Вступление
...Идея съездить в Верхотурье возникла у меня давно. По меньше мере месяца два я планировал эту поездку, но каждый раз, в силу тех, или иных причин приходилось откладывать намеченное.
Главная причина, наверное, покажется экзотической жителям южных стран, ибо, как это ни странно, но основной враг северного путешественника - мороз. Действительно, зима выдалась на редкость суровой. Весь декабрь и январь свирепствовали морозы и температура редко опускалась ниже -20 градусов, и это при сильных ветрах и метелях.
В конце-концов, в конце февраля, невероятным усилием воли мне удалось выбрать 2 относительно тёплых суток, между двумя активными антициклонами. Представьте себе ситуацию, при которой в пятницу температура опускается до -20, в субботу поднимается до -12, а в воскресенье к вечеру вновь зашкаливает за -20 !
Решено - выезжаем в пятницу вечером, субботу проводим в Верхотурье, а в воскресенье после обеда выезжаем в Екатеринбург. Хождение по лезвию бритвы ? Или верный менеджерский расчет ?
P.S Пока не проявлены фотографии, временно размещаю фотки, сделанные в Верхотурье летом пару лет назад и размещенные на одном из туристических серверов Екатеринбурга. При этом обещаю в скором времени заменить их последними, зимними фотографиями, которые я снимал закоченевшими пальцами еще позавчера.
Отправление в Верхотурье
Наш поезд - №677, идет в Приобье, это конечная станция свердловской железной дороги, да и вообще самая северная ж.д станция
России (а возможно и в мире). Туда едут те, кто живут и работают по берегам Оби, в маленьких городках и селах, единственный путь в которые лежит по железной дороге. Немалая часть из жителей этих северных земель - бывшие зеки, так и осевшие неподалеку от мест своего заключения.
В Верхотурье прибываем в в 2.43 ночи по
москве, или в 4.43 по местному времени, преодолев порядка 400 км пути на север, или 6,5 часов в поезде. Поезд вполне неплохой, новые чистенькие вагоны, вежливые проводницы. Расположившись в купе, получаем белье и спустя какое-то время укладываемся спать, нас ждет тяжелый день.
...Точно по расписание прибываем на станцию Верхотурье. Проводница стучится в дверь купе и сообщает о том, что через 10 минут мы на месте и стоянка всего 5 минут. Есть о чем задуматься, медлить никак нельзя !
Верхотурье
Перед нами старинное здание вокзала, как минимум 19 века постройки. Красивые узорчатые окна, декоративные колонны. Вокзал маленький, одноэтажный, но очень колоритный. На станции сошло несколько человек и тут же воспользовалось двумя такси, дежурившими тут. Дел ов том, что станция расположена в 10 километрах от самого городка и путь в центр неблизок, тем более в эту ветренную и морозную ночь.
Нам пришлось подождать с полчаса, пока таксист не сделал ходку и не вернулся забрать нас. Стоимость проезда - 30 рублей ($1) на человека. Приемлемо.
Нас высаживают прямо перед гостиницей "Соболь", единственной гостинице городка. Отель был построен в 1998 году, по случаю 400-летнего юбилея Верхотурья. Тут следует сделать маленькое отступление. Дело в том, что, как мне казалось, я спланировал поездку так, как планировал все другие путешествия по миру, а именно - предусмотрел маскимом того, что могло бы произойти, а помимо этого - элементарно забронировал гостиницу и заранее купил билеты на поезд. Все казалось в порядке, ан нет !
Дело в том, что в гостинице выяснилось, что несмотря на то, что я забронировал номер, его мне предоставить не смогут, ибо...приехала туристическая группа (!). Однако, при этом, у них остались номера люкс, по цен втрое большей, чем было оговорено. Спорить было бесполезно, ибо администраторша не ощущала не только вины перед нами, но даже и элементарной неловкости за произошедшее.
Пришлось вселиться в т.н "люкс". Мы, невыспавшиеся и уставшие, тем не менее отметили, что нет горячей воды, а холодная текла еле заметной струйкой. Впрочем, нам было не до этого и мы легли спать.
С утра собрались, оделись и вышли на экскурсию по городку. Прежде чем углубиться в сосбвенно наши похождения, небольшой экскурс в историю этого края:
...Уральские горы называли на Руси сначала "Югорским Камнем", а потом просто "Камнем". Известная еще новгородцам северная часть грандиозной горной цепи, вершины которой "в облаках не видети ..., а длина... от моря и до моря", пугала путешественников своей неприступной дикостью: "места пустые", а "жилецких людей на Камени нет". Но властно манили своими неисчислимыми пушными богатствами загадочные "страны полунощные", расположенные за Уральским хребтом.
С реки Камы за Урал вело несколько путей. Помимо караванной дороги в
Бухару через "Булгары" Камою на Уфу и далее степью на верховья Исети, в Сибирь можно было попасть по Чусовой и Сылве через "Тюменский волок". Но эти пути, с глубокой древности связывавшие Европу и Азию, вплоть до второй половины XVI века были для русских закрыты. Сначала этому препятствовало Булгарское царство, затем Золотая Орда, а после ее распада - Казанское ханство. И лишь со взятием
Казани в 1552 г. ситуация изменилась, да и то не сразу, ибо еще в XV столетии речной выход в Прикамье облюбовали для своих набегов сначала тюменские, а позднее ногайские и сибирские татары.
Нападения татар и вогулов продолжались и в XVI веке. Так, в 1506 г. тюменский хан Кутлук-Салтан совершил набег на Верхнее Прикамье, разорил Усолье Камское (Соликамск) и осадил Чердынь. В 1531 г. возобновили свои походы на Пермь Великую пелымские князья.
Не имея в достаточном количестве сил для обороны северо-восточных границ государства, московское правительство сделало ставку на частную инициативу. При его поддержке хозяевами обширных территорий в Приуралье становятся во второй половине XVI века богатые сольвычегодские купцы и солепромышленники Строгановы. Вскоре благодаря их стараниям по Каме и ее притокам один за другим стали возникать укрепленные городки и острожки.
Осенью 1597 г, из Москвы в Сибирь были посланы воеводы Василий Петрович Головин и Иван Васильевич Воейков. В соответствии с царским наказом им повелевалось быть на государевой службе "на новой на сибирской на Верхотурской дороге - на старом на чюцком городище на Неромкуре поставити город". Вслед за этим стрельцов для лозьвинского гарнизона велено было "полати на Верхотурье для городового дела и для их строенья, потому что лозвинским людем тамо быти".
Так был заложен город Верхотурье, которому суждено было стать опорным пунктом средневековой Руси, а так же религиозным и культурным центрол Урала и Сибири.
Так гласит путеводитель. Говоря же проще, сегодняшнее Верхотурье представляет из себя маленький городочек сельского типа, состоящий из обычных деревянных деревенских избушек. На высоком и скалистом берегу реки Туры возвышается Верхотурский Кремль, отреставрированный всего несколько лет назад. До этого исторические памятники городка были превращены коммунистами в хозяйственный постройки, а сам, знаменитый и укрепленный Верхотуртский монастырь - служил до недавнего времени колонией для несовершеннодетних правонорушителей (!).
Монастырь окружен 3-метровой каменной стеной, а входят в стены обители через красивые старинные ворота. Внутри монастыря - громадный собор, церковь, музей и монастырские постройки.
Кремль напоминает скорее церковь, окруженную административными постройками 19 века, ибо собственно защитные стены были снесены в 30-х годах прошлого века.
Небольшой женский монастырь расположен чуть восточнее центра города, тоже на берегу Туры.
Гуляя по городку можно обнаружить много свидетельств богатой истории этого места. Много старинных особнячков дворянства, порядком заброшенных и даже частично разрушенных.
Городок расположен по обеим сторонам Туры и связывает их 2 старинных канатных(!) моста с бревенчатыми опорами. Это было более, чем занятно. При переходе через мост, я не мог отказать себе в удовольствии напугать мою спутницу и начал раскачивать мост !
Итоги:
В целом путешествие удалось и мы остались довольны ! Мелкие неувязки не в счет и было решено продолжать и далее традицую мини-путешествий по выходным.
Следующие поездки запланированы в :
1. Музей политрепрессий на базе ГУЛАГовского лагеря Пермь-36, что в районе городка Чусовской, Пермской области.
2. Город
Астана (Казахстан), с целью познакомится с жизнью соседнего государства, увидеть новую столицу Казахстана, отведать восточной кухни, а так же вдоволь насладиться проявлениями растущего культа личности их президента Назырбаева.