(29 декабря 2002 года – 3 января 2003 года)
Первой «радостью» перед самой моей поездкой стал неожиданный звонок от туроператора. «Знаете, - заискивающе проговорила телефонная трубка, - вам придется ехать не в плацкартном вагоне, а в купейном и доплатить 400 рублей. На Новый год в Великом Устюге - настоящее столпотворение и в плацкартные билетов нет. Да, - добавила трубка, не дав мне опомниться, - возьмите с собой что-нибудь теплое, сейчас там минус 40 градусов!»…
1. ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ
Итак, я ехала в Великий Устюг, в самый северо-восточный угол Вологодской области, где бушевали метели, под пышными снеговыми шапками гнули свои лапы елки, свисали с крыш домов до самой земли сосульки, где с 1147 года (Великий Устюг – ровесник
Москвы) жил любимый всеми поколениями старец и сказочник, волшебник и даритель подарков Дед Мороз. Ехала я на его Родину не одна. Нежданно, узнав, что я собираюсь встречать Новый год в Великом Устюге, ко мне подошла работница нашей бухгалтерии Снежана и сообщила, что поедет со мной. И мы, уединившись как-то вечерком в кабинете, уже собрались было обсудить, сколько куриц будем брать с собой в поезд – проблема количества куриц, на самом деле, всегда стоит перед железнодорожными путешественниками, и, если не решить заранее, кто конкретно будет брать курицу, то в результате все обязательно возьмут по одной, а потом станут усердно впихивать друг в друга. Но тут как раз и раздался «радостный» звонок от туроператора, и мы со Снежаной почти одновременно впали в состояние столбняка. Масла в огонь подлили, прознавшие про лихие великоустюжские температуры, наши добрые сотрудники. Кое-кто стал вслух вспоминать
Египет, кое-кто рассказал о том, что ее подруга собирается праздновать Новый год в
Германии, а третий кое-кто начал глубокомысленно перечислять прелести предстоящей новогодней вечеринки в нашей конторе, не исключая и списка предполагаемых за столом блюд. Впрочем, советы тоже были. Мне, как самой пьющей из присутствующих здесь дам, предложили взять с собой литра два спирта, Снежане - арендовать у чукчей унты и, наконец, нам обеим - обязательно поддеть панталончики.
Но мы собрались с духом и 29 декабря в 12.00 дня вместе с другими отважными путешественниками уже стояли у вагона сыктывкарского поезда, облаченные в шубы, тулупы и дубленки, и ждали появления нашего сопровождающего с билетами.
Сопровождающий, точнее, провожающий, явился не сразу, но билеты принес. Не слишком зычным голосом он выкрикивал наши фамилии и объявлял места, и все по очереди загружались в поезд. Нам со Снежаной достались места 16 и 17, и сначала никакого подвоха мы не почувствовали. Почувствовали мы его минутой позже, когда добрели до этих самых мест и выяснили, что находятся они в разных купе. Провожающий дядя нам популярно объяснил, что в нашем вагоне едут туристы от двух разных фирм, и он лично отвечает за тех, которые не от нашей. Но мы все же убедили его ответить и за нас, и дядя пошел по купе устраивать нам обмен. Правда, обмена не получилось. Как выяснилось, в Великий Устюг в основном ехал народ парами или семьями по три-четыре человека, и разделяться никто не хотел. Поняв, что бороться бесполезно, я уселась в своем купе и стала разглядывать наши обратные билеты, логично решив, что совершенно не факт, что в Москву мы со Снежаной поедем вместе. Правильно догадалась: мало того, что наши места были не рядом, так еще и вагоны у нас были разные – у нее второй, у меня пятнадцатый…
В моем купе ехала супружеская пара с тещей – тихие, в меру приличные люди. Как-то раз, вернувшись от Снежаны, я едва открыла дверь и узрела чудесную картину: полумрак, теща спит, отвернувшись к стенке, а молодые полулежат на одной полке. Впрочем, Снежане повезло, куда больше! Вместе с ней ехала семья с десятилетней девочкой – милым созданием. Но по соседству с ними ехала другая семья с еще одним восьмилетним созданием. И пока взрослые тихо отмечали преддверие Нового года в соседнем купе, оба прелестных создания резвились на верхних полках у Снежаны, время от времени, с периодичностью раз в 15 секунд, повизгивая, попрыгивая и роняя вниз все, что ни попадя.
2. ОТЕЛЬ «СУХОНА» - «MARRIOTT» ОТДЫХАЕТ!
Утром мы приехали в город Котлас. В принципе, сначала нас планировали высадить на станции Ядриха, но поезд там не остановился. На улице было минус 30 и ветер, и я впервые поняла, что это значит. Открываешь глаза, а закрыть сразу не можешь - веки пощипывает, а на поверхности самих глаз как будто появляется ледяная корочка. Или действительно появляется? А нам-то еще сказали, что потеплело…
От Котласа до Великого Устюга – 67 километров. Этот путь мы преодолели на слабо отапливаемом (здесь все такие), с покрытыми морозными узорами окнами «ПАЗике» за полтора часа. Ехали по холмистой, поросшей заснеженным еловым лесом, местности, словно срисованной с картин Шишкина, и, наконец-то, добрались до гостиницы «Сухона», расположенной в самом сердце Великого Устюга. Честно сказать, внешне гостиница не представляла собой ничего особенного – обычный маленький «отельчик» маленького провинциального городка. Но внутри нас ждал сюрприз. Наслушавшись страстей про такие «отельчики», я ожидала увидеть в номере все, что угодно, вплоть до клопов и тараканов, но отнюдь не… евроремонт. В номере были все удобства, кроме душа. Так что разместились мы вполне прилично.
Жили мы со Снежаной в разных номерах, и все потому, что путевки покупали в разное время (позже я выяснила - номера наши стоили по 360 рублей и были самыми дорогими). Впрочем, об этом мы не пожалели. Как потом оказалось, все остальные номера в «Сухоне» (хотя и были заняты туристами) все еще переживали старосоветсткие времена, удобств в них не было никаких, а в наших как-никак присутствовали телевизор, телефон и огромное зеркало, которое я, как любая здравомыслящая девушка, весьма оценила в преддверии новогоднего бала.
3. УСТЬЕ ЮГА
Сразу после заселения в гостиницу нас на том же несчастном «ПАЗике» повезли на обзорную экскурсию по городу. Не знаю, что можно было обозреть из его замороженных окон, лично я мало что увидела, но все же, время от времени вылезая наружу, основные великоустюжские достопримечательности мы осмотрели. Среди них была белоснежная пятиглавая Церковь Вознесения (внутрь нас почему-то не пустили, сославшись на то, что это очень дорого. Почему дорого?), Дымковская слобода, откуда пошла в народ знаменитая дымковская игрушка (теперь ее уже почти не делают, а раньше из-за обжига глины над селом висела настоящая дымовая завеса, от которой оно и обрело свое название – Дымково), старый купеческий базар, остатки вала и рва от древнего кремля, набережная замерзшей Сухоны (сейчас по ней люди пешком переходили на противоположную сторону, несмотря на 300-метровую ширину – мост-то далеко!). Великий Устюг получил свое название от реки Юг, в устье которой при впадении в Сухону он якобы стоит. На самом деле находится это устье где-то на горизонте от границ города, и экскурсовод, лениво махнув рукой куда-то в сторону, сказала нам, что мы его все равно не увидим, разве что, если вернемся сюда летом да будем высматривать в хорошую погоду.
Великий Устюг – красивый город, с двухэтажными каменными купеческими домами, напоминающими те, которые пока еще можно встретить в переулочках центра Москвы, с белоснежными церквями и соборами. И весь светлый, просторный, почти не тронутый урбанизацией (что уж об этом говорить, если тут по самой центральной улице, по ее «проезжей» части, средь бела дня катаются лыжники). И белый-белый – от снега! Город маленький, всего 32 тысячи жителей. Но при всей его тихости и уютности здесь есть пять предприятий и столько же учебных заведений, не считая школ, которыми устюжане очень гордятся. А еще они гордятся гимназией, которую им построил Лужков. Московский мэр вообще с некоторых пор сильно полюбил Великий Устюг и негласно считается его куратором. Кстати, он же и выбрал его Родиной российского Деда Мороза. Выбор тогда был из двух городов: Великого Устюга и Вологды. Но на встречу с Лужковым вологодчане привезли фотографии родного города, а устюжане, кроме фотографий, подарили ему еще и икону-ларец, запечатленную в серебряную ризу, отделанную «чернью». После такого подарка Лужков проникся и решил посетить Великий Устюг. Ну, а дальше все пошло, как по маслу.
Нагулявшись по городу и, наконец-то, проезжая на автобусе по пути к гостинице мимо милой каждому замерзшему страннику таблички «Великоустюжский ликероводочный завод», мы тоже не смогли удержаться и не остановиться перед широко распахнутыми дверями заводского магазинчика. Боже мой, что тут началось!!! Нашего экскурсовода мы просто растерзали на куски, выясняя, какая из наливок вкуснее, какая водка качественнее, какой бальзам насыщенней и т.д. и т.п. Бедная женщина, наверное, за всю историю своей биографии никогда не встречала таких алкоголиков!!! Потом мы плотными рядами выстроились в очередь за вышеперечисленными напитками, шокируя на этот раз уже продавщиц и местных алкашей закупаемыми объемами. Знали бы они всю правду о том, почему мы такие!!! А что бы вы делали при минус 30 градусах с ветром?!!!
Мы со Снежаной купили по подарочному набору из двух наливок и фирменной водки с Дедом Морозом нашим родителям, а еще по брусничной наливке себе любимым. Потом, уже в Москве, заседая под «Брусничную» с нашим сплоченным конторским коллективом (в Устюге я отогревалась захваченным из дома коньячком), я ни секунды не пожалела о моем приобретении, а одна из сотрудниц прямо, честно и мне в лицо заявила, что теперь поедет в Великий Устюг даже исключительно ради «Брусничной» настойки! Громко! Красиво! А главное, я ее полностью поддерживаю!
Завтрак в первый день нашего приезда нам был не положен, но замерзший и еще ничего не успевший употребить народ из нашей группы взвыл и велел всех накормить. Как и в остальные дни, кормили нас в гостиничном кафе. Вполне прилично, хотя и без всякого выбора меню.
После завтрака все явно стали бодрей и веселей и отправились в местный краеведческий музей. Сей музей в Великом Устюге оказался весьма не плох. Мало того, что в нем было много всего о народном быте и истории края, там была еще и картинная галерея аж с двумя картинами Айвазовского якобы из госфондов. Ну да ладно.
В этом самом краеведческом музее нам поведали легенду о том, как был построен Великий Устюг. Жил в стародавние времена в здешних местах некий святой Киприон. Человеком он был очень мудрым и авторитетным, народ к нему всегда с вопросами ходил. Вот и однажды явилась к нему целая делегация и сообщила, что пора, мол, и Кремль бы построить, враги-то злобные покоя не дают! Где строить, как строить, никто и малейшего понятия не имел. Тогда Киприон взобрался на ближайший холм и пнул оттуда первый попавшийся камень. Камень покатился, а по его траектории и был построен Кремль.
Впрочем, Устюг не всегда был воинственным городом. В 17 веке здесь очень активно стало процветать купечество. Честно говоря, представить странно, но торговать в Великий Устюг приезжали китайцы. Как они сюда добирались, совершенно не понятно, а привозили в основном шелк и чай. А еще тряпочные китайские туфельки. Размеры ножек, а значит, и этих самых туфелек, у китаянок были не больше 12 сантиметров и для великоустюжских, как и всех прочих, кхе, наших девушек считались настоящей экзотикой.
4. СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ И ДРУГИЕ ПРИБАМБАСЫ
Разумеется, каждый уважающий себя путешественник, прибыв на неизведанную им землю, стремится обзавестись какими-либо сувенирами с этой самой земли. Мы себя, ясное дело, уважали, поэтому сразу после краеведческого музея отправились в поход по сувенирным магазинчикам. В Великом Устюге их масса, но туристов водят в два самых дорогих - в «Берендей» и в «Северную Чернь», поэтому все прочие пришлось нам искать самостоятельно, но эти два мы тоже посетили.
Кроме всевозможных дедов Морозов, продаются в этих магазинчиках, в основном, изделия местных промыслов. А промыслов в Великом Устюге множество. Прежде всего, это плетение и оригинальная резьба по бересте, которую делают только здесь (разных шкатулок можно купить целую кучу на любой вкус), Северная чернь – серебряные украшения и посуда с рисунком, различная вышивка, вологодский лен и кружева, а еще очень дешевая живопись местных художников – пейзажи и храмы. Я купила маленькую шкатулочку из бересты, Снежана – картину и серебряные украшения. Все были довольны!
А после обеда мы пошли на выставку Северной черни, на которой нам рассказали, как она, в смысле чернь, производится.
Что интересно, большинство выставок в Великом Устюге находится в храмах. Подобное я видела только в Каргополе – малюсеньком городке в Архангельской области. Может быть, это такой северный обычай?
Вот и сейчас мы шли в Никольскую церковь. Здесь разместилось аж несколько выставок. На первом этаже красовалась экспозиция быта местного народа. Честно говоря, я уже так насмотрелась похожих выставок, что любоваться подвешенными детскими люльками, русскими расписными печками и жемчужными кокошниками просто устала. Удивили меня на этой выставке два момента. Великоустюжские крестьянки прошлых времен были очень хрупкого телосложения, почему-то предпочитали в нарядах ярко-оранжевый (!) цвет и украшали ткань своих сарафанов разноцветными вышитыми человечками, очень напоминающими елочки. Весьма игриво! А второй момент - это, так называемая, фата-ревунья. Надевали ее девушки перед самой свадьбой в ожидании жениха, фата закрывала лицо, и девушке под ней планировалось рыдать в три ручья, оплакивая свою юность, отчий дом и т.д. Правда, рыдала под ней, редко какая девица. Но интерес в другом: фата-ревунья шилась из шелка, а по расцветке была явно восточного стиля – с узбекскими полосочками и узорами(???).
Чтобы пробраться на второй этаж Никольской церкви и обозреть там выставку Северной черни, нам пришлось попотеть. Правда, что касается нас со Снежаной, то мы, все же девушки хрупкие и изящные, отделались легким испугом. Забирались вверх мы по очень узкой и крутой лестнице, такой узкой и крутой, что некоторые члены нашей группы, побоявшись повторить небезызвестный «подвиг» Винни Пуха, возвращавшегося после сытного обеда от друга Кролика, просто не пошли…
Выставка Северной черни представляла собой экспозицию серебряной почерненной посуды, сделанной в разные века. А «чернили» ее всегда особым составом, состоящим из серебра, меди, серы, поташа и еще одного какого-то элемента (забыла какого… видимо, процветают у меня старческий склероз в гибриде с девичьей памятью!). Перед этим на серебряной посудине вырезался рисунок. Потом вся посудина покрывалась «чернью», затем «чернь» соскабливалась в ненужных местах, а в углублениях оставалась. В целом, получалась красиво! Говорят, что у прежних устюжских умельцев почерненный рисунок был настолько стойким, что даже при ударе и деформации самой посудины «чернь» не отлетала и не крошилась, а деформировалась вместе с ней. На выставке нам даже фильм показали, как это «чернение» делается сейчас. Ведь промысел не умер и в Великом Устюге есть неплохой заводик по производству Северной черни.
А умер, увы, здесь другой промысел. Назывался он «мороз» по жести, и Великий Устюг был единственным местом в мире, где он вообще существовал. На обычную жесть каким-то хитрым способом воздействовали кислотой, и на ней появлялся рисунок, похожий на рисунок мороза на стекле. Последний умелец этого дела умер, не успев передать свое ремесло потомкам. Жаль! Такие красивые шкатулочки получались!!!
5. ЕЛКИ-ПАЛКИ – ЛЕС ГУСТОЙ!!!
Начинает темнеть в Великом Устюге рано – в два часа дня, а в четыре – уже хоть глаз коли. Но город отнюдь не замирает, погружаясь в темноту, подобно большинству провинциальных городков, а приобретает еще более сказочный и загадочный вид. По нему совсем не хочется куда-то бежать, а хочется спокойно побродить среди заснеженных елей, полюбоваться белоснежными, подсвеченными огнями церквями, очутиться в настоящей зимней сказке с блестящими при свете луны сосульками.
Вечером именно по такому Великому Устюгу через тихий предновогодний парк мы шли к церкви жен Мироносиц на выставку старинных елочных игрушек. Но эта выставка, несмотря на такое определяющее название, на самом деле рассказывала не только об истории игрушечного производства, а и о современности быта новогодних праздников, и о том, как встречали и встречают до сих пор Новый год в разных странах мира.
Например, в
Японии, как и у нас, оказывается, принято встречать Новый год с мандаринами, они являются символом радости. А в
Китае – с ветками сосны. Не уверена, что обычай наряжать елки (в измененном виде) пришел к нам из этой самобытно восточной страны, но там есть легенда о том, почему именно сосной украшают свои дома китайцы в преддверии Нового года.
Один китайский император женился на очень красивой женщине, не принадлежащей к его сословию. А как я уже говорила, у китаянок особое значение имел размер ноги. И у молодой жены императора он из-за ее происхождения, надо сказать, был не маленький. Народ про это каким-то образом узнал и втихую стал над императором посмеиваться. Однажды перед самым Новым годом он проезжал по улице города и увидел кабак. Над его дверью висел фонарь, на котором красовалась надпись, намекающая о недостатке ножки его супруги. Император жутко разозлился и велел пометить дверь кабака веткой сосны, чтобы на следующее утро вернуться, найти дерзких виновников и умертвить их. Но об этом случайно узнала его жена. Она пожалела несчастных и приказала своим слугам ночью, пока император спал, развесить сосну на всех дверях домов города. Утром император не смог найти нужный дом и наказывать было некого. Жители города были в восторге от поступка женщины, никогда больше не насмехались над ней, а под Новый год в ее честь стали всегда украшать двери своих домов сосной.
Еще на выставке был настоящий глиняный пряник метр на метр в диаметре, глазурованный белой глазурью с красивой надписью: «Великий Устюг – Родина Деда Мороза» и большая коллекция самих Дедов вместе со Снегурочками. Кстати, как нам объяснила экскурсовод, Снегурочка – это вовсе не внучка, не дочка и уж, тем более, не жена Деда Мороза. По легенде он нашел в лесу маленькую сироту, подобрал, обогрел (не перепутайте) и, не подумайте плохого, просто приютил у себя.
А самым красивым залом на выставке был зал новогодних елок. В полумраке восемь елок при приближении к ним зажигались разноцветными гирляндами и поворачивались, представляя зрителю все украшающие их игрушки. А на каждой из елок они были из разного времени – из XIX века, 20-30-х годов прошлого, военного и послевоенного времени, времени социалистического авангардизма, перестройки и современности. Честно говоря, у меня даже ностальгия разыгралась, когда я на одной из елок увидела… маленького желтого цыпленка на прищепке. Как раз такого же купили мои родители сразу после своей свадьбы, и в детстве он был моей самой любимой елочной игрушкой…
6. ВОТЧИНА
На следующее утро, а было уже 31 декабря, мы поехали в самое сердце родины Деда Мороза, в его вотчину. На улице заметно потеплело, было минус 14 градусов, которые на севере воспринимаются гораздо лучше, чем в Москве, и мы также заметно обрадовались. Особенно было приятно после вчерашних минус 30.
Вотчина Деда Мороза – это территория детского оздоровительного лагеря «Дружба», с деревянными домишками-корпусами, куда детишки из Вологды и Великого Устюга приезжают отдыхать летом. А зимой здесь селится российский Дед Мороз. Говорят, правда, что он и летом не покидает своих владений – при необходимости, когда приезжают гости, облачается в тулуп и берет в руки посох, а в обычные дни подменяет своего братца Водолея (он же Нептун) и вместе с детьми резвится на протекающей неподалеку речке Сухоне.
Находится вотчина в 15 километрах от Великого Устюга в сосновом бору. Не знаю уж, откуда она срисована – кто-то из нашей группы, попав сюда, сказал, что, когда в прошлом году встречал Новый год в Лапландии, на родине Санта-Клауса, там было все на порядок банальнее и скучнее. В общем, вотчину Деда Мороза, на мой взгляд, можно смело назвать мини-
Диснейлендом с русским уклоном. Правда, и с некоторыми русскими недоделками.
Автобус нас подвез к деревянным резным воротам, а от них нам предстояло еще метров 300 прогуляться по сосновому бору до терема Деда Мороза – от него, как правило, начинаются все экскурсии по вотчине. Пока мы шли по дорожке среди заснеженных сосен, а из динамиков лилась музыка из детских зимних сказок, лично меня не покидало ощущение, что именно в сказке мы и находимся, а из леса вот-вот выйдут какие-нибудь Двенадцать месяцев или Мороз-воевода. Впрочем, особо предаться детству нам не дала наша экскурсовод, сказав, что на всю вотчину у нас выделено всего лишь два часа из-за назначенного обеда в гостинице и, если мы опоздаем, то это чревато скандалом. Так, подгоняемые, мы добежали, а по-другому и не скажешь, до терема Деда Мороза.
7. ПОТОЛОК ЛЕДЯНОЙ, ДВЕРЬ СКРИПУЧАЯ…
Терем Деда Мороза – это огромный деревянный резной дом с крыльцом, весь «увешанный» настоящими сосульками снаружи (видно, за несколько дней до нашего приезда здесь была оттепель, или, может, кто крышу специально водой полил?) и искусственными изнутри. Перед теремом на небольшой площадке – выставка ледяных скульптур: диких лебедей, козлов – символов предстоящего года, печек, домиков и т.д. Несмотря на то, что ночью шел снег, эти скульптуры стояли чистенькими и аккуратненькими, похоже, что от снега их тут очищают просто мгновенно, чтобы он всю красоту не портил…
На крыльце терема нас встретила дама в белом, наверно, Снежная королева, провела внутрь и «сдала» на руки одной из помощниц Деда Мороза в наряде Снегурочки. Кстати, о Снегурочке. Ее, как таковой, в вотчине нет и, как нам объяснили, спрашивать про это у местных работников считается дурным тоном. Все дело в том, что официально родиной Снегурочки признан город
Кострома, и на все серьезные новогодние мероприятия ее присылают в вотчину оттуда. Но устюжане считают, что у них у самих подходящих Снегурок можно найти, сколько душе угодно. А костромская Снегурочка – это вообще не их, чужая, и ну ее! Как раз по этой причине всех девушек в белоснежных шубках, которые водили нас по терему, тут принято называть не иначе, как помощницами Деда Мороза, а о Снегурочке лучше и не вспоминать вовсе.
Прежде всего, нас привели в зал истории и планов вотчины. На стенах в нем висели разные плакаты, говорящие о том, что здесь можно увидеть сейчас и что будет построено в ближайшие годы. А построить тут собираются много чего – вышки для фейерверков, кучу аттракционов, Академию Деда Мороза в виде летающей тарелки (впрочем, проект ее внешнего вида пока рассматривается), ледяные фонтаны и т.д. Другими словами, может и на самом деле получиться российский Диснейленд! Если, конечно, деньги на него найдутся, к чему, в общем-то, многие здесь относятся весьма скептически, потому что уже несколько лет, несмотря на приличные доходы, в вотчине ничего глобального пока не строится.
А потом мы попали в, так называемую, Волшебную комнату. Волшебную, потому что именно в ней встречались два зимних волшебника – Дед Мороз и Санта-Клаус. Когда мы вошли в комнату, помощница Деда Мороза рассадила всех нас за большой дубовый стол, зажгла свечи и выключила свет. Под ее чутким руководством мы положили руки на стол и закрыли глаза, она зазвонила в колокольчик, а пока звонила, мы загадывали желания. Говорят, должны исполниться – ведь сам Дед Мороз сие будет контролировать! Правда, про эту же Волшебную комнату рассказывают по секрету одну историю. Как-то раз перед самым Новым годом приехала в вотчину Деда Мороза делегация каких-то крутых чиновников. Ну, ясное дело, вырвались ребята из своих министерств и оторвались по полной программе (чиновники-то - тоже люди). Подогрелись хорошенько – и в терем. Как полагается, завели их в Волшебную комнату, усадили за стол, выключили свет, зажгли свечи. Помощница Деда Мороза звонит в колокольчик, все глаза закрыли, расслабились, сидят – желания загадывают. А когда включили свет, из 80 человек из-за стола поднялись только 30. Все остальные… спали волшебным сном. Такая, вот, по истине, волшебная комната получилась!