За шестнадцать лет демократических преобразований печать Чешской Республики прошла практически тот же путь, каким двигались и наши, российские средства массовой информации. Вместо единообразия и единоначалия социалистического времени – десятки и даже сотни новых изданий. К своим изданиям добавились и чужие – мировые бренды типа «Космополитена» и «Элль». Как говорят сами журналисты, когда количество газет и журналов зашкаливает за тысячу, свободу прессы пора ограничивать. Это уже требование рынка – чешские СМИ, подобно российским, да и всем остальным, живут за счет рекламных денег.
Наиболее популярна у чехов старая периодика, правда, выходящая теперь под немного другими названиями. К примеру, бывший орган компартии ЧССР газета «Руде право» – теперь просто «Право». Было «Свободное слово» – стало «Слово». Бывшая трибуна чехословацкого комсомола «Млада фронта днес» популярна и у того поколения, кто комсомола просто не застал. Ясно, что эти издания сильно отличаются от самих себя прежних – вместо скучных отчетов о пленумах и субботниках они публикуют материалы, которые действительно интересны их читателям, будь то и экономические обзоры, и новости из пражского зоопарка. Из ежедневных газет можно выделить еще «Блеск», что в переводе означает «Молния». Хорошо хоть, что не «Искра»!
Сегодня в
Чехии четыре официальных телевизионных канала – первый и второй национальные, канал «Нова» и канал «Премьера». Хватает и радиостанций – «Радио
Прага» и «Информ Прага», например, дают информацию весьма оперативно. У этих станций, кстати, есть и собственные версии в Интернете на нескольких языках, в том числе и на русском.
Есть и печатные издания на нашем языке. Само собой, их тираж меньше, чем у общенациональных газет, ведь рассчитаны они на аудиторию, которую составляют либо туристы из
России и СНГ, либо потенциальные бизнес-партнеры чешских фирм оттуда же. Назвать можно, к примеру, газету «Панорама Чехии».
И напоследок – чешская периодика, посвященная туризму и путешествиям, что тоже может пригодиться нашим читателям, собирающимся туда на отдых. Это «СОТ» – издание чешских туристических властей. Интересен «Вшудебел» – название дано в честь веселого фольклорного персонажа и переводится как «Всезнайка». Свой журнал выпускают «Чешские авиалинии» – он называется «CSA Review» и доступен на борту самолета.