МАРОККО. ОПЫТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ. ОСЕНЬ 2005.
Решили поехать в Марокко вдвоём с женой самостоятельно. Маршрут разработали с учётом путеводителей. В городах-остановках через туристические компании забронировали гостиницы.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Прилёт в Касабланку. Если не считать потери багажа авиакомпанией
Air France, то аэропорт произвёл вполне благоприятное впечатление. К сведению, тариф на такси из аэропорта Мохаммеда V фиксированный – 200 дирхамов днём, 250 ночью (за один евро в Марокко дают примерно 11 дирхамов). Доехали в город на поезде первым классом за 40 дирхамов с человека (в вагоне сидели почти одни). Поезда в Марокко - довольно современные, хотя сеть железных дорог и развита слабо. По дороге из аэропорта у нас закрались первые сомнения; за окнами проплывали шокирующие своей бедностью населённые пункты, дома-халупы с глинобитными стенами и без крыш, люди, передвигающиеся на запряжённых ослами повозках.
Ну вот и Касабланка или Каза, как её называют марокканцы. На первый взгляд типичный европеизированный мусульманский город. Если кто бывал в
Стамбуле (особенно в его азиатской части), тот поймёт. На вокзале сразу сели в «пти такси». Хозяин авто попросил за дорогу до гостиницы 50 дирхамов. Был сразу послан, поскольку дорога реально стоит не больше десяти по счётчику. Короче говоря, если счётчик не включают, то это на 90% попытка «кидалова» несведущих в тарифах туристов, в таких случаях надо или выходить, или давать водителю денег столько, сколько считаете нужным. Вообще про марокканские «пти» и «гран такси» довольно много написано и поэтому не буду здесь повторяться. В итоге мы доехали до гостиницы на городском автобусе. Одна девушка любезно показала нам дорогу от остановки и даже прошла с нами по улицам большую часть пути. Народ в Марокко бегло говорит по-французски, так что в поездке у нас с языком особых проблем не возникало, благо жена ещё не совсем его позабыла.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Утром мы совершили прогулку по историческому центру города (медине). Вошли с центрального входа у авеню des FAR. Такого убожества я давно не видел! Суетный грязный рынок. Лавки с низкого качества шмотками, овощами и фруктами, а также зловоние, калеки и сумасшедшие. Чем дальше мы углублялись в узкие улочки медины, тем сильнее усиливалась вонь. Пару раз нас чуть не стошнило.
Пройдя через всю медину, мы чудом вышли к мечети Хасана II, пожалуй, основной достопримечательности Касабланки и, как говорят, второй по размеру во всём мусульманском мире. Красивое, но помпезное сооружение. Видно, что на строительство действительно была потрачена куча денег. Посещение медины напрочь отбило дальнейшую охоту к прогулкам по городу, хотя может быть и зря, так как по слухам в Касабланке есть хорошие магазины, где цены гораздо ниже европейских.
В аэропорту, куда нам пришлось вернуться за доставленным на следующий день багажом, взяли в Europcar “Фиат Уно” по совершенно сумасшедшей для такого автомобиля цене. Больше там у них ничего не было. “Фиат Уно” оказался старой модели и сильно смахивал на нашу «Оку», как снаружи, так и внутри. Делать было нечего, и мы поехали в Рабат. Город является практически абсолютным клоном Касабланки, может быть менее шумным и менее грязным (столица всё-таки). На окраине Рабата есть интересное место – Шелла (Chellah). Это впечатляющее фортификационное сооружение и некрополь одновременно, хотя и несколько замусоренное для такого сакрального места. Ехать в соседний Сале (Sale) нам расхотелось, несмотря на то, что там путеводитель игриво обещал “волшебное перемещение на несколько веков назад”.
Вернулись мы в Казу поздно вечером. Вообще передвижение на автомобиле по ночной Касабланке – незабываемое впечатление. Шныряющие повсюду мопеды, запряжённые ослами повозки, люди, перебегающие оживлённую автостраду в самых неожиданных местах. Жуть, одним словом.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
Утром поехали в местный офис Europcar, чтобы поменять машину. Водить «Фиат Уно» невозможно в принципе, тем более что малыш уже попробовал выкинуть фортель с подсевшим за ночь аккумулятором. В офисе нам поначалу сказали, что других машин нет, но после нашего эмоционального всплеска быстро нашелся новенький «Рено Клио». Понятно, что стоил он ещё дороже, однако после «Уно» «Рено» показался нам очень комфортабельным. Кроме всего прочего, там был кондиционер!
Поблуждав с полчаса по улицам Касабланки, мы, наконец, попали на трассу, ведущую в Марракеш. Дорога в Марракеш вполне сносная, местами есть скоростные платные участки. По пути встречаются просто фантастические ландшафты; абсолютно красные холмы без намёка на какую-либо растительность.
Всё бы ничего, но наш новенький «Клио» заглох, не доехав почти 70-ти км до Марракеша. Замену нам подогнали только через два часа. Это тоже был «Рено Клио», только слегка «отрихтованный» и с большой трещиной на лобовом стекле. Я попытался представить, чтобы мы делали в похожей ситуации, если бы взяли в аренду машину у какой-нибудь местной (не международной) прокатной конторы.
Но вот мы и оказались в Марракаше. Надо сказать, что улицы там гораздо чище, чем в Касабланке, да и сам город выглядит намного приятнее, наверное, сказывается туристическая направленность этого места. Первым делом решили прогуляться в знаменитую на весь мир медину Марракеша, очень, кстати, непохожую на медину Касабланки. По крайней мере, там мы нашли то, о чем обычно пишут в путеводителях по Марокко, а именно, «дух средневекового Востока»: ремесленные лавки, люди в экзотических одеждах. Однако этот дух довольно быстро улетучивается. Начинаешь обращать внимание на мусор, грязь и какие-то зловонные потоки. В центральном месте медины – на площади Джемма эль-Фна действительно собирается много разного народа: уличные комедианты, опереточные водоносы, гадалки, заклинатели беззубых змей и прочий сброд. Там же на площади можно и недорого перекусить, если не думать о том, в каких условиях поедаемая снедь приготовлена. В общем, площадь нас совершенно не впечатлила. Возможно, что лет двадцать назад она и выглядела как описывают в путеводителях.
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ.
Прочитав о красотах долины Урика, решили направиться на следующий день туда. Благо, что расположена она в каких-то 50-ти км от Марракеша. Ничем особенным долина не примечательна – низкогорье. По дороге можно купить по сходной цене настоящие берберские ковры (что мы и сделали). Заканчивается дорога по долине в посёлке Сетти-Фатма (Setti-Fatma). Там согласно путеводителю есть какие-то изумительные по своей красе водопады. До водопадов мы не дошли. Сама Сетти-Фатма и протекающая поблизости речушка, наверное, и ведущая свой путь от тех пресловутых водопадов, настолько загажены бытовым мусором, что портить себе настроение лицезрением замусоренных природных красот совершенно не захотелось. Мы уехали обратно, несмотря на настойчивые призывы лжегидов, кричавших нам, что «лё каскад» находится в другой стороне.
По плану нам предстояла поездка в Агадир по дороге, пересекающей Высокий Атлас, через перевал Тизи-н-Тест (2100 м). Дорога предстояла дальняя и не из лёгких (горный серпантин). Поэтому была запланирован ночлег в горах. Заранее наметили место – гостиницу с величественным названием “Гранд отель де Тубкаль» в населённом пункте Асни (Asni). К Асни, мы подъезжали уже вечером, однако нас там ждало небольшое разочарование. «Гранд отель», оказавшийся на поверку совсем небольшим, был закрыт (наверное, ввиду окончания оживлённого туристического сезона).
С помощью путеводителя была найдена альтернатива в ближайшем посёлке Уирган (Ouirgane). Найденная в посёлке гостиница была на удивление неплоха; своя территория с бассейном, номера в марокканском стиле (всё это по цене около 65 евро НВ на двоих). Перед ужином мы решили прогуляться в сам посёлок. Следует сказать, что марокканские мелкие населённые пункты вблизи не очень привлекательны. К примеру, стоит внешне приличный дом, а за оградой снаружи уже свалка мусора. Скорее всего, местные жители совершенно не утруждают себя складированием и вывозом бытовых отходов и просто выбрасывают их за забор. Угадайте, какой самый неотъемлемый элемент марокканского пейзажа. Это пластиковый пакет. Чёрные, синие, белые. Они везде: на обочинах дорог, на деревьях и в воздухе (их, наверное, даже заносит далеко в Сахару).
На ужине жену неожиданно чем-то отравили. Весь следующий день её тошнило. Как я потом выяснил, данное происшествие с туристами довольно типично для Марокко. Своеобразные понятия марокканцев о гигиене и чистоте делают посещение заведений общепита игрой в рулетку: можно здесь отравиться или нет?
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
Переночевав в Уиргане, мы отправились в Агадир. Дорога через перевал Тизи-н-Тест, будучи одной из самых красивых в Марокко, стала, пожалуй, самым ярким впечатлением за всю нашу поездку: впечатляющие горные ландшафты, скалы желтых и красных цветов, берберские касбы (укреплённые поселения). Сама по себе дорога довольно сложная - полоса шириной только для проезда одной машины. Чтобы разъехаться на серпантине обе встречные машины должны сильно смещаться на обочину, ограждений почти нет. Ближе к перевалу двигаться даже страшновато. Навстречу неожиданно выскакивают грузовики, дорогу наверху постоянно ремонтируют, полотно имеет там только щебёночное покрытие. Представляю себе, что творится после дождей или в снегопад. Зато вид, открывшийся с перевала, оправдал все затраченные усилия: яркая солнечная погода, высящиеся громады гор высотой более 3000 м, синее небо, море облаков внизу. Нам понравилось.
Спустившись с гор, мы проехали через г. Тарудант (Taroudannt). Симпатичный городок, выгладит ухоженней Марракеша. Основная достопримечательность - жёлтого цвета крепостные стены постройки 17-го века. В Тарудант возят туристов из Агадира взглянуть на марокканскую экзотику. Вообще, цвет строений в Марокко зависит от цвета земли, поскольку сами строения в основном глинобитные. В Маракеше все здания традиционно красные. В районе же Таруданта преобладают породы жёлтого цвета, поэтому там всё и жёлтое. Из-за этого в горах иногда бывает непросто разглядеть местные поселения. Они совершенно сливаются с окружающим ландшафтом, поэтому выглядят довольно бедно и убого.
И вот мы в Агадире. Что сказать хорошего об Агадире. Развитие туристической инфраструктуры затронуло лишь две основные дороги, идущие параллельно вдоль побережья. Дорогие отели первой линии, магазины сувениров, кафе и рестораны. Дальше от моря наблюдаются традиционные марокканские городские пейзажи со всеми их прелестями. Руины португальской крепости, расположенной на горе над городом (одной из немногих оставшихся после землетрясения 1960 г. достопримечательностей), внутри являют собой почти бытовую свалку. Посещения совершенно не заслуживают.
Созерцая оттуда раскинувшийся город, мы подумали следующее. Сам по себе Агадир – довольно большой для туристического пляжного отдыха город (население более 700 тыс. человек). Недалеко от пляжной зоны расположен торговый порт. Именно порт, с океанскими судами, береговыми кранами и складами, а не милый причал для прогулочных яхт (кстати, если Вы хотите отдыхать в Агадире на пляже, берите отель подальше от порта, ближе к песчаным дюнам на окраине города). Принимая во внимание марокканскую бесхозяйственность, очень хочется надеяться, что городские стоки не сбрасываются в море. Короче говоря, пляжный отдых в Агадире – посредственный. Океан есть океан. Брать десятидневный тур и лежать там на солнце, не выходя из отеля, удовольствие сомнительное, хотя надо отметить, что отели в Агадире вполне на уровне и своей заявленной звездности соответствуют.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
Весь следующий день мы решили посвятить отдыху на пляже. Сдали наше несчастное авто местному отделению Europcar (по дороге в Агадир потеряли два колпака с колёс и за время нашего путешествия трещина на стекле несколько увеличилась). По приезду в
Москву я выяснил, что Europcar, как водится, заблокировал на моей карточке сумму вдвое большую арендной платы, сняв ещё при этом дополнительно саму арендную плату. Так что будьте внимательны с местными прокатными конторами.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ.
Мы поехали на автобусе в Эс-Сувейру. Из окна автобуса наблюдали коз, пасущихся на деревьях. В Эс-Сувейре поселились в гостинице Des Iles. Уютный, но видавший виды отель c хорошим расположением (рядом с входом в медину). В Des Iles когда-то в 50-х проживал О.Уэлс, вместе со съёмочной группой, снимавшей в Эс-Сувейре сцены из знаменитого фильма «Отелло». Это настолько потрясло жителей Эс-Сувейры, что отель до сих пор хранит память о том замечательном событии, кажется, что вместе с мебелью и деталями интерьера того времени.
Итак, Эс-Сувейра или «город художников» как его нам разрекламировали. Медина конечно почище, чем в Марракеше. Пока ещё видно, что кое-какие деньги, выделенные ЮНЕСКО, таки были потрачены на реставрационные работы. Тем не менее, вонь и грязь присутствуют. Подозреваю, что в марокканских мединах практически отсутствует канализация. Темные углы и переулки, как водится в Марокко, используются в качестве туалетов. Кто это там делает: люди, собаки или кошки (последних в Эс-Сувейре дикое количество) не знаю, но думаю, что и те и другие. Можно конечно нас упрекнуть в чрезмерном пристрастии к «некоторым деталям», но, поверьте, не обращать на них внимание в Марокко просто невозможно. Приходилось бывать в странах и победней Марокко, однако там власти почему-то находят желание и деньги, чтобы привести в надлежащий вид основные туристические места и достопримечательности.
В Эс-Сувейре много кафе и ресторанов, по-мароккански не очень чистых и опрятных. Продаются неплохие сувениры. Картины же местных художников – откровенная мазня. В небольшом порту можно вблизи полюбоваться на вытащенные на берег деревянные корпуса рыбацких баркасов. Хотя многие дома в медине Эс-Сувейры и изрядно перестроены, кое-где встречаются старинные элементы колониальной европейской архитектуры. Интересно прогуляться по крепостной стене с пушками 18-го века, деревянные лафеты которых испещрены надписями типа «здесь был Мустафа».
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ.
Эс-Сувейру и Марокко мы покидали со смешанным чувством. Впереди была долгая дорога домой: три часа на автобусе до Марракеша, оттуда три часа на поезде в Касабланку и утомительный перелёт в Москву через
Париж.
А теперь выводы. Страна довольно спокойная и относительно безопасная (хотя нулевого уровня опасности нигде не существует). Марокко – одна из немногих арабских стран, где можно путешествовать самостоятельно и на автомобиле, дорожная сеть развита хорошо и хамства на дорогах даже меньше чем в
России. Разнообразные природные условия, экзотика Магриба., красивые горы с возможностью проведения трекингов. Наряду со всем этим повсюду ужасающая грязь и антисанитария, которые совершенно портят впечатление от поездок по стране и осмотра достопримечательностей.
Так что решайте сами, что вы хотите получить от поездки в Марокко. Полагаю, что пляжный отдых при такой цене
авиабилета совершенно того не стоит. Хочется сказать, что реклама путеводителей и туристических компаний о «волшебной стране Магриба» очень сильно преувеличена. Если вы обратите внимание, все фотографии
достопримечательностей в Марокко сделаны, так, чтобы в кадр не попадал участок земли или асфальта. Я сам часто старался так снимать. Думаю, вы понимаете почему.