Греция и
Италия с детства влекли меня к себе как собрание античных древностей под открытым небом. Пока я подрос и дождался падения железного занавеса , интерес к языческим божествам сменился интересом к христианской истории. Поэтому после прошлогодней поездки в Италию мы с женой наметили отдохнуть в Греции. Естественно выбрали север с его чистым морем ѕ
Халкидики и столицей византийских древностей ѕ Салониками.
Путеводитель серии Полиглотт подтвердил мою уверенность, обозначив раздел, посвященный Салоникам – «прогулки по Византии».
Не буду говорить об агентстве, доставившем меня в Грецию (на данной странице есть рассказ Инессы Саух – его хозяйки – свою часть работы она выполнила на «отлично». Также приятно было поработать с агентством ЗЭТ-Тур). В Италию и
Прагу я летал через
www.devisu.ru, полетел бы с ними и сюда, если бы они работали с Халкидиками. А так получилось – почувствуйте разницу. Когда наш самолет приземлился в аэропорту Салоников, по количеству автобусов я вычислил, что с русскими работают три наиболее крупных туроператора: Музенидис Тур, Вилар Тур, Голден Иглз.
Два основных плохих отличия от итальянского туроператора:
Гид не прилетел вместе с нами и не был заинтересован в наших рекомендациях для продлении контракта и тем более не был влюблен в эту страну – короче говоря - наш гид по Греции был гражданином этой страны, причем с советским происхождением.
Фирмы, обслуживающие русских имеют в своем штате много (более 70%) выходцев из Закавказья с их «большой любовью» к семье советских народов. Наверное кто-то из моих предков действительно напортил что-то в
Грузии, когда она попросилась в состав Российской империи.
Короче говоря, вместо сопровождающих из КГБ мы имели душное сопровождение ребят и экскурсоводов из Голден Иглз. Длинные экскурсионные переезды на автобусах сопровождались характерным гамом, услышать который можно на любом Московском рынке. Если в автобусе случайно между нами оказывались немцы – наши «хозяева» почтительно набирали в рот воды. Остановки проводились только у определенных торговых «точек»- так, фотографироваться на фоне заявленного в экскурсии Олимпа пришлось с заднего двора туалета – получился холм в Кубани с зарослями сена на переднем плане.
Таким образом, поняв диспозицию, через два дня самостоятельно поменяв тараканий домик на отличное бунгало в замечательном (без шуток) отеле СУСУРАС в Ханиоти (п-ов Кассандра) и выдрав из рук гида свой медицинский полис мы с женой решили не портить себе отдых и свести общение с фирмой Голден ИГЛЗ Турз до минимума (ах как нас «облизывал» гид по Италии – как маленьких детей).
Итак – Халкидики. Кассандра – первый палец – и наиболее оживленный курорт. Ханиоти – поселок на восточном побережье – 300 жителей, порядка 200 отелей и пансионов. Около 150 магазинчиков и около 70 ресторанчиков – короче говоря – европейский курорт. Стоит только поставить на стол красного бутылку с лишней парой стаканов – и у тебя всегда будет собеседник с любым европейским языком.
Моя жена немного говорит по-немецки, я чуточку знаю английский. Самой большой нашей находкой был австралиец немецкого происхождения – говорил на обоих этих языках. На фотографии я позже увидел как мы руками случайно гасили ночные факелы и не замечали ожогов.
Второй незабываемой находкой был немецкий «Опа» - 78 летний дедушка – в прошлом военнопленный, строивший дороги в Химках. Он говорил «Гитлер Капут», «Война плохо» и танцевал танго с моей супругой, за что получил в подарок матрешку.
Об англоязычных молодых греках, «братьях сербах» я не оставил сердечного впечатления.
Отель «Сусурас» - бунгало на берегу моря, утопающие в море цветов, пальмах, лимонах и бананах. Великолепный шведский стол и обаятельный мэтр Теодорос. Только благодаря Сусурасу и Ханиоти я простил все ляпы «Туров Золотого Орла».
Сначала вокруг нас были разнузданные (загорают и купаются не по-нашему) немцы и мы впервые за рубежом обрадовались немногим соотечественникам и держали «славянскую» оборону. Потом все заполонили англичане и вступили с немцами в борьбу за пляжные лежаки. Это была эпоха великих ночных рейдов с пляжными полотенцами. Запомнился только один английский дядя в кепке Майкрософт, на вопрос моей жены: «О, Май крософт?» ответивший – «Ноу Крософт».
Французы не оставили значительного следа в нашей пляжной истории.
Интересный эпизод – как-то один покрасневший немец, размахивая в ресторане кружкой пива кричал мэтру, что англичане жалуются на немцев, что те много едят, а на самом деле это русские уносят чересчур много фруктов со шведского стола. Мэтр подошел к нам и услышав «Гитлер Капут» – ответил «Капут».
Под конец нашего отдыха всю эту «загнивающую» западноевропейскую публику смели мощным потоком наехавшие «братья сербы». Как говорится – «Наши люди после войны и разрухи на море не ездили». Это особый разговор о нищете и братской помощи, но более беспардонной публики я не видел.
Таким образом, посмотрев «переселение народов», я пришел к выводу – что самые приятные после русских – все-таки немцы.
Кроме шикарной ночной жизни (огни, магазинчики, коктейли, таверны, многонациональная публика) в поселке есть «греческие вечера» с живой музыкой. но увы уже без жаренного на костре барашка.
Насколько я понял на вечере играет одна из двух групп (так было в Ханиоти) либо стиль бузуки (то же что и сиртаки?) – веселая азартная музыка, либо стиль рембетика – заунывное пение – но все про любовь. Бузуки почему то были албанцами – творили что-то страшное – народ танцевал на столах, пил без рук, обсыпался рваными бумажками, бодрящие звуки неслись по всему побережью.
В наш отель этих бузуков не приглашали (вход на вечера во все отели свободен), но рембетико принесло не меньшие плоды – народ до того натосковался под грустные напевы, что при малейшем оживлении музыки сам бросился в пляс без заводилы.
Что такое Салоники. Великий город, порушенный турками, и застроенный монолитными 9-этажками с выгоревшей покраской. Много русскоязычных – все таки это не русские. Можно купить напиток Буратино, «Советское» и точно такого же дизайна «Светское шампанское».
Купил путеводитель по византийским храмам Салоники – проверено, есть на всех языках кроме русского (поэтому лучше сразу купить 12-е издание “Monuments of Thessaloniki” в Храме Димитрия Солунского), и во второй приезд в Салоники (жену оставил на море чтобы не водить по этим раскаленным улочкам) решил заняться спортивным ориентированием в тупиках этого знойного города.
Найти маленькую церквушку среди зданий, свалок и пустырей нелегко, но греки помогли. Описывать увиденное я не буду, если интересно можно посмотреть все самим. Быстрым темпом (т.е. предварительно все прочитав о предмете по путеводителю и рассчитав маршрут – у меня был от Панагия Халкеон до монастыря Влатадон с посещением Димитрия Солунского, Профитис Илиас и Озиос Давид в гору и обратно вниз до Ротонды (Св. Георгия) и Агиас София с заходом в три храма не буду коверкать названия по памяти, Особо запомнился Николас Орфанос – фрески как в Метеорах, только хуже сохранились) экскурсию можно сделать за три-пять часов (около 8-12 Храмов).
Из неотмеченных в путеводителе современных храмов запомнился как я понял кафедральный собор Св. Григория Паламы. (по той же улице где и Агиас София – только ниже к морю). Фрески по древнему канону в золоте – красота.
Византийский музей обошел всего за тридцать минут – 9 залов, все что осталось от тысячелетней империи. Наиболее интересны фрески из раннехристианских катакомб.
Больше ничего интересного в Салониках я не нашел.
Метеоры – стоит посмотреть, но лучше ехать с ночевкой – а так 5 часов туда, 5 обратно и всего два из шести монастырей. Предварительно лучше прочитать русскоязычный путеводитель издательства ADAM (очень подробная книга со множеством репродукций фресок и пояснений). Есть еще два издания но это все ширпотреб. Тоже касается и про книги про Афон. Т.е. есть книжки с рассказами для туристов с картинками и есть полунаучные красочные издания как раз для чайников вроде меня.
Афон (морской круиз) произвел огромное впечатление, когда увидели белый красавец-монастырь Св. Пантелеимона, все русские выдохнули – можем – наш самый величественный. Итальянцы тихо спали.
В девять вечера такси из Салоников в Ханиоти (100 км в один конец) обошлось – 37 долларов.
Напоследок - запомнился один русский сезонный рабочий, сидевший за нами в рейсовом автобусе (6 долларов). Он всю дорогу от Ханиоти до Салоников с тоской говорил своей маленькой дочке, глядя в окно: «Видишь овес – весь выжжен, на таком овсе далеко не уедешь, солнце, пекло, леса нет, на шубах богатым не станешь. И этот (кондуктор) сейчас опять есть в салоне запретит, кто таких рожает. Хорошо дочка в
России ну и в Белоруссии, куда хочешь туда и идешь, а тут…»
А в целом, Север Греции, как я его запомнил мне очень понравился, надо посмотреть, что на юге…