В преддверии сезона
Гоа хочу поделиться впечатлениями о прошлогодней самостоятельной поездке в
Индию. Период поездки – с 23 октября по 10 ноября, то есть в два раза меньше того, что нам потребовалось на решение всех бюрократических вопросов, связанных с приобретением визы. Вообще, если характеризовать Индию в двух словах, то самые подходящие – это ГРЯЗЬ и БЮРОКРАТИЯ. Затрудняюсь оценить чего из этих двух вещей там больше.
Сборы в дорогу
Для поездки в Индию нужна виза, которую можно получить в посольстве при наличии заграничного паспорта, билетов туда-обратно и «брони» в любом из индийских отелей. Проще визу купить, тогда не придется стоять в очереди в посольстве и связывать себя бронью в ненужных отелях. Оформление визы занимает, как правило, 7 рабочих дней и стоит она в пределах 40 долларов. Покупная виза стоит дороже, однако Вы оставляете себе полную свободу передвижения по стране. Незаменимый помощник туриста – путеводитель Lonely Planet, который вот уже несколько лет как продается в крупных книжных магазинах
Москвы. Увы, путеводитель по Индии в Москве – большая редкость, нам так и не удалось его купить здесь. По интернету я узнала, что его запросто можно купить в Мумбае, в книжной лавке при главном отеле города «
Тадж Махал», и на этом мы успокоились. (Конечно, любой путеводитель этой серии можно заказать на amazon.com, но на это нужно 2-3 недели, которых у нас на тот момент уже не было).
Аэропорт в Мумбае
Индия для нас началась рано утром (после ночного перелета Москва-Мумбай) с затхлого аэропотра, с его длинных покрытых плесенью коридоров и грязных окон. Со стен сыпалась штукатурка, по углам, сидя на полу, полудремали работники аэропорта. Далее за 5 минут мы прошли паспортный контроль, за 3 минуты осмотрели местный дьюти-фри (который состоял из нескольких пустых пыльных полок), прикупили там универсальное дезинфицирующее средство (виски), и оказались в Индии.
Первый вопрос, который требуется решить самостоятельному путешественнику – на чем ехать в город, и куда именно ехать. В цивилизованных странах Вы просто ловите такси и отправляетесь в намеченное место. Поскольку мы еще не знали, в каком именно месте мы остановимся в Мумбае, то обратились в квартирное бюро прямо в аэропорту. Выбрали гостиницу поближе к центру города и подешевле, заплатили за сутки проживания (25 долларов за двухместный номер) и покинули здание аэропорта. О том, что Индия – страна весьма бюрократическая, мы начали подозревать уже в Москве в момент оформления визы. Как оказалось, мы очень недооценили эту страну. Заказ такси в аэропорту осуществляется следующим образом. Сначала нам пришлось разыскать крохотное окошко «Заказ такси», которое пряталось в мощной серой стене здания аэропорта. В окошке сидел старый полуглухой индус-диспетчер, которому мы долго кричали через стекло куда нам надо. Заплатив 10 долларов (поездка стоила 15 долларов, но прямо у окошка студент-испанец предложил нам скинуться и взять одно такси на троих), мы получили чек с индийскими каракулями и напутствие куда идти. По просту говоря, диспетчер ткнул пальцем в сторону темной аллеи. Нас было трое и нам было не страшно, поэтому мы смело шагнули в темноту.
Таксопарк и дорога в Мумбай
Ради этого стоило приехать в Индию! Таксопарк представлял собой сотни машин 50-х годов выпуска, с округлыми боками, черных «по юбку», с желтыми крышами. Машины без боковых зеркал, зачастую – без зеркал заднего вида, без боковых стекол, с ручками-кнопками и диванчиками для пассажиров. Отыскать нужную нам машину среди сотни ее «клонов» оказалось непростой задачей. В общем, мы с ней справились, хотя местные мальчишки решили, что в этом их заслуга, и как только мы сели в такси, с обеих сторон за вознаграждением протянулось не менее трех пар грязных рук. Пожимаем пацанам руки и отчаливаем. Древний индус-водитель, вопреки нашим ожиданиям, ни слова не говорил по-английски, поэтому мы совершенно свободно обменивались с нашим попутчиком первыми впечатлениями о стране. За 40 минут пути в Мумбай мы обсудили ухабистую дорогу, разрушенные здания и руины непонятного происхождения, стоящие вдоль дороги, а также переносимую на грани потери сознания вонь очистных сооружений, которые мы проезжали в течение 10 минут, и многое другое.
Гостиница Supreme
Наконец, такси остановилось у невзрачного на вид здания с чистой (!) стеклянной дверью и надписью «Hotel Supreme ***». Мы распрощались с испанцем, который поехал дальше, выгрузили свои рюкзаки и вошли в гостиничный холл. Любезный индус переписал в две тетрадки наши паспортные данные, забрал сами паспорта и заявил, что заселение в номер возможно не ранее 7 утра. На часах было 5 утра... Последующие 2 часа мы провели в холле на диване, а любезный индус не реже, чем каждые 2 минуты одаривал нас лучезарной улыбкой. Наконец, без пяти минут 7 он позволил нам заселиться в номер, и полуживые от усталости мы провалились в сон.
Мумбай
Отоспавшись, мы первым делом направились за справочником Lonely Planet в книжный магазин при отеле Taj Mahal. В прикроватной тумбочке в номере мы нашли карту города и решили, что до туда вполне можем дойти пешком. Через час плутаний по трущобам Мумбая, по колено в местной грязи, мы наконец-то добрались до набережной, где и располагается этот самый Taj Mahal, а заодно и Ворота в Индию (монументальное сооружение, возведенное англичанами, одна из главных достопримечательностей города). Странное дело: на улице стояла жара в 40 градусов, на небе не было ни облачка, но вся набережная была в лужах. Впрочем, специфический запах, окутавший набережную, не оставлял ни тени сомнения в природе происхождения этих луж. Дело в том, что набережная – это место массовых гуляний жителей города, а такое «недавнее» европейское изобретение как общественный туалет, индусам еще не известно. Скоро мы увидели, собственно, и сам процесс образования луж. Да и вообще в течение двух недель, проведенных в Индии, нам довелось неоднократно наблюдать процесс возникновения луж на асфальте и подтеков на стенах. Под конец мы даже привыкли к этому зрелищу и перестали обращать на него внимание. Вот примерный список того, чем индусы чаще всего занимаются «на публике»:
1. Ковыряние в носу
2. Чистка ушей разными подручными средствами
3. Справление малой нужды (только мужчины)
4. Всевозможные почесывания в районе паха (только мужчины)
5. Ковыряние в пальцах ног
6. Ловля блох и вшей (преимущественно женщины)
Еще одна особенность индусов – это их умение спать на улице. Спят они везде: на скамейках, в тележках, на асфальте прямо посреди дороги (за исключением проезжей части), на газонах, под забором,... В общем, где того пожелает индийская душа.
Индийские поезда
Поскольку расстояния в Индии довольно-таки большие, то переезжать из штата в штат лучше каким-нибудь скорым транспортом – например, самолетом или поездом. Когда мы немного освоились в стране, то поняли, что она значительно дороже, чем мы предполагали ранее, и на самолет денег у нас ну совсем нет. Переезд нам предстоял из Мумбая в Гоа, и мы решили совершить его на поезде.
Поиск билетной кассы на центральном вокзале Мумбая – это целая песня. В Lonely Planet этому посвящен целый параграф, и не напрасно. Главное – это вооружится уверенностью, что особая билетная касса для иностранцев существует, и не верить никому и ничему, что может утверждать обратное. Билеты на поезд иностранцы действительно должны приобретать в особом офисе, который располагается в одном из темных, длинных и вонючих коридоров служебной части вокзала. В этом офисе сидит большой начальник, которому надо предоставить следующую информацию:
1. Фамилии, имена и дату рождения тех, кто поедет на поезде
2. Дату поездки
3. Откуда и куда совершается поездка
4. Класс, которым хочется ехать
Этот большой начальник записывает все на бумажку, потом выписывает вам пропуск и дает гида, который ведет вас в другой офис к еще более важному начальнику. Тот допрашивает вас по всем вышеперечисленным пунктам, сверяет все с каракулями на той бумажке, которую вы принесли от предыдущего начальника и зовет еще одного помощника. Тот заносит все в компьютер и выдает вам билеты. С этими билетами другой гид ведет вас обратно к первому начальнику. Тот ставит на них свою подпись и выдает еще один пропуск и соответственно – еще одного гида. Тот ведет вас в третий офис, где у вас забирают пропуск и отпускают восвояси. Вот и все, каких-то полтора часа – и билеты у вас на руках!
Покупка билетов – это своеобразная прелюдия к самой поездке на поезде. Прибыв на вокзал за 20 минут до отправления поезда мы обнаружили, что на билетах нет ни номера вагона, ни места. На всем перроне мы нашли только одну пару белых людей, и бросились к ним за помощью. Оказалось, вся информация находится на распечатке, которую приклеивают на доске объявлений в углу перрона непосредственно перед отправлением каждого поезда. Разыскав свои фамилии, которые были мастерски замаскированы в списке из сотни Раднапуров и Синхарадж, мы узнали номер своего вагона. На вагоне был приклеен еще один листок, уже написанный от руки, и там напротив каждой фамилии стоял номер места. В добавление ко всем вышеперечисленным удовольствиям оказалось, что нас с мужем поселили мало того что на боковые сиденья, еще и в разных частях вагона. Это издевательство было уже выше наших сил, и мы просто заняли соседние места. Проводник, со свойственной ему индийской любовью к бюрократии, хотел навести порядок и рассадить нас как учитель рассаживает болтунов – подальше друг от друга. Тут мой муж просто взорвался и перешел с английского языка на русский. Эффект оказался потрясающим, и мы решили этим пользоваться и впредь.
Следует упомянуть, что спальный вагон второго класса с кондиционером в Индии – это точь-в-точь наш отечественный плацкартный вагон, разницу составляют лишь занавески, которыми оборудовано каждое спальное место. И кондей морозит так, что за ночь можно полностью простудить почки. Направленная струя ледяного воздуха на моем спальном месте била точно в область почек, а одеяла в индийском поезде не предусмотрены.
Курорт Гоа
Гоа – это самый маленький штат Индии и единственное место в стране, где хорошо развита туристическая инфраструктура.
Отдыхать на Гоа ездят не только иностранцы, но и сами индусы. Благодаря этому Гоа сохраняет местный калорит, а иначе и рассказывать-то было бы не о чем.
Гоа делится на две части: Северное и Южное Гоа. Основными пляжами Северного Гоа являются Vagator, Anjuna, Baga и Calangute, Южного Гоа – Colva, Benaulim и Palolem. Каждое из этих местечек по-своему интересно. Но сначала несколько слов о пляжах Гоа в целом.
Нас, как любителей «большой воды», пляжи Гоа полностью разочаровали.
· Во-первых, они абсолютно не подходят для серфинга – нет волны.
· Во-вторых, там нет кораллов, да и вода мутная от песка, соответственно, с маской-трубкой, да и с аквалангом, там делать также нечего.
· В-третьих, хозяева гаст-хаузов ленятся ходить далеко и расставляют рыболовные сети прямо напротив своих гостиниц, и пару раз мы в эти сети попадались. Не смертельно, но удовольствия мало.
· В четвертых, прибрежную зону все время «прочесывают» цыганки-торговки (наши цыгане – это выходцы из Индии), пристают со своими шмотками и украшениями хуже банного листа.
Vagator и Anjuna
Это местечко настоятельно рекомендуется всем наркоманам и сексуальным меньшинствам (это я не со зла, туда на самом деле съезжаются наркоманы и педики со всей Европы). Пляж там вообще никакой – грязный песок и острые камни, да туда приезжают не за этим. Там можно купить все новинки Гоа-транс и любую наркоту. Условия проживания – в грязных халупах с дырявыми крышами, туалет от кровати отделяется грязной занавеской.
Общение с нариками у нас как-то не заладилось, пришлось довольствоваться компанией французских педиков – оказались на редкость жизнерадостными и общительными ребятами. Одного дня на исследование этого места нам оказалось достаточно, и на рассвете следующего дня мы оттуда свалили. Молодой индус, хозяин дома, вышел нас проводить – сначала он сонно отлил на стену своего же дома, потом протер глаза, принял от нас ключ и мило с нами попрощался.
Baga и Calangute
Эти два пляжа являются соседями, так что сложно сказать где именно заканчивается один и начинается другой. Отличное тусовочное место, большой выбор жилья – от соломенных домиков в стиле «Ниф-ниф» до просторных комнат с кондиционером и верандой. Здесь мы жили просто в королевских условиях (по сравнению со всеми остальными местами) в семейном отеле «Фалькон ризот». Помню, как мы зашли в номер, как я увидела свежее постельное белье и чистый кафель в туалете, аж расплакалась от счастья. За предыдущие 10 дней пребывания в Индии я уже просто забыла про такие блага. Пляж – широкая песчаная полоса, относительно чистый песок и удобный заход в воду (без камней). До поздней ночи здесь работает большое количество кафе и ресторанов, сувенирных лавок и массажных салонов. Запросто можно взять напрокат любое двухколесное транспортное средство – от велосипеда до настоящего «хопера».
Внимание! Арендуя мотоцикл, убедитесь в его исправности! Один раз нам подсунули мотоцикл с неработающими тормозами. Неисправность мы обнаружили довольно скоро, тормозить пришлось собственными ногами (хорошо, на нас были кроссовки), в результате мы просто «уперлись» в рейсовый автобус, и все обошлось без удара. Хозяин мотоцикла потом прятался от нас два дня, не желая возвращать деньги. В конце-концов муж потерял терпение и дал понять дружкам хозяина мотоцикла, что если тот не появится в лавке, то ответственность ляжет на них. Индусы хоть и хитрые, но трусливые, поэтому выдали своего дружка в течение 5 минут.
Еще здесь нам довелось наблюдать откуда в ресторанах берется лед для коктейлей и шейков. Его привозят на грузовичке в виде глыбы весом под 40-50 кг и крюками отправляют на землю, где он ждет, пока хозяин ресторана его заберет. В лучшем случае его спускают из кузова на грязнущих носилках, но при этом ждать работников ресторана ему опять же приходится лежа на земле. Через полчаса - час являются работники ресторана и на таких же грязных носилках тащат его к себе через служебный вход.
Colva и Benaulim
Колва и Бенаулим – это почти что близнецы Калангута и Баги, но только в Южном Гоа. Располагаются они в двух километрах (по береговой линии) друг от друга, поэтому их сложно представлять как два различных побережья. Мы жили в Колве, где довольно тихо и спокойно, а за шумной жизнью ходили в Бенаулим. В свою халупку возвращались обычно вечером, когда уже темнело, и не раз от хозяина получали предупреждение, что ходить по берегу в такое время опасно. Однажды, когда возвращаться пришлось совсем поздно, мы вняли советам местных и пошли не по берегу (2 км), а через деревню (5 км). В результате в полной темноте мы заблудились и собрали за собой целую свору собак, которая преследовала нас около получаса, злобно лая и рыча, а самая наглая из них даже прихватила пару раз зубами подол моей юбки. В общем, было очень и очень неприятно, а в какие-то моменты откровенно страшно. Больше мы через деревню не ходили.
Индийские автобусы дальнего следования
Когда нам пришло время возвращаться в Мумбай, оказалось, что билетов на поезд уже нет. Единственным вариантом оставался рейсовый автобус. Покупка билетов в одном из многочисленных транспортных агентств заняла всего 15 минут, и это нас, уже привыкших к тому, что в Индии просто так ничего не бывает, насторожило. Оказалось, судьба выдала нам этот «аванс» лишь затем, чтобы позже побольнее нас растоптать.
Представьте спальное место (вернее, двухспальное!) в индийском автобусе. Это отсек, состоящий из двух лежанок по 40 сантиметров шириной каждая, разделенных железным ободком. Длина отсека – 180 сантиметров. Один взрослый белый человек там кое-как может уместиться. А нас было двое... Так мы и ехали – вдвоем с мужем (рост мужа 185 сантиметров, ширина в плечах – 70 сантиметров), а в ногах у нас лежали два огромных рюкзака. Поездка казалась бесконечной – вдобавок, вместо заявленных 11 часов автобус добирался до Мумбая 13,5 часов. Пару раз ночью автобус делал «туалетые» остановки, и можно было выйти и размять ноги. На мой вопрос «где здесь туалет» водитель широким, гостеприимным жестом показал на окружающие луга и леса и сказал «оупен, оупен тойлет». В общем, мальчики налево (омывать левый бок автобуса), девочки направо (на целомудренном расстоянии 10 метров от автобуса и чужих глаз). Я тоже не решилась уходить дальше, все-таки темень непроглядная, а в высокой траве водятся гадюки.
И все-таки эта поездка не запомнилась бы настолько четко если бы не особенности трассы Гоа-Мумбай. Во-первых, дорога извивалась как человеческая ДНК – по моим подсчетам выходило, что автобус делал легкий поворот в ту или иную сторону каждые 40-45 секунд. Во-вторых, вся дорога была в ухабах, и поэтому автобус нещадно трясло. В-третьих, дорога все время то поднималась в горку, то спускалась вниз. В общем, мы тряслись во всех трех измерениях. От поворотов нас кидало влево-вправо, от ухабов нас подкидывало вверх-вниз, а от подъемов и спусков мы то стукались о перегородку головой, то нас вжимало ногами в рюкзаки. Места в нашей «камере» было мало, и поэтому большого «разгона» для сильного удара не было. Однако железные ободки на лежанках и железные прутья, заботливо вделанные в крайнюю лежанку и охраняющие пассажира от падения, оставили на наших телах многочисленные (за 13,5 часов!) разноцветные следы.
Некоторые пассажиры покинули автобус в пригороде Мумбая, и на рассвете мы спустились из своего заточения вниз, на сидячие места. Здесь были окна, и можно было понаблюдать за местной жизнью. Перед одной из остановок автобусу пришлось объезжать огромную кучу мусора (радиусом под 3 метра, высотой полтора метра), вокруг которой копошилось несколько уборщиков. Бригадир был в кроссовках и с лопатой, остальные работали босиком, а мусор сгребали голыми руками и кидали в кузов стоящего рядом грузовика. На краешке этой кучи с задумчивым видом сидел их коллега и делал свою маленькую кучку. А в 10 метрах от них, у колонки с водой, бодро себя намыливал подросток лет 13.
Снова Мумбай и вылет домой
Весь день ушел на посещение обезьяньего острова, далее был быстрый вечерний шопинг и прощальный ужин в лучшем в городе кафе-ресторане «Леопольд». Кстати, индийский шопинг заслуживает отдельных слов. Здесь за 20-30 долларов можно купить фирменные джинсы любой марки - Wrangler, Lee, Levi Strauss и еще десяток знаменитых лейблов. Это при условии, что покупка будет делаться в фирменном магазине. В Wrangler за покупку двух вещей нам, как совершившим «крупную покупку», еще бесплатно вручили фирменную майку. Были бонусы и в других магазинах, где-то в виде вещей, где-то в форме скидки. Кстати, если покупать точно те же фирменные тряпки, но в местных лавочках, «из-под полы» - то есть вынесенные с фабрики контрабандно, то цена будет еще ниже.
Кафе «Леопольд» - это тусовка белых и вообще отличное местечко в центре Мумбая. Цены здесь нельзя сказать чтобы низкие (скорее, средние), зато еда просто выше всяких похвал, да и меню довольно обширное. Удивительно, но в этом многомиллионном городе за час, проведенный в «Леопольде», мы встретили всех белых, которых в этот день видели на обезьяньем острове и в фирменных магазинах.
И все же, несмотря на отличный шопинг и прекрасный ужин в «Леопольде», в аэропорт мы ехали с радостью. Прощай, Индия, мы были очень рады, что посетили тебя, и еще больше рады тому, что покидаем тебя. Желания съездить в Индию еще раз нет.