Всвязи с тем, что многие русскоязычные туристы начинают делать первые шаги в самостоятельном туризме, осмелюсь пролить свет на вопрос аренды автомобилей в
Португалии.
Арендовать машину можно очно ( т.е. приехав на место отдыха и, осмотревшись, пойти в ту или иную фирму) или заочно (заказав по интернету/факсу/телефону). Очный способ ничуть не надежнее заочного. Интернет слишком лакомый кусочек, поэтому под заказ стараются подгонять машины получше, чтобы не потерять клиента. «Очная аренда» расчитана на проходящих мимо – не возьмешь ты, возьмет следующий и никаких возмущений не будет. Цены в Инете ниже чем в офисе. Как правило оплата производится в момент получения авто, так что заказывая в Сети Вы ничего не теряете.
Итак решено заказывать через Интернет.
Не верь глазам своим
Португалия – это «Страна Земляники», где живут Хвастуны, Ябеды и Подлизы. Понятия «держать слово» и «отвечать за свои поступки» португальцам неизвестны, поэтому проверяйте и приумножайте всякую информацию.
Если на WEB-сайте написано, что в аэропорту Вас встретит представитель с Вашим именем на табличке, то вероятнее всего придется самому искать представителя с табличкой. Поэтому очень важно знать название принимающей автопрокатной фирмы, которое часто не совпадает с названием WEB-сайта.
Конкуренция в автопрокате с каждым днем ужесточается и новоявленные Web-мастера уже не заботятся о чести и достоинстве, пуская в ход самую хитрую ложь. Например, на заставке сайта может красоваться фото шикарного офиса или внушительного гаража, заставленного новейшими моделями авто. Но кто сказал, что эти фотографии имеют отношение к выбранной Вами компании? С тем же успехом можно наклеить надпись «BMW» на капот «Запорожца».
При выборе компании не последнюю роль играет вопрос страховки, и многие покупаются на слова Collision Damage Waiver(CDW) или Comprehensive insurance, дословный перевод которых наводит на мысль о полной страховке (бей столбы – за все заплачено). Это всего лишь игра с терминами. Как правило такая страховка предполагает наличие остаточной ответственности (Franquia) в случае повреждения автомобиля. Если цена аренды одна из минимальных, то постарайтесь выяснить каков же размер Franquia и сколько будет стоить выкупить её.
Подводные камни или «скупой платит дважды»
Если базовая цена выглядит очень привлекательно, не спешите радоваться. Есть масса маленьких хитростей, к которым прибегают прокатчики, либо WEB-сайт может принадлежать не самой фирме, а одному из комиссионистов, который не торопится вовремя вносить изменения.
К базовой цене может добавляться плата за километраж, дорожный и аэропортовый сбор.
Указанная цена может не включать IVA (НДС) и/или страховой сбор.
Обратите также внимание на следующие детали:
Необходимо ли платить за внесение в контракт дополнительного водителя?
Плата за детское сидение (Babyseat или Booster)?
Берётся ли плата за доставку авто к Вашему отелю и за возврат не в месте получения?
Каков минимальный срок аренды и как расчитывается дневная плата (цена, как правило, указывается на 3 и 7 дней)?
Смешно, но в «продвинутой Европе» до сих пор есть машины без кондиционера. Причем одна и та же модель может быть как с, так и без А/С с соответствующей разницей в цене.
Цены в курортных зонах зависят от сезона.Традиционно High season это июль-сентябрь. И не забудьте, наконец, что низкая цена может быть обусловлена использованием потасканных автомобилей. Тут уж никак не проверишь, только со слов очевидцев.
Стратегия поведения или «...чтобы не было мучительно больно...»
Выбирая компанию, обратите внимание на следующее:
- разветвленность сети филиалов. От этого зависит возможность брать/возвращать авто в разных местах, а также длительность Вашей парализованности, если с машиной что-то случится.
- наличие спецпредложений и пакетов услуг. Это сулит Вам экономию или получение, например, бесплатных билетов на те или иные мероприятия.
- возможные способы оплаты. Здесь у каждой фирмы своя политика, но при возможности платить наличными, делайте это. Как минимум избавите себя от докучливых звонков в случае проблем с Вашей кредиткой, и даже можете получить скидку (если это не было обещано, можно попытаться поторговаться).
Выбор конкретной модели гарантируют лишь крупные фирмы типа Europcar, Herz. Budget. У них и цены соответствующие! В большинстве случаев вы выбираете категорию автомобиля. Т.е. вместо Volkswagen Polo могут запросто подогнать Opel Corsa или Fiat Punto т.к. это машины одной категории. Для увеличения своих шансов на получение конкретной модели напишите соответствующее примечание, а лучше не берите в голову – вам ведь нужно средство транспорта.
Важную роль играет количество багажа. Увидев ROOF RACK – free, многие выбирают более дешевую машину с ROOF RACK (багажник на крыше) вместо более вместительной. Таких «хитрецов» пруд пруди, а ROOF RACKов в каждой фирме ограниченное число, и не на любую машину они могут быть установлены. Вы потом будете громко возмущаться, но повезете чемоданы на коленях.
Для любителей жить на колесах: можно прекрасно спать в миниавтобусе Hyunday H1 или в машине класса estate (кузов типа «универсал»), например, Opel Astra, Ford Focus, Fiat Palio, Peugeot 406/306/206 SW. Для самых экономичных: два человека среднего роста могут спать даже в Peugeot 206. (имеется ввиду сон в горизонтальном положении в полный рост).
Выбор сделан. Приступаем к заказу. По хорошему он должен быть сделан не позднее, чем за две недели до желаемой даты. Лицо, претендующее на роль основного водителя, должно быть не моложе 23 лет и иметь официальный водительский стаж не менее года. На последнее мало кто обращает внимание, но если Вы не уверены в своих силах, лучше запишитесь вторым водителем. В заявке обязательно должны быть указаны: имя арендатора, дата/время начала и конца аренды, категория автомобиля, аэропорт вылета, номер рейса и время его прибытия в Португалию (название города, отеля и № комнаты если Вы забираете машину не в а/п), № Вашего сотового телефона. Дополнительно указывается необходимость детских сидений и др. сведения. Если подтверждение заказа явно запаздывает, не поленитесь напомнить о себе (в том числе по телефону) – о Вас могли попросту забыть или E-mail не сработал как положено. Получив подтверждение, распечатайте всю важную информацию: условия аренды (цена, страховка, спецпредложения), данные о компании (название, эдреса, телефоны, где искать представителя), номер и детали заказа (дата, время, модель авто, доп.условия и кем подтвержден заказ). Все это необходимо иметь с собой на момент подписания договора аренды. Это не требование, это нужно ВАМ. Автопрокатчик имеет дело с разными агентами и агентствами, соответственно и детали несколько отличаются. Если в момент составления контракта Вы обнаружите ущемление обещаных Вам условий, тут-то и пригодится распечатка.
Собираясь в дорогу, не забудьте водительские права и деньги. По прибытии на место разыщите представителя компании (скорее Вы найдете вывеску), а если его нет на месте, проявите терпение. Вероятно он в этот момент занят с другим клиентом. Чем суетиться и возмущаться лучше спросите окружающих или позвоните. Будьте лояльны, автопрокат полон сюрпризов и накладок которых невозможно избежать даже при самой хорошей организованности. При составлении договора обязательно возникнет вопрос страховки – остаться при стандартной или доплатить до полной. По идее, если Вы не виноваты в повреждении автомобиля, то платить не должны, но кто-то должен быть виноватым.. То есть, если где-то на стоянке кто-то вашу тачку слегка помял и скрылся, то виноватым будете ВЫ! В этом смысле полная страховка вещь весьма полезная. Но как правило, даже она не покрывает порчу колес, стекол и замков. Об этом в лучшем случае будет написано в контракте мелкими буквами или не написано вовсе, НО ЭТО ТАК! Приобретение полной страховки также не избавляет Вас от обязанности соблюдать скоростной лимит, быть трезвым за рулем и вызывать полицию при ДТП.
Получив автомобиль, внимательно осмотрите его на предмет наличия царапин, дырок и иных побоев (в том числе на стеклах и покрышках). Если повреждения не отмечены в контракте, не поленитесь сделать это сами, а потом вернитесь к представителю и попросите завизировать. Потеряете 10-15 минут, но обезопасите себя от проблем при возврате авто. Проверьте запаску.
Несмотря на то, что в Португалии машины не потрошат так, как в
России, постарайтесь не бросать их в глухих подозрительных местах, и не оставляйте ничего в салоне на виду, помните – вы всегда в ответе за стекла и замки. Если с машиной что-то случится, необходимо позвонить в компанию, а если это было ДТП, то и вызвать полицию (112 бесплатно с любого телефона). Практически все полицейские говорят по английски. Обязательно спросите у полицейского, где забирать протокол (его оформление занимает несколько дней). Если после аварии а/м не может эксплуатироваться, компания обязана предоставить Вам замену (ответственность ответственностью, но аренда-то оплачена).
Если Вы пробили колесо, не поленитесь найти шиномонтажку (сasa dos pneus) и заклеить (5-10 ?). Покупка б/у покрышки обойдется около 30 ?, новой: 50-60 ?. Если же вернете а/м с пробитым колесом, то с Вас постараются слупить не меньше 50 ?.
Возвращать машину необходимо в оговоренное время, хотя просрочка в 1-1,5 часа терпима. Дальше рискуете заплатить за лишний день. Если Вы решили вернуть а/м раньше срока, поставьте в известность компанию, и получите возмещение. Желая продлить аренду лучше всего подъехать в офис компании и оформить соответствующие бумаги. Если это крайне неудобно, то по меньшей мере позвоните. Проблем не будет... до встречи с полицией (ведь тогда выяснится что договор просрочен, т.е. Вы владеете машиной незаконно). При возврате лучше дождаться представителя и получить назад свой залог (как правило это отпечаток Вашей кредитки). Особенно актуально это, когда машина имеет некоторые повреждения. Принимать а/м может не тот человек, который его выпускал, и, соответственно, быть не в курсе имеющихся дефектов. Здесь Вам пригодится эскиз, созданный при первичном осмотре а/м.
На последок несколько слов о топливе. Дизельных машин в прокате немного. Бензин в Португалии около 1.2 ?/л. Если Вы планируете вояж в
Испанию, заливайтесь там (на 15%-20% дешевле).
P.S. Я сознательно сгустил краски, описывая негативные моменты в автопрокате (тяжело в ученье – легко в бою). На самом деле все далеко не так печально и аренда машины не является великой наукой. Более того, чем проще человек смотрит на это мероприятие, тем удачнее все получается. Не бойтесь скромных малоизвестных компаний. Вы гораздо скорее поскользнетесь там, где все усыпано блестками и шито золотыми нитями.