Наконец-то собрался написать отчет о поездке, совершенной в 20-х числах августа в
Эстонию. Так как сам перед поездкой старательно штудировал опыт авторушников, постараюсь в подробностях описать весь наш маршрут (надеюсь, мой скромный опыт чем-то будет полезен будущим путешественникам).
Итак, действующие лица: ваш покорный слуга, его верная супруга и автомобиль Peugeot 307 2003 года выпуска. Время действия – 21-28 августа 2005 года. Маршрут основного путешествия:
Москва-
Псков-Печеры-Тарту-Таллинн-Нарва-Москва. Другие города, которые были удостоены внимания в качестве достопримечательностей: Отепя, Курессааре (о. Сааремаа).
Все началось с вопроса получения эстонской визы. Сделав соответствующий запрос в и-нете и последующий обзвон, я выяснил, что самые приемлемые условия предлагает фирма Балтик-сервис (координаты специально давать не буду, дабы не заподозрили в рекламе). Виза с их оформлением стоила в районе 30 евро, но при условии, что я бронирую гостиницы через них. Удостоверившись, что их цены на гостиницы совпадают с ценами самих гостиниц, я сдал документы, заплатил предоплату за визу и отели (примерно 40%) и стал ждать. Ждать долго не пришлось, буквально на следующий день позвонили из агентства и сообщили, что мои фотографии не годятся, нужно переделывать. Мысленно кляня эстонское посольство за бюрократию и себя за то, что поленился сразу пойти в мастерскую, а распечатал фотографии дома на фотопринтере, я таки пошел в мастерскую, и предоставил «правильные» фото. Выезжать было решено в воскресение, поэтому документы мне обещали отдать в пятницу. Так и вышло. Вернее готовы они были в пятницу, а любезная девушка по моей просьбе согласилась отдать их в субботу.
Ну вот, все готово, вещи собраны, информация из и-нета распечатана, можно трогаться в путь. Занятно, что предварительно я обнаружил у себя дома атлас автодорог СССР 1985 года выпуска. В качестве эксперимента было решено не покупать дополнительных карт (кстати, ни разу об этом не пожалели, все дороги с тех времен остались на месте). А карту Эстонии (достаточно приличную) мне выдали в качестве сувенира в турагентстве.
Выдвинулись из дома мы около 8.30 утра – решили не истязать себя ранними подъемами, благо первый перегон был только до Пскова. Уже около 9-ти мы вышли на Новорижское шоссе и «притопили». По дороге я осознал насколько правильно наш выбор начала путешествия пал на воскресное утро: дорога была абсолютно пуста, на первом участке (там, где новая
рига широкая и разделена газоном) средняя скорость составляла 120 км/ч, а меня обогнали вообще всего 1 раз. После сужения дороги загрузка сильно не увеличилась, и мы продолжали наслаждаться пробегающими мимо пейзажами. Трудности начались после въезда в Тверскую область. Долго описывать «колейную» дорогу не буду – это уже сделали многие из моих предшественников, скажу лишь, что когда я вышел на отремонтированный участок (есть там километров 50 нового черного свежеукатанного асфальта), то захотелось оторваться – пролетел его со скоростью 150 с удовольствием. В Псковской области дорога пошла приличная, конечно не как в Московской, но по сравнению с тверскими ухабами – просто хай-вей. Первая остановка на перекус была сделана недоезжая Пустошки, где мы должны были свернуть с М9 на М20 на Псков. М20 конечно заметно уступает М9 и по качеству покрытия и по загрузке и по количеству проезжаемых деревень, но все равно мы без особых проблем достигли к 16.00 славного города Псков. Здесь была запланирована ночевка в отеле «Рижская», которая, судя по отзывам и описаниям, являлась наиболее пристойной гостиницей этого города. Брони я не делал и оказался прав – мест было хоть отбавляй. Интерьер 2-х местного номера был достаточно скромный, но со всем необходимым – телевизор, телефон, холодильник. Немного смутил размер комнаты – около 8 метров, но нам предстояла только одна ночь, поэтому, быстро покидав вещи, мы отправились осматривать местные достопримечательности. Прошу обратить внимание, если кто соберется ночевать в данном отеле: проверьте кровати, которые вам предложат. Мы по незнанию этого не сделали и расплатились практически бессонной ночью: малейшее движение вызывало такой скрип, что весь сон как рукой снимало…
Псковский кремль понравился, тем более, погода была великолепной, и в лучах заходящего солнца он смотрелся особенно красиво. Не понравилось лишь присутствие на территории кремля «в грязь» пьяных подростков, которые выясняли между собой отношения (попросту дрались) прямо «на древних руинах» при полном попустительстве органов правопорядка. Вообще, пройдя по улицам, мы заметили, что для Пскова в воскресный вечер наличие на улицах молодежи 13-17 лет пьяных «в усмерть», причем порой просто лежащих под деревьями на центральной улице - весьма распространенное явление.
Промучившись ночь на скрипучих кроватях, в 8 утра понедельника мы выдвинулись в сторону Печер. Так как настроение после бессонной ночи было не ахти, мысль об осмотре местного монастыря исчезла даже и не появляясь. Часам к 10 мы были около пропускного пункта. Наша задача была оформить Грин-карту – пропуск на территорию Эстонии. Узнав у местных аборигенов, где её можно раздобыть, мы довольно быстро оказались у цели – обшарпанной пятиэтажки на окраине города. Дверь открыла заспанная женщина, но вместо того чтобы обругать меня за то, что разбудил, вежливо пригласила войти. И за 600 рублей в течение 10 минут оформила вожделенную бумажку, и после неотемлимого ритуала – заправки полного бака пока еще дешевым российским бензином, мы пересекли государственную границу. На всю процедуру было затрачено около часа.
Наслушавшись о высоких штрафах за нарушение ПДД в Эстонии, мы вели себя как добропорядочные эстонцы – скорость не превышали, ремнями пристегивались, ближний свет включили. Кстати, соблюдение ограничений скорости не сильно напрягало, тем более в Эстонии появились (из прочитанных описаний я понял, что ранее везде был предел 90) дороги с ограничением скорости 110 и даже 120 км/ч (даже в
России-матушке такого не встретишь). Добравшись до Тарту без особых приключений, мы разыскали свой отель – Александр-хауз на улице Александри. Отель оказался достаточно милым, с просторным номером и отличной кроватью (то, что нам было нужно после «рижской»). Вообще, все отели, в которых мы останавливались в Эстонии, я могу смело порекомендовать - везде нам очень понравилось. Тарту – небольшой городок с прилично сохранившимся историческим центром. Мне кажется путешествующим по Эстонии обязательно нужно в нем побывать. Утром следующего дня, как следует выспавшись, мы двинулись дальше. По ходу движения, мы решили изменить ранее выработанный маршрут и заехать в городок Отепя на берегу живописного озера. Озеро действительно оказалось очень красивым, а утки, проживающие в нем, непугаными - одна из них в поисках еды чуть ли не тыкалась клювом в мой ботинок. Полюбовавшись видами, мы тронулись в путь. Впереди нас ждал Таллинн.
Прибыв в столицу к середине дня, мы традиционно поехали разыскивать свою гостиницу – Пирита Топ, в одноименном районе города. Мы сознательно выбрали отель, расположенный не в историческом центре, а на окраине, на берегу финского залива. Окна нашего номера выходили на воду, поэтому по вечерам мы наблюдали восхитительные закаты. Сама гостиница тоже выше всяких похвал: бесплатный бассейн, 2 вида сауны, тренажерный зал, Интернет и т.п. Первые два дня мы посвятили прогулкам по Старому городу. Здесь, я думаю, комментарии излишни. Каждый находит в этом городе что-то свое, что потом запоминается на всю жизнь.
В четверг мы с утра «рванули» к паромной переправе в поселке Виртсу, что бы добраться до острова Муху, а через него достичь о. Сааремаа. Дорога прошла без приключений, по пути мы посетили знаменитое место падения метеорита, и прибыли в Курессааре. Городок традиционно застроен одно-двухэтажными зданиями, и выглядит очень мило и ухоженно. Очень понравился замок со рвом, заполненным водой, решеткой на воротах и другими аксессуарами из средних веков. А когда мы присели отдохнуть на скамейку на берегу, то ласкаемые ласковым теплым ветерком, совсем оторвались от реальности и полностью слились с окружающей великолепной природой. Может быть поэтому, Сааремаа оставила у меня самые приятные впечатления.
Вернувшись в Таллинн, на следующий день мы посетили Кардиоргский дворец – довольно любопытное место, некое миниатюрное подобие дворцовых ансамблей С-Петербурга, но в гораздо лучшем состоянии. Остаток дня был посвящен шопингу. В субботу мы покинули «город мастеров» и выдвинулись в Нарву. По пути запомнилось, что на выезде из столицы был ремонт дорожного полотна, и скорость движения потока оставляла желать много лучшего на отрезке примерно километров 80-100.
Добравшись до Нарвы, мы сразу попали на площадь, где был пропускной пограничны пункт. Не обнаружив там ни одного человека, мы обрадовались, так как были заранее напуганы многочасовыми очередями на этом участке границы. О, как же мы ошибались… Но об этом позже. Расположившись в отеле Этапп (очень рекомендую), мы начали осмотр достопримечательностей Нарвы. К сожалению, город очень сильно пострадал во время 2-й мировой войны, и от былого величия осталось немного. Безусловно, стоит посетить крепость и музей в ней, но кроме этого, по большому счету, в городе смотреть нечего. Еще советую посетить ресторанчик на террасе крепостной стены – шашлык там готовят замечательно.
Проснувшись на следующее утро и приготовившись к встрече с родиной, но нас ждало разочарование. При попытке пересечь границу, пограничник разъяснил, что без заветного талончика зеленого цвета с печатью, нас из Эстонии не выпустят. А талончик этот выдают в особом месте на окраине города. Не без труда разыскав это место, мы выяснили, что это – площадка-отстойник для легковых и грузовых машин, коих было там великое множество. Битых 4 часа мы провели, не зная чем занять себя, в бессмысленном ожидании. В процессе я неоднократно пожалел, что поехал через Нарву, что не решился прекратить бессмысленное ожидание и рвануть к другому пропускному пункту (что советовала сделать жена), что не дал тому таможеннику взятку за «безталонный выезд» и т.д. и т.п. Получив заветный талончик и вырвавшись из плена, мы обнаружили, что это не конец нашим мучения. Еще примерно 1.5 часа мы ждали в очереди на мосту через реку Нарва и непосредственно на российском КПП. Вырвавшись на свободу, нам уже не было дела до осмотра крепости в Иван-городе – побыстрее хотелось домой.
Было решено ехать через Псков, далее знакомой уже дорогой. Интуиция подсказывала, что движение по Ленинградке воскресным вечером не предвещает положительных эмоций. Конечно, обратный путь был длиннее километров на 200, и гораздо тяжелее, чем путь туда, но обошлось без приключений. Сразу оговорюсь, что мне хотелось проехать как можно большую часть дороги до наступления темноты, поэтому стрелка спидометра к неудовольствию супруги частенько зашкаливала за цифру 150… Благодаря этому мне практически удалось миновать Тверскую область до наступления полного мрака. Дома мы были в 00.30, притом, что из Нарвы выехали около2-х часов дня.
Краткие статистические итоги:
Полный километраж поездки – 2900 км.
За время путешествия меня НИ РАЗУ не остановили представители дорожной полиции ни одной из стран (в Эстонии, в общем, и не за что было, а в России считаю – крупно повезло)
Количество потребленного бензина сначала считал, потом забыл .
Машина вела себя выше всяких похвал (включая тверскую разухабистость)
И самое главное – отдых удался.