Идея нашего, почти двухнедельного отдыха, заключалась в том, чтобы сначала совершить экскурсионную поездку по Египту, а затем отдохнуть в приличном отеле на берегу моря по системе "все включено". Как обычно для этого мы с мужем воспользовались интернетом, чтобы побольше узнать о такого рода отдыхе. Но, к сожалению, если по отелям мы могли получить довольно исчерпывающую информацию, то о задуманном нами круизе по Нилу мы мало что смогли найти, кроме коротких заметок, носящих скорее официальный характер. Но мы все таки решились на это, купив через турагента путевку у российского туроператора "Клеопатра", который предоставляет услуги египетской фирмы "Abanoub travel". Все это я написала для того, чтобы рассказать о принимающей стороне, о самом круизе во многих подробностях и, конечно, немного о своих впечатлениях. Исторические и экскурсионные подробности о египетских достопримечательностях я опускаю, т.к. их можно найти на многочисленных сайтах. А дальше, судите сами, и извлекайте каждый свои выводы.
Итак, наша поездка начиналась 27 сентября 2003 г., когда мы должны были вылетать рейсом Transaero № 1933 из Домодедово в 21.00. Одну ночь мы должны были прожить в отеле в Хургаде, затем отправиться на круиз по Нилу из Луксора в Асуан (3 ночи), после чего на поезде ехать из Асуана в Каир (1 ночь), затем еще одна ночь в Каире и на следующий день выезжать в Хургаду, где мы должны были провести еще 7 ночей в отеле "Гранд Азур". Но еще в Москве на запрос о бронировании отеля, нам сказали, что первую ночь "Гранд Азур" не подтверждает, поэтому без доплат мы эту ночь проведем в отеле "Sunrise Palacio" (бывш. Tropicana), а на возврате мы будем жить в подтвержденном "Grand Azur Horizon".
28.09.2003
Чартерные рейсы не могут вылетать вовремя, и задержка на 30 минут нас не сильно расстроила. Главное - это незаметный взлет, спокойный полет и мягкая посадка в аэропорту Хургады в 2.00 ночи по Москве, т.е. в 12.00 ночи по египетскому времени. В аэропорту мы были единственные, кого ждали от "Абануба". Четко нам дали анкеты, тут же пошли купили марки, вклеили их в паспорт и пошли на паспортный контроль. Еще через 2 минуты, мы взяли наши чемоданы и наш сопровождающий - Макс, повел нас к микроавтобусу. Немного отвлекусь, и скажу, что на тот момент, когда мы нашли свой "Абануб тревел", мы очень себе позавидовали, т.к. почти что весь оставшийся самолет был от "Тез тура" и на их стойке творилось что-то невообразимое!
Через минут 15-20 мы были в обещанном отеле "Sunrise". Отель очень хороший, огромный, но номера не такие уж большие, по сравнению с "Гранд Азуром". Специально работал ресторан для таких поздно приехавших как мы. Мы быстренько кинули вещи в номере и пошли покушать. Из еды на тот момент (около часа ночи) были помидоры, огурцы, суп, макароны, но этого было достаточно, чтобы не остаться голодными. Часов около 2.00 ночи по местному, мы наконец-то легли спать, а в 3.45 нас разбудил телефон, заблаговременно заказанный нашим гидом. В 4.45 за нами заехал автобус, который должен был нас везти в Луксор. Мы были самые первые кого забирали и поэтому смогли занять хорошие места. По дороге в Сафагу, откуда 7.00 отправлялся конвой, мы забрали еще 25 чел. Все мы ехали в одно и то же путешествие - "Круиз по Нилу".
Небольшое отступление. После достаточно давних нападений террористов на туристические автобусы, проезд отдельных экскурсионных групп по дорогам Египта на далекие расстояния запрещен. В определенном населенном пункте (у нас это была Сафага), в определенное время собирается группа автобусов и машин, взятых на прокат, и, в сопровождении вооруженной охраны, едет в другой населенный пункт. Это называется - конвой. Кроме того, водители в Египте ездят очень рискованно, практически не соблюдая правил и только наличие вооруженной охраны как-то дисциплинирует их. Во всяком случае, во всех населенных пунктах по дороге, местные полицейские останавливали движение и давали нам "зеленую улицу".
Сопровождал нас в пути араб, который очень плохо говорил по-русски, но его русский, да и он сам особо нужны не были, т.к. нам поставили кассету с русскими фильмами, под которую мы все тихо и спокойно спали.
Около 11 утра мы приехали в Луксор к Храму Карнак, где в автобус зашел наш гид - Хассан. Он очень хорошо говорил по-русски, был внимателен и, как специалист, достаточно профессионален. По страшной жаре мы пошли на экскурсию, в Храм Карнак. Интересно, впечатляюще, грандиозно, но очень жарко. В WC удалось сходить за 5 фунтов, облапошили как маленьких, обидно. После экскурсии поехали на обед на наш корабль, который нас ждал, и назывался он "Nile Elegant". Наши чемоданы разгрузили матросы и сами принесли к Reception корабля. После обеда у нас было предусмотрено размещение в каютах, а через небольшой отрезок времени, продолжение культурной программы в виде посещения западного берега Нила - города мертвых. По первому впечатлению, нельзя сказать, что корабль был 5-тизвездочным, во всяком случае, когда мы переходили из одного корабля на другой, то было впечатление, что другие корабли шикарнее, а наш по сравнению с ними был похуже, но не настолько чтобы сказать, что плохой. Видно, что его отреставрировали, старались, подкрашивали, лакировали, и когда-то возможно он и соответствовал своим 5-ти звездам. Как потом сказал Хассан, что те корабли были 5 Delux, а наш просто 5 звезд.
Около 14.00 часов на катере мы переплыли на другой берег Нила, подъехали на ожидавшем нас автобусе сначала к колосам Мемнона, а затем ко входу в город мертвых. Там на паровозиках нас подвезли к самим усыпальницам. Под палящим солнцем мы посетили 3 гробницы, внутри которых снимать строго запрещается, а для желающих вход в гробницу Тутанхамона стоил 30 фунтов (5 долларов). Эта гробница была открыта лишь в 1922 г. и все найденные сокровища ныне находятся в Каирском национальном музее, поэтому пустую гробницу посещать особо не хотелось, учитывая, что все ее не разграбленные сокровища мы увидим через несколько дней. После этого мы посетили храм воздвигнутый царицей Хачепсут. После посещения музеев, нас повезли на папирусную и алебастровую фабрики, а затем на корабль, который к тому времени переплыл на западный берег.
Около 17.00 мы отплыли вверх по Нилу в сторону Эсны, где должны были пройти шлюз. На вечер был назначен капитанский коктейль, на котором нам должны были представить команду корабля. В баре накрыли небольшой стол с булочками, канапе, печеньем и прочей выпечкой, а также алкогольные и безалкогольные коктейли. В назначенное время началась презентация команды, мы все выпили, закусили, послушали музыку и разошлись по каютам. День был почти бесконечным.
Приятным сюрпризом для всех было то, что весь корабль, рассчитанный на 150 туристов, был в распоряжении только нашей группы, т.е. 27 человек. Никого кроме нас на корабле больше не было!
29.09.2003
Очень рано, на рассвете, мы прошли шлюз и приплыли в Эсну, где и стояли все утро. Хоть подъем был назначен на 7.30 утра, многие встали раньше, и мы - не исключение, жили еще по московскому времени и встали в 8 утра, т.е. в 6.00 по местному. С берега мальчишки предлагали национальные балахоны. Они упаковывали их в пакеты и кидали нам на 4-ю палубу. Качество ужасное, но способ продажи оригинальный, да и всего-то за 5 фунтов.
Где-то после завтрака мы отплыли в Эдфу, где нас ожидала экскурсия в очень красивый храм "Хор" - храм "Бога Сокола", лучше всех сохранившийся в Египте. Но чтобы до него доехать, нас посадили по 4 человека на "кабриолет". Описать этот, с позволения сказать "экипаж", невозможно - надо один раз проехать. Полудохлая кобыленка, телега почти что разваленная, а извозчик - старый араб, который постоянно ругался и подстегивал несчастное животное. После экскурсии нам дали немного времени пройтись по восточному базару и потом собраться в том месте где нас высадил "кабриолет", чтобы ехать обратно. Кстати у каждого извозчика был номер записан на табличке, он нам при расставании его показал, чтобы мы потом на него же и сели. В определенное время "наш" извозчик нас признал, посадил к себе и повез обратно на корабль. Посещение базара на всех туристов нашей группы произвело неизгладимое впечатление. Это хватание за руки, обставляют буквально со всех сторон, навязывают свой товар. А также страшная нищета, грязь, шум, вонь - это все никогда не забудется. Пока мы с соседями по "кабриолету" делились впечатлениями, мы "домчались с ветерком" до корабля боясь, что наш экипаж развалится по дороге. В какой-то момент нам показалось, что наша лошадка сдохнет не дойдя 15 метров до причала. Слава богу, мы доехали и, естественно, наш извозчик попросил бакшиш, но Хассан предупредил, чтобы мы говорили слово "гайд" - что означало: "спрашивай у нашего гида, а мы тут ни при чем". Увидев наш корабль, мы как дети обрадовались и буквально помчались к нему, будто в нем было единственное спасение от кошмаров местного рынка.
В 17.00 у нас была назначена встреча с Хассаном на 4-ой палубе для совместного распития чая с кексом, а также приобретение дополнительных экскурсий. В назначенное время нас ждали официанты, которые разлили чай и разложили обещанные кексы. Нам предложили следующие экскурсии:
Посещение ботанического сада, нубийской деревни (нубийцы - это народность, живущая на юге Египта) и купание в Ниле, там где он чист и красив (10$);
Экскурсия в Абу-Симбел (это 320 км южнее Асуана вверх по Нилу) с осмотром 2-х храмов, которые были перенесены от Нила вверх на 60 м. и вглубь на 230 м., т.к. им грозило затопление, в связи со строительством Асуанской плотины (60$);
Световое шоу в храме Филе в Асуане (20$);
Поездка в Александрию (после Каира).
И еще с нас централизованно собрали по 10 долларов на "чай", для обслуги корабля, носильщиков, матросов и прочих. После долгих раздумий муж выбрал ботанический сад, я - Абу-Симбел, а вместе мы поехали на световое шоу в Филе. Почему именно такой выбор? Дело в том, что к ботанике я никакого интереса не испытываю, а уж тем более к посещению нубийцев. За эти 3 дня путешествий я столько насмотрелась этой нищеты и национальных особенностей, что одной больше, одной меньше, уже никакой роли не играло. Пожалуй, единственное, что могло привлечь мое внимание, так это фотографирование с крокодильчиком в нубийской деревне, но у нас, в московском цирке на Цветном бульваре, я в свое время предпочла другой "экстрим" - фото со львенком.
Мы с мужем вдвоем хотели поехать в Абу-Симбел - это было действительно интересно, но несколько дороговато, да и далеко. Но учитывая, что было еще 4 фанатика такой поездки, мы тоже на это согласились. И вот мы уже были готовы распрощаться со 120$, как случайно мне пришла в голову мысль о том, где же будет наш Хассан, если он должен быть с остальной группой? Ответ нас просто ошарашил. Оказывается с нами поедет другой, англо-говорящий гид, и нас присоединят к английской группе. Возмущению не было предела, так как за 60 долларов с носа можно было бы и русскоговорящего гида найти. Причем, насколько я знала, те четверо туристов, которые записались на эту экскурсию, английский знали не сказать чтобы уж очень. Мы были на гране отказа, т.к. муж с английским не очень-то дружен, а уж целую экскурсию он был совершенно не готов воспринимать. Мы нашли с ним компромисс: я еду, а он остается. Как сказал мне сам Хассан, что остальные 4-ро туристов согласны на такой англоязычный вариант и они обо всем предупреждены. И третья экскурсия - это световое шоу в храме Филе, которое тоже, к сожалению, было на английском языке, но там вроде главное - это само свето-шоу, а уж историю храма нам рассказал вкратце Хассан.
На вечер этого же дня у нас был запланирован маскарад, для чего в сувенирной лавке на нашем же корабле можно было взять напрокат костюм за 2 доллара с любым головным убором. Сразу после экскурсии мы начали подыскивать себе костюмы, так как приличных среди предлагаемых было не так уж много. Наш Хассан сказал, что на ужин уже можно было прийти в костюмах, что мы и сделали. У входа в ресторан в 2 ряда стояли официанты, одетые в национальные костюмы и играли зажигательные арабские мелодии на национальных инструментах. Под этот самодеятельный оркестр мы входили в зал и рассаживались на наши привычные места. Сразу после ужина мы начали собираться в баре на наш обещанный бал-маскарад. Наш Хассан устроил нам различные веселые конкурсы, в качестве приза давал бесплатные коктейли. Самым отрицательным моментом было пожалуй то, что мы заказали 2 коктейля: Rom-cola и Vodka с апельсиновым соком ("отвертка" по нашему). Каково же было наше удивление, когда нам принесли в одном стакане Ром в другом Водку, а отдельно поставили бутылку колы, и колбочку (именно химическую колбочку!) с соком. Коктейль по-арабски - "сделай сам"!
После конкурсов началась дискотека с местной и латиноамериканской музыкой. Изредка можно было услышать и русские песни. Мы посидели часиков до 23.30 и пошли спать. Все было весело, зажигательно и здорово. Одним словом: нам понравилось!
30.09.2003
На третий день нашего путешествия ранним утром нам предстояло посетить город Ком-Омбо. Приплыли мы туда еще ночью. Слава богу на сей раз никаких кабриолетов не было, но нас ждал опять базар, мимо которого никак не пройти нельзя. По заверению нашего гида, там он цивилизованный и это действительно было так (по египетским масштабам, естественно). Оказалось, что территория, где висит товар у каждого продавца и где находится его торговое место, была отчерчена линией от той части улицы, где ходили туристы, и именно эту линию торговцам нельзя было пересекать (за этим следила туристическая полиция), что и спасало нас от нападок аборигенов. До храма идти минут 5 не больше, так что никакой "опасности" мы не подвергались.
Осмотрев храм Крокодила и Сокола и увидев в мавзолее 4 мумии крокодилов, мы вернулись на корабль, чтобы приплыть в Асуан к 14.00, но все таки малость опоздали и пришвартовались только в 14.45, что по арабским меркам можно за опоздание не считать.
Сразу же нас посадили на фелюки - это такие парусные лодки управляемые двумя нубийцами, на которых мы должны были кататься по Нилу полтора часа, согласно программе. За это время мы спели и станцевали на этой лодке очень продолжительную песенку про тяжелую жизнь нубийцев (судя по интонации и мелодии), полюбовались окрестностями и у нас была возможность приобрести традиционные нубийские сувениры. Но те, кто купил допэкскурсию в ботанический сад, где-то через час совместного катания были пересажены на моторную лодочку, на которой они и укатили на свой заранее купленный доп. 5 человек, включая меня, должны были вернуться на корабль. Посмотрев на часы и увидев, что нам кататься по идее еще 30 минут, а корабль стоит очень уж близко от нашего месторасположения, я подумала, что вот она - халтурность в работе. Но каково же было мое удивление, когда "капитан" нашей фелюки, как только приближался к берегу - тут же разворачивался и плыл в противоположную сторону, а затем обратно к берегу и так несколько раз, "зигзагом", пока законные оплаченные 30 минут не закончились.
По причине того, что мы несколько позже приехали в Асуан, то первая допэкскурсия была разбита на 2 дня. Т.е. в первый день туристы поехали в нубийскую деревню и купаться на Нил, а во второй день нашего пребывания в Асуане, была поездка в ботанический сад.
Со слов мужа я узнала, что в нубийской деревне ничего особенного он не увидел, кроме образцово-показательного дома нубийца, где они покурили кальян и сфотографировались с маленькими крокодильчиками в руках. А по поводу чистого пляжа Нила, то пляж действительно был таковым, но берег был песчаным и довольно крутым, а дно очень резко уходило на глубину (в двух метрах от берега было уже "с головой"). Вода была очень холодная, настолько, что не все решились в нее заходить, но некоторые переплыли на противоположный берег, т.к. ширина протоки (Нил в этом месте разбит на рукава) была всего около 100 м.. С пляжа можно было доехать до нубийской деревни по берегу, на верблюдах, и двое наших даже рискнули, а остальные поплыли на катере. Расстояние было небольшим и в нужное время все встретились в нужном месте.
Ну а я, после катания на фелюках, присоединилась к двум девушкам из Тольятти, чтобы вместе сходить на местный рынок купить фруктов. Это вторая, параллельная улица по отношению к набережной. Мы решили пройти около 1 км. вверх по течению и потом свернуть на ту самую "рыночную" улицу. Вот мы свернули и… лучше бы мы никогда этого не делали. Это был ужас похлеще рынка в Эдфу. Во-первых, когда мы шли еще по набережной, то нам постоянно навязывали свои услуги "фелюкийцы" (те кто предлагает прокатиться на фелюках), останавливались такси, чтобы подвезти, притормаживали "кабриолеты" с теми же намерениями. На рынке также навязчиво нам предлагали купить разнообразный товар, предлагали зайти в лавки осмотреть все более внимательно, чуть ли не хватали за руки, но верхом всего была такая антисанитария, какой даже в сказке не представить. Грязь была повсюду, такое ощущение, что дышать было просто противопоказано. Поверьте, все это надо увидеть своими глазами, чтобы понять что это такое. Мы прошли довольно много по расстоянию, чтобы найти приличные фрукты, но они нам попадались очень редко и только в некоторых случайных местах. Мы искали именно манго, но нашли самое дешевое по 10 фунтов за кило, и торговаться они ни в какую не хотели. Правда в другом месте нам предлагали за 8$, что явно было с учетом нашей европейской внешности. Поняв, что наше терпение на исходе и выносить то, что называют "восточным базаром" мы больше не в силах, мы взяли на 25 фунтов манго и спешно удалились в сторону нашего корабля.
На этот же вечер у нас было запланировано световое шоу в храме Филе, расположенном на острове. Очередной представитель "Абануба" забрал нас около 21.00, чтобы ехать туда. На микроавтобусе мы добрались до причала, а там нас ждала лодка, которая отвезла на сам остров. Нас привезли практически к началу действия (чуть с опозданием, что не удивительно) и, практически в полной темноте, изредка подсвечивая разные части большого сооружения, на английском языке начался рассказ, о том, почему и как строился этот храм. Поскольку Хассан нам уже заранее рассказал об истории Филе, то мы были готовы и почти что понимали о чем нам рассказывали. Если честно, то большого восторга мы не испытали. Да, было оригинально, но только та часть, когда мы подплывали к острову, поскольку среди полной мглы было видно светящееся строение, а все остальное шоу было очень даже посредственным. Само шоу - это та же экскурсия по храму (в перерывах нас водили местные "гиды" из одного "зала" в другой), только почти что в полной темноте, на английском языке и озвученное разными голосами якобы богов и богинь. В конце нас усадили в театре, где многие из наших просто уснули.
Пожалуй самым интересным был путь обратно на корабль, поскольку те самые четверо туристов, кто ехал на следующий день в Абу-Симбел, не знали о том, что экскурсия будет на английском языке. Они думали, что Хассан говорил им про Филе, а он имел ввиду, что это и Филе и Абу-Симбел. Ребята были ошарашены, да и я тоже, потому что думала, что они все знали, а оказалось, что нет. Мы решили вечером поговорить с Хассаном, чтобы он просто заказал нам машину, а уж мы сами как-нибудь справимся, но, естественно, за меньшие деньги. Мы долго обдумывали, что и как ему сказать, но к единому мнению не пришли, т.к. время уже было 22.30, а экскурсия начинается, через 6 часов, а это значит, что все уже заказано и отказываться или что-то менять было уже поздно.
Вечером был, как обычно, ужин в ресторане, а вместо десерта (обычно это был стол со сладостями), нас ожидал сюрприз: учитывая, что это была последняя ночь на корабле, нам испекли большой торт, на котором было написано по-русски "До свидания". Все это было обставлено очень торжественно и все мы собственноручно отрезали по кусочку от этого красивого торта.
После ужина мы начали разговор с Хассаном, точнее он обещал нам рассказать заочно про Абу-Симбел, чтобы мы поняли о чем будет завтра идти речь. Конечно же нас интересовал в первую очередь так называемый обман, на который был дан четкий ответ: "Я вам все сказал и я имел ввиду и Филе, и Абу-Симбел. Это вы не так поняли". В общем мне кажется, что это была небольшая хитрость, которая выглядела как недопонимание. После объяснения всей "заочной" экскурсии мы все же попробовали посопротивляться по поводу заказа только микроавтобуса, на что получили краткий и внятный ответ: "Извините, но ничего изменить нельзя, все уже оплачено, спокойной ночи и до завтра"…
После этого неприятного разговора у нас по программе был нубийский вечер в баре. Судя по громкой музыке и веселью прошел он довольно хорошо, но мы не пошли на него, т.к. вставать надо было очень рано, а уж шоу как-нибудь в другой раз.
1.10.2003
Будильник прозвенел очень пунктуально, в баре, как и было обещано, нас ждал чай/кофе, а на Reception - сухой паек. Ровно в 4 часа утра за нами заехали, поместили (увы!) в маленький микроавтобус, где мы с трудом могли рассчитывать на горизонтальное положение. Как оказалось, нас ни к кому не присоединяли, а мы просто ехали с англо-говорящим гидом. Ее звали очень просто - Раша, что на английском- означало "Россия" (Russia). Через минут 10 мы были в месте где собирался конвой и где-то в 4.30 отправились на самый юг Египта - в Абу-Симбел.
Поскольку нам, по одним подсчетам, предполагалось ехать около 260 км, а по моим - больше 300, то мы спокойно постарались улечься спать (благо я ехала одна и в моем распоряжении было 2 креслица). Как советовал нам Хасан, мы взяли с собой подушки и поэтому какую-то долю комфорта мы все таки получили. Ориентировочно в 5.40 утра начался рассвет, и это зрелище никто из нас не мог пропустить. Тут можно было бы долго описывать ту красоту, которую мы видели из окон мчащегося автобусика, а некоторые туристы, которые ехали большими автобусами, все же остановились и вышли на еще пока не слишком сильную жару в пустыне, чтобы спокойно сделать снимки.
Ориентировочно около 7.30 мы прибыли в Абу-Симбел, вышли из микрика и тут же побежали в известную комнату под названием "WC" (ведь за 300 км не было ни одной остановки!), после чего встретились с нашей Рашей, которая купила уже нам билеты и ждала для прохода на территорию храмов. На входе была страшная давка из туристов самых разных национальностей. Миновав ее, мы благополучно пошли к самим храмам практически вдоль водохранилища, где когда-то они и располагались. Место очень красивое, но очень жаркое, на логичный вопрос: "а сколько же здесь градусов", мы получили почти ошеломляющий ответ "сейчас еще не жарко, а вот к полудню будет 45". Мы были счастливы, что к тому времени уже будем в дороге, на пути в Асуан.
Мы сели напротив 2-х храмов, в тени, чтобы Раша рассказала нам об этих грандиозных сооружениях, т.к. внутри рассказывать было нельзя. Поскольку из нашей минигруппы, только я говорила сносно (а точнее больше понимала, чем говорила) по-английски, то мне и пришлось переводить ее на русский язык, изредка напоминая ей, чтобы она не частила и говорила небольшими порциями, чтобы я смогла все понять. Она рассказала, почему на этом месте были построены храмы, что внутри и какие росписи - в общем всю исчерпывающую информацию, даже более расширенную, чем давал накануне нам Хассан. После этого, встал вопрос о том, на каком конвое нам уезжать: на 9-ти или 10-ти часовом. Поскольку времени было 8.10, то мы решили, что нам 50 минут на самостоятельный осмотр вполне хватит и договорились в 8.55 встретится у входа в музей, как раз у знакомой таблички "WC". Но, увы, мы собрались только к 9-ти часам и не в ту сторону пошли искать наш микроавтобус, вследствие чего опоздали на конвой, и нам ничего не оставалось, как ждать 10-ти часов. Одна пара решила пройтись по сувенирным магазинам, а трое оставшихся решили посидеть в автобусе, где был кондиционер, и заодно доесть наш сухой паек. В 10 часов мы отправились обратно в Асуан, а поскольку дорога была длинной, то мы опять решили прилечь поспать. Правда Раша нас предупредила, что по дороге покажет нам канал, который строит нынешний президент Хосни Мубарак, для освоения Сахары; мы его проедем в точке, под названием "Tushka" и, по объяснениям Раши, возможно, это название идет от русского слова "Точка" - именно то место, докуда прорыли этот канал от озера Нассар (так называется водохранилище), затем он должен будет идти относительно параллельно Нилу и, уже на севере, соединиться с ним.
А после этой самой Тушки, когда солнце уже было довольно высоко, мы смогли увидеть обещанные нам накануне миражи. Вообще-то ощущения эти были незабываемые. Представьте себе пустыню: кругом песок, мы едем по трассе, а на песке ветром в течение многих лет были природой созданы небольшие пирамиды. Так вот - они по всей пустыне как бы "разбросаны", и когда солнце очень высоко, то на песке мы видели воду, а в этой "воде" отражались небольшие пирамидки. Причем вода была, как очень далеко, так и совсем близко - было такое ощущение, что еще немного и мы до нее можем добраться пешком.
Где-то около 13.00 часов мы добрались до Асуанской плотины, где были наши коллеги по туру, только раньше и с Хассаном. Мы проехали мимо памятника Советско-Египетской дружбы, но, увы, там не остановились, в отличие от всей группы, которая там даже фотографировалась. Нас довезли до самой плотины, где снимать на видео строго запрещено, а можно было лишь фотографироваться, что мы и сделали, но быстро вернулись в автобус, т.к. жара стояла невыносимая и единственным для нас спасением был кондиционер в микроавтобусе.
Около 14.00 часов мы вернулись на свой корабль, где нас обрадовали, сказав, что мы остаемся там до самого отъезда на вокзал, т.к. следующая группа, состоящая из французов, заселится на корабль только на следующий день.
Если говорить о корабле в общем, то он очень нам понравился. Персонал был очень дружелюбный, старались нам все время угодить, выполняли все наши прихоти, были очень вежливы и каждый вечер нам в каютах такие фигурки из полотенец и других подручных предметов делали, что мы все просто хохотали. Несмотря на то, что корабль был не нов, обслуга на нем была просто отменная. И сам круиз был насыщен и интересен. Мы ни капли не пожалели, что поехали на него. И хотелось бы сказать, что те, кто только отдыхает на пляже или пару раз выезжает на экскурсии, не видели настоящего Египта.
Наш поезд отходил из Асуана в 18.30, поэтому в 17.30 за нами опять заехал представитель "Абануб тревел", который препроводил нас на вокзал. Вообще-то можно было бы и пешочком прогуляться до вокзала, т.к. он был недалеко от нашего теплохода, но с чемоданами все же это было неудобно. Привезя на вокзал, нас провели к поезду и сказали, что в 9-ом вагоне места с 1 по 10 - наши. И опять нам почти повезло: кроме нашей группы в вагоне ехала еще одна несчастная немка. Правда где-то на середине пути, ночью, в вагон заселилась еще одна арабская семья.
Еще в Москве мы заказали за дополнительную плату спальный вагон, т.к. ехать 12 часов (да еще ночью) в сидячке, предусмотренной в турпакете - довольно утомительное занятие. Но те, кто в Москве заказал сидячку, мог еще в первые 2 дня круиза доплатить те же 50 долларов и получить спальное место в поезде. Кстати, в стоимость спального места были еще включены ужин и завтрак (о чем в Москве нам никто не сказал).
Несмотря на внешний обшарпанный вид нашего поезда, внутри вагон был достаточно комфортабельный, хотя видно, что далеко не новый. В купе полки располагались одна над другой, хотя вначале мы несколько испугались, т.к. войдя в купе увидели только нижнюю полку, точнее 3 неудобнейших узких сидения. Но потом я все-таки разглядела, что полки имеются, а 3 сидения - это полностью убирающаяся конструкция, вместо которой возникает широкая уже заправленная чистым бельем полка. В самом купе были индивидуальный кондиционер, радио и освещение для каждой полки, а также открывающийся шкафчик, где находились чистенькие полотенца, 2 стакана и умывальник.. В вагоне было 2 туалета, расположенные оба в одном конце коридора, друг напротив друга. Они были очень даже чистые (правда не "био") и вполне просторные - раза в 1,5 - 2 больше чем в наших поездах. Курить в вагоне можно было в коридоре и рядом с каждым купе на стене висели пепельницы. Каждые 2 купе соединялись между собой внутренней дверью, т.е. первое со вторым, третье с четвертым и т.д. Единственным неудобством в самом купе было отсутствие места для размещения большого багажа. Вообще-то была некая ниша над входом, (как и в наших купе), но чемодан туда запихнуть было проблематично. Пожалуй было и еще одно неудобство: полки самим опустить было невозможно и потребовалось вмешательство проводника, который специальным ключом открыл их. Через час после отхода поезда нам принесли в купе только что разогретый (скорее всего в микроволновке) ужин, который состоял из разных тарелочек. В одной было филе курицы с овощами, в другой - картофельное пюре с мясом, в третьей - что-то среднее между сметаной и кефиром, хлебная булочка и еще что-то, отдаленно напоминающее лазанью, т.е. макароны с фаршем, запеченные с сыром. Кажется все. В принципе, если не учитывать, что пюре было прокисшим, то все остальное было вполне прилично.
Порадовал меня очень приятный проводник, который старался говорить по-английски, но не всегда у него это получалось. Он всегда готов был прийти на помощь, правда иногда долго отсутствовал, ну а на вопрос: "во сколько приходит поезд в Каир", мы получили вполне арабский ответ: "где-то в 5.30-6.00". Оказывается, у местных поездов расписания нет. Благо отправляются они точно. Нас должны были разбудить за час до прихода поезда, т.е. около 4.30, но мы проснулись сами, без будильника. Кстати, накануне вечером, проводник обошел и спросил что мы хотели бы пить на завтрак, естественно за доплату. Мы заказали 2 апельсиновых сока (14 фунтов - 2,3 доллара). Где-то около 5 утра проводник нам раздал завтраки с заказанными с вечера соками. Завтрак включал чай или кофе на выбор, булочку, масло, джем, круасан, и что-то (не помню что) горячее. По "арабскому" расписанию поезд вместо 5.30-6.00 прибыл почти в 8 часов утра. Мы были несколько расстроены, т.к. знали бы - не вставали бы в такую рань.
2.10.2003
По прибытию в Каир нас ждал очередной представитель "Абануба", который, к сожалению, не организовал нам носильщика, и мы вещи до автобуса тащили сами, через лестницы подземного перехода. Говорю об этой детали по одной причине. Дело в том, что в принципе у них всегда и везде до этого были носильщики, которые подносили нам багаж (кроме аэропорта), а тут такого сервиса не было, и народ немного взбунтовался. Хотя работая уже 10 лет в туризме знаю, что если бы в договоре на обслуживание был оговорен поднос багажа, то можно было бы законно возмущаться, а если нет то говорите "спасибо", что такую услугу предоставляют, правда за собранный заранее бакшиш.
Вокзал находился в Гизе и, как сообщил наш сопровождающий, который плохо говорил и понимал по-русски, мы едем в отель "Middle East" (заранее мы отеля не знали - это по условию договора). Этот отель находится в городе Гиза, но, как поняли мы уже из увиденного, Гиза и Каир - это просто разные берега Нила, а так - один город плавно перетекает в другой, поэтому разницы в принципе никакой. По прибытии в отель нашей группе из 10 человек предложили, 2 сьюта, т.е. двухкомнатных номера с общей гостиной-столовой и еще один двухместный номер. Поскольку мы уже подружились с одной парой из Красноярска, то согласились вместе взять себе съют на 4-х человек. В принципе, номер был очень большой. В гостиной стоял диванчик, стол, кухня с плитой, холодильником и минимальным набором посуды. Ну а сами комнаты были довольно просторные, каждая со своей ванной комнатой. Но тут опять возникает то ощущение, что все это как-то халтурно сделано. В ванной у нас не было полотенец, диванчик в гостиной был весь уже потертый и грязноватый, а к шкафу вообще нельзя было подходить потому что его двери (шкаф-купе), вот-вот должны были выпасть. Но если не вдаваться в эти подробности, то номер был очень и даже очень приличный.
Сопровождающий сказал нам, что в 9 часов мы должны быть готовы для выезда на экскурсию, так как к тому времени подъедет наш Хассан, который добирался до Каира на самолете (кстати, сам он живет в Каире). Ровно к 9.00 часам мы были уже в холле гостиницы, но нам сказали, что поедем мы где-то через полчаса, т.к. вторая группа - еще 9 человек (из 27 человек на круизе, в Каир поехали только 19), которая ехала сидячкой, должна была приехать в 8 утра, а приехала к отелю только в 8.45. Тем не менее наш Хассан был уже в отеле и около 9.30 мы поехали смотреть главные египетские достопримечательности - Пирамиды.
Как оказалось, мы были где-то в 4 км от них, т.е. при желании до них можно было дойти пешком. Хассан провел полноценную экскурсию, мы зашли в одну их гробниц рядом с пирамидой, потом нас отвезли на смотровую площадку, где также развернулся небольшой сувенирный базарчик, а затем поехали к Сфинксу. Там тоже немного погуляли и затем за доплату в 30 фунтов (5 баксов) мы пошли обедать прямо рядом со Сфинксом. Там был шведский стол, довольно-таки разнообразный, каждый мог найти что-то для себя, а напитки были за отдельную плату. После обеда нам предстояла экскурсия по национальному Каирскому музею. Мы добрались туда с Хассаном, правда по дороге, после жары, экскурсий, да еще и плотного обеда, многих разморило, и мы чуток покимарили. Ну а Каирский музей - это было что-то незабываемое. Столько древностей в одном здании - это просто уникальная коллекция. А сокровища Тутанхамона - это что-то!
После двух часов добросовестной экскурсии наш Хассан отвез нас в отель, где попрощался с нами, т.к. на следующий день с нами должен был быть другой гид - Джозеф.
Вечером мы решили пойти погулять по Гизе-Каиру, чтобы немножко поближе рассмотреть столицу страны. Впечатления, я вам скажу, самые незабываемые и не потому, что все было просто замечательно, а наоборот. Я никогда не думала, что можно так жить, когда помойка чуть ли не посередине улицы, когда не заасфальтированы тротуары, когда дома в полу достроенном, или по моим меркам полуразрушенном состоянии, везде страшная грязь, самые неприятные запахи, какой-то канал от Нила отходит - так он весь засыпан мусором. Эти грязные приставучие дети, в общем - это надо было хоть один раз в жизни увидеть, чтобы понять в каком раю мы живем.
Вернулись уже окончательно убитые в номер, где после прохладного душа забылись до утра. Утром нас встретил Каирский гид - Джозеф, который должен был провести обзорную экскурсию по городу и посещение базара Хан эль Халили. В принципе, в нашей программе было указано, что все это должно быть в первый день, а на второй день с утра мы должны были ехать в Хургаду. Но оказалось, что эту программу нам делят на 2 дня. Некоторые возмущались, но я хотела бы на них посмотреть, если бы мы все это сделали в один день. Да это вообще нереально и поверьте - человеческие возможности тоже ограничены. Я уж не знаю, как те, которые в сидячке ехали - даже те, кто ехал в спальном, не все могли ночью спать. Кстати о сидячке. Мы этих поездов так и не видели, т.к. у них отдельно ходят поезда спальные, там только 2-хместные купе, а отдельно мягкие поезда - т.е. по нашему сидячки, и отходят они в разное время. Наш в 18.30, а сидячка в 20.30. По отзывам второй группы, говорят, что в том поезде было много иностранцев, а места там как в старой "Авроре", курсирующей между Питером и Москвой, т.е. купе поделенные на 6 сидячих мест друг против друга. Говорят, что было не так уж плохо, но не сказать, что совсем уж замечательно. А если учесть, что так они ехали 12 часов, да еще и ночью, то представляю каково им было. Но из них никто явно не жаловался. Кстати, им, когда забирали с вокзала, вещи погрузили на носильщиков и те дотащили до автобуса.
3.10.2003
В 9.00 утра за нами, как обычно заехали, забрали наши чемоданы и мы уселись уже в комфортабельный большой автобус, который нас катал по городу. Честно говоря, смотреть там нечего - ничего кроме нищеты, грязи и тучи народа, я не видела. Единственное, что привлекло внимание, так это самая большая в Египте (и вторая в мире после Стамбульской) мечеть Мухамеда Али и небольшая остановка, у двух не то трех древних мечетей. Пожалуй с чисто архитектурной точки зрения - это было интересн