День 4. Музейный
Проснулась рано – часов в семь – спасибо соседу за стеной: мало того, что заселился в номер в час ночи, так еще и храпел под ухом до самого утра. Вот, пожалуй, единственное слабое место этого отеля – неважная звукоизоляция… Хотя, во все другие дни и ночи я не слышала практически ни звука, и уже, грешным делом, решила, что мой замечательный сосед съехал. Тем не менее, разбуженная в такую рань и таким неромантическим способом, я приняла душ и за просмотром утреннего телеканала начала собираться на завтрак. Надо сказать, итальянские новости слегка отличаются от тех, к которым мы привыкли. Как правило, всё начинается и заканчивается футболом: сначала вам расскажут как дела у национальной сборной (блиц-интервью со всеми её членами прилагаются), затем со слезой в голосе напомнят, как
Италия выиграла у Украины 3 дня назад, повторят все лучшие моменты этого исторического матча, потом попросят приглашенного специалиста прокомментировать увиденное, наконец, сам ведущий даст оценку мнения специалиста и, в завершение, вам поведают о каком-нибудь курьезном случае из жизни игроков или их болельщиков. Помимо футбольных, итальянцы интересуются и местными новостями, например как 5-летняя девочка выпала с балкона 6-го этажа или как на пляже в
Римини был обнаружен беспризорный зубной протез. Подобные события долго и с наслаждением муссируются местными СМИ (новость про девочку, например, обсуждали на всех каналах на протяжении трех дней). Среди прочих известий, вам вскользь упомянут, что на Ближнем Востоке «всё плохо», а где-то упал самолет – ровно 16 секунд на каждую новость.
Итак, после вкусного завтрака, мы с моим приятелем отправились «открывать
Турин». Посмотрели мы в этот день очень много, постараюсь рассказать о самом интересном. День намечался жаркий, но, надо сказать, что на улицах Турина жары особенно не чувствуешь. Во-первых, веет легкой прохладой с реки, а во-вторых, все центральные улицы представляют собой галереи, которые спасают от палящих лучей солнца и в которых гуляют приятные сквозняки.
Начали мы свой «культпоход» с Египетского музея, о котором я была наслышана еще до поездки. Этот музей считается вторым по величине (после каирского, разумеется) музеем мира, посвященным
Египту. Я никогда не была поклонницей Египта, но музей мне очень понравился. Экспозиция внушительная и располагается на нескольких уровнях в хронологическом порядке. Тут вам и саркофаги с мумиями и без, и папирусы, и украшения и предметы быта и много-много разных других экспонатов. Мой друг проникся чувствами к мумиям: он сфотографировал каждого покойника в этом музее, ни одного не обделил вниманием! Мне как-то больше по душе живые, но посмотреть все же интересно. В одном из залов, среди предметов, найденных учеными в одной из пирамид, я заметила несколько крупных кусков то ли глины, то ли земли, с торчащими из нее соломинками… Прочитала табличку: оказалось – хлеб! Но больше всего мне запомнилось великолепно сохранившееся и безумно красивое колье – дорогие женщины, ради этого стоит потерпеть присутствие мумий!
В этом же здании (бывшая иезуитская школа), но в другом крыле, находится Галерея Сабауда – довольно большое собрание творений итальянских, фламандских и голландских мастеров. Особое внимание уделено представителям пьемонтской школы живописи. Мне очень понравилось! Кстати, если покупать билет сразу и в Египетский музей, и в Галерею, выйдет немного дешевле: 8 евро (по отдельности билеты стоят 6,50 и 4 евро соответственно). Мне-то, как вы помните, с моей Torino Card вход был бесплатный. Так что, на всех моих входных билетиках в графе «цена» стояло: 0,00 Euro. Забавно!
В двух шагах от музеев находится очень красивая церковь Сан Филиппо Нери (San Filippo Neri). Кроме красоты интерьера, эта церковь примечательна тем, что строить ее начинал знаменитый Гварино Гварини, да так и бросил еще в начальной стадии. Но ничего страшного – нашлись добрые люди, достроили. Правда, когда работа была уже почти закончена, купол обвалился, порушив часть стен, и строительство пришлось начинать практически заново…
Двигаясь вперед, мы вышли на главную площадь Турина – Piazza Castello (Замковая площадь). Прямо по курсу гордо раскинулся Palazzo Reale (нет, это не «реальный дворец», а королевский), справа возвышается Музей Античного искусства и прилепившийся к нему сзади Palazzo Madama. Как я уже упоминала, музей закрыт на реставрацию на неопределенный срок. А жаль! Как я узнала из путеводителя, в музее собрана богатейшая коллекция, иллюстрирующая развитие искусства и ремесел в городе и регионе со времен Византийской империи до наших дней. Можно только гадать, какого удовольствия мы лишились... Но, как говорится, врагу не сдается наш гордый "Варяг", и мы, вздохнув, пошли смотреть «царские палаты».
На самом деле, Королевский дворец занимает лишь часть здания. В правом крыле располагается бывшая королевская, а ныне просто церковь Сан Лоренцо – довольно маленькая, но очень богато украшенная изнутри (само собой, скажете вы, для монарших особ строилась). Войдя внутрь, попадаешь в небольшое помещение, где вдоль одной из стен на специальных стендах представлена история церкви, а в глубине стоит необыкновенной красоты «Пьета» – статуя Девы Марии, оплакивающей Христа. Очень красивая, я минут 10 смотрела на нее и не могла оторваться.
В левом же крыле дворца находится Музей оружия, Королевская библиотека (вход бесплатный) и Национальный архив (любопытствующие не допускаются – на входе дежурит полицейский). При покупке билетов во Дворец и Музей оружия опять же скидка. Надо отметить, что практически во все музеи бесплатно пускают лиц моложе 18 и старше 65 лет, а студентов до 25 лет (при наличии студенческой карты) – по льготной цене. За дворцом находится большой и зеленый Королевский парк (вход, по-моему, бесплатный). По дворцу можно бродить самостоятельно или с группой под руководством гида. Для таких экскурсий есть специальное расписание, их проводится всего 3 в день по полчаса, и мы как раз попали на одну. К неописуемоей радости моего друга, дяденька-гид говорил по-итальянски. Несмотря на мои скромные познания в этом языке, я поняла почти все – гид говорил внятно, хорошо поставленным голосом, четко произнося слова (наверное, для таких как я). Есть у них и англоговорящий гид, но, когда я случайно услышала, как она говорит, я только порадовалась, что не попала к ней – понять что и на каком языке она лопочет было крайне трудно (это можно было прочесть на лицах американских туристов, к которым её приставили). Несчастные американцы напрягались из последних сил, чтобы уловить в этом потоке «английской речи» хоть несколько знакомых слов. Возможно, им это и удавалось, но, тем не менее, с их лиц не исчезала маска «вежливого недоумения». Некоторые члены их группы махнули рукой на это безнадежное дело и вовсю крутили головами, разглядывая обстановку и отделку комнат.
Дворец, действительно, симпатичный, правда для посещения открыта лишь часть. Странно, ведь здесь не живет королевская семья, как во дворце в
Мадриде, где часть помещений тоже закрыта для туристов… Кстати, те из вас, кто бывал в тамошнем тронном зале, поймут моё разочарование, когда наш гид, сообщив, что «вот это – Тронный зал», ввел нас в комнатку 10х10 метров с небольшим красным пуфиком под красным же балдахином… Для тех, кто не понял, красный пуфик – это и есть трон! У меня дома почти такой же. Просто диву даешься, до чего скромно жили итальянские монархи…
В Королевском Музее оружия нам тоже весьма понравилось. Очень хорошая коллекция – тут вам и холодное, и огнестрельное, и доспехи, и кони со всадниками при полном параде. Кони – просто как живые, только лысоваты в тех местах, куда дотягиваются, чтобы погладить, ласковые туристы. В общем, музей достойный, жаль нет при нем сувенирной лавочки, а то я не прочь прикупить какой-нибудь кинжальчик «для дома, для семьи».
Время плавно перетекало в обеденное, но у нас был еще один объект в двух шагах от дворца – кафедральный собор Турина, названный в честь Иоанна Крестителя (Duomo di San Giovanni Battista). Церковь знаменита тем, что здесь с 1694 года хранится знаменитая Туринская плащаница. Само собой, в церкви выставлена всего лишь копия, но это не смущает паломников, которые приезжают в Турин, чтобы взглянуть на одну из христианских святынь. Кстати, в городе имеется целый музей, посвященный истории плащаницы и связанным с ней научным исследованиям (Museo della Sindone).
Насладившись пищей духовной, мы побрели искать что-нибудь из физической, т.к. желудок настойчиво требовал своё. После вчерашней пиццы, хотелось чего-нибудь более «изысканного». Большим плюсом было то, что со мной был настоящий итальянец, понимающий толк в еде (кажется, у них это заложено на генетическом уровне), но мы и сами не лыком шиты! Я – гурман со стажем, но не столько съела (я вообще мало ем), сколько изучила, так сказать, теоретическую базу. Надо сказать, такого рода знания часто помогают не оказаться в дураках, когда тебе, например, в кафе предлагают «пенне в томатном соусе с базиликом», а на тарелке сиротливо ютятся переваренные «рожки», щедро политые кетчупом «шашлычный». Но это все лирика… На деле же, тем, кто интересуется, могу посоветовать замечательную книгу «Кухня Италии. Кулинарный путеводитель» (авторы С.Синельников, Т.Соломоник и И.Лазерсон), где очень интересно описаны кулинарные традиции всех 20 итальянских провинций, плюс приводятся рецепты самых типичных блюд. (Кстати, такая же книга есть и по
Испании). Так что загадочные названия итальянских блюд у меня прочно ассоциировались с определенными продуктами, и двусмысленных ситуаций не возникало.
Кафе и ресторанов в Турине пруд пруди, как, впрочем, и везде в Италии. Все они – от дорогих до «бюджетных» – предлагают не только съедобную, но и вкусную еду. Проблема одна – выбрать место, где покушать. Нам в этом помогли апельсины, точнее «апельсинчики» (arancini) – блюдо, о котором я была наслышана и которое не терпелось попробовать. «Апельсинчики» – это круглая котлетка из риса размером с апельсин, с начинкой, запанированная в сыре и сухарях. При обжарке котлетка приобретает оранжевый цвет (отсюда и название). Начинка бывает разная: мясо, сыр, шпинат. Я выбрала «апельсин» с моцареллой и прошютто. Вкусно! Это вам не гамбургер… К чему я про него вспомнила? Да просто, в то время как мы сели за столик и принялись тихо-мирно вкушать свои «аранчини», большинство других людей просто брали свой заказ «на вынос» в кулечке и ели на ходу, как мы привыкли поступать с едой из «Макдональдса». Вот он какой, оказывается, фаст-фуд по-итальянски!
Подкрепившись, мы продолжили свой маршрут. В программе был еще один музей – Пинакотека Альбертина – и «заплыв» на кораблике, который нам не удался вчера. У входа в пинакотеку нас поймал какой-то иностранец с бешеными глазами и спросил, говорим ли мы по-английски. Как выяснилось, он уже довольно долго искал Piazza Castello, но не находил, так как добрейшие и всегда готовые помочь туринцы ему объясняли куда идти, но, разумеется, на своем родном языке, которого бедняга не понимал. Поэтому мужчина метался от прохожего к прохожему, пока не нашел нас и мы не облегчили его муки. Послав молодого человека туда, куда ему было нужно, мы пошли в последний на сегодня музей. Дверь оказалась заперта, надо нажать специальную кнопочку и, когда из этого «домофона» раздастся вопрос «Чего надо?», сказать, что пришли посмотреть картины. Мы так и сделали, после чего дверь открылась и мы прошмыгнули внутрь. Пинакотека небольшая по площади, но в ней размещается более 3 000 картин и скульптур, в основном итальянских авторов, включая рисунки знаменитого в Италии Гауденцио Феррари, а так же Алессандро Антонелли – автора туринской башни Моле. Одна из наиболее любопытных картин – портрет молодого человека в «костюме Адама». Признаться, я от неожиданности аж вздрогнула! Это вам не «писающий мальчик», тут все серьезно, не для слабонервных… В общем, хороший музей.
Покинув пинакотеку, мы направили свои стопы к набережной, где нас ждал круиз по реке По. Догадайтесь, уважаемые друзья, что мы увидели придя на пристань… Я думаю, угадать не сложно. На кассе девственно белел листочек, на котором от руки было написано: «Рейс в 17.45 не состоится по техническим причинам». Нет, я определенно обожаю Италию и их систему транспорта! То поезда задерживаются, то таксисты бастуют, то кораблики не плавают… А главное, никто не напрягается, не бегает и не матерится. Мой приятель только улыбнулся и пожал плечами. Я уже кое-чему от итальянцев научилась, поэтому тоже улыбнулась (широко, во весь рот, потому что уж очень было обидно!) и пожала плечами. Легче не стало… Ладно, делать нечего, пошли в отель, привели себя в порядок и вечерком сходили поужинать. День в целом удался, много успели увидеть, получили массу приятных впечатлений. Возможно, кто-то посчитает, что 5 музеев за один день многовато. Не знаю, я ни капли не устала. Во-первых, музеи в Турине небольшие. Во-вторых, если время не ограничено и можно ходить не торопясь, это существенно облегчает восприятие. В-третьих, я не такой уж жуткий специалист, чтобы стоять часами у картины, всматриваясь в каждый мазок кисти… Так что смело могу заявить, что день прошел «на высоком идейно-художественном уровне». Впереди еще два.
Продолжение следует…