Путешествие по Поднебесной (
Пекин-Сиань-Лоян-Шаолинь-Сучжоу-Ханчжоу-
Шанхай. Апрель 2006 г.)
Попробую описать свою поездку и впечатления, что понравилось, а что нет. Надеюсь, это поможет кому-то при выборе маршрута по Китаю.
«Все видеть, все понять,
все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле
горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить».
М. Волошин
ПЕКИН
Просто поразительно, но ни каких эмоций от города. Современный город с красивыми новыми кварталами и домами. Такое впечатление, что вся старина заново отстраивается и нещадно красится, приводится в соответствие с новым временем. И конечно Олимпиада, подготовка к ней идет семимильными шагами. Страшно делается оттого, что они могут еще сотворить с этим городом. Сносятся целиком старые кварталы и возводятся новые. Только на антикварной улице Люличан тебе кажется, что время замерло. Улица не большая, по ней очень приятно пройтись. Она целиком состоит из антикварных и сувенирных лавок. Многие магазинчики существуют уже более ста лет и все это время специализируются на продаже живописи и сопутствующих товаров. Везде в
Китае нужно торговаться, но помните об одном – на качественные вещи больше 30% вам никто не скинет, китайцы не дураки.
Юнхэгун - ламаистский монастырь, то есть монастырь тибетского буддизма, самый известный буддийский монастырь в Пекине. Он расположен в северной части бывшего императорского города. Юнхэгун занимает площадь около 57 тыс. кв. м. Храм состоит из 3 мемориальных арок и 5 павильонов. В одном из павильонов находится 26-метровая статуя Будды из огромного сандалового дерева. Вход в храм осуществляется через расписные деревянные ворота, по бокам которых установлены каменные львы. Юнхэгун действительно оставляет ощущения действующего монастыря, в других монастырях Китая я такого не ощутила.
В сознании людей Китай, как, и любая страна, ассоциируется с неким образом-символом. Трудно найти человека, который никогда ничего не слышал о Великой Китайской Стене. «Когда Марина Цветаева спросила Максимилиана Волошина, что ему больше всего понравилось в
Париже, он ответил: «
Эйфелева башня», - и на негодующее восклицание собеседницы добавил, - это единственное место, откуда ее не видно». В отличие от Эйфелевой башни, мало кто знает, что на самом деле представляет Стена или точнее Стены. Стена действительно является символом Китая, как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись изречения, сделанного Мао Цзе Дуном – «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене - ты не настоящий китаец». Заветы Мао для китайцев – это святое! Этот завет они выполняют с большим энтузиазмом. На Стене ты начинаешь ощущать как все-таки много китайцев. Кругом практически одни одни, европейские лица не редкость, но они растворяются в общей массе китайцев. Везде слышна китайская речь. В Китае 70% внутреннего туризма и только 30% иностранцы.
За всю историю Китая существовало три основных Стены, каждая протяженностью в 10 000 ли (5000 км.). Первая Стена (династия Цинь) связана с именем знаменитого «объединителя земли китайской», императора Цинь Ши Хуана. На ее строительство было послано 500 тыс. человек (при общем населении в 20 млн.) Немалую роль в постройке сыграли ученые-конфуцианцы, которых Цинь Ши Хуан задумал извести на корню. Этот китайский «Беломорканал», стена фактически построена на костях людей, которых согнали со всей страны. В сознании народа эта «великая стройка» представляла собой «стену плача».
Вторая Стена (династия Хань) была построена в целях защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на территорию Китая и порядком попортили Стену, сооруженную Цинь Ши Хуаном. На сооружение третьей Стены (династия Мин) было направлено уже около 1 миллиона человек. На особенно важных участках трудолюбивые китайцы не ограничивались постройкой одной Стены, в отдельных местах их количество достигало десяти. При постройке, основное внимание уделялось тому, чтобы каждая из башен Стены находилась в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались с помощью дымовых сигналов или же барабанного боя. Сама Стена состоит из огромного количества ступеней, которые поднимаются в соответствии с особенностями рельефа. Ты ползешь вверх к башне в людском потоке, напрягая все силы, судорожно вдыхая воздух. Порывы шквального ветра буквально валят тебя на ступеньки, ты одной рукой держишься за перила, а второй пытаешься помочь своим коленкам сгибаться и разгибаться. И когда ты садишься отдышаться, пытаясь укрыться от ветра за спиной какого-то англичанина, который выглядит точно так, так как ты себя чувствуешь, мимо бодрым «галопом», преодолевая ступеньку за ступенькой, проносится группа китайских пенсионеров лет 70-ти, устремляясь наверх со скоростью болидов Формулы-1. Смотря на их спины, начинаешь ощущать себя чужой на этом «празднике жизни», а в голове только одна мысль: «Зачем я вообще сюда полезла?!» Особенность подъема на Стену состоит в отсутствии вершины, башня вырастает за башней, одна ступенька сменяет другую, и чем выше ты забираешься, тем меньше людей вокруг. Не многие преодолевают больше чем три башни.
На Площади Тяньаньмэнь вас прежде всего потрясает количество людей, стоящих в очереди в мавзолей Мао Цзе Дуна. У нас к Ленину так не «ломились». Размеры самой площади не так впечатляют как количество самих китайцев находящихся на ней. Какие-то делегации фотографируются на фоне парламента и на фоне ворот площади Тяньаньмень. На этих воротах висят два лозунга «10000 лет процветания КНР» и «Да будет 10000 лет компартия Китая», а между ними портрет Мао Цзе Дуна – видимо это является для китайцев лучшим фоном для фотографии. Мы не смогли пробыть на площади и 15 минут, не смогли выдержать такой толпы людей и сильного гомона китайцев.
Императорский дворец Гугун (Запретный город) представляет собой комплекс зданий, обнесенных крепостной стеной, окруженных глубоким рвом, заполненным водой. По четырем углам крепостной стены сооружены башенки в традиционном китайском стиле. Дворец служил резиденцией и центром для 24 императоров династии Мин и Цин, включая последнего императора - Пу И. Вход во дворец простым смертным был запрещен. Внутреннее пространство Запретного города занимают многочисленные дворцовые павильоны. Традиционная китайская архитектура придает большое значение расположению тех или иных зданий в соответствии со сторонами света. В южной части Запретного города сосредоточены парадные и официальные здания, в северной – располагаются помещения и покои императрицы и наложниц. Всего в Запретном городе – 9.999 разнообразных помещений. Согласно легендам, в покоях небесного императора имелось десять тысяч комнат. Поэтому земной император не мог позволить иметь столько же или больше.
Если вас раздражают толпы людей и постоянный гвалт, вам лучше не ездить в Китай. Вы там просто сорвете себе нервы. В Запретном городе людей конечно меньше чем на площади Тяньаньмень, но обольщаться не надо, не на много. Китайцы любят путешествовать и делают это с большим эмоциональным подъемом. Если китайской бабушке нужно что-то рассмотреть или сфотографировать, можете быть уверенны - бабулька вас подвинет, точнее, отодвинет, так, что мало вам не покажется. Она поступить с вами точно так же, как с соотечественником, т.е. церемониться не станет. В связи с тем, что срок проведения Олимпиады неуклонно приближается, Компартия отчаянно борется с разными вредными привычками китайцев, например, везде и всюду плеваться на пол. Китайским гражданам в прямом смысле - наплевать - музей или улица, плюют и не раздумывают. Особенно старшее поколение. Прямо оторопь берет.
Китайцы очень любят фотографироваться с иностранцами, особенно с пухлыми и толстенькими. Это все потому что, Хотэй, Смеющийся Будда, является, одним из самых излюбленных образов Будды в пантеоне китайских богов. Его называют Буддой Изобилия, так как считается, что он способен дарить удачу и успех людям. Люди, почитающие его, полагают, что его большая сумка символизирует огромное количество денег, золота и драгоценных камней. Некоторые верят в то, что его внушительных размеров живот символизирует богатство. Из этого они делают вывод, что чем больше живот у Будды, тем он могущественнее. Говорят, чтобы заручиться помощью Будды, необходимо каждый день поглаживать его живот. Поэтому поглаживание живота Смеющегося Будды вошло в привычку у многих китайских бизнесменов. Другие полагают, что Смеющийся Будда — это Будда Счастья, потому что ничто не доставляет ему большей радости, чем собирание в свою сумку всех мирских несчастий. Это и есть причина его веселья: он берет то, что он любит больше всего на свете - проблемы других людей! Живот вам, конечно, никто гладить не посмеет, но за руки и плечи обязательно потрогают. Если вы разрешите с собой сфотографироваться, они будут радоваться как дети.
Храм Неба (Тань Тань) своеобразный символ Пекина, единственный храм круглой формы в столице, пожалуй, просто жемчужина архитектуры династии Мин. Площадь храмового и паркового комплексов - 267 га. Самое интересное время в этом комплексе - это раннее утро. На аллеях пожилые пекинцы занимаются физическими упражнениями, практикуются в каллиграфии, играют в карты, шахматы. Особенно любят играть в карты, я даже не могла представить себе, что китайцы так азартны. А когда-то, как и в Запретный город, вход сюда простому люду был также воспрещен - императоры приносили здесь жертвы Небу, ведь один из титулов китайских владык - «сын Неба». Зал моления об урожае - настоящий шедевр, возведенный на трехступенчатой мраморной террасе: деревянные столбы поддерживают потолок без гвоздей и цемента, а для здания высотой 38 м и диаметром 30 м это кое-что да значит. Увы, оригинальное строение, воздвигнутое в 1420 году, сгорело в 1889 году. То, что можно увидеть сегодня, - только точнейшая копия, тоже без гвоздей и цемента.
Гробницы династии Мин - это мемориальный комплекс, на территории которого находятся могилы тринадцати китайских императоров династии Мин. Находится комплекс примерно в 50 км к северо-западу от Пекина и занимает площадь около 40 кв. км. После того как в «подземный дворец» помещался саркофаг с самим императором, дверь в подземелье замуровывалась, а туннель, засыпался так, что на поверхности не оставалось и следа. Лишь в 1956 году был раскопан вход в «подземный дворец» одной из гробниц – Динлин. Именно Динлин обычно и посещают туристы. За входными воротами довольно длинная дорога ведет к башне, носящей название «Минлоу». За башней расположен могильный курган - Баодин. Внутри этого кургана на глубине 27 м находится «подземный дворец» императора Ваньли. Длина ведущего сюда с поверхности туннеля равна 115 м, поэтому для туристов был устроен более короткий путь: прорыта вертикальная шахта и построена специальная лестница. «Подземный дворец» состоит из пяти залов, общая площадь которых составляет 1195 кв.м. Саркофаги императора и его двух жен находятся в самом большом зале, длина которого - 32 м, ширина - 9 м, а высота - 9,2 м. Саркофаги были сделаны из дерева, в настоящее время на всеобщее обозрение выставлены лишь их копии. В одном из других залов находится мраморный трон императора. Мемориальный комплекс находится в изумительном сосновом лесу. С юга к комплексу подходит особая Священная дорога, длина которой - почти 7 км. На одном из участков этой дороги по обеим ее сторонам установлены каменные скульптуры, изображающие реальных и мифических животных, а также людей. Всего насчитывается 24 скульптуры животных и 12 скульптур людей. Скульптуры были установлены еще в 1435 году. Во времена, когда комплекс «Тринадцати гробниц» был окружен стеной, Священная дорога была единственной дорогой, по которой можно было попасть в Шисаньлин. Теперь дороги проложены в обход Священной дороги, движение по ней закрыто, и многие туристы даже не видят её.
На самом деле Гробницы династии Мин не так интересны. Когда пишешь про них, получается как-то увлекательно. Но кроме очень красивых сосен в парке, качающихся от сильного ветра, смотреть практически не на что. Сами гробницы напоминают туннель метрополитена только без проводов, серый камень и бетон. Вся отделка из мрамора как бы растворяется в этом сером цвете. Да и сам мрамор какой-то серый. Сами усыпальницы представляют собой серые каменные прямоугольные ящики, без какого либо убранства и отделки. Лучше бы они ничего не реставрировали, а то ощущение такое, что все это было отмыто на скорую руку, да так, что разводы грязные остались. Китайцы бросают на счастье деньги на саркофаги, от чего ощущение убогости становится просто не выносимым. Самое приятное место это Священная дорога. Просто идешь и смотришь на скульптуры, деревья.
На мой взгляд, лучше больше времени провести в летнем императорском дворце, чем потратить его на посещение Гробниц династии Мин. Парк Ихэюань представляет собой самый большой хорошо сохранившийся императорский сад в Китае. Он находится в северо-западном пригороде Пекина. Ихэюань состоит из трех частей: ансамбль, горка Ваньшоушань (гора Долголетия) и озеро Куньминху. Входя в Восточные ворота, видишь павильон Жэньшоудянь, центр дворцового ансамбля, отсюда императоры управляли государственными делами. По обеим сторонам поставлены два черных камня, символизирующих караул. Внутри павильона на возвышении воздвигнут трон, обрамленный ширмой, длинными веерами, рядом треножники и фонари в форме журавля. На ширме вырезаны 9 драконов и написаны 226 иероглифов «долголетие», отличающиеся один от другого. На западе от павильона Лэшоутан через ворота Яоюемэнь выстроена галерея протяженностью 728 метров, она является длиннейшей галереей в китайских архитектурных ансамблях. Эта галерея органично соединяет разные архитектурные сооружения, расположенные на северном берегу озера Куньминху озера Куньминху. Она великолепно расписана более 8000 цветных жанровых сценок.
К сожалению, мы не смогли подняться к храму Фосянгэ, построенному на склоне горки Ваньшоушань. Храм Фосянгэ – это символ парка Ихэюань и замечательный памятник древнекитайской архитектуры. Этот храм и вся прилегающая к нему зона находится на реставрации, несмотря на строительные леса величественность храма как бы светится сквозь них. Необъятное озеро Куньминху, островки на нем и горка Ваньшоушань живописно раскинулись на широких просторах парка. Ихэюань состоит из трех пейзажных районов: природное озеро, горка, дворцовые ансамбли. В парке – более 3000 помещений. Каждая архитектурная группа имеет свои особенности. Горы Юйцюаньшань служат дальним планом для Ихэюаня. Здесь природный пейзаж органично соединяется с искусственным садово-парковым ансамблем, благодаря чему Ихэюань является замечательным образцом китайского садово-паркового искусства.
Вечером мы сходили в китайский цирк. Равнодушным ни кто не остался, понравилось всем. Вот только… у китайцев в цирке можно есть и запах лапши типа «Ролтон» в зале немого «доставал».
СИАНЬ
Можно сказать, колыбель китайской цивилизации. На протяжении более тысячи лет город служил столицей 11 императорских династий, был начальным пунктом на древнем шелковом пути. Купцы из дальних стран жили здесь годами и даже строили храмы своих религий. В Сиане сохранился большой мусульманский район с мечетями, своим бытом и традициями. Сейчас Сиань воспринимается туристами как отправная точка к Музею Терракотовой армии Цинь, который находится к востоку от города.
В 1974 году местный крестьянин, копавший колодец, нашел глиняную голову война. Так была найдена легендарная терракотовая армия первого императора Китая Цин Шихуанди: 8000 воинов, сделанных из обожженной глины. Ученые назвали находку восьмым чудом света. В настоящее время открыты три гробницы: первая была обнаружена в 1974 году, вторая в 1980 и третья в 1994. Китайские ученые очень благодарны этому крестьянину, если бы он не вызвал археологов к этому месту, возможно, о Терракотовом войске до сих пор никто бы и не знал. При раскопках выяснилось, что задолго до этого крестьянина, в этих местах работали «черные археологи», но глиняные фрагменты статуй людей их не заинтересовали. Статуи в раскопках «черных археологов» варварски уничтожены. Эти места раскопок можно увидеть во втором павильоне музея.. Сейчас Терракотовые войны охраняются самым тщательным образом, чтобы вывести статуи за пределы Китая контрабандой и речи быть не может.
Терракотовое войско поистине захватывающее зрелище. Даже на фотографиях солдаты выглядят величественными. Действительно, они все разные, нет ни одного похожего. Каждый имеет свое выражение лица, прическу. Они выглядят удивительно живыми. Воочию - впечатления очень сильные. Кажется, что это все не реальность, а колдовство, и вся эта армия просто ждет какого-то сигнала. Вся одежда воинов была раскрашена. Жаль, что после того, как статую откапывают, краски исчезают при соприкосновении с воздухом. Сохраняются только маленькие фрагменты, да и то на отдельных статуях.
Впечатляющим монументом былого величия города является городская стена длиной 14 км. Около стены построен новый квартал, и чтобы избежать диссонанса со стеной, квартал построен в старом стиле. Получилось на редкость гармонично. Сейчас в сигнальных башнях на стене расположены различные магазинчики и сувенирные лавки.
На Барабанную башню, которая стоит в центре старого мусульманского квартала, лучше смотреть вечером. Весь квартал вокруг башни удивительно подсвечен, неоновые вывески ресторанов и подсветка башни – ощущение такое, что одновременно наступил Новый год и Первомай.
В храме у подножия Большой Пагоды Диких Гусей, кроме множества статуй Будды и 18 лоханей, хранится изваяние монаха Сюаньцзана в облике Бодхидхармы с наполненным свитками деревянным футляром на спине. 17 лет он провел в
Индии и привез с собой множество буддийских сочинений. Чтобы уберечь бесценные свитки от огня, император приказал возвести для них специальную пагоду. Для хранения буддийских святынь и рукописей в Сиане в 647 году была возведена Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей). Пагода и сегодня отличается удивительной пропорциональностью. В 1958 г. была построена деревянная лестница, по которой можно подняться на верхний этаж и полюбоваться панорамой.
Недалеко от городской стены находится бывший конфуцианский храм. Центральная дорога ведет к огромной квадратной стене. На гранях монумента высечены изречения о сыновней почтительности и уважении. Собирать эти плиты-стеллы начали с 1090 года. Это стоячие каменные плиты с выселенными на них иероглифами - наследие Конфуция и других историков и мудрецов. Они рассказывают об истории Китая. Всю эту «библиотеку» называют «Лесом Стелл».
ЛОЯН
История Китая часто переплетается с легендами. Символ города Лоян - пион. Рассказывают, что императрица У Цзэтянь приказала отправить цветок в ссылку, так как он зацвел зимой. С тех пор в городе ежегодно с 15 по 25 апреля отмечается праздник пионов. Раньше я считала, что пионы могут быть белыми, розовыми и красными. Оттенки, конечно, варьируются, но в Лояне я увидела желтые пионы.
Древний буддийский пещерный храм Лунмэнь расположен по обеим сторонам реки Ихэ. Здесь, в каменных пещерах, уединялись от мирской жизни и посвящали себя духовной практике буддийские монахи. Гроты и ниши, пагоды, надписи на камнях и высеченные в скалах изваяния и рельефы являются уникальными свидетелями буддийского искусства от времен династии Северная Вэй до периода династии Тан. Среди 100 тысяч изваяний Будды, самая крупная скульптура имеет высоту 17 метров, самая маленькая не превышает 2 сантиметров. 17-метровая статуя Будды, окруженная бодисатвами и небесными воинами, стоит в пещере Фэнсянь. Пещера связана с именем императрицы У Цзэтянь, единственной женщины, официально занимавшей трон китайских императоров. Лик Будды имеет некоторое сходство с ней. Хотя многие статуи в гротах Лунмэня сильно пострадали во время гонений на буддистов, а позже - от грабителей, они тем не менее остаются выдающимися памятниками религиозного искусства.
Углубления, выбитые в каменном полу одной из зал монастыря Шаолинь, хранят в себе следы упорных тренировок. Скорее это даже не углубления, а не большие ямы.. Основанный индийским монахом Бодихармой в 527 году, монастырь Шаолинь служил местом медитации и совершенствования боевых искусств, постижения особой техники дыхания, тренировки тела и духа не для одного поколения последователей чань-буддизма.. Сейчас при монастыре существует школа боевых искусств. Обучение платное и любой желающий, даже иностранец, может учиться в этой школе. Надо ли писать, что русские ученики в этой школе тоже есть…
За монастырской стеной расположен Лес Пагод Талинь, где сохранилось 260 надгробных ступ настоятелей монастыря.
СУЧЖОУ
Сучжоу славится своими садами по всему Китаю. Они являлись источниками вдохновения для создателей парков и императорских дворцов. Каждый такой сад - маленькое чудо искусства, модель природы во всем его совершенстве. Такие сады возникали по желанию избранных представителей китайского общества, которые, удалившись на покой, хотели наслаждаться радостями и красотами мира. Здесь, вдали от столичной суеты, поближе к природе, они создавали великолепные сады. Сады проектировали подлинные знатоки садово-паркового искусства, прекрасные специалисты в области архитектуры, живописи, классической литературы и китайской философии. Поэтому планировка сада отличается умелым сочетанием воды, искусственных горок, павильонов, террас, мостов, башен, залов, деревьев и цветов. Обычно сады состоят из 2-х частей: жилая часть (несколько больших строений) и "дикий" сад. Предположительно, искусству создания садов более полутора тысяч лет. Но его золотой век начался в XI веке и достиг своего апогея в Минский период. Были времена, когда в Сучжоу насчитывалось более 200 садов, из которых 70 сохранилось до нашего времени. Сегодня, только несколько открыты для посещений.
Больше всего мне понравился – Сад скромного чиновника. Он является одним из 4-х классических садов. Этот сад является творением государственного чиновника, обвиненного императором в коррупции. Более половины площади сада занимает озеро. Главное здание - зал Орхидеи и Снега, в котором есть стенка-экран с планом сада. При входе в центральную часть вы видите вдали Северную пагоду. Центральная часть сада самая гармоничная, она сохранилась лучше других. Из зала Далекого благоухания открывается вид на весь ансамбль. В Цинский период западная часть сада была долго отделена от всего ансамбля и принадлежала богатейшему коммерсанту, который украсил ее довольно большим количеством строений. Центральное здание - зал Уток (перед ним в то время и в самом деле стояли фигуры уток). Именно в этом здании хозяин развлекал своих гостей выступлениями оперных певцов из Сучжоу.
Сад рыбака. Он создан в 1174 г. по заказу отставного чиновника. Легенда гласит, что сад назван так в честь рыбака, вытащившего из воды маленького сына чиновника. В Сучжоу нет Сада меньше этого (0.5 га), но это самый знаменитый сад в Китае, и в мире. Сад состоит из 3-х частей: восточная (жилая) часть, озеро, «сад в саду» в западной части.
ХАНЧЖОУ
Город Ханчжоу, столица провинции Чжэцзян, был столицей Китая в 1127 г., во время правления сунского императора Гао-цзуна, который пленился красотой здешнего Западного озера (Сиху). Расположенный в двух часах езды от густонаселенного Шанхая, Ханчжоу тоже превращается в людской муравейник. Это очень печально, так как эти места необычайно красивы и нуждаются в очень рачительном обращении. Главная из многочисленных достопримечательностей Ханчжоу - великолепное Западное озеро площадью 9 кв.км. Озеро действительно представляет собой бесценную по красоте жемчужину, хотя ему начинает угрожает опасность слишком интенсивного прибрежного строительства. На его берегах, водах и островах десятки живописных мест, многие из которых имеют поэтические названия, такие, как «Осенняя луна над озером», «Холм уединения» или «Золотые рыбки в Цветочной гавани». Озеро дает шанс приобщиться к поэтическому восприятию природы, которое некогда было признаком мышления образованных китайцев. К сожалению, «приобщиться» не всегда возможно из-за толп посетителей и почти постоянного гвалта. Сюда же приезжают фотографироваться и свадебные кортежи. Тем не менее, Западное озеро достаточно велико, и здесь можно отыскать уголки тишины и спокойствия.
ШАНХАЙ
Это город никогда не был важным культурным центром, но ему было присуще особое очарование, благодаря которому западные коммерсанты в 20-е года назвали его «Парижем Востока». Какими только именами не называли Шанхай, я бы назвала его «Бриллиантом», так он красив и ярок. Шанхай - это результат удивительного взаимодействия двух культур - Запада и Востока. История города тесно связана с русской эмиграцией, пути которой через Шанхай лежали в
США,
Австралию и
Канаду. Сохранились здания, построенные русскими эмигрантами в 20-30 годы прошлого века. Сейчас Шанхай - крупнейший в Азии финансово-экономический мегаполис, изобилующий фешенебельными отелями, роскошными ресторанами, прекрасными торговыми центрами. Небоскребы, банки, развлекательные заведения, многоцветная реклама, крупнейшие международные выставки - все это современный Шанхай. Визиткой Шанхая является вид на набережную Вайтань на реке Хуанпу и на Шанхайскую телебашню. Шанхайская телебашня является самой высокой в Азии. Высота башни 468 м, на высоте 263 м находится смотровая площадка, с которой можно увидеть всю круговую панораму города.
В северо-восточной части старого китайского квартала раскинулся обширный базарный район. Центром его является сад Ю-Юань или, иначе, сад Мандарина и храм Городских Богов. Сад невелик, но в нем среди многочисленных галерей и ворот открываются взору все новые и новые перспективы. Многочисленные павильоны, искусственные водоемы, мостики и скалы создают ощущение неповторимого восторга. На мой взгляд, это самое интересное место в Шанхае. Здесь, правда, очень многолюдно. Сад разбили в XVI веке для богатой семьи чиновников. В саду находится храм Городских Богов, которые должны были охранять мир и спокойствие Шанхая. Как ни охраняли его Городские Боги, Шанхай всегда был беспокойным городом. Вокруг храма и сада постепенно выросла торговая зона. Прилегающий базар располагает более чем сотней лавок и лавочек, продающих всевозможные сувениры с китайской символикой, картины, антиквариат, изделия из бамбука, изделия из раковин, а также пельмени, вино, куриный суп, пирожки с редиской и еще много всего разного. В этом месте совершенно невероятно сливается новое и старое.
Еще одно удивительное место в Шанхае - это Храм Нефритового Будды. Свое название он получил благодаря двум скульптурным изображениям Будды Шакьямуни, привезенными из Бирмы. Сидящий Будда высотой 1,9 метра вырезан из цельного куска белого нефрита весом 1 т и украшен драгоценными камнями. Храм был построен в 1882 году и занимает площадь 8000 кв.м.
Храм нефритового Будды невелик, но монументален. В нем расположены Зал Небесных Владык, Зал Великого Мудреца, Дом Нефритового Будды, залы созерцания внутреннего бытия, залы чтения сутры и корпус келий. Все китайские буддийские храмы разделяются на три типа: храм созерцания, храм проповедования и храм соблюдения заповедей. Храм нефритового Будды относится к первому типу. Храм открывается Залом Небесных Владык, Надо входов в зал висит доска с позолоченными иероглифами, воспевающими четырех небесных Владык: «Могущественны в защите страны и милосердны в покровительстве всем существам». В центре зала находится статую Будды Майтрея. Вечно широкая улыбка на его лице так приветлива и заразительна. Парные надписи около статуи гласят: «Терпит все на белом свете нестерпимое, смеется над всеми существами смешными». Позади него, спиной к спине, стоит статуя Шканды, По буддийским преданиям, каждому небесному владыке подчиняются восемь божеств-генералов. Их всего тридцать два при четырех владыках. Шканда служит у владыки Юга и считается первым из них.
Скульптурная алтарная композиция Зала Великого Мудреца типична для всех буддийских храмов. Почти в середине зала в один ряд установлены статуи трех Будд: в центре Шакьямуни, основатель буддизма, справа Исцелитель, слева Амитабха. Высота статуй достигает 4 м.
В Зале лежащего Будды царит торжественная тишина. Статуя длинной в 96 сантиметров воспроизводит предсмертную позу Шакьямуни. На стенах зала висит 4 картины, изображающие жизнь Шаьямуни. Удивительным национальным колоритом отличаются ширмы с камфорными гравюрами по сюжетам романа «Путешествие на Запад».
Архитектурный ансамбль Храма завершает Дом нефритового Будды. Это двухэтажное строение одновременно служит и хранилищем сутры, которое подобает знаменитому храму. Нефритовый Будда в сидящем положении – памятник буддийской скульптуры. Превосходно его неповторимо живое, нежно-покровительственное выражение лица. Высеченная из цельной одноцветной нефритовой глыбы, статуя имеет высоту в 1,92 м. И ширину в 1,34 м. Все драгоценные камни на ней, включая крупный рубин во лбу Будды – пожертвования последователей буддизма. В шкафах вдоль стен хранятся 7240 томов буддийской литературы, в том числе сутра «Дацзанцзян», напечатанная в 1870 году.
Во время Китайской культурной революции статуя Нефритового Будды чудом избежала уничтожения. Чтобы сохранить статую служители храма поместили её в деревянный короб, обклеив все его стороны фотографиями Мао Цзе Дуна и Ленина, прикрепили транспаранты и плакаты с лозунгами «Слава Китайской компартии! и Мао Цзе Дуну!». Только это и смогло спасти статую от разрушения, ведь разломать короб означало разорвать портрет великого Мао и порвать восхваляющие лозунги, не один человек на это не решился.
Самая знаменитая улица Шанхая - Нанкинлу протянулась от набережной на 14 км через весь город. Часть улицы является пешеходной зоной. Здесь сосредоточены лучшие магазины и рестораны города. Сюда лучше приходить вечером, когда горят неоновые вывески и все подсветки зданий.
Ну и вместо послесловия…
Тур покупали в компании Astravel. В Инете читала много разных отзывов о них и положительных и отрицательных. У меня только хорошие впечатления от этой компании, в следующий раз в Китай опять поеду через них. Когда пришли забирать билеты, расстроились, вместо обещанного Аэрофлота выдали билеты на Airchina, но как оказалась в последствии, это было намного лучше и быстрее. Я даже не представляла, что можно с таким комфортом летать! Когда полечу в Китай еще раз, то только Airchina.
Все гостиницы по маршруту хорошие. В каждом номере гостинице есть чайник и чай с сахаром – эта информация для тех, кто любит брать с собой в поездки кипятильник. В гостинице в Пекине ставили две бесплатные бутылки воды, комплемент от отеля. Лучше взять с собой русско-китайский разговорник, но обязательно с иероглифами. Это очень поможет вам при общении с официантами в ресторане и продавцами в магазинах. Мало китайцев хорошо говорит по-английски, какие-то слова знают, могут более или менее объясняться, но не более того. Делать крупные покупку лучше на фабриках, а чай покупать или в чайном домике в Пекине или в магазине на плантации. Цены в чайном доме и государственном магазине примерно одинаковые, на рынке, конечно, чай значительно дешевле, но чай ли вы там купите… В Китае подделки продаются на каждом шагу, коробейники будут бегать за вами на перебой предлагая сумки «Кучи» (Гуччи они не выговаривают) и часы Ролекс за 20 юаней.
Если вы не переносите Китайскую кухню и рис, вам придется сидеть на овощах и фруктах. Мне повезло – рис я люблю, а вот китайскую кухню... Китайская кухня очень разная, в каждой провинции своя. Завтраки в отелях нормальные, а вот с обедами и ужинами сложнее. Свинина на меду и креветки в карамели нас не впечатлили. Утка по-пекински вкусная, но достаточно жирная. Пекинская кухня мне вообще не понравилась. Зато очень понравилась кухня провинций Шаньси и Чжэцзян. В кухне провинции Шаньси фирменное блюдо это китайские пельмени. С разнообразными начинками и различными по форме. Если пельмень в виде свинки – то он со свиным мясом, если в виде рыбки, то с рыбной начинкой. Тут главное не обожраться, несварение желудка получить очень легко. Один раз попробовав сладкую свинину, больше сладкое есть я не могла. Питалась рисом, бульоном и овощами, если к столу подавали говядину с луком, ела ее. Очень вкусно. Рис обычно подают с вареными яйцами, в общем, голодной не была.
Лучшее время для посещения Китая – это весна и осень. В следующий раз я приеду в Китай осенью. Очень хочется посмотреть на осенние сады и слетать на остров
Хайнань.