Глава 1. Подготовка
Итак,
Чехия. Мы решили, что это лето и свой отпуск хотим посвятить этой стране, о которой так много слышали от друзей и родственников. Правда, слышали мы, в основном, о
Праге и Карловых Варах, но почему-то казалось, что еще немало интересного можно увидеть и не в самых туристических местах Чехии. Поэтому семья приняла однозначное решение: едем на машине и смотрим «нелубочную» Чехию. Кстати, семья – это я, водитель Тата; муж – штурман Миша, пассажир – дочь Оля 13 лет. Перед столь серьезной поездкой пришлось предпринять некоторые подготовительные шаги.
Шаг 1. Визы.
Как можно получить визу? Есть несколько легальных способов. Например, купить тур или самим забронировать отель, или поехать по частному приглашению. Вопрос с туром мы отмели сразу – это не наш вид отдыха. Конечно, можно было забронировать отели по всему пути следования. Но тогда напрочь пропадал авантюризм и резко уменьшалась романтика. Значит, оставалось частное приглашение. Поиск в Интернете дал массу ссылок, которые при тщательном изучении приводили к 3-5 компаниям. Из них мы выбрали одну – Турплюс (тел. в
Москве 785-88-10, 911-79-14). Менеджер Лена оказалась жуткой перестраховщицей и затребовала уйму документов. Как ни объясняли мы, что ежегодные шенгенские визы должны снять с нас подозрения, она не верила и требовала кучу копий, оригиналов, факсов и т.д. В конце концов все документы сданы. Срок ожидания – 8 дней. Стоимость 4500 руб. на взрослого (сюда входит визовый сбор 55 евро) и 2250 на ребенка до 16 лет (без визового сбора, его не берут с детей до 16 лет). В итоге мы получили паспорта с визой, оформленной в
Санкт-Петербурге и «проводки» - бумажки для пограничников. На наши вопросы «Почему Питер?», «где приглашение?» и т.д. нам сказали, что никаких проблем не будет. Пришлось поверить…
Шаг 2. Машина.
Почти 2 дня рабочего времени у меня ушло на поиски информации о том, как лучше ехать в Чехию, какие документы нужны на границе и т.д. К сожалению, информации было очень мало и, в основном, за прошлый век. Поэтому спешу восполнить этот пробел. Мы собирались ехать на своей машине. Значит, нужна Грин карта (аналог нашей автогражданки) и страховка типа КАСКО. Грин карту, обзвонив массу страховых компаний, я нашла только в Ингосстрахе. У остальных компаний бланков в наличии не было. Существуют Грин карты на 15, 30 дней и т.д. Стоимость – 35 евро на 2 недели. Оформление – нужно свидетельство о регистрации, копия загранпаспорта водителя, деньги и 10 минут времени. Страховка КАСКО у меня в «Югории». Позвонила, приехала с полисом, бесплатно внесли дополнение к договору о том, что на срок с 17 июня по 01 июля 2005 года страховка действует и на территории Белоруссии, Польши и Чехии. Да, конечно, заехала в свой сервис и попросила проверить, все ли в порядке в автомобиле. Все, машина к поездке готова.
Шаг 3. Страховка
В той же «Югории» стразу приобрела медицинскую страховку на все семейство. Забегая вперед, скажу, что ею никто ни разу не поинтересовался. Но я всегда приобретаю страховку: мало ли, что может случиться в дороге. Страховка на 2 недели стоила мне около 500 рублей на всех.
Шаг 4. Жилье.
Конечно, хотелось просто ездить и смотреть, не спеша к назначенному сроку в какой-нибудь отель. Но с Прагой, боюсь, могли бы возникнуть трудности: июнь – довольно популярный у туристов месяц и можно было запросто остаться без ночлега. Поэтому, предварительно вычислив даты, мы решили подыскать жилье в Праге. После третьей попытки забронировать отель я отбросила эту идею. Дело в том, что ребенок 13 лет считается взрослым и поселиться в двухместный номер нам втроем уже нельзя. Предлагают апартаменты и сьюты, но слишком уж дорого. Поискала я в Интернете и нашла очень удобный вид жилья – снять квартиру. На сайте
http://light-city.biz/ru или по тел. +7(095) 540-37-82(Москва) тел/факс: +(420) 224152012 (Прага) Михаил Сергачев забронировал для нас небольшую двухкомнатную квартиру почти в центре Праги за 69 евро в сутки. Мы оплатили одни сутки, остальное – на месте.
Глава 2. Дороги и границы.
Россия.
Все приготовления окончены. Отпуск – с 16 июня по 01 июля 2005 года включительно. Выехать решено 16 июня, в четверг. Выехали из дома ровно 13 часов. Заночевать решили в Смоленске. Поскольку живем в Зеленограде, то решили ехать по бетонке через Звенигород на Минское шоссе. Дорога узкая, много грузовиков, выбирались долго. И вот наконец-то на Минке усталая правая нога получила отдых, прижавшись к педали газа. Дорога замечательная, погода – тоже, настроение отпускное. Почти на границе московской области увидели симпатичную новенькую часовню, остановились. Оказалось, это исток р.Москва, а часовню поставил Мосводоканал. К семи часам вечера приехали в Смоленск, проехав 415 км, остановились в гостинице «Центральная» (ул.Ленина, 2/1). Трехместных номеров не было, да и вообще, свободным был только один двухместный номер. Пришлось согласиться. За 1600 руб/ночь в нашем распоряжении оказалась комнатка около 12 кв.м с двумя кроватями и телевизором и недавно отремонтированный санузел. Надо отметить, что в Смоленске ситуация с гостиницами просто отвратительная, впрочем, как и с общепитом. Ресторанов в городе всего штуки 3, остальное – кафе и fast food, много народу, особенно молодежи. Что ж, поужинать нам все-таки удалось и совсем недорого – около 1000 руб. на троих.
Ранним утром 17 июня, быстренько позавтракав в номере, мы выдвинулись в сторону Белоруссии. Хотелось позавтракать в России, пообедать в Белоруссии, а поужинать уже в
Польше. Скептически настроенный муж говорил, что мы долго простоим на границе, будет поздно, и мы вряд ли сможем заночевать в Польше, но мне от этого хотелось только сильнее давить на газ. На отрезке пути Смоленск – граница с Белоруссией (около 45 км) большая часть дороги – со снятым дорожным покрытием. Правда, никакой техники, рабочих и вообще порывов ремонтировать дорогу мы не заметили. Просто снят асфальт и поставлены знаки ремонта дороги и ограничения скорости.
Граница Белоруссия – Россия
Издалека идут указатели снижения скорости, потом становится виден огромный хвост очереди, состоящий из фур, потом уже сама граница. Я пристроилась в хвост одной фуры и только собралась выключить двигатель, как муж сказал «Легковые машины проносятся мимо, тут только фуры стоят, так что – вперед». Две сплошных на границе – не помеха, никто внимания не обращает, да и сама граница оказалась символической. Мы даже не остановились, легковые машины вообще все проезжали мимо, слегка притормаживая у открытого шлагбаума. Но в этом и была наша ошибка! Никто не предупреждает, нигде это не написано, но при транзитном проезде через Белоруссию надо заплатить сбор. Надо было остановиться и оплатить 5 $ (это если собираетесь всю Белорусь проскочить за сутки, если двое суток – 10$, а вот если не купить, то на выезде могут взять денег как за месяц пребывания). Что ж, мы не знали этого и поехали дальше.
Белоруссия
Дороги очень хорошие, что радует водительскую душу. Везде широкая трасса, хорошая разделительная. Все места стоянок и отдыха оборудованы симпатичными домиками, грибочками и т.д., где можно отдохнуть и перекусить, если есть с собой, а также туалетами. Чисто почти по-европейски. Ограничение скорости разное для легковых и грузовых машин. На трассе для легковых 120 км/ч, для грузовых – 100, на шоссе 100 и 80 км/ч соответственно. Недостатков несколько. Во-первых, инфраструктура вокруг дорог почти отсутствует. Ничего не продают, никаких кафе. Заправки может не быть километров 50. А, приехав туда, можно обнаружить, что заправка закрыта. Так что к бензину надо относиться внимательно. Остановившись в кафе, мы узнали, что кофе выпить не удастся, т.к. «с утра нет воды». В магазинчике, куда мы заглянули в поисках мороженого, нашлись только крупы и подсолнечное масло… Совсем как в конце 80-тых… Во-вторых, дороги платные. Для граждан России – всего 0,5 $, принимают только в рублях по 14 рублей. Если даешь 15, сдача находится не всегда. На всем протяжении до Бреста 4 контрольных пункта, на которых надо платить. Итого – чуть меньше 60 рублей.
При всем недостатке инфраструктуры, конечно, мы нашли место, где пообедать: все-таки, иногда кафе встречаются. Замечательные молочные продукты, свежий хлеб – показалось, что у нас в Москве все такое ненатуральное, ну ни в какое сравнение с белорусскими продуктами не идет!
До Бреста осталось меньше 90 км, а у нас – первый юбилей – 1000 км от дома в 16.52 по Москве. Кстати, на белорусских заправках, по крайней мере тех, что вдоль трассы, цены написаны в трех валютах: белорусские рубли, российские рубли и евро. Свободно принимается любая из этих валют. При стоимости Аи 92 в России около 14,5 рублей/литр его цена в Белоруссии была 19 руб/литр.
И вот уже Брест. Торжественный въезд в город, указатели, все просто и понятно. Мы читали, что, кроме Бреста, есть еще пропускной пункт Домачево, он только для легковых машин. Поэтому подумали, что там, возможно, очередь будет меньше. Однако договорились, что сначала доедем до границы, а потом решим. Время приближалось к 6 часам вечера. Совершенно внезапно, въехав на пригорочек, как показалось, почти в центре города, мы уперлись в пограничный пункт. От внезапности я растерялась и свернула налево, на «ДАМАЧЕВА». Пришлось признать, что это знак судьбы и проехать лишние 40 км до границы. Этот маневр никак не противоречил нашим планам, т.к. ехать мы собирались на юг, а Домачево – просто более южный пограничный переход. При въезде в пограничную зону нам выдали талончик – «машина Киа, 3 человека, время 18.00». Только тут пришло в голову, что это по Москве уже почти 7, а с Белоруссией разница в 1 час назад. На польской стороне тоже висели часы. Там было 5. Даже муж-скептик согласился, что мы успеваем преодолеть границу в разумное время. Подошел какой-то местный служитель, отправил платить за экологию и разбираться с транзитом, который мы должны были оплатить при въезде в государство. «Разборки» окончились вничью: квитанции на оплату проезда по платным дорогам, на которых пробита дата и время, помогли доказать, что мы проехали Белоруссию за 1 день. Заявление, квитанции, 5$ за транзит и столько же – служителям – и мы свободны. Экология стоила около 20 $.
Граница Белоруссия-Польша
На самой границе стояло 6 колонн, в каждой – около 10 машин. Самая левая – для граждан Евросоюза, там стояли поляки, немцы и т.д. Остальные – как лотерея, неизвестно, какой хвост потянется быстрее. В этот раз нам повезло, мы довольно быстро преодолели кордоны. Оказывается, местное население ежедневно, а то и по 2-3 раза в день мотается в Польшу, продает бензин, водку, сигареты. Их как раз и осматривают с пристрастием. Мы попали в очень удачное время, народ в основном возвращался из Польши, туда на выходные поток небольшой, а вечером – тем более. Так что имеет смысл проходить границу именно вечером. Итак, белорусские служители нам просто поставили штампы и потеряли интерес, а поляки спросили, куда едем. Дело в том, что при наличии чешской визы разрешен транзитный безвизовый проезд по Польше сроком не более 5-ти дней. И все равно мне было как-то неспокойно: а вдруг не пустят, что делать? Я отдала наши паспорта, сказала, что едем в Чехию. Попросили свидетельство о регистрации на машину и чешские «проводки». Через 5 минут улыбающийся пограничник, не имея никакого намерения хоть взглянуть на нашу машину или заглянуть в багажник, посмотреть, те ли люди едут, чьи паспорта я ему сунула, вернул мне документы и сказал «Добро пожаловать в Польшу, пани». Так в 20.50 по Москве и в 18.50 по
Варшаве мы оказались в Речи Посполитой – граница преодолена меньше, чем за 2 часа.
Польша.
Узенькая дорожка совсем местного значения вилась по атласу серой змейкой. Штурман приказал двигать на Люблин. Знак населенного пункта в Польше – белый прямоугольник с черными контурами зданий. Там, где есть этот знак, надо снижать скорость до 50 км/час. Остальные населенные пункты можно проезжать на скорости 100 км/час. Однако местные лихие гонщики не очень-то уважают правила и, если и снижают скорость в городе, то до примерно до 80 км/час. Водители вежливые, не сигналят, прижимаются к обочине, но лихачат. Особенно странно выглядят мчащиеся и грохочущие старенькие Полонезы, которые, кажется, вот-вот развалятся от натуги.
Деревенский пейзаж поначалу не сильно отличался от белорусского, но уже километров через 20 почти исчезли облупившиеся стены и покосившиеся крыши. Светлые, все в цветах, дома, аккуратные дворики, огромные сараи, куда как раз сейчас загоняли на ночь малую технику – все это радовало глаз и умиляло душу. Съезжая с одной дороги на другую, мы примерно к 8 часам вечера оказались в Люблине. Большой, довольно современный город, много послевоенных построек. Решили, что ночевать в большом городе не хочется, надо поискать что-нибудь на выезде. Почти на окраине Люблина начинался другой населенный пункт – Волка Абрамовичка. Название понравилось ..
Ну что, ищем отель? Тут же на глаза попалось слово «ночлеги» (NOCLEGI). Я притормозила у симпатичного частного дома с черепичной крышей и аккуратным газом – мечта! Штурман пошел на разведку. Через 2 минуты радушный хозяин распахнул ворота и, повторяя «Ночлеги, ночлеги, прОшу пани!», проводил меня на место парковки за домом. Немного смутило, что на вопрос, можно ли поужинать, радушный хозяин сказал «Может быть»…
Теперь предстояло выяснить цену и определить курс злотого, чего мы как-то не подумали сделать на границе. При общей понятности польского все-таки встречаются слова, которые совсем не созвучны с русскими аналогами. Например, обменник в Польше – это Кантор. Возможно, от «конторы»? Магазин – склеп. А пиво – везде пиво, и в Польше, и в Чехии. Пока мы располагались в двухместном вполне приличном номере, хозяин уже сгонял в склеп за пивом, а его жена приготовила обалденный ужин. Правда, они назвали борщом свекольный бульончик, но все остальное было замечательным. Хозяин определил цену в злотых за ночлег, ужин и завтрашний завтрак на троих в 150 злотых. Спрашиваем, сколько это будет в долларах? Говорит, 48$. Так мы вычислили, что 1$ примерно равен 3zl.
После завтрака хозяин показал нам свой дом, рассказал, что у него есть банкетный зал, где сегодня вечером будет свадьба. Банкетный зал по-польски – Дом весельный. В принципе, все понятно. Знающим украинский язык вообще можно чувствовать себя в Польше, как дома – завтрак «снидане», спасибо – «дзякуе» и т.д. И если мне еще приходилось задумываться над тем, что сказал поляк, то муж, имеющий украинские корни, просто свободно с ними разговаривал. Ну что ж, спасибо этому дому - пора в дорогу.
Сажусь в машину, смотрю на спидометр – 1264 км от дома. Значит, за вчерашний день мы проехали почти 850 км и преодолели 2 границы. Прилично!
А сегодня,18 июня наш путь лежит в
Краков. Это недалеко, доехали часа за 3 по проселочным дорогам. Уж очень хотелось посмотреть на нетуристические места. Автострады везде одинаковы, ну что там увидишь? Лес, заправка, дорога… И только на маленьких милых узких проселочных дорогах можно по-настоящему почувствовать, как тут живут люди. Пару раз остановились, купили пива, мороженого, заправились. Даже в деревеньках на заправках везде принимают кредитные карты, так что без проблем можно проехать и без злотых. Заправка и бензин по-польски «палива», самая известная заправка – Орлен. На каждой заправке вполне приличный туалет и деньги за его использование берут только вблизи от бывших границ СССР. Чем дальше на запад, тем больше цивилизации.
Итак, 13 часов местного времени и мы встали в пробку… в Кракове. Центр – пешеходный, а там, куда удалось проехать вблизи от центра – гостиницы переполнены, нигде не было свободных мест. И все-таки для нас нашлось место в отеле Варшавский 4*. Большой номер на троих с завтраком обошелся в 130$. Отель соответствовал своему уровню, если не брать в расчет ремонт дороги и сложности с паркингом из-за этого. Девушка –администратор объясняла, что «дорога замкнета», извинялась и просила пана-стража стоянки встретить нас и проводить. А потом спросила «Який ваш самоход?», чем вызвала бурю эмоций – от непонимания, удивления до хохота и извинений. Мой ответ «Самоход Киа» поверг в хохот и мужа, и дочь.
Итак, Краков. Конечно, не теряя времени даром, хотелось погулять по центру города, о котором много слышали и читали. Мы вышли к Суконнице – торговым рядам - и памятнику Мицкевичу, и там нам предложили часовую экскурсию на электромобильчике по центру Кракова на русском языке. Конечно, магнитофонная запись, но иначе ведь даже не знаешь, с чего начать знакомство с городом. 105 злотых (32$) – и мы уже едем по центральной площади, самой старой улице, видим Святого Войцеха, Вавель, Казимеж… Не буду описывать исторические и архитектурные подробности, их можно найти в любом путеводителе. Кстати, в Москве я искала путеводители по Польше и Чехии и найти оказалось проблемой. А там – пожалуйста, несколько видов на русском языке. С путеводителем можно и самостоятельно погулять, но, оставив посещение Вавеля на завтра, мы решили найти место для ужина. Прошли несколько мест, где было написано «Pierogi». Кому охота есть пироги на ужин? Но оказалось, что «не та година», то есть уже не тот час, когда поляки готовят горячую еду. Они готовят примерно до 17 часов, а по вечерам во всех заведениях только напитки – пиво, кофе. Поваров нет. От отчаяния мы были согласны уже и на пироги и зашли в небольшое кафе на тихой студенческой улице. Хозяин сказал, что есть русские пироги – это с сыром (почему русские? Если только сыр – это творог…), с мясом, с картошкой, а также есть запеканка. Я попросила пирогов с мясом, а муж и ребенок – запеканку. Оказалось, что запеканка – это разрезанный вдоль большой кусок французского батона с ветчиной, сыром, майонезом и т.д., запеченный в духовке до хрустящей корочки. А пироги – это вареники!!! Именно не пельмени, а вареники! Хозяину слово «вареники» понравилось, «действительно, - сказал он, - их же варят!» Так как машина ночевала у отеля, можно было позволить себе пива. По рекомендации хозяина мы попробовали нефильтрованный «Живец», а также пиво с корицей. Интересный вкус…
Утром 19 июня, позавтракав, отправились на осмотр Вавеля – дворца Краковских королей, посетили место убийства местного дракона, а также памятник Грюнвальдской битвы. Сегодня нас ждал еще один пограничный переход, и мы решили не откладывать на долго встречу с ним. Оплатив проезд по платной автостраде, где была разрешена скорость 140 км/ч, быстро доехали до одного из многочисленных пограничных пунктов между Польшей и Чехией.
Граница Польша – Чехия.
Местные машины, чешские, австрийские, немецкие только немного притормаживали у пограничника и ехали дальше, а нас и еще 2 украинские машины попросили отъехать в тенек и подождать. Забрал паспорта, страховку на машину (Грин карту), свидетельство о регистрации, мои права и «проводки» у нас польский пограничник, а уже через 10 минут с ними пришел чех и попросил расписаться в проводках. Предупредил, что виза у нас до 07 июля, надо не забыть покинуть Чехию в это время и пожелал счастливого пути, отдав паспорта, документы на машину и половинки «проводок».
Однако, благодаря Интернету, я знала, что дороги в Чехии платные и нужно купить какую-то наклейку в качестве платы за дороги. Где их взять? Прямо у пограничного пункта стояла будка с надписью «SMENARNA», что, видимо, означало обменник и муж решил обратиться туда. Это, действительно, был обменник, причем меняли даже российские рубли и там же продавались наклейки. Самая маленькая – на 15 дней. Стоит недорого, но сколько точно – не помню. Ее нужно наклеивать в правом нижнем углу, вдоль дорог стоят полицейские с биноклями и высматривают наличие этой наклейки. Не знаю, какие меры наказания за езду без нее, мы не пробовали. Курс чешской кроны к доллару – 1$ - 24 ck. То есть крона чуть больше рубля. Закончив формальности с обменом денег и оплатой дорог, мы двинулись дальше.
Глава 3. Чехия – наша цель
Проселочные дороги
Итак, свершилось! Мы достигли цели путешествия, мы добрались до Чехии! Сразу заметно сузилась полоса движения. В Польше, как у нас и в Белоруссии, полоса довольно широкая. В Чехии же, как в
Германии – только хватает проехать. Никаких обочин, если что – сразу прыгать в кювет. Кстати, за время нашего путешествия мы раз 5 наблюдали озадаченных людей у края дороги и свалившуюся в кювет машину. Когда на тебя на приличной скорости несется фура, не у всех хватает нервов удержать руль. Я, например, все время снижала скорость при виде встречной фуры, за что получала сзади злобное бибиканье. Только вежливые чешские водители, особенно видя иностранные номера (как российские, так и все остальные), начинают сигналить, резко обгонять и тормозить перед тобой и т.д. Так что я пришла к выводу, что, в отношении поведения на дорогах, Чехии до Европы очень далеко.
Однако правила они чтут. В населенных пунктах даже ночью все снижают скорость до 50-60 км/час, пропускают пешеходов, которые по сравнению с пуганными московскими кажутся просто нахальными и невнимательными. Пешеходы настолько уверены, что их пропустят, что вообще не смотрят на дорогу, когда переходят улицу.
Пейзаж вокруг был просто сказочным: невысокие пушистые горы, аккуратные деревушки с черепичными крышами, цветы, цветы, альпийское спокойствие и аккуратность. Коровки красивые, ухоженные гуляют по подстриженной зеленой травке поля. Даже в небольших лесочках трава подстрижена!
Мы немного поездили по проселочным дорогам и таки решили выехать на автостраду. Дело пошло быстрее, скорость 120 -140, ограничений нигде не видно. Однако все едут в правом ряду, левый свободен только для обгона. А правый, видимо, немного испорчен фурами, потому что на приличной скорости машина шумит шинами по неровностям. Не проблема, но дискомфорт.
Оломоуц
Еще в Москве мы перелопатили массу сайтов в поисках информации о Чехии. Огромное спасибо Любе Губовой
http://reports.travel.ru/letters/73615.html , чью распечатку мы читали вслух по дороге. Очень подробная, хотя и спорная, информация о Праге и Карловых Варах с экскурсами в историю всей Чехии. На одном из форумов по Чехии, где также можно было почерпнуть полезную информацию, кто-то прислал ссылку на сайт Андрея Горбунова
www.andygo.ru Там тоже оказалось немалого интересного, описание мест, куда можно съездить и что там посмотреть. Забегая вперед, скажу, что мы связались с Андреем и попросили провести экскурсию по Праге для нас. Трудно сказать, что может нравиться или не нравиться в экскурсоводах. Мне, например, очень не нравится, когда люди путаются в датах и выдают заученный текст. Так вот с Андреем ситуация другая: кроме знаний о Чехии, широкой осведомленности об исторических веяниях было очень приятно встретить по-настоящему умного и интеллигентного человека. С ним можно поговорить не только о Чехии, а уж о Чехии он рассказывает с любовью и глубокими знаниями. В общем, очень рекомендуем. Так вот, на сайте Андрея мы прочитали про небольшой городок Оломоуц, чей центр находится под охраной ЮНЕСКО. Повторюсь, что я не преследую цели описывать исторические и архитектурные шедевры, поэтому не буду углубляться в пересказ того, что мы увидели, но туда, действительно стоит съездить. После огромных и мрачноватых Краковских костелов, громадных площадей и серых зданий, трехэтажные разноцветные резные домики Оломоуца показались до того милыми, что просто не хотелось уезжать. Чем-то напомнил он баварский
Нюрнберг, только ярче и веселее. Оломоуц – один из городов, где очень хочется задержаться, забыть о времени и зависнуть на недельку. Честное слово, если поедем во второй раз – обязательно остановимся там.
Велке Мезиричи
Выехав из Оломоуца, мы вернулись на автостраду. Вечерело, поэтому решено было проскочить
Брно мимо, завернув в него на обратном пути. Мы уже не раз путешествовали по Германии на машине, везде принцип один и тот же: съехать с автострады в какой-нибудь городок, там обязательно будет отель, gasthof или pension. Свернули в городок Велке Мезиричи. Велке – большой, великий. Расположение между двух небольших речек позволило предположить, что Мезиричи – междуречье. Что ж, название симпатичное.
Городок небольшой, но в центре 3-4 гостиницы. Мы выбрали отель «Jelinkova Vila» со своей пивоварней. Шикарный трехместных номер-студия под крышей с завтраком стоил 2100 крон или около 90$. С ужином надо быть осторожнее – после 21.00 повара уходят, в 22.00 заведения закрываются. Нашелся только один отель в центре, повара которого работали до 23.00. Практически везде огромные порции; граммы, которые указаны в меню – это только основное блюдо, а «сложные гарниры» не учитываются. Поужинать на троих с пивом для взрослых и десертом для дочери стоило 350 крон… В ресторане в центре города. Просто без комментариев!
20 июня
Утром посмотрела на спидометр – 1980 км от дома, то есть за вчерашний день проехали около 500 км. Еще 120 км – и мы в Праге!
Заправки - BENZINA, везде принимают карточки, бензин стоит чуть меньше 1 евро/литр (1 евро = 30 крон, а литр 91-го бензина – 28 крон). Стоимость бензина в Польше и Чехии почти одинакова, однако в Польше есть бензин евро – это 95-тый и супер – это 98-ой. Другого просто нет. В Чехии – 91-ый, 95-тый и 95-тый особый. Насколько я поняла, «особый» бензин стоит дороже, но разница в цене за него идет на какие-то благие цели. На всех заправках – пиво, мороженое и прочие товары первой необходимости. Мороженое называется zmerzlina.
Прага
И вот мы в Праге! Довольно быстро добрались до квартиры, в которой нам предстоит прожить 3 дня. Действительно, почти центр, район Винограды. Хозяин – наш, бывший россиянин - встретил у дома, проводил в квартиру, объяснил, что где лежит. Один момент слегка напряг: просил не готовить после 21 часа. Говорит, если соседи учуют запах еды, им тоже захочется есть. А вечером есть вредно. За то, что мы их провоцируем, они могут вызвать полицию. Странно, но ладно.
Еще одна проблема – парковка. У дома ее найти очень сложно. Есть места, где нарисован большой крест и указан номер машины или знак инвалида. Так вот на этих местах категорически нельзя ставить свою машину, даже ненадолго. Тут же «настучат» в полицию и не миновать штрафа в 2000 крон (около 70 евро). Вообще ситуация с машинами в Праге отвратительная. Куча машин, высокие штрафы, никаких удобств и полное бесправие водителей. В качестве примера расскажу историю, заставившую меня подумать о мэре Лужкове буквально как об отце родном и самом демократичном мэре! Вечером первого дня нам удалось припарковать машину вполне удачно, однако утром, при выходе на экскурсию примерно в 8.40, удивило отсутствие машин на дороге. Редкие автомобили взгромоздились на тротуар, тех же, о ком не позаботились хозяева, быстренько увозили нетерпеливо пыхтящие штук 6 эвакуаторов. Быстренько переставляю машину на тротуар, а муж бежит к полицейскому, выяснять, в чем дело. Оказывается, сегодня моют дороги и надлежит убрать все машины на период с 7 до 11 утра. А знак, оповещающий об этом, стоит с 7 утра в начале улицы! Что делать тем, кто живет не в начале улицы или заболел, или еще что-то – полицейский не знал. Также он поведал о том, что знак, конечно, должен ставится заранее, но вряд ли кто пойдет его ставить… Вот так вот. И московские эвакуаторы вдруг показались такими безобидными.
Ну что ж, первый день мы самостоятельно прогулялись по центру, второй день нами занимался Андрей Горбунов (
[email protected]), за что ему еще раз – огромное спасибо, третий день, как и обещали дочери, посвятили пражскому зоопарку. Вовсе не обязательно ходить туда с детьми, в этом замечательном месте можно прекрасно отдохнуть и взрослым. О самой Праге написано немало, о пивных – см. на сайте
www.andygo.ru , место вполне туристическое, везде можно объясняться по-русски. Еда недорогая и качественная, пиво отменное. По магазинам мы особо не ходили. Кстати, практически во всех магазинах можно расплачиваться как кронами, так и евро.
В пользу Праги можно сказать только одно: мы - люди, поездившие немало, решили вернуться сюда на новый год. Есть, где погулять.
Благодаря тому же Андрею Горбунову мы разработали маршрут наших дальнейших передвижений. Конечно, получалось «галопом по Европам», но хотелось увидеть больше. Карловыми Варами как-то без сожаления пожертвовали – настолько туристическое место, что всегда есть возможность съездить туда и так, без машины. Решили оставить посещение курорта на старость ..
Итак, 23 июня.
Примерно в 10 утра покинули уже обжитую нами квартирку в Праге и отправились в Кутну Гору. На спидометре 2110 км от дома. Дорога Прага – Кутна Гора была закрыта, поэтому пришлось ехать через г.Колин. Кутна Гора тоже имеет памятники, охраняемые ЮНЕСКО, но это описано в каждом путеводителе: храм Св.Барбары, костел, Костнице. Костнице – это костехранилище, известное место, где все интерьеры сделаны из человеческих костей. Не уверена, что это правильно с религиозной точки зрения, да и с общечеловеческой, но туристов много. При входе там (да и в большинстве музеев и храмов Чехии) дают бумажку с описанием на русском языке. При покупке билета надо спросить, есть ли описание на русском, и не забыть вернуть его при выходе. Для тех, кто захочет сам поехать на машине туда, сообщу, что это место находится под Кутной Горой, называется Седлец. Указатели везде стоят, добраться на машине можно без проблем. Далее наш путь лежал в Святу Гору через многочисленные узенькие проселочные дороги и дорожки. Вдоль дорог росли поспевшие черешни, очень хотелось попробовать… Встречались поля красного и белого мака, которые никто не охранял; крестьяне, продающие клубнику («ягоды» по-чешски) и черешню очень дешево по московским меркам, карповые пруды с грязноватой мутной водой; леса, поля, деревни… В Святой Горе находится очень красивый монастырь 17 века, посвященный чудотворной восковой иконе. В галерее монастыря нарисованы 74 чуда, совершенные этой иконой. Примерно ¾ этих чудес – это кара для тех, кто что-то сделал не так. Чудо не исцеления, не добра, а сплошные смерти от огня, воды, молний и т.д. грешникам. Жутковато, честно говоря, но очень красиво.
Целью нашего сегодняшнего пути был город Табор – пристанище гуситов. По пути свернули с дороги, чтобы заехать в замок Орлик над Влтавой. Было уже около 5 часов вечера, и конечно, как и все музеи в Чехии, замок в это время был уже закрыт. Белый, с башенками и цветами вокруг он совсем не был похож на суровый средневековый замок, который служит для оборонительных целей. А Оле хотелось увидеть именно такой замок! Поэтому она сказала, что замки зажиточных князей ее совсем не интересуют, давайте искать «замечек бедного рыцаря». Замок по-чешски - «замек», иногда мы встречали надпись «замечек» - видимо, уменьшительную производную от большого замека. Например, «замечкова покладна» - касса замка, или «замечкова каварна» - кофейня у замка. Вся наша дальнейшая поездка была ознаменована поиском небольшого серого замка, сложенного из грубых камней. Забегая вперед, скажу, что такой замок в Чехии мы не смогли найти – там все более светлое, легкое, явно перестроенное, богатое и теплое. Суровый полуразрушенный замок «бедного рыцаря» нам попался только в Польше…
Замок же Орлик запомнился разгуливающими по дорожкам павлинами, которые едят с рук, а также питомником раненых диких птиц, которых выхаживают местные энтузиасты. Там были сова, сокол, ворон, ястреб – вблизи не каждый день видишь этих хищников!
Итак, Табор. Проехав в общей сложности около 300 км за день, мы приехали в Табор и занялись поиском ночлега. Если бы не перекладка асфальта и напрочь разрытые центральные улицы, мы бы нашли массу мест для ночевки, но искать объезды в незнакомом городе… В общем, мы остановились в частном пансионе «Даша» категории 3*. Двухкомнатные апартаменты с завтраком на троих обошлись в 66 евро за ночь.
24 июня.
С утра пораньше занялись осмотром гуситских пещер и взгромождением на городскую башню. С этого дня лозунг «Ни дня без башни» прочно вошел в нашу жизнь: надо же как-то избавляться от пивных и мороженных калорий! Кстати, о калориях. Надо сказать несколько слов о чешской кухне. На сайте Андрея Горбунова нами немало было почерпнуто о чешских блюдах, но были и свои открытия. Например, чесничка – это сырно-чесночный суп с ветчиной или грибами на выбор. Очень сытное и вкусное блюдо, хорошо, что после обеда не на работу .. А вот кнедлики совсем не впечатлили. Если бы не «омачка свичкова» - соус, который подается к свичковой, я бы сказала, что вообще разочаровали. Зато «смаженый Гермелин» - жареный сыр – просто сказочное блюдо! Я могла его есть и на обед, и на ужин – не надоедал! В качестве десертов часто используются блинчики с конфитюрами и фруктами и много-много взбитых сливок.
Вернемся к нашему путешествию: бегло осмотрев Табор, едем в Чешске Крумлов. Если сделать небольшой крюк примерно в 8 км, то можно попасть в замок «Глубока над Влтавой». Честно говоря, ни один замок не впечатлил больше, чем этот. Охотничий замок Шварценбергов, сотворивших все основные достопримечательности Южной Чехии, достоин самых больших похвал. Правда, вход только группами и экскурсия на чешском языке, но при покупке «вступенки» - входного билета – можно попросить описание на русском. После посещения этого замка мы решили, что уже ничто не сможет впечатлить больше, поэтому отказались от поездки в «Червону Лхоту» - розовый замок на берегу озера. Глубока над Влтавой и сейчас, по истечении почти месяца после нашей поездки, остается самым красивым замком всей нашей поездки.
Чешске Крумлов – небольшой уютный городок на самом юге Чехии. В 30 км – австрийская граница, где-то рядом – и немецкая тоже, поэтому на улицах полно довольно дорогих открытых машин, несвойственных чехам - BMW Z4, Audi TT и т.д. На машине мы заехали в самый центр – прямо за городские стены, где начинались магазинчики, отели, кафе и сам замок. Еще одно творение Шварценбергов с просто шикарной башней не только понравилось, но и оставило в душе какую-то смутную мечту о жизни в этом тихом и уютном городке. Не знаю, чем, кроме туризма, живут чехи в таких маленьких и симпатичных городках, но дешевые цены на еду, чистота, спокойствие и, главное – вид на «замек» - просто неоспоримые преимущества Чехии для любителей европейского, экскурсионного отдыха.
Следующий городок, где мы хотели заночевать – Тржбон. Мы прибыли туда еще засветло, было около 8 часов вечера, и сразу принялись искать отель. Почти все пансионы в этом городе работают до 16 часов, потом, наверное, хозяева уходят пить пиво и плюют на возможных постояльцев. Отели оказались все заняты. Пройдясь пешком по городу, по его центру, мы пообщались с некоторыми местными жителями. Здесь, как оказалось, по-русски почти не понимают, зато свободно говорят на немецком. Во всех кафе и ресторанах сидят сплошные немцы, а хозяин одного частного пансиона на выезде из Тржебона даже назвал их оккупантами. Говорил, что с пятницы по воскресенье в городе поселиться невозможно и предложил поискать пристанище где-нибудь в близлежащих деревнях. Но и там нас ждала неудача: время приближалось к 10 часам вечера, а в это время добропорядочные чехи двери не открывают, да и мест нигде не было. В общем, это не испортило впечатление о старом и красивом городе, но погулять подольше не получилось, надо было искать место для ночлега. Решили ехать в следующий город – Йиндржухув Градец, благо, расстояния в Чехии не чета российским. Центральная площадь этого города была полна гуляющих немцев и меня начали одолевать плохие предчувствия. В одном отеле ресепшн оказался закрыт («поздно, пани!»), в трех других не было комнат на троих, а в двухместных номерах, говорили, что мы не поместимся. В пятом по счету отеле «Bila Pany» - Белая пани – нам предложили чудесную комнату под крышей с видом на замок и аиста на крыше замка. Белая пани – самое известное приведение Чехии и хозяин нам клялся, что она бывает в этом отеле. Стоимость номера с завтраком – 50 евро, но Белой пани в эту ночь мы так и не увидели, только туристы шумели под окнами. Здание отеля стоит у самого замка и построено в 14 веке… Ради этого стоило помаяться в Тржебони!
За день мы проехали всего 180 км, но впечатлений – масса!
25 июня.
Йин.Градец известен третьим по размеру в Чехии замком. Погуляли, послушали экскурсию на чешском. Уже можно обходиться и без листочков на русском, все понятно. Очень красивые дворы замка, но особое впечатление оставила о себе розовая ротонда (музыкальный салон). Пробежались по магазинам, но в субботу, как выяснилось, они работают с 8.00 до 11.00. На что живут чехи, если в самое покупное время магазины закрыты? Кстати, в