Начиналась поездка очень весело. Учитывая московские "пробки", поехали пораньше. По техническим причинам (мы присоединились к едущему в
Лиссабон и далее по делу), полет был с пересадкой в
Париже. В Шереметьево мы попали за полтора часа до начала регистрации на наш рейс, и в очереди к терминалу
Air France, были почти первыми. Пассажира бизнес-класса и примкнувших к нему решили отправить раньше - с ближайшим самолетом. Дальше была уже пробежка к самолету через все посты контроля под выкрики персонала Шереметьево - "Кто в Париж - проходят без очереди".
Дотошные путешественники могут легко проверить по контролю конкретного рейса на
www.sheremetyevo-airport.ru/html/vilet.htm - все рейсы Air France улетают с задержкой 15 - 40 минут. На время прибытия в Париж это сказывается незначительно. Избавленные от утомительного ожидания вылета - трехчасовой перелет перенесли легко. Согласно прогнозу погоды - от
Лондона до
Москвы +18 и дожди. Три слоя облаков при взлете и столько же при посадке - весь отчет о полете. Вру - еще очень понравились булочки, сыр и масло доступные и в "московских перекрестках семи континентов". В 320 летел впервые и был очень удивлен разделением салона на классы занавесками, но уже после взлета.
Аэропорт имени Шарля де Голля впечатляет размерами, сначала с борта самолета, затем бесконечностью переходов внутри. Даже с движущимися транспортерами переход из одного конца аэропорта в другой кажется бесконечным. До отлета в Лиссабон времени много, но для поездки в Париж на автобусе с надписью Аэропорт-Опера или на такси очень мало. Чашечка кофе за 70 рублей не расслабляет, а усиливает ощущение своей отчужденности от этого мира. При последнем просмотре багажа бдительные "парижуки арабской национальности" выявили в моем рюкзаке складные пассатижи со штопором и шилом. Старший смены, уже "чистый француз", смог нам втолковать, что это надо сдать в багаж (примерно за 500 м двумя этажами ниже). Я бы пошел, но товарищи пообещали мне взамен новые, еще лучше. Настроение подпорчено и последние полчаса тянутся долго. Пачки бесплатных французских газет не вызывают интереса ни у нас, ни у других путешественников. По сравнению с величиной залов, все скромно, скудно и не очень чисто. Когда строили, видимо думали о величии, а не о необходимости все это обслуживать. Как все могли заметить весной из Парижских репортажей, ни арабы, ни более южные народы не стремятся на такую работу.
Трассы Air France пролегают в малолюдных местах. Немного над северной
Францией, потом Бискайский залив и запад пиренейского полуострова. Но это я выяснил много позже. Мне казался более логичным облет
Испании с юга. Летим, яркое закатное солнце светит с запада в правый борт и, вдруг, долгий полет над морем. Ощущение, что перелетели Средиземное море и углубляемся на материк в сторону Сахары. Солнышко скрылось и теперь только ярко-багровые облака. Мне впервые повезло увидеть закат с самолета, южный, неестественно огненный. И вдруг, на этом багровом фоне, навстречу летит яркая солнечная стрела. Издали кажется, что какое-то недовольное божество решило нас проучить. Подлетающая стрела показывает торчащий хвост, потом крыло и приобретает очертания самолета пролетающего встречным курсом на той же высоте в нескольких километрах. А еще через полминуты я начинаю понимать, что такое чудо я видел первый и последний раз жизни.
Быстро темнеет и внизу видны небольшие осьминожки. Яркое кольцо неправильной формы - и от него во все стороны щупальца. Небольшие городки с несколькими ярко освещенными улицами. Свет в домах, между улицами, почти не виден. Наконец на горизонте светлое зарево. Самолет заходит на посадку со стороны Атлантики. Пролетает мимо огромного даже сверху моста 25 апреля, разворачивается над широченной рекой и снижается. Справа подсвеченные гирлянды самого длинного моста в Европе. Улетая я убедился - не показалось! Весь мост целиком невозможно увидеть ни с земли, ни даже с взлетающего самолета.
Очень многие туристы жалуются на медлительность португальских пограничников - мы же с проштампованным в Париже въездом в Европу, для них никакого интереса не представляли. Зато тот же час провели в ожидании багажа и его поисках. Шутили, что обед в Париже без очереди, а вещи уже в Монреале. Как они ухитряются это сделать я не понимаю, но один из мужских чемоданов до Лиссабона долетает только утром. Диспетчер к нашему приходу об этом уже знал. Уже дома, после рассказа об этих чудесах, все мои знакомые, кто пользовался их услугами, говорили про те же проблемы. А если бы отстал чемодан с женскими вещами? На обратном пути застряли все четыре, и приехали не утром, а после обеда, и бирки все перепутали... Все-таки незабываемые впечатления от встречного самолета на закате сильнее, и за это им спасибо.
В середине нынешнего июля в Москве, можно вполне ощутить конец мая в Лиссабоне. То же чистое небо, те же 32 днем и вечером. Но там лучше (если ничего не делать). Поэтому, спустя полтора месяца после возвращения в Москву, хочется вспомнить о приятном. Начинаешь вспоминать, и почему-то темные стороны поездки все равно еще преследуют сознание, хотя уже не так контрастно. Первое утро (суббота) было скомкано поисками прокатного авто. И местные знакомые, не представлявшие проблемы, и портье ее представлявший долго ничего не могли найти. На робкую попытку остановить поиски, получили ответ - "В выходные тут нечего делать, и поэтому из Лиссабона надо уезжать".
В Фатиму мы примчались у же к двум. Сам комплекс, с парадной стороны, был хорошо знаком по телепередачам - Визит туда папы Иоанна Павла II, и паломников показывали даже у нас, а португальское телевидение RTP трое суток показывало только визит папы. Настроение тихого, непривычно спокойного места при явном присутствии тысяч людей возникает уже на автостоянке. Первое - что произвело впечатление, это здание с православным крестом немного в стороне от комплекса. Надписи при входе (по моему разумению иностранных языков) - означают центр по изгнанию дьявола.
За огромными пальмами комплекс почти не видно. По периметру сада, около сотни столов с лавками, где паломники могут перекусить, много маленьких автофургончиков с самыми необходимыми продуктами - хлеб, молоко и прочие мелочи. Вид десятков никуда не спешащих, спокойно жующих, просто отдыхающих в своих раздумьях, или тихо беседующих людей - уже наводит какое-то благостное настроение. Все расы, все народы - даже окающий русский говорок (по виду - как местные труженики). Одним словом – "Намоленное место". Общие впечатления от Фатимы в трех словах - спокойствие, порядок, чистота.
В главном здании (по размерам как католический костел на Малой грузинской в Москве) - длинная очередь желающих обратиться к Священной БОГОРОДИЦЕ со своими проблемами. Не просто к богу, а именно через его матушку. Ихний батюшка в праздничном обличии выслушивает сокровенные желания и благословляет страждущих. Очередь движется быстро и до священника с благословением можно дойти всего за 20 минут. Даже малые дети, обычно на западе неуправляемые, ведут себя спокойно и степенно.
За главным зданием застекленные парадные места для большой службы и площадь. Видели явления Папы народу в Ватикане? Так эта площадь побольше той - св. Петра. На правом краю площади навес или павильон, где идет служба и присутствуют 600 - 700 молящихся. На вид - это процента 3 от всей площади. И в храме, и на площади группы паломников со всех концов света. У памятника двоим, рано умершим детям, очередь желающих запечатлеть себя в святом месте. Латиноамериканцы угадываются по своеобразной одежде, японцы по крутой оптике фотокамер. Слышал, что в Африке цвет траура - белый, так там таких много как в европейских костюмах, так и в балахонах, и все с разными оттенками темного цвета кожи. Мы в эту очередь не пошли.
Далее, по правой стороне, огромный очаг, где паломники сжигают свечи. Они не ставят свечки в уголках у образов святых, а сжигают их в громадном очаге. В наших православных церквях нет такого ощущения единства, как перед этим полыхающим священным местом. На моих фото все эмоции блекнут. Летящие в огонь свечи одинаковые по диаметру, но, видимо, в зависимости от тяжести грехов перед девой Марией, отличаются по длине. Мое внимание привлекла старая и совершенно больная женщина, которая с костылем в одной руке, волокла за костылем свечу сантиметров на 10 больше ее роста. К этому очагу и ведет знаменитая дорожка из камней, отполированных коленями грешников - доползти на коленях можно, а чтобы закинуть свечу в костер приходится встать. Все это вживую выглядит не как по телевизору, где видна больше курьезная сторона святого места. Ты видишь, ощущаешь, что человек принес свою боль, а услышат его всевышний или нет... Ясно, что Ему больше уже некуда и не к кому обратиться.
Я нащелкал под сотню фото, не вникая в детали, предполагая, что и в путеводителях, и в инете легко найду подробное описание всех зданий, памятников и других достопримечательностей. Снимки пока остаются безымянными. Так что, если подробностями интересуетесь, читайте таблички сразу. В путеводителях описана общая история Фатимы, но ни слова о сегодняшних памятниках. На сайте
www.fatima.org - все что угодно, но не сам комплекс. Программы теле и радиопередач от начала и до конца года, реклама записей этих передач, диспуты и т.п.. Свой бизнес и не маленький. Там жизнь в третье тысячелетие не торопится. Одна из центральных тем - Pope John Paul II в 1982 – 89 годах был неправ, другая -
Россия все дальше уходит от бога, на Северном флоте действуют секты сатанистов, а вся страна празднует языческие праздники вроде июльской Янка-купала.
И действительно - этим игрищам наше телевидение уделило раз в двадцать больше времени, чем полету Шаттла к международной космической станции. Сфабрикованные Звезды вокруг жареного барана - это круто! (Кстати, на том же канале прозвучало - "Авторские права на пулемет и вертолет принадлежат Леонардо да Винчи". Где таких напыщенных болтунов находят?) Единственное, что для меня на сайте fatima прояснилось, это, что побитые в России священнослужители в двадцатые годы добрались до самой западной окраины Европы и организовали там свою миссию, и что борьба с Диаволом там ведется по-крупному, а не по отдельным личностям. Не попади я в Фатиму, и не знал бы никогда, о кипящих вокруг России религиозных страстях.
Все Пророчества Богородицы еще не сбылись. Главная причина бардака в мире - невыполнение заветов девы Марии - 1) Посвящение России в Непорочное Сердце Марии Папой вместе со всемирными епископами в торжественной общественной церемонии. (the Consecration of Russia to the Immaculate Heart of Mary by the Pope together with the world's bishops in a solemn public ceremony...) Теологи из "Борцы Фатимы" (Звучит?!), под этим понимают только переход России в католичество. Как я понимаю, Россия для них - пока совсем не Европа. Еще очень нехорошо -2) не почитание Первой Субботы. Что это такое, я не знаю, но наверное так и есть – все беды в мире от этого... Где-то есть перечень городов, которые еще будут разрушены (не приводится, чтобы не пугать граждан зря) – так что много неприятностей впереди. Пока отцы церквей не сговорятся, хорошего будет мало и еще многие разрушения, и загубленные души ждут нас впереди, а искать Бога мы должны сами и постоянно.
Завершили поездку обедом в местном ресторане, где с 4 до 7 перерыв на их обед. Нас согласились принять, но предупредили, что очаг погашен и вкусного ничего не будет. Что они имели в виду непонятно, потому что первое знакомство с местной кухней оставило очень приятное впечатление (да и есть действительно хотелось). Может быть жареная на гриле скумбрия была не прямо с огня, но только полпорции после морской закуски и супчика потребовали дополнительной 375 граммовой бутылки вина. Про ужин в этот день, уже не заикались, хотя под вечер заехали в знаменитый торговый центр "Васко да Гама" и подкупили продуктов на "черный вечер". Глаза завидущие - коробочку пива, сыровяленый Hamon, вино по 2-4 Э и еще всякой всячины. Половину при отъезде оставили в отеле. Пришлось ужинать клубникой - хоть и всего-то по 1,54 Э, все равно ее жалко выбросить.
На следующий день планировались Мафра и Атлантика. Прикинули по карте маршрут и поехали. По нашим расчетам через 60 км должен быть поворот влево, но и через 70 км указателя на Мафру нет. Спросить не у кого. Повернули назад в Лиссабон и решили заехать с юга, вдоль океана. Еще час гонки и аналогичный результат, только тут на заправке уже объяснили, что дорога закрыта, проезда нет. Исколесив все окрестности Лиссабона, нашли подсказанную дорогу на Синтру, а там уже появились указатели и на Мафру. Напоминаю, что в главных штурманах у нас был житель португальской столицы, тоже не представляющий реальной картины проезда в пригородах. То есть карте с автотрассами полностью доверять нельзя, и отправляясь в путь отличный от главных трасс, лучше уточнить дорогу или на заправке, или у других знающих людей.
В путеводителях расписаны все достоинства этого памятника бездумному расточительству. Что бы он весь поместился в объектив, надо отойти метров на двести. МГУ конечно выше, но фасад пожалуй не шире. Там, в постройках площадью 40 000 кв. м и большой музей, и большой действующий храм и очень мало народу. Воскресная служба! Крещение младенца! И всего человек 50 - 60, половина из которых сопровождает крещение.
"Все очень просто! Это баптистская церковь и католики сюда молиться не ходят." Не знаю насколько верно это объяснение, но думаю, что тысяча человек разместилась бы там запросто. Конечно перед собором главная площадь городка, конечно все подстрижено, ухожено, вылизано, но почти напротив собора вывеска типа toto-loto...
Осмотр закоулков, куда пускают всех - занял менее часа вместе с игрой в прятки среди колонн внутреннего дворика. Все очень большое, придавливает. Под маловыразительные взгляды нарисованных в окнах персонажей далекой старины, мы двинулись к морю (к океану конечно, но выражен""
Всякие уважающие себя в
Португалии рестораны (лучшие), по воскресеньям выходные. По этой причине обед на скалах сорвался. Места удивительные. Впадина в скалах метров 30 высотой, 150 глубиной и 500 шириной, с широкими ступенями. Справа ступенчатый обрыв, слева менее рельефный мыс со 100 метровой подводной косой, о которую разбиваются набегающие волны. Волны длинные и вдоль косы пролетает белая шапка, на всю
косу успевают налететь три волны и бесконечно бегущие три широких шапки пены. Внизу, у воды, пара местных энтузиастов, знающих дорогу среди двухметровых ступеней. Впереди и большой парусник, и пролетающее судно на подводных крыльях, и ползущие сухогрузы, и прогулочная мелочь. Уходить не хочется, но пора перекусить.
Работает ресторан в сотне метров от берега. Блюдо с разнообразной морской закуской на шестерых - 84 еврика. (еще варианты 56 и 112). К блюду прилагаются 2 тефлоновые наковальни и 2 молотка - для добычи мяса крабиков. После активного расколачивания панциря, можно извлекать скребком мясо. От лобстеров меня оторвали к "пока горячему супчику" из ракушек - местной гордости. Собственно после закуски уже можно уползать, но меня черт дернул заказать еще и жареную баранину, которую принесли на специальной подставке для вертикально стоящего трезубца, на котором это все и жарилось. Мясо срезается кусочками прямо с этой жаровни, не попробовать грех. В общем половину всех деликатесов сложили в три большие пластиковые тарелки и отправили домой к туземцу. (Если кто не знает: туземец - местный житель по научному.)
По дороге в город останавливались раза три – немного пройтись, потом гуляли у гостиницы и пришли к выводу: (извините за простонародное для Word’a выражение) "Жрать надо кончать", а то и в самолет не впустят. Вот здесь и проявилась чистейшая Тежская вода. Сколько ни пей – напиться невозможно. Единственным спасением для меня было настоящее импортное пиво, которое в Лиссабоне подороже чем в Москве. Стакан живительного напитка и организм сразу приходит в норму.
Конечно вкус обжаренных на огне королевских креветок с мягким винным уксусом запоминается надолго, и сейчас от гастрономических воспоминаний у меня слюнки текут, но есть много - это не всегда есть вкусно. Я не понимаю тех людей, которые на десерт съедают полпачки "мизима". В целом могу констатировать факт: Европа португальцев есть вкусно не научила. Готовить они умеют, и фирменные соусы к еде получаются, но вот берут они нас туристов числом и весом продуктов, а не умением ими вкусно накормить. В 68 году знакомый в Питере привел нас пообедать в кафе "Лакомка" у "Гостиного двора" (этого кафе уже очень давно нет). Нам подали малюсенькие жульенницы с бефстрогановым. Сначала мы высказали нашему другу все, что думали о размере блюда, а затем не торопясь, разжевывая и ощущая каждый кусочек мяса, это съели. Этим накормить невозможно, но все были сыты. Вот так я впервые от вкуса еды получил удовольствие. В Москве, в наше время, это найти можно, там наверное если поискать - тоже, но вот как получить удовольствие от большущей порции мяса, которую ты явно не сможешь съесть? На том, другом краю Европы, в основном, знают толк не в еде, а только в ее размерах.