Отель Боран Маре в
Кемере.
Были в
Турции с 20 по 27 мая 2006 года. Говорят, самое обалденное время: во-первых, нет такой жары, как летом, во-вторых, путевки сравнительно недорогие, в третьих - вода в море теплая.
Анталия, курорт Кемер, поселок Гюйнюк, отель Боран Маре…Итак, по порядку.
1. Во-первых, о туроператоре. При подготовке и выборе тура много путешествовал по Интернету, все сравнивал, выбирал. Конечно, конкретный отель нам подсказали друзья, уже в нем отдыхавшие, но все-таки хотелось убедиться, проверить. Так вот, складывается впечатление, что основная масса отзывов о туроператорах и отелях пишется не простыми отдыхающими, а самими же туроператорами или их конкурентами. Настолько хитроумными, что заказ не всегда угадаешь. Именно отзывы на сайте заронили сомнение в выборе туроператора, предложенного турфирмой Навигатор. Это - Пегас туристик. Отзывы встречались диаметрально противоположные, а порой и весьма категоричные. В итоге на выбор больше всего повлияла цена путевки и солидность турагентства Навигатор. Не могу сказать, что все было идеально. Однако накладок никаких не было. Во - время вылетел самолет, во- время доставили в отель, во - время появлялся гид при необходимости. Короче, с туроператором нам повезло. А злопыхательство конкурентов понятно: когда фирма небольшая и опыта мало, как раз и возможны всякие накладки. А за клиента надо бороться, и в ход идут самые нечистоплотные приемы. Отсюда вывод: чем солиднее фирма, тем надежнее. Конечно, есть и минусы. Например, при трансфере - доставке из аэропорта в отель - сопровождавший нас гид, уроженка братской Украины, разочаровала. Ни знания Турции и Анталии, ни местных обычаев, ни истории, ни владения языком. Конечно, трансфер не экскурсия, однако люди, впервые ступившие на Турецкую землю и во все глаза смотрящие за окно автобуса с кондиционером - благодарная публика, и познакомить их со страной очень своевременно и важно! Увы… Поездка прошла практически в полном молчании. Хотя уж лучше молчание, чем проявления некомпетентности, безграмотности и отсутствия навыков работы с людьми! Единственная экскурсия, на которую нам удалось потом попасть - концерт симфонической музыки в античном амфитеатре Аспендос под Анталией. Сам концерт произвел неизгладимое впечатление, но… Дорога заняла около полутора часов. В автобусе вместе с туристами ехало 8(!) гидов от Пегаса. Им бы наперебой рассказывать о самом интересном из истории Турции, хотя бы Аспендоса. Все было с точностью до наоборот. Мы были поражены их неорганизованностью и некомпетентностью. Единственным человеком, пытавшимся работать с публикой была Маша Красовская. Это наш гид. Остальные - абсолютный пассив и косноязычие. Непонятно, по каким критериям выбираются гиды. Видимо, лишь по знанию языков. Потому что ни знания психологии, ни истории, ни географии, да и вообще желания что-либо узнать и поделиться с туристами не видно было. Конечно, все они ребята молодые, красивые, как говорится, все впереди, однако Пегасу есть чем озаботиться и над чем поработать. Прежде чем допускать гидов до работы, я думаю, надо проводить не только кастинги, но и обучение знанию того, о чем я говорил выше. А еще ребятам, оторванным от
России и желающим самостоятельно узнать о новой стране, надо хотя бы предоставлять соответствующую литературу. Тем более, что она уже выпущена, и в магазинах
Москвы есть.
2. Теперь об отеле. Боран Маре- клубный отель. Это, оказывается, значит, что развлечения в нем по полной программе: с утра до вечера, в бассейнах, в море, на эстраде, на площадке… В отличие от огромных отелей, предлагающих только апартаменты и… массу возможностей для саморазвлечения. Итак, HV-1- это было здорово. И никакого навязывания: каждый отдыхал так, как хотел. Анимация и для детей, и для взрослых - на приличном уровне. Забавно было смотреть, как девушка- аниматор зажигала детей смесью русских, немецких и турецких фраз. А дети - народ благодарный, отзывались на это с азартом. Запомнилось общение с фотографом – папарацци, как он сам себя называл. Номер мы просили тихий, подальше от тусовок и дискотек. Такой нам и предоставили в отдаленном бунгало. Персонал на рецепшене доброжелательный, некоторые хорошо говорят по-русски, некоторые не очень, однако стараются помочь всегда. Много выходцев из СНГ, и это приятно. Хорошо работали Надя, Оля, не говоря уже о Маше Красовской (это наш гид). Маше - наш отдельный респект. Она всегда подсказывала правильное решение в сложных ситуациях, была доброжелательна и предупредительна. Во многом она создала хороший имидж Пегаса в наших глазах. Да и вообще она очень интересный человек: грамотный, образованный, а главное, что подкупило в ней - желание больше узнать о Турции, ее обычаях и истории, чтобы поделиться потом этим знанием с туристами. Поражала чистота территории отеля: постоянно протирались дорожки, постригалась трава на газоне, убирался мусор, листва, упавшая с деревьев. Персонал работал незаметно, но эффективно, при встрече приветствовали и пропускали, я бы сказал, подобострастно… Для нас, привыкших к российскому хамству это был шок. Но скоро он уступил место чувству собственного достоинства. Эх, чтоб нам так жить! По-человечески! Хозяин отеля, Азиз-бей- симпатичный статный мужчина, доброжелательный, улыбчивый, харизматичный. Похоже, он справляется со своим хозяйством, настолько хорошо вышколен персонал и четко организовано все в отеле. Сразу хочу сказать, что мнение наше субъективное. Это не снобизм зажравшихся российских нуворишей, не обалдение колхозников с зарплатой в 500 бумажных. Мы - средний класс, ИТР. Кстати, о валюте. В Кемере в ходу как доллары и евро, так и их родные лиры. За один доллар дают примерно 1,2 лиры. Кстати новые лиры вполне удобны при расчетах, миллионов у них уже год как нет. Обменники рубли принимают нормально, только вот надо быть осторожным: при обменных операциях, похоже, криминальные личности отслеживают незаметно со стороны содержание ваших кошельков, а потом возможны неприятности. К сожалению, эти личности - не турки, а наши бывшие соотечественники, остро чувствующие запах денег, а точнее - бывшие гордые сыны Кавказа, промышляющие на наивных туристах. Сами турки очень озабочены этим фактом: им важно, сколько туристов привезут в их страну валюту. Чтобы не лишиться своих кровных - добрый вам совет: не шляйтесь в одиночку за пределами отеля, не будьте слишком доверчивыми, не носите с собой большие суммы, а главное: не расслабляйтесь, ведь в Турции есть не только турки..
3. Теперь о кухне. Для нас, не только привыкших к хамству, но и считающих рубли и копеечки на рынках и в магазинах такое изобилие и разнообразие блюд, да еще и предлагаемых на шведском столе в отеле - серьезное испытание. И дело не только в шоке, который испытываешь, первый раз попав на этот «праздник жизни». Шок-то проходит, а жадность остается, порой невозможно себя остановить, настолько все красиво, аппетитно, порой экзотично, а главное - вкусно. Можно запросто расстаться со стройной фигурой. и долго искать ее потом по приезде домой. Особая благодарность - дружному коллективу ресторана! Питание очень разнообразно, много ягод и фруктов, есть диетические блюда. Всегда можно вкусно и сытно покушать. Единственно, что вызвало удивление и разочарование - бедный ассортимент морепродуктов. А те, что были - в основном кислые и острые, Жаренной, печеной или заливной рыбы не было ни разу, не считая приготовленной на углях, да и та не вызывала энтузиазма: мелкая, неубедительная. Ни настоящего тунца, ни трески попробовать, к сожалению, не удалось. К тому, что соки разведенные мы были готовы прочитав отзывы в интернете, а вот айран порадовал. Вино неплохое, на наш взгляд. Вообще, если не придираться, с напитками все нормально. Вкусные лепешки, которые пекла бабушка в шатре, да еще с айраном - вообще супер!
4. В отеле было много немцев. Они более дружны и компанейски чем россияне. Кроме того, более цивилизованы, чем мы. У них собственная гордость, да и есть, наверное, чем гордиться. И мы бы гордились собой и своей страной, если бы наше государство позволяло пенсионерам также ездить по всему свету, отдыхать, поправлять здоровье и развлекаться, отдав ему труд всей своей жизни! Поневоле задаешься вопросом: почему все, кого мы побеждали в истории России: немцы, турки, японцы, французы… живут хорошо, а мы, гордые победители… вот так? За что же мы воевали? А надо ли было? Странные вопросы, да? Но и нам было чем гордиться. Наши красивые девушки и женщины! Ей-богу, есть на что посмотреть! С немцами и турками не спутаешь… Кстати, персонал в отеле, торговцы на базаре безошибочно определяют, на каком языке к тебе обращаться: на немецком, русском, французском или турецком. Удивительно, но факт.
5. Кстати о базаре. Интернет подсказал, что торговля для турок - искусство, игра и работа: три в одном. Так оно и оказалось. Если не торгуешься - мало того, что переплатишь много, еще и обидишь турецких товарищей. Например, при покупке текстиля (а он тут хороший), удавалось сбить цену в 2 раза! Вот так. В магазинах много выходцев из СНГ. Они в основном доброжелательны, отзывчивы. Видимо, ностальгия. Иногда подсказывают, помогают торговаться. В магазине познакомились с продавцами Назирой и Касымом. Они из Киргизии, в Турции на заработках. Приятные молодые люди.
6. В номере в основном все понравилось. Единственно, постиранные вещи сохли очень долго: влажность. Вовремя все меняли, убирались. Хотя, если подходить предвзято, можно было найти недостатки. Но мы приехали отдыхать, и старались не загружаться. Чаевые оставили 3 раза за все время, говорят, это дело добровольное, и на обслуживании это не очень отразилось. При выезде заполнили анкету, где записали, что будем рекомендовать Боран Маре своим друзьям. В целом отдых удался. Возможно, собираясь в следующий раз на отдых, снова выберем этот райский уголок.
Б.Г. и Н.Н.