Путешествие Владивосток-
Москва. 11500км.
Сама идея зрела с лета 2003 года, после прочтения отчета о самостоятельном перегоне Хонды на авто.ру, вот адрес этого отчета info.auto.vl.ru/adventures/peregon/4689/. Тогда нас должно было быть четверо. Постепенно осталось трое, а за несколько недель до выезда и вовсе двое – я (Александр) и Александр (Сач). Мы неспешно почитывали
www.auto.vl.ru (отчеты о перегонах и конференцию), несколько поездок появилось все на том же авто.ру (Отдых и Путешествия,
www.wwwboards.auto.ru/travel ). В общем - собирали различную информацию. Изначально планировалось купить там тачку попроще, чисто для путешествия, и здесь ее продать хотя бы за столько же. Весной 2004 Сач волею судеб приобрел правильную Toyota Ceres 92г.в., а весной 2005 года решил, что можно ее и поменять на что-нибудь побольше и посвежее. Так что деньги нам искать не пришлось (точнее, мне J).
Итак, в июне 2005 через московского поставщика японских авто Эдуарда в
Японии была заказана Мazda Capella 1.8AT 2000г.в. с пробегом 105 000 и аукционной оценкой 3,5. По договоренности, она должна была нас ждать во Владике у человека, с которым работает Эдуард. Все деньги мы заплатили тут. Билеты купили аэрофлотовские, со скидкой айсек стоимость одного составила 8000р, что для прямого рейса очень дешево. Во Владике на сутки "забронировали" гостиницу "Владивосток"
В остальном – были детально изучены карты, взята палатка, примерно очерчена идеология поездки: не спеша, с ночевками в палатке или гостинице(никаких ночевок в авто), с остановками в Приморье на океане, на Ханке, на
Байкале, в Хакасии, Красноярске и на Урале. Объезд Казахстана запланирован через Омск-Ялотуровск-Шадринск, проезд по Евр. части
России – Чел-Уфа-
Казань-Наб.Челны-НН-Москва. На различных форумах выяснили(спасибо всем отвечавшим!!), где можно остановиться на океане в Приморье, на Байкале. Да, и самое главное. Мы долго искали, и нашли-таки знакомого человека в Хабаре, который обещал встретить нас перед городом, провезти, и проводить немного за город. Человек этот-Ян, приятель моего приятеля Дениса, обоим отдельное и вообще респект.
И еще хочется выразить благодарность всем нашим родственникам и друзьям, которые переживали за нас, интересовались, звонили. Особое спасибо моей жене, которая меня поняла :-)
И, наконец, последнее. Многих знакомых с трудом удавалось убедить, что наша цель - не перегон, а путешествие. Для тех, кто не верит – простейшая арифметика. Платформа - ~1500долл, билеты+бензин – 1400 долл, а еще ТО, питание, гостиницы и время. Да и маршрут наш подтверждает вышесказанное.
Часть I. Приморье.
25 июля, понедельник. Владивосток.
Приморье встретило нас низкой облачностью и духотой при очень высокой влажности, а также таксистом, предложившим везти нас во Владик за 600р. Через 20 минут мы едем в автобусе, заплатив по 55р с носа, обозревая окрестные сопки, автомобили и дороги. В городе непросто, но быстро нашли гостиницу «Владивосток», в которой должен был быть забронирован номер. А вот и нет, брони нету, и мест тоже. Очень долго упрашивал девушку на ресепшене найти хоть какой-нибудь номер, и она нашла одноместный за 1000р, но с большой кроватью, так что все ок. Положили вещи в номер, помылись, и стали звонить дядечке, у которого должна ждать нас наша Мазда. Все хорошо, он нас ждет, едем к нему в Ниссане Леопарде, в котором все обшито «леопардом», даже рычаг кпп, очень готично выглядит. Долго по пробкам объезжаем залив Золотой Рог, водитель рассказывает о городе и о том, как долго обещают построить мост через Рог. И вправду, мост этот сильно облегчит жизнь горожанам. Дороги ужасные, впрочем, в этом нам еще не раз предстоит убедиться самим. Ну, про автопарк и говорить нечего – с левым рулем там только автобусы и трамваи. Кстати Тойота составляем 90% от всех авто, остальные 10 делят между собой (в порядке убывания) Ниссан и Хонда.
Встречаемся с дядечкой, видим Мазду, радующую нас безупречным кузовом и несколько расстраивающую немного прожженным и заляпанным салоном. Сач дооформляет документы, а я зажигалкой стираю с лобового аукционные надписи. Второй за сегодня неприятный момент – в ПТС неправильно указана квартира Сача. Дядечка расстраивает нас тем, что сегодня мы в ГИБДД не успеем, и вообще там очередь, ну попробуем что-то с утра сделать. Мы в шоке – планы потихоньку рушатся, да и вообще, идти в чужом городе что-то оформлять в ГИБДД – не то, чего нам хочется. Тут дядечку осеняет – в ГИБДД не надо, надо туда, где выписывают справку-счет. Дай бог, чтоб он не ошибся – летим туда. Все ок, там же оформляем и долбаное ОСАГО – по московским, разумеется, тарифам – 5000р, не шутка. Дальше едем менять масло, и ставим машину на стоянку у гостиницы. Тарифы – рулят! 20р в час, итого 480 в сутки, так держать, владивостокские коммерсы! Сил искать что-то лучшее нет, тем более, тачка прямо под окнами, да и охраняет ее дядя с погонами.
Идем гулять по городу, пьем пиво «ДВ», фотографируемся, фотографируем корабли, вообще, гуляем по центру. Найти место, где культурно поесть – проблема (может, глаза кривые), приходится ужинать в фастфуде и идти спать. Ночь какая-то неспокойная: мне звонят из Москвы (там день), по местному звонят, предлагая отдых с девочками, а под окнами орут люди и долбит музыка.
26 июля, вторник. Владивосток - Ливадия.
Утро – кошмар. Весь город в тучах, льет как из ведра. Но это не меняет наших планов посетить видовую площадку, да и дождь постепенно стихает. До площадки за 5,50р. довозит фуникулер, виды на мокрый, в тучах Владивосток с сотнями кораблей – радуют. Гуляем до китайского рынка на Спортивной, где закупаемся тушенкой и прочими макаронами для поездки (а также термосом, себе я покупаю тапочки, зонтик и туристический коврик), и, все увешанные сумками и пакетами, ловим Кариб года 80-го с МКПП и колоритной женщиной - бомбилой. Кстати, китайцы на рынке ничем не лучше наших кавказцев-торговцев, тот же темперамент и словарный запас, только разрез глаз другой.
Грузимся в нашу машину, расплачиваемся с парковкой, и с отметкой одометра 105426 берем курс на Находку, планируя заехать по дороге в Ливадию, и если там хорошо – переночевать там. За рулем Сач, едем спокойно, дорога в основном очень хорошая и очень серпантинная. Разумеется, едем без транзитов. Карту Приморья мы купили очень подробную, поэтому ориентируемся без проблем. К вечеру доезжаем до Ливадии. Там здорово, но думаю, только пока мало народу. Океан – чистый, песок – желтый и скрипучий, а на заднем плане сопки в облаках. Купаемся, ставим палатку, на щепочках пытаемся разогреть банку тушняка, но бумага и щепки сырые, а нормальных дров нету, поэтому едим тушенку холодной, а также пробуем острейшее китайское соевое мясо с пивом – кстати, очень вкусно. Спим хорошо
27 июля, среда. Ливадия - Находка.
Купаемся, собираемся, и едем в Находку, искать пляж «Морские глубины». На въезде в город заезжаем на авторынок, где за 2000 берем два хороших Бриджа на дисках. На воротах авторынка тревожная табличка: «Сопровождение за пределы города - бесплатно». Наверное, это для тех, у кого нет картыJ?
В Находке надо позавтракать. Нам советуют место с сомнительным названием «Натали», на поверку оказавшееся столовой. Но, поскольку в ней много местных, решаем остаться, и не жалеем – вкусно, быстро и дешево. Далее, двигаясь по городу вдоль океана, пытаемся найти пляж «Морские глубины», который нам посоветовали. Найти его не просто, но все же возможно. Там нам понравилось. «Держит» этот пляж приличная пожилая пара, стоянка – 30р, поставить палатку – 50р. Сколько стОят домики наверху – не узнавали (а может и узнавали, 900р в сутки), но хозяева сказали, что на август они все забронированы. Внизу (на пляже) с палаткой мы одни, только иногда приходят искупаться люди. Почти целый день свободный! Купаемся, ныряем. В воде огромное количество морских ежей, разномастных звезд и мидий. Также плавает различная рыба. Сач умудряется немного обгореть, хотя солнце не выходит из-за плотных облаков. Вот так приморское солнце! Во торой половине дня со скрипом и одышкой залезаем на сопку около пляжа, обозреваем оттуда окрестности, фотографируемся, а так же удивляемся огромному количеству крупных пауков и необычных цветов. К вечеру навариваем почти полный котелок гречки с тушенкой (кто ж знал, что маленькая упаковка гречки разваривается на весь котелок), плотно едим, сидим на берегу рядом с костром, и, наконец, ложимся спать. И еще пока не знаем, что эта ночь запомнится нам больше остальных.
28 июля, четверг. Находка – Камень-Рыболов – Хороль.
Жесть. Ночью начался тайфун, в палатке лужи, половину колышков повырывало ветром, все мои вещи мокрые. Хорошо, что в машине остались сухие, но как до нее дойти, не в трусах же? Тайфун – это сильный порывистый ветер и беспрерывный дождь или водяная пыль. По крайней мере, мы его увидели таким. При таком ветре найти защиту от влаги негде - вода летит не только перпендикулярно, но и параллельно земле, а также подо всеми промежуточными углами. Палатку сдуло, как только мы ее аварийно покинули – и на том спасибо, могло бы и раньше. Мокрые и холодные, едим холодную гречку, собираем сырую, всю в песке палатку, пакуем мокрые вещи и идем грузиться в машину. Отметка одометра (здесь и далее - с момента выезда из Владивостока) - 230км. По понятным причинам, посвящать этот день пляжному отдыху передумываем, но и ехать на запад вроде как рано – ведь с Яном мы договаривались встретиться в Хабаре в субботу, а такими темпами мы так окажемся в пятницу. Решаем ехать до места, где ловит телефон, звонить Яну, и в том случае, если возможно, перенести Хабару на пятницу, ехать сегодня, в противном же случае искать теплое жилье с крышей. Пока же прощаемся с хозяевами «Глубин», они нам рассказывают, как их парят всякие комиссии и прочие пожарные. Ладно, до свидания и удачи. Из Находки звоним Яну, он может перенести встречу, все ок, поэтому выезжаем в сторону Ханки. Но сначала – завтрак в «Натали». Все-таки, поесть там больше, чем на 120р, невозможно.
Ханка. Одно из крупнейших пресноводных озер России. По нему проходит граница с Китаем. А нам оно было интересен тем, что по его окрестностям бродил Арсеньев с Дерсу Узалой, и даже чуть было не погиб там. Где-то в сети углядел, что в селе Троицкое проходил слет серферов. Из этого я сделал вывод, что там можно поставить палатку. Планировалось вечером там остановиться, покупаться, посмотреть закат, а с утра двинуться на Хабару, тем более, что по информации от местных, тайфун захватывает только прибрежные районы, а в глубине материка стоит жара.
Едем мы до Ханки очень долго, т.к. выбираем путь через заповедник – во первых, интересно, во-вторых, другая дорога, в третьих – в объезд Уссурийска, которым нас так пугали. Блин, кто знал, что там так много грейдера. И не просто грейдера, а абсолютно безлюдного и мрачного, ехать по нему не по себе. Пожалуй, так неспокойно мне не было нигде за всю дорогу. Кстати, за рулем уже я, путающий дворники и поворотники, а так же мигающий дальним светом, когда надо помыть стекло. Зато машина нравится, едет очень приятно, и 1.8 для нее вполне достаточно, чтоб уверенно обгонять. Где-то за Находкой вылетаем к посту на скорости 80-90 при ограничении перед постом 40. Нас тормозят, проверяют документы, сетуя на то, что не успели воспользоваться радаром. На меня почему-то составляют протокол за переход проезжей части в неположенном месте. В принципе, нет радара - нет нарушения, но все так по доброму, что решаем не спорить.
А в Ханкайском районе мы попадаем в ливень, которому не видно ни конца, ни края. Становится ясно, что надо искать гостиницу, а не место для палатки. Места кстати там диковатые и мрачноватые, за всю поездку оставившие, пожалуй, самые неприятные впечатления. Перед Троцким два населенных пункта – Хороль (обл. центр) и Камень-Рыболов. В Камне нам советуют модную гостиницу, оказавшуюся приятными домиками на берегу Ханки. Но мест нет, причем совсем. В Хороль возвращаться не хочется – уж больно стремный город, поэтому едем в Троицкое – вдруг там турбаза какая. Дождь, как из ведра, а Троицкое – дыра, быстрей уезжаем оттуда. Непонятно, где там вообще мог проходить слет серферов. Решаем ехать в Хороль - все же обл. центр. В Хороле увидели табличку «Гостиница» над подъездом жилого дома. За 100р можно переночевать в компании незнакомых людей. Ищем еще, и, наконец, находим комнату в какой-то общаге. Оказывается, там есть и люкс, который нам не предложили из-за его дороговизны. Объясняем, что мы готовы оплатить 2 «одноместных люкса» по 300р. По крайней мере, хоть туалет и ванна свои.
Расскажу про водоснабжение в тех местах. Вода в кране бывает несколько часов в сутки, причем коричневая и пить ее нельзя. В те чудесные моменты, когда вода есть, люди набирают ванны, и уже оттуда моют посуду и все такое. Питьевую привозят в цистернах.
Располагаемся в наших люксах (чистенько, приятно, чайник, телевизор), ужинаем еще находкинской гречкой и чаем, спим. Завтра предстоит самый стремный день. Кстати машину оставили под окнами, т.к. понятия «стоянка» в Хороли (или Хороле) не существует. Местные сказали, что тут спокойно.
Оглядываясь назад, могу сказать, что ночевка в темной, маленькой, стоящей вдалеке от трассы, и живущей своей особой жизнью Хороли – наиболее экзотический момент всей поездки. Кстати уже тут мы осознали странную вещь. Нас везде(на протяжении всей поездки) принимали за местных! Т.е. разговор строился так:
Я: здрасьти, а где тут …?
Абориген: да вон около …
Я: около чего???
Абориген: а вы чего, не местные??(нескрываемое удивление)
29 июля, пятница. Хороль – Хабаровск - Биробиджан.
В путь. 660, 10-40. Мандраж прибавляет сил, бодрости, и какой-то здоровой злости и бесстрашия (может кто не знает, так вот на трассе Влад.-Хаб., а особенно в самой Хабаре, нередки случай вымогательства денег у перегонщиков). Чрез полчаса, с приморским номером на заднем стекле (от Сача респект Андрюхе (nakley-ka.ru)), мы летим по трассе Вл-Хаб. Я постепенно привыкаю к поворотникам и к авто в целом (отлично едет!), но все же вместо омывателя моргаю дальним. Местные пугаются и съезжают на обочину. Обогнав одного такого, взмахами рук пытаюсь извиниться, но, кажется, пугаю его еще больше.
Не знаю почему, но как-то сразу пропадает желание присоединяться к перегонам, и, что характерно, так и не появляется до конца поездки. Дорога в основном отличная, повода не нарушать скоростной режим я не нашел, так что летим 120-140. После каждого нас. пункта высматриваем в зеркала бандитов, но как-то без эмоций. Иногда догоняем перегонов, иногда они нас, но найти людей с нашим ритмом не удается. Нет, все-таки объединяемся с перегонной Demio и долго едем за ней (Demio сама нас обогнала). Менты на данном участке имеют дурную славу: докапываются, и, вообще, всячески разводят на бабки. Скажу сразу – первый раз ДПС нас остановили на мосту через Амур. Как-то нехорошо получается, что перегона на Demio на двух постах тормозят, а нас нет. Ну и сам виноват – никто не заставлял обгонять. Днем звонит Ян: и у нас, и у него все по плану. Мы как-то уже совсем успокаиваемся, и проникаемся духом перегонщиков – будь что будет, пошли они все! Кстати, ближе к Хабаре на дороге встречаются несколько объездов ремонтируемой дороги, а также просто участки гравийки длиной в несколько километров, причем с ямами и большими камнями. Дорога прямая, слева течет Уссури (кстати, совсем не маленькая река), которую ближе к Хабаре мы пересекаем, а вдали впереди и справа маячат высокие сопки.
Нехороший Лучегорский пост тоже проезжаем без проблем. Вообще-то, мент сделал какое-то неясное движение рукой, но я предпочел его не понять и поддать газу. От Вяземского звоним Яну сотоварищи, они выезжают. Ближе к Хабаре на бензоколонках перегонщики сбиваются в стаи. Вот и поворот на Переяславку, где нас должны встречать.
Через 30 секунд после остановки со встречки через 2 сплошных к нам подлетает бежевая Креста: это наши. Дальше – гонка за Крестой через Хабару, нарушая все правила,, через пост на мосту через Амур, и дальше, за 50 км от Хабаровска. Кстати, на посту мент остановил обе машины, но так запутался в разных документах, что не понял, что за рулем Мазды без доверенности и страховки ехал Ян, а хозяин – Сач - ехал пассажиром в Яновой Кресте. Распрощавшись с мужиками, обещая звонить, если что, мы, довольные и уставшие, двинули на Биробиджан в надежде найти там гостиницу. Парни, Ян, Олег, Андрей, еще раз спасибо вам за помощь!
Дорога до Биры хорошая, а погода ужасная – дождь. Гостиницу нашли без проблем – она в городе одна, на главной улице, имя которой Шолом Алейхем. Вообще, вид гостиницы напугал крутизной: такую и в Европе не везде встретишь. Тут, наверное, стоит сказать о городе в целом. Кратко: город – супер. Посреди тайги, в глуши стоит красивый, светлый, чистый, ухоженный город с исключительно приятными людьми и спокойной обстановкой. Все кусты пострижены, фасады домов чистые, а в центре, около Филармонии, радуют глаз цветные музыкальные фонтаны.
Устраиваемся в еврономере за 1100р и с дикими голодными глазами под проливным дождем идем искать еду. Мест, где кормят, море, но во всех в 21-00 закрывается кухня, и можно только выпить. Сач сдается и идет в номер пить чай и есть гречку, а я решаю, что без ужина в ресторане спать не лягу. Ресторан находится прямо в нашей гостинице, но там свадьба. Стою несчастный около ресторана, озираюсь. Тут от подвыпивших гостей свадьбы отделяется здоровый бритый парень (П), идет ко мне, и между нами происходит следующий диалог:
П: Добрый вечер, молодой человек, Вам чем-то помочь?
Я: Да, так и так, ищу где поесть, ничего не нахожу…
П: Вы можете пройти два квартала по этой улице, повернуть направо и там будет китайский ресторан…(вежливо подробно объясняет)
Я: Большое спасибо
П: Счастливо Вам
Да, такой вот город.
Ресторан я нашел с помощью местных подростков, вызвавшихся меня проводить, но там оказалось аж три свадьбы. Поняв, что отступать некуда, я пустил в ход все свое обаяние (если оно вообще есть), объясняя девушкам-официанткам, что готов есть хоть на полу, но без еды я отсюда не уйду, и в итоге меня сажают за столик чуть ли не посреди свадебного данспола. Кстати, после меня заходило еще несколько таких же страждущих, но их уже не впустили. Сгоряча я заказал 2 горячих, не съел и половины (оказывается, порции в китайских ресторанах огромны). А вокруг меня танцевала молодежь, крали и находили невесту, и, вообще, все было здорово. А говорят, за МКАДом нет жизни …
Часть II. Федералка.
30 июля, суббота. Биробиджан - р.Ту.
Что нам предстоит в ближайшие дни, мы знали лишь теоретически, но зато подробно, и самый главный вопрос был в следующем: за сколько времени мы проедем Федералку? По отчетам на Вл.ру можно понять много о самой дороге, но нельзя понять, с какой скоростью будем ехать мы, ведь все же основной задачей является сохранить машину.
Для справки. Т.н. «Федералка» - строящаяся трасса Хабаровск-Чита. Известна тем, что асфальта там нет. Асфальт кончается через 60км после Биры и начинается примерно за 150 км до Читы. Между этими отметками (1800км) – всё: И немного(все же) асфальта, и гравийка, и напрочь убитые объезды…
Ну а пока мы гуляем по вымытому вчерашним ливнем утреннему Биробиджану, фотографируемся, пополняем наши запасы еды и воды, и выезжаем. 1488, 9-40. На одной из заправок обнаружена куча обклеивающих машины перегонов, наверное не спроста. И точно: через несколько километров асфальт заканчивается, и взору представляется уходящая в лес глиняно-песочная, в ямах, дорога. Останавливаемся и тоже обклеиваемся. Рядом обклеивается матерый перегон на микроавтобусе и отец с сыном на Ярисе. Одержимый жаждой общения, иду к ним. Перегона спрашиваю, как там обстановка. Отвечает: «Да чо париться, фигня все. Главное не останавливайтесь даже поссать вне людных мест, а так все нормально». Успокоил! Хочу немного пообщаться с людьми из Яриса, но они какие-то запуганные, нервные и неконтактные. Не люблю таких.
Запасливый Сач вез из Москвы самоклеющуюся пленку. К слову сказать, вещь: приклеились отлично, и отклеились без вопросов. Машина готова, стекла вымыты, и мы готовы ехать. Кстати, около нас стоял километровый столбик, от Читы, и на нем циферки: 1934. Пока в голове это не укладывается – 1934 км без асфальта. Но, типа, дорогу асилит идущий. 1549, 12-00. Поехали.
Думаю, если бы 2 года не читали Вл.ру, мы бы просто развернулись и поставили машину на сетку. Если и нет, то впали бы в глубокую депрессию, не совместимую с жизнью. Потому что, например, я проезжал не по асфальту максимум километров 50 по хорошему грейдеру на Селигере, и считал это почти подвигом. Первые же километры по Федералке ужасны, да еще и дождь прошел. В начале пути еще встречаются вкрапления асфальта, в общей сложности его набегает километров 150-200 (могу ошибаться, пишу чисто по внутреннему ощущению). Особенно запоминаются несколько десятков километров идеальнейшего мегаасфальта со свежей разметкой, там же стелла «Москва-Владивосток» и пост со скучающими ментами. Дальше еще один пост, там нас останавливают, проверяют документы, заставляют открыть капот, интересуются наличием оружия, и отпускают. А следующий пост будет уже в Чите.
В этот день грунтовая Федералка (которую мы пока материли за летящие камни и макс. скорость 60) чередуется с асфальтовыми участками, и только к вечеру начинается ужас – длиннющий объезд Федералки через Шимановск (2176, 20-22) и Свободный, просто кошмарный, разбитый, в ямах асфальт. Когда после этого объезда мы выезжаем на Федералку, то понимаем, насколько мы, оказывается, любим это грейдер…
Вообще, пока мы не попали на Федералку, она нам казалась самой стремной, дикой, недоброй частью нашего путешествия. А на самом деле (как я теперь понимаю) – именно об этих днях остались лучшие воспоминания, и не даром говорят, что на Федералку тянет вновь и вновь. Широкая дорога, посреди глухих лесов и красивых холмов настраивает на серьезный, спокойный, суровый лад… В общем, там хорошо.
Между тем вечереет, и надо искать место для ночевки. Изначально была идея ночевать около рабочих, и в эту ночь она удачно воплотилась: незадолго до заката, перед мостом через реку Ту, мы увидели домики строителей. Я иду к старшему и прошу разрешения остановиться рядом с ними. Получаю ответ, что остановиться можно только напротив, через дорогу, где у них свален щебень и песок. Мотивируют это тем, что у них часто что-то воруют. Жаль, но что делать. Только начинаем парковать машину на той стороне, как прибегает строитель и зовет нас к ним, и при том приглашает пользоваться их водой.
Ставим палатку за их "городком", разжигаем костер из сухой сосны, едим, пьем чай, любуемся закатом, наблюдаем за бытом рабочих. ЗдОрово живут рабочие! Срублено несколько теплых избушек, уже заготовлена масса дров на зиму. Вечером садятся кругом, о чем-то трещат, смеются… Хорошо! Радоваться за себя, рабочих, машину и дорогу мешают лишь озверевшие комары.
Стемнело, а перегоны все пылят по дороге. Вот и закончился наш первый день безасфальтного перегона.
Тут, как мне кажется, самое время рассказать о всех ликах великой Федералки. Итак, встречаются следующие виды покрытия (в порядке ухудшения)
1)Хороший асфальт. Большая редкость, и только вначале. Скорость - сколько выжмешь.
2)Грейдер. Встречается на всем протяжении, и в итоге, навскидку, составляет в районе 50% все дороги. Сначала ужасает, потом только о нем и мечтаешь. Можно идти 80-100(перегонщики ездят и быстрее). Какие тут засады. а)летят камни как из-под своих колес, так и из-под чужих, особенно при попутных обгонах б)маневрировать крайне опасно – мотает как по снежной каше в)все же иногда и на грейдере встречаются ямы г)бывают опасные стыки дороги с бетонными мостами, на которых можно оставить пару колес д)жуткая пыль е) трупы насекомых залепляют лобовое стекло плотным слоем, приходится выходить и чистить. ж)жутко греется резина
3)Убитый асфальт. Встречается на объездах и в населенных пунктах. Постоянный газ-тормоз и руление очень раздражают и утомляют, да и в ямы все равно приходится влетать. Особенно тяжело ехать вечером, когда на дорогу падают тени от деревьев и ям не видно. Скорость – 0-90км/ч.
4)Камни. Встречается на объездах. Может, таких дорог набирается не так и много, сотня-другая километров, но запоминаются они очень хорошо. Это вообще тихий ужас. Несколько часов тащиться 20-30 км/ч. Иногда надо выходить и убирать камни. Сердце обливается кровью за автомобиль вообще и колеса в частности.
Про будущее дороги. Я так думаю, наше поколение асфальта не дождется. Пока даже тяжело представить, что все это сделают хотя бы гравийкой. А уж асфальт…
Тут же стоит сказать, что все рассказы про пробитые колеса и картеры идут от людей, которые очень спешат и не жалеют машину. Летать по грейдеру - еще ладно, но по ямам в асфальте и камням… А перегонщики только так и ездят. Так что, при нормальной езде, по моему мнению, пробить колеса, а тем более картер – ну очень сложно. Что мы своим примером и доказали.
31 июля, воскресенье. Река Ту – Могоча
Встаем так рано, что удается пронаблюдать рассвет. Красиво. Быстро завтракаем и срываемся не прощаясь (рабочие еще спят), правда, как ни спеши, сегодня до асфальта не доехать. 2249, 7-45.
Асфальта уже не было, зато было много грейдера. Так же очень много ужасных объездов с острыми камнями. Тыгда(2355, 9-44), Невер(2589, 13-20). Погода очень жаркая, на небе ни облачка, кондей рулит.
К вечеру (территориально – перед Могочей) начинаем искать рабочих, но сегодня нам не везет. Поэтому, приняв решение ночевать дикарями, сворачиваем на узкую тропинку, ведущую в гору, и оказываемся на заброшенном песчаном карьере. С дороги нас ну никак не увидеть, и место красивое. Конечно, немного не по себе, но это по первости. Делаем вкусный ужин, с нашего холма наблюдаем красивый закат, ставим палатку (сложно, сплошные камни) и крепко спим.
1 августа, понедельник. Могоча – Чита.
Первая ночь "дикарями" прошла успешно, завтракаем под гул машин перегонов и выезжаем. Сегодня мы должны попасть на асфальт любой ценой. 2951, 8-40.
Последний участок, как говорят перегоны, самый тяжелый. Подтверждаю. Уже с трудом вспоминается, что там было, но помню кучу объездов Федералки по острым камням на скорости 30-40 кмч. Проехали Давенду. Реально, около ям в асфальте, которые все медленно объезжают, стоят маленькие дети, клянчащие еду и деньги. Разговора с ними не выходит, они, как зомби, повторяют только фразу "Дядь дай денежку или поесть". Дали, что было, подарили парню аудиокассету, и поехали дальше. На определенных участках чувствуются масштабы строительства: взорванные скалы, горы щебня, широченная дорога, и все это в диких, безлюдных, труднодоступных местах. Надо отдать должное строителям, тяжело все это тут городить. Гул от грейдера сводит с ума, и никакая музыка уже не попадает. Особенно становится это заметно, когда въезжаешь на один из многочисленных мостов; гул на несколько секунд сменяется полной тишиной, и тогда испытываешь такой кайф…
Ближе к Чернышевску движение становится оживленнее, и вообще, чувствуется приближение какой-никакой цивилизации. Во второй половине дня асфальт начинается несколько раз, но все время предательски заканчивается грейдером с огромными каменюками. Видна Федералка, которую пытаются асфальтировать. И, наконец, ОН НАЧАЛСЯ. 3436, 18-50. Обессиленные, но счастливые, едем в Читу, думая там заночевать в гостинице, ведь хочется помыться и, вообще, нормально поесть. И осталось-то до Читы всего ничего…
Кстати, район Читы считается неспокойным. Неоднократно читал про случаи, когда автомобили тормозятся бандитами в форме, ну а дальше ясно. У нас, к счастью, таких проблем не возникло, но возникли другие.
Сама Чита находится километрах в 20 от трассы, а на повороте на нее с трассы находится тот самый, первый после Федералки, пост. На нем небрежным взмахом руки нас останавливает пузатый ушастый лейтенант. Проверяет документы, интересуется, кто владелец, просит показать справку-счет, после чего приглашает Сача пройти за ним. Я пока рассматриваю пост – он очень необычен. Такое ощущение, что по этой трассе часто прорываются боевики: около поста стоит бетонное полукруглое заграждение с амбразурами, лежат огромные цепи для прокалывания шин, и что-то еще в том же духе. Тут выходит Сач и докладывает примерно следующее: летёха говорит, что поставит машину на штрафстоянку, т.к. на справке-счет написано, что она действительна в течение 5 дней с момента выдачи, а прошло уже намного больше. Заходим к нему. Я говорю: а как же тогда ездят перегоны? Летёха, чувствующий себя хозяином положения, отвечает, что они мол не дураки, и оформляют тачку на себя по доверенности. Чувствуется лажа. Но все же пугает мысль, что он прав, и тогда обострение разговора может привести нас к плачевным результатам…Короче, поныв, отдаем 1000р и уезжаем. Мент не советует нам ехать в Читу, пугая Сача криминальной обстановкой. Но мы решаем все же ехать, ибо: а)нужен Интернет, чтоб понять развели ли нас б)есть жизненное правило - не следовать советам уродов в)хочется комфорта, душа, в конце концов. Мы в дауне, ситуация, конечно, плохая, но, логически поразмыслив, понимаем, что скорее всего этот человек нас просто развел.
Чита производит тягостное и мрачное впечатление. Но первая же гостиница, "Турист", нас вполне устраивает. Номер стоит 1200 (номер очень хороший), но по какому-то странному правилу с нас берут за "полсуток", итого 600. В гостинице все надписи на китайском, да, и вообще, в городе сплошные китайцы. Машину ставим на стоянку рядом с гостиницей за 40р. На той же стоянке стоит 220-й S-класс с 90-м регионом. Этого мне вообще не понять… Какой-то крутой дядя из
Подмосковья приехал на машине в Читу?? Узнав, что круглосуточное Интернет-кафе находится в соседнем доме, спокойно идем есть в ближайший китайский ресторан. Там за 500р на двоих в окружении пьяных читинских отморозков (грубо, но это факт) под их недобрыми взглядами плотно ужинаем, и идем в Интернет-кафе. А оно закрылось 5 минут назад, и откроется теперь только утром. Гибкости и клиентоориентированного подхода работники кафе проявить не хотят, хотя мы предлагаем им пустить нас за комп на 10 минут практически за любые деньги. Жаль, придется целую ночь находиться в сомнениях относительно наших документов. Гуляем по центральной улице (Ленина), отмечаем про себя явное количественное превосходство женского пола над мужским, а так же количественное превосходство мужского военного люда над мужским гражданским, и идем спать. Под окном нетрезвая компания девушек неплохо поет русские песни, но сон быстро берет свое.
Часть III. Бурятия и Байкал.
2 августа, вторник. Чита – Улан-Удэ – д.Посольское (Байкал)
Позавтракав, вприпрыжку бежим в Интернет-кафе, ведь от интересующей нас информации зависит вся наша последующая поездка. На
http://autoru2000.narod.ru Сач довольно быстро находит подтверждение того, что нас развели на пустом месте, что и требовалось доказать. Отправляем почту, СМСки, и выезжаем. 3572, 9-40. На этот раз на посту нас не тормозят, а жаль.
Участок Чита - Улан-Удэ – пожалуй, самый красивый (на мой вкус), что попадался за всю дорогу. Степи и горы Бурятии, река Уда, потом горы около Улан-Удэ – просто восторг. Дороги близки к идеальным. Перед УУ сворачиваем на Иволгинск (4264, 17-05 по Чите): где мы хотим осмотреть Иволгинский Дацан. Официальный сайт - (http://www.datsan.buryatia.ru/).
У подножия Хамар-Дабана, на степных просторах, в тихом урочище, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской Традиционной Сангхи России - Иволгинский дацан. Иволгинский дацан был открыт в 1945 году как единственный буддийский духовный центр в СССР. С течением времени из небольшого "Хамбинского сумэ" он преобразился в монастырский комплекс с резиденцией Хамбо-ламы, главы буддистов России. Постепенно сложился монастырский комплекс, ставший местом тяготения паломников и туристов
Идем осматривать это чудо. Очень нравится. Место реально красивое, и сам дацан ничего, только там идет сплошное строительство и ремонт. Осматриваем главный храм, ворота, остальные здания, Дерево Бодхи, фотографируемся… Потом гуляем вокруг дацана. Едим в закусочной напротив входа (очень вкусные позы, и цены не кусаются, 1 поз - 17р, а съесть больше 5-6 нереально). Уезжать заставляет лишь желание засветло добраться до Байкала, а так бы я тут остался на денек. Перед отъездом закупаемся сувенирами (там их много продается: элементы бурятской нац. одежды, статуи Будды, благовония, и еще куча всего; можно и нужно торговаться).
По объездной проезжаем УУ, и берем курс на Байкал. Где там остановиться, мы себе не представляем, поэтому выбираем по карте д. Посольское – она просто первая на Байкале, если ехать от УУ.
Вот мы и увидели Байкал. Не озеро, но море. Прямо на берегу стоит большая церковь, вокруг пасутся коровы, а сам берег болотистый. Ветер сильный, и волны, как на Черном море. Все хорошо, но палатку тут ставить совсем негде – деревня. Решаем снова выезжать на трассу и искать стоянки дальше. Но все же спрашиваем местных, нет ли тут чего, и получаем ответ, что надо просто проехать несколько километров за деревню, там сплошные туристы. Так оно и оказалось. На бесконечном песочном пляже стоят десятки палаток, но засчет кустов и молодых деревьев люди друг друга не видят. Дров нет, и, вообще, пляж довольно грязен (бутылки, бумажки), но в целом нам нравится. Около берега – болото, но вдалеке виднеются волны. Вытаскиваем вещи, и, пока не стемнело, идем купаться. Это оказалось лучшим купанием за всю поездку. Долго-долго(как в Балтийском море) надо в теплой воде по мягкому песку идти до глубины хотя бы по грудь, а там начинаются огромные волны… На другом берегу видны горы, и за них заходит красное солнце. В общем, так не рассказать.
Находим кем-то припасенные дрова и готовим себе отличный ужин, пьем чай ложимся спать. В кой-то веки (чуть ли не единственный раз) палатка стоит на ровном месте.
3 августа, среда. д.Посольское (Байкал) - д.Сарма (Байкал, Малое море)
4468, 9-00. От Посольского до Листвянки дорого идет вдоль озера. Часто встречаются серпантины. Очень красивые пейзажи. День солнечный, жаркий. В населенных пунктах продают омуля, шишки (с деревьев) и клубнику (оказывается, там сезон). Закупаемся омулем трех типов (х.к., г.к и сушеным). Холодного копчения и сушеного собираемся довезти до Москвы, нам обещают, что он не испортится (так и вышло, не наврали). Еще берем ведерко клубники за 70р.
Перед Иркутском долго едем по серпантину… Как он меня запарил! Самый длинный, нудный и дурацкий серпантин за всю поездку. И всего-то там километров 80, но ехали мы очень долго, причем ведь и обгоняли…
В Иркутске пополняем запасы еды, и, опросив местное население, попадаем-таки на дорогу к Малому Морю и Ольхону. 4829, 14-49. Дорога до поворота к озеру в Баяндае – ровная и прямая как стрела. Дальше, как мы узнавали, должен был быть грейдер, но на деле оказался в основном асфальт, грейдера в сумме набралось километров 30, но зато, по большей части, он оказывается плохим. Доехали до МРС. На паром (МРС - Ольхон) очередь. Постояли минут 15, и решили ехать искать место на материке. Во-первых, нам рассказали, что на Ольхоне сейчас много туристов. Во-вторых, уж очень не хотелось стоять в очереди несколько часов.
Такого удара Великий Комбинатор не испытывал давно (с). Все маломорское побережье загажено и засижено. Конечно, есть места, где можно поставить палатку, но вот сходить в туалет уже некуда, весь берег в мусоре, да и плотность туристов выше допустимой в десятки раз (допустимая для меня – это чтобы никого не слышать и если и видеть, то очень издалека и нечасто). Притом, для исследования каждого такого места приходится сворачивать с дороги и прыгать по камням, что нас (а уж тем более наш автомобиль) уже порядком утомило. Когда, наконец, надежды совсем не остается, место как раз находится – за деревней Сарма. В пределах видимости никого, рядом лежат запасенные кем-то дрова, пляж-галька. Ура, остаемся. Купаемся (вода очень теплая, по моим оценкам, в районе 22гр) и ужинаем омулем всех видов (горячего копчения конечно лучший). В целом, омуль меня не особо впечатляет… Ну, нормальная вкусная рыба, костей мало и все такое.
Хорошо сидеть вечерком на берегу Байкала, особенно, зная, что завтра можно никуда не спешить!
4 августа, четверг. д.Сарма (Байкал, Малое море)
Полдня мы посвятили загоранию и купанию. Как мы потом об этом пожалели! Солнце, не казавшееся жарким из-за прохладного ветерка с Байкала, за несколько часов обожгло нас так, что забыть этого я не сумею никогда. Но это стало ясно лишь к вечеру. Сач, кстати, поу