Вообще-то я до недавних пор была фанатом Андорры, но в этом году меня занесло на новый год в
Румынию, это было задумано как веселое и дешевое дополнение к основному катанию, намеченному на 2-ю и 3-ю неделю февраля. А там мне румынские мальчики по голове настучали новогодними веничками, наколдовали, наверное, и в
Андорру я не попала.
Организация поездки
Получилось так, что ехать в феврале мне пришлось одной, поиск варианта начался в последний момент, и Андорра по ценам почему-то оказалась значительно дороже
Австрии при одноместном размещении. Да и порядок выдачи виз в испанском посольстве усложнился. Так что по традиции я обратилась в любимое агентство Горящие путевки на Смоленской (это не реклама, но ездила я через это агентство уже раз 5 в разные места и ни разу не пожалела), назвала пожелания по цене (чтобы недорого) и по месту расположения (чтобы удобно), и всю неделю до отъезда со мной созванивались сотрудники агентства, которые спешно пытались подобрать мне вариант. Две недели в одном пансионе не подтверждались. Пыталась рассмотреть вариант «неделя в Китцбюэле, неделя еще где-нибудь». В результате мне составили поездку на две недели при одноместном размещении в пансионах в Китцбюэле (неделя была в одном пансионе, а неделя-в другом) за 1030 долларов с завтраками и удобствами в номере.
Авиаперелет
Летели мы Кавминводами. Вылет был из Шереметьево-2 без особых задержек, а вот на обратном пути просидели в аэропорту
Зальцбурга часов 6. Это потому, что сначала был туман, и вместе с нами в аэропорту маялись товарищи, направляющиеся в
Данию и
Швецию. Потом они все разлетелись. А наш самолет из-за тумана сел в
Мюнхене, а потом, по слухам, экипажу нечем было расплатиться за стоянку в Мюнхене, и на решение этой проблемы как раз таки и ушло шесть часов. Потом в Шереметьево-1 куда мы прилетели (правда, Ш-1 было оговорено заранее) мы еще долго ждали свой багаж и наблюдали, как выплывают чемоданы пассажиров, прилетевших после нас из Алма-аты и
Барселоны. После того, как наиболее активная часть лыжников посвистела и постучала по перегородкам, мы получили свои вещи и разъехались по домам.
Трансфер
В Кицбюэль нас привезли на микроавтобусе, рассредоточили по гостиницам, после этого сопровождающая нас девушка с нами простилась и сказала, что в этом городе гида от агентства нет, потому как русских мало. Когда она уехала, я подумала, что неплохо было бы узнать, кто и когда меня заберет в аэропорт через две недели. Но было поздно. Что касается трансфера обратно, то за два дня до отъезда мне прислали факс, в котором было указано, в какое время мне надо стоять с вещами у гостиницы в 5-30 утра. На следующий день мне оставили записку, чтобы я подошла с вещами к другой гостинице (метрах в 500 от моего пансиона). Прогремев колесами чемодана по ночной улице, шатаясь под тяжестью багажа и, вероятно, перебудив всех, кто спал, я пришла в назначенное место. Когда приехал автобус, выяснилось, что водителю не сказали, что я буду его ждать не около своей гостиницы, а совсем в другом месте, и я ему долго доказывала, что я – это я, и больше ему ехать никуда не нужно. Однако благодарить за созданное недоразумение было некого.
Однако все мелкие проблемы, которые были упомянуты выше, связаны только с авиаперелетом и трансфером, и по большому счету не имеют совершенно никакого значения.
Погода
Период моего пребывания-8-22 февраля. Всю неделю до моего приезда там шли снегопады, и прилетели мы в затуманенный Тироль, а утром следующего дня за завтраком увидели по телевизору, как прямо на глазах небо становится голубым. Снежные шапки на деревьях и домах держались все две недели при голубом небе, и вместе с огромными сосульками, которые с крыш никто не сбивает, они создавали сказочное впечатление.
С самого первого дня все две недели светило солнце, а снегу было достаточно, так что катание получилось прекрасное. Снег стал тяжелым только к концу второй недели. И то на черных трассах он оставался нераскатанным.
Город
Красивый средневековый город. Фасады домов раскрашены яркими красками. Когда смотришь на открытки, не верится, что так оно и есть на самом деле. Но это правда. Выглядит, как иллюстрация к сказке. Особенно с сосульками и сугробами. Можно фотографировать каждый дом на пути.
Трассы, катание и прочее
Не умею я описывать катание. Что можно сказать - трассы всех уровней сложности. И синие, и черные, и красные тренировочные, с равномерно крутым уклоном, и красные прогулочно-панорамные, с чередой выкатов и крутых участков. Основное катание начинается от подъемника Hahnenkamm. Можно еще кататься на другой стороне города, через железную дорогу, на Horn, там скорее место для бордеров. На лыжах там кататься больше одного дня скучновато. Мне понравились красные трассы в Кирхберге и Йоргберге. Народу мало, правда, подъемники старые и медленные. Кругом-деревня, навозом пахнет. Настроение совершенно особенное.
Много старых подъемников. Я читала, что раньше было много бугелей, теперь их кое-где заменили на 4- и 6-кресельные подъемники, но остается еще много медленных 2-креселок, есть даже 1-креселка. Мой знакомый австриец, посмотрев на фотографии, удивился, что на таком курорте до сих пор работают такие старые подъемники.
Очередей особых нет. Постоять пару раз в день минут 10 в очереди – для меня это не проблема. Тем более, что это был высокий сезон. Особой переполненности на склонах тоже нет, разве что на синих трассах, - их лучше всего обходить стороной. Меня один раз некто ”out of control” сзади сшибл так, что я улетела за пределы трассы в off-piste snow, одна лыжа отстегнулась и вертикально воткнулась где-то вверху. Сотоварищи потом сочувственно дожидались, пока я вылезу из сугроба. Мой товарищ-англичанин с прискорбием сообщил, что меня сшиб англичанин, и что англичане не умеют кататься.
В целом, хоть австрийцы и жалуются, что на выходные в горы едет много немцев и австрийцев-горожан, все равно можно свободно кататься, даже в выходные высокого сезона (это я сравниваю с Андоррой-там в высокий сезон муравейник).
Удивило меня то, что не все трассы, ведущие вниз, оснащены подъемниками. Можно съехать с горы, а потом ждать автобус, чтобы доехать до ближайшего подъемника. Когда начинаешь это понимать, то просто планируешь свое катание соответственно. Автобусы ходят каждые 15-30 минут.
На этом курорте можно устроить себе однодневное ски-сафари. Второй раз отправляться в то же путешествие становится скучно, лучше покататься в каком-нибудь регионе по понравившимся трассам. Тем более, что в конце ски-сафари в основном приходится ехать по голубым трассам, которые к концу дня уже порядком разъезженные. И холодновато вечером в той части долины, где ски-сафари заканчивается. И еще в автобус можно себя втиснуть не с первого раза. По поводу ужасов прохождения пешком 600 метров до местечка Jochberg, описанных в отчете на этом сайте, могу сказать, что я человек выносливый, в Крылатском от метро хаживала пешком до склонов, и поэтому первый раз преодолела это расстояние спокойно с лыжами на плечах, а второй раз подчинилась коллективу и заплатила за проезд на такси 2 евро. Оба варианта вполне приемлемы и отрицательных эмоций не вызывают.
Подъемники на 6 дней-по-моему, около 155 евро. Я платила за 13 дней – 270 евро. Чем больше дней, тем дешевле.
Отдельный опыт-подъем на гору на подъемнике Hahnenkemmbahn темное время суток в пятницу и субботу. Замерзающие могут во время подъема укутаться пледами, которые лежат в тележке у места посадки. Можно просто походить в темноте по горе. Внизу-огни города и прилегающих деревень, вверху-звезды, а по склонам ездят ратраки с зажженными фарами. Впечатление незабываемое. Можно еще поужинать на горе в ресторане при свечах.
Еда
Цены-поесть в ресторане на горе в обед-около 10 евро.
Цены на продукты в магазинах в основном ниже московских. Овощи, фрукты и вино точно дешевле.
Прочие развлечения
Есть водный комплекс Акварена. Со скипассом от 2-дней-скидка на пользование бассейном 50%. После катания народ толчется (не снимая лыжных ботинок) в барах до темноты. Вечером особой тусовки на улицах нет. Народ или сидит в гостиницах, или продолжает расслабляться в барах. Магазины закрываются рано, часов в 18-30 или 19.
Обмен денег
Я меняла деньги в банках. Получалось что 1 евро=1,08 доллара, примерно, кажется, так.
Лыжи не воруют!
Хорошие лыжи оставляют везду-возле ресторанов, возле баров вечером. Оставляют и уходят. И ничего никуда не девается. Иногда только, говорят, путают случайно, если свои такие же, но потом возвращаются и меняются.
Пансионы
Жила я в пансионах. Неделю в одном, неделю в другом. Первый (Rainhoff) был проще интерьером и стоял у железной дороги (поезда, конечно, слышно, но трамвай в
Москве под моими окнами производит больше шума). Вся семья говорит по-английски и обстановка очень душевная. Второй (Maria Hilde) был круче (хотя практически по той же цене), с хорошим ремонтом, всяческими датчиками– входишь в коридор-загорается счет. Подходишь к дому-опять же, загорается прожектор. Полы с электроподогревом тоже удивили. Еще я поняла, что если даже удобства на этаже-это все равно не советское общежитие. У меня удорбства были в номере, а еще на этаже было две комнаты, и для них туалет и ванная комната были в холле. Но чистота там поддерживается идеальная, и потом, апартаменты снимают и на 6 семей, не то что на 2, и туалет там тоже бывает один на всех. Кормили очень даже нормально. На завтрак ветчина, сыр, мюсли, йогурт, и пр. В первом пансионе были фрукты. Во втором не оказалось. Но после того, как я спросила – есть ли фрукты, и мне сказали «нет», на следующее утро мне выдали три яблоко, через день-яблоки, груши и апельсины, и их количество увеличивали до последнего дня моего пребывания. Так что просить и требовать ничего не пришлось. А хозяйка все время спрашивает, все ли нравится, и когда ее дом хвалишь, то вроде бы даже стесняется. Атмосфера очень приятная.
Австрийский уют
Австрийцы-мастера по созданию уюта. Как это им удается, не знаю, но все цветочки, картинки, старые деревянные лыжи на стенах в ресторанах, соломенные мишки на окнах и плюшевые мишки в витринах и даже среди бутылок в барах, и еще много всяких мелочей повсюду создают удивительную домашнюю и уютную атмосферу.
Ski-bus
Оба пансиона находились в 10-минутах ходьбы от подъемников, поэтому я ездила с лыжами на автобусах . Избалованные люди предпочитают жить под горой, но в принципе проблем с трансфером до подъемника на автобусе никаких нет. Главное-жить в пансионе, мимо которого проходит кольцевой автобус. Тогда беспроблемный проезд к подъемникам Hahnenkamm и Hornbahn гарантирован. Мне с этим повезло в обоих случаях.
По городу ходит кольцевой автобус и сквозные автобусы по маршрутам. Если начинать катание от главного подъемника Hahnenkamm, то можно садиться практически на любой, предварительно прокричав водителю это название. По правилам, любой человек, имеющий ski-pass, а также любой человек, несущий на себе лыжи, имеет право на бесплатное пользование лыжным автобусом. В среднем кольцевой ski-bus в городе приходилось ждать минут по 5, реже минут 10. Автобусы, которые ходят по долине, приходилось ждать и по полчаса.
Народ
Люди отдыхать едут из разных стран. В первом пансионе проживали австралийцы, поляки и южноафриканцы. Во втором присутствовали также американцы и австрийцы.
Лыжная школа
Лыжная школа была вынужденной мерой, но оказалась приятной неожиданностью. Вынужденной мерой она была потому, что после двух дней одинокого катания я стала дичать, т.к. приехала одна, и при катании целый день в голове все время вертелась одна только фраза «Кто над нами вверх ногами?» Добрые люди посоветовали записаться в школу потому как “Skiing in a group is more fun”. И точно. После рассмотрения информации о школах методом тыка выбрала Ski Schule Hahnenkamm, которая базируется на железнодорожной станции возле подъемника Hahnenkamm. Цены такие: один день 60 евро, два дня 100 евро, три дня 105, четыре-110, пять-115, шесть 120. То есть если вписаться на все шесть дней, то получается 20 долларов в день, а уж сколько копеек в час-делить не берусь. Катание 4 часа в день. Фактически-с 9-30 до 12, час обед, и потом до 15, но иногда и дольше. Записали меня в самую быструю группу. Инструктор наш Freddy-коренной житель Тироля. А так в школе есть инструктора из разных стран-из
Голландии,
Шотландии и даже один инструктор из
России. Поскольку я вписалась в группу с середины недели, то каталась часть на одной недели с одной группой, а часть дней-на следующей неделе с другой группой. В составе нашей первой группы были австралиец, турки, англичане, ну и я. Во второй были португалец, англичане, голландка, французы, и мой соотечественник Юра. Кстати, мой соотечественник, хотя и катался лучше всех в группе, все равно не жалел, что записался в школу. А жену свою он записал в группу для начинающих. И она каталась с лыжниками своего уровня подготовки.
Особое впечатление на меня произвели турки-очень милые и интеллигентные люди. Один-хирург, другой- гид. А австралиец, как оказалось, имел латвийские корни. Его папа уехал из
Латвии в 40-е годы. С этим 80-летним папой я также имела удовольствие беседовать (он даже еще помнит русский язык). Он приехал кататься на лыжах вместе с сыном.
Интересный момент – моему соотечественнику Юре (который катается очень даже хорошо) инструктор задал вопрос - не хочет ли он зимой подрабатывать инструктором в высокий сезон, недели по две, потому как русский язык австрийцы не знают, русские чаще всего не знают ничего, кроме родного языка, а количество русских лыжников в Австрии неуклонно растет.
Преимущества катания со школой:
катание с людьми с одинаковым уровнем подготовки
ценные указания от инструктора
полезно посмотреть критически на чужие ошибки и исправить свои
инструктор был еще и гидом и возил нас так, что ехать было интересно, и не было оборванных посреди пути маршрутов «потому что не успели», то есть каждые день мы видели новые места и каждый день был логически завершен.
инструктор знает, где и как можно ехать, где можно гнать, а где надо поосторожнее, и все это он компонует в разнообразное и интересное катание.
инструктор реально приспосабливается к среднему уровню подготовки учеников. Это я сравнила, покатавшись в двух группах.
если платить за все шесть дней, то к концу недели в группе остается мало народу, что хорошо для обучения.
приятное общество и интересное общение во время и после катания. Моя первая группа так сдружилась, что и по вечерам все тусовались вместе.
Зальцбург
Однодневный набег на Зальцбург я совершила случайно. Поскольку болели растянутые во время падения связки, я решила один день отсидеться в поезде – дорога до Зальцбурга занимает 2,5 или 3 часа. К раннему поезду (6-30) я встать поленилась, и поехала в 10-30, поэтому времени на осмотр города у меня было часа 4. Обратный поезд отходит примерно в 5, и он первый и единственный, поэтому опаздывать на него не стоит. Билет в оба конца стоил 44 евро в будний день. Те, кто ездил в субботу, платили 33 евро. От вокзала до исторического центра 15 минут пешком. За 4 часа в Зальцбурге я успела обежать крепость, дворец и собор, и увидеть снаружи оба домика Моцарта. После гор меня совершенно не вдохновили троллейбусы и машины на улицах, поэтому, носясь по Зальцбургу, я все думала, не лучше ли было бы с больной ногой погулять в горах недалеко от Китцбюэля по природному парку Aurach, где можно увидеть разных горных животных, и не выдергивать себя так резко из размеренной горной жизни. Теперь, когда я смотрю на фотографии, я понимаю, что город красивый.
Вывод
Вывод один - Австрия-замечательная страна!