ПАМЯТНИК МАЯКОВСКОМУ
Не прошло и месяца после моего увольнения из "KEGOCа", как я, уже
в ранге инженера-технолога ПТЦ "Кианит" поехал в свою первую "полно-
метражную" командировку в
Москву. По дороге мне предстояло заехать
сначала в Новокузнецк и сделать там авторский надзор за проведением
футеровочных работ на местном алюминиевом заводе. Я уезжал из Алма-Аты
на поезде # 286, который представлял собою этакую "сборную
России",
потому что на самом деле это были три совершенно разных поезда: вагоны
с 1-го по 5-й шли по маршруту Арысь - Новосибирск, с 6-го по 10-й - по
маршруту Арысь - Омск, а последние семь, с 11-го по 17-й, которые при-
цепили к этому поезду на Алма-Ате-1, шли из Алма-Аты в Новокузнецк.
Меня проводили огромной компанией: мамка, дядька Вовка и Кеша.
Малков, разумеется, принёс бутылочку, мы хряпнули по стаканчику прямо
на перроне и я поехал. Проезжая через полчасика позади Дмитриевки, я
помахал из окошка рукой домику Мукаша, но во дворе никого из его паца-
нов не увидел...
Мы ехали себе потихонечку по Великой Казахской Степи, а когда по-
среди неё попадался какой-нибудь разъездик в три домика, я сразу вспо-
минал компьютерную игру "Железнодорожный магнат - 2", в которую играл
тогда юрист Нурлик - мне тут же хотелось построить на каждом таком
разъезде водонапорную башню, склад, ресторан, гостиницу и казино...
Но самое интересное ждало нас впереди. В полдвенадцатого ночи, ко-
гда весь нормальный алма-атинский народ уже давно сидит либо на берегу
Капчагая, либо в "Инаре", а наш поезд только отъехал от станции Матай,
в ярко-чёрном звёздном небе над нами пролетел космический корабль
"Прогресс"!
В тот день Казахстан снял для России запрет на запуски ракет типа
"Протон", введённый после двух, произошедших подряд, катастроф такой
ракеты-носителя. Огромная ярко-голубая звезда, за которой тянулся
сильно расходящийся в стороны белёсый хвост наподобие кометного, обо-
гнала нас как-то по диагонали и ушла в сторону Китая. В какой-то мо-
мент она вдруг погасла, но через секунду разгорелась вновь. По-видимо-
му одна из ступеней ракеты погасла и включилась следующая.
Наутро, когда наш поезд пропускал в Копан-Булаке встречный ново-
сибирский 201-й, оказалось, что там едет моя старая знакомая бригада
проводников - Ормашку я так и не увидел, зато помахал рукой через от-
крытое окно удивлённому бригадиру Кайрату и крикнул ему, чтобы он пе-
редал привет моему другу. Печальная картина открылась нам сразу за Се-
мипалатинском: в то лето 1999 года случился крупный лесной пожар и со-
сновый "Ленточный Бор", тянувшийся оттуда до станции Аул, слева по хо-
ду поезда практически весь выгорел. А какие были сосенки...
На таможне между Локтем и Рубцовском нас никто не проверял. Россия
вдруг убрала у себя второй путь от Рубцовска до Алейской... В Барнауле
наш состав разобрали на три части соответственно маршрутам и каждую
поставили на разные пути, прицепив по отдельному электровозу. Мы уеха-
ли в Новокузнецк самыми первыми.
Всю дорогу мы догоняли грозовую тучу и под утро в неё всё-таки
въехали. В Новокузнецк, оказывается умиравший целых три недели до это-
го на 42-градусной жаре, я сам себе "привёз погоду" и вылезал из поез-
да под проливным дождём... Меня встретили, отвезли в гостиницу, а по-
том немного прокатили по городу. На одной из его площадей оказался ог-
ромный памятник. Я сначала и не понял, что это за монумент, но вскоре
сообразил, что это же тот самый
Владимир Владимирович, который напи-
сал:
"Я знаю, город будет,
Я знаю, саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть!"
Город и вправду был, сады по дачам, правда, уже отцвели, а люди...
Люди во весь рост праздновали День Металлурга. "Кто тяжело работает,
тот тяжело отдыхает!" - вот где была живая иллюстрация к приколам
"Русского Радио"!
Площадки, битком полные пьянющих в умат мужиков, стояли, как и у
нас в Алма-Ате, абсолютно на каждом углу. Но мне-то хотелось посидеть
чисто по-казахски и я пошёл искать "мясо на палках". Искал часа полто-
ра, потому что площадок было много, но шашлык готовили всего в 4 - 5
местах на весь Новокузнецк. На небольшой точке у пляжа на реке Томь
(киоск, мангал и 4 столика) командовали парадом две русские тётки лет
под 60: одна - шашлычница, вторая - барменша. Хрюшке, которую они под-
жарили на сосновых поленьях, накануне исполнилось лет 300. Но я герои-
чески съел две палки, запив их пивом "Ворсинское". Никакого ворса ни
внутри, ни снаружи этих бутылок обнаружить не удалось - уже за это мо-
жно было сказать спасибо Барнаульскому пивзаводу.
В дальнейшем я питался на ближайшей к гостинице площадке сосисками
в тесте, пиццей и разливным тёмным новокузнецким пивом. Сама гостиница
алюминиевого завода оказалась спаренной квартирой в жилом доме, два
первых этажа которого занимала районная администрация, а верхние три
были жилыми.
У меня в комнате стоял телевизор и каждый вечер по местному
туле-
евскому телевидению показывали передачу "Открытый бюджет", в которой
показывали цифры, сколько за прошедший день получено денег от налогов
и прочего и сколько отчислено в такую-то больницу, в такую-то школу и
так далее по всей области! Абсолютно все заводы и предприятия Новокуз-
нецка работали, безработных практически не было, а торговцами на мест-
ном базаре были исключительно азербайджанцы.
Сделав свою футеровку, в четверг я собрался из Новокузнецка в Мос-
кву. Накануне я пришёл в местное авиаагентство - на ежедневный рейс
"Ту-154" в Москву билетов по 1600 рублей за неделю вперёд уже не было.
В кассах вокзала плацкартных билетов по 560 рублей и купейных по 940,
разумеется, тоже не оказалось и пришлось брать аж "люкс" за 1860 -
дороже самолёта! Причём потом оказалось, что я и тут взял самый пос-
ледний билет!
При отправлении скорого фирменного поезда "Новокузнецк" по динами-
кам вокзала играл марш "Прощание славянки". Все вагоны, в том числе и
наш "СВ", были забиты до отказа - народ ехал в отпуск. Поезд был сине-
го цвета, между окнами вагонов закрашен ярко-голубым и над окнами -
белые надписи "Новокузнецк". Наш вагон, вроде бы должный быть самым
лучшим во всём составе, оказался с неисправным кондиционером, но зато
в нём вместо дальнего туалета была оборудована душевая комната - удоб-
ство, которое мы оценили по достоинству особенно тогда, когда проезжа-
ли через Казанское ханство, и при этом у господина Шаймиева было + 34!
Унитаз в бывшем туалете оказался снят, вместо него на полу была сдела-
на круглая заглушка, которую закрывала деревянная решётка. Из потолка
торчал краник, а на него был надет пластмассовый шланг, который вёл к
укреплённому на кронштейне в стенке душу. Подождёшь станцию типа Ом-
ска, на которой заливают свежую прохладную воду, и идёшь купаться.
Единственное неудобство было в том, что при приличной скорости на каж-
дом повороте ты плавно уезжал по скользкому мыльному полу то к одной,
то к другой стенке душевой и сочно шлёпался об неё...
Паровоз между тем оказался не особенно скорым и делал остановки на
совсем крохотных станциях. Цены вагона-ресторана улетели следом за
космическим кораблём "Прогресс" куда-то туда же, поэтому я питался с
перронов. Зато вкусно: в Барабинске одна русская женщина, оказавшаяся
эмигранткой из Таджикистана, накормила меня совершенно изумительными
настоящими мантами с фаршем, нарезанным вручную, а не через мясорубку,
а в Красноуфимске я купил стаканчик местной земляники - аромат микро-
скопических ягодок не выветрился из купе до самой Москвы! На перроне
Казани продавали горячее второе в пакетиках - половинка жареного цып-
лёнка (не окорочков!), несколько варёных картошин, хлеб и половинки
помидоров...
Вагон до Новосибирска был полный, с Тюмени нас осталось в нём двое
или трое, но в Казани народу вновь набилось до отказа. Паровоз прика-
тил в Москву в 11 утра воскресенья. Мои орлы ещё накануне умчались
всей толпой на какое-то не то Истринское, не то Икшинское водохранили-
ще и поэтому никто за мной на вокзал не приехал. Я нырнул в метро и
поехал в Ясенево - ключ от квартиры у меня уже был. Весь народ рассо-
сался из Москвы по своим дачам и в вагонах метро сидело всего по 3 - 4
человека.
С "Чистых Прудов" мне пришлось переходить на "Тургеневскую". Я
прошёл уже почти весь подземный межстанционный тоннель, когда вдруг:
- Эй, мужик, ну-ка, стой!
Я обернулся. Передо мною маячила мерзкая рожа рядового лужковского
мента. Тут же откуда-то появился ещё один и они на пару целых полчаса
перетрясали все мои документы и сумку.
Здравствуй, Москва...
Уткин Михаил, алма-атинец в
Астане, мои сайты в Сети:
"Пригородные поезда Казахстана" -
http://pechnik.narod.ru/;
"Особенности национальной командировки" -
http://ezdok.narod.ru/