Проехали вдвоём с сыном по северному атлантическому побережью
Испании на прокатном автомобиле 4500 км по маршруту
Барселона – Сарагоса – Сан-Себастьян – Бильбао – Фуэнте Де – Рибадео – Саньяго-деКомпостела – О Гро-ве(Понтеведра) – Пуэбла-деСанабрия – Замора – Саламанка – Авила -
Мадрид.
Количество ночевок – 12. Пять ночей в парадорах(3*…5*) и семь – в прочих отелях от 1* до 4*. Период поездки: 27.08 – 08.09 2006.
Цель – отдохнуть по варианту, который еще не пробовали ранее.
А ранее ездили с групповыми экскурсионными турами по
Англии,
Италии,
Франции,
Германии,
Скандинавии, Китаю, на пляжный отдых в
Турцию, Италию, Испанию и
Египет. Два последних года пробовали отдохнуть на нашем Черном море .
Мечтали взять на прокат машину и проехать «каждый день 150-300 км и ночь в новом отеле».
На сайте Марко Поло нашли вариант «Зеленая Испания», что в разделе «по парадорам Испании». Списались, утрясли маршрут/стоимость с 1115 до 720 евро на нос за счет уменьшения парадоров до пяти (от пяти дают очень хорошую скид-ку), определились с классом прокатного авто и полетели в Испанию.
Общие впечатления и рекомендации:
Стоимость поездки.
Перелет(туда-обратно на двоих) – 890 евро. За парадоры/отели и 13 дней аренды авто мы заплатили 1440 евро(из них машина – 406 евро). За 4500 км со-жгли дизтоплива на 180 евро.
За платные стоянки в – около 30 евро.
Входы в музеи и замки – 35 евро.
Обеды/ужины/завтраки+пиво/кола/чипсы обходились от 8 до 35 евро в день на нос.
Более расходов не имели.
Итого где-то около 3000 евро на двоих, без учета сувениров.
Прокат автомобиля.
Обязательно сделайте себе в местном ГИБДД МВУ(международное води-тельское удостоверение). По нему там дают машину. Могут дать и по нашему. Но у автора этих строк уже после заказа авто наши права за разворот через сплошную отобрали наши ребята, которые в погонах торгуют палочками на обо-чинах. А по временному удостоверению, которое дали взамен, там машину не да-ют. Благо у сына были права и МВУ. Наши, ради эксперимента, он не показал – дали по МВУ. Сыну, кстати, на момент выдачи машины было лишь 20 лет, а не 21, как они пишут – никто на это не глянул.
Кредитная карта – обязательно. И баланс на ней долларов 500, поскольку rent-a-car откладывает от 100(в нашем случае) до 400 евро для такого класса за-лог на возврат назаправленного авто или повреждения, не входящие в страховку или неправильный возврат. Пишут, что есть фирмы, где можно залог оставить на-лом. Но в нашем случае, когда мы машину поставили на рент-а-кар стоянку в аэ-ропорту, а смотреть её будут завтра, нам бы вряд ли вернули залог.
Место старта-финиша. Мы выбрали аэропорты, дабы не связываться с об-щественным транспортом и движением в Барселоне и Мадриде. Города очень привлекательные, но и очень проблемные для проезда. И нас более интересова-ла провинция и океан, поэтому в аэропорту Барселоны сели в машину поехали ночевать в Сарагосу(350 км). Так же и вернули - ночевали в Авиле за 120 км от аэропорта Мадрида, где вернули машину.
Офисы Rent-a-Car в Барселоне нашли на терминале В. Там же, через дорогу, стоянка машин всех фирм Rent-a-Car.
На подъезде к Мадриду, километров за 30, на щитах-указателях появился самолетик со стрелкой, указывающий на дорогу в аэропорт. На подъезде к тер-миналу 4 появился указатель на паркинг Rent-a-Car. Оставили машину, записали номер стоянки и пошли к стойке. На стойке ответили на вопрос «проблем?» и рас-стались с ключами. Процедуры оформления, как на старте, так и на финише за-няли не более получаса с поиском стойки и поиском машины на стоянке.
Класс авто.
Нас ехало двое, поэтому мы заказали А-класс (Опель Корса / Ситроен С2 / Фольксваген Поло 1.1, с кондиционером). Таких машин в Испании – 90% и такой класс считается абсолютно нормальной машиной. Фирма, где нам заказали ма-шину, - ALAMO AtezaNational. Её нам рекомендовало турбюро МаркоПоло, кото-рое и обеспечивало бронирование отелей/парадоров по маршруту. Можно брони-ровать самим, так мы и будем делать в будущем, в Интернет есть для этого всё. В аэропортах мы видели стойки Avis, Alamo AtezaNational, Europcar, Hetz. Очередь человек 20 в аэропорту Барселона была перед стойкой Europcar. Условия у всех приблизительно одинаковые. Если меньше аренда – больше залог и жестче усло-вия и наоборот.
По факту мы получили машину немного лучше заказанной – кабриолет со складным верхом Citroen C3 Priruel, 1,4 TDi с климат-контролем изумительного голубого цвета с пробегом 27 тыс. км. Отзыв по машине выложен на
www.autonews.ru.
Перелет. Летели
Аэрофлотом, с транзитом через московские Ш-1 и Ш-2. Если будет вариант не лететь через эти наши ворота – не летите. Уж очень сильный контраст между там и тут. У меня и сына по возвращении, как увидели наш Ш-2, возникло преддепрессионное состояние, которое не развилось лишь благодаря патриоти-ческим чувствам.
Аэропорты Барселоны и Мадрида.
Все просто и понятно. На прилете и вылете формальный контроль.
Аэропорт Мадрида, его 4-й терминал заслуживает отдельного рассказа .
Езда по дорогам Испании
Перед поездкой зашли на сайты-маршрутизаторы и по списку адресов оте-лей, где нам забронированы ночлеги, определились с путями проезда к ним. (http://www.guiacampsa.com ,
http://www.viamichelin.com/). С их же помощью сделали и распечатали также вообще весь маршрут, но это лишнее и альбом с маршрутом оказался бесполезен. От города до города лучше использовать дорожную карту, купленную на заправке или подаренную в очеред-ном офисе «tourist information».
А вот как попасть к нужному месту – маршрутизаторы оказались незамени-мыми. Хотя и там были косяки – в Сантьяго-де-Компостела мы, уже видя отель, не смогли к нему попасть, поскольку маршрутизатор
www.guiacampsa.es дал не тот путь с платной дороги и мы вновь на неё попали. А возможность развернуться там появилась через 45 км.
В пути один из нас был штурманом, который следит за полосами, указателя-ми и сверяет их с картой. На водителя этот груз свалить не вариант. Поскольку наблюдение за разметкой, знаками и обстановкой в незнакомом месте не остав-ляет времени на географию. Работа у штурмана напряженная. Когда наконец уви-дел нужный съезд с магистрали и дал команду водителю, расслабляться не стоит. Тут же , за съездом, новая развилка, а за ней ещё… И не всегда «прямо» на щите означает «прямо на дороге».
Сама езда проще и легче, нежели в
России, поскольку там понятнее размет-ка, знаки, указатели и главное – нет ненависти водителей друг у другу. Привыка-ние к указателям, знакам и темпу дороги заняло около трех часов.
Парковались на ночь у отелей. Парковки у отелей, кроме парадора в Zamora, и отеля Concistodor в Zaragoza бесплатные и доступные. А в городах в большин-стве случаев, что проще и дешевле – на подземных парковках. Они в изобилии во всех исторических местах и старых кварталах.
Полицию видели только на разруливании пробок, одну машину на обочине в провинции и по телевизору. Ни одного стационарного поста за 4500 км мы не ви-
дели. Один раз, когда на платной парковке талончик положили не на парприз под стекло, а на сиденье – под дворником обнаружили квитанцию на штраф 50 евро.
Заправочные станции, они же минимаркеты с соками-колой-чипсами-дорожными картами с нормальными ценами. Во всей Испании, кроме Мадрида, сначала заправка, затем оплата. В Мадриде – как у нас. Платишь – потом льёшь.
Нередко на заправке – ресторан с официантами и меню дня «menu del dia» с ценами 8-14 евро за очень неплохой обед. Кроме того, иногда ресторан на за-правке – единственное место, где можно перекусить во внеурочное время. А в та-кое время нам как раз и хотелось завтракать/обедать/ужинать.
Дороги.
Магистрали с ограничением 120 нередко входят в самый центр города или проходят его насквозь, что позволяет как въехать, так и выехать из городов очень быстро и без проблем.
Классификация дорог многоступенчатая. Въезд на платные дороги обозначен похожим издали на кирпич знаком. Разрешенный лимит 120, его можно превысить на 10%, но местные знают все привычки полиции «медленно летят» со скоростью 160-180. А поэтому если ориентироваться скорость потока, проблем не будет. На платной дороге десять раз проверьте, туда ли едем? Мы как-то прозевали нужный указатель и развернуться смогли лишь через 45 км.
Рядом с платной обязательно есть бесплатная дорога. Иногда такая же по рядности, но всегда более загруженная. Так, мы проехали от Барселоны до Ллье-ды по бесплатной двухполосной(две в одну сторону) магистрали. Так же – от Пон-теведры до
Португалии.
Дороги в дырах(последние по классификации) не имеют указателей вообще никаких или только при пересечении со старшими дорогами. Поблукали по ним всласть.
Достопримечательности.
Заезжали во все более-менее отличные от деревень города. Исторические центры с улицами шириной полтора метра есть везде, они нам в конце уже под-надоели.
Про достопримечательности и вообще про север Испании в Интернет инфо крайне скудная. В парадорах и
отелях Испании, в отличии от Англии или Франции или Германии также нет ничего.
За инфо мы ходили в tourist information. Это, как мы поняли государственные офисы для помощи туристам. Офисы есть в каждом населенном пункте, даже в деревне, если в ней есть древность.
Мы просили «руссия ор инглиш вариант хисторикал информейшейнз, плиз». Русского варианта не дали нам нигде. Но на английском получали везде. Если тут же просили уточнить детали или дать рекомендации о крепостях («кастеллос») или региональных красотах, получали еще больше информации. Этого хватало вполне.
А карту региона Castilla y Leon мы нашли лишь в таком офисе.
Абсолютно вся информация, включая дорожные карты, в этих офисах бес-платная.
Что нас интересовало:
обычный набор «красоты природы – замки – крепости».
Соборы и монастыри мы смотрели лишь снаружи, т.к. наелись в Италии.
Красоты природы присутствуют в изобилии. Горные пейзажи, шикарные пес-чаные пляжи, отвесные скалы с прибоем.
Крепости есть, но доступ в них ограничен. Мы попали в Ла-Коруна, Монтер-рей, Пуэбла-де-Сагабрия, Виллалонзо, Панафиэль(внутри музей вина), Медина дель Кампо(очень ограничен вход), Сегова(замок) и Авила. Очень много крепо-стей восстанавливается - наблюдали, как в центре развалин стоит кран и кипит работа.
В музеи, если они не в крепостях, не заходили.
Язык общения.
О русском на севере Испании речи нет вообще. В парадорах на ресепшен понимают английский. В меню ресторанов(в парадорах) есть английский вариант, но в прочих ресторанах только «соло испаньоль». Для ресторана сделайте кар-точку-словарик, где в табличке будут русское и испанское написание блюд/продуктов. Например: свинина гриль, картофель жаренный, суп, рыба жа-ренная, осьминог, пирожное и прочее. Мы этого не сделали и было очень тяжело.
Еда.
У сына был обязательный перечь блюд (хамон, пуэлья, гаспачо, тортилья, лагостинос, …), которые необходимо попробовать. Это делали в провинциальных ресторанах. Обед в среднем 21-27 евро на двоих. Вино(бутылку вино тин-то(красное)) дают так, а за воду/колу берут деньги. Несколько раз обеда-ли/ужинали на заправках за 13-19 евро на двоих. В ресторанах на заправках в «меню дель диа»(комплексный обед) входит бутылка вина или кружка пива, а пи-во наливают в кружки, вынутые из морозильной камеры.
Завтраки, кроме оплаченных в отеле О Грове, делали в номере. Использова-ли кипятильник, пару кружек и купленные накануне пирожные, колбасу, булочки, сыр, фрукты. Как-то пытались позавтракать в кафе-ресторанах. Но там утром лишь кофе и круасан(8 евро).
Ночевки.
Заказали пять ночевок в парадорах от 3 до 5* и семь в прочих отелях от 1 до 4*.
Перед отъездом имели смутное представление о парадорах и их отличиях от прочих отелей Испании. Как мы поняли после поездки, парадоры – сеть из не-счетного количества туристических отелей от 3 до 5 звезд, ориентированных ис-ключительно на путешествующих в отпуске. Расположены в замках, крепостях, или же с хорошим видом на замок/крепость/кафедрал или с видом на местные красоты – океанический залив с яхтами, остроконечные горные пики. Имеются с каждом мало-мальски интересном месте Испании и описаны на
www.parador.es . Все парадоры имеют большие (комната не менее 4х10 шагов, рулетки у нас не было) номера с такими же большими санузлами. В санузлах по две раковины для умывания, большая ванная, обязательно биде. Вся сантехника и отделка - супер. В парадоре Puebla de Sanabria смыв воды в унитазе - настоящее шоу.
Комнаты обставлены в стиле, соответствующем окрестностям – под мебель замка, модерн или мебель горного курорта. В комнате выделяется угол или бал-кон, где стоит пара кресел и стол с хорошим видом на местные красоты. Коридо-ры парадоров – широкие, с мебелью, картинами и гравюрами в тему парадора.
В каждом парадоре в дополнение к ресторану и бару большие залы, как пра-вило, с каминами, для карточных игр, чтения газет, и посиделок. Стоящие на пар-ковке у парадоров очень солидные и ухоженные машины свидетельствуют об от-личии этих заведений от прочих.
Т.е. эдакое понтовые испанские места для ночлега, в каждом из которых есть обязательный шикарный стандартный набор плюс у каждого свои прибамбасы.
В парадорах раздражало лишь то, что печатная информация, разложенная на всех мыслимых местах, содержала лишь восхваление сети парадоров. Отды-хающим в отпуске была бы полезна инфо про местные красоты, а её не было.
Обычные отели (непарадоры), даже пансионы-хостелы 1*, такие же чистые спокойные и приятные. Отрицательных впечатлений от отелей севера Испании нет. Лучшие для нашей цели отели – это отели у магистрали на въезде в город. Искать их легко, парковка без проблем, да и сервис там очень хорош.
Мы ночевали(по порядку):
Одна ночь в Сарагосе: hotel Conquistador 3*, Hernan Cortes, 21, ZARAGOZA (ZARAGOZA). Отель в центре, несмотря на карту из маршрутиза-тора, искали долго. На ресепшен за парковку нам предложили заплатить 7% от стоимости номера. Жаба задушила – машина ночевала под знаком(увидели знак лишь утром). Обошлось.
Одна ночь в Бильбао Pension Don Claudio 1*, HERMOGENES ROJO 10, BILBAO 48013. Пенсион(хостел) – комната с двумя кроватями, умывальником, В общем коридоре - туалет/душ. Ничего общего с нашими предположениями о таких отелях, как грязных и ужасных. Тихо, бесплатный Интернет на компьютере в холле, идеально чистый санузел и уютная комната со свежей постелью и полным набором полотенец. Без шкафа, однако. Сын-студент назвал это идеальным местом для ночлега.
Одна ночь в Фуэнте Де. Parador de Fuente De 4*, Fuente De, 39588, Spain. Горный отель, дорога, также горная, напоминает дорогу на Красную Поляну(до реконструкции) или в Домбай. Узкая, петляющая на дне ущелья, с множественными узкими мостами и шикарными видами. Парадор расположен в тупике, у самого подножия «пиков Европы». От парадора есть канатная дорога(вагончик) вверх метров на 800, а также цепь пеших маршрутов от 1,5 до 15 км каждый. Парадор отделан сосной, комнаты укомплектованы палками для пеших прогулок по горам. В комнате застекленный балкон со столиком, креслами и с шикарным видом на горы. Ужин на двоих с бутылкой «вино тинто» стоил 51 евро. Бесплатная парковка.
Одна ночь в Рибадео Parador de Ribadeo 4*, Amador Fernández, 7. 27700. Ribadeo, Lugo. Отель в центре небольшого города с шикарным видом из номера на океанический залив. Застекленный балкон со столиком плюс неза-стекленный огромный балкон, откуда любовались океаном, яхтами и парохо-дами.
Две ночи в Сантьяго-де-Компостела, отель Husa Santiago Apostol 3*, Cuesta San Marcos 1, 15820, Santiago De Compostela. Отель у магистрали на въезде в город. Мы там только ночевали. Парковка у отеля бесплатная. До ис-торического центра с собором и святыми мощами на машине минут пять-семь.
Две ночи в О Грове, hotel O Castro 2*, REBOREDO 71, O GROVE 36989. Очень приятный отель в пригороде с семейным штатом сотрудников. Прекрасный вид на океан.
Одна ночь в Пуэбло-де-Санабрия, Parador de Puebla de Sanabria 3*, Avda. Lago de Sanabria, 18 - Puebla de Sanabria – 49300. Отель с видом на одноименную крепость. Хорошие впечатления от осморта крепости – как внутри, так и снаружи. Не поняли – почему у этого парадора 3*,а не 4*. Бесплатная парковка. Ужин на двоих с бутылкой местного «вино тинто» 55 ев-ро.
Одна ночь в Самора, Parador de Zamora 5*, Pza. de Viriato, 5. 49001. Zamora в центре исторического центра провинциального центра Испа-нии(по нашему – областной город). Расположен к замке, с соответствующей обстановкой. Удобен для пеших прогулок по древностям Заморы. Парковки нет. Использовали платную с автоматом 0,6 евро на 2 часа. Поэтому каждые два часа бегали к автомату. Благо с 20 до 9 парковка бесплатна.
Одна ночь в Саламанке, Parador de Salamanca 4*, C/ Teso de la Feria, 2. 37008. Salamanca , Также в областном городе. Расположен с видом на исторический центр, который на другом берегу речки , с соответствующей об-становкой. Через речку мост, оставшийся от римлян. Бесплатная парковка. Пешком древностям Саламанки из отеля ходить не совсем удобно - далекова-то.
Одна ночь в Авила, отель Cuatro Postes 3*, AUDA DE SALAMANCA 23 AVILA 05002. Отель у магистрали на въезде в город, с шикар-ным видом на огромную крепость Авила.
Итог.
Одна ночь в одном отеле – мало. Инфо по достопримечательностям удава-лось получить лишь по прибытию на место, а поэтому планировать дневной мар-шрут удавалось лишь в ночь перед поездкой. График знакомства с окрестностями получился напряженный. Для нормального знакомства с окрестностями лучше применить график «две ночи в одном месте – переезд на 150-300 км».
Побережье севера Испании – красивейшее место на всем протяжении от Франции до Португалии. Синий океан с прибоем под отвесными скалами, уютны-ми тихими бухтами с шикарными песчаными пляжами, прекрасные отели, масса тихих и красивейших городков, местные красоты произвели впечатление сказоч-ного путешествия.
Крепости и замки региона Castilla y Leon – требуют неспешного осмотра с хо-рошо продуманным графиком. Мы почти всегда попадали не вовремя и ждали ли-бо окончания сиесты, либо открытия, либо смотрели на закрытые ворота по слу-чаю выходного дня. Нужна также историческая справка – без неё осматривать крепости и замки малоинтересно. У нас она появлялась потом, после посещения, что раздражало.
Контраст впечатлений в пользу побережья. Не стоит смешивать побережье и непобережье или побережье ставить в конец путешествия.