На первомайские праздники ездили в
Сергиев Посад. Впечатления самые лучшие. Не буду описывать Лавру и ее окрестности – это сделано и без меня. Лучше дам несколько небольших практических советов.
Прежде всего, как это ни банально звучит, выезжать лучше всего как можно раньше утром. Мы, увы, выехали только полдвенадцатого (на машине). Из-за того что пол-
Москвы перекрыли на праздники, почти час добирались с юго-запада Москвы до пересечения МКАД с Ярославкой (вот интересно, зачем перекрыли не только въезд в центр, но и Садовое?). Думали, сейчас после МКАД притопим… Ха! Пробка, как в будний день в центре Москвы, тянулась вдоль всех Мытищ, потом чуть рассасывалась и снова продолжалась до самого Королева. В итоге ехали до Посада в общей сложности 2,5 часа, а обратно – до самого дома менее 1,5 часов.
Дорога до Посада - по российским меркам весьма приличная, в левом ряду все ехали со скоростью от 100-120 км/час до бесконечности. Указатели на Посад появляются вскоре после выезда из столичной аггломерации, а потом пропадают и снова возникают незадолго от самого города. Так что, смотрите, не проскочите ответвление влево от Ярославки на Посад и Абрамцево. Перед въездом в город, как водится, - пост ГАИ и сужение дороги – как говорится, чтоб жизнь медом не казалась.
Шоссе плавно переходит в улицу Красной Армии, которая и приводит вас к Лавре. По идее, платная парковка располагается прямо перед монастырем на Красногорской площади. В честь праздников она была перекрыта ГАИшниками, но мы прекрасно запарковались на улице Карла Маркса – поворот с улицы Красной Армии направо прямо напротив въезда на Красногорскую площадь. На этой же улочке находится кафешка в подвальчике - сами не были, но в одном отзыве очень хвалили: дескать, еда нормальная, цены умеренные. К сожалению, того же не скажешь о ценах на сувениры на Красной Горке и в газетном киоске у Лавры (например, небольшая карта города – 56 рублей). Вход в Лавру - свободный.
Неприятно удивила система организации экскурсий по Лавре. В киоске с путеводителями у входа в монастырь выяснилось, что услуги гида стоят 700 рублей независимо от количества туристов. На наш логичный вопрос: можно ли за эти деньги собраться группой человек в 10-15? - последовал ответ: если сами соберете группу, можно. Мы – не общественники, так что группу собирать не стали, а просто купили путеводитель за 50 рублей с подробной картой Лавры. Тут же в киоске законопослушные граждане покупали право на фотосъемку на территории монастыря за 100 рублей, однако на самом деле бесплатно фотографировали все кому не лень. Возможно, в честь Пасхи служители Лавры закрывали глаза на это дело.
Дальше выяснились еще две малоприятные вещи: в великолепные Трапезные палаты и Успенский собор пускают только с экскурсиями. Остальным остается только зайти в переднюю часть палат и оттуда мельком взглянуть при открытии двери на интерьер трапезной. Со входом в Успенский собор вообще все позорно. Судя по всему, двери в него открываются по известному принципу: охрана видит по телекамере гида с экскурсией, нажимает нужную кнопку, дверь открывается, экскурсия проходит – дверь закрывается. Мы не раз видели, как люди тянули дверь каждый в свою сторону. Примечательно, что некоторым упорным натурам, несмотря на противодействие гидов, удавалось проникнуть внутрь. Слыхал я, как людей насильно тащили в «лоно церкви», но чтоб их туда не пускали… В общем, все сделано так, чтобы содрать побольше денег с туристов. Причем, скорее всего духовенство Лавры или кто-то еще из церковников имеет здесь свои комиссионные.
Царские чертоги вовсе отданы Московской духовной академии со всеми вытекающими для желающих посетить их. В колокольне устроена «художественная лавка» со всевозможными нательными крестами, пасхальными яйцами и т.п. Некоторые вещи весьма привлекательны, так что народу в лавке толпится много. К сожалению, вход на колокольню закрыт. Или, как сказал кто-то из сотрудников лавки, «договаривайтесь со звонарями». Как будто мало нам договариваться со всякими взяточниками и «дядями Васями», так еще и со звонарями договаривайся. Это уже даже смешно. Иначе говоря, наша современная церковная организация – плоть от плоти российского государства, что в принципе и следовало ожидать.
Билет на экскурсию в ризницу (сокровищницу) можно купить на месте. Цена приемлемая (60 рублей), экскурсия стоящая. Но опять же есть нюанс: экскурсия начинается только в 15.15, купить билет и войти просто так нельзя. Кто не успел, тот сам верблюд. Коллекция ризницы – просто чудо, прямо отделение Оружейной палаты или Алмазного фонда: иконы XIV-XVII веков, всяческие золотые и серебряные потиры, кубки и блюда, оклады икон с драгоценными камнями, митрополичьи шапки, бисерная вышивка, портреты царствующих особ XVIII века, серебряные канделябры, чайники, кофейники, ложки и даже саксонские пивные кружки и т.д. Все это дарили монастырю царские и боярские семьи, так что «музей подарков» получился очень богатым. Жемчужина коллекции – заказанный Борисом Годуновым (кстати, в Лавре находится усыпальница семьи Годуновых) оклад для знаменитой «Троицы» Рублева. К своему стыду, раньше я не знал (или крепко забыл) о существовании оного, хотя саму икону в Третьяковке, конечно, видел. Экскурсовод нам попался толковый. Поэтому всем советую спланировать поездку в Лавру так, чтобы попасть в ризницу.
Еще раз к вопросу о времени поездки. Те, кто желают приложиться к мощам Сергия Радонежского (они хранятся в золотой раке в Троицком соборе Лавры) и приехал в монастырь не утром, а днем, вынуждены выстаивать огромную очередь. Из-за большого скопления людей, внутри собора очень душно, поэтому опять же лучше приехать пораньше с утра и отправиться прямиком к мощам. Очередь стоит и к источнику в Надкладезной церкви, правда, она значительно меньше, чем к мощам. Честно говоря, я не понимаю, откуда такие толпы. Не хвастовства ради, а токмо во имя стремления к истине, хочу заметить: в Кельнском соборе в золотом ковчеге хранятся мощи трех волхвов, имеющие ценность для всех христиан, но очереди к ковчегу я что-то не заметил. Почему у нас везде толпа, везде очереди? - Загадка русской души, однако.
Характерно, что иностранцы, в отличие от наших соотечественников, стали появляться в монастыре только после трех часов. На обратном пути в Москву мы встретили еще кучу автобусов с интуристами – по всей вероятности, их везут в Лавру с таким расчетом, чтобы приехать к вечерней службе. Кстати, по отзывам моих более старших родственников, раньше в Загорске, как в советское время именовался Сергиев Посад, иностранцев было больше. Это странно, так как сейчас, после реставрации, Лавра выглядит намного более презентабельно, чем в былые годы.
И напоследок, так сказать, реклама Лавры. Место это действительно стоящее. Верующие здесь найдут иконы всех известных святых, советы духовников и мощи Сергия, считающиеся чудодейственными. Любители искусства могут полюбоваться иконами, приписываемыми Андрею Рублеву, Даниилу Черному и другим иконописцам рублевской школы (два средних ряда иконостаса Троицкого собора), а также живописными шедеврами нарышкинского и более позднего барокко (Трапезная палата, церковь Смоленской Богоматери, колокольня и др.). Историки вспомнят, что в Лавре получил благословение Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, бывали Иван Грозный и Борис Годунов, прятались друг от друга Петр I и Софья. Если бы было еще и поменьше препонов при посещении…