З л а т а Р а п о в а.
Особенности
Австрии.
В предыдущем номере я начала обзор европейских стран. Речь шла о
Германии и о том, что впечатления иногда бывают обманчивы, предвзяты, но все же они остаются впечатлениями и, значит, имеют право на существование.
Написав о претенциозности и замкнутости немцев, я не могу не вспомнить соседку Германии – Австрию, которая неоднократно оказывалась в составе Германии и которую иногда даже принято путать с самой Германией, а самих австрийцев часто считают немцами. Но считают так исключительно наивные иностранцы. Сами же австрийцы непременно оскорбятся, если кто-то захочет высказать предположение, что они являются частью немецкой нации. В период Третьего Рейха, Австрия была насильно включена в состав Германии, и жители страны в целом, не испытали от этого никакого восторга. Более того, даже Фридрих Ницше, которого Гитлер сделал идеологом фашизма, сам по национальности был австрийцем, а немцев не любил, презирал и всячески от них дистанцировался.
На сегодняшний день Австрия являет собой картину еще большей благоустроенности и порядка, нежели Германия. На австрийских улицах уж точно не увидишь ни соринки, так как они не хотят оправдывать наличие своего мусора изобилием некультурных иностранцев. Порядок и образцовость нации – вот символ Австрии. При чем это не кажется натянутым и неискренним.
Мне неоднократно приходилось слышать от иностранных туристов восхищение
Веной, многие даже считают этот город самым красивым в Европе. Насчет последнего изречения, конечно же, можно поспорить. Во всяком случае, мне вовсе не кажется, что
Париж или
Рим, к примеру, уступают Вене. Но невозможно не отметить достоинства этой выдающейся столицы. Пожалуй, то, что в первую очередь можно выделить в Вене: австрийцы свято хранят свои традиции, поэтому улицы города наполнены многочисленным конными экипажами, которые просто не могут быть рентабельными, поскольку туристы на них катаются не часто, а сами венцы весьма трудолюбивый и занятой народ. Они без дела по улицам не шатаются, не занимаются праздным времяпровождением. Днем на улицах вообще мало прохожих. Тем не менее, экипажи – обязательная и очень красивая принадлежность Вены.
Древними памятниками архитектуры венцы гордятся ничуть не меньше. Церкви 12-го века, скульптуры, относящиеся к тому же периоду, смотрятся хоть и по-средневековому мрачно, но величественно. Они тщательно отреставрированы и ухожены. И, самое главное, храмы по-прежнему, являются действующими.
Интересная особенность Вены, то, что мне никогда не приходилось встречать в других городах – это «стена идей». Нет, это не банальные объявления «куплю-продам», которыми залеплены улицы
России. Это именно идеи и предложения, которым щедрые жители города готовы поделиться со своими соотечественниками.
Внутреннее достоинство и философское спокойствие тоже относится, на мой взгляд, к положительным чертам австрийцев. Одетые в строгие безупречные тона, деловые венцы могут часами просиживать с газетой и кружкой пива в кафе, нисколько не утрачивая при этом респектабельности и погруженности в себя.
По отношению к иностранцам, австрийцы чрезвычайно доброжелательны. Они прекрасно говорят по-английски, и даже если их и раздражают шумные толпы приезжих, они никогда этого не показывают. Помню случай, когда мне захотелось прокатиться в венском трамвае, идущим через центр города. Не зная, где мне нужно выходить, я спросила у пассажиров по-английски дорогу. Мне сразу начал объяснять несколько человек. Потом один из австрийцев, прежде, чем самому выйти из трамвая, сказал, что мне нужна будет следующая затем остановка, но и после этого, когда на этой остановке трамвай остановился, еще несколько венцев мне подсказали, что выходить мне нужно именно сейчас. Разве это можно сравнить с угрюмым
Берлином, где войдя в общественный транспорт, невозможно добиться ответа ни о цене на проезд, ни о том, где нужно выходить, потому что все сразу поджимают губы и брезгливо отодвигаются.
Но если Вена стала прекрасной, ухоженной и благовоспитанной столицей, символом того, что у нас как раз принято называть термином «европейская», вкладывая в это слово весь заложенный в нем позитивный смысл, то маленький австрийский
Зальцбург можно сравнить с настоящим Эдемом - раем на земле.
Он весь состоит из великолепных садов и оригинальных скульптур. Как ни прискорбно это признавать, но нашей российской гордости – Летнему саду, очень далеко до самых заурядных парков маленького Зальцбурга – родины Моцарта. Сады, реки и горы причудливо сочетаются в этом австрийском раю. Площади парков имеют не по-европейски солидный размах. Узоры на клумбах никогда не повторяются, а фигуры летящего над фонтаном Пегаса, или трудолюбивых гномов, выше всяких похвал. Фантазия там переплетается с реальностью. Например, те же гномы не только мифологические персонажи, но и напоминание о том, что у жителей этого города в пище в прежние времена не доставало йода, поэтому многие рождались карликами. Что без сомнения, не мешало им любить свой край и ухаживать за ним.
Но, наверное, больше всего меня поразила в Зальцбурге великолепная белоснежная крепость на вершине горы, высящаяся как сказочный заоблачный замок из давно забытой сказки. Формы ее сливаются с пушистыми облаками, лазурным небом, основание крепости утопает в зелени на фоне голубой горы.
Народу в Зальцбурге проживает немного, но все они ведут себя с редким достоинством. Стариков и старушек просто нельзя таковыми назвать, настолько они не похожи на наши представления о пожилых людях. Они элегантно, но непритязательно одеты, кожа у них свежая чистая, сами они благоухают и держатся с простым достоинством, которое подавляющее большинство наших российских граждан не смогут себе представить даже во сне.
Реки там чистые с красивыми естественными, не забранными в гранит берегами. И в этом тоже есть своя прелесть.
Это истинный рай, уютный и спокойный, не кичащийся своими выставленными на показ достоинствами. Такой мне представилась Австрия и приятно удивила после далеко неблагоприятных впечатлений Германии.