Тур де Франс с SNCF или как нельзя путешествовать ( описание путешествия 2005 года) Ночной поезд из
Барселоны кратко шикнув мощной пневматикой двери ,тронулся всторону
Парижа и вскоре бесшумно растворился среди разноцветных огней привокзального пространства 19 мая 2005 года 5часов утра, я-шестидвухлетний Бывший Интеллигентный Человек с знанием английского - читаю и перевожу со словарем ,но твердой уверенноситью что ЕС не даст пропасть, и проездным на все поезда ЖД
Франции в кармане, дрожу от холода на темной платформе, хотя указатель с надписью по французски SORTIE вселяет радость - я во Франции А полтора дня назад наш ТУ 154 после четырехчасового полета из
Москвы мучительно долго пробивавший низкую облачность,под восторженные вопли пассажиров, наконец приземлился в аэропорту Барселоны . Фортуна
Бланес с компанией Натали Турс - 12 дней 11 ночей в уютном отеле в двадцати метрах от пляжа городка Бланес в ста километрах от Барселоны .Трехразовое питание - шведский стол. Кормежка приличная -особенно запомнился десерт - мороженное двух - трех видов изобилие разных фруктов ананасы клубника персики арбузы и прочее Временами мелькала мысль- а может не ехать никуда -покупаться в Средиземном море, отьестся как следует, выспаться, но уже к вечеру следующего дня, я с рюкзаком бежал по катакомбам метро Барселоны на вокзал Санс, опаздывая на поезд в Париж . На вокзале Лимож-Бенедектин, куда я поднялся с платформы, было светло тепло и уютно Толпа школьников видимо ожидая поезда носившаяся с криками по всему залу окончательно развеяла утреннее ощущение авантюрности моего путешествия - вперед только вперед Расписание с точностью до минуты совпадало с расписанием на сайте SNCF, но внимательно его прочитав ,я увидел примечание reservation obligatoire - резервирование обязательно -значит мне нужно в кассу В кассе милая девушка любезно улыбаясь подтвердила действенность моего PASS -проездного и выдала билет с указанием номера вагона и места, но в графе стоимость стоял прочерк До отправления поезда на Брив ла Гайяр было три часа и я вышел на привокзальную площадь . Темный, с высокой часовой башней, подсвеченный изнутри силует вокзала, выполненный в стиле ар-деко, очень красиво смотрелся на фонеь светлеющего неба, чем-то напоминая очертаниями Собор СвСофии в
Стамбуле Вокруг было много цветов и в утренней тишине громко и красиво пели какие-то чудесные птицы Наскоро позавтракав пикником из
отеля в Бланесе, я пошел по направлении на колокльню собора Сен - Этьен Лимож - уютный зеленый город расположенный на высоких берегах реки Вьен . От воды поднимался пар , розовеющий в лучах восходящего солнца . Девушка гуляла с большим белоснежным псом ,мужчина ловил рыбу - все это было похоже на утро в каком-то старом русском городке, только громада собора на холме, да непривычные чистота и порядок напоминали мне, что это Франция В Лиможе находится производство фарфора и крупнейший во Франции музей фарфора - он открывался в10 часов и я в него не попал , а также бесчисленное количество магазинчиков, в которых продается фарфор и знаменитые Лиможские эмали В Лиможе я познакомился с выдающимся техническим достижением ЕвроСоюза которое как мне кажется можно смело поставить в один ряд с ракетой Ариан 5 и аэробусом А380 - кибернетическим туалетом - это сооружение выполненное из нержавеющей стали размером с обычный московский цветочный киоск Заплатив 30 центов вы попадаете в абсолютно стерильное помещение где есть все необходимое, играет музыка, пахнет орхидеями, и которое,как следует из инструкции, автоматически дизенфицируется после каждого посещения Лимож - Брив. Дорога проходит по большому количеству тоннелей ,к тому же этот участок интенсивно ремонтировали и в Брив я немного опоздал , но к моему приятному удивлению следующий поезд на который мне надо было пересаживаться - поезд на Родез немножечко подзадержали и я без приключений поехал дольше Поезд на Родез состоял из трех вагонов и был похож на новенький автомобильчик после предпродажной подготовки - снаружи сверкал полированными стенками, внутри радовал глаз светлым интерьером двумя рядами удобных красивых кресел вдоль каждой стены и широкими ,закрывающимися от солнца шторками окнами Горы вокруг поезда то сходились ,как Сцилла и Харибда ,поезд нырял в тоннель , то разбегались в одну или другую сторону и можно было видеть чистенькие городки с непременным собором в центре, ,овец , лошадей пасущихся на живописных зеленых полях, окаймленных живой изгородью из высоких деревьев Все увиденное мною воспринималось как не совсем реальное, а как продолжение наяву моего виртуаль ного путешествия по Интернету Проехал Фижак - родину Шамполиона В Фижаке есть музкей этого египтолога, в котором находится копия камня из Розетты В Фижаке не выйду - мне нужен Конк Зачем я решил увидеть Конк ? Конк -аббатсво 11 века в глухих горах, на расстоя нии 20 км от ближайшего к нему Марсияк -Валлона, расположено в ущелье реки Дорду на полпути к одной из вершин ущелья . А все началось с того что я крупно поссорился с Нинкой , и поскольку эта зараза - Нинка не вылезала из моей головы решил заннятся каким-либо очень увлекательным делом . Я давно читал о красотах Бретани и решил туда сьездить- увидеть воочию гранитные скалы, заросли вереска, устрицы , креветки, сидр ,а также восьмое чудо света -гору Мон Сен Мишель . Посмотрев сотню фоток всего этого великолепия я решил - еду ! Ну и в Париж , конечно загляну. В Париже я был уже три раза , сразу и навсегда полюбил его - наверное подействовали воспоминания детства- моя мама в коммунальной квартире собирала кучу разных статей о Париже -Эдит Пиаф, Ив Монтан и тд. Любовь - чувство иррациональное. Пробежав по паре музееев и отметившись на
Эйфелевой башне я прочно обосновался в районе Люксембургского дворца и парка Тюильри , временами делая набеги в другие кварталы города .Но ведь недаром говорят -Париж ,это не Франция , а Франция - не Париж и найдя в Интернете сайт- ля плю бо вилаж -самые красивые деревушки Франции выбрал Рокамадур и Конк. Затруднение вызывал тот факт , что эти деревушки находились на приличном от Бретани расстоянии а транспорт в Еывропе дорогой. Проблему удалось решить , купив в тур компании SGTT проездной - PASS- на все поезда Франции.Таким образом я и оказался в поезде Брив - Родез с намерением высадиться в Сен -Кристоф, а там как нибудь добраться до Конка. Сен-Кристоф - линия жд пути, небольшой поселок в отдалении, туалет, маленький домик, в котором располагались двое ггприветливых служащих SNCF,от которых я узнал ,что утреннее дешевое-6 евро таксиуже не работает ,а дневное 33евро в один конец было слишком дорого для меня. Узнав у них маршрут эх, -надо же потоптать Францию ногами! -решительно двинул по направлению к Марсияку После полуторачасового упорного марша, подошел к развилке -налево-Конк-20км, направо- Марсияк-07км. В Марсияк не пошел, а потом в Москве прочитал что это очень интересный городок, да еще центр местного виноделия. Начал голосовать, остановилась третья машина. За рулем сидел француз, чем-то напоминавший мне Жерара Депардье - живой ,общительный непрерывно что-то говоривший на неплохом английском, сотрудник какого-то отдела при ЮНЕСКО, узнав, что я из
России, рассказал мне, что в этих местах зимой полно снега, и мороз бывает до 15 градусов по Цельсию. Через 20 минут вьехали в Конк.Я тепло с ним попрощался и напоследок растроганно проорал - Вив ля Франс! Так все-таки, что такое Конк ?Во первых, Конк - Это важнейший пункт остановки пилигримов по дороге в Сант - Яго де Компостелла. Вот уже почти тысчячу лет коатолики всей Европы идут поклониться мощам св. Якова на северо-западный край
Испании, проходя через Конк. Эта дорога пилигримов отмечена ЮНЕСКО как первое общеевропейское гуманитарное мероприятие.Во вторых Конк -это ля плю бо вилаж -прекрасная деревня ,,выстроена из коломбажных домиков разного размера разных форсмы, этажности и цвета хаотично прилепленных другк другу и образующих ломанный узкий серпантин улиц . Главный храм Аббатсва не является доминантой и очень органично вписывается в ансамбль деревни, чем- то напоминая большую птицу, сидящую в своем гнезде. Много цветов и живописных лестниц с поручнями из тонких жердей Но главное в Конке меня поразил тимпан над западным входом в главный храм Аббатства.Тимпан католических церквей -это обычно вырезанное из камня изображение сцен из Страшного Суда, расположенное над входом в храм. При этом в соответсвии с драматичностью происходящего все действующие лица традиционно выражают предельный трагизм и суровость , что проводит незримый барьер между изображением и нашей действительностью и ты воспринимаешь изображение отстраненным от себя лишь восхищаясь искусством резчика . Тимпан в КОнке изображает обыкновенных людей - они как будто лишь остановились на мгновение ,ожидая команды Режиссера - внимание, начали! Подчеркивает связь времен и любопытные рожицы ,высовывающиеся из-за закрывающегося занавеса - вы смотрите на нас , а мы хоть на минуточку посмотрим на вас! -Очень необыкновенное ощущение! Там даже Сатана в аду довольно приятно улыбается в то непростое время это была жуткая ересь , а с ересью тогда умели бороться. Нет,Тимпан это не просто величайшее произведение искусства- здесь какая-то тайна! Ошалев отвсего этого великолепия, я опоздал на поезд и чтобы не опоздать на последний , спустился вниз к реке и пошел по дороге , назад к Марсияк Валлону, Надеясь поймать машину. Остановилась машина в которой ехала пожилая пара -а Марсьяк Валлон ля плю прош силь ву пле-пожалуйста к Марсияк Валлону поближе- а мы немцы и едем в Деказевиль. Ну Деказевиль так Деказевиль - из Деказевиля тоже можно добраться до жд станции. Очень милая пара , оба хорошо говорили по английски, спрашивали: ху из мистер Путин ?-хи ду хи мэй -я с трудом подбирая слова , пользуясь антонимами и синонимами внушал им мысль о том что ЕС без России ждет участь Вавилонской Башни и пытался перевести им слова песенки -собака бывает кусачей .... Они довезли меня до самого вокзала Капденака-это еще 70 км. от Деказвиля .Мы очень тепло расстались , до сих пор жалею , что не взял у них адреса. Сил нет. Отдыхаю. Нужный мне поезд до Рокамадура будет через пять часов , и в Рокамадуре я буду заполночь . Рокамадур пропускаю.... Подходит поезд до Орияка в направлении Клермон-Феррана , Виши-сажусь и еду в Орияк. Дешевая, но приличная гостинница около вокзала, продукты из супермаркета, душ , ужин с вином .20.05 Встаю поздно ,проспал все утренние поезда на Клермон-Ферран,- окно четыре часа. Орияк, как только я отошел от вокзала оказался очень интересным городом .Особенно мне запомнилась старая часть города,парк, и живописное нагромождение домиков на берегу маленькой речки.Было бы побольше времени и денег можно бы побродить по окрестностям. Еду в Клермон.Кругом горы, замки, леса, мосты, туннели. Обьезжаем остроконечную вершину Пиу Мари 1500м высотой.
. На северном склоне еще лежат снеговые поля . Дорога очень живописная, но при попытке сфотографировать из окна , мой Канон очень долго думает, и на большинстве снимков получились только придорожные кусты. Клермон-Ферран - столица страны Вулкании -необычай ный облик ему придают два огромных конуса вулканов , нависающих над ним , да башни высоченного, построенного из черного базальта собора . В древности этот город был центром сопротивления галлов римлянам.Эх, побродить бы по окрестностям! Или экскурсию на лошадях! Некогда.... Завтра уже в Бретань. Спешу в Виши. Опять гостинница около вокзала .Тихий зеленый городок. Источники с минеральной водой -халява, Сэр, красивые парки, интересное нагромождение разномастной архитектуры. Очень мало народа. Наверное я уже очень устал и с огромным удовольствием побродил по улочкам ,временами заворачивая к очередному источнику. Городок мне очень поравился. Вечером была сильнейшая гроза .Ее я наблюдал , сидя на балконе за ужином.... 21.05.05.В семь утра скоростной TGV , Париж, Лионский Вокзал. Отметился у НотрДам ,и по улице Сен Мишель мимо Люксембургского дворца пешком дошел до вокзала Монпарнас.ОпятьTGV ,три часа- и я вышел на западе Франции в Кемпере. Низкие серые облака. Идет дождь. Довольно холодно -вот она Бретань А в Париже теплынь и солнце.Побродил по городу. Очень впечатляет старая часть города.Огромный с великолепной резбой по камню собор из серого, покрытого рыжим лишайником гранита .Попадаются двойные надписи -на Француском и Бретонском языках .По звучанию чем то напоминает английский. Кемпер -главный город самого западного департамента Франции -департамента Финистер -дальше только океан.Дождь кончается, сажусь в автобус SNCF -такой тоже есть, для меня бесплатный и еду в Камарет сюр Мер. Дорога на Камарет , узкая, довольно загруженная, прихотливо извиваясь, то взбегала на вершину холма, с каторого были видно целое стадо таких же холмов , убегавших вслед за облаками за горизонт, то ныряла в лощину, для того что бы в очедной раз вырваться вверх, к облакам. Временами автобус сьезжал с основного шоссе на боковую дорогу и мы оказывались на главной площади очередного бретонского городка ,как правило рядом с собором. Храмы в этой части Франции сильно отличаются от соборов материковой Франции.Как правило, это каменный дом с большой двускатной крышей и колокольней прилепленной к торцу здания., причем колокольни как правило очень тонкие и чем-то напоминают корабельную мачту.Чтобы позвонить в колокол нужно забраться по каменной лестнице снаружи собора., что при сильном ветре является довольно сложным цирковым трюком.Сходство с мачтой усиливается сильно выступающими в разные стороны водоотводными желобами в виде диковинных зверей. При этом вся колокольня построена из ажурных ,прорезанных насквозь блоков, что придает ощущение легкости , воздушности всему этому сооружению.Здесь все напоминает море - даже памятники расположенного рядом кладбища тянутся вверх как корабельные мачты -как будто это не кладбище вовсе ,а стоянка маленьких парусных судов в бухте . Городок Камарет сюр Мер находился в одном из заливов у основания длинного мыса Пенир, гранитным кинжалом , вонзающемся вАтлантический Океан.Набережная Камарет выходила на бухточку, образованную длинным молом отделявшим ее от большого залива.В конце мола стоял маленький но довольно древний замок с подьемным мостом и рвом для воды.Рядом находилась небольшая церквушка и судоремонтный заводик на стапелях ,которого ремонтировался морской кораблик Здесь же , неподалеку, лежала парочка живописных корабликов, с ободранной кое-где до щпангоутов обшивкой.Был отлив и бухточка напоминала спущенный пруд где -нибудь в родном Измайлове , правда явно не хватало нескольких грузовиков мусора на дне.Я остановился в одном из маленьких отелей , стоявших на набережной 22.05.05 Утром вышел из отеля Была великолепная солнечгная погода, надел рюкзак и пошел вверх по дороге, указатель -мыс Пенир-3км. Очень скоро городок скрылся из вида и впереди показался Атлантический Океан , шикарный пляж метров 300 шириной и около километра длиной, ограниченный с одной стороны грядой скал ,а с другой - уходил в океан мыс Пенир.Под ногами пружинистый ковер из трав и растений покрытый , полянами цветов,. кое-где торчали большие белые камни. Дул сильнейший ветер Океан накатывал на пляж зеленые полупрозрачные волны .Стоял страшнейший шум и тучи морской пыли оседали на моих очках.Слева и справа, где были скалы вода кипела словно в гиганском котле - зрелище было грандиозным- шла вечная борьба воды и земли..Здесь даже деревья растут сначала вертикально , а потом кроны начинают стелиться параллельно земле-чудное зрелище!. Ошалев от ветра, и оглохнув от шума волн, я прошел по тропе до крайней точки мыса, любуясь потрясающей картиной.... .По дороге прихватил пару обточенных Океаном гранитных камушков величиной с кулак -один красного цвета , другой - невообразимо оранжевого, что даже в Москве он излучал солнечный свет и тепло. Тропа вывела к старому форту с бетонными корридорами и позициями артиллерийских орудий , военно-морскому музею посвященному битве за Атлантику и огромному метров пятнадцать кресту на котором было выбито -Слава Бретонцам ,Франция свободна ..Нет это очень красивая земля - Бретань , но удивляюсь -какие люди здесь живут- уходить каждый день в Океан- это тоже самое , что заходить в стаю тигров-ты не знаешь что у них на уме и сожрут они тебя сегодня или завтра- и ничто тебя не спасет, потому - то в церквях Бретани так много морской атрибутики-якорей штурвалов, выбитых на стенах. На обратном пути набрел на целое поле мегалитов. Мегалиты были небольшие - метра два высотой , но были ориентированы по сторонам света. Спустился в Камарет.Ожидая атобуса , продегустировал туземную пищу - блинчики с ветчиной и креветки с сидром -очень вкусно ,хотя мое мнение могло быть и необьективным -очень проголодался. Было воскресенье и атобусов было всего два - один до Кимпера, другой до Бреста. Сажусь на первый подошедший -на Кимпер- сработал почти на генетическом уровне страх , выработанный опытом общения с регулярностью отечественного автобусного сообщения. По дороге встретил автобус на Брест- прощай Плюманак ! А жаль -Плюманак- это северный мыс Бретани - берег розового гранита, где песчанные пляжи чередуются с нагромождениями валунов красного и оранжевого цвета ...... Кемпер, бегу к поезду ,билетов нет- вечер воскресенья ,есть ОСИ-места в тамбуре .Тамбур TGV - это чистенькое помещение размером с хорошую кухню,четыре откидных места, два туалета да полки для ручной клади. Вхожу, осматриваюсь -на одном кресле сидит молодая француженка и читает книгу с надписью Юсупов- Как я убил Распутина, на другом француженка постарше редактирует статью газеты ле Монд- После Чернобыля, Я не выдерживаю и выступаю- мадемуазель,в нашем купе присутствует русская тематика -Распутин, Чернобыль, а я - русский.Легкое замешательство , после этого 1,5 часа до Ренне -главного города Бретани пролетели быстро. Опять гостинница около вокзала , в этот и единственный раз ,довольно неуютная. К тому же допозна за стеной плакал ребенок и довольно громко разговаривали мужчина с женщиной. Беру московскую авоську , бегу в магазин и смотреть город. Ренн показался мне неинтересным, -чем то похожим на Ленинград городом, только чище. Утром ,наконец-то позвонил в Москву, выговорил всю карту и уехал в Динан . По пути засел на три часа на узловой станции Долль де Бретань. Городок маленький , но неподалеку от ж.д.станции, довольно интересный собор и живописная улочка из аккуратных игрушечных домиков самых разнообразных цвета и архитектуры что вполне стоит того, чтобы в нем оказаться..
Вспоминаю, где-то читал, как во время войны американские бомбардировщики разбомбили все приморские города Франции чуть ли не до полного разрушения, но они все были восстановлены. в том же виде как и были раньше.
Еще 20 минут и Динан ,-замок и средневековый город, в котором еще сохранились уголки где кажется , что вот-вот из ворот выедут рыцари, или кому-нибудь отрубят голову.Но толпы туристов фланирующие по улицам сильно смазывают это впечатление - а может просто, уже насмотрелся:? Все , теперь бегом в Мон Сен Мишель! Мон Сен Мишель - гранитная скала , с основанным в 8 веке аббатсвоми, расположена примерно в километре от берега и соединена с ним узкой дорогой ,появвляется как призрак посреди равнины по мере приближения . Высота всей горы от уровня моря до шпиля аббатсва более 150 метров.Крепость , встающая из моря, маленький средневековый городок, улочка которого начинается двойными воротами с подьемным мостом и опускающейся решеткой ,круто взбиралась вверх к нависающей над городком громаде монастыря . ..Дальше -каменный серпантин дороги и и наконец,бесконечная прямая лестница ведущая в крошечные , по сравнению с размераими крепости,ворота ,в само аббатство.Вечерело. Темные ,нависшие над водой облака окрашивали залив в серый цвет ,и это как- то сурово гармонировало с серым цветом гранитных глыб из которых была сложена крепость. Длинная в несколько сот метров.приливная волна заполняя водой нижнюю стоянку автомобилей делала все тоньше пуповину дороги ,связывающую аббатство с материком. С последним автобусом уезжаю в Понторзон - .ж.д. станцию ,откуда завтра утром стартую в Париж и далее в Барселону.Утром мелкий дождь в окна вагона ,силуэт Мон Сен Мишель еще долго сопровождает поезд ,опять поля ,лошади ,дубовые рощи ,замки - красивая страна Франция , и народ любит свою страну,и потом ,в автобусе из Шереметьева ,сравнивал -у нас тоже очень красиво ,но все разломано ,запущено , замусорено....Вокзал Сен Лазар ,-через восемь часов-в 20 05 отправление на Барсу.Иду на Елиссейские Поля , покупаю себе парфьюм , в магазине ВиргинМега пару Мишленовских путеводителей по Франции-хорошие путеводители -надо бы было б больше, да нести тяжело- они как кирпичи.Париж - батальоны китайских ( корейских ? японских ?) туристов .Блины с ветчиной ,бутылка красного вина - и в Тьюильри... Восемь вечера ,-поезд медленно отходит от Гар Аустерлиц , пригороды Парижа , поля ,рощи - ,темнеет , иду в купе, грустно- До Свиданья Франция !