В феврале 1999 года нам посчастливилось съездить в Загреб- столицу
Хорватии. К сожалению, моя супруга Леся не смогла поехать с нами - она проходила курс квалификации врача. Мы: это я, мой сынишка Тимошек и мои родственники. Я, как и мои спутники, не ожидал, что в Европе в начале февраля будет так тепло. Наши меховые уральские одеяния здесь смотрелись оригинально и несколько экзотично, так как хорваты носили демисезонные куртки и плащи. Но такой контраст нас не смутил.
На следующий день после приезда мы стали знакомиться с городом. Знакомство принесло несколько сюрпризов. Все началось с утра, когда неожиданно (видимо, в честь нашего приезда) выглянуло солнце, которое начало согревать нас по-настоящему, как поздней весной на Урале. Снега в Загребе не было, поэтому нас не покидало ощущение, что сейчас начало мая, а никак не февраль. Вот мы достигли исторического центра, а именно площади Бана Иосипа Иелачица (бан, по-хорватски, правитель). На площади ему установили памятник, где он изображен на коне и с саблей; эта фигура у нас ассоциировалась с запорожскими казаками и гетманом Мазепой.
Здесь же на площади нас ожидал второй сюрприз: посередине собралась большая толпа народу, и играл духовой оркестр. Ах, как мне нравятся настоящие духовые оркестры, с капельмейстером, трубами, барабанами и тарелками! Но кому они играют и в честь чего? Музыка была лиричная и на военные марши не походила. Мы протиснулись в первые ряды. Ха! Да это же маскарадное шествие. Позабыв, что хорваты могут не понять моего языка, я обращаюсь с вопросами к даме, что стоит рядом. Но в азарте мы быстро находим общий язык, и я начинаю понимать, что сегодня в Загребе празднуют Масленицу. Вот оно что! У западных славян Масленица проходит намного раньше, чем у нас в
России. Значит, все эти ряженые как раз ради этого здесь.
Само действо сопровождается криками, смехом, комментариями, которые нам в первые минуты не понять, но, влившись в общее эмоциональное состояние зевак, мы начинаем понимать. Ряженых на празднике много; одеты они совсем не так, как у нас на родине. Вот к нам подбирается Баба-Яга, только сия бабуся не дряхлая, а, наоборот «в соку», в полном расцвете сил. Наряд состоит из модной в начале века юбки, симпатичной кофточки, платка, что носила еще прабабушка, клоунского носа с очками и волос в виде мочалки. Она вооружена красными вилами, которыми старается кого-нибудь поддеть. Она замечает моего Тимошку и, решив «полакомиться» молодежью, тихонько подкрадывается к нам. Тим отступает, прячась за меня, пугается Бабы-Яги. Та в свою очередь старается вилами подцепить малыша, который уже визжит. Я беру его на руки, и бабуся «не солоно хлебавши» начинает двигаться дальше. Но, сделав хитрый обманный маневр, возвращается к нам, и возле нашей соседки -бац - ударяет вилами по брусчатке. Ее оружие никому не страшно, на концах вил напаяны кругляшки для безопасности. Все кричат от радости, неожиданности и восторга от происходящего. Тимоша тоже рад: он в безопасности и может вволю повеселиться. Поднимаю его выше и усаживаю к себе на плечи. Тим еще больше радуется, зато мои уши растягиваются наподобие слоновьих.
Оркестр начинает играть веселую музыку - маскарад продолжается. С другой стороны к нам подкрадывается людоед, похожий на Бармалея. У него такой же лихой кривой кинжал и огромная вилка, которые он точит друг об друга. Начинает вертеть животом, похлопывать его, показывая собравшимся, как он голоден. На голове у него черная бандана с угрожающими черепами. В общем, антураж превосходный. Тимофейка хохочет, безжалостно оттягивая мои уши. Через месяц ему исполнится 3 года, но он все понимает, и веселится от души.
В середине ряженые в белых одеждах (как в военных маскхалатах) везут телегу с соломой. На их головах рогатые маски, на теле позвякивают металлические кружки, колокольчики, цепи и другие железяки. Рядом несут светло-синее знамя, под цвет сегодняшнего неба. Вдруг сзади визг, хохот, движение. Не успеваю среагировать, и нас с Тимом да тройку других зазевавшихся осыпают соломой. Нам достается немного, а вот молодая пара выглядит так, словно только что с сеновала. Девушка с головы до ног в соломе, особенно волосы, и ее спутник пытается сквозь хохот помочь ей. Никто не обижается и продолжает веселиться дальше. Ряженые довольны - их проказы удались на славу. Мы с сыном тоже удовлетворены: редко когда удается поучаствовать в таких мероприятиях, к тому же незапланированных, экспромтом.
Маскарад подходит к концу, но никто не расходится. Военный оркестр начинает играть марш и двигаться под его стройные звуки. К ним присоединяются девушки с жезлами в военной экипировке начала XIX века: в синих мундирах с эполетами, желтых юбочках и модных сапогах. Они маршируют рядами, то, расходясь, то сближаясь. Капельмейстер сияет; чувствуется, что ему все происходящее нравится. Оркестр продолжает наигрывать, выводя что-то торжественное и быстрое. Интересный контраст одежды музыкантов (красный китель, белые брюки) лишь усиливает палитру дня.
Но вот все заканчивается. Музыканты под звуки туша покидают площадь. Мы счастливы и наши улыбки до ушей. Тим возбужден и, сбиваясь, пытается высказать свои впечатления. Получается нескладно, но блеск его глаз говорит сам за себя - ему очень понравилось. Он еще долго будет вспоминать это утро и карнавал, как в прочим и я, потирая свои уши.
Далее поднимаемся на Капитолийский холм - нас ждет встреча с кафедральным собором Святого Степана, чей силуэт виден издалека. Он, как огромный корабль с двумя башнями и шпилем над нефом, возвышается над нами. Несмотря на то, что часть собора в лесах - он поражает нас великолепием и элегантностью своих очертаний. Красота! Храм грациозно парит, слегка соприкасаясь с землей. Вокруг него до наших дней сохранилась резиденция епископа XIII века. Сам собор строился довольно продолжительное время с XIII по XIX века, но основные работы в готическом стиле были проведены до XV века. Собор венчает Капитолийский холм - религиозный центр Северо-Западной Хорватии.
Вообще, Загреб как город начал упоминаться с 1094 года. Первые поселенцы выбрали удачное место на реке Сава у подножья отрогов хребта Медведница. Город развивался на двух холмах. Именно Загреб становится резиденцией епископства. На картине 1521 года, на самом раннем изображении города, нарисован Капитол с собором, укрытым за каменными городскими стенами с пятью башнями. На площади перед храмом Святого Степана стоит памятный столб, увенчанный фигурой святой Девы Марии, чья позолота эффектно смотрится на фоне весеннего неба, излучая свет и тепло, играя солнечными зайчиками. Стоя на площади в окружении средневековой красоты, трудно не испытать восторг. Не случайно средневековые храмы ассоциировали с кораблем. Правда, есть в них что-то такое гордое, величественное, грациозное и, безусловно, великолепное! Каждый путешественник, пришедший сюда, на Капитолийскую площадь, может насладиться пьянящими красотой и свободой.
Второй холм исторического ядра столицы Хорватии был назван как Градец (Верхний город) или Заграда, основное место поселения ремесленного и простого люда. История города наполнена многочисленными перипетиями, но одна дата играет существенную роль. В эпоху становления государства прогрессивный венгерский король Бела IV из династии Арпадов объявил в 1242 году Градец свободным королевским городом, подарив Золотую Буллу, документ, предоставляющий особую ценность, так как закреплял за городом ряд привилегий, прежде всего статус свободного королевского города. Оба поселения (Каптол
и Градец) постоянно конкурировали между собой и были официально объединены в общий город лишь в 1850 году, получивший название Загреб. Расстояние между холмами небольшое, поэтому его интересно скоротать неторопливой прогулкой.
Но до, того как подняться в Верхний Город, мы заглянули на рынок, расположенный здесь же, на Капитоле. Он нас заманил колоритным ковром цветов, гирляндами всевозможных отборных овощей и незабываемых торговок. Им, конечно, далеко до русских купчих и Кус-тодиевых дам, но все равно выглядели они эффектно! Нам было приятно потолкаться среди покупателей, приехавших за различными ремесленными изделиями. Здесь я поймал себя на мысли, что мне интересна эта утварь. Забавно было потрогать деревянные, кожаные и прочие вручную изготовленные вещи, хранящие тепло рук мастеров, а с некоторыми познакомиться впервые. Долго объяснял Тиму предназначение ряда вещей, но он уже рвется дальше.
Двигаясь в сторону Верхнего Города, его стоит обойти с восточной стороны, чтобы посмотреть сохранившиеся Каменные ворота XIII века. Перед ними установлена статуя Святого Георгия, почитаемого в Хорватии, так же как и у нас в России. Каменные ворота вывели нас к удивительно красивой готической церкви Святого Марка, датируемой XIV-XV веками. Ее изюминкой является мозаичная крыша, на которой выложены гербы города Загреба и Хорватии. На гербе страны изображена куница, чья шкурка издревле была самым ходовым товаром и, впоследствии, послужившая основанием для названия национального денежного знака- куны. К однонефной церкви примыкает высокая колокольня, а над порталом между узкими окнами в люнете (арочный проем в стене) установлена скульптура святого Марка. К нашему сожалению, церковь была закрыта на реставрацию, поэтому внутренним убранством насладиться мы не смогли.
Зато на обратном пути мы наткнулись на церковь Святой Екатерины (XVII-XIX века) в стиле барокко и ортодоксальную церковь с великолепными мозаиками святых Кирилла и Мефодия, которым славянские народы обязаны развитием письменности и национальных языков. Фасад ортодоксальной церкви по-настоящему прекрасен!
Средневековый Загреб был окружен прямоугольной системой мощных каменных стен с башнями, работа над которыми закончилась лишь в 1521 году. До наших дней сохранилась Башня Лотрщак с колоколом, возвещавшим вечернее закрытие городских ворот «Дверце» в Верхнем Городе.
Наша прогулка по Загребу удалась - мы были поражены красками дня, воздушностью архитектурных построек, теплотой и гостеприимностью жителей. Мой сынишка устал, конечно, от впечатлений, но зато, спускаясь с Верхнего Города, мы набрели на фуникулер 1890 года, на котором малышу естественно понравилось спускаться. Я же был очарован видом города с его постройками и, конечно, собором Святого Степана!
Среди исторических достопримечательностей Северной Хорватии нам посчастливилось посетить замок Тракосчан, расположившийся около города Вараждина недалеко от границы с
Венгрией. Замок небольшой, но место выбрано чрезвычайно удачно. Замковая гора граничит еще с несколькими скальными образованиями, между которыми целая цепочка переходящих друг в друга озер. Вся территория объявлена природным парком. Даже зимой, когда природа не украшена в зеленоватые тона, а озера покрыты льдом, здесь приятно погулять. Посетив замок, я обогнул озеро, чтобы сфотографировать замковую гору и озеро. Тракосчан, элегантный в своих бежевых тонах, навсегда запомнился мне. Жаль лишь, что наш вояж состоялся зимой, и мы не смогли увидеть природу во всех красках.
Замок не раз перестраивался, поэтому основание и опоры более древней кладки (14 век). Они, как ребра, стремятся ввысь обхватить непослушные стены. Дорога к Тракосчану зигзагообразно вилась по склону горы, пока не привела к сторожевой башне. Что нас поразило в замке, так это отлично сохранившиеся дубовые полы, несмотря на время и многочисленных посетителей, и мебель из того материала. Особенно эффектен буфет в гостиной. Над дверью в спальню располагается герб владельцев Тракосчана, которые были зачинщиками в национальных бунтах против австро-венгерского засилья, за что и пострадали. Очень красив вид из замка на окрестные леса. Находясь в этой обители, невольно представляешь себя хозяином поместья. Уж больно хорошо здесь!
Во время пребывания в Хорватии нас порадовал неожиданно выпавший снег, правда, растаявший уже через сутки. За это время мы смогли еще раз увидеть собор святого Степана, выглядевший как обновленный из-за белых шапок на башнях и запорошенной крыши нефа.
Напоследок я повез сына в самый большой парк Максимир, основанный еще в 1794 году. Тимоша с радостью возился в привычном для России снегу. Над ним возвышались огромные, старые деревья, помнящие многое на своем веку, и на их фоне Тим смотрелся муравьем. В Максимире есть зоологический уголок и пруд с незамерзающим участком, на котором разминалась водоплавающая братия.
Им было прохладно и неуютно, но выглянувшее солнышко подбодрило их, направив на поиски скудного корма. Мы с радостью разбросали крошки от булочек и последовали дальше искать остальных обитателей парка. В зооуголок мы пришли первые и, возможно, единственные за этот день. Только служащие сновали по тротуарам, пытаясь убрать следы снегопада. Нас же встретили недоуменные львы, сидевшие в уголке своего небольшого царства, кенгуру, прижавшийся к сетке, да ослик, задумчиво жевавший свою солому. Только пингвины Гумбольдта были рады нам, а точнее погоде. Они весело наяривали круги в своем бассейне, задорно подмигивая зевакам, пришедшим к ним в это замечательное утро на тренировку. Так, познакомившись с Максимиром и его жителями, мы закончили наш вояж в этот удивительно красивый город.
Каждый раз, вспоминая Загреб, в моей памяти всплывают отдельные картины и эпизоды нашего путешествия, подарившего мне кроме впечатлений желание вернуться еще раз в этот ставший для меня близким город.
**Заметки:
-Загреб был окружен прямоугольной системой мощных каменных стен с башнями, работа
над которыми закончилась лишь в 1521 году.
-В жестокой битве на Мохачском поле 1526 году турки нанесли поражение южно-
славянскому войску. Король Лайош II погиб при отступлении, оставив хорвато-
венгерский трон без наследника. Это обстоятельство вызвало борьбу Каптола и Градца за
власть.
-Будучи столицей Хорватии, Загреб переживал ряд восстаний крестьян, которые
разрушили город и отбросили Хорватию в развитии назад по сравнению с другими
славянскими странами.
-Замок Тракосчан был восстановлен в 1856 году.
«Туристический экспресс июнь 2002»
Алексей Слепухин,
директор туристического агентства "Команда Искателей Приключений",
путешественник, врач, действительный член Российского Географического Общества, Екатеринбург
www.adventurteam.ru
[email protected]