоны, а локомотив неторпеливо пыхтел. Мы поднялись в один из вагонов и уже через несколько минут поезд двинулся. Мы заняли свободные места. Однако расслабились мы преждевременно. Через полчаса поезд остановился на станции городка Тчев, что на половине пути до Гданьска. Пассажиры массово покинули вагоны. Это было более, чем странно. Мы с Ксенией остались в вагоне одни. Что-то было не так. Я вышел в тамбур, выглянул на платформу. Прямо напротив нас стояла другая электричка. Именно на нее пересаживались наши соседи по вагону. Я спросил у проходившего мимо железнодорожника, какой из поездов едет в Гданьск.
Он указал пальцем на соседний с нами. Все стало ясно. Мы купили билеты на прямой поезд до Гданьска, а сами по незнанию, воспользовались электричкой, которая следовала до Тчева, а в Тчеве пассажиры пересаживались на следующую электричку в Гданьск ! Я спешно вернулся к Ксении и мы быстро проследовали на выход. И тут, перед самым моим носом двери вагона с шипением захлопнулись и поезд вздрогнув начал набирать скорость в... обратном направлении, назад в Мальборк ! Надо было срочно что-то предпринимать. Я дернул на себя красную ручку аварийного открывания дверей. Двери с шипением распахнулись и в вагон ворвался холодный вечерний ветер. Поезд еще не набрал скорости и мы успели соскочить с него прямо на ходу, под изумленнные взгляды стоявших на платформе людей. Через минуту мы уже заняли места в соседней электрички, а через двадцать минут были в Гданьске. По дороге в гостиницу зашли на автовокзал и купили билеты на завтрашний автобус в Калининград. Билет обошелся нам в 95 злотых на двоих (около 20 долларов), а автобус отправлялся в 15:30.
Весь следующий день до обеда, мы гуляли по городу. Перед отъездом пообедали в вокзальном ресторанчике и перед самым отправлением подошли на станцию. Автобус оказался российской компании "Кениг-авто". Пассажиров было немного, человек десять кроме нас. Водитель поставил видеофильм и мы довольно комфортно провели два часа до границы. Поляки выпустили нас без вопросов, шлепнув в наши паспорта штампики пограничного городка "Gronowo". На российской стороне вышла некоторая задержка с моим паспортом. Его долго и тщательно изучали, листали, задавали массу вопросов типа : "С какой целью я ездил в Польшу ? Где я собираюсь остановиться в Калининграде ?" и так далее. В конце-концов мне объяснили, что мой загранпаспорт...неправильно оформлен (!), что фотография должна быть черно-белая, а не цветная. На это я им возразил, что пока я еще не печатаю паспорта у себя дома, а посему их претензии следовало бы переадресовать генконсульству России в Израиле, где и был выдан данный "неправильный" документ. На этом инциндент был вроде как исчерпан. На последок мне еще раз напомнили, что мой паспорт не в порядке и его следует поменять.
В Калиниград приехали в девять вечера. В городе властвовала кромешная тьма. Даже на автовокзале не горел ни один фонарь. Нам предстояло купить билет на завтрашний поезд в Санкт-Петербург и найти место ночлега...
...К нашему величайшему огорчению, мои худшие предположения относительно расписания поездов на Санкт-Петербург оправдались. Я помнил, что поезд отправляется в Питер через день, но по четным, или не четным - не знал. Это надо было выяснить еще до отъезда в Гданьск, но увы, я осознал это слишком поздно.
Ближайший поезд был через сутки, в 13:12, что подразумевало, что нам предстоит провести две ночи в Калиниграде. Мы купили билеты и решили подсчитать наш бюджет. У нас оставалось 1100 рублей.
Сумма достаточная на два дня, для двух путешественников с более, чем скромными запросами, но с другой стороны очень много зависило от того, во сколько нам обойдется гостиница. Следуя указателю мы дошли до комнаты отдыха вокзала. Там предлагались "комфортабельные комнаты и конференц зал". На поверку оказалось, что речь шла о довольно мрачном заведении, занимающим один из вокзальных корридоров.
В крохотном сером фойе, стены которого были выкрашены зеленой масляной краской, стоял столик, на котором лежала обглоданная селедка и стакан. Нам на встречу вышла уборщица и с ходу объявила, что стоимость двухместного номера второй категории 320 рублей, а стоимость четырехместной комнаты - 90 рублей на человека. При этом она криво усмехнулась и добавила, что "мы врят ли захотим соседствовать с теми алкоголиками из четырехместной комнаты".
Мы с Ксюшей переглянулись и вежливо попрощавшись с уборщицей направились в город. Следуя по Ленинскому проспекту мы свернули на улицу Богдана Хмельницкого, где судя по карте располагалась еще одна гостиница, кажется "Волна". Там не оказалось свободных номеров. Охранник указал нам на гостиницу Ольштын, что в квартале от "Волны". Эту гостиницу мы уже видели, она произвела на нас впечатление не самого респектабельного места. Эдакое развлекательное заведение для местной бритоголовой братии с их расфуфыренными спутницами, на подержанных немецких автомобилях.
Далее мы прошли через центр города, пересекли остров, где расположен Кафедральный собор и тут увидели прямо впереди нас девятиэтажное здание гостиницы "Калининград". Подойдя ближе нас смутила реклама казино - это подразумевало наплыв состоятельных горожан. Очень солидное фойе, охрана, искусственные пальмы. К нашемку величайшему удивлению, цены оказались человеческими. Уточнив, не иностранцы-ли мы, администраторша сообщила, что номер на двоих обойдется в 380 рублей, правда без завтрака.
Судя по прейскуранту, тот-же номер для иностранцев стоил бы 800 рублей. Номер оказался вполне приемлемым. Чисто, работающий телевизор, аккуратно заправленные постели, ковер. Одолевал голод, но куда-либо идти было лень, а гостиничный ресторан по своим ценам явно не соответствовал нашим средствам. По телевизору показывали фильм с Томом Крузом, мы его досмотрели до конца. После фильма я принял ванную, по ходу изучая найденный в номере краткий путеводитель по Калиниграду. Ничего особенно выдающегося город из себя не представлял. Из исторических памятников практически ничего не сохранилось. Главную достопримечательность, Кафедральный собор с могилой Канта, мы уже посетили. Я подумал, что наилучшим вариантом было бы посвятить следующий день посещению Янтарного берега, а точнее Светлогорска.
Наш следующий день начался ближе к обеду. Отлично отдохнув, вы наконец выбрались из гостиницы. Покушали в кафе и направились в сторону железнодорожного вокзала. Электрички на Светлогорск отправлялись достаточно часто и нам не пришлось долго ждать. Поезд не торопливо бежал по рельсам, а за окном проносились поля, маленькие деревушки, пролески. Область переживала не лучшее время - на всем стояла печать заброшенности и бедности. А ведь когда-то Пруссия считалась житницей Европы !
Когда-то, в советское время Калининградское взморье с его известными курортами Светлогорск, Зеленогорск, Янтарный - считалось одним из престижнейших мест отдыха. Отличные пляжи, крутые отвесные берега, дюны, еловые леса - рай земной ! Плюс ко всему романтичные маленькие городки, недорогие гостиницы и пансионы. Ну и плюс иммидж Калининградского взморья как столицы янтаря. Янтарь здесь продают повсюду. Начиная от железнодорожной станции станции и кончая набережной.
Сразу по приезду мы сверились с расписанием электричек назад, в Калининград. Светлогорск это конечная станция данной ветки. Порядка десяти ежедневных электричек пребывают сюда и отправляются назад в Калининград ежедневно. Первоначальное название городка - Раушен.
Он и в Прусские времена выполнял роль курорта. Городок не пострадал во время войны и до сегодняшних дней большую часть домов составляют деревянные 2-3 этажные старинные виллы, постройки конца прошлого-начала XX века. Очень много зелени. Довольно чисто и аккуратно. Приморская набережная правда видала и лучшие времена. Мы с часик побродили вдоль побережья, купили сувениры, поужинали в кафе. На обратном пути мы совершенно неожиданно встретили Сергея, одного из наших спутников по электричке из Калиниграда в Гданьск. Он с женой и детишками ужинал в ресторанчике. Мы с Ксюшкой посидели немного с ними и двинулись в сторону вокзала.
Оказалось, что в Светлогорске две станции: Светлогорск-I и Светлогорск-II. Одна от другой на расстоянии не более получаса ходьбы пешком через городской парк.
В гостиницу вернулись поздно вечером. По дороге закупились хлебом, колбасой и