Тиоман, малазийский остров в Южно-Китайском море, был выбран мною для посещения скорее методом исключения, чем из-за объективных факторов. Конечно, достоинств у Тиомана много, но, еще сидя в
России, почему-то хотелось съездить на популярные Ланкави или Пинанг. Однако, не в пользу последних говорила погода: в конце лета на восточном побережье
Малайзии весьма вероятны дожди. И действительно, на всех погодных сайтах для этих островов показывали гром и молнию, а также серые тучки. Ну что ж, оставляем восток страны для следующих поездок и двигаемся в уже знакомое по тайскому острову
Самуи Южно-Китайское море, где я был пару лет назад.
Скажу сразу: на Тиомане мне понравилось! Этот остров - настолько приятное и красивое место, что иначе и не может быть. Чувствуешь себя там комфортно и умиротворенно, хочется только расслабляться и радоваться жизни. Было очень хорошо, и только под конец взгрустнулось из-за необходимости отъезда.
Ну, впрочем, все по порядку.
ДЛЯ СПРАВКИ
Остров Тиоман, как уже было сказано выше, находится в Южно-Китайском море. Если посмотреть на полуостров Малакка, то Тиоман можно найти восточнее территории континентальной Малайзии, недалеко от побережья. Искать нужно на подробной карте, т.к. остров маленький и на крупных атласах мира просто теряется. По форме Тиоман похож на куклу-неваляшку: крупная южная часть плавно сужается к северу. Остров весьма гористый, есть несколько заметных вершин. Самая высокая - что-то около километра. Ну и наконец, у острова есть спутники: несколько маленьких островков на севере.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Разумеется, только самостоятельно. Нашим турагентствам это место неизвестно, да и вообще по путевкам сюда не ездят даже немцы. Чтобы попасть на Тиоман, нужно прилететь в Малайзию или Сингапур, а затем решить вопрос с дальнейшим перемещением.
Есть два классических варианта: по воздуху и по земле. Самолеты летают из
Сингапура и
Куала-Лумпура несколько раз в день. С пятницы по воскресенья много народу прилетает сюда на короткий отдых из Сингапура, поэтому билетов может не быть.
Что же касается более популярного варианта: сухопутного, то тут все несколько сложнее. В таком случае путь разбивается на два отрезка: на автобусе до приморского городка Мерсинг, а затем на "спидботе" или пароме до самого острова. Автобусов из обоих городов идет много, остается лишь выбрать время и купить билет. Я ехал до Мерсинга из Сингапура. Если посмотреть по карте, то расстояние между этими городами – сто километров с хвостиком. Выезжая из Сингапура в девять утра, я наивно предполагал быть на побережье около одиннадцати. Не тут-то было! Бодренько преодолев границу и добравшись в соседний с Сингапуром город Джохор Бару, автобус покатил по магистралям Малайзии. Уж не знаю, как и где мы там ехали, но, к моему изумлению, вся дорога заняла аж пять с половиной часов, включая две остановки. В третьем часу дня уставшие пассажиры выгрузились в Мерсинге возле какой-то бензоколонки и тут же попали в заботливые руки турагентов, продающих билеты на паром. Кроме парома, который в этих местах называется "спидбот", на Тиоман ездит еще и скоростной катер, функционирующий под именем "супер-спидбот". Разница между ними – в тридцати минутах езды и нескольких рингитах стоимости.
Купив билет на ближайший катер, загружаюсь вместе с еще пятью попутчиками в маленький автобус до пристани. Водитель старательно пытается запихать несколько огромных бэкпэкерских рюкзаков в маленький багажник – и запихивает, пару сумок ставят кому-то на колени, и машина трогается. Через пару минут езды появляется пристань, пересаживаемся на катер и отчаливаем. Два часа энергичного движения по воде - вот он, остров. Привет, Тиоман!
ТИОМАН
Пока катер рассекал бирюзовые волны, я успел досконально изучить имевшийся у меня в багаже путеводитель по Малайзии из серии "Полиглот". Там было написано, что раньше Тиоман являлся базой для торговых и пиратских кораблей, а затем стал местом добычи рыбы. Еще в путеводителе утверждалось, что после начавшегося недавно туристического бума остров порядком испорчен строительными котлованами и "былое экзотическое очарование" уже утеряно. Ну что ж, проверим.
Прибывающий к острову бот делает несколько остановок на нескольких пляжах. Всего их, пляжей, около девяти; на каждом есть что-то типа деревни с гостиницами и ресторанчиками. Расположены они достаточно далеко друг от друга, так что заранее нужно выбрать себе место обитания: пешком дойти от одной деревни до другой затруднительно. Самый крупный пляж называется Tekek, там есть взлётная полоса аэропорта, магазины Duty Free и единственный на весь остров многозвездочный отель Berjaya Beach Resort. Все остальные гостиницы звезд на вывесках не имеют и представляют собой простые, ухоженные бунгало среди цветов и пальм.
Итак, катер причаливает к берегу. Я выхожу на последней остановке, на пляже Air Batang. Пройдя по длинному причалу, упираюсь в большой щит, на котором нарисована карта местности и есть несколько указателей. Вдоль берега тянется узкая дорожка и пойти от причала можно только в две стороны: направо и налево.
Судя по указателям, гостиница под названием ABC, где я собираюсь остановиться, находится слева. Чтобы добраться до нее, нужно пройти метров двести, почти до конца пляжа. На пути встречаются несколько дайв-центров, ресторанчики, пара магазинов, а между всем этим – бунгало.
Таких понятий, как "первая" и "вторая линия" тут не существует, т.к. все гостиницы расположены на примерно одинаковом удалении от моря, и от самого дальнего бунгало до воды идти пешком не больше минуты. Еще здесь нет никаких машин, а есть только несколько мотоциклов, на которых и разъезжают живущие тут малазийцы. Маршрут: от одного конца пляжа до другого, или до пристани и обратно. Отсутствие машин легко объяснимо, поскольку ширина единственной в этом месте дороги как раз соответствует ширине мотоцикла с коляской.
ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ОТДЫХАТЬ
Несмотря на то, что Тиоман представляет собой остров-курорт, здесь нет многих привычных курортных радостей: дискотек, огромных отелей, шикарных ресторанов, секс-приключений и прочего. Зато есть много всего другого: теплое чистое море, тропическая природа, ласковое солнышко и замечательная атмосфера. Я бы назвал ее так: "домашняя". Тут и вправду все очень по-домашнему, уютно и спокойно. Можно прийти на ужин в кафе в одних шортах, и никто не будет коситься и показывать пальцем. Можно подойти к любому человеку и пообщаться с ним о чем-нибудь как старые знакомые, хотя пять минут назад вы впервые увидели друг друга.
Основная масса отдыхающих приезжает сюда из Европы и
Австралии. По чуть-чуть – из Новой Зеландии, Сингапура и других стран. Средний возраст – от 20 до 25 лет. В силу размеров этого места народу не очень много, так что спустя пару-тройку дней после приезда уже все всех знают, не по имени, так в лицо. Достаточно один раз зайти в какое-нибудь место перекусить, и в следующий раз вас уже узнают и будут здороваться. В общем, очень душевно!
Когда надоедает просто расслабляться на белом песочке пляжа, можно перейти к активным видам отдыха. Их тут доступно много. От причала каждый день отправляется несколько лодок с обзорной экскурсией вокруг острова. Для любителей снорклинга есть несколько пунктов проката масок, ласт и трубок. Вода даже у берега очень чистая, и рыбок много, так что удовольствие от этого занятия гарантированно. Также напрокат сдают велосипеды, и можно отправиться в велопрогулку вдоль пляжа. Наконец, есть дайвинг, о котором чуть позже.
Ночной жизни в привычном понимании на острове нет. Перед заходом солнца народ возвращается с дайвинга и экскурсий занимать места в прибрежных кафе и ресторанчиках, чтобы во время ужина наблюдать, как оранжевый шар солнца медленно исчезает в море, а на небе появляются сотни звезд. Можно пойти в один из нескольких баров, которые тоже расположены прямо у воды. На самом севере Air Batang'a владелец одного из баров, он же бармен, вставляет свой iPod в колонки от музыкального центра и весь вечер вокруг звучит поп-рок во всех видах: от The Beatles до Coldplay. Вместо барных стульев тут служат высокие пеньки, и публика обычно сидит либо на них, либо сдвигает все столы в один, и люди усаживаются вместе, образовывая одну большую компанию. Можно подойти, сесть и пообщаться о чем-нибудь с такими же путешественниками, как и ты. Если хочется побыть одному - в любом ресторанчике найдется незанятый стол и стаканчик свежевыжатого сока. Очень приятно сидеть вот так вечером в десяти метрах от воды, слушать шум прибоя и наблюдать, как в воду падают звезды. Лепота!
В один из дней, взяв напрокат велосипед, я перебрался с ним через небольшой холм на соседний пляж Tekek, который является "столицей" острова. Это уже даже не деревня, а целый поселок с длинными улицами, магазинами и сравнительно крупными гостиницами. Тут есть даже аэропорт, а по дорогам, в отличие от Air Batang'a, ездят автомобили. Авто можно взять и напрокат, но далеко уехать не получится, поскольку место это все равно изолированное, как и другие пляжи Тиомана. Я покатался на велосипеде вдоль аэропорта, а потом съехал прямо на пляж. После отлива песок плотный, и можно было вполне уверенно ехать прямо в полуметре от воды. Класс!
В целом, на мой взгляд, Tekek из-за своей "цивилизованности" и раскрученности меньше всего подходит для отдыха на Тиомане. Тут не так сильно чувствуется вся эта замечательная спокойная атмосфера остальной части острова, и местами встречаются разного рода стройки. То тут, то там возводят какие-то здания, мостят брусчаткой дороги и возят туда-сюда строительный мусор. Если в моем путеводителе фраза об утрате "экзотического очарования" подразумевала именно это, то могу подтвердить - это правда. Покатавшись еще немного по Tekek'у, возвращаюсь обратно на Air Batang.
ДАЙВИНГ
Дайвинг на Тиомане - просто загляденье! Вокруг острова ныряют примерно на 15-17 популярных сайтов, из которых лучшими считаются места вокруг островков в северо-западной части Тиомана. Именно туда мы и отправляемся в один из дней вместе с компанией от дайв-центра B&J.
Мои попутчики – молодая пара, живущая в Сингапуре. Девушка-англичанка и ее спутник, индус, получают там MBA. По пути мы заплываем на самый северный пляж острова - Salang, чтобы забрать оттуда нашего гида и еще несколько дайверов. Гидом оказывается молодая европейского вида женщина по имени Сара, говорящая на прекрасном английском. Согласно ее брифу, нырять мы будем в двух разных точках небольшой группы островков с заездом на один из них во время перерыва. Инструктаж, проверка готовности и всё – под воду! Красота волшебная: стаи ярких рыбок, скаты, звезды и множество кораллов всех расцветок. Подводный рельеф образован большими подводными скалами, которые обросли флорой всех форм и расцветок.
Вдоль одной из скал плывет большая морская черепаха и, вдруг найдя для себя что-то интересное между кораллов, принимается методично поедать одно из растений. Мы подплываем ближе, еще ближе к черепахе, она нас замечает, но продолжает свой завтрак, косясь на нахальных дайверов одним глазом. Класс! Пятьдесят минут и 200 бар в баллоне заканчиваются гораздо быстрее, чем хотелось бы, и мы возвращаемся наверх.
В перерыве перед вторым дайвом мы отправляемся к одному из островов для небольшого отдыха. Островок очень маленький и очень зеленый, но удивительно даже не это, а то, какого цвета тут море: изумительная ярко-бирюзовая вода прямо-таки светиться изнутри, режет глаза ослепительным сиянием! Достаю камеру и делаю несколько снимков, а потом, не выдержав всего этого великолепия, прыгаю с верхней палубы в воду и плыву на берег. С берега картинка еще лучше, жаль только, что фотоаппарат остался на боте. Песок на берегу белоснежного цвета и не отстает от воды по яркости, а ноги по щиколотку проваливаются в эту мягкую муку. Построек и местных жителей на острове не видно, и, судя по всему, он необитаемый, как и несколько соседних островов, видимых отсюда.
Перед вторым дайвом Сара увлеченно описывает то, что нам сейчас предстоит увидеть. Второй сайт входит в ее личный топ мест для погружений из-за своей богатой флоры, и, прежде всего, из-за многообразия кораллов. Сара увлеченно описывает подробности подводного мира, перечисляет названия растений, и я понимаю, что у меня уже не хватает словарного запаса, чтобы все это перевести и все понять. Под водой обнаруживается большое количество огромных каменных глыб, как будто специально сваленных кем-то в кучку. Камни все обросли кораллами и действительно - здесь словно подводный ботанический сад. Нас немного сносит легкое течение, отплываем в сторону и начинаем осматривать это место. Между отдельными глыбами есть что-то вроде природных туннелей и мы проплываем через несколько таких узких проходов. Живности здесь, как ни странно, поменьше, но удовольствие от погружения все равно очень большое.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вот такие получились зарисовки "с натуры". На Тиомане было хорошо, и я всем желаю приехать сюда и попробовать все эти простые человеческие радости тропического острова, почувствовать комфорт и удовольствие от общения с природой. Конечно, проводить здесь все две недели своего отпуска вряд ли стоит, но вот в качестве составной части путешествия по Юго-Восточной Азии этот остров подходит великолепно. Например, можно скомбинировать Тиоман с Сингапуром, континентальной Малайзией или
Таиландом. Если хотя бы один человек, прочтя мои впечатления, начнет паковать чемоданы, буду считать, что писал эти строчки не зря. Удачи!