Стойкости и мужеству петербургских туристов посвящается.
Прошло немного времени после возвращения из
Венгрии (тур 23.6-01.07.2006), впечатления стали более осознанными, эмоции отошли на второй план. Вспоминая то, как сам перед поездкой собирал полезную информацию в Интернете из рассказов туристов о Венгрии, решил, что нужно также поделиться своим небольшим опытом.
Почему был выбран маршрут в Венгрию?
Несколько лет подряд путешествуем всей семьей: неоднократно были в
Чехии, путешествовали по
Финляндии,
Швеции,
Франции,
Польше,
Германии,
Голландии,
Бельгии. В странах Европы привлекает богатая экскурсионная программа, возможность за короткое время отдохнуть морально, отключиться от повседневных проблем. Хотя экскурсионный тур сопряжен с рядом трудностей: ранние выезды, много переездов, немного свободного времени и др. ощущения физической усталости не бывает.
В связи с этим, Венгрия представляла исключительный интерес, как некая историческая и культурная сокровищница, где на относительно небольшой территории можно было увидеть все, начиная от древнеримских сооружений, заканчивая современными развлекательными комплексами. Мы с интересом читали рассказы и советы туристов о посещении различных купален, городов, замков, ресторанов и т.д. После холодного петербургского периода весны-начала лета, хотелось солнца, фруктов, воды, необычных сувениров для ребенка, впечатлений от неизведанного, но не проводить время на пляже, а постигать это все именно путешествуя по стране. Мне сразу вспомнились фильм моего детства «Звезды Эгера», «легенды» советского периода о Венгрии, как о своеобразном оазисе благополучия, песня В.Высоцкого про поездку в
Будапешт. Итак, решили, едем в Венгрию.
Каким видом транспорта путешествовать?
По трем причинам выбрали вариант «железная дорога и автобус». Во-первых, моя жена, практически еженедельно наблюдая авиакатастрофы по телевидению, категорически отрицает самолет как вид транспорта для семьи. Во-вторых, путешествуя наземным транспортом (конечно, я имею в виду переезды по одному континенту, не затрагивая Америку,
Австралию и даже дальние маршруты в
Египет или
Испанию) создается реальное впечатление путешествия. Исходя из своего опыта поездок на автобусах, ж/д, паромах все это довольно комфортно и без ночных переездов. В-третьих, небольшая экономическая составляющая. Разницу в цене на билеты, на мой взгляд, лучше потратить с пользой для себя внутри страны.
Оговорюсь, эти три причины – личное мнение, ни в коем случае не навязываемое другим, выбор транспорта огромен от лошадей до ракет.
Где покупать путевку?
Последние три года подряд покупали путевки в турфирме «Нева» (
Санкт-Петербург). В целом впечатления самые хорошие. Причем, по моей рекомендации, с «Невой» путешествовали и мои друзья, и знакомые – впечатления также самые наилучшие. И в этот раз мы взяли бы путевку в «Неве», но тот тур и его программа, которые предлагала эта фирма по Венгрии, выглядел несколько уныло. Стандартные 8 дней, минус дорога, в самой Венгрии оставались 3-4 дня. Причем без свободного дня. Все бегом.
Через знакомых обратился в другую питерскую фирму – «Русский путь». Та же история. Всего 8 дней. Получается, что дорога «съедает» половину тура. Да и программа тура однообразная.
Однако несколько турфирм предлагали 10-ти дневные туры с интересными программами. Это показалось более заманчивым. Существует и выбор маршрута движения. Можно доехать на поезде до
Минска и далее на автобусе в Венгрию, можно доехать на поезде до
Львова и далее автобус. С одной стороны, от Минска до Венгрии дальше, следовательно, больше придется ехать на автобусе. Но, путешествуя в Польшу и Чехию, самолично наблюдал прекрасное состояние дорог в Белоруссии, идеальный, по нашим меркам порядок, и самое радушное отношение к российским туристам всех без исключения жителей, в том числе таможенников.
С другой стороны, через Львов быстрее добраться до Венгрии, к тому же Львов сам по себе является интересным городом. Но пугали сообщения туристов в Интернете об отвратительной работе украинских турфирм - посредников. Значит нужно искать питерскую турфирму- оператора, которая работает напрямую с венгерской стороной.
По Интернету определил, что самым интересным по программе является 10-ти дневный тур под названием «Венгрия». Предоставляют его агентства «Северная столица» и «Балт Экспресс» (оба расположены на ул. Восстания). При посещении обеих фирм большее доверие вызвала «Балт Экспресс». Хотя впоследствии оказалось, что заказ
тура в Венгрию в каком-либо из агентств Петербурга не имел никакого значения, так как все они оформляют туры в турфирме «
Прага». Кроме того, уважаемый менеджер «Балт Экспресс» Круговая Ольга Олеговна заверила меня в том, что никаких украинских посредников в нашем путешествии не будет, тур просто отшлифован положительными эмоциями туристов, ни одного замечания, хорошие отели и автобусы. Наконец, мне было рекомендовано не читать тех глупостей, которые пишут туристы в Интернете. Тур пользуется огромной популярностью, мест может не хватить. Итак, ровно за 2 месяца до отъезда срочно отдаем документы на оформление, оплачиваем половину стоимости путевки на троих и предвкушаем хороший отдых.
Рискнули выбрать маршрут через Львов. По совокупности отрицательных моментов это оказалось главной ошибкой.
Как готовились к отъезду?
Из рассказов туристов в Интернете выписал в блокнот всю информацию по обменным пунктам валюты, ресторанам, музеям, купальням, городам, остановкам метро, транспорте с указанием всех имевшихся венгерских названий, адресов, цен, названиям блюд венгерской кухни и т.д. Особое внимание уделил замечательным советам Эдуарда Суровцева. Очень помогло.
Минимум лишней одежды, чемоданам лучше быть полупустыми для вина и сувениров. Главное не забыть купальные принадлежности.
По инерции брали кроме загранпаспортов, еще и российские – напрасно, не пригодились, лишняя ответственность за их сохранность. Лучше их оставить у надежного человека в Питере, с которым можно было бы связаться и который, в экстренном случае, смог бы отправить их копии по факсу в отель.
Валюта. Максимальный курс (по состоянию на конец июня - начало июля) был у «евро», по отношению к долару. Вообще «евро» пользуется в Венгрии большей популярностью. Опять же в экстренном случае (например, вдруг у Вас не хватило наличных форинтов) можно рассчитаться и евро, причем везде. Другое дело, что посчитают по невыгодному курсу, но на то он и экстренный случай.
Особенно обратил внимание на свою банковскую карту, причем самую обычную «Visa Electron» нашего родного банка «Санкт-Петербург». До поездки в Венгрию относился к ней с предубеждением, считая, что кроме как для получения зарплаты она ни на что не способна. Действительно, в таких странах как Швеция, Голландия, Франция расчеты подобными картами затруднительны. В Венгрии же оказалось, что расчеты этой картой самое милое дело, причем по максимально выгодному курсу. Карты «Maestro», «Visa» берут везде, за исключением сувенирных лавок, рынка, розничных торговцев. Сделав множество покупок, я обнаружил, что сумма снята с карты самая минимальная.
Хочу обратить внимание последователей-туристов, еще на одну деталь, о которой в «Балт Экспресс» никто не предупреждает. До Львова идут два поезда, основной – он отправляется из Питера и Львова по четным дням и дополнительный – он отправляется, соответственно, по нечетным. Объединяет эти поезда то, что оба они являются украинскими и пассажирскими, т.е. как говорили раньше, останавливаются у каждого столба. Разница заключается в том, что дополнительный не имеет вагона-ресторана. Мы выезжали 23 июня, следовательно, попадали именно на него. От голодной смерти спасло то, что по «национальной традиции» без огромной сумки с едой мы вообще никуда не ездим. Вот другим туристам, которые ехали цивилизовано, пришлось туго. У проводников, кроме водки и пива нет ничего, бабушек на станциях, торгующих вареной картошечкой с укропом и малосольными огурчиками, не было ни одной.
Через неделю, после того, как был оформлен заказ на путевку, уважаемый менеджер Круговая О.О. объявила, что оператор, т.е. «Прага» увеличила стоимость каждой путевки на 10 евро. Уточнил в других агентствах – стоимость увеличилась везде. Можно было бы изменить тур и поехать за такую сумму в любую другую европейскую страну, но уже настроились на Венгрию и решили тур не менять.
За месяц до отъезда нам сообщили, что группа уже набрана, никаких проблем нет, но при этом, тур будет не по программе «Венгрия», а по программе «Венгерские жемчужины». Казалось бы разницы никакой. Ан нет, в последнем случае пребывание в Венгрии сокращается на целый день. Вместо 6 дней в Венгрии, нам предлагают – 5, а освободившийся день посвятить
достопримечательностям Украины – посетить замок в Мукачево и посмотреть из автобуса Львов. Причем сделано это было в тот период, когда документы все уже были сданы, основная часть денег оплачена (значительную часть мы бы просто потеряли) и самое главное упущено время для поиска другого тура. Настроение начинало потихоньку портиться.
Один раз в неделю до отъезда я добросовестно звонил в «Балт Экспрес» и интересовался у Ольги Олеговны, как обстоят дела, есть ли проблемы с автобусами, отелями, визами. Все было в порядке.
Вечером, накануне отъезда получил паспорта, страховки, билеты. Все, завтра в путь. Поинтересовавшись, вернулась ли предыдущая группа, есть ли какие-нибудь проблемы, жалобы, я услышал, что да группа вернулась, а жалобы… всегда есть недовольные. Имея опыт путешествий, печенкой почувствовал недоброе, но было уже поздно.
Еще один нюанс неприятно меня поразил. При получении документов, я обратил внимание уважаемой Круговой О.О. на отсутствие самой туристической путевки. На что мне было заявлено, что туристический ваучер находится у сопровождающего, а в «Балт Экспресс» никакие путевки не выписываются, вообще это дурной тон, когда турист едет с путевкой, зачем она? На мои доводы о том, что мне всегда в «Неве» вручали путевку и вообще как я докажу, что я турист, ведь именно путевка является основанием для поездки, мне нехотя был выписан бланк путевки.
Дорога до Венгрии.
В условленное время на Витебском вокзале встретились с группой и сопровождающей – Копашилиной Мариной. Оказалось, что Марина работает в турфирме «Прага», несколько человек уже путешествовали под ее руководством по Чехии и были очень довольны. Забегая вперед, скажу, что Марина хороший человек и возможно грамотный работник, но не специалист по Венгрии. Увы, в этой стране, как я понял, она была один-два раза. Опытный турист поймет, что помощи от нее ждать не приходилось.
Поездка в поезде до Львова прошла в целом нормально. Весь состав практически состоит из туристических групп, российские едут до Львова в сторону Венгрии,
Хорватии…Украинские возвращаются из Питера. Народ спокойный, воспитанный, пьянчуги и забулдыги по купейным вагонам не бродили. Но неприятно удивляет отсутствие отдельных элементов цивилизованности что ли. Про отсутствие ресторана я уже упоминал. Никто из проводников, пограничников и таможенников не говорил по-русски. Ничего не имею против украинского языка. Замечательно, что есть признанный национальный язык. Но стоит ли таким образом демонстрировать свое самосознание или независимость? Нам туристам они не нужны. Выглядит это просто дико на фоне того, что финские, польские, венгерские, белорусские пограничники и таможенники не стесняются говорить по-русски, пусть даже плохо. Их достоинство и достоинство их стран от этого не умаляется. Умные люди понимают, турист едет в страну тратить деньги. То же самое происходило в Венгрии, совершенно нормально обращение на улице, в гостинице, в магазине на русском языке. Многие его не знают, но на элементарном «школьном» русском и английском вас поймут и объяснят всегда.
Кроме того, за постельное белье с нас, едва отъехав 20 минут от Витебского вокзала, потребовали гривны и только их. Милостиво согласившись подождать с расчетом до границы, где у менял, гуляющих по составу как у себя дома, можно было бы их купить.
Не буду подробно останавливаться на других элементах цивилизации в вагоне: все старое, грязное, не ухоженное. При температуре воздуха за +30, кондиционер в вагоне работал только на словах проводника, физически это не ощущалось. Вообще было впечатление, что как только состав разгонится, вагон просто развалится, настолько все старое.
Зато нам очень повезло с попутчиком на 4 –м месте в купе. В нашем вагоне возвращалась группа туристов из Ивано-Франковска, которые посетили наш город. Один из них был нашим соседом. Установлению добрососедских отношений способствовали добрая бутылочка украинской горилки (даже в такую жару) и заготовленная нами сумка провизии, превратившаяся в закуску. За неспешной беседой длинный день и пролетел.
Во Львове группа дисциплинированно собралась вокруг Марины. Чувствовалось, что собрались опытные путешественники и бодро потащили чемоданы на привокзальную площадь к автобусу. 18 часов по местному времени, вокзал бурлит, площадь запружена автобусами, поджидающими свои группы. Мы уверенно двигаемся к группе туристических автобусов, разыскивая обещанный нам комфортабельный автобус марки «Iveco» № ВС 3255 АВ. По пути я замечаю, что группа-то наша не столь многочисленна, как это обычно принято. В последствии оказалось, что «Праге» из всех агентств Питера удалось собрать в тур 18 человек, из них несколько человек ехали транзитом отдыхать на Балатон и в Хорватию. Вот вам и бешеная популярность тура или отсутствие таковой у «Праги». Наплыва желающих, о котором мне говорили в «Балт Экспресс» явно не наблюдалось.
Нет автобуса. Марина начинает кому-то звонить и выясняется, что автобус стоит и ждет нас. Вот тут происходит то, что уже неоднократно показывалось в кинофильмах и мультфильмах, то, что называется классика жанра. Напомню, когда, например, из-за спин двух огромных прекрасных коней появляется конек-горбунок или из-за роскошного автомобиля вдруг выползает старенький «Запорожец». Надеюсь, ассоциации вам понятны.
Тоже самое, мы увидели воочию на привокзальной площади. Убогое маршрутное такси, мимо которого мы пробежали в поисках своего комфортабельного и туристического, оказалось тем самым автобусом, на котором нам предстояло совершить незабываемое путешествие до Венгрии, по Венгрии и обратно до Львова.
Трудно описать восторг путешественников при его виде. Однако питерцы оказались просто капризулями и сходу заявили, что на ЭТОМ они не поедут. Представьте себе обычное маршрутное такси, не предназначенное для междугородних и тем более, международных переездов (по крайней мере, по российским меркам). Кондиционера нет, салон рассчитан на 17 посадочных мест при наличии 18 туристов (а куда денутся сопровождающий и гид?), багажного отделения нет (а все едут с чемоданами, сумками…), спинки кресел опускаются, но в том случае, если сзади никого нет, ноги вперед не вытянуть (просто нет места), подголовников на спинках кресел нет (а ведь до границы ехать более 6 часов и еще несколько часов ночью до транзитного отеля) телевизор не работает, микрофон для гида просто не предусмотрен технически, так как это не туристический автобус, кресла старые, грязные и продавленные, одно было просто сломано, дверь в это «чудо техники» закрывалась только снаружи, запах бензина и т.д. Вот тут в среде туристов впервые прозвучал термин «маршрутка» по Венгрии.
В этот момент как из Библии на туристов посыпались откровения. Откровение №1. Оказалось, что водителя нашего зовут Иван, можно Иванко, а впоследствии узнав его ближе, стали звать просто Ванятка. Никакой вовсе он не водитель туристической фирмы, а обычный как у нас принято называть калымщик. Это лично его автобус, на котором он с успехом возит все что угодно, хоть сено или скажем навоз на поля. Нужно вам привезти из
Италии по бросовым ценам товар, пожалуйста, откручивает Ванятка болты, снимает кресла и везет товар. Нужно вам из Венгрии привезти автобус мобильных телефонов – тоже самое. Нужно людей куда-нибудь доставить, прикрутит Ванятка к полу кресла и айда людей возить. А к турфирме он не имеет никакого отношения, так как является незалежным перевозчиком и никакого указу над собой не потерпит. Кстати, изъяснялся Иванко так же исключительно на украинском языке, демонстрируя полное пренебрежение к туристам. Отсутствие нормального автобуса он объяснил просто – ему мало заплатили, вот и получите. Кресло же еще одно из автопарка привезут.
Откровение № 2. Как оказалось ни «Балт Экспресс», ни «Прага» напрямую с венгерской стороной не работают, а есть еще некая украинская фирма-посредник, которая, получив деньги, все и организовывала. То, чего я боялся больше всего, то о чем нагло в «Балт Экспресс» умолчали.
Откровение № 3. Наш сопровождающий - Марина не способна в данной ситуации решить ни один вопрос. Горько, но факт. Время за 18 часов, суббота, вокзальная площадь. До украинского посредника не дозвониться, никого нет на месте. Сопровождения группы нет никакого. В автопарке из руководства также никого нет. Мы понимаем, что автобус нам не поменяют. В группе часть туристов едет дальше
отдыхать в Хорватию и на Балатон. Отказаться - срывается весь отпуск, билеты взяты на обратную дорогу только через неделю, ночевать негде. Часа через два уговоров со стороны Марины и Ванятки усталые и безразличные соглашаемся ехать. К этому времени водитель прикрутил еще одно кресло, в салоне под завязку, но поместились все. Чемоданы с трудом запихали за последний ряд кресел. Выехали с опозданием на несколько часов.
Дорогу от Львова до Стрыя можно прокомментировать так: в глухих деревнях псковской области у нас таких дорог уже нет. Одно слово убогость. На хорошем автобусе это, может быть, было бы и не так заметно, но на Ваняткином коньке-горбунке растрясло всех. Теплым словом вспомнились дороги в Белоруссии, когда мы ехали в Чехию, даже кружку с чаем можно было смело ставить на столик, не проливался. В это время я понял, почему у кресел нет подголовников – манера вождения Иванко не позволяла даже вздремнуть, особенно в Карпатах: при скорости за 100 км/ч езда по встречной полосе, обгон при отсутствии достаточной видимости… Экстремал, можно подобрать еще какое-нибудь крепкое словцо для рифмы.
24 часа местного времени – мы в Чопе. Да простят меня читатели, видимо устал излагать события, но название этого пограничного пункта, точнее, все последнее предложение опять невольно просит рифмы. Объясню, почему мы там. Перед нами 2 полных и настоящих туристических автобуса с настоящими туристами, а не подкидышами вроде нас. Ночь, от реки летит множество слоноподобных комаров, так как мы еще на украинской стороне, значит украинских, которые решили окончательно нас добить, буквально через минуту после открытия двери снаружи (изнутри дверь не открывалась) ими забивается весь салон и они начинают плотно ужинать. Русские не сдаются. Мы терпеливо ждем, когда проверят впередистоящие автобусы, изнутри окна нашей «тачанки» становятся красными от крови перебитых комаров. И вот мы въезжаем на проверку, быстро собираем паспорта, они уже у пограничников. «Ну… Ну…»,- как говорил в нетерпении Киса Воробьянинов при виде очередного стула. Впереди транзитный отель в Мишкольце, Венгрия.
Не знаю, как описать события дальше. Неожиданно заметался Ванятка, именно заметался. Еще не зная, что собственно произошло, мы поняли, что-то случилось и явно не в нашу пользу. Марина пошла узнавать. Новость ошеломила всех. У Ванятки нет документов на этот автобус, именно на этот. Вообще они есть, на тот - на котором предполагалось нас везти, а на «убожество» которое нас везет сейчас нет, документы остались во Львове.
К нам подошла уверенная в себе украинская таможенница и командным голосом сказала фразу, не требующую перевода: пошли вон отсюда.
Ночь, река, комары, граница. Ручонки Ванятки дрожат, Марина пытается дозвониться до высокой украинской стороны, к счастью, это ей вдруг удалось. Ванятка предлагает всем посидеть часа 3 в автобусе, мол, через 3 часа ему привезут из Львова документы. Сейчас, если мы ехали до границы более 6 часов, то как их привезут за 3 часа? Требуем ехать в какой-нибудь близлежащий отель. Марина договаривается с принимающей украинской стороной, что нас пустят переночевать в отеле «Орфей» в Мукачево. Еще часа 1,5 едем по разбитой дороге в обратную сторону и 0,5 часа катаемся по ночному Мукачево, так как никто не знает где этот отель, даже большинство местных жителей, которых удается встретить на улице в столь поздний час.
«Орфей» оказался очень приличным местом, просто замечательным. На отдых оставалось 5 часов, так как в 7 утра нужно срочно выезжать в Чоп.
На следующий день часов в 10-11 мы опять в любимом Чопе. Очередь из автобусов существенно выросла, температура за +35. Часа через 1,5 проходим украинскую границу. Стоим в очереди на венгерской стороне. Разрешили поменять валюту, впереди купальни Мишкольц, переезд до Будапешта, прогулка по Дунаю. Сколько менять, какие цены? Марина знает это очень приблизительно. Ориентируемся по информации из Интернета и по опыту других поездок. Кстати, на пограничном пункте курс просто грабительский, в отличие от других границ, где много обменных пунктов, здесь одна касса. Очередь огромная. С первой же нашей путешественницей случился инцидент. Поменяв валюту, не отходя от кассы, она проверила правильность операции, совершив два арифметических действия, и обнаружила, что обманули ее ровно на 5000 форинтов. Кассирша, молча возвращает сумму, полученную обманным путем, и закрывает кассу, мол, гуляйте дальше правдолюбцы. Рекомендую, в дальнейшем, не стесняясь считать на калькуляторе и при обмене валюты, и при проведении оплаты за товары и услуги, так как случаи подобных арифметических ошибок не в вашу пользу случались на каждом шагу (не избежал этого печального опыта и ваш покорный слуга, но об этом позднее). Пока кипели страсти в кассе таможни, наш «суперлайнер» был обойден в очереди на таможню еще одним настоящим автобусом, что отодвинуло нас от Венгрии еще на 30-40 минут.
В Венгрии.
Часов в 13-14 пересекли венгерскую границу. У ближайшего, буквально в 1 км, магазина поменяли валюту. Оказался самый лучший курс за всю поездку: за 1 евро – 276 фор. Позднее в Будапеште курс был 272-274 фор. При расчетах за дополнительные экскурсии, кораблик, рестораны гиды считали из соотношения 270 фор. за евро. Вывод - не тратьте время на обмен валюты непосредственно на таможне. Лучше ее быстрее проскочить и спокойно поменять валюту в соседнем магазине, где можно и перекусить, купить напитки, туалет так же к вашим услугам. Здесь же стоял меняла, который обменивал форинты на доллары по хорошему курсу.
Примерно к 15 –ти часам приехали в купальни Мишкольц. Столбик термометра поднимался к +39. Все в купальнях были первый раз, немножко растерялись, объявления только на венгерском, большой прейскурант с множеством непонятных расценок, Марина толком сказать ничего не смогла, инструкции из Интернета смешались в кашу, в кассы две большие очереди. Группа смело разделилась пополам и заняла обе очереди. Заказываю 3 билета на элементарном английском языке, плюс показываю 3 пальца на руках, плюс показываю стоящих рядом жену и сына, плюс пишу на листе бумаги 3 персоны. Непонимание полное. В итоге мне показывают на калькуляторе какую-то сумму, наверное, нужно соглашаться. Пожимаю плечами и киваю. В итоге, оказалось, обсчитали на 800 форинтов. Хотя все было банально просто. Для последователей рассказываю. Билет стоит 1600 форинтов на 4 часа. Никаких возвратов, в связи с выходом раньше времени нет. Вам дадут пластмассовый браслетик, похожий на часы, который при выходе сдается. Возможно, есть какие-нибудь скидки, но нам никто ничего не объяснил. Никаких индивидуальных кабинок нет. Обязательно нужно иметь монету в 100 форинтов. Можно разменять в кассе при покупке билета. Механизм переодевания прост. Все заходят в здание купальни. В специальных общих кабинках, которые имеют 2 дверки и соответственно, закрываются изнутри, переодеваются в купальные принадлежности. Переодевшись, открываете изнутри дверку для следующего посетителя, а во вторую выходите к шкафчикам. Находите свободный шкафчик, складываешь туда вещи, и с внутренней стороны в замочек бросаете 100 фор. монетку, закрываете шкафчик снаружи ключиком, который одевается на запястье руки или кладется в какой-нибудь кармашек. При возвращении, дверца открывается ключиком и монетка забирается. Купальни очень понравились. Посетить нужно обязательно, особенно если вы с детьми. Описывать не буду, множество отзывов можно найти в Интернете. Практический совет. Очень хочется в купальнях сделать фото или видеосъемку. Но это большой риск остаться без аппарата или камеры на ближайшие 2-3 дня. У всех, кто брал с собой технику в купальни, она отказала. Большая влажность, вода попадет обязательно. Купальни Мишкольц можно условно разделить на те, что находятся в закрытом помещении и те, что под открытым небом. В закрытом помещении есть водопады, подземная река, гроты и т.д. постарайтесь их все посмотреть, не торопитесь в открытые бассейны.
К сожалению, на купальни нам было отведено всего 2 часа. Далее предстояла долгая дорога до Будапешта, причем времени было в обрез, так как была заказана вечерняя экскурсия на кораблике по Дунаю. Нужно перекусить. Наконец-то мы попробуем легендарной венгерской кухни с ее огромными порциями, воспетую всеми туристами. Зашли в ресторанчик прямо напротив купален и, не раздумывая долго, заказали гуляш. К нашему удивлению принесли в небольших мисочках темный мясной бульон, в котором плавали 3 кусочка старого жилистого мяса и все. Впоследствии, в «долине красавиц» мы попробовали настоящий гуляш, и оценили его по достоинству. Здесь же была даже не пародия, а так.., все это из-за нехватки времени. В парке и в округе были ресторанчики, но, чтобы серьезно пообедать нужно 1-1,5 часа.
Дорога до Будапешта ничего примечательного не представляет, хотя нужно отметить, что дороги в Венгрии лучше, чем, например, в Польше. Ванятка гнал во всю и мы до экскурсии успели приехать в отель, разместиться и быстро переодеться.
Поселили нас в отель «Полюш». Для 3-х звезд очень приличный отель, неплохие завтраки, хорошие номера, есть бассейн, но в нем вода очень хлорированная, администрация доброжелательная и объясняется по-русски. Главное достоинство - напротив расположены круглосуточный магазин «Теско» и торговый центр «Полюш» (работает с 10 до 18 часов). Нет необходимости куда-то ехать, если вам захотелось перекусить или что-нибудь купить. Кроме того, достаточно удобно добираться до центра – в 150 м. кольцо автобусов №№ 73, 173. До улицы Ваци ехать максимум 20 минут. Проездные билеты продаются в газетных киосках в том же т/ц «Полюш». Билет стоит 185 фор. Как и многие другие туристы обратил внимание на то, что компостировали билеты только мы. За время нескольких поездок не наблюдал, чтобы кто-нибудь из пассажиров оплачивал проезд, не было и контролеров. Но мы решили не жадничать и профинансировать общественный транспорт Будапешта.
Вечерняя поездка по Дунаю интересна тем, что она именно вечерняя. При дневном свете такого эффекта было бы не достичь. Прекрасная подсветка зданий и мостов выделяет из темноты именно то, на что необходимо обратить внимание. Ничего лишнего. Днем экскурсии по Дунаю, насколько я понял, не проводятся. Здания в совокупности с подсветкой обоснованно являются гордостью жителей столицы. Можно, конечно, сравнивать аналогичные прогулки в Петербурге,
Париже,
Амстердаме, Праге. Но даже ради того, чтобы включить в этот список Будапешт – стоит поехать. Из прозы жизни хочу отметить, что на борту кораблика вам смогут предложить лишь вино красное и белое, причем самое простое, а также прохладительные напитки. Все это будет предложено по двойному тарифу – 200 форинтов за небольшой бокальчик.
На следующий день – обзорная экскурсия, купальни «Сечени» и, дополнительно было предложено посетить в пригороде погребок с ужином и фольклорной программой.
Обзорная экскурсия прошла по отработанному плану с небольшими поправками на жару (+40) и отсутствие видимости чего-либо выше человеческого роста из окон нашей «кибитки». Жара не позволила посетить все заявленные в туре места, а лишний переезд по раскаленному городу в нашем «комфортабельном» автобусе положительных эмоций не прибавлял. В качестве практического совета, рекомендую не делать больших покупок в сувенирном магазине замка Вайдахунят. Очень милый магазинчик, хозяева хорошо говорят по-русски и скидочку сделают. Но цены в 2 раза выше, чем на те же товары в Сентэндре. В этом же магазине продавался DVD диск c фильмом о Будапеште – цена огромная, а качество съемки просто ужасное, не рекомендую.
В купальни «Сечени» проходили уже как опытные ныряльщики. Билет на 4 часа стоит 2000 фор. Если вы пробыли в купальнях до 2 часов, возвращаются 400 фор., если до 3-х – 300 фор. За дополнительную плату можно переодеваться и оставлять вещи в отдельной кабинке. Механизм посещения следующий. В кассе оплачиваете 2000 фор. и получаете чек. Далее по принципу: женщины - налево, мужчины – направо заходите в купальни, при этом, контролер на входе с помощью электронного компостера считывает ваш чек и пропускает в раздевалку. Вы идете либо в помещения с кабинками, либо в помещения со шкафчиками, они расположены этажом ниже. Здесь необходимо обратиться к работнику купальни, кстати, работники купальни понимают и могут объясняться по-русски, так что проблем не возникнет. Он покажет вам свободный шкафчик, после того, как вы переоделись, опять подзываете работника, он на внутренней дверце мелом пишет номер своеобразного вашего кода, своим ключиком закрывает шкафчик, а вам дает жетончик с номером. Жетончик одевается на руку. Кстати в одном из водоворотов моя жена потеряла свой жетончик. Проблем не возникло. Обратилась к работнику, та в ее присутствии открыла шкафчик, убедилась, что это именно те вещи и выдала новый жетон.
«Сечени», как и купальни в Мишкольц, необходимо посетить, очень интересно, да и полезно. Есть одно «но», если жители Будапешта могут себе позволить отдыхать в них, не взирая на время, то у туриста даже в такую жару, этого самого времени в обрез. 3-й час в купальнях пребывали из-за ребенка, которого было не вытащить из искусственного водоворота и растягивая время до ужина.
К назначенному времени собрались у назначенного места, чтобы наконец-то отведать блюд настоящей венгерской кухни и увидеть своими глазами настоящие венгерские танцы. Судьба готовила нам новое испытание. Оказалось, что на местах нескольких наших туристов, которые не изъявили желание ужинать в ресторане, поедут представители туристической группы из
Киева. Свой более приличный автобус они отправили то ли отдыхать, то ли халтурить, в общем, из каких-то своих соображений они решили ехать именно на нашем «такси». Они долго капризничали, выясняя при этом, кто на каком месте будет сидеть, потом отказывались от непонравившихся мест, их долго уговаривала их сопровождающая Яна, словом для прекращения этого балагана нам пришлось всем потесниться. По дороге заехали к усыпальнице дочери нашего императора Павла, где встретились с еще одной питерской группой. Эта группа осуществляла тур по маршруту Венгрия-Хорватия, и все у них было хорошо: хороший сопровождающий, хороший автобус, хорошая программа, да и группа была достаточно многочисленной, не в пример нашей. Усыпальница является своеобразным местом сбора православных в Будапеште, очень ухоженное место, здесь же хоронят православных священников. Храм небольшой и напоминает маленькие, уютные храмы где-нибудь в Изборске.
Существует банальная истина. Прежде, чем пить, нужно определиться: где пить, с кем пить и сколько пить. Первое условие было выполнено великолепно. Прекрасный ресторанчик в стиле винного погреба, отличная живая национальная музыка, изумительная еда в огромном количестве. Весь вечер нам показывали венгерские танцы, к концу вечера их стали разучивать сами туристы. Третье условие также выполнялось. Столы были заставлены бутылками с хорошим домашним вином на любой вкус. В качестве апперитива, предлагалась домашняя паленка, но это на любителя, так как от заводской она отличается тем, что является банальным самогоном высокой крепости.
Второе условие выполнить не удалось, и вечер был испорчен. Дело в том, что все расселись за столы по группам. Это естественно. Но вот Ванятка наш, посчитал за оскорбление садиться за стол со своими туристами, ибо нанес бы, тем самым, землякам своим кровную обиду. Старшая нашей группы для него не указ, так как никакого отношения к туристическим фирмам он не имеет и понятие работа для него условно. Разлюбезные киевляне, уже будучи сами под хмельком изрядным, быстренько доводят Ванятку до нужной кондиции. Тот спьяну да от ума великого начинает жаловаться им какой замечательный у него автобус и какие привередливые ему попались туристы. К середине вечера в киевской среде сформировалось ядро активистов, которое решило защитить национальные интересы любой ценой, чему способствовало неумеренное возлияние, склонность к базарам, майданам…. и венгерское гостеприимство. Никакие увещевания и предложения отдохнуть спокойно на них не действовали. Закончился вечер банальным скандалом, причем больше всех кричала старшая киевской группы Яна, которой по роду своей работы нужно было бы успокоить своих подопечных. А повод то был пустячный: наша группа просто отказалась ехать с пьяным водителем, всего и дел то.
Видимо тем самым мы опять задели какие-то национальные интересы, так как доблестные киевлянки, предводительствуемые очаровательной Яной уставили кулачки в бока и открыли свои милые ротики, сразу стало понятно, что в роду у них многие поколения женщин занимались торговлей или политикой. К этому времени другая питерская группа спокойно и организованно села в свой замечательный автобус и уехала отдыхать, как и положено туристам. Наши предложения о том, чтобы киевляне сами ехали с «трезвым» Ваняткой, а нам прислали свой автобус, было отвергнуто сразу, предложение вызвать по телефону их автобус и всем вместе ехать также их не устроило. В это время наш руководитель Марина отпаивала кофе и чем-то еще виновника торжества.
Пригород Будапешта, время к полуночи, все изрядно утомились, такси не найти. Решили, пусть везет Ванятка, но со скоростью 50 км/ч. В дороге пришлось несколько раз остановиться, так как теперь уже у одного из активистов сильной половины киевской группы начался какой-то зуд, он складывали пальцы в виде латинской буквы V и норовил ткнуть ими кого-нибудь из наших женщин, пугливо пряча пальцы и отпираясь. Слава богу, доехали до отеля.
На следующий день – города излучины Дуная (Эстергом, Вышеград, Сентэндре). В Эстергоме – базилика и смотровая площадка на панораму Дуная. Смотреть больше нечего, по городу ездит машинка, стилизованная под паровозик, но нам на нем прокатиться не дали – не было времени. Очень понравился Вышеград, действительно есть, что посмотреть и внутри замка, и вид на окрестности прекрасный. Здесь же множество мест, где можно сфотографироваться, дешевый сувенирный ларечек с интересными вещицами, здесь же можно прокатиться на коне (200 фор.), пострелять из лука, сфотографироваться в средневековой одежде (500 фор.). Сентэндре – сувениры. Очень напоминает
Карловы Вары по расположению и духу. Конечно, оговорюсь, именно напоминает. Знаменитый музей марципанов лично на меня впечатления не произвел, уровень ребенка до 10 лет.
Что касается сувениров, рекомендую быть осторожнее и не торопиться, цены называются завышенные. Нужно культурно торговаться. Обнаружил, что на ряд сувениров мне была названа цена в 2 раза превышающая цену в Будапеште. Имеет смысл проконсультироваться с гидом, если вы видите, что он хороший специалист, либо ноги в руки и пробежаться по нескольким магазинам, благо улочка- то всего одна с сувенирными лавками. Ассортимент примерно одинаков: головные уборы из гриба чага и из соломки, всевозможные поделки из дерева, охотничьи трофеи, кружева, фарфор, перец и марципан во всех проявлениях, растительное масло заправленное пряностями и т.д. Вернуться к понравившемуся товару время будет. Среди сувениров были и китайские тов