Эта поездка была запланирована как длинное наземное путешествие по странам Азии. Хотя удалось выполнить не всё. Сроки поездки с 3 по 29 января 2006 года, страны - Монголия,
Китай,
Вьетнам,
Камбоджа и
Таиланд. Общая стоимость на 2 человек примерно 5000 долларов.
часть 1 Транссиб и Китай
Мы с подругой выехали из
Москвы вечером 3 января на поезде Москва -
Пекин. Народу в поезде было немного, мы были в купе вдвоем. Среди пассажиров поезда в основном молодежь, туристы-иностранцы, англичане, девушки и парни, а также русская девушка, едущая в Пекин на учебу и женщина из Белоруссии. Проводники поезда - китайцы. За ложками и вилками (пластиковыми)пришлось идти в вагон-ресторан. Бельё уже застелено было, но вот полотенец в китайских поездах не бывает.
Поезд шёл хорошо, по расписанию. У него мало остановок, и он обгоняет другие поезда. Такой поезд ходит один раз в неделю. Проехали Урал, Сибирь,
Байкал. Было не очень холодно. А в Москве морозы. При планировании сроков поездки одним из решающих факторов было избегание московских морозов, о которых долгосрочный прогноз с использованием методов геофизики и астрологии нас предупреждал.
За Байкалом погода более морозная. В Улан-Удэ свернули с Транссибирской магистрали на юг. Там дорога однопутная, на тепловозной тяге. Погода стояла солнечная. Любовались Гусиным озером. Правда, ТЭЦ его в одном месте портит. Кое-где в голой степи озерца и березки видны. Подъехали к границе на станции Наушки. Для проезда в Китай на этом поезде нужна не только китайская, но и транзитная монгольская виза, которую мы сделали за 1 день в посольстве в Москве, предъявив билет на поезд и паспорт с китайской визой и фото, стоимость около тысячи рублей.
На границе стояли примерно три часа, паспорта забирали на проверку. Потом поехали дальше, на станцию Сухэ-Батор. Там ещё постояли, прошли монгольские пограничники. Едем ночь, и мы в Улан-Баторе. Раннее утро, ещё темно и очень холодно. В купе подселили двух девушек-монголок, одну из которой потом высадили на монголо-китайской границе монгольские пограничники, что-то неправильно было в документах оформлено.
Монголия – сплошная степь и пустыня, кое-где на севере невысокие горы. Попадаются юрты, пасется скот – коровы, лошади, верблюды, корма ему тут совсем мало. Население редкое. На юге сплошная пустыня Гоби, каменистая, кое-где песок.
Вечером подъехали к китайской границе. Там, помимо пограничного контроля (очень медленного), ещё меняют колёсные пары, так как в Китае колея немного уже, чем в
России и Монголии. Китайская пограничная станция Эрлянь красивая.
Ночь и полдня едем по Китаю. Солнечно, снега нет. Но на речках лёд, ночи морозные. Есть и города, и бедные посёлки. Пока ещё страна небогатая, развиты только крупные города. Поезд специально заезжает к Великой Китайской стене.
В 14.30 9 января, пробыв в пути 5 с половиной суток, мы прибыли на вокзал Пекина. Солнечно, плюс 4 градуса. К вечеру сразу холодает, ночью морозы. Нас встретил представитель принимающей стороны, китаец, назвался Колей. Работающие в туризме китайцы называются для удобства европейскими именами. Коля учился в Петербурге, и имеет достаточно прогрессивные взгляды (хотя в Китае о политике в основном говорят осторожно или вообще не говорят). Коля повез нас в Императорский дворец. Он огромный, длиной больше километра, с площадями внутри. Первая часть – для государственных дел, чиновников. Вторая – жилая, и хозяйственная, для проживания. Третья – сад и развлечения, включая наложниц. Много изображений драконов. Желтый цвет – императорский и красный – цвет любви. Входы сторожат Львы, два Льва по принципу Ян и Инь. Всё подчинено правилам Фэн Шуй. Сад небольшой, так как зав ним, через дорогу, уже большой сад с белой пагодой. Вокруг запускают змеев – тоже китайское изобретение. А вот фейерверки под запретом, только на новый год разрешают, и то не везде. И купить пиротехнику было негде.
Пекин активно строится, готовится к Олимпиаде. Машин на улицах много, пробки. Сотовые телефоны почти у всех. Вечером поехали на машине к площади Тяньаньмэнь, объехали её два раза, полюбовались иллюминацией. После экскурсий Коля завёл нас в ресторанчик быстрого питания, поели лапшу. Он научил нас есть палочками. Я научился быстрее Нади, как-то стало получаться со второго раза.
Вечером того же дня поехали на поезде в Сучжоу. И снова мы вдвоём в купе. Поезд очень чистый и аккуратный, есть кипяток, кровати застелены. Идёт поезд более тысячи километров, причём без остановок. Ведёт его тепловоз. Утром прибыли в Сучжоу. Прохладно, но выше нуля. На такси в отель (в этом городе мы решили самостоятельно быть, без гидов). Отели все уютные на маршруте попадались. Пошли в город вдоль бесконечной торговой улицы. Чего там только не продают! В одном месте сплошные железки, валы, трансформаторы. манометры. В другом тряпки. На улицах бесчисленные мотоциклы, мопеды, велосипеды. Гари и шума мало. Пригляделись – большинство мотоциклов электрические! На батареях. Поесть утром было проблематично, а ближе к середине дня открылись многочисленные ресторанчики. Английский мало кто знает. Объяснялись с трудом. Карта была, а вот с едой сложнее, но меню бывают с картинками или с английским переводом, хотя и не везде.
Посетили восточный сад и зоопарк, где удалось увидеть моих любимых дикобразов. Еще понравились красивые павлины нескольких видов. Затем пошли в Сад Скромного Чиновника. Насчет скромности – такой сад-дворец вряд ли кто из наших олигархов сумел бы построить. При этом очень уютный, гармоничный. Понравились маленькие деревья в кадках, беседки. Следующим по маршруту была пагода, красная, наклонная. Перед ней большой жертвенник-курительница. А позади неё – действующий буддийский храм и чайный домик. Мне всё, что связано с буддизмом, нравится как-то больше, чем с другими религиями. Гармония с природой.
Купив по дороге фруктов, вернулись в отель. В Китае и Вьетнаме частная собственность и бизнес успешно развиваются, и в продаже всё есть. (В отличие от Кубы и Северной Кореи).
На следующий день за нами заехала Ольга обаятельная китаянка-гид, отвезла на автовокзал. Сервис всюду в Китае отличный, где положено встречали, приносили в отель очередные билеты на поезда и автобусы.
В Ханчжоу ехали на автобусе. На дорогах пробки из грузовиков, автобус опоздал. На поездах лучше. В этом городе было совсем тепло, примерно 18 градусов. Встретила гид Таня, подкормила водой и кукурузными сладостями, и мы поехали осматривать храмы и пагоды. Из камня высечены сотни будд. Потом внутри еще несколько сотен из бронзы. Только крыши в китайском стиле (в отличие от круглых пагод Шри-Ланки). В Китае и Вьетнаме другая, северная ветвь буддизма. Еще в этот день была прогулка на корабле по озеру (в переводе с Китайского – западное озеро. И такие есть во многих городах). Оно неглубокое, со дна торчат маленькие пагоды. Погода тихая и туманная. Около озера чудесный парк с цветами. Дальше поехали на другую пагоду, по которой можно было лазить по этажам. Наконец, добрались до чайной плантации. Нам показали весь процесс переработки и приготовления чая. В Китае пьют в основном зеленый чай, не проходящий ферментации (более натуральный). Купили баночку сорта зеленый дракон. Красивые крупные листья, заваривают его три раза, причем вода должна быть около 80 градусов. Ночевали в отеле Лилия, на природе, около ботанического сада, вечером погуляли.
На следующее утро, 12 января, поехали на поезде в
Шанхай. Это электричка с сидячими местами, ехали примерно 3 часа. В Шанхае народу полно, город огромный. В этот день лил дождь (хотя и сухой сезон). Автобус не нашли, поехали на такси в отель. По счетчику, и очень дешево. Гуляли по Шанхаю. Здесь есть метро, красивое и чистое. В центре города переписал цифровые фотографии на диск. Поели в Макдональдсе. Дошли до реки Янцзы, которую здесь называют Хуангпо. Противоположный берег с деловым центром в тумане. Вечером погуляли в парке около отеля. На улицах полно иллюминации готовятся к новому году, который в этом году 29 января. На следующий день снова гуляли, стало холоднее, около 11 градусов. Дождя почти не было. Прошли по старым кварталам. Поесть на улице не сложно. Нам понравились свежеиспеченные лепешки. А вот чай редко где, к тому же дорогой и невкусный. Покатались на корабле по Янцзы. Поели в ресторане около отеля. Хороший салат, суп, вкусно и недорого.
А вечером был поезд в Пекин. На этот раз в купе с двумя китайцами. Поезд такой же аккуратный. Идет одну ночь, утром были в Пекине. Это суббота, на вокзале такая толпа! С Колей еле нашли друг друга. Он повез нас в отель, потом – на Великую Китайскую стену. Там такой подъем жуткий! Ступеньки крутые. Но мы добрались до самого верха. Туристов много, в том числе русские. Погода солнечная, но прохладная. Сооружение, конечно, грандиозное, хотя вряд ли эффективное для обороны даже в период конниц, при отсутствии танков и пушек. Наверху те, кто добрался, могут приобрести медные медали, где гравируют наши имена. Кстати, иностранные имена иероглифами передаются просто по звучанию, смысла иногда может и не быть.
По дороге со стены посетили несколько фабрик, нефритовую, медную, потом шелковую, затем чайную. Из товаров приобрели в Шанхае и Пекине шелковые шарфики, нефритовые бусы, а также мелкие сувениры. И чай. Сытно покормили в ресторане. Еда оригинальная, но съедобная. Много зелени, овощей, мяса. Ничего необычного, типа змей и червяков, не пробовали.
На следующий день 16 января немного сами погуляли по Пекину, а днём – на поезд в Ханой. Я сам попросил Колю приехать пораньше. И правильно, иначе бы мы опоздали! На дороге, несмотря на воскресенье, столько машин! А на вокзале – это жуть!!! Такой толпы мы ещё не видели! Начинались каникулы, а вокзал этот (Западный вокзал Пекина) – крупнейший в Азии (а может, и в мире). Так или иначе, в поезд мы попали. Вещей, тюков, сумок – ужас! В предыдущих поездах ничего подобного не было. С нами две студентки-вьетнамки, с кучей учебников. Кстати, их на границе просматривали. (Недемократические государства пытаются контролировать информацию). Поезд отправился в 16.15, ехали вечер и ночь, потом весь следующий день. На юге Китая уже идут полевые и огородные работы, много зелени. В одном районе из земли торчат оригинальные крутые скалы. Вечером, через сутки пути, прибыли в Наньнин. Здесь большую часть поезда отцепили, к границе пошли только два вагона. На границе стояли долго. Потом её переехали в Донг Данг, уже во Вьетнаме. Тут нас высадили, отправили в вокзал отмечать паспорта. С нами в вагоне вьетнамцы и европейские туристы. Потолклись, отметили, сели в другой поезд, места проводники указывали. Во Вьетнаме колея ещё уже, и там не колеса меняют, а поезд другой подают. Проехали ночь, и утром 17 января прибыли в Ханой. В итоге Китай нам понравился.
часть 2 Вьетнам и Камбоджа
В Ханое нас встретил гид по имени Хуэ. Это пожилой чиновник, служивший в железнодорожном ведомстве, работавший в том числе в России и в
Польше. Он ярый поклонник существующего строя и ХоШиМина, что не помешало ему иметь 4-этажный дом, обеспечить материально себя и создать условия для бизнеса своего сына. Мы поехали на машине в Халонг, залив на берегу Тихого океана. Во Вьетнаме меньше машин, но огромное количество мотоциклов и велосипедов, особенно мотоциклов. А правила движения значительно менее строгие, чем в Европе. Поэтому перейти улицу бывает сложно. Хорошо, что скорости небольшие.
Через 3 часа приехали. Погода теплая, плюс 20 градусов воздух и вода, но пасмурно и мелкий дождик. Грузимся на кораблик. Кроме команды и гида, на нём только мы с Надей вдвоём. Постоянно приходят и отходят аналогичные корабли с другими туристами. Корабль идёт по заливу, среди живописных скал. Останавливаемся и идём осматривать пещеры. Они так красиво подсвечены. И нет ощущения подземелья или замкнутости. Прямо природные подземные дворцы. Некоторые из пещер открыты недавно. Потом посещаем места разведения рыбы. Семья живёт на плоту и разводит рыбу и морских гадов (осьминоги и т.п.) в садках. Нас склонили к покупке рыбины, конечно, дорого, около 15 долларов, её при нас поймали из садка, потом на кораблике приготовили. Там сытный обед был. А перед обедом ещё остановка ля купания. В такую погоду не видел, чтобы другие купались, но я люблю водные виды спорта. Удалось понырять со второй палубы(около 3 метров над водой). В море здесь сильное течение, чтобы не снесло, приходится плыть интенсивно. Сделал несколько прыжков, совсем не холодно, даже разогрелся. А потом обед на воде и возвращение в порт. Разместили нас в трехзвездном отеле. но какой же тут огромный двухкомнатный номер. На стене табличка и фото, в этом номере останавливалась Катрин Денев во время съемки фильма Индокитай. Отель почти пуст. Поэтому на завтрак шведского стола не было. Вокруг отеля парк, много зелени, красивые виды. Вечером прогулялись по городку, вдоль моря, купили фрукты и сувениры. Это был очень интересный день.
18 января вернулись на машине в Ханой. По дороге гид рассказывал прелести социализма и политики партии, говорил, что для молодежи нужен коллектив и организация. Попутно отметив перегибы и ошибки, которые исправлены, и сейчас развивается частная собственность и бизнес.
Представляется, что мы в России сейчас сделали несколько шагов в сторону китайско-вьетнамского пути. Но если для них после Мао и прочих соцпрелестей это движение вперед, то для нас – назад. Не хочется. Европейская дорога все-таки привлекательнее… Будем надеяться на лучшее. Так или иначе, рассматриваемые страны, пусть медленно, но движутся к свободе. Пока экономическая наступила. За ней будем ждать и остальные. Интернет у них уже есть. В Китае только эротику и политику пока фильтруют, к некоторым ресурсам доступа нет. Еще вьетнамцы любят вспоминать свои прошлые войны, особенно с Америкой. Много кладбищ, мемориалов. Очень эмоциональные воспоминания.
Вернулись в Ханой. Отель
Грин Парк хороший. В холле мандариновые деревья с плодами, а в номере нас ждала корзиночка свежих фруктов. Такие деревья у них под новый год повсюду. А город несколько суматошный и провинциальный. Сайгон, куда мы попали позже, более урбанистичный, и побогаче. Даже гид-коммунист признал, что Южный Вьетнам, в котором его партия правила не так долго, более развитый и богатый. Погуляли по Ханою. Купили шляпки, которые Наде очень понравились. Правда, одна потом улетела во время поездки на мотоцикле на юге Вьетнама. Посмотрели озеро. Поели в ресторане Кенгуру с европейской кухней. Местные забегаловки решили игнорировать. Было тепло, 26 градусов. Чем дальше, тем теплее. На следующий день снова гуляли по городу. Буддийские храмы есть, но их немного. Прошли по правительственной площади, в мавзолей не пошли, чего там делать? Город грязноват, но в меру, лучше
Индии. Вечером нас отвезли на вокзал, и мы продолжили путешествие на поезде на юг. Почему-то нас посадили на вечерний поезд, мы неодобрительно вспоминали этого Хуэ, когда прибыли в Нья Чанг в 21 час на следующий день, и пришлось ехать на такси в Муи Не 5 часов за 80 долларов (правда, трансфер, заказанный из Москвы, стоил бы вдвое дороже). Но на предыдущем поезде мы бы приехали днём, и воспользовались общественным транспортом, к тому же времени для купания было бы больше. Ехали с напряжением, тем более, что водитель по дороге пересадил нас в другой джип (ночью такие рокировки на дороге воспринимаются подозрительно), но все оказалось нормально, лишних денег не потребовали. Хотя на месте были в 3 часа ночи. Сразу же искупались в море. Отель в Муи Не приятный, много зелени, бассейн, рядом море, а номера в бунгало. Русские там были. Следующий день 21 января посвятили пляжному отдыху. А поели вечером в ресторанчике рядом, на улице. Там вкусную картошку делали. А фрукты во всех городах покупали – клубнику, бананы, грейпфруты, апельсины. На море принял участие в вытаскивании рыбацкой сети. В
Шри-Ланке рыбалка более эффективная была. В море они ходят на лодках, но оставляют их в воде, а до берега добираются в плетеных тазиках, гребя веслом. Погода была жаркая, чуть сумрачная, около 30 градусов.
22 января поехали на автобусе в Сайгон. Дороги средние, ехали долго, примерно 5 часов, включая остановку на еду и туалет. Вечерний Сайгон встретил иллюминацией и обилием мотоциклистов. Попробовали местную еду, салат и суп, много зелени. Здесь жарко. Молодежь на площадях шумит и развлекается, но никакого хулиганства.
23 января на автобусе едем в дельту Меконга. На автостанцию собирают из нескольких офисов на машинах. Наде автовокзал Сайгона напомнил наши провинциальные (например, в Иваново). Автобус небольшой, человек 12 в него помещается. Вещей у нас оказалось больше, чем у вьетнамцев (2 сумки и пакет). Кое-как разместились. Доехали до Кан Тхо. Один рукав Меконга преодолели по мосту. А через второй – паромная переправа. Девушка на автостанции дала нам информацию, нас подхватили двое мотоциклистов, лихо взгромоздив сумки. Вот тут улетела надина шляпа. Проехали на пароме, потом нас посадили в другой автобус. Народу было мало, потом подсели. Доехали на этом автобусе до Чау Дока. Автобусные переезды недорогие, да и такси недорого, обычно 1-2 доллара. В Чау Доке разместились в роскошном отеле Виктория на берегу Меконга, погуляли в саду, поплавали в бассейне. В город привозят много цветов и продают.
24 января утром прямо от отеля отходит моторная лодка (примерно 10 мест в ней, но мы ехали вместе с немецкой парой и всё) прямо до Пномпеня. Ехали по реке. Для перехода границы два раза причаливали, сначала вьетнамский пункт, потом камбоджийский. Второй чище и аккуратнее показался. Вся поездка заняла 5 часов, включая 1 час на пограничные процедуры.
Центральная часть Пномпеня сверкает чистотой. Чуть подальше попадаются и бомжи. Страна бедная, но в некоторых местах опрятно и красиво. Жара сильная, 32 градуса. Погуляли, посетили королевский дворец. Это уже не храм, а музей, но женщин заставляют покупать майки на голые плечи, за фото и видео съемку берут дополнительную плату. Транспорт – машины, мотоциклы и тук-туки (пассажирский мотоцикл с двумя скамьями под крышей сзади). Есть и велорикши, как во Вьетнаме, но мы ими не пользовались.
Утром 25 января снова водный переезд, на корабле на подводных крыльях, типа наших Ракет и Метеоров, в Сием Рип. Сначала по Меконгу, потом по озеру Тонглесап. Оно огромное. Поездка 5,5 часов. Когда причаливали, нас тянул катер на буксире по протоке. Вот тут жуткая нищета по берегам. Таких убогих домиков ещё нигде не видел. Но сервис организован. На причале в Пномпене заплатил 2 доллара служащему, он сказал, что вас будут встречать на такси в Сием Рипе на пристани. Так и было, не обманули. Кстати, в Камбодже доллары свободно ходят наряду с местными риелями. Во Вьетнаме их тоже везде принимают. А в Китае – только юани, а доллары меняют. Обратный обмен возможен только в аэропорту. А вот Камбоджа обычная капиталистическая страна, хотя и бедная. Переписать фотографии на диск не было проблемой ни в Ханое, ни в Камбодже. В Камбодже присутствуют иностранные газеты (
Бангкок пост). А мобильная связь, билайновский роуминг был всюду, во всех этих странах.
Вечером погуляли по городку – более-менее. Ездили на тук-туке за 1 доллар. Рестораны приличные, недорого и вкусно, отели подсвечены иллюминацией. Ангкор отель богатый, с бассейном, при заселении подарили шелковые шарфики.
26 января весь день посвятили Ангкору. Гида не стали брать, доехали на тук-туке, и арендовали электромопед. Батарейки хватает на 30 километров, есть станции, где ее можно менять. Стоит аренда 4 доллара в сутки. Очень удобный транспорт. Посмотрели несколько храмов, ферму и озеро, в котором плескались и ныряли местные девушки. Начинают перенимать наш образ жизни, раньше как-то в Азии и Африке местные мало купались. Храмы высокие, лазить трудно иногда. Но красиво. В одном из храмов ботанический сад, а деревья корнями разрушают камни. Туристов много. Вечером поднимались на гору на слонах. Слоны почему-то здесь черные, таких раньше не видел. В общем, день в Ангкоре интересно прошел. Но это был последний нормальный день нашего путешествия, хотя первоначально оно планировалось до 3 февраля.
27 января мы поехали на автобусе (билеты по 15 долларов) в Таиланд. До границы ехали почти 5 часов, с остановкой. Дороги очень плохие, грунтовые и пыльные. Вокруг в основном степь, сельское хозяйство местами. В 14 часов подъехали к границе. Уже камбоджийский пограничник нас предупредил, что в Таиланд без визы не пустят. А не пустили, даже разговаривать не захотел пограничный офицер. А ведь сотрудники турагенства, которых я об этом спрашивал специально, сказали – проблем не будет, визу получите на границе, причем на любой, в том числе наземной. На самом деле её дают только в аэропорту, но не на наземной границе. Здесь даже визового пункта нет. Нас отправили назад, в Камбоджу – или оформлять визу, или лететь на самолете. Пришлось брать такси обратно в Сием Рип, доехали за 3 часа и 45 долларов, и покупать билет на самолет. Билеты безумно дорогие, по 180 долларов, еще по 25 сбор в аэропорту. Итого потеряв почти 500 баксов, мы долетели до Бангкока (полет всего 45 минут). Денег на путешествие по Таиланду не осталось (планировался север – Чианг Май и Пай). Переночевали в отеле, и снова в аэропорт – улетать домой. У нас были билеты авиакомпании Сибирь, но они еще в Москве известили, что рейс сняли, но нас отправят на другой компании. Звонил им за несколько дней – они нас пересадили на узбекские авиалинии, через
Ташкент, чему я вовсе не обрадовался. Ни аэрофлотчики, ни представитель Сибири, ни Узбекистана, ни тот самый сотрудник турфирмы, что не выяснил для нас визовый вопрос, не захотели ничем помочь. Пришлось звонить друзьям в Москву, чтобы нам купили билеты Аэрофлота, у которого каждый день по 1-2 рейса. Билеты нам купили, и 29 января, просидев сутки в аэропорту, мы улетели в Москву.
В Москве предъявил претензии турфирме, и её руководитель вернул нам деньги (1400 долларов), потерянные на перелете из Камбоджи, за неиспользованные
отели в Таиланде и разницу на приобретение более дорогого билета Аэрофлота. А сравнительно дешевый билет Сибири, который нам не пригодился, сдал в Москве. Таким образом, материальные потери мы компенсировали. А смотреть Таиланд придется в другой раз. Подписанное с Таиландом безвизовое соглашение в самом Таиланде ничего не значит, о нем даже никто не слышал. Поэтому визовый режим нужно проверять тщательнее ещё в Москве, Таиланд – вовсе не безвизовая страна, и лучше иметь визу до поездки. Визы Камбоджи, Вьтетнама, Китая и Монголии мы оформили еще в Москве, и с этими странами проблем не было. Переживания за эти два дня пережили неприятные. Хотя в целом поездка принесла немало интересного.
Павел