Где облака тают в аромате чая или бегом по Китаю (отчет)

Juls Страна:Китай
Город: Шанхай
Время отдыха: Дата вылета апрель 2005

Дата18.07.05 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели12899

Авторы Julis и Mr.Luo (комментарии)

Идея поехать в Китай на майские возникла в связи с всем известной акцией Аэрофлота, по которой были куплены билеты с вылетом 29 апреля и возвращением 10 мая. Однако в лучших традициях Аэрофлот решил и тут подгадить и рейс 29 мая на Шанхай отменил, так что билеты поменяли на 30-е, украв тем самым целый один день в Китае.
Маршрут планировался такой: Шанхай (2 дня) - Сучжоу (1день)-Ханчжоу (1,5 дня) - Ченду (1 день ) - Лэшань (1 день) - Пекин (2 дня), но в ходе поездки был модифицирован следующим образом: Шанхай (2 дня) - Сучжоу (1день) - Ханчжоу (1,5 дня) - Лэшань (1день) – Эмэйшань (1день) – Ченду (1день) - Пекин (1день), поскольку раз мы уже заехали в провинцию Сычуань, решили таки слазить на гору Эмэй.


1 мая. Шанхай.
Шанхай встретил неважной погодой – пасмурно, туманно, то и дело шел дождь. Долго добирались до гостиницы, поскольку точных указаний как доехать не было, а объяснить где же это никто не мог.
Начать осмотр достопримечательностей решили с Храма нефритового Будды, поскольку этому мероприятию погода особо не мешала. До него добрались на комбинации метро и такси.
Храм впечатлил, наверное, потому, что это был первый увиденный китайский буддистский храм, а еще, потому что удалось попасть на службу, где монахи пели сутры под ритм, выстукиваемый молоточком на специальной деревянной рыбке типа кита. Все это – пение монахов, горящие (а в Китае их именно жгут!) благовония, прихожане – все это создает неповторимую чарующую атмосферу…
Под впечатлением увиденного в магазине сувениров при храме был куплен диск с пением буддистских канонов.
Продолжить осмотр решили посещением телебашни Oriental Pearl – символа Шанхая, до которой добирались на метро, решив не тратить время на туристический туннель. Башня выглядела достаточно симпатично и внушительно, вот только верх ее, начиная со второго шарика, был в тумане и шпиля, а также вершин небоскребов нового делового района Пудун (Pudong), где она расположена, видно не было. Поэтому решили не тратить деньги на подъем на башню – все равно ничего видно не будет, а ограничиться посещением музея Шанхая в основании башни.
Музей показался нам интересным и подходящим для начала знакомства с Шанхаем местом. Экспозиция достаточно обширная и посвящена истории Шанхая – тут и времена опиумных войн, и концессий, … Все это оформлено очень красочно – старые автомобили, трамваи, модели домов, макеты зданий, восковые фигуры, звуковое и световое сопровождение, а иногда даже и запахи (особенно запомнилась настоящая сушеная рыба, лежащая в «рыбной лавке старого Шанхая»). В музее также есть макеты основных интересных с архитектурной точки зрения старых кварталов - набережной и зон концессий в разные годы. Так что потом, гуляя по набережной, было приятно узнавать виденные в музее в виде макетов здания таможни, администрации, банка и т.д.
Когда вышли из музея, уже стемнело, и на башне включилась розовая подсветка, но туман все висел и дождь накрапывал.
Укрылись в ближайшем молле. Посещение молла обратилось в отличный шоппинг – лучший за всю поездку. Когда молл закрылся, мы вышли и увидели, что туман, наконец, рассеялся и дождь прекратился. Башня и небоскребы красиво подсвечивались, но подняться наверх в такое время уже было нельзя. Поужинали недалеко от башни в ресторанчике. Еда была неважной, даже бесплатного чая, который обычно наливают всем посетителям в китайских ресторанах, здесь не было, плюс еще пытались обсчитать нас на 5 юаней. Пять юаней были отвоеваны, и знакомство с Шанхаем продолжилось на набережной Вайтань (Bund). С нее Пудун (где башня) выглядит очень симпатично, да и на ней самой расположено много примечательных старых зданий, напоминающих своим видом американскую архитектуру Чикаго 20-х -30-х годов прошлого века. Многие, кто бывал в Шанхае до войны, отмечали это сходство. В Китае снято бесчисленное количество фильмов про гангстерский Шанхай 20-х – 30-х годов, о том, как мафиозные группировки боролись за контроль над городом. Вот только впечатление от архитектуры портят всякие бомжи, впариватели цветов, еще какого-то г.., дети-попрошайки, которые достаточно навязчивы (после первого «нет» никто не отваливает) и попадаются каждые 5 метров при соотношении 5:1 не в пользу туристов.
Комментарий Mr.Luo: Безусловно, попрошайки были в Китае и раньше, но сейчас они стали вести себя гораздо наглее. Значительно вырос уровень уличной преступности в Китае по сравнению с прошлыми годами. В крупные города приезжает огромное количество провинциалов на заработки, многие, не найдя работы, пополняют ряды криминальных элементов. В Гуанчжоу на моих глазах средь бела дня на многолюдной улице уличный воришка сорвал цепочку с шеи девчонки, шедшей в окружении подруг, и убежал. Девчонки попытались его задержать, но прекратили свои попытки после того, как он несколько раз врезал им от всей души (!). После этого он выбежал на проезжую часть и скрылся, зигзагообразно маневрируя в потоке едущих машин. Поэтому, находясь в Китае, соблюдайте осторожность, дабы не стать жертвой воров. К счастью, это худшее, что может случиться, так как в остальном Китай – безопасная для иностранцев страна. Даже ночью можно спокойно перемещаться по городу без приключений (в отличие от России, например). Ограбления и убийства иностранцев – скорее из области вымысла.
Чтобы избежать встречи с бомжами, попрошайками и другими представителями общественного «дна», можем посоветовать любоваться набережной Вайтань с другого берега – в Пудуне. Там же, на пудунской стороне, расположены наиболее модные сейчас бары, где, сидя на открытой веранде, можно выпить пивка и полюбоваться ночными огнями набережной Вайтань.
Дабы не заканчивать день на этой ноте, направились во Французский квартал, который оправдал ожидание и стал приятным завершением в целом приятного дня. В этом квартале была построена пешеходная улица, где старые постройки колониального стиля переоборудованы изнутри под кафе и бары, где любят посидеть иностранцы, китайские бизнесмены и бомонд. Все очень чисто, цивильно и на высшем уровне (цены, правда, тоже, но, все равно приятно было посидеть и выпить по чашке кофе). Называется это место по-китайски Xintiandi – «Новый Свет». Вышли из кофейни около часа ночи, метро и общественный транспорт в такое время в Китае уже не работает. На такси добрались до отеля.
2 мая. Шанхай. Переезд в Сучжоу.
Решили съездить на Наньцзинлу (Nanjing Lu) – главная торговая улица Шанхая, к тому же пешеходная. Погода с утра была хорошая, что обнадеживало. Однако хорошая погода оказала плохую услугу – на улицы вывалили дикие толпы китайцев, у которых были недельные каникулы по случаю первого мая, а как раз на этой неделе у них принято путешествовать. Так что перемещение по Наньцзинлу в плотном потоке китайцев представляло собой что-то похожее на переход на кольцевую ветку с радиальной утром в час пик, когда из трех эскалаторов работает один.
Тоже самое (разве что, немного посвободнее), творилось и на набережной.
Из приятных впечатлений этого дня в Шанхае – небольшой шоппинг и очень вкусный и достаточно недорогой обед в кафе на Наньцзинлу
Вечером решили ехать в Сучжоу, но приехав на вокзал выяснялось, что билетов на поезд нет. Тут же нашлись ушлые товарищи с предложениями доставить нес в Сучжоу на импровизированной маршрутке-микроавтобусе за 50 юаней с «лица». Сошлись на 40 юанях, ехали около часа.
В Сучжоу с гостиницами была полная Ж..(Сначала никакие touts к нам даже не подходили и мы занялись обзвоном гостиниц из любезно одолженной baNKir-ом “China by Rail”. Но нигде не было мест, либо оставались только дорогие номера от 380 юаней…
За полчаса на площади были таки встречены 3 touts, но и у них с сортиром в номере дешевле 200 ничего не было. В итоге мы и еще четверо китайцев поехали с одной теткой в микроавтобусике в ее гостиницу – жуткую вонючую дыру, где к тому же не оказалось номера с душем и сортиром, а отвезти обратно на вокзал они отказались. Так что пришлось методично обходить все расположенные на этой улице отели, которых мы за час или полтора обошли штук 10, но нигде не было мест. Расстроенные вышли на улицу побольше и зашли в отель Home Inn, где номеров тоже не было, но в то время, когда мы спрашивали их совета, куда еще мы можем податься, какой-то их клиент позвонил и (о счастье!) отменил бронь, так что нам достался милый двухкомнатный номер с двумя кроватями и выделенной линией бесплатного Интернета. Ей-то мы активно попользовались с целью поиска гостиниц в городах далее по маршруту, дабы больше не блуждать в ночи с вещами по городу в поисках ночлега.
3 мая. Сучжоу.
Утром выползли поздно и поехали за билетами на Ханчжоу. Решили ехать на автобусе- это хоть и немного дороже, зато быстрее доберемся. Далее направились на Тигриный холм. Вход -50 юаней.
Холм особо не впечатлил – камни, вода, деревья. Приятно, но не более. Китайцы, в достаточно значительных количествах. Напрягают. Хотя их тут поменьше, чем вчера в Шанхае, но все равно многовато…
У подножия купили парочку вырезанных из камня чайничков. Поехали в Сад скромного чиновника. Вход 70 юаней, хотя еще в феврале был 30.
Народу больше, чем на Тигрином холме. Сад тоже особого впечатления не произвел (разве что гигантские цветные рыбы в пруду размером с лосося на нересте) + осмотр осложнялся наличием в больших количествах шумных громко галдящих и толкающихся китайцев.
Во время поездки эта их идиотская особенность громко галдеть меня не раз доводила – галдят в метро, в поездах, в парках, в такси, реже в автобусах. Нам привычно, что в транспорте, да и вообще, люди стараются разговаривать тихо, дабы другим, посторонним людям предмет их разговора не стал известен. Эти же орут просто жутко, что мешает и воспринимать красоту садов, и проехать 3 часа в поезде без того, чтобы от их ора не разболелась башка.
Комментарий Mr.Luo: На вопрос, откуда у китайцев привычка так громко разговаривать (а также все остальные привычки, раздражающие европейцев), никто точного ответа дать не может. Среди китайцев бытует мнение, что громкий звук придает словам больше правоты и убедительности, кто громче орет, тот больше прав. Так что собеседники постоянно стараются перекричать друг друга. Некоторые исследователи считают, что это реакция китайцев на их перенаселенность: когда столько народу вокруг, соблюдать какую-либо privacy китайцам очень трудно, уединиться для разговоров практически невозможно, поэтому китайцы не заворачиваются над тем, услышит ли кто их разговоры, и даже наоборот, «включают звук на полную громкость». То же касается и других привычек. Так, например, китайцы охотно занимаются физическими упражнениями прямо на улицах (на набережных, в скверах и т.д., в России никому бы и в голову не пришло, у нас это привыкли делать в специально отведенных для этого местах. А в Китае – запросто. В Пекине, например, в рамках подготовки к Олимпиаде 2008 года на улицах и в скверах установлены простейшие тренажеры для развития основных групп мышц, и каждый желающий, проходя мимо, может остановиться и «подкачаться» на них.
В бытность мою студентом темой моей дипломной работы была книжка некоего тайваньского писателя «Безобразные китайцы», в которой как раз поднимается проблема поведения китайцев и отношения к ним за границей. Надо сказать, что китайцы, в отличие от нас, например, весьма болезненно относятся к критике своих традиционных привычек и обычаев (автор книги отсидел за это 10 лет в тайваньской тюрьме. Во время моей работы на Тайване у меня была, кстати, идея посетить этого человека и высказать ему сердечную благодарность за интересную книгу, что, к сожалению, так и не удалось осуществить. А жаль).
Вечером доехали до Ханчжоу (автобус шел 2 часа) и почти сразу отправились спать.
4 мая. Ханчжоу.
С утра отправились пешком до озера Сиху, но по дороге нас пару раз застал дождь (а зонт-то мы не взяли), поэтому зашли в пару магазинчиков и позавтракать.
На озере хотели взять маленькую лодочку и покататься, но маленьких лодок нигде видно не было и в их поисках мы решили погулять по берегу. Обойдя неспеша четверть периметра озера (к тому де пришлось на 40 мин зайти в кафешку из-за дождя) лодочек так и не встретили, и спросили на кассе больших туристических лодок на 30 чел, где же маленькие. Оказалось, что в плохую погоду им не разрешается возить туристов из соображений безопасности.
Пришлось за 45 юаней с чел. купить билет на большую.
На озере есть несколько островков, между которыми и курсируют эти лодки. Можно выходить и потом садиться на любую из них, имея билет. Первый посещенный островок впечатления не произвел, а вот второй был интересен – зигзагообразрные мосты, милые беседки и прудики с рыбками. После осмотра острова высадились на берег неподалеку от пагоды Лэйфэн (Leifengta). Семиярусная пагода была построена в 11 веке как хранилище буддийских реликвий, привезенных из Индии, однако в 20-е годы прошлого века была разрушена. Существующая сегодня пагода – это новодел 2002 года, хотя снаружи в точности повторяет прежнюю. Внутри же она имеет мало общего с оригиналом. Для подъема на верхние ярусы в пагоде сооружен лифт, напоминающий собой лифты в моллах.
(Входной билет - 30 юаней).
Вечером знакомые китайцы свозили нас в традиционную китайскую чайную, которая очень понравилась. Традиционная чайная является местом времяпровождения и общения китайцев, в основном людей за 30. По сути это – «шведский стол» с огромным выбором закусок и фруктов, подаваемых «к чаю». Стоимость – 50 юаней с носа, количество подходов к столу неограниченно. В чайной китайцы отдыхают после трудового дня, обмениваются новостями, играют в карты и в мацзян. Иногда в чайных предлагается культурная программа (живая музыка, исполняемая на традиционных китайских инструментах либо китайская опера). Чайные, в отличие от большинства ресторанов, работают почти круглосуточно, и даже ночью – в 12 или в час – в них полно посетителей. Правда, встретить европейского человека в таком месте затруднительно – если туда и приходят иностранцы, то обычно это происходит по приглашению местных. Так что может возникнуть проблема общения с персоналом чайной на английском языке.
5 мая. Ханчжоу. Переезд в провинцию Сычуань.
Знакомые китайцы повезли нас в Храм прибежища души. Весь комплекс состоит из двух частей – собственно монастыря и гротов с наскальными рельефами на буддийские темы. Попав в гроты, мы еще раз почувствовали на себе недостаток путешествия по Китаю во время майских праздников.
Сам храмовый комплекс весьма интересен.
Надо сказать, что действительно старинных зданий в Китае осталось мало. Большинство памятников – это новоделы 80-90-х годов 20-го века, выстроенные из бетона как точная копия оригинала. То же самое касается и Храма прибежища души, в нем много строений либо заново выстроенных, либо абсолютно новых (так же как и в России, в Китае сейчас мода .на религию, так что храмы растут как грибы после дождя). Но есть и весьма интересные залы со старинными изваяниями Будд, архатов и демонов-хранителей врат, еще интересен фонтан в верхней части монастыря , а также стена с рельефами различных китайских мифических животных – драконов, единорогов и мифических львов.
Вход в парковую зону, где гроты – 35 юаней, в храм - 30.
По дороге в аэропорт заехали на шелковый рынок, но, поскольку времени было мало и ассортимент не впечатлил, купили только сувениры.
В самолете до Ченду покормили и вовремя доставили на место. Мы решили сразу поехать в Лэшань, но прямых автобусов до него уже не было, так что из аэропорта доехали сначала до Ченду (10 юаней), а уже там переехав до нужного места на таки сели на автобус до Лэшань. (38 юаней).
В Лэшане насилу отбились от окружившей нас толпы из человек 15-ти китайцев, что-то предлагавших (гостиницы, рикши, такси) и доехали до какой-то гостиницы недалеко от центра.
Поужинали в простецком ресторанчике, где пиво было аж 13 юаней (самое дорогое за всю поездку!). Опять пытались надуть нас на 5 юаней, вписав туда не принесенный рис. Проверяйте счет! Даже китайцы, пообедав в ресторане, всегда старательно проверяют счет – это неспроста. На крупную сумму вас вряд ли надуют, но юаня 3 могут запросто накинуть. Счет в Китае пишется иероглифами на клочке бумаги, в тот момент, когда вы сделали заказ. То есть та бумажка, на которой официант записывает ваш заказ, обычно и является счетом. В принципе, по требованию клиента предоставляется счет в печатном виде, однако на нем вообще все цифры пишутся иероглифами прописью, то есть вместо «30 юаней» будет написано «тридцать юаней), и прочитать его тому, кто не владеет китайским, будет проблематично. Местные (за исключением командированных, которым нужны чеки для отчетности) обходятся обычно просто от руки написанной бумажкой. Правительство, озабоченное неуплатой налогов в сфере общепита, идет иногда на довольно забавные меры: например, тому, кто потребует в ресторане счет в печатном виде (через кассовый аппарат), бесплатно выдается лотерейный билет.
В Лэшане такси: посадка 3 юаня, далее 1,1 за км.
6 мая. Лэшань. Grand Buddha. Переезд в Emei.
Главная достопримечательность Лэшань – самый большой в мире Будда из вырезанных в скале (Grand Buddha) – 71 метр в высоту (после того как талибы взорвали в Афганистане). Наибольшая же статуя Будды в мире имеет 130 м в высоту и находится также в Китае.
До Будды можно добраться несколькими путями: переплыть на кораблике через реку (кораблик привозит прямо ко входу в парк) либо доехать через мост на такси. Можно вообще дойти пешком, если пойти по набережной в обход и перейти по мосту на ту сторону. Мы поплыли на кораблике – это интереснее.
Сам Будда вырублен в скале в месте слияния двух рек – Миньцзян и Дадухэ. Обе реки судоходны, но имеют стремительное течение. Легенда гласит, что в старину в этом месте были часты кораблекрушения. Суда, перевозившие соль и другие товары, налетали на скалы и разбивались. Тогда некий монах по имени Хайтун предположил, что наверняка место это полно нечисти, которая и строит козни и разбивает корабли. Он убедил местные власти в необходимости постройки на этом месте статуи Будды, чтобы она отгоняла всю нечисть. Статую решено было вырубить прямо в 80-метровой скале. Работы продолжались 90 лет (!), 30 из них – под руководством самого Хайтуна. Уникальность статуи заключается также в том, что Будда изображен восседающим на троне, что в буддийской иконографии встречается очень редко.
Короче, место это достойно посещения!
На горе также находится ряд монастырей, самый известный – это дзэнский монастырь Уюсы (Wuyousi). Очень старый монастырь. Визитная карточка монастыря - статуя Будды 10 в. в индийском стиле (Будда в одной из своих ипостасей изображен клыкастым демоном). Здесь также находится один из известнейших в Китае зал 500 архатов (буддийских святых). По периметру длинного коридора рассажены 500 статуй архатов в человеческий рост. У каждого – свои характерные черты лица и присущие ему предметы. Вообще залы архатов не встречались нам больше ни в одной стране Юго-Восточной Азии. В китайских храмах их можно увидеть довольно часто.
Кораблик стоит 5 юаней на нижней палубе, 6 на верхней. Вход в парк – 70 юаней. Если раньше входная плата была ниже (около 40 ю), но приходилось отдельно платить за попадающиеся на пути достопримечательности и проход через некоторые места (гробницы в скале, рыбацкая деревня, монастырь), то теперь все это уже входит в билет и в парке есть только одно место с построенными в 1990-х гг статуями Будд, за которое нужно платить отдельно – 8 ю. (оно не вызвало особого интереса и мы туда не пошли).
Обед в рыбацкой деревне (которая находиться внутри парковой зоны по пути к большому Будде) был отличный, да и пиво всего по 5 юань

После долгих раздумий относительно посещения гор Эмейшань (Emeishan) решили все-таки туда съездить, поскольку вероятность еще раз вернуться в Сычуань и оказаться в 25 км от этого место гораздо ниже, чем оказаться еще раз в Пекине. Поэтому решили урвать день у Пекина и потратить его на восхождение на Эмейшань (а точнее спуск).
В город Emei ехали на машине – ходят от автостанции, как только набирается 4 чел. По 10 юаней с лица. Потом на такси до поселка Baoguo, который расположен недалеко от горы и является starting point для походов. Когда вышли из такси, к нам сразу подбежал китаец и представился владельцем отеля Teddy Bear Guesthouse. Представился как Andy, а вот китайское имя так и не назвал. Номеров с душем у него не оказалось, поэтому мы поселились в соседнем отеле его сестры, где сторговали номер с санузлом за 100 юань. Потом этот тип упорно зазывал нас в свое кафе, где тусят западенские бэкпекеры и меню на английском с в основном европейской жрачкой и средней ценой блюда 25 юань. У него мы взяли только пиво, поскольку решили поискать подешевле, а заодно он рассказал про пути подъема и спуска с горы.
Во время распития пива мы вдруг вспомнили, что поменять деньги сегодня не успели, а на следующий день нам предстоят большие расходы – входная плата, поездка на гору на автобусике, канатка, посещение монастырей, а еще нужно что-то жрать сегодня и завтра. Поскольку местечко Baoguo очень маленькое – всего 1 улица с гостиницами и кафешками, банкомат был на всю деревню всего 1, да и тот сельхозбанка (Agricultural bank of China). Дать денег с карты visa известного австрийского банка он отказался. Тетка из кафе посоветовала нам обратиться к Andy – типа он имеет дело с иностранцами и может поменять. Однако тип наотрез отказался это сделать. Пришлось ехать на такси в город Эмей, но единственный банкомат Bank of China сломался, а другие банки карточку упорно не признавали. Ощущение просто катастрофическое – денег нет, и украденный день на Пекин может просто пропасть!!! Единственный выход – черный рынок. Как и у нас во времена СССР менять валюту свободно через обменники и уж тем более расплачиваться ей запрещено. Пришлось прибегнуть к услугам «валютчика», которого нам порекомендовал таксист в городе.
7 мая. Emeishan.
Встали в 6 утра. Отправились на автостанцию, от которой на вершину горы ходят микроавтобусы. Идут до места, расположенного в 5 км от вершины. 2 часа, 30 юань.
Билет в парковую зону -120(!!!) юань. Говорят, в нижней части маршрута монастыри в основном за дополнительную плату, но поскольку мы в основном тусовались на верхней части, то за весь день дополнительно заплатили лишь по 10 юаней за вход в монастырь…
До вершины поднялись на канатке. 40 юаней с носа.
Отдельного повествования заслуживают обезьяны горы Эмэйшань. Поскольку гора Эмэйшань является национальным парком, то все животные, обитающие на ней, охраняются государством, в т.ч. обезьяны, которые нисколько не боятся людей (за убийство обезьян предусмотрены серьезные штрафы) и даже наоборот, зная самые людные тропы, они подстерегают проходящих туристов, чтобы чем-нибудь поживиться. При этом они нагло лезут в карманы туристам, если заподозрят наличие в них еды или напитков (!). И если, не дай бог из кармана куртки у человека торчит горлышко пластиковой бутылки с минеральной водой, обезьяна тут же выхватывает ее, прокусывает и пьет. То же самое происходит с полиэтиленовыми пакетами – пока обезьяна не убедится, что в них нет съестного, она не отступится. И если вы попробуете сопротивляться, будьте уверены – схватка с обезьяной может стоить вам прокушенной руки или ноги. В некоторых местах на тропе даже специально дежурят местные с палками, на случай, если обезьяны поведут себя слишком агрессивно. В этот день мы стали свидетелями двух случаев, связанных с обезьянами, подтверждающих вышесказанное. В первом случае китайская девчонка стала кормить небольшую симпатичную обезьянку из рук (чего делать категорически не рекомендуется). В это время ее парень ее фотографировал. Покормив обезьянку, девчонка стала «здороваться» с ней, дергая за лапку. Обезьянка поняла это как приглашение поиграть, прыгнула девчонке на плечи и вцепилась в волосы. К счастью, она не нашла там ничего интересного, и инцидент быстро закончился. В другом случае, жертвами обезьян стала группа тибетских монахов, отправившихся с паломничеством по местным монастырям: матерая мохнатая обезьяна, злобно рыча, выхватила у одного из них полиэтиленовый пакет с обувью, думая, что внутри еда. Не помогла даже трость в руке одного из монахов – обезьяна не успокоилась, пока не убедилась, что содержимое пакета несъедобно. После этого она просто отбросила пакет в сторону, где монахи смогли его подобрать.
Комментарий Mr.Luo: Интересный случай произошел 9 лет назад, во время моей учебы в Китае. Группа китайских студентов поехала на экскурсию в Эмэйшань. Всем были даны инструкции, как вести себя с обезьянами. Один из студентов решил штурмовать гору в одиночку. Когда он набрел на стадо обезьян, то принялся их кормить припасенным для этого печеньем. Когда обезьяны съели все, они стали лезть к нему в карманы и под одежду, рассчитывая найти еду там. Парню это не понравилось, и он стал отбиваться от надоедливых тварей. Злобные существа не только покусали его, но, в добавок, сорвали с него рюкзак (!), и, порывшись внутри и опять же не найдя ничего съестного, сбросили рюкзак в пропасть (!!) . В результате схватки с обезьянами одежда на парне была изорвана буквально в клочки, а рюкзак с деньгами и документами лежал на дне ущелья. Спасение пришло в виде проходившего мимо крестьянина: за половину тех денег, что были в рюкзаке, он достал рюкзак из ущелья.
Главным козырем Эмэйшань (не считая, конечно же, чарующих пейзажей, вид на которые открывается с трехкилометровой высоты), являются, конечно же, буддийские монастыри – Эмэйшань – одна из священных буддийских гор Китая. Ежедневно, помимо туристов, сюда прибывает множество паломников, многие из которых совершают восхождение и спуск полностью пешком. Одно то, что сюда совершают паломничества даже набожные тибетцы, говорит о том, что гора Эмэй пользуется уважением не только у ханьцев, но и у других народов Китая. Во время спуска нам даже повстречался человек, который, в духе самых строгих традиций буддийского паломничества по святым местам, совершал восхождение, измеряя гору длиной своего тела. То есть делается земной поклон, затем руки вытягиваются вперед, тело и ноги подтягиваются к кистям, потом подъем, опять поклон, и так он постепенно, шаг за шагом, продвигается вперед. Занятие очень утомительное. Дабы не изодрать в кровь ладони и коленки, на них надевают специальные повязки.
За время спуска с горы мы посетили 5 монастырей. Это монастырь, расположенный на самой вершине, далее – Хуацзансы (Huazangsi), Воюньсы –«Храм спящих облаков» (Woyunsi), Leidongping, Сисянчи – «Пруд купания слона» (Xixiangchi), Хуаяньдин (Huayanding), Чудянь (Chudian), Сисиньсо (Xixinsuo). Очень интересным показался нам также «Монастырь 10 тыс.лет» или «Мириады лет» - Ваньняньсы (Wanniansi). Визитной карточкой монастыря является бронзовая 7,5-метровая статуя Бодхисаттвы Манджушри верхом на белом слоне. Вес статуи – 62 тонны, построена при династии Тан в 980 г.н.э. Статуя расположена в специальном павильоне с позолоченными крышами.
От монастыря Wanniansi спустились уже на канатке (30 юаней), потому как время поджимало, а физических сил идти уже не было. В сумме за этот день преодолели около 28 км по крутым горам. Ноги, кстати, сильно болели еще 3 дня, существенно снижая скорость перемещения по Ченду и Пекину, особенно вниз по ступенькам.
Заехали а Баогуо за вещами, и потом в Эмей - на вокзал.
До Ченду ехали на поезде – это, наверное, наихудшее впечатление всей поездки в Китай. Ехали в soft seat, это три сидения и через проход еще два, причем расположены они лицом друг к другу, а между ними столик. Вагон не особо чист – чуть лучше нашей электрички, но убирают регулярно. За 3 часа пути подметальщик проходил 3-4 раза. Но впечатление о поездке было испорчено не поездом, а пассажирами – постоянный громкий ор и гвалт, не менее громкое сморкание, плюс куча народу была без мест и просто стояла в проходах. Так что на подъезде к Ченду голова просто раскалывалась. Но ура, мы высаживаемся и на такси едем в гостиницу.
В Ченду останавливались в Sim’s cozy guesthouse, очень понравилось. Персонал весь говорит по-английски и очень помогает, уютно, клиенты – в основном бекпекеры –западены. На ресепшн работают иностранцы (при общении с ними возникает, почему-то, ассоциация с событиями, описанными в знаменитой книге «Пляж»). Дабл с душем стоил 180 юаней, но в обычное время стоит 150.
Поужинали в заведении недалеко от гестхауза, называется Сhuan-chuan-xiang (что можно перевести как «ароматные шашлычки»). В нем представлена традиционная сычуаньская кухня, а именно – хо-го с шашлычками. Посередине стола вырезано круглое отверстие, в которое ставится таз, наполненный соусом со специями. Снизу он подогревается на газовой горелке.
В кипящий соус можно бросать либо разные штуки, продающиеся блюдами – креветки, доуфу, угорь, сосиски, либо опускать всевозможные продукты, нанизанные на палочки – разные виды мяса, зелень, овощи, перепелиные яйца, сосиски и т.п. Стоимость съеденного потом подсчитывается по количеству палочек.
С двумя кружками пива по 0,6 мы поели на 24 юаня.
Провинциальность Ченду чувствуется, разве что, только в ценах и большей душевности людей, а не во внешнем облике города, застроенного высотными заданиями, как и все бурно развивающиеся китайские города.
8 мая. Ченду.
Мучительно встали пораньше, поскольку вычитали, что идти в Центр разведения панд (Panda Research Breeding Center) нужно с утра пораньше и попадать туда в промежуток между 8 и 10 часами. А потом, дескать, появляются толпы туристов, которые мешают любоваться пандами.
Во дворе Guesthouse в ожидании минибаса уже толпились западены, которые ехали туда на экскурсию за 70 ю.
Мы же поехали общественным транспортом по схемке, любезно предоставленной нам тем же гестхаухом. Так что поездка обошлась нам в 34 юаня на человека (вход в Panda Research Breeding Center- 30 юаней, 4 юаня на 2 автобуса по 1 ю, туда и обратно)
В центре панд можно увидеть больших панд разных возрастов, а также малых панд (которые по-английски называются “red panda”) - это такой рыженький травоядный зверек, похожий на енотика, лисичку, и дикого кота.
Звери живут не в клетках, а в специальных вольерах достаточно большой площади и чувствуют себя неплохо.
С животными можно обниматься и фотографироваться - с малыми по 50 юаней, с большими – по 800.
Экскурсии китайцев во главе с экскурсоводами нам пару раз попались, но особо созерцать панд не мешали, так что вовсе не обязательно так рано вставать.
Купили билеты до Пекина, выселились из гестхауса и направились пешком в храм Вэньшуюань (Wenshuyuan) – один из самых больших буддийских храмов в Ченду. Территория была несколько грязноватой - повсюду валялись обертки от благовоний, полиэтиленовые пакеты, да еще и местами шел ремонт – мешки с цементом, тазики и т.п. Тем не посетители в храме были, и в очередной раз окунуться в атмосферу было интересно. Интересен и сам монастырь – в его залах представлены необычные сочетания различных святых, полководцев, архаты и т.д.
Попытались пообедать в находящемся на территории храма известном вегетарианском ресторане. Но безуспешно – после 10 минутного ожидания народу так и не убавилось и внимания персонала так и не удалось добиться, так что мы оттуда ушли.
Направились на автобусе в даосский храм Green Ram Abbey. Храм был более чистым, чем его буддийский собрат, с более размеренной жизнью – много пожилых людей, неспешно выполняющие поклонение или что-то обсуждающих между собой.
Комментарий Mr.Luo: Основной фигурой поклонения в даосизме является Лао-цзы – основатель учения, соответственно его статуи можно встретить в каждом павильоне храма. Однако не брезгует китайский даосизм и буддийскими божествами – есть изображения Бодхисаттвы Гуаньинь и других божеств буддийского пантеона, которые почитаются почти на равных с даосскими. Вообще, отношение основной массы китайцев к религии всегда было сугубо практическим. Так, например, китайские крестьяне в старину, надеясь на помощь могущественных божеств, выставляли их изображения для поклонения и подносили им в дар пищу, в общем, всячески выказывали свое уважение к ним. Если же божество не выполняло того, чего они хотели (например, вместо дождя, о котором они молились, наступала засуха и т.д.), то статую вполне могли побить палками и задвинуть в темный угол. Также в Китае никогда не было единой государственной религии, главным считалась верность императору, а дела духовные – это потом.
Собственно сами храмы в Китае служат не только местом «отправления культов», но и местом общения и времяпровождения (особенно для пожилых людей). Народ приходит в храм попить чаю, поиграть в домино или шашки, гадать, делать тайцзицюань и т.д.
В целом же даосизм – в отличие от буддизма - религия, не регламентирующая социальное поведение человека. То есть отношения в обществе, семье и государстве находятся за рамками доктрины даосизма. Поэтому, наверное, несмотря на то, что эта религия – исконно китайская, последователей у нее в Китае гораздо меньше, чем у буддизма или мусульманства.
После осмотра храма попили чайку в чайной при храме и приобрели пару симпатичных китайских рисунков тушью на бумаге у местных художников. Ну, вот и пора возвращаться и ехать в аэропорт.
Когда приехали на станцию отправления автобусов, таксисты предложили довезти по цене автобуса (10 юаней) на такси, если будет 4 пассажира. Двое китайцев быстро нашлись и через 30 минут мы уже были в аэропорту Ченду.
Наш рейс Ченду - Пекин на 19-45 задержали до неопределенного времени, поэтому пришлось сидеть и ждать. В начале девятого даже раздали еду – видимо планируют еще долго нас держать(?). Еда была просто квинтэссенцией того, чего я в китайской кухне есть не могу – рубленная жареная курица с костями (ну неужели лень потратить минутку на вытаскивание кости перед готовкой- ведь придется пол-обеда плеваться этими костями), куриные желудочки (внутренности – бее!) и жаренное свиное сало со шкуркой. Так что поесть не удалось. Но к счастью, рейс таки объявили, и ближе к 9 мы улетели в Пекин. Прилетели около 12, так что там еще ходили автобусы до города (16 юаней).
К часу ночи добрались до гостиницы и отправились спать.
9 мая. Пекин.
Сегодня решили расслабиться и встать не 6-7 утра, а в 9. На метро добрались до станции Ванфуцзин – это пекинская пешеходная шоппинг–улица, где и позавтракали. Пешком пошли на Тяньаньмень и в Запретный город. Запретный город показался вполне интересным и разочарование, которое постигло многих авторов отчетов по Китаю, нас не коснулось. Боковые галереи были в лесах – видимо к олимпиаде готовятся, но основные залы все работали, и было весьма любопытно посмотреть на очередной «королевский дворец».
Далее пешком в Бэйхайский парк. Парк оставил очень приятное впечатление – не слишком много народу, красиво, можно поплавать по озеру на лодочке, в «круглом городе» есть даже нефритовый белый Будда в бирманском стиле, с такими же глазами, ушами и одеждой, как в храмах Багана 10-го века. На центральном острове симпатичная белая пагода. Можно и просто прогуливаться или пообедать, что мы и сделали.
Потом мне очень захотелось покататься по хутунам, тем более по дороге в парк видели несколько рикш, предлагавших экскурсию.
Один рикша предлагал нам покататься по 30 юаней с человека и упорно не хотел торговаться. Отошли немного подальше и договорились с дедушкой на 40 юаней за двоих.
Поездка по хутунам очень порадовала и оставила наиболее приятное впечатление дня.
Приятное озеро Хоу-хай (Hou-hai), окруженное модного вида кафешками с диванами и подушечками, стильные магазинчики с этническими товарами и прочими прикольными arts&crafts, приличного вида модные молодые китайцы и даже bar «Moscow» - очень захотелось вернуться в это место еще раз. А еще захотелось поехать в Тибет – уж очень понравились всякие тибетские штучки.
Большинство домов в пекинских хутунах – это так называемые сыхэюань – «четырехсторонние дворики», которые представляют собой квадратный дворик с высоким кирпичным забором, внутри с четырех сторон которого расположены дома – по одному на семью. В старину в одном сыхэюане жило обычно по 3-4 четыре семьи, а более состоятельные китайцы могли позволить себе владеть и несколькими дворами. Несмотря на отсутствие во многих домах элементарных удобств, район к северу от Запретного города считается достаточно престижным – здесь были расположены дома многих известных деятелей Китая, одна из резиденций Мао Цзэдуна, например. Зашли в один из внутренних


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Китае

Гробница третьего императора династии Мин (ЮНЕСКО 1004-004)
Павел Щербань  Павел Щербань   Китай   Дата вылета  январь 2019
Иногда ловил себя на мысли, что никогда в жизни не смогу запомнить хотя бы примерно чередование династий императоров Китая, состоящих из 3-х,или 4-х буквенных фамилий. Но вот теперь, думаю, одну из династий я смогу отличить от других, а именно династ...
Читать далее

Дата 19.09.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели664

Старинная ж.д. станция Вонсан, как музей революции
Павел Щербань  Павел Щербань   Китай   Дата вылета  февраль 2019
Главной достопримечательностью любого города КНДР автоматически становиться место, как-либо связанное с любимым товарищем Ким Ир Сеном. Есть такое место и в городе-курорте на восточном побережье страны Вонсане. Место это — старая железнодо...
Читать далее

Дата 11.10.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели535

Предмет гордости КНДР — детский лагерь со своим океанариумом Азия → КНДР → Вонсан
Впервые за неделю пребывания в КНДР мы видим скульптуры любимых вождей не в торжественно-назидательных позах, а в окружении счастливых детей... Да, Вы догадались, на этот раз мы заехали в международный детский лагерь Songdowon. Он ...
Читать далее

Дата 16.10.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели582

Полезные советы бывалого туриста
Остров Хайнань оставил незабываемые эмоции и только положительное впечатление.Для проживания мы выбрали пляж Дадунхай. На нем расположены несколько торговых центров, куча уличных кафе, которые называются "чифаньками", красивый парк, где каждый вечер ...
Читать далее

Дата 22.12.19 Хороший отзыв5 Ответов1 Просмотрели688

Китайский триптих
Nomad  Nomad   Китай   Дата вылета  октябрь 2019
Очередная командировка в Китай на осеннюю Кантонскую выставку подкралась ко мне не то, чтобы незаметно, но и без особого энтузиазма с моей стороны. К счастью, в этот раз мы ехали без руководства, что не значило, что мы будем меньше работать, но нек...
Читать далее

Дата 03.03.20 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели529

Отзывы туристов