Проведя вторую половину марта и пушистое от снега начало апреля в прекрасных местах Пятигорья на Ставропольщине, хочется читателям поведать о наиболее запомнившихся впечатлениях от поездки, которых было не мало, изложив их отдельно по каждому городу, входящему в систему Кавказских минеральных вод, где нам удалось побывать в этой красивой поездке.
Железноводск
В настоящее время в Железноводск вы вряд ли сможете напрямую приехать каким-либо поездом. Связано это с географичеким месторасположением города, а также с особенностями строительства железнодорожной ветки на участке "Мин.Воды -
Кисловодск", которая прямо соединяет эти два населенных пункта, а также пункты, расположенные между ними - Пятигорск, Ессентуки и прочие.
Добираться до Железноводска вам в любом случае придется только через станцию Бештау Северо-Кавказской ж.д., остановку на которой делают поезда, в названии маршрута которых находится слово "Кисловодск". Иными словами - поезд на Кисловодск - Ваш.
Уже в купе поезда после Минеральных Вод вы начинаете наслаждаться красотами здешних гор. Они появляются то близко, то далеко, то группой, то отдельно стоящие. Не будучи геологом, не стану анализировать состав породы, возраст и иные параметры (сейчас - не об этом). Главное: выходя из поезда в Бештау не потрудитесь оглядеться вокруг - и вы замрете от восхищения. Там, куда устремляется железнодорожный путь, над лесом возвышается гора Бештау, самая высокая в округе Железноводска.
Как и во всех других курортных местечках, вы сразу с поезда, "Тёпленькими", попадаете в "лапы" добрых тетенек, сулящих вам необыкновенно комфортабельные условия отдыха в центре города. Это - агенты по аренде жилплощади. Когда мы приехали в Бештау, нас встречали только две такие "агентуры". Мало их было в связи с тем, что собственно, курортный сезон еще далеко не начинался, а мы приехали 13 марта.
За душой у нас уже имелась предварительная договоренность о жилье, но ради интереса мы все-таки поинтересовались у дам, что и почем они предлагают? Дамы сразу оживились, увидев в нас потенциальных клиентов, достали портативный фотоальбом и зашелестели страничками с фотографиями каких-то кроватей, жилых уголков, окон и дверей... Все это сопровождалось безумолчным расхваливанием квартиры, изображенной, видимо, на этих фотографиях. Мы спросили ее, сколько же она хотела бы за эту квартиру. Альбом захлопнулся и она с видом ведущего аукциона сообщила: 150 рублей с человека в день. Жаль, конечно, но мы так и не стали клиентами этой фирмы. Может быть, в другой раз...
От Бештау до Железноводска во время нашего пребывания на КМВ (сокращенное название этого района Ставропольского края - Кавказских минеральных вод) было три вида транспортного сообщения: маршрутное такси, муниципальный автобус и электропоезд. Сообщение всех трех видов транспорта, сразу скажу - просто отвратительное. Автобусы, имея расписание движения совершенно его не придерживаются, а руководствуются наполняемостью салона. А вечером общественный транспорт практически никакой не ходит. Да и возить особо некого, так как движение народных масс в центре города после 19-30 полностью замирает.
Электропоезда - отдельный разговор. В 2004 году они ходили весьма регулярно, в среднем один раз в час-полтора. В конце года с приходом зимы 90% поездов просто отменили. Теперь поезда ходили только рано утром (с 6 до 7-30) и вечером (с 18 до 20-30). Таким образом, аккуратное здание железнодорожного вокзала города стояло практически пустым в течение всего дня каждый день, немного оживляясь в указанные часы. Решение об отмене поездов объясняла бумажка, приклеенная на окне пригородной ж.д. кассы - все рейсы объявлялись нерентабельными.
Но отдавая должное дальновидности руководства города, а также СКЖД, скажу, что пресса сообщала о планах властей к началу лета 2005 года запустить кроме имеющихся дополнительные рейсы электропоездов. Мы этого еще не застали.
К чему я на этом так подробно остановился? Просто сообщение Железноводска с другими городами заметно усложняется в отсутствии ж.д.сообщения, так как в Ессентуки и Кисловодск попасть можно только поездом со станции Бештау, до которой приходится (в сложившихся условиях) добираться маршрутками, а их можно ждать и 40 минут, и час. Благо что электропоезда между Минеральными водами и Кисловодском следуют буквально каждые 30 минут.
Приехав и обустроившись на месте, мы отправились посмотреть, - что же такое Железноводск.
Город архитектурно расположен в двух зонах: курортной и спальной. В курортной зоне расположены основные лечебные и диагностические учреждения, ж.д.вокзал, объединение "Железноводсккурорт", занимающееся реализацией путевок в ряд (не во все!) санаториев города, дом быта, концертный зал, несколько магазинов, администрация с Лениным у входа, взирающим на высоты Бештау, лечебным парком, а также Декоративным озером. Да простят меня заведения, которые я пропустил в данном перечне. Видимо, это произошло потому, что они проявляют недопустимую леность в активизации своего бизнеса.
Путешествия по городу сопряжены с постоянными подъемами либо спусками. По прямой просто негде ходить. Такой факт связан с особенностями местного горного ландшафта.
В середине марта темнеет быстро, а потому вечер спустился на землю неожиданно. Вопреки нашим ожиданиям, что вот-вот зажгутся фонари в курортной зоне, мы продолжали оставаться в кромешной темноте. Да-а-а... Еще одна "прелесть" после транспорта - уличное освещение. Во всем Железноводске освещенным был лишь центральный универмаг "для богатых" и вокзал с прилегающей территорией. По остальным улицам пробираться надо наощупь. Гуляющих по улицам курортников мы не заметили, сколько ни старались увидеть хотя-бы одного, а видели только собиравших свои "мандарины" уставших после дня торговцев, а также девушек, хмуро разбредавших по барам на ночную работу. Лечебный парк днем, и он же - ночью, да еще для людей, впервые попавших сюда - это большая разница. В темное время суток он производит мрачное впечатление. Поэтому мы поспешили ретироваться "до хаты".
В смысле быта, Железноводск - совершенно не благоустроенный город, что бы про него ни писали и не говорили. Городские магазины, даже гордость города - супермаркет с названием (почему-то) "
Москва" отдают диким привкусом провинциальности, и напоминают скорее сельмаги, нежели СУПЕР-маркеты. Памятники архитектуры рушатся, во многих местах сквозь камни площадок и террасок прорастают деревья, строения ветшают. Чувствуется, что хозяйством здесь давно не занимались. Рука хозяина чувствуется только возле новостроек, где все чисто, ухожено, но посторонним вход строго-настрого заказан.
Природа Железноводска - главная достопримечательность города. Конечно, вы погуляете по дорожкам (или как их здесь называют - "терренкурам") лечебного парка, попробуете минеральной воды, можно даже курсом (и ничего не заплатите за это, так как все источники пока бесплатные), сфотографируетесь у всех памятников орлам, на всех пролетах каскадной лестницы, сходите в парк к памятнику Лермонтова и т.д... Но все это будет неполным, если не отправиться на два основных маршрута терренкура - один от Славяновского источника до санатория "Горный воздух", другой - от Славяновского источника до вершины горы Железной. Весь город на ней - как на ладони. На самой вершине - удобная и обжитая площадка со следами стоянки предыдущих "скалолазов". Отправляясь на маршрут, учтите, что это - не простая прогулка и идти придется на высоте по узкой тропке вдоль периметра горы, а вначале пути придется преодолеть несколько завалов из старых деревьев. На восточной и северной части горы в момент нашего подъема лежал снег, что создавало определенную опасность скольжения, отчего я на обратном пути трижды падал, отправившись на подъем в весенних туфлях.
Разумеется, природу не опишешь. Ею надо дышать и наслаждаться. Слушать пение птиц, вдыхать ароматы горных трав и цветов, просто созерцать горные вершины на фоне ярко-синего Железноводского неба.
Кстати, про погоду. Солнечных дней нам было отпущено до обидного мало, несмотря на пребывание там длиной почти в месяц. Весна в 2005 году задержалась ровно на месяц, поэтому нам не удалось полюбоваться разнотравьем и цветеньем кизила. Кроме того, почти неделю висел плотный туман, закрывший практически все горы, даже самую близкую и низкую - г.Медовую. А потом начался "сезон снегов", когда снег сыпал, не прекращаясь неделю, завалив весь город, а потом стаял за два дня (тоже местная необычность).
Оживление в городе наступает только в моменты потребления лечебной минеральной воды, расписание которого следующее: с 7 до 9 утра, с 12 до 14 дня, с 17 до 19 вечера. В это время изо всех санаториев конные и пешие отправляются "на водопой".
Основные источники города: Славяновский (в парке), Смирновский (в парке), Лермонтовский (ул. Лермонтова рядом с санаторием Тельмана), Западный (на ул. Карла Маркса, возле санатория "Дубрава").
Самый популярный, универсальный и горячий источник - Славяновский, температура воды на выходе составляет 54 градуса. Сюда приходят и курортники, живущие по законам санаториев, и вольноопределяющиеся с термосами и пластиковыми бутылками (в которых, кстати, долго хранить воду далеко не рекомендуется).
Культурная программа в городе почти не развита. Возможно, опять же, дело в периоде, когда мы там были - март-апрель, все же, не самый сезон. Но народ был. За месяц в Железноводском доме культуры состоялся только один более-менее заметный концерт артистки разговорного жанра - Светланы Рожковой. В другие дни работники ДК развлекались кто как мог, проводя у себя в здании распродажи шуб, дубленок и прочее, прочее...
Резюмируя, надо отметить, что Железноводск отлично подойдет для тихого семейного отдыха, без излишеств. Все условия тому созданы.
Пятигорск
Приехав в Пятигорск из Железноводска вы чувствуете себя также, как если бы попали с тихой лесной опушки на станцию Московского метрополитена в час пик.
Город является наиболее экономически развитым среди всех городов КМВ, огромный поток движущегося транспорта, развешанные "по-московски" навязчиво рекламные щиты предлагают вам широкий ассортимент продукции и услуг, а кто-то просто передает подобным образом привет своей девушке. Что ж, любовь - чувство, подвигающее на самые неожиданные действия.
В городе несколько автовокзалов и рынков. Добраться можно хоть до Грозного, при желании, конечно. Мы, что-то пока визит в Чеченскую столицу решили отложить и отправились исследовать рынки города. Рынки очень разнообразны продуктами питания, цены ниже Железноводских, а промтоварные оставляют желать лучшего. Рынок "Людмила" и прилегающий к нему торговый комплекс поразил подходом продавцов к делу. Как я уже писал в очерке о Железноводске, погода нам не "фартила", так вот в один из таких промозглых холодных дней мы и попали в торговые ряды, которые оказались на 60% пустые, так как продавцы из-за холодов (минус 7-10 градусов) просто решили не выходить на работу.
Поворчав на такие порядки, мы исследовали имеющийся ассортимент и пришли к выводу, что на прилавках нет ничего, заслуживающего внимания, тем более, что тот ширпотреб, который мок под дождем со снегом имел вид сделанного в подвале на соседней улочке, а продавался по цене "настоящаго нямецкаго качества"!
Кроме того, мы заметили, что вступать в беседу с продавцами (пусть и замерзшими) - значит обречь себя на историю с неизвестным окончанием, так как спросив однажды, - почем носочки, и отправившись далее, вслед себе услышали нелециприятные фразы относительно того, что "бесплатно ничего не дается". Видимо, пожилая осетинка даже и в мыслях не допускала, что носочки могут не понравиться чисто внешне, а не из-за цены, так как она и впрямь была очень скромной.
Занятной была также поездка на маршрутке, когда никто из загружавшихся внутрь пассажиров, опьяненных радостью покупок, не знал: сколько же стоит проезд по городу. Кто-то говорил, 7 рублей, кто - 6, а кто делал предположения о 10 рублях! Сомнения развеял водитель, который молча слушал взволнованные переговоры в салоне, установив таксу 7 рублей с пассажира. Причем, все проглотили тот факт, что тариф-то, собственно, в салоне нигде написан не был.
Пятигорск не так богат горами, как Кисловодск или Железноводск, однако его единственная в черте города гора - Машук - выше на несколько сот метров, чем Бештау. Кроме того, чтобы побывать на вершине, не обязательно быть спортсменом или альпинистом, энергичным и спортивным юношей или девушкой. Вверх и вниз регулярно ходит канатная дорога, билет в одну сторону, в общем, совсем не дорог - 50 рублей за три минуты подъема.
Чтобы пройти на гору пешком, можно воспользоваться благоустроенной трассой, приспособленной даже для движения автомобильного транспорта. Но занятие это - не для ленивых. Например, на наш спуск с вершины ушло три с лишним часа, причем мы шагали широкими шагами и очень энергично, а уж кто поднимался - мне их жаль.
Пятигорск очень богат памятниками истории и культуры: Лермонтовская галерея (копия Пушкинской в Железноводске), грот Дианы, грот Лермонтова, Китайская беседка, Эолова арфа, ряд смотровых площадок, памятники Пушкину и Лермонтову, а также скульптуры с изображениями орлов, парк Цветник, Елизаветинские ванны, наконец - Провал.
Вот уж Провал - воистину чудо природы. Близ провала в бурлящей пучине целебного источника в нескольких купелях плескались отдыхающие, а кто просто мочил ноги. А внутри самой горы - пещера с озером. Со стороны сразу даже и не понять, что это за жидкость здесь. Кажется, как-будто озеро светится изнутри или курится клубами прозрачного голубого дымка...
В городе много мест, куда можно прийти после утомительных, но таких интересных пеших прогулок перекусить и отдохнуть под спокойную мелодию.
Ессентуки
В Ессентуках мы за все время побывали лишь один только раз. Городской курортный парк расположен напротив железнодорожного вокзала, так что проблем с дорогой не было. Перешли через площадь - и вот он, парк.
Входов в парк несколько, вход бесплатный. Территория парка ухоженная, чистая, видно, что за объектом ведется должный уход. Раздобыв путеводители мы отправились аллеям.
В общем, парк во время нашего пребывания оказался многолюдным, преимущественно из-за детских туристических групп. А наше внимание привлекли следующие культурные памятники и интересные места:
плачущие гроты, где изучили процессы образования источников, обычно скрытые от людских глаз в недрах земли
ажурный павильон из чугуна (1873 год)
верхние ванны, название которых сформировалось из-за их месторасположения - в верхней части парка. Кстати, они до сих пор функционируют
питьевые бюветы №№ 1, 3, 4 - по характеру постройки летние и зимние
скульптура "Орел"
скульптура "Мужичок"
ротонда
ореанда
чугунная колонна с изображением голубя
Фауна парка отличается большей доверчивостью к отдыхающим. В парке встречаются "голодные" белки, которые с интересом спускаются по стволам деревьев за орешками и семечками, которыми гуляющие граждане с удовольствием их подкармливают. После этого, беличьи пушистые хвосты мелькают между деревьями то тут, то - там: такие они устраивают гонки друг за другом после сытого обеда.
Фотографы, работающие в парке с гордостью демонстирируют всем желающим образцы фотографий, на которых клиентов заснимали в компании не с одной-двумя, а сразу с семью-восемью белками, плюс к ним еще и несколько птиц, кормящихся прямо с ладоней. Вот какие это были необыкновенные фотографы. Мы поинтересовались: "Как же вы их вместе собираете?" Фотограф протяжно ответил: "Господа! Так если вы захотите - один раз свистнуть и хоть тридцать штук наловим".
В парке присутствует и розничная торговля, но она расположена только в одном определенном месте, торгуют сувенирами с тематикой курорта и в общем это не мешает.
После парка у нас осталось немного времени и мы отправились в другой парк - парк Победы, к вечному огню. Бежать от вокзала до него оказалось немного дольше, чем мы предполагали вначале, но мы дошли до цели. Однако, чего-то особенного там не заметили: ну, вечный огонь - как огонь, аллея к нему идет... Однако, изюминки никакой здесь не было. Сфотографировавшись, мы поспешили на электропоезд до Бештау.
Кисловодск
Да-а-а-а.... Чтобы из Железноводска в Кисловодск поехать - надо собираться. Даже если ехать, в общем-то, недалеко. Например, из Железноводска. К сведению: дорога от станции Бештау до Кисловодска электропоездом займет около 1 часа 20 минут.
Мы съездили в самый отдаленный курорт дважды, причем впечатление было разным. В первый раз солнечная погода, провожавшая нас из Железноводска сопровождала всю дорогу, а уже в Кисловодске стала стремительно портиться, и закончилось все понижением температуры с +5 до -7 градусов. Пошел снег, мы сильно перемерзли и впечатление смазалось.
Во второй раз погода стояла стабильная, немного морозная и солнечная, что способствовало благополучной прогулке по "жемучужине" города - курортному парку.
Парк - огромен. Это - часть города, со своими бесчисленными маршрутами терренкуров, самый протяженный из которых - более 12 км.
В парке оба раза мы заставали множество спортсменов - легкоатлетов, а во второй раз даже стали свидетелями соревнований авиамоделистов, проводившихся под яркими знаменами на огромной поляне парка.
В парке много мест, на которые стоит посмотреть туристу. Например, очень неплохое местечко - возле зеркального пруда, рядом же - фонтан "стеклянная струя", немного пройти - и попадаешь к мостику "дамский каприз", изогнувшимуся над бурными потоками куда-то текущей по камням речки.
Чтобы попасть сюда стоит от ж.д. вокзала спуститься до курортного бульвара, повернуть налево к нарзанной галерее, а уж затем от лермонтовской площадки (непременно стоит подойти и взглянуть через металлическую изгородь на сидящего в камне демона), пройти по благоустроенной дорожке вдоль текущей реки.
Далее можно подняться вверх по крутым ступеням длинню-ю-ющей лестницы. Подъем действительно очень длительный, но на нем не устаешь. Во-первых, поднимаясь на следующую ступеньку лестницы, постоянно открываются какие-то новые виды вокруг. Правда, кругом лестницы растут густые деревья и сосны (сосен, кстати, в парке несметное количество, за счет чего воздух здесь необыкновенный, особенно в период весеннего цветения), а деревья летом листвой закрывают все виды, так что есть в летнем отдыхе, оказывается, тоже определенное неудобство. Во-вторых, белки и птицы в Кисловодском парке настолько привыкли к людям, что запрыгивают на грудь в случае, если чувствуют хотя-бы малейшее внимание к себе. Синички с воробьями запросто садятся на ладонь с семечками и душистыми орешками из пакетиков к пиву.
Канатная дорога в парке тоже есть, но не работала, хотя надо отдать ей должное, протяженность ее заметно больше, чем у Пятигорской "канатки".
Интересное явление - серые и красные камни. Такие названия природных достопримечательностей произошли от их расцветки. Серые - действительно серые, а красные - на самом деле красные! Просто огненные! Порода их такая, Гм! Правда, даже имея в руках путеводитель с картой парка, мы с трудом нашли путь от красных до серых камней. Неоценимую помощь нам оказал фотограф - владелец необыкновенной лошади, павлина и орла, которые всей компанией уговаривали нас потом сфотографироваться, даже бесплатно... Отказать - значило бы проявить неуважение к ним всем, поэтому мы согласились... Лошади нет, так как она консультировала фотографа по экспозиции.
В целом мы заметили, что климат Кисловодска оказался постоянно холоднее чем в других городах КМВ. Об этом свидетельствовали и сообщения радио Ставрополья о погоде, и наши чисто субъективные кожные ощущения.
В парке единственное, что не понравилось - то, что здесь стремительное развитие получают совершенно, казалось бы, неуместные заведения - шашлычные, напрочь забивающие запах смолы и сосен запахом жареного мяса. Этих шашлычных и кафешек всех мастей для курортного парка УЖЕ слишком много, а их строительство продолжается постоянно и сейчас. Что ж, надеюсь, здравый смысл когда-нибудь возобладает и вырубку парка в угоду шашлыкам на природе, все-таки приостановят. Наш свежий взгляд также заметил множество свежепогоревших кисловодских пищевых заведений, что свидетельствует о "нехилой" борьбе предпринимателей между собой за "теплое место под горой".
На выходе можно пройтись по Кисловодской каскадной лестнице, пока она совсем не рассыпалась, так как процесс уже идет ее разрушения вовсю. Процесс разрушения памятников архитектуры и культуры свойственен всем городам КМВ, особенно - Кисловодску и Железноводску.
... И не забудьте на вокзал! :))