Уверен, все согласятся, что
Китай –великая страна за которой будущее на планете. Вопреки стереотипам об Азии было удивительно увидеть цивилизованную, ухоженную и удобную для жизни страну, где власть реально стремится улучшить жизнь человека. Хотя все полуторомиллиардное население, конечно, осчастливить трудно.
Описать свои впечатления от увиденного и понятого мне захотелось для того, чтобы те, кто впервые планирует поездку туда не делали тех ошибок, которые сделал я, а также не волновались из-за пугающей на первый взгляд неопределенности. Многое из описанного не найти в путеводителях и на форумах. Так сказать суровая и не очень правда жизни. Конечно, если вы важный гость и вас встречают – то забивать голову ничем не надо. Но я пишу для тех, кто едет на свой страх и риск с разными целями.
Моей целью была мелкая коммерция. Хочется отметить, что живу я в Воронеже, где экономика и порядок отсутствуют напрочь. Соответственно ни работы, ни возможностей нет, даже дорог и воды в домах(днем)!!! нет. Зато есть миллион народа непонятно как и за что живущий.
В общем, чтобы выжить надо придумать что-то неординарное. И как мне показалось – придумал. Надо привезти какой-то денежноемкий, ликвидный и желательно компактный товар. Поскольку последняя работа была связана с электроникой – решил остановиться на компьютерных запчастях, а также на MP3 плэйерах, USB flash drive и тому подобном. Предварительные исследования показали, что продать это все реально даже в моем несчастном городе. Главная задача взять дешево, а чтобы взять дешево – надо найти производителя, который в обход лицензионных отношений с владельцами модных брэндов лепит их на свой товар. Желательно чтобы товар был более менее качественным. Как оказалось почти все такие производители находятся в городе Шенджень проивинции Гуандун.
Значит нам туда дорога!
Визы и билеты.
Здесь все очень просто. В московской турфирме Магеллан за 1 день(!) сделали коммерческую визу на 90 дней. После нескольких отказов в американской визе меня это впечатлило. Сильным странам нечего бояться! Стоило это удовольствие 2600 руб. Если есть приглашение из Китая можно элементарно получить визу в посольстве самому. Стоит она 60 долларов.
В той же конторе заказал
авиабилеты до
Шанхая и обратно за 16500 руб. прямым рейсом Аэрофлота. Дешевле не было. Интересный факт – до Владивостока расстояние такое же, а билеты в 2 раза дороже. Надеюсь, читатель не возражает если я для ясности и в дальнейшем буду уделять внимание цифрам и ценам, т.к. это на самом деле очень важно. К сожалению,
Аэрофлот летает только в
Пекин и Шанхай. От Шанхая до Шендженя 1500 км – пол страны. Как добираться до туда – неизвестно. Но мне плевать, как-нибудь доберусь.
Остается важный момент- выпросить отпуск за свой счет в моей конторе, в которой трудился менеджером по оптовым продажам электроники и бытовой техники. Трудился надо сказать неплохо. Оборот и клиентская база стабильно росли. Но не все так просто.С отпуском обломали. А чуть позже решили поменять систему мотивации таким образом, что мои доходы падали !!! пропорционально росту объема продаж! Гениальное решение менеджмента московских хозяев могло привести к тому, что через пару месяцев уже я буду им должен. Что поделать, но для москвичей мы были и останемся быдлом, о которое можно вытирать ноги. Но я не скотина чтобы работать за пайку. Пришлось уволиться. Все, теперь я безработный и отступать некуда. Нужно действовать, потому что только действие имеет цену. Тем более появилась пусть и не вполне определенная но логически и экономически обоснованная цель. Поехали!
Китай.
Нет необходимости описывать времяпрепровождение в
Москве в ожидании рейса и девятичасовой перелет в дребезжащем супер-лайнере ИЛ-96 родного воронежского производства совковых времен. Пьяные соотечественники и т.п. знакомо многим. Это все неинтересно. Интересное начинается дальше…
Посадка в аэропорту Пудун г. Шанхая. Паспортный контроль запомнился тем, что мордатый китайский пограничник, увидя неточности в заполнении карты прибытия сам!!! вписал недостающие сведения с моих слов, причем все было очень вежливо. Все – вот я и в Китае, в стране в которой хотелось побывать всегда. Первым делом размен денег. Сразу скажу денег было мало, можно сказать впритык, то есть надо экономить. Как никак через всю страну ехать и что меня ждет дальше неизвестно вообще. Большим плюсом окажется мое почти свободное владение английским языком. Хоть и очень мало людей могут говорить по английски, но в отелях, банках, модных магазинах всегда можно найти кого-то способного изъясниться. Но не будем забегать вперед. Итак, размен денег. В аэропорту это сделать быстро и просто, но возьмут пошлину в размере примерно 200 руб. независимо от суммы размена. Эта пошлина берется только в аэропортах. Курс везде по стране единый и стабильный 8 юаней за доллар. Поменять доллары можно почти в любом банке и без всяких пошлин, но надо заполнять специальную форму и не, исключено, стоять в очереди. Уличных обменников, работающих в упрошенном режиме крайне мало. Зато банки в центрах крупных городов на каждом шагу. Так что это не проблема. Если опасаетесь таскать с собой наличные, можно взять дорожные чеки American Express, самые выгодные условия обналички в Bank of China – сразу и за 0,75%. Многовато,конечно, зато удобно. Итак, деньги разменяны и надо попасть в город.
Таксист, запросивший 150 юаней, наверное был удивлен, что белый человек может быть таким жадным и не согласиться. Но, в китайских традициях бережливость считается делом правильным, наверное поэтому показал, где можно найти автобус до железнодорожного вокзала Шанхая всего за 18 юаней.
Чем я и воспользовался. Кстати, это автобус №5, может кому пригодится. В
Шанхай также можно попасть на скоростной электричке, которая разгоняется до 200 км/час и довозит за несколько минут. Но удовольствие это недешевое и привозит она не туда куда мне было надо.
В общем, еду на автобусе. Пейзаж вокруг какой-то унылый в грязно-желтых тонах. Поля, камыши, теплицы, каналы с мутной водой. И тут начинается город. Небоскребы как в Манхэттене. Огромный мегаполис. Самый большой город Поднебесной и самый развитый экономический центр.
Вот и ж\д вокзал. Сразу окружает кучка орущих китайцев, которые что-то предлагают. Несколько выученных из разговорника фраз на китайском (путонхуа-т.е. государственном) языке до них не доходят. Делаю первый и важный вывод – не надо ничего учить из книг – все равно не поймут. Заучивать фразы надо на слух, например прослушивая какой-нибудь аудиокурс. Чем я в последствии и пытался заниматься, надо сказать здорово помогает продвинуться в языке. А пока твердил единственную понятную китайцам фразу «Во будун – не понимаю». На что один приличного вида мужик произнес потрясшую меня фразу на неплохом английском «Что, русский, хочешь бизнес здесь замутить?» Видимо на лицах у нас написано, что мы русские. С таким явлением я сталкивался и в
Париже и в
Берлине, как бы не был человек прикинут, а за километр видно, что это соотечественник.
Необходимо отметить, что неплохо выручает при общении, если выписать в блокнот наиболее употребляемые фразы иероглифами. Утомительно, конечно, зато эффективно, т.к. все китайцы грамотные.
Иду к кассам вокзала. Нахожу кассу с англоговорящим персоналом. Такие кассы есть на любом крупном вокзале. Мне объясняют, что прямого поезда до Шендженя нет, есть только до
Гуанчжоу, что в принципе недалеко от цели, но места только стоячие!!!, а ехать 28 часов. Стоит такое удовольствие 210 юаней. Такая перспектива далеко не радовала и надо было что-то делать. К слову сказать, железнодорожный транспорт очень популярен в Китае из-за дешевизны и удобства. Но билеты почти всегда надо брать заранее потому что желающих хватает. Это мне впоследствии объяснили знакомые китайцы. Но т.к. случай у меня не тот, то надо было искать какой-то выход. Но кто ищет – тот всегда найдет. Поблизости оказался автовокзал, откуда как раз через пару часов шел автобус в Шенджень. Решил будь что будет. Проеду 1500 км на автобусе, экстремально конечно, но мне не привыкать к разного рода неудобствам и косякам. Зато страну увижу можно сказать изнутри. Жирный китаец с золотой цепью на шее после непродолжительного торга (оказывается можно торговаться) продает мне билет до моего города за 400 юаней. Подвинуть его удалось долларов на 10.Немного успокоившись иду осматривать окресности. Кругом небоскребы, банки, рестораны, дорогие автомобили, рядом снуют уличные торговцы с коромыслами, толпы народа куда-то хаотично передвигаются. Решил зайти в банк на всякий случай еще обменять денег. Проходя довольно утомительную бюрократическую процедуру, разговорился с клерком, которому, видимо, хотелось поупр ажняться в английском с иностранцем. Узнав, что я русский, парень, который представился как Дэвид, совершенно искренне обрадовался, сообщив, что
Россия это лучший друг Китая и русские – отличные люди. Я был в шоке. С довольно теплым отношением к русским мне еще предстояло неоднократно столкнуться и это было одним из самых неожиданных открытий для меня. Немного есть в мире стран, где к нам относятся хорошо.
Оставив на время работу , Дэвид повел меня показать Интернет-кафе. Сам бы я никогда не нашел, т.к. вывесок никаких нет. Зрелище надо признать необычное – на площади чуть ли не в пол гектара сидят толпы молодых китайцев и режутся в игры. Сам по себе Интернет мало кому нужен. Накурено так, что трудно дышать, долго там не выдержишь. Зато Интернет дешевый и быстрый, правда не все западные сайты можно смотреть – цензура фильтрует, коммунистическая страна как-никак. Разговорились с Дэвидом за жизнь. Оказывается банковский служащий зарабатывает у них больше тысячи баксов, по нашим меркам это наверное все три. На вопрос о том, как ему удалось устроиться на такую блатную работу я получил довольно странный для жителя российской провинции ответ – оказывается он хорошо учился, и его учебное заведение помогло ему туда устроиться. Если бы у нас все было так просто…
Ну, вот я и в автобусе. Затарившись продуктами и напитками располагаюсь на спальном месте ( да именно так – места в автобусе спальные). Народ в салоне заметно впечатлен, я наверное первый европеец, путешествующий таким образом. Провинция Чжецзян проносится за окном уже не производя особого впечатления, т.к. хочется спать.
Оказывается, по пути будут пересадки. Первая в городе Фуцзян одноименной провинции. Выяснить в каком городе находишься оказывается очень непросто, но кое-как объясняюсь. Все, английский кончился, здесь провинция и уже никто ничего не поймет, самому надо как-то изъясняться. Хоть и периферия, но чисто и красиво, те же зеркальные небоскребы и ухоженные парки. Ждем своего автобуса в каком-то отстойнике, рядом лавки и традиционные дворики. Экзотика полная. Народ на велосипедах и мотоциклах везет разный груз, и начинаешь понимать, что именно так и представлял эту страну раньше.
Наконец, пришел наш автобус и мы двинулись в путь. Пошли колоритные пейзажи Южного Китая – рисовые поля, банановые плантации и пальмы. Чуть ли не каждый квадратный метр территории использован под что-то. Деревенские дома с черепичными крышами стоят вплотную друг к другу, в мутных водоемах торчат какие-то конструкции, наверняка не просто так. Крестьяне рубят заросли на немногочисленных пустующих вершинах сопок, расчищая землю под плантации. В общем, не хватает земли людям. Их бы к нам – живо бы наши обезлюдившие просторы освоили. Хотя впрочем не надо. Кое-как с нехилым опозданием доезжаю до одной из самых богатых и технологически развитых провинций - Гуандун и наконец до моей цели – свободной экономической зоны - города Шенджень.
Шенджень.
Я думал найти недорогую гостиницу, рекламу которой увидел на каком-то сайте, но не тут то было. Начинались самые крутые приключения. Все таксисты, которых я останавливал отказывались меня везти. Учитывая то, что на улице уже была ночь – ощущение не из приятных. В конце концов на меня обратила внимание полиция. Вернее это один из таксистов их привел, сдал, короче, урод. Привели в местный опорный пункт, чтобы дождаться человека, говорящего по английски дабы выяснить кто я и что тут делаю ночью. Пока ждали человека я сам смог объяснить по китайски кто я, откуда и что мне нужно. Позже я смог выяснить, что же я такое натворил. Оказывается город разделен на две части – свободную зону и собственно сам город, и въезд в зону для китайцев строго ограничен. А я оказывается ломился именно туда. Привезли в местный РОВД, посадили на какую-то шконку в обезьяннике, дали воды и стали ждать переводчика. Переводчик – это громко сказано – просто пара китайцев, которые знают с десяток слов на двоих. За это время я не на шутку побеспокоился. А если вдруг подкинут наркоту, тогда все конец – прилюдная казнь на площади. А ментам за раскрытие международной банды почет и уважение. Но не стоит мыслить нашими категориями. Ближе к утру все встало на свои места, выяснили, что иностранцы могут въезжать в зону по бизнес делам. Плюс ко всему ментовская братия прониклась тем, что я русский и даже решила мне помочь. На полицейском микроавтобусе отвезли на стоянку такси, которым разрешен въезд в зону (они красного цвета), договорились с шефом о цене и посоветовали пару отелей в центре. В один из них я и поехал.
Выйдя утром из отеля я просто обалдел –
Нью-Йорк или
Чикаго рядом не стояли. Сверкающие небоскребы, стерильная чистота, экзотические цветущие растения. Плюс ко всему жара под 30 несмотря на декабрь. Странно было видеть Санта Клаусов на фоне распустившейся азалии. Но ходить с открытым ртом вечно не будешь, надо делать дело, несмотря на то, что времени довольно много – около 10 дней. Сперва нужно обустроить быт. Отель за 35 долларов меня не устраивал, надо найти что попроще. Объездив все известные мне адреса, я сделал вывод, что дешевле 18 долларов отдельный номер не найти. В итоге снял приличный номер в центре в районе Лао Ху рядом с метро и супермаркетом за 18,75. Окна выходили на бутики Miss Sixty и Ermenegildo Zegna. Гостиниц великое множество, можно выбрать на любой вкус и достаток. Выгоднее всего, конечно, – снять квартиру, но ее меньше чем на месяц не сдают. Конторы по недвижимости буквально на каждом шагу, выбор огромен. Цены на квартиры в центре начинаются от 200 долларов в месяц, логично предположить, что где-нибудь на отшибе наверняка дешевле.
Передвижение по городу тоже не представляет сложности если разобраться как пользоваться метро. У меня с первого раза это не получилось, но признавать себя дебилом очень не хотелось, поэтому расположившись возле автомата по продаже жетонов, стал наблюдать за тем, что делают люди. Все оказалось очень просто и удобно, и к тому же довольно дешево. Поездка в зависимости от зоны обойдется от 7 до 13 рублей на наши деньги. Этот важный навык позволил здорово сэкономить на транспортных издержках, т.к. передвигаться пришлось очень много. Такси, несмотря на огромные количества, довольно дороги. Только за посадку придется отдать 12 юаней, правда сюда входит 3 км езды, но это не принципиально.
Последующие дни были заполнены поисками интересного товара, за чем я, собственно, сюда и прибыл. Большая часть из Шендженских производителей электроники имеет торговые точки и представительства в торговом комплексе, или точнее даже районе Сайгэ, куда приезжают мелкооптовые покупатели со всего Китая. Обшарив все что можно в этом месте, я понял, что чудес не бывает. Цены, конечно ниже, чем у нас, но не так, как я ожидал. Если учесть, что придется платить 30% таможенную пошлину у нас, то получается не особо. Естественно, никаких пошлин я платить не собирался родному государству – это было бы слишком просто, нам такие решения не нужны.
Но что касается цен - уже позднее знающие люди объяснят, что добиться существенного (и очень!) дисконта со стороны китайских производителей можно в случае, если ты серьезный покупатель, обеспечивающий крупные и главное стабильные заказы. Естественно, мне в моем несерьезном положении безработного босяка ничего не светило. В общем, неприятно удивило нежелание мелкооптовых продавцов торговаться и уступать. Но ничего, русские не сдаются! Был предпринят очередной рейд уже по офисам некоторых производителей. Прикидываясь представителем крупной фирмы, посетил несколько контор. Действуя по принципу – хороший понт дороже денег, удалось найти некоторые интересные вещи на какой-то лиходейской фабрике, наверняка незаконно лепящих вещи под марками типа Sony, Toshiba, Kingston и т.д. Главное, чтобы это все работало. Затарившись товаром, я посчитал основную задачу выполненной, теперь можно и расслабиться. Заметив неподдельный интерес к моей персоне со стороны одной из девушек менеджеров этой фирмы, договариваюсь с ней о встрече на предмет осмотра достопримечательностей. Вообще девушки в Шенджени – это особый разговор. Я был просто восхищен. Подавляющее большинство симпатичные и стройные, одеты со вкусом. Плюс ко всему, видимо, неравнодушны к европейцам. Но как пришлось заметить – чем красивее дамочка, тем хуже она изъясняется по-английски. В общем все как и везде…
Несмотря на отсутствие глобальных дел оставшееся время стремительно пролетало. Успел даже обзавестись кое-какими знакомыми, самой колоритной фигурой из которых оказался Яша как он себя называл. Яша просто подошел на улице, чтобы поговорить по-русски. Ему под 60 и он бывший чиновник родом из Харбина. В свое время партия направила его на юг. Выглядит человек лет на 40, держит свой бизнес, общается с местной богемой и живет в свое удовольствие. Денег, как говориться, как у дурака махорки. В свое время объездил по делам весь Союз и уже успел соскучиться по русскому языку. У него я подчерпнул массу полезной информации.
Под конец пребывания в этом тропическом можно сказать раю, меня стала посещать навязчивая мысль, что я не хочу уезжать, что можно что-нибудь придумать, чтобы зарабатывать на жизнь и жить здесь. Мысли о том, что дома сейчас мороз и разруха на фоне пальм и пляжей Южно-Китайского моря не давали покоя. До центра
Гонконга 40 минут езды на электричке. Иметь баксов 500 в месяц – и можно жить очень весело. Тем более, что индустрия развлечений поставлена на широкую ногу. Описание объектов такого рода займет не одну страницу. Есть даже своя
Эйфелева башня, но больше всего меня поразил бывший советский авианосец «
Минск», купленный китайцами в 90-е годы и переделанный под развлекательный центр. Да, можно жить, язык главное освоить. И ведь живут и цивилизавнные европейцы и американцы, и индусы, которых очень немало.
Еще один вопрос шкурного характера был на повестке дня. Это шопинг. Приодеться качественно и недорого очень сильно хотелось. Торговые кварталы Шендженя – это рай для покупателя, очень много вполне интересных и качественных вещей. Хватает также и всякого отстоя на сугубо китайский вкус. Особенно не впечатляет обувь, что-то действительно стоящее очень дорого. Естественно очень мало зимних вещей – тропики как никак. Но самая главная проблема для меня – отсутствие больших размеров. Обойдя километры торговых рядов, не смог почти ничего найти на свой 54 размер. Даже слегка пожалел, что с юности качаю железо. Зато приобрел несколько точных копий часов Omega, Bvlgary, ручки Monblanc как у Путина на подарки ребятам. После ожесточенного торга с парнем по имени Томми Ли цена на эти вещи упала почти вдвое. Часы как ни странно ходят до сих пор, вводя в заблуждение знающих людей.
Не хочу домой!
Настала пора двигать домой. За 65 долларов заранее был куплен билет на самолет до Шанхая – все хватит приключений, что хотел увидеть, то увидел. На комфортабельном Боинге компании
Air China за 2 часа долетаю до Шанхая. С трудом сдерживаю раздражение – уезжать не хочется, меня в совке ничего не ждет, кроме, конечно, попытки осуществления моего сомнительного плана по обогащению на китайской технике. Прилетаю поздно вечером, перспектива сидеть до утра в аэропорту не радует. Ехать в город , чтобы переночевать тоже не хочется. Решение как всегда пришло неожиданно, работник авиакассы позвонил в один из близлежащих отелей и договорился о номере. За мной и еще парой китайцев прислали микроавтобус и отвезли в гостиницу. Двухкомнатный номер с кожаной мебелью, а также доставка утром обратно в аэропорт обошлась ровно в 20 долларов. И это в Шанхае – самом дорогом городе Китая. Как говорится все для человека.
Вообще китайская экономика, как я понял, на рост спроса отвечает ростом предложения , а не ростом цен, как у нас. Отсюда такое изобилие всего, даже тех же гостиничных услуг.
При посадке на рейс наконец то увидел соотечественников. Наши дамочки в одинаковых норковых шубах выглядели просто королевнами на фоне общей массы многонациональной публики.
Duty-free в нашем понимании отсутствует напрочь. Вместо бухла продаются книги и сувениры. Тоже характеризует…
Во время полета все время мучила одна и та же мысль – если обилетят на таможне по полной, то можно просто отдать им свой чемодан и все. Денег осталось крайне мало, на стандартную таксу в 200 долларов за баул (как объясняли знакомые челноки) хватит, но лучше конечно не платить ничего.
Как говорится, удача любит наглых, и как только я увидел, что два таможенника отвернулись к какому-то проблемному пассажиру, ломанул в проход. Никто меня не остановил. Значит можно в следующий раз везти ядерную бомбу!
Ну, вот я и дома, а радости никакой. Снег и ветер.
Товар, как впоследствии выяснится, окажется низкокачественный. Продать его удастся с большим трудом и прибыли почти никакой не будет. В общем первый мой внешнеторговый блин окажется комом. Но идея все равно неплохая и при более серьезном подходе вполне жизнеспособная. Но самое главное приобретен бесценный опыт и уверенность.
По приезду познакомился со студентами-китайцами - очень толковые и грамотные ребята, полные идей. Они проанализировали мои действия и ошибки и в следующий раз (если он будет) все должно пройти гладко.
Так что, господа, если кому нужен совет в данной области или предложения о сотрудничестве – обращайтесь, буду рад помочь чем смогу!
С уважением, Денис Карпенко
Пишите на
[email protected]