Маршрут : Riga – Paldiski (
Эстония) – паром – Kapellskar (
Швеция) – Stockholm – Karlstad – Oslo – Bergen – Andalsnes – Lillehammer – Elverum – Karlstad – Stockholm – Kapellskar – паром – Paldiski – Riga.
Протяженность маршрута – 3806 км .
Сроки поездки : 27.06.2001 – 13.07.2001 .
Цель поездки : полюбоваться природой Западной части
Норвегии с заездом на обратном пути в
Стокгольм .
Участники поездки : жена Аделаида – штурман, медик и завхоз; сын Игорешка ( 7 лет) – отдыхающий; дочь Юлька (5 лет) – отдыхающая; ваш покорный слуга – капитан и финансист.
I . Подготовка .
О красотах Норвегии я впервые услышал от своего знакомого в прошлом году . Он настолько восторженно рассказывал об этой стране, что мгновенно воодушевил меня на путешествие по этой северной жемчужине . Но в прошлом году обстоятельства складывались не самым лучшим образом, и я решил подождать. Ждать пришлось не слишком долго, ибо уже в начале мая этого года все говорило в пользу предстоящей поездки. За зиму я разработал подробный маршрут с местами стоянок и посещением различных удивительных мест. Информацию получил от вышеупомянутого знакомого и частично из Сети. Помогли также друзья, проживающие в Швеции .
Собственно непосредственная подготовка началась 21 мая с оформления паспорта на дочку (срок его действия истек в этом году). Эта процедура заняла 3 недели. Параллельно с этим я ознакомился с ценами на паром (www.tallink.ee ). Выбор пал, естественно, на паром Paldiski – Kapellskar . Через одно из туристических агенств за месяц до отъезда забронировал билеты на паром туда и обратно, выбрав каюту класса B2-1, а также оформил страховочные полисы по минимальной программе (0,55$/день). В Норвежском посольстве узнал о порядке получения визы в эту страну.
Необходимы следующие документы : - анкета ( заполняется на месте, но требуются подписи всех выезжающих в оригинале, за искл. детей ); - 2 фото каждому; - паспорта; - билеты на паром туда и обратно ( или хотя бы подтверждение о брони ); - страховочные полисы на всех отъезжающих; - приглашение или подтверждение брони в местах планируемых остановок.
12 июня, получив паспорт на дочку, помчался в посольство, но не успел (время работы с 10 до 12) . Пришлось ждать четверга, так как по средам приема нет. Сроки угрожающе сокращаются – 27 июня паром, а виз еще нет и бронь нужно выкупать не позже 3 дней до отъезда. А тут еще 23- 24 числа - национальный праздник Līgo, да к тому же финансовая сторона поездки никак не может решиться – деньги вроде вот-вот должны появиться, но тормозят небольшие недоделки трех (!) одновременно сдаваемых объектов ( я работаю в строительстве ). Напряжение возрастает ... Наступает 14 число – бегу в посольство. Поскольку у меня не было никакого приглашения я договорился в отделе виз, что предоставлю им справку с места работы о занимаемой должности и доходах, вместо подтверждения брони в гостиницах, чтобы убедить их в своей финансовой состоятельности . Поначалу они вроде бы согласились, но в последний момент все-же потребовали от меня документы, подтверждающие , что у меня забронированы места ночлега. Как я ни объяснял чиновникам посольства, что планируемые места моих ночлегов наверняка будут корректироваться в зависимости от различных обстоятельств, они были непреклонны . Поэтому пришлось в срочном порядке отыскивать в Сети адреса норвежских кемпингов для выполнения этого требования. Даю адрес –
www.camping-east-west.as/ ( ссылка booking ). Ответ получил незамедлительно от нескольких кемпингов и эти бумаги мне помогли преодолеть нелепую формальность.
Наконец, 15 июня все документы сданы, остается только ждать и надеяться на лучшее, а также выбивать деньги с заказчиков . Визу оформляют в течение 10 дней. Получается, что крайний срок получения виз и выкупа билетов – 22 июня, но в моем случае можно и не успеть. Напряжение возрастает ... О чудо !!! 22 числа в 10.00 долгожданный звонок из посольства – документы готовы ! Оттуда бегу в турагенство выкупать бронь, там же оформляю “зеленую карту”. Уже полегче, но остается не решенным финансовый вопрос. В оставшиеся дни мне, ко всему прочему, необходимо пройти техосмотр. Машина не весть какая – VW Passat 89-го года выпуска. Два года езжу – пора бы и ремонтом заняться . В понедельник 25-го числа заехал в сервис – поменял всю ходовую на 400$, а оттуда на техосмотр, но не тут-то было. Нашли еще разной мелочевки . Настроение – сами понимаете, но пик, кажется, пройден – часть ожидаемых денег вечером была получена . С утра снова в сервис , ребята устранили все претензии за 100$ и намекнули на то, что не мешало бы и тормозные колодки “до кучи” поменять. Но я расценил их рвение как желание раскрутить меня на неоправданные дополнительные расходы и отказался ( как в дальнейшем оказалось – очень зря ). Вечером прошел техосмотр !
Напряжение спадает ... Но завтра отъезжать, а финансы поют романсы. Пришлось прикладывать максимум усилий на решение этого вопроса и, с Божьей помощью, 27 числа в 12.00 я с деньгами готов собирать машину к отъезду. Закупаем на базаре провиант на все время путешествия ( в Норвегии все очень дорого ). Ошибкой было то обстоятельство, что я слепо доверился информации в Сети в отношении ввоза в Норвегию определенных видов продуктов ( в частности – молочных, алкоголя, свежих овощей ) . На поверку оказалось, что досмотр багажа – это чистая формальность, лишь в Эстонии на мгновение приоткрыл таможеннику крышку багажника, а в Швеции и Норвегии этой процедуры вовсе не было. Так что мой Вам совет – собирайте в поездку все, что посчитаете необходимым во избежание ненужных затрат. Затем берем на всякий случай у знакомых палатку ( мы планировали ночевать исключительно в коттеджах ), обмениваем валюту и в 14.30 благополучно отбываем. Через четыре с половиной часа, проехав 335 км, мы оказались в порту Paldiski, но не учли, что время отправления парома местное, поэтому только через три с лишним часа мы отплыли от причала.
II. Путешествие .
28.06.2001. В 8.00 мы прибыли в Швецию. Выезд с парома прошел без задержек и вскоре мы уже мчались по трассе. Вдруг из под машины раздался какой-то неприятный звук. Я не допускал мысли о том, что это неполадки в машине, но, в таком случае, что же это могло быть ? Оказывается, разделительная полоса ( а иногда и боковая ) здесь рельефная. Наехав на нее колесом ты получаешь информацию об отклонении от траектории движения по своей полосе . Славно ! Дороги здесь отличного качества, поэтому ехать ниже 120 вроде как и неприлично. Поначалу я осторожничал со скоростью и “висел” на хвосте у местных – сказывалась латвийская привычка избегать встреч с полицией. Но очень быстро адаптировался к их культуре вождения . Во всем чувствовалось уважение к участникам дорожного движения, в особенности к пешеходам . Пропустить человека на пешеходном переходе – святая обязанность, сместиться чуть вправо при обгоне – тоже.
А полицейские в
Скандинавии не прячутся по кустам и не унижают свое достоинство поборами со своих же, видать рвачество для них уже пережиток далекого прошлого . К слову сказать, за все время путешествия мне ни разу не довелось встретить их на дороге !
Дорога E18 – это двухполосное в каждом направлении полотно, периодически переходящее в магистраль. Отдых в специально отведенных местах, а на магистрали на съездах по указателям или на бензоколонках. Кстати, WC есть на всех бензозаправочных станциях. Бензин в Швеции колеблется от 9,30 до 9,50 SEK/л ( прим. 0,9 $/л ). Погода стояла жаркая и мы за VASTERAS заезжали на купалку ( кемп. Jovudden ). Неплохое местечко – лодки, каноэ, водные велосипеды, а также купальня, кафе и прочее.
Поехали дальше. У меня в планах было остановиться в кемпинге за KARLSTAD ,так оно и получилось . Дети уже стали хныкать от жары, да и время – 17.00 . Кемпинг назывался SKUTBERGET-KARLSTAD, 4 звездочки, на берегу большого озера . Стоимость за место для палатки + автомобиль составила 180 SEK. Пик сезона в Швеции и в Норвегии с 22.06 по 04.08 , а в другое время цены на 30% ниже . Из всех шведских кемпингов этот мне понравился больше всех. В Швеции кемпингов гораздо меньше, чем в Норвегии, поэтому они очень большие . А сами понимаете, чем больше кемпинг – тем меньше уюта и чистоты. По этому показателю вышеупомянутый кемпинг отличался в лучшую сторону от остальных, в которых мне довелось останавливаться . Пробег за день – 410 км .
29.06.2001 . Выехать из кемпинга постояльцы обязаны до 12.00 . У нас обычно так и выходило - пока проснутся дети, позавтракаем, соберем палатку и вещи , на часах уже 11 . Еще один важный момент ! Мы взяли с собой два газовых пятилитровых баллона и однокомфорочную плитку для того, чтобы готовить обед на перегонах. Но, в принципе, можно обойтись и без них, так как в каждом кемпинге есть кухня с эл.плитами, на которых без проблем можно приготовить что-либо в дорогу и положить в термос, или вскипятить воду , чтобы в дальнейшем залить ею быстроразваривающиеся макароны, пюре или кашу . После KARLSTAD ландшафт потихоньку начинает меняться . Равнинные участки заканчиваются и начинаются невысокие горы. Граница между Швецией и Норвегией прозрачная, и ты понимаешь, что оказался в другой стране, заметив лишь небольшое различие в дорожной разметке ( белая разделительная полоса становится желтой ), перед этим , правда, проехав по зеленому коридору приграничного пункта ( нечего декларировать ). В Mysen мы свернули на 22-ую дорогу, сознательно объезжая OSLO – в наши планы не входило посещение городов ( дети быстро устают ). Исключения составили BERGEN и STOCKHOLM . Далее свернули на 4-ую в направлении на Roa . По дороге еще одна остановка, чтобы искупаться – Sanstangen . Правда очень крутой спуск к озеру . Перед Roa первых два туннеля протяженностью 1 и 1,5 км . Впечатляет, особенно когда влетаешь в него на 100 км/час да к тому же с яркого дневного света . Первые несколько секунд едешь ничего не видя – нечто новое ! В дальнейшем проезжали десятка два – три туннелей различной протяженности ( попадались аж 7,5 км ! ). За Roa свернули на 35-ую в направлении на HONEFOSS . В центре города дорога проходит мимо красивого водопада ( по правую сторону ), видно с машины . Затем свернули на 7-ую в направлении на BERGEN . За Noresund начинается красивая дорога вдоль горного озера. Проехав километров 40 мы остановились в первом же кемпинге, попавшемся на нашем пути . Называется он – STAVN CAMPINGSENTER . Симпатичное место на берегу реки . Детям в нем сразу понравилось, так как на батуте (они были почти в каждом кемпинге) резвились детки, а для них это важнее любых водопадов и скал . Стоимость места для палатки + автомобиль составила 80 NOK, к этому еще добавили по 10 NOK за взрослого человека и по 5 NOK за ребенка . Итого – 110 NOK . Время – 20.00 . Пробег за день – 406 км .
30.06.2001 . С утра накрапывал небольшой дождик ( единственный раз за всю поездку ), мы сходили в душ ( в зависимости от кемпинга от 5 до 10 NOK за 3-5 мин. горячей воды ) и двинулись дальше . По дороге интереса ради зашли в какой-то магазин. Привожу ориентировочные цены на продукты питания : молоко 0,5 л - 20 NOK; мороженое - 10-25 NOK; хлеб белый - 18-20 NOK; пиво 0,33 л - 15-25 NOK; пепси-кола 0,33 л - 15 NOK; огурцы (палки) кг. - 10 NOK; картошка стар. кг. - 8 NOK; картошка мол. кг. - 15 NOK; капуста св. кг - 6 NOK; яйца 1 шт. - 2 NOK. Вновь появилось солнце . После того, как проехали Gol начались настоящие горы и скалы ! Красота неописуемая ! Не знаю, найдется ли хоть кто-нибудь, кого не приведет в восторг эта дикая северная природа ! Гарантирую, что любой турист, посетивший Норвегию, получит истинное наслаждение от созерцания этого великолепия ! Вскоре подъехали к водопаду Voringsfoss ( он был отмечен в моем путеводителе тремя восклицательными знаками ) . Въезд на смотровую площадку – 20 NOK . Незабываемое зрелище ! Обязательно посетите, рекомендую . Сразу за ним несколько туннелей различной протяженности . Причем дорога идет под уклон 10 %, нога все время на тормозе. В результате у меня задымилась резина . Спасло то, что я с собой возил пятилитровую канистру с водой, и после туннеля оказалась площадка для отдыха – прямо среди отвесных скал. Пришлось остановиться на обед и вылить всю имеющуюся воду на раскаленные диски . Совет : обязательно перед поездкой проверьте состояние тормозных колодок, иначе попадете в аналогичную ситуацию. Ко всему прочему двигатель у моей “лошадки” тоже слабоват для таких подъемов – 1,6 л. Когда я поднимался по серпантинной дороге с уклоном в 12 % к панорамным местам с тремя пассажирами и полным багажником, то сердце сжималось от натужного звука работы двигателя . Через часик продолжили путь, выехали из последнегог туннеля и попали в рай ! Иного слова не подобрать для кемпинга под названием Mabodalen ! Очень живописное место посреди гор с отличными домиками и красивой лужайкой для палаток .Есть летнее кафе и бар с уникальным интерьером. Прямо посреди кемпинга растет целая аллея черешни, причем ягоды уже спелые и очень сладкие ! Мы сняли домик на 3 кроватных места за 300 NOK . Домики совсем новые, еще пахнут сосной, вода и WC внутри . Грех не откупорить припасенную на такой случай бутылочку ! Рекомендую остановиться именно здесь ! Вообще отделка во всех коттеджах, где мы останавливались, была исключительно из дерева, никакой синтетики. И еще немаловажная деталь – у них запрещается курить в домиках, поэтому воздух чистый и легкий. Везде есть электроплитка, холодильник и калорифер. Пробег за день – 185 км .
01.07.2001 . Ночью прошел дождь и было свежо. Вечером, гуляя по окрестностям, мы обнаружили в 300 м от кемпинга музей природы. Решили утром туда непременно сходить . Часов в 11 мы уже в нем . Стоимость билетов на четверых 150 – 200 NOK ( точно не помню ). Если знаешь английский язык, то можешь получить интересующую тебя информацию посредством компьютера. На базе сенсорного принципа расставленные в разных местах экраны расскажут Вам о происхождении ледников или о продолжительности геологических эпох , говорящая голова человека того времени поведает о себе и ответит на различные вопросы . Но самое запоминающееся впечатление оказал на нас демонстрирующийся каждые 30 мин. фильм о норвежской природе ! Фантастические съемки с вертолета создают впечатление, что ты сам сидишь внутри него и совершаешь головокружительные пируэты и полеты над водопадами, вершинами гор и ледниками . Рекомендую ! Выйдя из музея увидели указатель на какой-то водопад . Решили на него заскочить. Как потом оказалось, дорога к его вершине проходила по размягшей после дождя дороге, петляя вдоль скалы. Встречались участки, на которых две машины не могут разъехаться . Как на зло на одном из поворотов на 180 градусов нам повстречался немец на bobil – дача на базе автомобиля . Еле разъехались ! Взобравшись наверх, мы посмеивались над нашим термином “заскочить”. Дорога туда и обратно заняла 2,5 часа, причем спускаясь, мы решили пойти навстречу настойчивым просьбам уставших сидеть в машине малышей – пробежаться впереди машины . На одном из участков бегущий вперед, а смотрящий назад Игорешка , заскочил на край дороги, поскользнулся и чуть не сорвался в пропасть ( дорога ничем не огорожена ). Это был самый неприятный момент за все время путешествия . Вскоре мы достигли Brimnes . Оттуда на пароме в Bruravik . Стоимость билета складывается из автомобиля с водителем, взрослых пассажиров и детей . В нашем случае это составило 76 NOK . Сразу после переправы – туннель протяженностью 7,5 км !!! Первоначально я планировал двигаться по 7-ой дороге в направлении BERGEN, но на предыдущей стоянке мне порекомендовали поехать в VOSS, якобы там есть отличный кемпинг . Поэтому я изменил маршрут и двинул в направлении VOSS по 13-й дороге . В VOSS кемпинг нам не понравился, единственным его достоинством был большой бассейн с вышкой, но сам кемпинг оставляет желать лучшего, да к тому же на берегу озера, где располагался кемпинг, свирепствовал сильный ветер . Мы приняли решение проехать дальше по 13-й в направлении Framnes , так как на карте там должны располагаться, как минимум, три кемпинга , а в направлении BERGEN – ни одного. Первый оказался не очень привлекательным, зато следующий располагался прямо у подножия водопада Tvindefossen . Он так и называется – TVINDE CAMPING OG HYTTER . Решение принято единогласно – останавливаемся здесь ! Домик на 4 кровати стоит 300 NOK, апартаменты – 390 NOK . Сняли домик . Именно здесь я встретил земляков – целый автобус туристов из
Латвии . Не поверите, но за все время путешествия по Норвегии ( да и по Швеции тоже ) я не встретил ни одной машины с латвийскими или российскими номерами . Эта встреча была единственной . Поговорив со старшим группы, я внес небольшие коррективы в маршрут движения, за что я очень ему благодарен. Вечерком мы с детьми поднялись на вершину водопада – пешком, не торопясь, минут 30-40 ходьбы . Пробег за день – 91 км .
02.07.2001 . Сегодня в планах заехать в BERGEN . Хотелось взглянуть на этот портовый городок, погулять по центральной его части, посетить знаменитый рыбный рынок, зайти в музей старого города. Движемся по Е16 .На подъезде к городу платный проезд, кажется 10 NOK. Кстати, не старайтесь избавляться от металлических монет достоинством 5 и 10 NOK. Во многих местах они Вам очень пригодятся . Проехали два длинных туннеля и мы на месте. К сожалению, накануне меня где-то продуло ( может на пароме, потому что дул сильный ветер ), и настроя на длительные прогулки по древнему городу не было. Программу минимум мы выполнили и выехали из города чуть раньше планируемого . Возвращаться к VOSS решили по другой дороге, чтобы не повторяться . Едем по 7-ой в направлении Granvin . По дороге проехали два уютных городка, расположенных на берегу одного из фьордов – Norheimsund и Oystese . Красивые места ! Вскоре за последним стоянка под названием RASTEPLASS . Очень живописное место с несколькими столиками . Есть место для костра, а также крытый навес на случай непогоды . Информация для любителей рыбной ловли : ловить рыбу в норвежских водоемах имеют право лишь те, кто приобрел лицензию . Стоимость лицензии на сутки (если мне не изменяет память) – 30 NOK, а на весь сезон – 300 NOK. В промежутке еще были цены на weekend и, кажется, на месяц . Где она приобретается не знаю, так как меня это не интересовало, помню лишь, что можно было ее приобрести в кемпинге MAGELI, что под LILLEHAMMER . Так вот, на этой стоянке при мне голландцы ловили на блесну каких-то рыбин . Пообедав, поехали дальше. Доехав до Granvin свернули вновь на знакомую уже 13-ую дорогу. Проехали VOSS и двинули в направлении на Vangsnes . Вскоре за нашим вчерашним пристанищем появился указатель TAULEN CAMPING . Время – 20.00 . Дети устали и просят остановиться . Ночуем здесь . Ставим палатку. Это удовольствие обходится нам в 90 NOK . Пробег за день – 310 км .
03.07.2001 . Выехали, как обычно, в 11.00 . Движемся по направлению к Vangsnes . Оттуда паромом до Hella . Переправа обошлась в 88 NOK . Далее по 55-й на Sogndal . Затем сворачиваем на 5-ую по направлению к Byrkjelo . Проехали два туннеля подряд по 7 км каждый ! Проезд платный – 145 NOK . В Byrkjelo мы расслабились и проскочили поворот на 60-ую, которая ведет к знаменитому леднику BRIKSDALSBREEN . Проехали лишних километров 25 пока не очухались . Утешением оказался мощный водопад EIDSFOSSEN, попавшийся нам по пути. Вернувшись обратно поехали по 60-й в Olden . Погода – то дождь, то солнце . На подъезде к городку дорога сужается и местами превращается в однополосную с поочередным проездом по ней. Приходилось прятаться в специальных карманах, пропуская встречный транспорт . В Olden поворот направо на ледник . Через 13 км на берегу горного озера расположен кемпинг OLDEN GYTRI . Место – супер !!! Я этот кемпинг еще перед отъездом себе отметил, кстати, именно туда я посылал просьбу о бронировании места по эл.почте . В этом месте был организован первый кемпинг для желающих подняться к леднику, поэтому он наиболее красивый . Для детей отличная детская площадка – батут, бассейн, волейбольная и бадминтонная площадка, летающие тарелки и большой трактор с прицепом, который очень запомнился моему сыну. Отдыхающие в этом кемпинге имеют право бесплатно пользоваться лодками для прогулок по горному озеру . Из окна домика ( их всего три ) виден другой ледник. Трехъярусные газоны для установки палаток аккуратно подстрижены, везде цветочки – хозяева очень любезны и во всем чувствуется их заботливая рука . Рекомендую ! Один домик из трех ( самый большой ) оказался свободным, и мы с радостью в нем расположились, заплатив за него 300 NOK . На радостях я умудрился оставить у хозяев свой бумажник !!! Слышу только позади веселый смех и какие-то крики . Оборачиваюсь , хозяйка бежит следом и, улыбаясь, вопрошает - present ? Время – 18.00 . Пробег за день – 294 км .
04.07.2001 . Ура !!! С утра великолепная погода – ни облачка ! В 11.30 выезжаем на ледник . Через 10 минут мы на стоянке – 40 NOK. Дорога к леднику представляет собой извилистую тропу, изрядно сдобренную конским навозом , так как внизу предоставляется платная услуга – подъем к леднику на конной повозке . Самым запоминающимся был переход через бурную горную речку - на мосту вас обильно обдает брызгами падающей в этом месте воды. В жару это очень даже кстати. На солнце искрится огромная радуга, которая видна даже на фотоснимке . Народ туда идет нескончаемым потоком, еще бы – самый большой в Европе ледник. По дороге у вас имеется возможность за 10 NOK рассмотреть ледник и прилегающие к нему горы через подзорную трубу. Правда время ограничивается 3 минутами . При желании можно пройтись и по самому леднику вместе с гидом-альпинистом. Необходимое снаряжение имеется на месте . Сколько стоит это удовольствие я не узнавал. Зрелище конечно же потрясающее . Рекомендую ! Дорога туда и обратно, а также отдых и фотографирование на леднике заняли у нас 3 часа . Оттуда мы направились по 60-й в Hellesylt, чтобы на пароме проплыть вдоль двадцатикилометрового фьорда GEIRANGERFJORDEN .Отплытие 4 или 5 раз в день, но мы попали на паром практически без задержки – в 16.00 . Очень живописные места открываются по пути его следования . За 45 минут мы проплыли мимо нескольких водопадов, один из них – знаменитый “семь сестер”. Путешествие по воде обошлось нам в 175 NOK . Рекомендую ! Съехав с парома в Geiranger ,поверните направо на панорамную площадку DALSNIBBA. За полчаса вы окажетесь на высоте 1500 м над уровнем моря! Въезд на площадку платный – 50 NOK . Проехав по крутому серпантину вы окажетесь в поднебесье, не веря , что каких-то полчаса тому назад находились внизу в едва заметной точке под названием Geiranger. Во время этих резких подъемов и спусков у меня часто закладывало уши, поэтому спасало давно проверенное средство – леденцы . Возвращаясь обратно, мы остановились на ночь в самом Geirangere – в кемпинге VINJE CAMPING . Очень красивое местечко прямо у водопада ! Время – 20.30 . Поставили палатку , заплатив 100 NOK . В кемпинге есть место для костра и довольно уютно . В городке универмаг работает до 23.00, что весьма редко для Норвегии ( магазины там закрываются в 17.00 ) Шум падающей воды очень успокаивающе подействовал на нас, и мы уснули, едва коснувшись подушек . Пробег за день – 148 км .
05.07.2001 . Сегодня в планах заглянуть на “тропу троллей”( TROLLSTIGVEIEN ). Едем по 63-ей до Eidsdal, затем паромом до Linge . Переправа – 76 NOK . Километров через 40 панорамное местечко, но, к сожалению, была низкая облачность и кроме молока ничего не было видно. То же самое на TROLLSTIGVEIEN , поэтому долго там не задерживаемся и едем дальше . Вскоре поворот направо на Dombas . Въезжаем в знаменитую ROMSDALEN ! Очень красива вначале, но вскоре дорога выравнивается и мы начинаем длиннющий пологий спуск в долину . Она, конечно-же, красива, но после высокогорья уже кажется чем-то второсортным ( про себя смеемся, что зажрались ) . В Bjorli заправляюсь бензином, который в Норвегии еще дороже, чем в Швеции – 9,7-9,8 NOK/л ( 1,1 $/л ), причем цена его возрастает, чем дальше от Швеции . Долго не можем найти приличный кемпинг, и лишь через 100 км , за Dombas останавливаемся в симпатичном ULEKLEIV CAMPING . Отличный домик стоит всего 200 NOK. Время – 18.00 . Пробег за день – 194 км .
06.07.2001 . Отоспались и двинулись в направлении к LILLEHAMMER . Кемпинги пошли один за другим . Речка, вдоль которой мы ехали, расширилась довольно прилично, и мы въехали в GUDBRANDSDALEN . Горы уже не такие крутые - все поросшие лесом, но все равно красиво . Стоит тридцатиградусная жара! Дети стали жаловаться, что мы все едем, да едем и нигде не стоим дольше одной ночи . Впрочем, у нас в графике была запланирована двухдневная стоянка, поэтому решили найти красивое место и пару деньков отдохнуть .Перед отъездом в Сети нашел два кемпинга рядом с LILLEHAMMER ( LILLEHAMMER CAMPING AS и HUNDERFOSSEN CAMPING ), туда и решили поехать. По дороге проскочили большой кемпинг в красивом месте . Не долго думая развернулись и решили заехать посмотреть получше . Название – MAGELI CAMPING ( 4 звездочки ). Нам он приглянулся, в особенности детям, потому что детская площадка была оборудована различными горками, качелями, батутом , а главное – там в загонах бегали кролики, козочки и гусь, которых они с удовольствием кормили . Детей тоже было много и мы не видели своих отпрысков целый день . Они умудрялись на пальцах объясняться с местными ребятишками . На прокат можно взять каноэ( 45 NOK/час ) или водный велосипед ( 50 NOK/час ). Оборудована купальня . Решили остановить здесь, и, как потом оказалось, правильно сделали ! Разбили палатку и два дня отдыха обошлись нам в 260 NOK . Цены домиков – от 275 до 760 NOK за сутки . Пробег за день – 125 км .
07.07.2001 . В 12.00 решили на пару часов съездить в LILLEHAMMER . По дороге заглянул в HUNDERFOSSEN CAMPING – он мне не понравился . Единственный плюс, что рядом с ним находится family park HUNDERFOSSEN – целый городок различных аттракционов . Цена на входные билеты для двух детей и двух взрослых составила в сумме 620 NOK . Мы взяли себе эту информацию на заметку и поехали дальше . LILLEHAMMER CAMPING мне тоже не понравился , во-первых цены очень высокие, во-вторых место не очень удачное . Поэтому рекомендую останавливаться в MAGELI CAMPING ( 36 км от LILLEHAMMER ). В самом городе мы пробыли пару часов, купили различных сувениров и вернулись обратно в кемпинг . Пробег за день – 92 км .
08.07.2001 . В 10.30 выехали по направлению к HAMAR . Симпатичный городок, жаль только, что все было закрыто – воскресенье . Затем свернули на 25-ую до Elverum ( там в кемпинге цена домика 350 NOK ) и по 20-й на Kongsvinger. За ним поехали по 2-ой и встали в первом повстречавшемся кемпинге – SIGERNESSJOEN CAMPING . Расположен он на берегу озера и в 300-х метрах от него отличное место для купания , особенно для детей, потому что очень пологий вход в воду. В 30-ти метрах от берега глубина 1 метр . К тому же, в самом кемпинге установлена детская водная горка! Вот было радости ! И еще немаловажное преимущество – это единственный кемпинг, в котором был бесплатным душ . Может именно поэтому здесь оказались самыми высокими цены на домики – 360 NOK . Палаточное место нам обошлось в 100 NOK . Пробег за день – 240 км .
09.07.2001 . С утра дети покатались с водной горки, а в 13.00 мы уже были на границе . В Норвегии, купив товара в одном магазине, участвующем в программе TAX FREE, на сумму свыше 308 NOK, Вы получаете право на возврат при выезде из страны от 11 до 18,5% от уплаченной суммы . Попросите выписать Вам Tax-Free Shopping Cheque ( чек, дающий право на возвращение Вам НДС ) и покажите Ваш паспорт ( если попросят ). Продавец завернет и запечатает Ваши покупки . Постарайтесь сохранить их запечатанными до самой границы . В Morokulien Infocenter ( на границе со стороны Норвегии ) Вы можете вернуть свои деньги и обменять оставшуюся валюту, а также потратить ее здесь же на сувениры . Время работы с 18 июня по 19 августа с 9.00 до 20.00, кроме воскресенья . В остальное время года – с 9.00 до 16.00 . В 14.00 мы пересекли границу, и вновь скорость движения возросла до 120 – 140 км/час. По дороге мы притормаживали у купальни, ибо жара стояла нестерпимая . В 18.30 приехали в VASTERAS и остановились в 500-х метрах от того места, где по дороге туда мы уже купались ! Название – JOHANNISBERGS CAMPING . Он заметно уступал всем предыдущим и по чистоте и по уюту. Одна радость – дешево. Заплатили за палаточное место всего 80 SEK . Пробег за день – 364 км .
10.07.2001 . На заключительную часть поездки – STOCKHOLM , мы оставили 2 дня . В 9.30 выехали ( для нас это рекорд ) и в 11.00 были на месте . Помог нам случай . Перед самым въездом в STOCKHOLM я остановился у какого-то торгового центра , чтобы купить карту города . В продаже была лишь карта его центральной части . Я сидел в машине и изучал маршрут подъезда к Djurgarden . Тут ко мне подходит мужчина из припаркованной рядом автомашины и интересуется куда держим путь . Я ответил, что хотелось бы подъехать к морскому музею, так как там , со слов моих шведских друзей, самая дешевая стоянка и ближе всех к тем музеям, которые мы намеревались посетить . Он любезно предложил нам свою помощь . Швед отвез в столичный госпиталь свою знакомую , а после этого “на хвосте” привез нас на место. Так что плутать по незнакомому городу в самом начале нам не пришлось . Огромное ему спасибо ! Первым делом мы пошли в музей VASA . Едва подошли к входу, как начался проливной дождь . Музей мне очень понравился ! Историю о затонувшем сразу после спуска на воду корабле пересказывать не буду . Кого интересует могут найти в Рунете . Стоимость билетов для взрослых – 60 SEK, для детей с 7 до 14 лет – 30 SEK, детям до 7 лет – бесплатно . Рекомендую! Следующим музеем оказался JUNIBACKEN . Это детский музей – мир героев сказок Астрид Линдгрен и других . На специальном вагончике вы перемещаетесь из одной сказки в другую и весь маршрут Вас сопровождают комментарии на русском языке . Затем игровой зал с раскрашиванием детских физиономий в различных бабочек и тому подобное. Омрачило лишь одно обстоятельство – очень длинные очереди . Это ожидание портит все впечатление . Цена билетов составила 290 SEK . Измочаленные мы поехали искать место для ночлега . На карте Швеции было отмечено 4 кемпинга, расположенных прямо в границах города . Но на карте центральной его части их не было . Решил действовать следующим образом – на карте Швеции один из кемпингов располагался неподалеку от знаменитого Дроттнингхолмского дворца , а на карте центральной его части было указано направление в сторону DROTTNINGHOLM . Поэтому решили двинуть туда . Выехали из центра без особых осложнений , пару раз встретился знак , направляющий к кемпингу, но перед самыми мостами у DROTTNINGHOLM я проскочил поворот направо и километров 10 уехал в сторону. В конце-концов к 18.00 мы были на месте – в ANGBY CAMPING . Весь день лил дождь и хотелось снять домик, но впервые оказалось, что свободных мест нет. Пришлось вновь ставить палатку . Заплатили 140 SEK и молили Бога, чтобы не было дождя . Пробег за день – 159 км .
11.07.2001 . С утра отличная погода ! Сначала заезжаем в DROTTNINGHOLM – великолепный дворец и прилегающий к нему парк ! Версаль в миниатюре ! Рекомендую ! Затем возвращаемся уже знакомой дорогой обратно на вчерашнее место стоянки . Сначала посетили AQUARIA VATTENMUSEUM . Цена билетов – 60 SEK для взрослых и 30 SEK для детей . Нам очень понравилось – тропический лес ( не торопитесь проходить этот зал, дождитесь тропического ливня ! ), аквариум с акулами, через который можно пролезть по специальному туннелю, множество различных диковинных рыбок и каракатиц ! Рекомендую ! Следующим объектом нашего внимания оказался SKANSEN – музей под открытым небом, объединяющий в себе этнографический музей, зоопарк и детские аттракционы . Цена билетов для взрослых– 60 SEK, для детей от 5 до 14 лет – 30 SEK, детям до 5 лет – вход бесплатный . Очень понравилось ! Мы провели в нем около 4 часов – быстрее не получится, слишком уж он большой . Рекомендую ! Все вышеперечисленные музеи находятся рядом в радиусе 500 м, так что искать их не придется . Напоследок посетили GAMLA STAN – старый город . Паркуя атомашину у торгового комплекса GALLERIAN, мы чуть не влетели на 700 SEK – поставили ее ближе 10 м от пешеходного перехода . Нам вовремя подсказал местный водитель о нарушении, так как в нашу сторону уже направлялся parking controller . В старом городе есть пункт обмена валюты и масса различных сувенирных магазинчиков, в которых русская речь встречается чаше других . Сам город красив, но Старая
Рига мне нравится больше . В 19.00 сели в машину и пошел дождь. Штурман отработал свою часть на отлично, и мы без проблем выбрались на Е18 в направлении на KAPELLSKAR . По дороге с нами произошла просто мистическая история . У нас с женой создалось впечатление, что что-то сопутствует удачному течению нашего путешествия, начиная с подготовки и заканчивая погодой. Мы сидели и как раз обсуждали эту тему. Я так и задал вопрос в пространство прямым текстом : “Интересно, как это можно назвать?” В этом момент нас обгоняет какой-то автомобиль, у которого вместо номерного знака надпись – HEAVEN . Я сначала не придал значения этому обстоятельству, но через мгновение у меня словно прозрение – так это же ответ на поставленный мною вопрос ! По спине побежали мурашки ... Мы долго ехали в полном молчании, и лишь подъезжая к кемпингу вновь обрели дар речи . В 20.15 были в кемпинге у самого парома – KAPELLSKARS CAMPING . Свободных домиков не было, поэтому вновь выручила палатка . Переночевали, заплатив 70 SEK . Пробег за день – 118 км .
12. – 13.07.2001 . В 8.00 мы на пароме, а в 9.15 отплыли к родным берегам . Погода стояла отличная и очень живописные каменистые островки долго провожали нас до открытого моря .Туда мы плыли ночью, поэтому путь показался быстрым, а вот обратно плывем днем, и путь кажется неимоверно долгим . К тому же меня стало мутить от небольшой качки, так что очень пригодилась каюта – лежа легче переносить тошноту . В 19.00 паром прибыл в PALDISKI , а через час мы уже прошли паспортный контроль ( процедура может затянуться на несколько часов, так что на паром старайтесь заехать первыми, чтобы не томиться в очереди при выезде ) и мчались по эстонским дорогам – по качеству оставляющих желать лучшего . Эстонский прикол – это вырезанный из фанеры в натуральную величину контур полицейской машины, расположенный вдоль трассы. Невольно сбрасываешь скорость перед этаким чучелом . Наконец, родная Латвия ! Переводим часы, получается ровно полночь . Через два часа открываем дверь своей квартиры и все – путешествие закончено ... Пробег за день – 335 км .
Примерный расход финансов :
- визы, страховки, “зеленая карта” - 150$;
- паром Paldiski – Kapellskar и обратно - 280$;
- бензин - 150$;
- провиант - 50$;
- платные участки дорог, паромные переправы - 70$;
- кемпинги - 240$;
- развлечения и магазины - 560$.
ИТОГО : 1500$